Введение 3
Раздел 1. Личная история Серена Кьеркегора как предпосылка религиозно-
философской концепции рыцаря веры 7
Раздел 2. Контекст эпохи как условие развития личной истории Камю и источник
появления абсурдного героя 20
Раздел 3. Сравнение философских концепций Кьеркегора и Камю через
используемые ими образы рыцаря веры и абсурдного героя 34
Заключение 48
Список литературы 49
Актуальность работы обусловлена, на наш взгляд, особой проблемой соотнесения философских образов экзистенциальной личности, причем, на примере двух, противоположных с точки зрения религии мировоззрений философов одного и того же направления экзистенциальной философии. Данных представителей экзистенциализма удобно анализировать с той позиции, что сосредоточием основных философских идей у обоих мыслителей выступает герой, погруженный в абсурдность бытия. В работах Серена Кьеркегора таким героем является Рыцарь веры, для олицетворения которого датский философ использует образы библейских персонажей, Иова и Авраама. В трудах Альбера Камю идеалом, воплощающим в себе философские воззрения мыслителя, становится герой античной мифологии Сизиф, а также созданные им самим абсурдные герои произведений.
Данные собирательные философские образы, используемые обоими мыслителями, очень удобны для восприятия и анализа их философского творчества, где личная драма тесно переплетается с вызовами места и времени их жизни. Мы полагаем, что проведя психологический и философский анализ этих образов, мы сможем максимально близко подойти к пониманию того посыла, который несет в себе экзистенциальная философии в лице ее ярчайших представителей. Дальнейшее же сравнение философских образов одного и другого философа позволит нам выявить динамику изменения экзистенциальной мысли по прошествии века, а также выявить причины перехода сугубо религиозной экзистенциальной философии в трудах Кьеркегора в атеистическую, свойственную для Камю и его времени.
Важно отметить, что оба философа тонко чувствовали время, в котором им выпало жить, фиксируя не только поверхностные события своей эпохи, но заглядывая в ее глубь. Такой подход к анализу и осмыслению окружающего их мира позволял выйти за пределы одного лишь интеллектуального восприятия действительности, свойственного для существовавшей тогда спекулятивной философии (данное замечание в большей степени характерно для Кьеркегора), и
давал возможность нового, индивидуально-субъективного, восприятия действительности, где в центре философского поиска оказывается не обнаружение объективных истин, а личное мироощущение индивида и осмысление проблем, возникающих в ходе его частной жизни.
Степень научной разработанности проблемы находится на достаточно высоком уровне, но по большей части это связано лишь с первой ее частью. Работы Серена Кьеркегора, как родоначальника экзистенциальной философии в XX веке подвергались серьезному осмыслению, в том числи в труда других классиков экзистенциальной философии, таких Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Лев Шестов и многих других.
С философскими взглядами Альбера Камю и предлагаемой им концепцией дело обстоит несколько хуже. Степень научной разработанности проблемы, на наш взгляд, достаточно слабая. Философия абсурда не проработана на достаточно глубоком уровне, однако была осмыслена поверхностно. В работе используются труды западный и российских ученых, такие как «Грани несчастного сознания» С.И. Великовского, «Альбер Камю, ранние годы» Е.П. Кушкина, «От Кьеркегора до Камю» К.М. Долгова, «Надежда отчаявшихся: Мальро. Камю. Сартр. Бернаном.» Э. Мунье, а так же сборник лекций о средневекой западной философии Майкла Суини.
Объектом нашего исследования выступает экзистенциальная философия в трудах Кьеркегора и Камю.
Предметом нашего исследования является динамика представлений об экзистенциальной личности на примере философских образов указанных философов-экзистенциалистов.
Целью нашего исследования является анализ биографии и основных трудов таких представителей экзистенциализма, как Альбер Камю и Серен Кьеркегор, вывод оснований, на которых каждый из них строил свою философскую концепцию, центром которой является философский образ, воплощающий философский идеал каждого из мыслителей, а также сравнительный анализ данных героев, с целью выявления динамики экзистенциальной мысли и вызвавших ее причин.
Задачи, которые нам необходимо решить для достижения поставленных целей:
1) Проанализировать личную биографию Серена Кьеркегора, а также изучить условия места и времени, в которых создавались его труды. Отметить основные аспекты его философских идей и проследить взаимосвязь биографии с философскими взглядами.
2) Проанализировать личную биографию Альбера Камю, а также изучить условия места и времени, в которых создавались его труды. Отметить основные аспекты его философских идей и проследить взаимосвязь биографии с философскими взглядами.
3) На основании проведенного анализа жизни и творчества рассматриваемых нами мыслителей провести сравнение их философских взглядов через религиозно-философские образы, которые могут быть выделены, как квинтэссенция их философских взглядов.
Теоретика-методологическая основа исследования выстроена в соответствии с поставленной целью и задачами работы. Так, были использованы методы:
- метод сравнительного анализа исследовательской литературы, статей и других источников, напрямую связанных с темой работы, с помощью которого мы смогли сопоставить исследовательские позиции различных авторов;
- метод феноменологического рассмотрения теории абсурда, как уникальной философской концепции требующей инсайдерского подхода к ее изучению.
Научная новизна исследования:
-работа в ряду первых ставит задачу рассмотрения философских взглядов комплексно: сопоставление личной биографии, контекст исторической эпохи, религиозно-философский контекст эпохи и собственно экзистенциально-философские образы.
-применение метода "экзистенциальной психотерапии" Ялома для исследования собственно философских концепций. При этом важно отметить, что с нашей точки зрения анализ экзистенциальных аспектов личности невозможно провести только в рамках философского дискурса, так как экзистенциальное предполагает междисциплинарный подход.
Положения выносимые на защиту:
-в ходе нашего исследования экзистенциально обосновано сама возможность сравнения двух религиозно-философских образов: Рыцаря веры и абсурдного героя.
-в данной работе продемонстрирована особая значимость выяснения механизмов экзистенциального мировоззрения. Это аргументируется тем, что сам процесс появления экзистенциального становится источником трансформации как личности, так и ее философии.
-в ходе исследования религиозно-философских образов у Камю и Кьеркегора выясняется, что мотивом их появления является оппозиция к окружающей действительности.
-связка "внешний - внутренний локус контроля" имеет особую значимость, как для выяснения механизмов экзистенциального мировоззрения, так и зарождение религиозно-философских образов Рыцаря веры и героя абсурда.
Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты работы позволяют по-новому взглянуть на причины зарождения и развития экзистенциальной философии. Также в данной работе предпринимается попытка междисциплинарного подхода к исследования философских проблем. Отдельные фрагменты данной работы могут использоваться в качестве лекционного материала по таким предметам, как философия религии, история свободомыслия, психология религии.
В данной работе мы провели сравнительный анализ таких представителей экзистенциальной философии, как Серен Кьеркегор и Альбер Камю. Опорными пунктами нашего сравнения были биография, основные аспекты философских взглядов и религиозно-филолософские образы, по-сути представляющие собой квинтэссенцию первых двух пунктов. В ходе нашего исследования мы попытались выявить причины тесной взаимосвязи биографии и философских взглядов Кьеркегора и Камю. Мы пришли к выводу, что по-мимо осуществляемой философами рефлексии на состояние философской мысли их эпохи, огромное значение в формировании философских взглядов также играют глубоко личностные биографические факторы. Более того, используя методы современной экзистенциальной психологии, мы пришли в выводу, что формирование философских взглядов изучаемых нами мыслителей во многом определялось особенностями их психологических характеристик.
1. Беллесков Я. Ф. Сёрен Киркегор. Жизнь и творчество / - М.: K0benhavn, 1994. - 442 с.
2. Буланин Д. В. Сёрен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство / - М.: СПб, 2004. - 243 с .
3. Великовский С. И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю М.: Искусство, 1973. — 240 с.
4. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма / П.П. Гайденко - М.: Республика, 1997. - 198 с.
5. Гинзбург Ю. Бунт и рабство Ю. Гинзбург / М.: Вопросы литературы, 1992. 225 с.
6. Долгов К. М. От Киркегора до Камю / К. М. Долгов. - М, 1990. - 399 с.
7. Камю А Бунтующий человек / А. Камю. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
8. Камю А. Миф о Сизифе / А. Камю. - М.: Политиздат, 1990. - 132 с.
9. Камю А. Первый человек / А. Камю - М.: Худ. Литература, 2009. - 288 с.
10. Камю А. Посторонний / А. Камю. - М.: Прометей, 1989. - 82 с.
11. Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / А. Камю - М.: Наука, 1990.
12. Камю А. Чума / А. Камю - М.: АСТ, 2010. - 266 с.
13. Камю Алъбер Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки /Камю Альбер.- Москва, 1990.- 608 с.
14. Карпушин В. А. Концепция личности у А. Камю / В. А. Карпушин - 1967. М.С.34-45.
15. Керкегор С. Повторение / Кьекегор С. - М.: Лабиринт, 1997. - 129 с.
16. Кушкин Е. П. Альберт Камю. Ранние годы / Е. П. Кушкин - Л.: Просвещение, 1982. - 240 с.
17. Кушкин Е. П. Альбер Камю. Ранние годы. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. - 184 с.
18. Кьеркегор и современность. Материалы научной конференции (Минск, 7- 10 июня 1996 г.) - Казань: Изд-во Минск ун-та, 1996. - 262 с.
19. Кьеркегор С. / Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» / С. Кьеркегор. - М.: Минск, 2005. - 752 с.
20. Кьеркегор С. Или - или. Фрагменты из жизни / С. Кьекегор. - М.: Амфора, 2011. - 823 с.
21. Кьеркегор С. Понятие страха / С. Кьеркегор. - М.: Академический проект, 2014. - 224 с.
22. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. - М.: Республика, 1993. - 109 с.
23. Кьеркегор С. Философские крохи, или Крупицы мудрости / С. Кьеркегор.- М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. - 192 с.
24. Леви-Брюлль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюлль. - М.: Педагогика- Пресс, 1994. - 608 с.
25. Лунгина Д. А. Крещение Господне / Лунгина Д.А. - М.: Большая российская энциклопедия, 2010. - 513 с.
26. Мунье Э. Надежда отчаявшихся: Мальро. Камю. Сартр. Бернанос / Пер. С фр. И примеч. И. С. Вдовиной. — М.: Искусство, 1995. — 238 с.
27. Ницше Ф Антихрист. Проклятие христианству /Ф Ницше - М.: Фолио, 2009. 192 с.
28. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет - М.: Искусство, 1991. - 589 с.
29. Попович М. Об Альбере Камю / [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://sinyigor.narod.ru/Info/Camus/popovic.htm (дата обращения 22.05.2019)
30. Психология на русском языке / [Электронный ресурс] - Режим доступ http://www.psychology.ru/library/00032.shtml (дата обращения: 1.05. 2019)
31. Руткевич А. М. Философия А. Камю/ А. М. Руткевич - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
32. Сартр Ж.-П. Объяснение «Постороннего» / - Ж. П. Сартр - М.: Искусство 1986, - 189-194 с.
33. Суини М, Курс лекций / Средневековая христианская философия Запада / - М.: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2006. - 320 с.
34. Философский словарь / [авт.-сост.: И. В. Андрущенко, О. А. Вусатюк, С. В. Линецкий, А. В. Шуба]. - Киев: А. С. К., 2006.
35. Фокин С. Л. Альберт Камю. Роман. Философия. Жизнь. / С.Л. Фокин - Спб.: Алетейя, 1999 - 190 с.
36. Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд - М.: Фолио, 2009. - 110 с.
37. Шервашидзе В. В. Альберт Камю. Путь к роману «Посторонний» - Сухуми, 1988.
38. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия /Л. Шестов - М.: Прогресс, 1992. - 304 с.
39. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом - М.: Класс. 1999. - 434 с.