РЕЛИГИОЗНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЛЮДЕЙ, ПОЛУЧИВШИХ РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ
|
Введение
Глава 1. Теоретическая база подросткового кризиса самоопределения
§1.1 Гармоничное религиозное воспитание по теории Стэнли Гренвилла Холла
§1.2 Типы развития в подростковом возрасте у Эдуарда Шпрангера
§1.3 Характеристика пубертатного периода жизни человека у Шарлотты Бюлер
§1.4 Теория развития личности через интроцепцию у Вильяма Штерна
Глава 2. Выделение этапов развития личности и факторов религиозного самоопределения
§2.1 Выявление закономерностей в мировоззренческом развитии детей верующих
родителей 20
§2.2 Выделение этапов развития самосознания у детей верующих родителей 22
§2.3 Факторы, влияющие на религиозное самоопределение 30
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение
Глава 1. Теоретическая база подросткового кризиса самоопределения
§1.1 Гармоничное религиозное воспитание по теории Стэнли Гренвилла Холла
§1.2 Типы развития в подростковом возрасте у Эдуарда Шпрангера
§1.3 Характеристика пубертатного периода жизни человека у Шарлотты Бюлер
§1.4 Теория развития личности через интроцепцию у Вильяма Штерна
Глава 2. Выделение этапов развития личности и факторов религиозного самоопределения
§2.1 Выявление закономерностей в мировоззренческом развитии детей верующих
родителей 20
§2.2 Выделение этапов развития самосознания у детей верующих родителей 22
§2.3 Факторы, влияющие на религиозное самоопределение 30
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение
Актуальность темы исследования. Исторически сложилось, что религия передается по наследству, каждый человек получает воспитание в соответствии с убеждениями семьи. В современном мире индивиду предлагается множество путей, из которых каждый выбирает тот, который ему наиболее импонирует. И в выборе пути, естественно, существует множество различных причин, которыми руководствуется человек в личном самоопределении, в том числе и в духовной сфере, к которой относится религия.
Самоопределение человека в жизни зависит от нескольких факторов: от семьи, в которой воспитывается индивид, от среды, в которой он социализируется (в нее включены детский сад, школа, факультативные занятия и кружки, друзья и приятели, появляющиеся в процессе посещения каждого учреждения, религиозной или идеологической общины); от информации, доступ к которой ему дают в полной или ограниченной мере в зависимости от консервативности взглядов людей, принимающих то или иное участие в воспитании ребенка.
В данной работе мы планируем исследовать, есть ли какие-то закономерности в самоидентификации детей верующих родителей, какие факторы в большинстве случаев влияют на выбор того или иного жизненного пути.
Степень научной разработанности. Американский психолог и педагог Стэнли Гренвилл Холл внес неоценимый вклад в возрастную подростковую психологию. Он изучал степени развития психики детей и подростков, поведенческие закономерности их взросления. В своих исследованиях он пришел к выводу, что кризис самосознания рано или поздно настигает человека, чаще всего это происходит в подростковом возрасте, т.е. с 13 до 18 лет. После окончания этого периода жизни индивид способен самостоятельно совершить личное самоопределение в своей жизни в сфере идеологических и политических убеждений, стиля жизни, в том числе и своей религиозной принадлежности. Также Стэнли Холл утверждал, что религиозные переживания как феномен
Аринин Е.И. Психология религии: учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение». Владимир: Ред.- издат. комплекс ВлГУ, 2005. С. 16.
появляются у ребенка еще в младенческом возрасте. В грудном и дошкольном возрасте они чаще всего бывают обращены к матери, затем в школьном возрасте к отцу, и уже ближе к подростковому возрасту к Богу, но для того, чтобы ребенок вырос верующим человеком, родителям стоит придерживаться некоторых правил его воспитания.
Упоминание об Эдуарде Шпрангере также немаловажно в разговоре о возрастной подростковой психологии. Он разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Также как и Стэнли Гренвилл Холл, он говорил о кризисе самосознания, но в его понимании содержанием кризиса в подростковом возрасте является освобождение от детской зависимости.
Шарлотта Бюлер также вносит достаточно большой вклад в дисциплину, которая именуется возрастной психологией. Она является разработчицей схемы периодизации жизненного пути человека. Эта схема выделяет пять основных фаз в жизни человека. Зона нашего исследования лежит в рамках второй фазы. Она определяется как наиболее неустойчивый период жизни человека, когда все устои сотрясаются и проходят проверку на прочность и называется юностью.
Исследовательница разделяет этот период жизни на два этапа (подфазы): «жизнеотрицание» и «открытие мира». Также она пишет о важности для подростка/юноши обрести нечто (например, идею) или кого-то (человека, группу людей), которые бы могли заполнить душевную пустоту и помочь
-5
сформулировать острые глубинные вопросы и ответить на них.
Гильдегарда Гецер дополняет исследования Шарлотты Бюлер, и подтверждает ее модель «Пять стадий жизни». Она занималась исследованием подростков, находящихся в приюте для беспризорников, наблюдая их жизнь в негативной фазе, и используя их дневники для анализа их состояний.
Вильям Штерн представляет подростковый возраст как период столкновений внутренних склонностей индивида с теми требованиями, которые предъявляются к нему обществом и окружающей средой, и результатом данного жизненного этапа является формирование индивидуального мышления.
Александр Марков исследовал группы подростков, чтобы ответить на вопрос, какой опыт в жизни человека школьного возраста больше влияет на обучаемость и адаптацию к взрослой жизни.
Также на тему подростковых кризисов писал Выготский , Эльконин , Рубинштейн и др.
Объектом нашего исследования является социальная группа - подростки и молодые люди, воспитанные в семьях верующих родителей.
Предмет исследования - религиозная самоидентификация людей, выросших в религиозных семьях.
Целью исследования является выделение этапов формирования религиозной самоидентификации в психологии детей верующих родителей, а также факторов, влияющих на это формирование.
Для достижения цели нашего исследования мы поставили следующие задачи:
1. Изучить материалы по возрастной психологии, касающиеся вопросов самоопределения человека в подростковом возрасте.
2. Провести исследование людей, принадлежащих к категории детей верующих родителей путем сбора автобиографических эссе
3. Проанализировать собранные материалы
4. Сделать предположение о закономерностях, которые существуют в связи религиозного воспитания и формировании мировоззрения детей верующих родителей
5. Выделить этапы развития личности в религиозной идентификации
6. Выявить факторы, влияют на формирование религиозной
самоидентификации
Теоретико-методологическая база исследования. Основными методами нашего исследования мы выбрали биографический метод, а также метод устной истории.
Биографический метод представлен в работах Б.Г. Ананьева , С.Л. Рубинштейна , Н.А. Рыбникова34 и Э.Ю. Соловьева. Он позволяет
проанализировать жизненный путь человека и выявить ключевые события, которые влияют на формирование личности конкретного индивида, а также механизмы, посредством которых проявляются и развиваются индивидуальные качества человека. Кроме того, биографический метод дает возможность отследить причинно-следственные связи между событиями в жизни человека и его ситуациями выбора и закономерности в действиях.
Метод устной истории также является основным в теоретикометодологической базе нашего исследования. Он был сформулирован А. Невинсом, профессором Колумбийского университета (США), который исследовал исторические события, собирая информацию очевидцев в виде личной истории стенографическим способом. Этот метод описывает М. В. Мокрова в своей диссертации «Устная история науки: от историографических традиций к комплексному источниковедению». Определение методу устной истории дал Сигурд Шмидт: «Устная история - это практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной
п
специалистами». Учитывая сложность собираемого материала, респондентам было предложено изложить свою биографическую историю в виде эссе, т.к. для самого респондента требуется время для самоанализа и формулирования мыслей. Кроме того, в работе будут использованы вспомогательные методы:
- метод структурного анализа, благодаря которому мы планируем выявить различные этапы религиозной самоидентификации, а также факторы, влияющие на нее;
- метод компаративистики, с помощью которого будет произведено сравнение этих этапов;
- метод обобщения, который поможет нам выявить общие места в исследуемых биографиях и выявить возможные закономерности;
Элементы научной новизны. В данной работе на основе исследования выделены основные этапы религиозной самоидентификации человека, воспитанного в семье верующих родителей.
Основные положения, выносимые на защиту. В данной дипломной работе мы выносим на защиту следующие положения:
- религиозное самоопределение детей, воспитанных в семьях верующими родителями происходит, как и в светских семьях, в подростковом возрасте.
- на религиозное самоопределение большое влияние оказывает результат прохождения периода подросткового кризиса.
- отношение со стороны религиозной общины к ребенку, переживающему кризис, играет решающую роль в его выборе идеологического пути.
Теоретическая и практическая значимость. Выводы работы могут быть применены в исследованиях по психологии религии, а также для социальной и психологической работы с детьми верующих родителей.
Структура работы.
Самоопределение человека в жизни зависит от нескольких факторов: от семьи, в которой воспитывается индивид, от среды, в которой он социализируется (в нее включены детский сад, школа, факультативные занятия и кружки, друзья и приятели, появляющиеся в процессе посещения каждого учреждения, религиозной или идеологической общины); от информации, доступ к которой ему дают в полной или ограниченной мере в зависимости от консервативности взглядов людей, принимающих то или иное участие в воспитании ребенка.
В данной работе мы планируем исследовать, есть ли какие-то закономерности в самоидентификации детей верующих родителей, какие факторы в большинстве случаев влияют на выбор того или иного жизненного пути.
Степень научной разработанности. Американский психолог и педагог Стэнли Гренвилл Холл внес неоценимый вклад в возрастную подростковую психологию. Он изучал степени развития психики детей и подростков, поведенческие закономерности их взросления. В своих исследованиях он пришел к выводу, что кризис самосознания рано или поздно настигает человека, чаще всего это происходит в подростковом возрасте, т.е. с 13 до 18 лет. После окончания этого периода жизни индивид способен самостоятельно совершить личное самоопределение в своей жизни в сфере идеологических и политических убеждений, стиля жизни, в том числе и своей религиозной принадлежности. Также Стэнли Холл утверждал, что религиозные переживания как феномен
Аринин Е.И. Психология религии: учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение». Владимир: Ред.- издат. комплекс ВлГУ, 2005. С. 16.
появляются у ребенка еще в младенческом возрасте. В грудном и дошкольном возрасте они чаще всего бывают обращены к матери, затем в школьном возрасте к отцу, и уже ближе к подростковому возрасту к Богу, но для того, чтобы ребенок вырос верующим человеком, родителям стоит придерживаться некоторых правил его воспитания.
Упоминание об Эдуарде Шпрангере также немаловажно в разговоре о возрастной подростковой психологии. Он разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Также как и Стэнли Гренвилл Холл, он говорил о кризисе самосознания, но в его понимании содержанием кризиса в подростковом возрасте является освобождение от детской зависимости.
Шарлотта Бюлер также вносит достаточно большой вклад в дисциплину, которая именуется возрастной психологией. Она является разработчицей схемы периодизации жизненного пути человека. Эта схема выделяет пять основных фаз в жизни человека. Зона нашего исследования лежит в рамках второй фазы. Она определяется как наиболее неустойчивый период жизни человека, когда все устои сотрясаются и проходят проверку на прочность и называется юностью.
Исследовательница разделяет этот период жизни на два этапа (подфазы): «жизнеотрицание» и «открытие мира». Также она пишет о важности для подростка/юноши обрести нечто (например, идею) или кого-то (человека, группу людей), которые бы могли заполнить душевную пустоту и помочь
-5
сформулировать острые глубинные вопросы и ответить на них.
Гильдегарда Гецер дополняет исследования Шарлотты Бюлер, и подтверждает ее модель «Пять стадий жизни». Она занималась исследованием подростков, находящихся в приюте для беспризорников, наблюдая их жизнь в негативной фазе, и используя их дневники для анализа их состояний.
Вильям Штерн представляет подростковый возраст как период столкновений внутренних склонностей индивида с теми требованиями, которые предъявляются к нему обществом и окружающей средой, и результатом данного жизненного этапа является формирование индивидуального мышления.
Александр Марков исследовал группы подростков, чтобы ответить на вопрос, какой опыт в жизни человека школьного возраста больше влияет на обучаемость и адаптацию к взрослой жизни.
Также на тему подростковых кризисов писал Выготский , Эльконин , Рубинштейн и др.
Объектом нашего исследования является социальная группа - подростки и молодые люди, воспитанные в семьях верующих родителей.
Предмет исследования - религиозная самоидентификация людей, выросших в религиозных семьях.
Целью исследования является выделение этапов формирования религиозной самоидентификации в психологии детей верующих родителей, а также факторов, влияющих на это формирование.
Для достижения цели нашего исследования мы поставили следующие задачи:
1. Изучить материалы по возрастной психологии, касающиеся вопросов самоопределения человека в подростковом возрасте.
2. Провести исследование людей, принадлежащих к категории детей верующих родителей путем сбора автобиографических эссе
3. Проанализировать собранные материалы
4. Сделать предположение о закономерностях, которые существуют в связи религиозного воспитания и формировании мировоззрения детей верующих родителей
5. Выделить этапы развития личности в религиозной идентификации
6. Выявить факторы, влияют на формирование религиозной
самоидентификации
Теоретико-методологическая база исследования. Основными методами нашего исследования мы выбрали биографический метод, а также метод устной истории.
Биографический метод представлен в работах Б.Г. Ананьева , С.Л. Рубинштейна , Н.А. Рыбникова34 и Э.Ю. Соловьева. Он позволяет
проанализировать жизненный путь человека и выявить ключевые события, которые влияют на формирование личности конкретного индивида, а также механизмы, посредством которых проявляются и развиваются индивидуальные качества человека. Кроме того, биографический метод дает возможность отследить причинно-следственные связи между событиями в жизни человека и его ситуациями выбора и закономерности в действиях.
Метод устной истории также является основным в теоретикометодологической базе нашего исследования. Он был сформулирован А. Невинсом, профессором Колумбийского университета (США), который исследовал исторические события, собирая информацию очевидцев в виде личной истории стенографическим способом. Этот метод описывает М. В. Мокрова в своей диссертации «Устная история науки: от историографических традиций к комплексному источниковедению». Определение методу устной истории дал Сигурд Шмидт: «Устная история - это практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной
п
специалистами». Учитывая сложность собираемого материала, респондентам было предложено изложить свою биографическую историю в виде эссе, т.к. для самого респондента требуется время для самоанализа и формулирования мыслей. Кроме того, в работе будут использованы вспомогательные методы:
- метод структурного анализа, благодаря которому мы планируем выявить различные этапы религиозной самоидентификации, а также факторы, влияющие на нее;
- метод компаративистики, с помощью которого будет произведено сравнение этих этапов;
- метод обобщения, который поможет нам выявить общие места в исследуемых биографиях и выявить возможные закономерности;
Элементы научной новизны. В данной работе на основе исследования выделены основные этапы религиозной самоидентификации человека, воспитанного в семье верующих родителей.
Основные положения, выносимые на защиту. В данной дипломной работе мы выносим на защиту следующие положения:
- религиозное самоопределение детей, воспитанных в семьях верующими родителями происходит, как и в светских семьях, в подростковом возрасте.
- на религиозное самоопределение большое влияние оказывает результат прохождения периода подросткового кризиса.
- отношение со стороны религиозной общины к ребенку, переживающему кризис, играет решающую роль в его выборе идеологического пути.
Теоретическая и практическая значимость. Выводы работы могут быть применены в исследованиях по психологии религии, а также для социальной и психологической работы с детьми верующих родителей.
Структура работы.
В начале исследования нами была поставлена следующая цель: изучить аспект религиозной самоидентификации в психологии детей верующих родителей. Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить материалы по возрастной психологии отечественных и зарубежных психологов
2. Проанализировать автобиографические эссе людей, воспитанных в религиозных семьях. На основе собранного материала сделать предположение об этапах религиозной идентификации, которые и факторах, влияющих на её формирование.
Подводя итоги нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтверждена. На основе проведенного исследования мы можем выделить 4 основных этапа развития самосознания ребенка, воспитанного в семье верующих родителей:
1. Период идеологической изоляции. В это время в ребенка закладывают основы веры. Он вместе с родителями приходит на религиозные собрания, подражая взрослым, совершает религиозные ритуалы. Читает переложение священных книг для детей, и мало сталкивается со светской культурой.
2. Знакомство со светским миром. Ребенок больше включается в общественную жизнь, заводит друзей и знакомых вне общины, посещает кружки и другие общественные места, начинает узнавать о том, что многие люди ведут образ жизни, который ему не знаком.
3. Подростковый мировоззренческий кризис. Период жизни человека, в который он начинает сомневаться в тех принципах жизни, которые были заложены воспитанием. Это может наступить вследствие какой-либо трагической или радостной ситуации в жизни ребенка или его близких. Выход из кризиса человек находит либо при поддержке со стороны семьи и религии, либо он получает ее от светских знакомых. В это время также поднимаются серьезные экзистенциальные вопросы в разуме подростка, и часто в зависимости от того, найдет ли он ответы на них в конкретной религии, он принимает решение относительно направления своего жизненного пути и социума, внутри которого он хочет находиться.
4. Выбор. Этот момент происходит, в основном, после проживания кризисной ситуации. Человек осознает себя как отдельную личность, которая может жить не так, как его родители. И принимает решение на основании того, во что он верит, в каком социуме ему будет комфортно, в каком направлении в жизни он сам хочет двигаться. Это ключевое время для религиозного самоопределения, и подкрепления решения действиями.
Основные факторы, которые влияют на принятие решения о выборе идеологического пути:
• Социальные связи в религиозной общине. Наличие большого количества близких людей в общине может повлиять на принятие решения о нахождении в ней.
• Поддержка. В период прохождения кризиса те, кто находятся рядом с подростком, становятся для него приоритетными людьми в жизни. Соответственно, если ребенок больше опоры находит в религиозной общине, то больше вероятность, что он в ней и останется в конечном итоге.
• Наличие ответов на ключевые жизненные вопросы подростка. Во время исследования мира вокруг очень важно получать ответы на злободневные и в то же время экзистенциальные вопросы человека. В каком образе жизни ребенок найдет для себя достаточно аргументированные ответы, в том, скорее всего, и решит быть.
Мы считаем, что поставленные нами задачи в данном исследовании были выполнены и цель нашего исследования достигнута.
1. Изучить материалы по возрастной психологии отечественных и зарубежных психологов
2. Проанализировать автобиографические эссе людей, воспитанных в религиозных семьях. На основе собранного материала сделать предположение об этапах религиозной идентификации, которые и факторах, влияющих на её формирование.
Подводя итоги нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтверждена. На основе проведенного исследования мы можем выделить 4 основных этапа развития самосознания ребенка, воспитанного в семье верующих родителей:
1. Период идеологической изоляции. В это время в ребенка закладывают основы веры. Он вместе с родителями приходит на религиозные собрания, подражая взрослым, совершает религиозные ритуалы. Читает переложение священных книг для детей, и мало сталкивается со светской культурой.
2. Знакомство со светским миром. Ребенок больше включается в общественную жизнь, заводит друзей и знакомых вне общины, посещает кружки и другие общественные места, начинает узнавать о том, что многие люди ведут образ жизни, который ему не знаком.
3. Подростковый мировоззренческий кризис. Период жизни человека, в который он начинает сомневаться в тех принципах жизни, которые были заложены воспитанием. Это может наступить вследствие какой-либо трагической или радостной ситуации в жизни ребенка или его близких. Выход из кризиса человек находит либо при поддержке со стороны семьи и религии, либо он получает ее от светских знакомых. В это время также поднимаются серьезные экзистенциальные вопросы в разуме подростка, и часто в зависимости от того, найдет ли он ответы на них в конкретной религии, он принимает решение относительно направления своего жизненного пути и социума, внутри которого он хочет находиться.
4. Выбор. Этот момент происходит, в основном, после проживания кризисной ситуации. Человек осознает себя как отдельную личность, которая может жить не так, как его родители. И принимает решение на основании того, во что он верит, в каком социуме ему будет комфортно, в каком направлении в жизни он сам хочет двигаться. Это ключевое время для религиозного самоопределения, и подкрепления решения действиями.
Основные факторы, которые влияют на принятие решения о выборе идеологического пути:
• Социальные связи в религиозной общине. Наличие большого количества близких людей в общине может повлиять на принятие решения о нахождении в ней.
• Поддержка. В период прохождения кризиса те, кто находятся рядом с подростком, становятся для него приоритетными людьми в жизни. Соответственно, если ребенок больше опоры находит в религиозной общине, то больше вероятность, что он в ней и останется в конечном итоге.
• Наличие ответов на ключевые жизненные вопросы подростка. Во время исследования мира вокруг очень важно получать ответы на злободневные и в то же время экзистенциальные вопросы человека. В каком образе жизни ребенок найдет для себя достаточно аргументированные ответы, в том, скорее всего, и решит быть.
Мы считаем, что поставленные нами задачи в данном исследовании были выполнены и цель нашего исследования достигнута.
Подобные работы
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Художественная литература в социализации современных студентов. На примере студентов России и Германии
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ И ХОРЕОГРАФИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Особенности религиозной социализации и социальных установок шакирдов Российского исламского университета (г. Казань)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2012 - ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Региональные особенности реализации национальной политики на Алтае в 1918-1953 гг
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся 10 классов на
примере исторических деятелей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся 10 классов на примере исторических деятелей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020



