Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности
1.1. Понятие «коммуникативная компетенция» в психолого-
педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития коммуникативной компетенции у
подростков 17
1.3. Роль театрализованной деятельности в развитии
коммуникативной компетенции у подростков 26
Выводы по I главе 32
Глава II. Эмпирическое исследование развития коммуникативной компетенции у подростков средствами театрализованной деятельности в УДО
2.1. Выявление уровня коммуникативной компетенции
подростков 34
2.2. Программа развития коммуникативной компетенции подростков
«МАСКА» 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов 48
Выводы по II главе 56
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение
Актуальность исследования. В нашей стране преобразовалась деятельность всех государственных и общественных структур, в связи с новыми экономическими и социальными условиями жизни. В результате актуальными являются социальные и педагогические проблемы, связанные с процессом общения, что требует создания специализированных условий для развития коммуникативной компетенции личности.
Сейчас до сих пор ведется работа по поиску нового понимания и структуры коммуникативной компетенции, ее особенностей у подростков, так как, в литературе четкого понимания не выявлено. Многие психологи считают, (Г.М. Бреслав [16], Л.В. Выготский [21], А.В. Петровский [51], Л.И. Рувинский [56] и другие) что общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетенции.
Если уровень коммуникативной компетенции низкий, то отношения с друзьями, родителями, педагогами и другими людьми, не складываются благополучно и влияют на эмоциональное состояние подростка (Я.Л. Коломинский [37], А.Е. Личко [43], Т.В. Снегирева [62]).
Педагоги-психологи (А.А. Бодалева [14], И.В. Дубровина [25, 26] и другие) ставят перед образовательным учреждением особую задачу - развить необходимый уровень коммуникативной компетенции у подростков. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. Если подростки умеют строить отношения с родителями, друзьями, учителями и другими людьми, будет зависеть их удовлетворенность в профессиональной и личной жизни в будущем.
Однако, данные модернизационные процессы, в большей степени касаются общеобразовательных учреждений, тогда, как в условиях учреждений дополнительного образования, как показывает практика, данная работа ведется стихийно и фрагментарно.
Среди методов работы в настоящем исследовании особое внимание будет уделено театрализованной деятельности. Такие педагоги, как И.А. Генералова [22], В.М. Букатов [18], М.М. Бахтин [11], а также известные специалисты в области театрального искусства Н.И. Сац [60], С.Г. Розанов [60] доказывали возможность и целесообразность применения методов театрализованной деятельности в образовательном процессе. Используя театр как специфический метод художественного развития личности ребенка, можно увидеть возможности театральной деятельности как средство для развития коммуникативных навыков, речи в целом.
Тем не менее, вопросы использования театрализованной деятельности в развитии коммуникаций в образовательном процессе раскрыты недостаточно.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью развития коммуникативной компетенции подростков в условиях учреждений дополнительного образования и недостаточной методологической и практической разработанностью содержания, методов и форм развития коммуникативной компетенции средствами театрализованной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования?
Цель исследования: теоретическая разработка и эмпирическое исследование содержания, форм и методов развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетенции подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции у подростков будет успешным, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «коммуникативная компетенция»;
- учитывать особенности развития коммуникативной компетенции у подростков;
- разработать и внедрить специальную программу театрализованной деятельности, направленную на развитие коммуникативной компетенции у подростков.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть понятие коммуникативной компетенции в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности развития коммуникативной компетенции у подростков.
3. Выявить роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативной компетенции у подростков в УДО.
4. Разработать, апробировать и экспериментально проверить программу, направленную на развитие коммуникативной компетенции у подростков средствами театрализованной деятельности.
Методологические основы исследования. Теоретические основы развития коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалевой [14], А.А. Брудного [17],
Л.С. Выготского [21], И.А. Зимней [31], М.С. Кагана [33], М.И. Лисиной [42], Я.А. Яноушека [72]. В отечественной науке психологические проблемы общения, структура, функции межличностного общения отражены в трудах Б.Г. Ананьева [5], В.М. Бехтерева [12], A.A. Бодалева [14], А.Г. Ковалева [35], A.A. Леонтьева [40]. В.Н. Мясищева [49].
Общение и отношение, формирование межличностных отношений подростков и развитие коммуникативных компетенций рассматриваются в исследованиях A.A. Бодалевой [14], А.А. Леонтьева [40], В.Н. Мясищева [49], Я.Л. Коломинского [37] и других.
Методы исследования.
Теоретические методы исследования: анализ педагогической, социально-психологической литературы по изучаемой проблеме.
Эмпирические методы исследования: психолого-педагогический эксперимент, методы педагогических измерений: наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ результатов деятельности, интерпретационный анализ.
Методы качественной и количественной обработки данных.
Выборка исследования:
Всего в исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 1314 лет. Экспериментальной базой исследования выступил МБУДО «Центр детского творчества «Азино» Советского района г. Казани».
Этапы исследования:
1. Поисково-теоретический этап. На данном этапе проводился анализ проблем в психолого-педагогической литературе; обозначился научный аппарат и база исследования; были выбраны методики эмпирического (опытно-экспериментального) исследования.
2. Опытно-экспериментальный этап. На данном этапе проводилась разработка и реализация программы театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования; проверялась гипотеза исследования.
3. Обобщающий этап. Проводилась повторная диагностика для изучения динамики уровня коммуникативной компетенции у подростков; осуществлялись теоретические и эмпирические выводы.
Новизна исследования заключается в разработке программы развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности.
Теоретическая значимость состоит в том, что работа обогащает актуальный раздел педагогики дополнительного образования. Исследование расширяет методологическую базу развития коммуникативной компетенции средствами театрализованной деятельности, научно обосновывает способы развития коммуникативных компетенций подростков.
Практическая значимость состоит в возможности применения педагогами в учреждениях дополнительного образования и родителями материала и предложенной программы развития коммуникативных компетенций подростков средствами театрализованной деятельности.
Материалы исследования прошли апробацию:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 года, секция «Актуальные проблемы воспитания и обучения в организациях дополнительного образования». Диплом за III место в секции. Сертификат за активное участие в Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2019 г.
2. Принят на публикацию тезис на тему: «Развитие коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования». Сборник статей Итоговой научно-образовательная конференция студентов Казанского Федерального университета 2019 года.
3. Международная Студенческая Научная Конференция 2019 г. III Междисциплинарный научный форум. Сертификат участника.
4. Принята на публикацию статья на тему: «Развитие коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования». Международная Студенческая Научная Конференция 2019 г. III Междисциплинарный научный форум.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Одной из важнейших задач в процессе обучения и воспитания является развитие коммуникативной компетенции, которая направляет способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта конструктивного взаимодействия с окружающими.
Коммуникативная компетенция обеспечивает социальную компетентность, а также учёт позиции других людей и партнера по общению или деятельности, умение слушать, вступать в диалог. От современных подростков требуется не только способность к общению, но также понимание возможности различных позиций, точек зрения и ориентация на позицию других людей, которая отличается от его собственной, на чем строится воспитание уважения к чужой точке зрения.
На сегодняшний день развития науки, единого мнения на природу и сущность коммуникативной компетенции нет, однако, большинство авторов рассматривают коммуникативную компетенцию, как определенные способности человека установить и в дальнейшем совершать необходимый контакт с другим человеком. Изучаемое понятие является ключевой характеристикой личности, поскольку она необходима каждому и повышает как качество жизни отдельного человека, так и общества в целом.
Также под коммуникативной компетенцией понимают сложный динамический процесс, с помощью которого можно достичь гармонии с окружающими во время общения. С помощью коммуникативной компетенции формируется внутренний мир личности, он наполняется «содержанием», в которое включены идеалы, ценности и нормы, свойственные именно этой личности.
Таким образом, коммуникативная компетенция является основой культуры личности, которая помогает человеку с жизненным самоопределением, способствует достижения гармонии с самим собой и окружающей средой. Однако анализ показал, что коммуникативная компетенция как самостоятельное образование недостаточно изучена исследователями.
В настоящем исследовании, в качестве основного метода развития коммуникативной компетенции подростков в условиях учреждения дополнительного образования была выбрана театрализованная деятельность.
По результатам теоретического изучения было выявлено, что вовлечение подростков в театрализованную деятельность способствует развитию его коммуникативной компетенции, расширению общественных контактов, возможности проявить свои творческие способности, свои эмоции.
В рамках эмпирического исследования, целью которого было изучение уровня и развитие коммуникативной компетенции у подростков посредством театрализованной деятельности, приняли участие 15 подростков в возрасте 13-14 лет.
По результатам входного диагностического исследования, была выявлена необходимость развития и повышения уровня коммуникативной компетенции подростков. Целью программы формирующего этапа было повышение уровня коммуникативной компетенции подростков.
На основании проведенного эмпирического исследования, эффективность театрализованной деятельности в вопросах развития коммуникативной компетенции подростков подтвердилась, так как на контрольном этапе в экспериментальной группе уровень ее развития повысился.
1. Danziger K. Interpersonal communication / K. Danziger // N. Y. - 1976. - P. 25-27.
2. Rickheit, Gert, and Hans Strohner, editors. Handbook of Communication Competence: Handbooks of Applied Linguistics / De Gruyter/ London. - 2010. - P. 67-72.
3. Widdowson, H.G. EST in theory and practice. An ETIC Occasional Paper. London: The English Teaching Information Centre. Washington - 1975. P. 263-267.
4. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.02.08 / Е.М. Алифанова. - Волгоград, 2017. - 34 с.
5. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 c.
6. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 2015. - 302 с.
7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 1976. — 158 с.
8. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук : 10.00.08 / Л.А. Аухадаева. - Казань, 2008. - 28 с.
9. Афанасьев В.Г. О целостных системах / В.Г. Афанасьев // Вопросы философии. - 1980. - №6. - С. 278-280.
10. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект: монография / Е.М. Бастрикова. - Казань: КГУ, 2004. - 348 c.
11. Бахтин М.М. Театр и его роль в воспитании // В помощь семье и школе: сб. науч. тр. / под ред. М.М. Бахтина. - М.: Польза, 2014. - С. 105-106.
12. Бехтерев В. М. Объективная психология / редкол А. В. Брушлинский [и др.]; изд. подгот. В. А. Кольцова ; отв. ред. тома Е. А. Будилова, Е. И. Степанова; АН СССР, Ин-т психологии. — М. : Наука, 1991. — 475 с.
13. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин ; Акад. наук СССР, Ин-т истории естествознания и техники. - Москва: Наука, 1973. - 270 с.
14. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Институт практической психологии, 2018. - 256 с.
15. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2011. - №4. - С.15.
16. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав // Педагогика. - 1990. - 132 с.
17. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. — М.: Лабиринт, 1998. - 106 с.
18. Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. — 232 с.
19. Булыгина, Л.Н. Инструментарий мониторинга развития коммуникативной составляющей образованности личности: метод. пособие / Л.Н. Булыгина. - Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2015. - 24 с.
20. Булыгина, Л.Н. Формирование коммуникативных компетенций учащихся как цель урока на этапе его подготовки: методические рекомендации и контрольно-измерительные материалы /Л.Н. Булыгина. - Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2015. - 24 с
21. Выготский, Л.С. Проблема возраста // Собр. Соч. Т. 4. - 320с.
22. Генералова И. А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация // Начальная школа: плюс-минус. 2016. -№ 5. - С. 84
23. Головко Е.А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е.А. Головко. - Ставрополь, 2004. - 20 с.
24. Долгополова, А. В. Диагностика коммуникативных способностей, умений и навыков педагогического общения: учеб. пособие / А. В. Долгополова ; [отв. ред. О. В. Черкасова], Мин-во образования Рос. Федерации, Самар. гос. ун-т. - Самара : СамГУ, 2002. - 342 с.
25. Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед.
учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр
«Академия»,1999. - 464 с.
26. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психология в реализации комплексных целевых программ // Вопросы психологии. - 1984. - № 6. - С. 53-59.
27. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции: автореф. дисс. ... д.психол.н. - Л., 2014. - 403 с.
28. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение: монография / Ю.Н. Емельянов. - М.: МГПУ, 2005. - 162 с.
29. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 2018. - 142 с.
30. Жуков В. И. Потенциал человека: индекс социального развития
россиян.- М.: Изд-во МГСУ, 1995. - 53 с.
31.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2015. - 132 с.
32. Ильяева И. А. Культура общения: опыт философско
методологического анализа: монография / И.А. Ильяева. - Воронеж: Стрела, 1989. - 169 с.
33. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 399с.
34. Китайгородская Г.А. Особенности взаимодействия преподавателя и учебной группы в условиях интенсивного обучения / Г.А. Китайгородская. М.: ИСП, 1980. - 215 с.
35. Ковалев А.Г. Психология личности: учебное пособие / А.Г. Ковалев. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Просвещение, 1970. - 391 с.
36. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - 252 с.
37. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.— 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
38. Крючкова О.Ю. Редупликация как явление русского словообразования / О.Ю. Крючкова. - Саратов: Заречье, 2000. - 89 с.
39. Кузьмина Е.М., Соколов В.М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: монография / В.М. Соколов. - Н.Новгород: Сатка, 2007. - 374 с.
40. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности / А.А.Леонтьев. - М.: Высшая школа, 2010. - 294с.
41. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
42. Лисина М. И. Формирование личности ребёнка в общении. — СПб.: Питер, 2009. - 344 с.
43. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - Санкт-Петербург: Речь, 2009. - 256 с.
44. Макаровская И.В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. - 28 с.
45. Маркарян Э.С. Глобальное моделирование, интеграция наук и системный подход: Системные исследования: монография / Э.С. Маркарян. - М.: МШ'У, 1981. - 262 с.
46. Михельсон Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: пособие для психологов / Л.С. Михельсон. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 360 с.
47. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
48. Муравьева О.И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности: учеб. / под ред. О.И. Муравьевой. - Томск: Начало, 2003. - 352 с.
49. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социальнопсихологические и лингвистические характеристики форм общения. - Липецк: Радуга, 2015. - 39 с.
50. Обозов Н.Н. Возрастная психология: монография / Н.Н. Обозов. - СПб.: Облик, 2000. - 135 с.
51.Общая психология: учеб. / под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.
52.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
53.Основы теории коммуникации: Учебник. /Под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.
54. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально
психологический тренинг/ Л.А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 2016. - 51 с.
55. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап) // Психологическая наука и образование / А.А. Марголис // Современная психология. — 2007. - № 2. — С. 61-72.
56. Рувинский, Л. И. Психология самовоспитания: монография / Л.И. Рувинский. - М.: Просвещение, 1999. - 132 с.
57. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА, 2000. - 224с.
58. Рудницкий К.Л., Арбузов, А.Н. // Театральная энциклопедия / под ред. С.С. Мокульского. М.: Сов. энциклопедия, 1961. — 142 с.
59. Ряховский В.Ф. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 480 с.
60. Сац Н., Розанов С. Театр для детей. - М.: Жизнь, 1925. - 251 с.
61. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Питер, 2004. - 173 с.
62. Снегирева Т. В. Личностное самоопределение в старшем школьном // Вопросы психологии. 1989.- № 2. — С.27-35.
63. Соковнин В.М. О природе человеческого общения. - Фрунзе: Мектеп, 1973. - 154 с.
64. Стрельчук Е.Н. «Коммуникативная культура» и «культура речевого общения»: синонимичные понятия?/ Е.Н. Стрельчук// Филология и лингвистика. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 319 с.
65. Суханова К.Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации [Текст] / К.Ю. Суханова // Коррекционная педагогика. - 2003. - №1. - С. 51-58.
66. Тарасова В. Н., Личностно-ориентированное обучение младших школьников // Начальная школа. — 2005. — № 11. — С. 39-42.
67. Трофимова, Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентност ь: теоретический и прикладные аспекты / Г.С. Трофимова. - Ижевск : изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 115 с.
68. Фоминцев А.И. Конек-горбунок [Текст] : театрализованная
новогодняя программа / А. И. Фоминцев // Классный руководитель. - 2003. - N 7. - С. 66-81.
69. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Питер, 2001. - 377 с.
70.Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Наука, 1991. - 412 с.
71.Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи. - М.: Интор, 2014. - 112 с.
72. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности. // Вопросы психологии. - 2018. — № 1. - С.60.