РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы развития интонационного слуха младших школьников 6
1.1 Основные подходы к изучению музыкального слуха и его значение системе специальных способностей к музыке 6
1.2 Развитие музыкального слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста в период адаптации к школе 22
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 28
2.1 Обзор научно-методических материалов по проблеме развития интонационного слуха младших школьников 28
2.2 Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы и методические рекомендации по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки 34
Выводы по главе 2 42
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения 71
Глава 1. Теоретические основы развития интонационного слуха младших школьников 6
1.1 Основные подходы к изучению музыкального слуха и его значение системе специальных способностей к музыке 6
1.2 Развитие музыкального слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста в период адаптации к школе 22
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 28
2.1 Обзор научно-методических материалов по проблеме развития интонационного слуха младших школьников 28
2.2 Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы и методические рекомендации по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки 34
Выводы по главе 2 42
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения 71
Актуальность исследования. Современная педагогика уделяет большое внимание развитию музыкальных способностей ребёнка. Среди прочего особой сложностью в развитии обладает музыкальный слух. Развитие интонационного слуха является обязательной частью обучения детей музыке на начальном этапе и вместе с тем представляет определенную сложность в практике музыкального образования. В отличие от работы со взрослыми, у детей развитие музыкального слуха обладает целым рядом особенностей. Это связано с определёнными возрастными особенностями младших школьников.
В трудах П. Я. Гальперина, Л. Ф. Обуховой, Н. Ф. Талызиной, затрагивающих вопросы формирования детского мышления, показано, что развитие интонационного слуха затруднено в этом возрасте, так как умение составлять внутренний план действий, абстрактность мышления младшего школьника не сформированы. Специфической особенностью работы над музыкальным слухом на уроках музыки в общеобразовательной школе является отсутствие освоения нотной грамоты, облегчающей этот процесс в условиях дополнительного музыкального образования школьников.
За многолетнюю практику в отечественной педагогике накопилось множество различных приёмов и методик, направленных на развитие музыкального слуха. Стоит также отметить, что методы работы, которые педагоги часто применяют в отношении развития музыкального слуха в дополнительном образовании младших школьников, во многом оказываются недоступными учителю музыки в общеобразовательной школе. Данная проблема осложняется тем, что из-за групповых занятий на уроках трудно учесть индивидуальные особенности музыкального слуха каждого учащегося.
Реализация музыкального образования младших школьников в условиях ФГОС последнего поколения требует активного поиска качественно новых методов и средств обучения. Для решения этой проблемы необходимы комплексные научные исследования явления, находящегося на стыке нескольких наук, в частности, общей и музыкальной педагогики, психологии и физиологии.
Таким образом, актуальность исследования связана с настоятельной потребностью в серьезной разработке и обосновании современных подходов и технологий, которые помогут в формировании интонационного слуха младших школьников в общеобразовательной школе.
Степень изученности проблемы. Вопросы формирования развития музыкального слуха у детей не раз становились объектом изучения
отечественных и зарубежных педагогов: Б.В. Асафьева, С.А., Немова, Л.С. Выготского, О.П. Радыновой, В. А. Багадурова и мн. др. Психология музыкального слуха освещена в трудах музыкальных психологов и педагогов: А. Л.Готсдинера, Д.К.Кирнарской, В.И.Петрушина,
К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова и др.
Но, несмотря на многоаспектное изучение данного вопроса, исследователи уделяют недостаточное внимания психолого-педагогическим аспектам развития интонационного слуха детей младшего школьного возраста.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью реализации целостного подхода к развитию интонационного слуха младших школьников и недостаточностью комплексных научно-методических разработок в этой области.
Проблема исследования. Какие современные подходы и технологии позволят обеспечить развитие музыкального слуха у учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе?
Тема исследования: развитие интонационного слуха младших
школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
з
Объект исследования - музыкальное образование младших школьников в общеобразовательной школе.
Предметом данного исследования является процесс развития интонационного слуха младших школьников на уроках музыки.
В связи с этим определились следующие задачи:
1. Изучить основные подходы зарубежных и отечественных ученых к развитию музыкального слуха.
2. Описать теоретико-педагогические основы развития интонационного слуха младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
3. Представить психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
5. Разработать методические рекомендации по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования. Развитие интонационного слуха младших школьников на уроках музыки будет более эффективным, если:
- будут изучены теоретические аспекты развития интонационного слуха и выделены его компоненты и уровни.
- будут сформулированы особенности развития интонационного слуха младших школьников;
- будет реализован комплексный подход к решению этой
проблемы и использованы современные технологии;
4
- будет разработать комплекс упражнений для развития музыкального слуха учащихся младших классов
общеобразовательных школ.
Методологической основой данной работы стали труды Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Сухомлинского, К. Д. Ушинского, В. А. Багадурова, Н. А. Ветлугина, Л. Г. Дмитриева, В. В. Кабалевского Д.Б. Л.С., Теплова Б.М., Готсдинера А.Л., Рубинштейна С.А., Радыновой О.П., Шацкой В.Н. и др.
Методические приемы по развитию музыкальных способностей представлены в работах Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Б.М. Теплов Г. Когана, Л. Маккинон и др.
Методы исследования:
- теоретические методы - анализ и обобщение литературы по проблеме; системный, комплексный подходы;
- эмпирические методы - наблюдение и эксперимент. Экспериментальной базой для проведения исследования стала
общеобразовательная школа № 4 г.Набережные Челны.
Новизна данной работы заключается в реализации комплексного подхода к проблеме развития для развития интонационного слуха младших школьников общеобразовательной школы и разработке методических рекомендаций по оптимизации этого процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методические рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя музыки.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и интернет-источников, приложения.
В трудах П. Я. Гальперина, Л. Ф. Обуховой, Н. Ф. Талызиной, затрагивающих вопросы формирования детского мышления, показано, что развитие интонационного слуха затруднено в этом возрасте, так как умение составлять внутренний план действий, абстрактность мышления младшего школьника не сформированы. Специфической особенностью работы над музыкальным слухом на уроках музыки в общеобразовательной школе является отсутствие освоения нотной грамоты, облегчающей этот процесс в условиях дополнительного музыкального образования школьников.
За многолетнюю практику в отечественной педагогике накопилось множество различных приёмов и методик, направленных на развитие музыкального слуха. Стоит также отметить, что методы работы, которые педагоги часто применяют в отношении развития музыкального слуха в дополнительном образовании младших школьников, во многом оказываются недоступными учителю музыки в общеобразовательной школе. Данная проблема осложняется тем, что из-за групповых занятий на уроках трудно учесть индивидуальные особенности музыкального слуха каждого учащегося.
Реализация музыкального образования младших школьников в условиях ФГОС последнего поколения требует активного поиска качественно новых методов и средств обучения. Для решения этой проблемы необходимы комплексные научные исследования явления, находящегося на стыке нескольких наук, в частности, общей и музыкальной педагогики, психологии и физиологии.
Таким образом, актуальность исследования связана с настоятельной потребностью в серьезной разработке и обосновании современных подходов и технологий, которые помогут в формировании интонационного слуха младших школьников в общеобразовательной школе.
Степень изученности проблемы. Вопросы формирования развития музыкального слуха у детей не раз становились объектом изучения
отечественных и зарубежных педагогов: Б.В. Асафьева, С.А., Немова, Л.С. Выготского, О.П. Радыновой, В. А. Багадурова и мн. др. Психология музыкального слуха освещена в трудах музыкальных психологов и педагогов: А. Л.Готсдинера, Д.К.Кирнарской, В.И.Петрушина,
К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова и др.
Но, несмотря на многоаспектное изучение данного вопроса, исследователи уделяют недостаточное внимания психолого-педагогическим аспектам развития интонационного слуха детей младшего школьного возраста.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью реализации целостного подхода к развитию интонационного слуха младших школьников и недостаточностью комплексных научно-методических разработок в этой области.
Проблема исследования. Какие современные подходы и технологии позволят обеспечить развитие музыкального слуха у учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе?
Тема исследования: развитие интонационного слуха младших
школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
з
Объект исследования - музыкальное образование младших школьников в общеобразовательной школе.
Предметом данного исследования является процесс развития интонационного слуха младших школьников на уроках музыки.
В связи с этим определились следующие задачи:
1. Изучить основные подходы зарубежных и отечественных ученых к развитию музыкального слуха.
2. Описать теоретико-педагогические основы развития интонационного слуха младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
3. Представить психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
5. Разработать методические рекомендации по развитию интонационного слуха у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования. Развитие интонационного слуха младших школьников на уроках музыки будет более эффективным, если:
- будут изучены теоретические аспекты развития интонационного слуха и выделены его компоненты и уровни.
- будут сформулированы особенности развития интонационного слуха младших школьников;
- будет реализован комплексный подход к решению этой
проблемы и использованы современные технологии;
4
- будет разработать комплекс упражнений для развития музыкального слуха учащихся младших классов
общеобразовательных школ.
Методологической основой данной работы стали труды Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Сухомлинского, К. Д. Ушинского, В. А. Багадурова, Н. А. Ветлугина, Л. Г. Дмитриева, В. В. Кабалевского Д.Б. Л.С., Теплова Б.М., Готсдинера А.Л., Рубинштейна С.А., Радыновой О.П., Шацкой В.Н. и др.
Методические приемы по развитию музыкальных способностей представлены в работах Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Б.М. Теплов Г. Когана, Л. Маккинон и др.
Методы исследования:
- теоретические методы - анализ и обобщение литературы по проблеме; системный, комплексный подходы;
- эмпирические методы - наблюдение и эксперимент. Экспериментальной базой для проведения исследования стала
общеобразовательная школа № 4 г.Набережные Челны.
Новизна данной работы заключается в реализации комплексного подхода к проблеме развития для развития интонационного слуха младших школьников общеобразовательной школы и разработке методических рекомендаций по оптимизации этого процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методические рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя музыки.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и интернет-источников, приложения.
Реализация музыкального образования младших школьников в условиях ФГОС последнего поколения требует активного поиска качественно новых методов и средств обучения. Для решения этой проблемы необходимы комплексные научные исследования явления, находящегося на стыке нескольких наук, в частности, общей и музыкальной педагогики, психологии и физиологии.
Таким образом, актуальность исследования связана с настоятельной потребностью в серьезной разработке и обосновании современных подходов и технологий, которые помогут в формировании интонационного слуха младших школьников в общеобразовательной школе.
Особый вклад в теорию и практику воспитания интонационного слуха у обучающихся музыке внесли представители современной теории музыки (М.Г.Арановский, В.В.Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.А.Орлов и др.), музыкальной психологии (АЛ. Готсдинер, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов и др.), теории и практики музыкального исполнительства (Ф.М. Блуменфельд, К.Н. Игумнов, А.В. Малинковская, Г.Г. Нейгауз и др.).
В отношении исследования природы интонационного слуха наиболее фундаментальной теоретической разработкой является труд Д. К. Кирнарской о музыкальных способностях.
Музыкальный слух как компонент музыкальных способностей - это способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные
впечатления. Организованный и развитый музыкальный слух - это единая сложная способность, направленная на целостное восприятие и интонирование музыкального произведения (его фактуры и формы) как выражения идейно-образного содержания.
Таким образом, интонационный слух является компонентом общего музыкального слуха.
Осуществив анализ существующих научных работ по проблеме исследования, мы сформулировали определение интонационного слуха. Интонационный слух представляет собой сложное многокомпонентное явление, неразрывно связанное с такими компонентами общей
музыкальности, как смысловое восприятие мелодии, точность внутреннего и внешнего вокального интонирования, интонационно-ритмическое чувство, музыкально-ритмические движения, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Проблема развития интонационного слуха младших школьников рассматривается в различных аспектах: развитие музыкального слуха в процессе певческих упражнений (А.Д.Варфоломос, С.Е.Максимов, Б.А.Незванов, И.П.Никитина, К.К.Пигров, В.И.Шип); в процессе восприятия музыки (Ю.БАлисв, А.Н.Мясоедов); через комплекс всех видов деятельности (Е.В.Давыдова, Т.Л.Калужская, А П.Островский).
Вместе с тем, несмотря на достаточно глубокую научно-теоретическую разработку проблемы, большинство существующих в современной практике преподавания музыкальных дисциплин, методик развития музыкального слуха у младших школьников направлены, прежде всего, на развитие одного компонента слуха и редко делают акцент на развитие интонационного слуха, не определяют конкретных педагогических методов и приемов, обеспечивающих достижение в этой области устойчивого положительного результата.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №4.
В группу вошли 28 первоклассников: 15 девочек и 13 мальчиков.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября по январь 2018-2019 г.г. в три этапа:
1. первый этап - констатирующий эксперимент;
2. второй - формирующий эксперимент;
3. третий - контрольный эксперимент.
В начале констатирующего эксперимента мы опросили его участников посредством разработанной нами анкеты, с целью определить субъективную оценку своей общей музыкальности и уровня развития интонационного слуха.
В процессе качественной обработки результатов анкеты, их анализа и обобщения, мы сделали следующие выводы:
1. учащиеся осознают важность чистого интонирования и стремятся к этому;
2. большинству учащихся не всегда удается чисто интонировать и выразительно исполнять произведение;
3. во время выступлений педагогу абсолютно необходимо придавать уверенности учащимся в их силах, грамотно и правильно направлять их и мотивировать на высокий результат.
4. абсолютному большинству учащихся очень важно чисто и осмысленно интонировать, не забыть текст и вовремя вступать;
5. все учащиеся осознают важность выразительного исполнения песни.
Далее, на этапе констатирующего эксперимента мы использовали диагностику уровня развития интонационного слуха О.П.Радыновой и Л.Н.Комиссаровой.
Данная диагностика включает в себя исследование 5 показателей:
а. Восприятие музыки.
a. Пение.
b. Музыкально - ритмические движения.
c. Ритмическое эхо.
d. Эмоциональная отзывчивость.
Полученные результаты показывают, что в контрольной группе на низком уровне развития интонационного слуха находятся 38 % младших школьников, на среднем 41%, на высоком - 20% учащихся, в экспериментальной группе на низком уровне - 34%, на среднем - 45%, на высоком - 21% соответственно. Самыми «проблемными» показатели в обеих группах являются «восприятие музыки», «пение», «эмоциональная отзывчивость на музыку».
Эти результаты коррелируют с субъективной оценкой своих возможностей, полученных в процессе анкетирования.
Полученные в результате констатирующего этапа эксперимента данные свидетельствуют о необходимости оптимизации процесса развития интонационного слуха младших школьников
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана программа развития интонационного слуха младших школьников «Интоника».
Целью программы является развитие навыков интонирования и содержательно выразительного пения обучающихся младших классов.
Программа по развитию интонационному слуху включает в себя тематический план на 12 занятий.
По итогам реализации разработанной программы, мы провели контрольный этап эксперимента.
Полученные результаты свидетельствуют о более выраженной положительной динамике всех показателей экспериментальной группы. Наиболее выраженные результаты достигнуты по показателям «восприятие музыки», «пение» и «эмоциональная отзывчивость на музыку».
Итоги контрольного этапа эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу, недостаточно выраженная динамика по показателям интонационно-ритмического чувства указывает направления дальнейшей работы.
Таким образом, актуальность исследования связана с настоятельной потребностью в серьезной разработке и обосновании современных подходов и технологий, которые помогут в формировании интонационного слуха младших школьников в общеобразовательной школе.
Особый вклад в теорию и практику воспитания интонационного слуха у обучающихся музыке внесли представители современной теории музыки (М.Г.Арановский, В.В.Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.А.Орлов и др.), музыкальной психологии (АЛ. Готсдинер, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов и др.), теории и практики музыкального исполнительства (Ф.М. Блуменфельд, К.Н. Игумнов, А.В. Малинковская, Г.Г. Нейгауз и др.).
В отношении исследования природы интонационного слуха наиболее фундаментальной теоретической разработкой является труд Д. К. Кирнарской о музыкальных способностях.
Музыкальный слух как компонент музыкальных способностей - это способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные
впечатления. Организованный и развитый музыкальный слух - это единая сложная способность, направленная на целостное восприятие и интонирование музыкального произведения (его фактуры и формы) как выражения идейно-образного содержания.
Таким образом, интонационный слух является компонентом общего музыкального слуха.
Осуществив анализ существующих научных работ по проблеме исследования, мы сформулировали определение интонационного слуха. Интонационный слух представляет собой сложное многокомпонентное явление, неразрывно связанное с такими компонентами общей
музыкальности, как смысловое восприятие мелодии, точность внутреннего и внешнего вокального интонирования, интонационно-ритмическое чувство, музыкально-ритмические движения, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Проблема развития интонационного слуха младших школьников рассматривается в различных аспектах: развитие музыкального слуха в процессе певческих упражнений (А.Д.Варфоломос, С.Е.Максимов, Б.А.Незванов, И.П.Никитина, К.К.Пигров, В.И.Шип); в процессе восприятия музыки (Ю.БАлисв, А.Н.Мясоедов); через комплекс всех видов деятельности (Е.В.Давыдова, Т.Л.Калужская, А П.Островский).
Вместе с тем, несмотря на достаточно глубокую научно-теоретическую разработку проблемы, большинство существующих в современной практике преподавания музыкальных дисциплин, методик развития музыкального слуха у младших школьников направлены, прежде всего, на развитие одного компонента слуха и редко делают акцент на развитие интонационного слуха, не определяют конкретных педагогических методов и приемов, обеспечивающих достижение в этой области устойчивого положительного результата.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №4.
В группу вошли 28 первоклассников: 15 девочек и 13 мальчиков.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября по январь 2018-2019 г.г. в три этапа:
1. первый этап - констатирующий эксперимент;
2. второй - формирующий эксперимент;
3. третий - контрольный эксперимент.
В начале констатирующего эксперимента мы опросили его участников посредством разработанной нами анкеты, с целью определить субъективную оценку своей общей музыкальности и уровня развития интонационного слуха.
В процессе качественной обработки результатов анкеты, их анализа и обобщения, мы сделали следующие выводы:
1. учащиеся осознают важность чистого интонирования и стремятся к этому;
2. большинству учащихся не всегда удается чисто интонировать и выразительно исполнять произведение;
3. во время выступлений педагогу абсолютно необходимо придавать уверенности учащимся в их силах, грамотно и правильно направлять их и мотивировать на высокий результат.
4. абсолютному большинству учащихся очень важно чисто и осмысленно интонировать, не забыть текст и вовремя вступать;
5. все учащиеся осознают важность выразительного исполнения песни.
Далее, на этапе констатирующего эксперимента мы использовали диагностику уровня развития интонационного слуха О.П.Радыновой и Л.Н.Комиссаровой.
Данная диагностика включает в себя исследование 5 показателей:
а. Восприятие музыки.
a. Пение.
b. Музыкально - ритмические движения.
c. Ритмическое эхо.
d. Эмоциональная отзывчивость.
Полученные результаты показывают, что в контрольной группе на низком уровне развития интонационного слуха находятся 38 % младших школьников, на среднем 41%, на высоком - 20% учащихся, в экспериментальной группе на низком уровне - 34%, на среднем - 45%, на высоком - 21% соответственно. Самыми «проблемными» показатели в обеих группах являются «восприятие музыки», «пение», «эмоциональная отзывчивость на музыку».
Эти результаты коррелируют с субъективной оценкой своих возможностей, полученных в процессе анкетирования.
Полученные в результате констатирующего этапа эксперимента данные свидетельствуют о необходимости оптимизации процесса развития интонационного слуха младших школьников
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана программа развития интонационного слуха младших школьников «Интоника».
Целью программы является развитие навыков интонирования и содержательно выразительного пения обучающихся младших классов.
Программа по развитию интонационному слуху включает в себя тематический план на 12 занятий.
По итогам реализации разработанной программы, мы провели контрольный этап эксперимента.
Полученные результаты свидетельствуют о более выраженной положительной динамике всех показателей экспериментальной группы. Наиболее выраженные результаты достигнуты по показателям «восприятие музыки», «пение» и «эмоциональная отзывчивость на музыку».
Итоги контрольного этапа эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу, недостаточно выраженная динамика по показателям интонационно-ритмического чувства указывает направления дальнейшей работы.
Подобные работы
- Развитие музыкального восприятия у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе (Уральский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ВЕКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Освоение детского песенного репертуара отечественных композиторов второй половины XX века на уроках музыки
Бакалаврская работа, музыка. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016



