ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы развития интонационного слуха младших школьников 6
1.1 Основные подходы к изучению музыкального слуха и его значение системе специальных способностей к музыке 6
1.2 Развитие музыкального слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста в период адаптации к школе 22
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 28
2.1 Обзор научно-методических материалов по проблеме развития интонационного слуха младших школьников 28
2.2 Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы и методические рекомендации по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки 34
Выводы по главе 2 42
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения 71
Актуальность исследования. Современная педагогика уделяет большое внимание развитию музыкальных способностей ребёнка. Среди прочего особой сложностью в развитии обладает музыкальный слух. Развитие интонационного слуха является обязательной частью обучения детей музыке на начальном этапе и вместе с тем представляет определенную сложность в практике музыкального образования. В отличие от работы со взрослыми, у детей развитие музыкального слуха обладает целым рядом особенностей. Это связано с определёнными возрастными особенностями младших школьников.
В трудах П. Я. Гальперина, Л. Ф. Обуховой, Н. Ф. Талызиной, затрагивающих вопросы формирования детского мышления, показано, что развитие интонационного слуха затруднено в этом возрасте, так как умение составлять внутренний план действий, абстрактность мышления младшего школьника не сформированы. Специфической особенностью работы над музыкальным слухом на уроках музыки в общеобразовательной школе является отсутствие освоения нотной грамоты, облегчающей этот процесс в условиях дополнительного музыкального образования школьников.
За многолетнюю практику в отечественной педагогике накопилось множество различных приёмов и методик, направленных на развитие музыкального слуха. Стоит также отметить, что методы работы, которые педагоги часто применяют в отношении развития музыкального слуха в дополнительном образовании младших школьников, во многом оказываются недоступными учителю музыки в общеобразовательной школе. Данная проблема осложняется тем, что из-за групповых занятий на уроках трудно учесть индивидуальные особенности музыкального слуха каждого учащегося.
Реализация музыкального образования младших школьников в условиях ФГОС последнего поколения требует активного поиска качественно новых методов и средств обучения. Для решения этой проблемы необходимы комплексные научные исследования явления, находящегося на стыке нескольких наук, в частности, общей и музыкальной педагогики, психологии и физиологии.
Таким образом, актуальность исследования связана с настоятельной потребностью в серьезной разработке и обосновании современных подходов и технологий, которые помогут в формировании интонационного слуха младших школьников в общеобразовательной школе.
Степень изученности проблемы. Вопросы формирования развития музыкального слуха у детей не раз становились объектом изучения
отечественных и зарубежных педагогов: Б.В. Асафьева, С.А., Немова, Л.С. Выготского, О.П. Радыновой, В. А. Багадурова и мн. др. Психология музыкального слуха освещена в трудах музыкальных психологов и педагогов: А. Л.Готсдинера, Д.К.Кирнарской, В.И.Петрушина,
К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова и др.
Но, несмотря на многоаспектное изучение данного вопроса, исследователи уделяют недостаточное внимания психолого-педагогическим аспектам развития интонационного слуха детей младшего школьного возраста.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью реализации целостного подхода к развитию интонационного слуха младших школьников и недостаточностью комплексных научно-методических разработок в этой области.
Проблема исследования. Какие современные подходы и технологии позволят обеспечить развитие музыкального слуха у учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе?
Тема исследования: развитие интонационного слуха младших
школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
з
Объект исследования - музыкальное образование младших школьников в общеобразовательной школе.
Предметом данного исследования является процесс развития интонационного слуха младших школьников на уроках музыки.
В связи с этим определились следующие задачи:
1. Изучить основные подходы зарубежных и отечественных ученых к развитию музыкального слуха.
2. Описать теоретико-педагогические основы развития интонационного слуха младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
3. Представить психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
5. Разработать методические рекомендации по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования. Развитие интонационного слуха младших школьников на уроках музыки будет более эффективным, если:
- будут изучены теоретические аспекты развития интонационного слуха и выделены его компоненты и уровни.
- будут сформулированы особенности развития интонационного слуха младших школьников;
- будет реализован комплексный подход к решению этой
проблемы и использованы современные технологии;
4
- будет разработать комплекс упражнений для развития музыкального слуха учащихся младших классов
общеобразовательных школ.
Методологической основой данной работы стали труды Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Сухомлинского, К. Д. Ушинского, В. А. Багадурова, Н. А. Ветлугина, Л. Г. Дмитриева, В. В. Кабалевского Д.Б. Л.С., Теплова Б.М., Готсдинера А.Л., Рубинштейна С.А., Радыновой О.П., Шацкой В.Н. и др.
Методические приемы по развитию музыкальных способностей представлены в работах Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Б.М. Теплов Г. Когана, Л. Маккинон и др.
Методы исследования:
- теоретические методы - анализ и обобщение литературы по проблеме; системный, комплексный подходы;
- эмпирические методы - наблюдение и эксперимент. Экспериментальной базой для проведения исследования стала
общеобразовательная школа № 4 г.Набережные Челны.
Новизна данной работы заключается в реализации комплексного подхода к проблеме развития для развития интонационного слуха младших школьников общеобразовательной школы и разработке методических рекомендаций по оптимизации этого процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методические рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя музыки.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и интернет-источников, приложения.
Реализация музыкального образования младших школьников в условиях ФГОС последнего поколения требует активного поиска качественно новых методов и средств обучения. Для решения этой проблемы необходимы комплексные научные исследования явления, находящегося на стыке нескольких наук, в частности, общей и музыкальной педагогики, психологии и физиологии.
Таким образом, актуальность исследования связана с настоятельной потребностью в серьезной разработке и обосновании современных подходов и технологий, которые помогут в формировании интонационного слуха младших школьников в общеобразовательной школе.
Особый вклад в теорию и практику воспитания интонационного слуха у обучающихся музыке внесли представители современной теории музыки (М.Г.Арановский, В.В.Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.А.Орлов и др.), музыкальной психологии (АЛ. Готсдинер, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов и др.), теории и практики музыкального исполнительства (Ф.М. Блуменфельд, К.Н. Игумнов, А.В. Малинковская, Г.Г. Нейгауз и др.).
В отношении исследования природы интонационного слуха наиболее фундаментальной теоретической разработкой является труд Д. К. Кирнарской о музыкальных способностях.
Музыкальный слух как компонент музыкальных способностей - это способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные
впечатления. Организованный и развитый музыкальный слух - это единая сложная способность, направленная на целостное восприятие и интонирование музыкального произведения (его фактуры и формы) как выражения идейно-образного содержания.
Таким образом, интонационный слух является компонентом общего музыкального слуха.
Осуществив анализ существующих научных работ по проблеме исследования, мы сформулировали определение интонационного слуха. Интонационный слух представляет собой сложное многокомпонентное явление, неразрывно связанное с такими компонентами общей
музыкальности, как смысловое восприятие мелодии, точность внутреннего и внешнего вокального интонирования, интонационно-ритмическое чувство, музыкально-ритмические движения, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Проблема развития интонационного слуха младших школьников рассматривается в различных аспектах: развитие музыкального слуха в процессе певческих упражнений (А.Д.Варфоломос, С.Е.Максимов, Б.А.Незванов, И.П.Никитина, К.К.Пигров, В.И.Шип); в процессе восприятия музыки (Ю.БАлисв, А.Н.Мясоедов); через комплекс всех видов деятельности (Е.В.Давыдова, Т.Л.Калужская, А П.Островский).
Вместе с тем, несмотря на достаточно глубокую научно-теоретическую разработку проблемы, большинство существующих в современной практике преподавания музыкальных дисциплин, методик развития музыкального слуха у младших школьников направлены, прежде всего, на развитие одного компонента слуха и редко делают акцент на развитие интонационного слуха, не определяют конкретных педагогических методов и приемов, обеспечивающих достижение в этой области устойчивого положительного результата.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №4.
В группу вошли 28 первоклассников: 15 девочек и 13 мальчиков.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября по январь 2018-2019 г.г. в три этапа:
1. первый этап - констатирующий эксперимент;
2. второй - формирующий эксперимент;
3. третий - контрольный эксперимент.
В начале констатирующего эксперимента мы опросили его участников посредством разработанной нами анкеты, с целью определить субъективную оценку своей общей музыкальности и уровня развития интонационного слуха.
В процессе качественной обработки результатов анкеты, их анализа и обобщения, мы сделали следующие выводы:
1. учащиеся осознают важность чистого интонирования и стремятся к этому;
2. большинству учащихся не всегда удается чисто интонировать и выразительно исполнять произведение;
3. во время выступлений педагогу абсолютно необходимо придавать уверенности учащимся в их силах, грамотно и правильно направлять их и мотивировать на высокий результат.
4. абсолютному большинству учащихся очень важно чисто и осмысленно интонировать, не забыть текст и вовремя вступать;
5. все учащиеся осознают важность выразительного исполнения песни.
Далее, на этапе констатирующего эксперимента мы использовали диагностику уровня развития интонационного слуха О.П.Радыновой и Л.Н.Комиссаровой.
Данная диагностика включает в себя исследование 5 показателей:
а. Восприятие музыки.
a. Пение.
b. Музыкально - ритмические движения.
c. Ритмическое эхо.
d. Эмоциональная отзывчивость.
Полученные результаты показывают, что в контрольной группе на низком уровне развития интонационного слуха находятся 38 % младших школьников, на среднем 41%, на высоком - 20% учащихся, в экспериментальной группе на низком уровне - 34%, на среднем - 45%, на высоком - 21% соответственно. Самыми «проблемными» показатели в обеих группах являются «восприятие музыки», «пение», «эмоциональная отзывчивость на музыку».
Эти результаты коррелируют с субъективной оценкой своих возможностей, полученных в процессе анкетирования.
Полученные в результате констатирующего этапа эксперимента данные свидетельствуют о необходимости оптимизации процесса развития интонационного слуха младших школьников
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана программа развития интонационного слуха младших школьников «Интоника».
Целью программы является развитие навыков интонирования и содержательно выразительного пения обучающихся младших классов.
Программа по развитию интонационному слуху включает в себя тематический план на 12 занятий.
По итогам реализации разработанной программы, мы провели контрольный этап эксперимента.
Полученные результаты свидетельствуют о более выраженной положительной динамике всех показателей экспериментальной группы. Наиболее выраженные результаты достигнуты по показателям «восприятие музыки», «пение» и «эмоциональная отзывчивость на музыку».
Итоги контрольного этапа эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу, недостаточно выраженная динамика по показателям интонационно-ритмического чувства указывает направления дальнейшей работы.
1. Абдуллазаде, Г. А. Философская сущность музыкального искусства. -Баку, 1985.-282 с.
2. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М., 1990. - 186 с.
3. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983. - 111 с.
4. Абрамова, Т.В. Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы. Автореф. канд. пед. наук. Белгород, 2000. - 23с.
5. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. М., 1991. - 299 с.
6. Азаров, Ю П. 100 тайн детского развития. М., 1996. - 480 с.
7. Алексеев, А.Н. О воспитании музыканта-исполнителя. // Сов. музыка. -1980. №2.-С. 72-77.
8. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж, 1998. - 352 с.
9. Алиев, Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слуха школьников-подростков в процессе восприятия музыки. // Музыкальное воспитание школьников. Под ред. М.А. Румер. М., 1975. - С. 49-56.
10. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1995г. -496с.
11. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. - т. 1.
288с.
12. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.пособие для студентов пед. институтов. М., 1983. - 224с.
13. Апрелова, В.А. Музыка как духовная ценность культуры // Проблемы и перспективы профессиональной подготовки педагога- музыканта: психологический и аксиологический аспекты. Материалы VI международной научно-практической конференции. М., 2002. - с. 9193.
14. Арановский, М.Г. О психологических предпосылках предметнопространственных слуховых представлений. // Проблемы музыкального мышления. Сб. ст. -М., 1974. с. 252-271.
15. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.
16. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Л., 1973. - 144с.
17. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. первая и вторая. 2-е изд.-Л., 1971.-379с.
18. Асафьев, Б.В. О себе // Воспоминания о Б.В. Асафьеве. Сост. А. Крюков -Л., 1974.-с. 315-508.
19. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд. 2-ое, доп. -Л. 1979.
20. Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л., 1969.-285с.
21. Бахтин, М.М. Этика словесного творчества. М., 1979. - 195с.
22. Блинова, М.Н. Физиологические основы ладового чувства // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. - Л., 1962. - С. 52-124.
23. Блинова, М.Н. Физиологические основы элементарного звукового синтеза // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. - Л., 1963. - С. 216229.
24. Блинова, М.Н. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. М.-Л., 1964. — 123с.
25. Бодина, Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства.
26. Автореф, канд. искусств. Киев, 1975. - 16с.
27. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования. // Педагогика. №4. - 1997. - с. 11-17.
28. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. М., 2001, - С. 167-177.
35.
.М., 1968.-576 с.
29. Гарбузов, Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха // Н.А. Гарбузов -музыкант, исследователь, педагог. -М., 1980. с. 80-145.
30. Гарбузов, Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. М., 1954. - 64 с.
31. Гейнрихс, К. А. Музыкальный слух и его развитие. — М., 1978. -
80с.
32. Гельмгольц, Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875. - 593 с.
33. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. В поискахпрактико-ориентированных образовательных концепций.- М., 1998.- 616с.
34. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. А.В. Алексеев.- М., 1995. 448 с.
35. Гировский, Е.Ф. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано. // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.1. - М., 1979.
— с. 29-36.
36. Глинка, М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы сольфеджио. М, 1960. -59с.
37. Глядешина, О стилевом воспитании слуха. // Сов. Музыка. 1977, №
1. -С. 112-113.
38. Гольденвейзер, А.Б. О музыкальном исполнительстве. // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2 - М., 1958. - с. 32-68.
39. Гонтаревская, Ю. Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в курсе сольфеджио: Атореф. канд. пед. наук. М., 1984. - 21 с.
40. Горюнова, Л. В. На пути к педагогике искусства. // Музыка в школе. -1988.-№2.- С. 34-39.
56.
41. Зак Яков, Статьи. Материалы. Воспоминания / С ост. и общ. ред. Ш.Г.Соколова. М., i960. - 208 с.
42. Закс, Л. Музыка в контекстах духовной культуры / Критика имузыкознание. Сб. ст. Вып. 3. Л., 1987.
43. Защитить и приумножить отечественные традиции музыкального образования (Круглый стол) // Педагогика. № 8. - 2001. - С. 42-44.
44. Земцовский, И.И. Апология текста. // Музыкальная академия. № 4
— 2002.-е. 100-110.
45. Земцовский, И.И. Апология слуха // Музыкальная академия. № 1 - 2002,-с. 1-12.
46. Зинченко, В. П. Живое знание. М., 1998. - 190с.
47. Иоффе, Е. Пути развития профессионального музыкального слуха: Автореф. канд. искусств. М., 1982. - 23с.
48. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М., 1986. - 192 с.
49. Каган, М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985. № 9. - с. 91-
102.
50. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. статьи.—Л., 1991.-384с.
51. Карасёва, М. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха. -МГК-М., 1999.-376 с.
52. Каузова, А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении // Преподаватель, № 4
1999. - с. 33-36.
53. Ключарева, Т.В. развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. Сб. ст. М., 1979. - с. 3-20.
54. Книга по эстетике для музыкантов / Ред. И.А.Константинов, К.Ангелов (НРБ).-М., 1983.-272 с.
55. Коган, Г.М. Избранные статьи. М., 1985. - Вып.З. - 184 с.
56. Корредор, Х.М. Беседы с Пабло Казальсом. Л., 1960. - С. 270-280.
57. Корыхалова, Н.П. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и ее разработка в зарубежной литературе//Музыкальное исполнительство.- Вып.7. М., 1972 - С.47-92.
58. Кочнев, Ю.Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации: Автореф. канд.искусств. Л., 1970. - 22 с.
59. Красотина, Е.А. Исследование методов развития музыкального слуха в процессе изучения хоровой партитуры. Автореф. канд. пед. наук. -М., 1972.-30с.
60. Краткий психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. М., 1985. С. 250-258.
61. Критская, Е.Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки. // Теория и методика музыкального образования детей: Научно- метод. пособие. / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, и др. М.,
1998. -С. 108-139.
62. Логинова, Л. Звуковысотность в музыке: проблемы восприятия: Автореф. канд. искусств. М., 1986. - 23с.
63. Логинова, Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя: теоретические проблемы: Автореф. докт. искусств. М., 1998. - 43 с.
64. Лосев, А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. - 364 с.
65. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. М., 1998.-412 с.
66. Мазель, Л.А. В.А.Цуккерман и проблемы анализа музыки // 0 музыке. Проблемы анализа. М., 1974. -С.5-29.
67. Мазель, Л.А. Вопросы анализа и эстетики музыки. М., 1972. - 256 с.
68. Максимов, В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. Сб.статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М., i960. -С.54-90.
69. Малинковская, А.В. На пути к интонационному воспитанию учащихся // Преподаватель. № 4 - 1999. - с. 31-33.
70. Малинковская, А.В. Фортепианное интонирование как музыкальнопедагогическая и исполнительская проблема// Дисс. докт. пед. наук. -М., 1995-365с.
9192. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки. Исследование. М., 1993.-262с.
71. Медушевский, В.В. Религиозная природа музыкального слуха // Альманах музыкальной психологии. М., 1995. - с. 9-15.
72. Милынтейн, Я. К.Н.Игумнов и вопросы фортепианной педагогики // Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи. Воспоминания. -М., 1965. Вып.1. - С. 141-166.
73. Милынтейн, Я. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитании исполнителя // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1972. - С.3-56.
74. Раге, Ю.Н. Проблемы воспитания музыкального слуха (о соотношении предмета сольфеджио с художественной практикой) // Вопросы воспитания музыкального слуха. Л., 1987. - С. 7-19.
75. Раге, Ю.Н. Теоретическое музыкознание: Учебное пособие. М., 1983.-79 с.
76. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989. -
141с.
77. Ручьевская, Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание. Сб. статей. Л., 1987. - Вып.З. -
С.69-96.
78. Скребков, С.С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений // Избранные статьи / Ред.-сост. Д.А. Арутюнов. М., 1980.-С. 17-23.
79. Сладков, П.П. Основы сольфеджио: История. Теория. Методика: Учебник. М., - 1997. - 190с.
80. Холопова, В.Н. Современные аспекты асафьевской теории интонации. // Б.В. Асафьев и советская музыкальная культура. Матер. Всесоюзн. науч.-теор. конф. К 100-летию со дня рождения Б.В. Асафьева. — М., 1986.-С. 132-138.
81. Цатурян, К. А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: Дис. канд. пед. наук. М., 1984. - 178 с.