Сравнение религиозно-философских образов в работах Серена Кьеркегора и Альбера Камю
|
Введение 3
Раздел 1. Личная история Серена Кьеркегора как предпосылка религиозно-
философской концепции рыцаря веры 7
Раздел 2. Контекст эпохи как условие развития личной истории Камю и источник
появления абсурдного героя 20
Раздел 3. Сравнение философских концепций Кьеркегора и Камю через
используемые ими образы рыцаря веры и абсурдного героя 34
Заключение 48
Список литературы 49
Раздел 1. Личная история Серена Кьеркегора как предпосылка религиозно-
философской концепции рыцаря веры 7
Раздел 2. Контекст эпохи как условие развития личной истории Камю и источник
появления абсурдного героя 20
Раздел 3. Сравнение философских концепций Кьеркегора и Камю через
используемые ими образы рыцаря веры и абсурдного героя 34
Заключение 48
Список литературы 49
Актуальность работы обусловлена, на наш взгляд, особой проблемой соотнесения философских образов экзистенциальной личности, причем, на примере двух, противоположных с точки зрения религии мировоззрений философов одного и того же направления экзистенциальной философии. Данных представителей экзистенциализма удобно анализировать с той позиции, что сосредоточием основных философских идей у обоих мыслителей выступает герой, погруженный в абсурдность бытия. В работах Серена Кьеркегора таким героем является Рыцарь веры, для олицетворения которого датский философ использует образы библейских персонажей, Иова и Авраама. В трудах Альбера Камю идеалом, воплощающим в себе философские воззрения мыслителя, становится герой античной мифологии Сизиф, а также созданные им самим абсурдные герои произведений.
Данные собирательные философские образы, используемые обоими мыслителями, очень удобны для восприятия и анализа их философского творчества, где личная драма тесно переплетается с вызовами места и времени их жизни. Мы полагаем, что проведя психологический и философский анализ этих образов, мы сможем максимально близко подойти к пониманию того посыла, который несет в себе экзистенциальная философии в лице ее ярчайших представителей. Дальнейшее же сравнение философских образов одного и другого философа позволит нам выявить динамику изменения экзистенциальной мысли по прошествии века, а также выявить причины перехода сугубо религиозной экзистенциальной философии в трудах Кьеркегора в атеистическую, свойственную для Камю и его времени.
Важно отметить, что оба философа тонко чувствовали время, в котором им выпало жить, фиксируя не только поверхностные события своей эпохи, но заглядывая в ее глубь. Такой подход к анализу и осмыслению окружающего их мира позволял выйти за пределы одного лишь интеллектуального восприятия действительности, свойственного для существовавшей тогда спекулятивной философии (данное замечание в большей степени характерно для Кьеркегора), и
давал возможность нового, индивидуально-субъективного, восприятия действительности, где в центре философского поиска оказывается не обнаружение объективных истин, а личное мироощущение индивида и осмысление проблем, возникающих в ходе его частной жизни.
Степень научной разработанности проблемы находится на достаточно высоком уровне, но по большей части это связано лишь с первой ее частью. Работы Серена Кьеркегора, как родоначальника экзистенциальной философии в XX веке подвергались серьезному осмыслению, в том числи в труда других классиков экзистенциальной философии, таких Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Лев Шестов и многих других.
С философскими взглядами Альбера Камю и предлагаемой им концепцией дело обстоит несколько хуже. Степень научной разработанности проблемы, на наш взгляд, достаточно слабая. Философия абсурда не проработана на достаточно глубоком уровне, однако была осмыслена поверхностно. В работе используются труды западный и российских ученых, такие как «Грани несчастного сознания» С.И. Великовского, «Альбер Камю, ранние годы» Е.П. Кушкина, «От Кьеркегора до Камю» К.М. Долгова, «Надежда отчаявшихся: Мальро. Камю. Сартр. Бернаном.» Э. Мунье, а так же сборник лекций о средневекой западной философии Майкла Суини.
Объектом нашего исследования выступает экзистенциальная философия в трудах Кьеркегора и Камю.
Предметом нашего исследования является динамика представлений об экзистенциальной личности на примере философских образов указанных философов-экзистенциалистов.
Целью нашего исследования является анализ биографии и основных трудов таких представителей экзистенциализма, как Альбер Камю и Серен Кьеркегор, вывод оснований, на которых каждый из них строил свою философскую концепцию, центром которой является философский образ, воплощающий философский идеал каждого из мыслителей, а также сравнительный анализ данных героев, с целью выявления динамики экзистенциальной мысли и вызвавших ее причин.
Задачи, которые нам необходимо решить для достижения поставленных целей:
1) Проанализировать личную биографию Серена Кьеркегора, а также изучить условия места и времени, в которых создавались его труды. Отметить основные аспекты его философских идей и проследить взаимосвязь биографии с философскими взглядами.
2) Проанализировать личную биографию Альбера Камю, а также изучить условия места и времени, в которых создавались его труды. Отметить основные аспекты его философских идей и проследить взаимосвязь биографии с философскими взглядами.
3) На основании проведенного анализа жизни и творчества рассматриваемых нами мыслителей провести сравнение их философских взглядов через религиозно-философские образы, которые могут быть выделены, как квинтэссенция их философских взглядов.
Теоретика-методологическая основа исследования выстроена в соответствии с поставленной целью и задачами работы. Так, были использованы методы:
- метод сравнительного анализа исследовательской литературы, статей и других источников, напрямую связанных с темой работы, с помощью которого мы смогли сопоставить исследовательские позиции различных авторов;
- метод феноменологического рассмотрения теории абсурда, как уникальной философской концепции требующей инсайдерского подхода к ее изучению.
Научная новизна исследования:
-работа в ряду первых ставит задачу рассмотрения философских взглядов комплексно: сопоставление личной биографии, контекст исторической эпохи, религиозно-философский контекст эпохи и собственно экзистенциально-философские образы.
-применение метода "экзистенциальной психотерапии" Ялома для исследования собственно философских концепций. При этом важно отметить, что с нашей точки зрения анализ экзистенциальных аспектов личности невозможно провести только в рамках философского дискурса, так как экзистенциальное предполагает междисциплинарный подход.
Положения выносимые на защиту:
-в ходе нашего исследования экзистенциально обосновано сама возможность сравнения двух религиозно-философских образов: Рыцаря веры и абсурдного героя.
-в данной работе продемонстрирована особая значимость выяснения механизмов экзистенциального мировоззрения. Это аргументируется тем, что сам процесс появления экзистенциального становится источником трансформации как личности, так и ее философии.
-в ходе исследования религиозно-философских образов у Камю и Кьеркегора выясняется, что мотивом их появления является оппозиция к окружающей действительности.
-связка "внешний - внутренний локус контроля" имеет особую значимость, как для выяснения механизмов экзистенциального мировоззрения, так и зарождение религиозно-философских образов Рыцаря веры и героя абсурда.
Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты работы позволяют по-новому взглянуть на причины зарождения и развития экзистенциальной философии. Также в данной работе предпринимается попытка междисциплинарного подхода к исследования философских проблем. Отдельные фрагменты данной работы могут использоваться в качестве лекционного материала по таким предметам, как философия религии, история свободомыслия, психология религии.
Данные собирательные философские образы, используемые обоими мыслителями, очень удобны для восприятия и анализа их философского творчества, где личная драма тесно переплетается с вызовами места и времени их жизни. Мы полагаем, что проведя психологический и философский анализ этих образов, мы сможем максимально близко подойти к пониманию того посыла, который несет в себе экзистенциальная философии в лице ее ярчайших представителей. Дальнейшее же сравнение философских образов одного и другого философа позволит нам выявить динамику изменения экзистенциальной мысли по прошествии века, а также выявить причины перехода сугубо религиозной экзистенциальной философии в трудах Кьеркегора в атеистическую, свойственную для Камю и его времени.
Важно отметить, что оба философа тонко чувствовали время, в котором им выпало жить, фиксируя не только поверхностные события своей эпохи, но заглядывая в ее глубь. Такой подход к анализу и осмыслению окружающего их мира позволял выйти за пределы одного лишь интеллектуального восприятия действительности, свойственного для существовавшей тогда спекулятивной философии (данное замечание в большей степени характерно для Кьеркегора), и
давал возможность нового, индивидуально-субъективного, восприятия действительности, где в центре философского поиска оказывается не обнаружение объективных истин, а личное мироощущение индивида и осмысление проблем, возникающих в ходе его частной жизни.
Степень научной разработанности проблемы находится на достаточно высоком уровне, но по большей части это связано лишь с первой ее частью. Работы Серена Кьеркегора, как родоначальника экзистенциальной философии в XX веке подвергались серьезному осмыслению, в том числи в труда других классиков экзистенциальной философии, таких Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Лев Шестов и многих других.
С философскими взглядами Альбера Камю и предлагаемой им концепцией дело обстоит несколько хуже. Степень научной разработанности проблемы, на наш взгляд, достаточно слабая. Философия абсурда не проработана на достаточно глубоком уровне, однако была осмыслена поверхностно. В работе используются труды западный и российских ученых, такие как «Грани несчастного сознания» С.И. Великовского, «Альбер Камю, ранние годы» Е.П. Кушкина, «От Кьеркегора до Камю» К.М. Долгова, «Надежда отчаявшихся: Мальро. Камю. Сартр. Бернаном.» Э. Мунье, а так же сборник лекций о средневекой западной философии Майкла Суини.
Объектом нашего исследования выступает экзистенциальная философия в трудах Кьеркегора и Камю.
Предметом нашего исследования является динамика представлений об экзистенциальной личности на примере философских образов указанных философов-экзистенциалистов.
Целью нашего исследования является анализ биографии и основных трудов таких представителей экзистенциализма, как Альбер Камю и Серен Кьеркегор, вывод оснований, на которых каждый из них строил свою философскую концепцию, центром которой является философский образ, воплощающий философский идеал каждого из мыслителей, а также сравнительный анализ данных героев, с целью выявления динамики экзистенциальной мысли и вызвавших ее причин.
Задачи, которые нам необходимо решить для достижения поставленных целей:
1) Проанализировать личную биографию Серена Кьеркегора, а также изучить условия места и времени, в которых создавались его труды. Отметить основные аспекты его философских идей и проследить взаимосвязь биографии с философскими взглядами.
2) Проанализировать личную биографию Альбера Камю, а также изучить условия места и времени, в которых создавались его труды. Отметить основные аспекты его философских идей и проследить взаимосвязь биографии с философскими взглядами.
3) На основании проведенного анализа жизни и творчества рассматриваемых нами мыслителей провести сравнение их философских взглядов через религиозно-философские образы, которые могут быть выделены, как квинтэссенция их философских взглядов.
Теоретика-методологическая основа исследования выстроена в соответствии с поставленной целью и задачами работы. Так, были использованы методы:
- метод сравнительного анализа исследовательской литературы, статей и других источников, напрямую связанных с темой работы, с помощью которого мы смогли сопоставить исследовательские позиции различных авторов;
- метод феноменологического рассмотрения теории абсурда, как уникальной философской концепции требующей инсайдерского подхода к ее изучению.
Научная новизна исследования:
-работа в ряду первых ставит задачу рассмотрения философских взглядов комплексно: сопоставление личной биографии, контекст исторической эпохи, религиозно-философский контекст эпохи и собственно экзистенциально-философские образы.
-применение метода "экзистенциальной психотерапии" Ялома для исследования собственно философских концепций. При этом важно отметить, что с нашей точки зрения анализ экзистенциальных аспектов личности невозможно провести только в рамках философского дискурса, так как экзистенциальное предполагает междисциплинарный подход.
Положения выносимые на защиту:
-в ходе нашего исследования экзистенциально обосновано сама возможность сравнения двух религиозно-философских образов: Рыцаря веры и абсурдного героя.
-в данной работе продемонстрирована особая значимость выяснения механизмов экзистенциального мировоззрения. Это аргументируется тем, что сам процесс появления экзистенциального становится источником трансформации как личности, так и ее философии.
-в ходе исследования религиозно-философских образов у Камю и Кьеркегора выясняется, что мотивом их появления является оппозиция к окружающей действительности.
-связка "внешний - внутренний локус контроля" имеет особую значимость, как для выяснения механизмов экзистенциального мировоззрения, так и зарождение религиозно-философских образов Рыцаря веры и героя абсурда.
Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты работы позволяют по-новому взглянуть на причины зарождения и развития экзистенциальной философии. Также в данной работе предпринимается попытка междисциплинарного подхода к исследования философских проблем. Отдельные фрагменты данной работы могут использоваться в качестве лекционного материала по таким предметам, как философия религии, история свободомыслия, психология религии.
В данной работе мы провели сравнительный анализ таких представителей экзистенциальной философии, как Серен Кьеркегор и Альбер Камю. Опорными пунктами нашего сравнения были биография, основные аспекты философских взглядов и религиозно-филолософские образы, по-сути представляющие собой квинтэссенцию первых двух пунктов. В ходе нашего исследования мы попытались выявить причины тесной взаимосвязи биографии и философских взглядов Кьеркегора и Камю. Мы пришли к выводу, что по-мимо осуществляемой философами рефлексии на состояние философской мысли их эпохи, огромное значение в формировании философских взглядов также играют глубоко личностные биографические факторы. Более того, используя методы современной экзистенциальной психологии, мы пришли в выводу, что формирование философских взглядов изучаемых нами мыслителей во многом определялось особенностями их психологических характеристик.



