РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности
1.1. Понятие «коммуникативная компетенция» в психолого-
педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития коммуникативной компетенции у
подростков 17
1.3. Роль театрализованной деятельности в развитии
коммуникативной компетенции у подростков 26
Выводы по I главе 32
Глава II. Эмпирическое исследование развития коммуникативной компетенции у подростков средствами театрализованной деятельности в УДО
2.1. Выявление уровня коммуникативной компетенции
подростков 34
2.2. Программа развития коммуникативной компетенции подростков
«МАСКА» 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов 48
Выводы по II главе 56
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности
1.1. Понятие «коммуникативная компетенция» в психолого-
педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития коммуникативной компетенции у
подростков 17
1.3. Роль театрализованной деятельности в развитии
коммуникативной компетенции у подростков 26
Выводы по I главе 32
Глава II. Эмпирическое исследование развития коммуникативной компетенции у подростков средствами театрализованной деятельности в УДО
2.1. Выявление уровня коммуникативной компетенции
подростков 34
2.2. Программа развития коммуникативной компетенции подростков
«МАСКА» 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов 48
Выводы по II главе 56
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение
Актуальность исследования. В нашей стране преобразовалась деятельность всех государственных и общественных структур, в связи с новыми экономическими и социальными условиями жизни. В результате актуальными являются социальные и педагогические проблемы, связанные с процессом общения, что требует создания специализированных условий для развития коммуникативной компетенции личности.
Сейчас до сих пор ведется работа по поиску нового понимания и структуры коммуникативной компетенции, ее особенностей у подростков, так как, в литературе четкого понимания не выявлено. Многие психологи считают, (Г.М. Бреслав [16], Л.В. Выготский [21], А.В. Петровский [51], Л.И. Рувинский [56] и другие) что общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетенции.
Если уровень коммуникативной компетенции низкий, то отношения с друзьями, родителями, педагогами и другими людьми, не складываются благополучно и влияют на эмоциональное состояние подростка (Я.Л. Коломинский [37], А.Е. Личко [43], Т.В. Снегирева [62]).
Педагоги-психологи (А.А. Бодалева [14], И.В. Дубровина [25, 26] и другие) ставят перед образовательным учреждением особую задачу - развить необходимый уровень коммуникативной компетенции у подростков. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. Если подростки умеют строить отношения с родителями, друзьями, учителями и другими людьми, будет зависеть их удовлетворенность в профессиональной и личной жизни в будущем.
Однако, данные модернизационные процессы, в большей степени касаются общеобразовательных учреждений, тогда, как в условиях учреждений дополнительного образования, как показывает практика, данная работа ведется стихийно и фрагментарно.
Среди методов работы в настоящем исследовании особое внимание будет уделено театрализованной деятельности. Такие педагоги, как И.А. Генералова [22], В.М. Букатов [18], М.М. Бахтин [11], а также известные специалисты в области театрального искусства Н.И. Сац [60], С.Г. Розанов [60] доказывали возможность и целесообразность применения методов театрализованной деятельности в образовательном процессе. Используя театр как специфический метод художественного развития личности ребенка, можно увидеть возможности театральной деятельности как средство для развития коммуникативных навыков, речи в целом.
Тем не менее, вопросы использования театрализованной деятельности в развитии коммуникаций в образовательном процессе раскрыты недостаточно.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью развития коммуникативной компетенции подростков в условиях учреждений дополнительного образования и недостаточной методологической и практической разработанностью содержания, методов и форм развития коммуникативной компетенции средствами театрализованной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования?
Цель исследования: теоретическая разработка и эмпирическое исследование содержания, форм и методов развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетенции подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции у подростков будет успешным, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «коммуникативная компетенция»;
- учитывать особенности развития коммуникативной компетенции у подростков;
- разработать и внедрить специальную программу театрализованной деятельности, направленную на развитие коммуникативной компетенции у подростков.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть понятие коммуникативной компетенции в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности развития коммуникативной компетенции у подростков.
3. Выявить роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативной компетенции у подростков в УДО.
4. Разработать, апробировать и экспериментально проверить программу, направленную на развитие коммуникативной компетенции у подростков средствами театрализованной деятельности.
Методологические основы исследования. Теоретические основы развития коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалевой [14], А.А. Брудного [17],
Л.С. Выготского [21], И.А. Зимней [31], М.С. Кагана [33], М.И. Лисиной [42], Я.А. Яноушека [72]. В отечественной науке психологические проблемы общения, структура, функции межличностного общения отражены в трудах Б.Г. Ананьева [5], В.М. Бехтерева [12], A.A. Бодалева [14], А.Г. Ковалева [35], A.A. Леонтьева [40]. В.Н. Мясищева [49].
Общение и отношение, формирование межличностных отношений подростков и развитие коммуникативных компетенций рассматриваются в исследованиях A.A. Бодалевой [14], А.А. Леонтьева [40], В.Н. Мясищева [49], Я.Л. Коломинского [37] и других.
Методы исследования.
Теоретические методы исследования: анализ педагогической, социально-психологической литературы по изучаемой проблеме.
Эмпирические методы исследования: психолого-педагогический эксперимент, методы педагогических измерений: наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ результатов деятельности, интерпретационный анализ.
Методы качественной и количественной обработки данных.
Выборка исследования:
Всего в исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 1314 лет. Экспериментальной базой исследования выступил МБУДО «Центр детского творчества «Азино» Советского района г. Казани».
Этапы исследования:
1. Поисково-теоретический этап. На данном этапе проводился анализ проблем в психолого-педагогической литературе; обозначился научный аппарат и база исследования; были выбраны методики эмпирического (опытно-экспериментального) исследования.
2. Опытно-экспериментальный этап. На данном этапе проводилась разработка и реализация программы театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования; проверялась гипотеза исследования.
3. Обобщающий этап. Проводилась повторная диагностика для изучения динамики уровня коммуникативной компетенции у подростков; осуществлялись теоретические и эмпирические выводы.
Новизна исследования заключается в разработке программы развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности.
Теоретическая значимость состоит в том, что работа обогащает актуальный раздел педагогики дополнительного образования. Исследование расширяет методологическую базу развития коммуникативной компетенции средствами театрализованной деятельности, научно обосновывает способы развития коммуникативных компетенций подростков.
Практическая значимость состоит в возможности применения педагогами в учреждениях дополнительного образования и родителями материала и предложенной программы развития коммуникативных компетенций подростков средствами театрализованной деятельности.
Материалы исследования прошли апробацию:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 года, секция «Актуальные проблемы воспитания и обучения в организациях дополнительного образования». Диплом за III место в секции. Сертификат за активное участие в Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2019 г.
2. Принят на публикацию тезис на тему: «Развитие коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования». Сборник статей Итоговой научно-образовательная конференция студентов Казанского Федерального университета 2019 года.
3. Международная Студенческая Научная Конференция 2019 г. III Междисциплинарный научный форум. Сертификат участника.
4. Принята на публикацию статья на тему: «Развитие коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования». Международная Студенческая Научная Конференция 2019 г. III Междисциплинарный научный форум.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Сейчас до сих пор ведется работа по поиску нового понимания и структуры коммуникативной компетенции, ее особенностей у подростков, так как, в литературе четкого понимания не выявлено. Многие психологи считают, (Г.М. Бреслав [16], Л.В. Выготский [21], А.В. Петровский [51], Л.И. Рувинский [56] и другие) что общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетенции.
Если уровень коммуникативной компетенции низкий, то отношения с друзьями, родителями, педагогами и другими людьми, не складываются благополучно и влияют на эмоциональное состояние подростка (Я.Л. Коломинский [37], А.Е. Личко [43], Т.В. Снегирева [62]).
Педагоги-психологи (А.А. Бодалева [14], И.В. Дубровина [25, 26] и другие) ставят перед образовательным учреждением особую задачу - развить необходимый уровень коммуникативной компетенции у подростков. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. Если подростки умеют строить отношения с родителями, друзьями, учителями и другими людьми, будет зависеть их удовлетворенность в профессиональной и личной жизни в будущем.
Однако, данные модернизационные процессы, в большей степени касаются общеобразовательных учреждений, тогда, как в условиях учреждений дополнительного образования, как показывает практика, данная работа ведется стихийно и фрагментарно.
Среди методов работы в настоящем исследовании особое внимание будет уделено театрализованной деятельности. Такие педагоги, как И.А. Генералова [22], В.М. Букатов [18], М.М. Бахтин [11], а также известные специалисты в области театрального искусства Н.И. Сац [60], С.Г. Розанов [60] доказывали возможность и целесообразность применения методов театрализованной деятельности в образовательном процессе. Используя театр как специфический метод художественного развития личности ребенка, можно увидеть возможности театральной деятельности как средство для развития коммуникативных навыков, речи в целом.
Тем не менее, вопросы использования театрализованной деятельности в развитии коммуникаций в образовательном процессе раскрыты недостаточно.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью развития коммуникативной компетенции подростков в условиях учреждений дополнительного образования и недостаточной методологической и практической разработанностью содержания, методов и форм развития коммуникативной компетенции средствами театрализованной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования?
Цель исследования: теоретическая разработка и эмпирическое исследование содержания, форм и методов развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетенции подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции у подростков будет успешным, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «коммуникативная компетенция»;
- учитывать особенности развития коммуникативной компетенции у подростков;
- разработать и внедрить специальную программу театрализованной деятельности, направленную на развитие коммуникативной компетенции у подростков.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть понятие коммуникативной компетенции в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности развития коммуникативной компетенции у подростков.
3. Выявить роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативной компетенции у подростков в УДО.
4. Разработать, апробировать и экспериментально проверить программу, направленную на развитие коммуникативной компетенции у подростков средствами театрализованной деятельности.
Методологические основы исследования. Теоретические основы развития коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалевой [14], А.А. Брудного [17],
Л.С. Выготского [21], И.А. Зимней [31], М.С. Кагана [33], М.И. Лисиной [42], Я.А. Яноушека [72]. В отечественной науке психологические проблемы общения, структура, функции межличностного общения отражены в трудах Б.Г. Ананьева [5], В.М. Бехтерева [12], A.A. Бодалева [14], А.Г. Ковалева [35], A.A. Леонтьева [40]. В.Н. Мясищева [49].
Общение и отношение, формирование межличностных отношений подростков и развитие коммуникативных компетенций рассматриваются в исследованиях A.A. Бодалевой [14], А.А. Леонтьева [40], В.Н. Мясищева [49], Я.Л. Коломинского [37] и других.
Методы исследования.
Теоретические методы исследования: анализ педагогической, социально-психологической литературы по изучаемой проблеме.
Эмпирические методы исследования: психолого-педагогический эксперимент, методы педагогических измерений: наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ результатов деятельности, интерпретационный анализ.
Методы качественной и количественной обработки данных.
Выборка исследования:
Всего в исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 1314 лет. Экспериментальной базой исследования выступил МБУДО «Центр детского творчества «Азино» Советского района г. Казани».
Этапы исследования:
1. Поисково-теоретический этап. На данном этапе проводился анализ проблем в психолого-педагогической литературе; обозначился научный аппарат и база исследования; были выбраны методики эмпирического (опытно-экспериментального) исследования.
2. Опытно-экспериментальный этап. На данном этапе проводилась разработка и реализация программы театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования; проверялась гипотеза исследования.
3. Обобщающий этап. Проводилась повторная диагностика для изучения динамики уровня коммуникативной компетенции у подростков; осуществлялись теоретические и эмпирические выводы.
Новизна исследования заключается в разработке программы развития коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности.
Теоретическая значимость состоит в том, что работа обогащает актуальный раздел педагогики дополнительного образования. Исследование расширяет методологическую базу развития коммуникативной компетенции средствами театрализованной деятельности, научно обосновывает способы развития коммуникативных компетенций подростков.
Практическая значимость состоит в возможности применения педагогами в учреждениях дополнительного образования и родителями материала и предложенной программы развития коммуникативных компетенций подростков средствами театрализованной деятельности.
Материалы исследования прошли апробацию:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 года, секция «Актуальные проблемы воспитания и обучения в организациях дополнительного образования». Диплом за III место в секции. Сертификат за активное участие в Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2019 г.
2. Принят на публикацию тезис на тему: «Развитие коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования». Сборник статей Итоговой научно-образовательная конференция студентов Казанского Федерального университета 2019 года.
3. Международная Студенческая Научная Конференция 2019 г. III Междисциплинарный научный форум. Сертификат участника.
4. Принята на публикацию статья на тему: «Развитие коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования». Международная Студенческая Научная Конференция 2019 г. III Междисциплинарный научный форум.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Одной из важнейших задач в процессе обучения и воспитания является развитие коммуникативной компетенции, которая направляет способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта конструктивного взаимодействия с окружающими.
Коммуникативная компетенция обеспечивает социальную компетентность, а также учёт позиции других людей и партнера по общению или деятельности, умение слушать, вступать в диалог. От современных подростков требуется не только способность к общению, но также понимание возможности различных позиций, точек зрения и ориентация на позицию других людей, которая отличается от его собственной, на чем строится воспитание уважения к чужой точке зрения.
На сегодняшний день развития науки, единого мнения на природу и сущность коммуникативной компетенции нет, однако, большинство авторов рассматривают коммуникативную компетенцию, как определенные способности человека установить и в дальнейшем совершать необходимый контакт с другим человеком. Изучаемое понятие является ключевой характеристикой личности, поскольку она необходима каждому и повышает как качество жизни отдельного человека, так и общества в целом.
Также под коммуникативной компетенцией понимают сложный динамический процесс, с помощью которого можно достичь гармонии с окружающими во время общения. С помощью коммуникативной компетенции формируется внутренний мир личности, он наполняется «содержанием», в которое включены идеалы, ценности и нормы, свойственные именно этой личности.
Таким образом, коммуникативная компетенция является основой культуры личности, которая помогает человеку с жизненным самоопределением, способствует достижения гармонии с самим собой и окружающей средой. Однако анализ показал, что коммуникативная компетенция как самостоятельное образование недостаточно изучена исследователями.
В настоящем исследовании, в качестве основного метода развития коммуникативной компетенции подростков в условиях учреждения дополнительного образования была выбрана театрализованная деятельность.
По результатам теоретического изучения было выявлено, что вовлечение подростков в театрализованную деятельность способствует развитию его коммуникативной компетенции, расширению общественных контактов, возможности проявить свои творческие способности, свои эмоции.
В рамках эмпирического исследования, целью которого было изучение уровня и развитие коммуникативной компетенции у подростков посредством театрализованной деятельности, приняли участие 15 подростков в возрасте 13-14 лет.
По результатам входного диагностического исследования, была выявлена необходимость развития и повышения уровня коммуникативной компетенции подростков. Целью программы формирующего этапа было повышение уровня коммуникативной компетенции подростков.
На основании проведенного эмпирического исследования, эффективность театрализованной деятельности в вопросах развития коммуникативной компетенции подростков подтвердилась, так как на контрольном этапе в экспериментальной группе уровень ее развития повысился.
Коммуникативная компетенция обеспечивает социальную компетентность, а также учёт позиции других людей и партнера по общению или деятельности, умение слушать, вступать в диалог. От современных подростков требуется не только способность к общению, но также понимание возможности различных позиций, точек зрения и ориентация на позицию других людей, которая отличается от его собственной, на чем строится воспитание уважения к чужой точке зрения.
На сегодняшний день развития науки, единого мнения на природу и сущность коммуникативной компетенции нет, однако, большинство авторов рассматривают коммуникативную компетенцию, как определенные способности человека установить и в дальнейшем совершать необходимый контакт с другим человеком. Изучаемое понятие является ключевой характеристикой личности, поскольку она необходима каждому и повышает как качество жизни отдельного человека, так и общества в целом.
Также под коммуникативной компетенцией понимают сложный динамический процесс, с помощью которого можно достичь гармонии с окружающими во время общения. С помощью коммуникативной компетенции формируется внутренний мир личности, он наполняется «содержанием», в которое включены идеалы, ценности и нормы, свойственные именно этой личности.
Таким образом, коммуникативная компетенция является основой культуры личности, которая помогает человеку с жизненным самоопределением, способствует достижения гармонии с самим собой и окружающей средой. Однако анализ показал, что коммуникативная компетенция как самостоятельное образование недостаточно изучена исследователями.
В настоящем исследовании, в качестве основного метода развития коммуникативной компетенции подростков в условиях учреждения дополнительного образования была выбрана театрализованная деятельность.
По результатам теоретического изучения было выявлено, что вовлечение подростков в театрализованную деятельность способствует развитию его коммуникативной компетенции, расширению общественных контактов, возможности проявить свои творческие способности, свои эмоции.
В рамках эмпирического исследования, целью которого было изучение уровня и развитие коммуникативной компетенции у подростков посредством театрализованной деятельности, приняли участие 15 подростков в возрасте 13-14 лет.
По результатам входного диагностического исследования, была выявлена необходимость развития и повышения уровня коммуникативной компетенции подростков. Целью программы формирующего этапа было повышение уровня коммуникативной компетенции подростков.
На основании проведенного эмпирического исследования, эффективность театрализованной деятельности в вопросах развития коммуникативной компетенции подростков подтвердилась, так как на контрольном этапе в экспериментальной группе уровень ее развития повысился.
Подобные работы
- Развитие коммуникативной компетентности учащихся средствами театральной студии (Владимирский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Экскурсионная деятельность этнографического музея Солонешенского района в системе основного и дополнительного образования (детского и юношеского краеведческого движения) Алтайского края на рубеже XX - XXI вв.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Духовно-нравственное воспитание студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14700 р. Год сдачи: 2025 - Партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



