Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образы Адама и Евы в каббалистической интерпретации

Работа №36987

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
236
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Связь представлений о божественной эманации в монотеистических религиях 6
§1.1 Истоки каббалистического учения в представлении о божественной эманации у христианских гностиков и исихастов 6
§1.2 Влияние представлений о божественной эманации в исламе у последователей мутазилитов и суфиев 12
Глава II. Образ Адама и Евы в иудаизме 19
§2.1 Образ Адама и Евы в Библии 19
§2.2 Образ Адама и Евы в Талмуде 20
Глава III. Интерпретация библейских Адама и Евы как проявления божественной эманации в Каббале 24
§3.1 Представления о божественной эманации в иудаизме у хасидов 24
§3.2 Образ Адама и Евы как проявления божественной эманации в Каббале 40
Заключение 45
Список литературы

Актуальность темы исследования связана с интересом современного общества к каббалистическому учению. Долгое время данное учение оставалось тайной и не было известно широким кругам даже среди иудеев. Хасиды (направление в иудаизме, связанное в том числе и с мистическим учением) разрешали заниматься Каббалой только взрослым мужчинам - иудеям после сорока лет. Женщины и не евреи до этого учения не допускались. Хотя в европейском оккультизме каббалистические аллюзии были весьма популярны. В Эпоху Возрождения мистика Каббалы использовалась в алхимии, астрологии и других, запрещенных Церковью учениях. Хотя сами религиозные иудеи, изучавшие Каббалу, понимая, что если использовать интенцию (кавана), которая должна быть направлена к Всевышнему и исправлению мира (тикун олам), для того, чтобы стремиться к своим эгоистическим целям, то это будет похоже на магию, в большинстве случаев все-же не делали этого, так как это расценивалось ими как грех. Со временем Каббалой заинтересовались ученые. В академической среде широкий интерес к Каббале появился во второй половине XX века в рамках академической иудаики. Исследователи данного направления считают, что мистика все же не лишена рациональности сама по себе, и, кроме того, она поддается рациональному описанию и объяснению. Появились современные методы исследования данной проблемы. Однако еще в XIX веке исследователи истории и культуры еврейского народа придавали этой теме большое значение.
Степень изученности проблемы. В XIX в. исследования в области Каббалы были предприняты А. Еллинеком, Г. Грецем, М. Штейншнейдером и другими. Каббала с разной степенью глубины, конкретности и с различных методологических позиций анализируется в работах современных исследователей А. Архипова, Х. Блюма, К. Бурмистрова, Н. Заболотной, Й. Дана, М.А. Кравцовой, Я. Лобкова, Ш. Мопсика, Е. Торчинова, М. Лайтмана, А. Грина, М. Иделя, М. Шнейдера, Й. Либеса, Р. Мероза, М. Бубера, Ю. Фрея, М. Энделя. Ценный вклад в область исследования Каббалы внесли Ш.А. Городецкий и И. Тишби. Огромный вклад внесли Г ершом Шолем, один из наиболее значительных еврейских мыслителей и исследователей иудаики XX века, создавший целую область критического исследования Каббалы и реабилитировавший ее как религиозный и культурный феномен, и Моше Идель, пересмотревший отношение Г.Шолема и других исследователей к каббалистической доктрине.
Объектом данного исследования является религиозно-мистическое учение Каббала.
Предмет исследования — Образы Адама и Евы в каббалистической интерпретации.
Цель — выявить специфику образов Адама и Евы в Каббале, как проявления божественной эманации.
Задачи исследования:
- изучить связь представлений о божественной эманации в монотеистических религиях
- рассмотреть образы Адама и Евы в иудаизме
- рассмотреть образы Адама и Евы как проявления божественной эманации в каббалистическом учении.
Методология исследования: В нашем исследовании применялся
герменевтический метод Ф. Шлейермахера для интерпретации священных и философских текстов, компаративный (сравнительный) метод применялся при сравнении образа Адама и Евы в Библии и Талмуде, а также при обсуждении проблемы эманации у гностиков, в исламе, христианстве и иудаизме. Кроме того в работе применялись исторический метод и структурно - семиотический метод Ю.М. Лотмана.
Научная новизна исследования состоит в том, что образы Адама и Евы впервые рассмотрены как аспекты бытия Бога в их первоначальном состоянии.
Основные положения выносимые на защиту: Адам и Ева в Каббале рассматриваются как эманация божественной энергии, что характерно для мистических направлений или их маргинальных ответвлений.
Теоретическая значимость исследования: определены вероучительные и этические особенности каббалистического толкования. Положения и выводы данного исследования дополняют сферу научного познания в области религии, религиозной этики.
Практическая значимость исследования:
Материалы исследования могут быть использованы для разработки курсов по истории религий, сравнительного религиоведения, религиозной этики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив представления о божественной эманации христианских гностиков и исихастов, а также в исламе у последователей мутазилитов и суфиев, в иудаизме у хасидов; мы сделали вывод, что Бог как первоначало транслируется в мире путем божественного света и энергии, как творческая мощь.
Эманация (от позднелат. emanatio - истечение, распространение) - философское понятие, разработанное в неоплатонизме и означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. В монистических системах учение об эманации как о «естественной» продуктивной силе первоначала, производящей низшее от преизбытка творческой мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом.
В исихазме озарение или Божественный свет можно определить, как видимый признак Бога, божественных энергий или благодати, в которой познается Божество. Определение «света» мы находим у христианских основоположников «метафизики света» -Василия Великого, Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова, Г ригория Паламы.
В «благодатности тихого вечернего света» (Василий Великий), через «неприступный свет» и «божественный мрак» (Дионисий Ареопагит) и личный опыт «нисхождения света» (Симеон Новый) к стройному, законченному учению о «несозданном свете» (Григорий Палама) , посредством которого Бог, мир и человек становятся взаимосвязанными, а человек обретает возможность непосредственной причастности к Богу в этом заключается суть божественной эманации у исихастов.
В суфизме мир — это эманация Бога. Учение Плотина об эманации привело мусульманских мистиков к определению того, что мир - это зеркало, в котором отражается божественное существо.
В учении иранских суфиев, мы встречаем метафизику света, согласно которой пути предначертаны духовным цветовым опытом мистиков.
Божественный Свет является Светом светов, но никак субстанциональная явленность. «Аллах-Свет небес и земли». 24-я сура Корана «Ан-Нур», аят 35.
В ишракизме эманация беспредельный, абсолютный Свет, нечто Первое, Первоначало светоносного мира от которого исходит первый свет.
В еврейской мистике каббале, мы находим то же, что и у греческих, ранних христианских мистиков этого периода. К примеру, плерома «полнота», сфера Божественного света с ее потенциями, эонами, архонтами и господствами. Однако для описания своих видений, использовали язык, созданный в мире собственных религиозных идей.
Каббала в буквальном смысле слова означает «традиция». Каббалаэзотерическое еврейское теософское учение с выраженными элементами мистики и магии (теургии). Теургический характер каббалистических практик отражал прежде всего универсальный смысл религиозных заповедей и доктринальных основ иудаизма, в свою очередь определяющих сакральный статус общины.
Каббала представляет собой попытку в качестве мистических ценностей истолковать религиозные ценности иудаизма, представляя идеи живого Бога, раскрывающего Себя в актах Творения, Откровения и Избавления. Каббала раскрывает идеи атрибутов Бога и идеи символического смысла Торы. Через особые формы символической мысли, каббала пытается обнаружить скрытую жизнь за внешними формами действительности.
Так, по мнению каббалистов «Пятикнижие» повествует о событиях и персонажах, которые являются описанием внутренних состояний и переживаний. Каббалисты видят в Библии не только историческое повествование, но и закономерности мира духовного или Высшего мира и его законах. Мир Бога, которому подвластен мир чувственный в котором Он присутствует и действует, каббалисты называют миром сфирот. Каббала дает ключ к эзотерическому толкованию Пятикнижия Моисея.
Независимо от теоретического отдела Каббала оперирует в практической своей части с буквами еврейского алфавита, которые она рассматривает как
активные силы, присваивая им каждой под видом иероглифа особый атрибут Божества и соответствующее этому числовое значение.1
Каббала утверждает единство сокровенного и видимого миров: любое явление в низшем мире связано с процессами в высшем, духовном мире; это соответствие между высшей и низшей сферами присуще всем частям Божественного творения. Центральным и самым полным символом этого соответствия является человек, в котором Творец соединил все тайны обоих миров. Одной из главных идей Каббалы является положение, что высший и низший миры могут влиять друг на друга. Каждое событие в низшем мире вызывает соответствующее изменение в высших сферах. Человек является активным сотрудником Бога, соучастником в работе творения. Руководством человеку в этой работе служит Тора, в которой каббалисты усматривают как бы шифрованное описание динамики внутренней Божественной жизни, лежащей в основе творения.
По мнению каббалистов Бог не может быть постигнут в своем существе,но Он познается в своих проявлениях: Вселенная составляет Его тело; Адам и Ева изображают Его душу; сам же Бог в двойной поляризации изображает свой дух.
Повествование о первых людях занимает самые первые пять глав первой книги Еврейской Библии (или Ветхого Завета) - Книги Бытия. С момента создания Адама и Евы начинаются диалоги и события. Появляется первый запрет и первое нарушение запрета. Каббалисты же, изучая, исследуя Высшие силы через земные объекты, явления и события, видят их проекцию, движение и влияние на материальный мир. Соответственно, образ первых людей является божественной эманацией в интерпритации каббалистического учения.
В нашем исследовании мы выяснили, что в каббале встречается несколько трактовок сотворения Евы из ребра Адама, как это описывает Тора. Ребро в Каббале символизирует точку под парсой (границей, разделяющей парцуф на
отдающие и получающие сосуды Адама), из которой начинается рост желания у Творения.
Ева — женская (желающая) часть единой души, называемой Адам Ришон, которую она образует вместе с мужской (намеревающейся) частью — Адамом. В единой душе Ева выражается в виде желания получать наслаждение (ощущение света) в противоположность Адаму, который проявляется, как намерение — ради чего наслаждаться, ради себя или ради Творца. Сочетание Адам и Ева в исправленном виде тикун (в Раю) работает как «получение наслаждения ради отдачи» .
Ева раскрыла существовавший в Адаме эгоизм, которого раньше не было видно. Эгоизм и ранее существовал внутри Адама. Затем этот эгоизм вышел наружу - это и есть Ева. Создание Евы из ребра Адама, является аллегорией и речь идет о системах сил. Это вышедшее наружу эго пока не чувствовалось. Адам должен был раскрыть зло и осознать его. Действие в процессе осознания зла называется прегрешением «Древа познания».
Человеческое тело является отражением внутреннего духовного бытия, проявляющегося в фигуре Предвечного человека-Адам Кадмон. Сама же Божественная Сущность невыразима, лишь Ее символы . Согласно Каббале, сила сфирот, прообраз божественной жизни, существует и действует также в человеке. Мир Творца-мир сфирот, можно сделать видимым в образе сотворенного человека.
Адам Кадмон (букв. «предвечный человек») - в Каббале первое проявление Божественного, универсальный архетип всего сущего. Адам Кадмон был первой стадией Творения, а затем из него посредством эманации возник весь мир. Идея Адам Кадмон расширяет и углубляет представление о том, что человек создан по Образу Бога, и утверждает, что также и все мироздание построено по этой Божественно-человеческой структуре.
В учении Ари Адам Кадмон - начало эманации, конфигурация первичного луча света, исходящего от Эйн Софа в Пустоту; последующие этапы эманации образуются светом, исходящим из глаз, ноздрей, ушей и рта Адама Кадмона.
Адам Кадмон - всеединство, первичный эскиз, конспект всей эманации, содержащий в нерасчлененной цельности всю полноту миров, времен и душ. Теософская катастрофа (прообраз грехопадения Адама) приводит к раздроблению всеединства, рассеянию искр (душ), заключенных в Адаме Кадмоне; собирание искр составляет суть последующего мирового процесса, завершение которого связано с эсхатологическим восстановлением тела Адама Кадмона (отсюда сближение его и Мессии в роли всеобщей души).
Семь сфирот вытекающих из материнского лона Бины («разума»), суть семь прадней творения. То, что во времени является в качестве эпохи действительного и направленного вовне творения, это и есть проекция прообразов семи низших сфирот, которые во вневременном бытии содержались во внутренней жизни Бога .
Человек первоначально эманировал в виде чистого духа, по образу Творца, состоящего из воли и ума (Хохма и Бина), то есть положительного и отрицательного, представляющего начала мужское и женское - Адама и Еву, вначале представляющих одно существо.
В результате грехопадения произошло два феномена:
1. Разделение единого существа в существ двуполых Адам-Ева.
2. Материализация и подразделение каждого из этих двуполых на два материализованных существа: мужчину и женщину.
Каббала понимает грехопадение как аллегорию, говорящую о происходящем в высших сфирот еще до того, как была создана эта реальность: наша Вселенная и мы внутри нее.
Понятие грехопадение используется, потому что человек падает со своей духовной ступени, на которой были сотворен с самого начала - до своей настоящей ступени, до этого мира, через все 125 ступеней.
Все началось с некоей системы, которая называется Адам Ритттон. Это единая общая душа, частями которой являются души всех людей.
После грехопадения упало тело (желаний) Адама, в «змеиную кожу» - называемое «прахом этого мира», в «техиру» из которой образовался «клипот» - в процессе творения образовалось Древо познания, «сфирот» композиция из 10 элементов, представляющих фрактальную иерархию мироздания и каждой его части, содержат в себе корни всех вещей, а также противоположность между Добром и Злом.
Желание Адам — это абсолютно здоровое духовное тело, подобное Творцу в его свойстве отдачи (альтруизма).
В каждом отдельном желании изначально существует стремление поддерживать друг друга, поэтому в конструкции Адама все желания находятся в абсолютно полном интегральном сочетании и гармонии - Инь-Ян.
В процессе своего развития Адам претерпевает искажение, огрубление и разрыв связей между частями. Так два желания в нём начинают противоборствовать друг с другом, разделяются, пытаются существовать одно за счёт другого. Происходит падение с уровня стопроцентного взаимодействия до уровня стопроцентного отторжения, эгоизма. Возникновение взаимной ненависти между творениями называется грехопадением.
Цимцум — процесс сжатия бесконечного Бога, в результате которого образуется пустое пространство (техиру). Техиру (тахир, чистый) — предвечное пространство творения, возникшего после сжатия Эйн Соф как пространство для сотворённых миров. Иногда техиру воспринимается как пустое пространство (пространство без Бога).
Цимцум вводится в целях разрешения противоречия, порождённого утверждением того, что вначале был Бог, который заполнял всё бесконечное пространство, и вне, и внутри которого ничего не могло быть. Цимцум как бы освобождает место для последующего творения, создавая пространство без Бога. Вслед за цимцум совершился процесс божественной эманации с предвечной точки Решит. Бог наполнил Божественным Светом сосуды, таким образом, удерживая Свет бытия посреди новообразованной пустоты в Своём центре. Однако этот процесс завершился неудачей. Сосуды разрушились, и большая часть Света вернулась к Богу. Лишь некоторые искры Эйн Соф остались в обломках сосудов, удержавшиеся в предвечном пространстве после цимцума. «Остатки» света обнаруживаются даже в самых внешних явлениях. Таким образом, Бог в каком-то смысле пребывает «в изгнании из Самого Себя». Происходит акт, посредством которого Сокрытый Бог раскрывает Себя, это совершается и во временной действительности других миров.
Клипа, келиппот (скорлупы) —демонические силы Ситра ахра или миры (ады), которые рассеивают искры божественного света и питают бытие материального мира. Клипот происходят из решимо — частичек того божественного света, который остался после цимцума. После процесса тиккун клипот будут преображены и возвращены к Богу. Согласно учению Лурии о душе, полный парцуф, который образует каждый из 613 членов души Адама (по числу предписаний Торы), обнимающей все миры и предначертанной вознести и восстановить в прежнем положении все искры святости Творца, заключенные в клипот. Один из 613 членов души Адама, заключает в себе 600 тысяч искр индивидуальных душ, которые могут продолжать дробиться на более мелкие части, каждая из которых образует кома «тело»- замкнутую структуру.
Все персонажи, о которых повествует Зогар, являются духовными парцуфим-объектами. Каббалисты считают, что как и вся Тора, Зогар говорит о том, что находится в духовных мирах, а не в нашем мире. Поэтому все предметы, животные, люди и растения, описываемые в книге «Зогар», - это духовные ступени - желания парцуфим.
Человек в Каббале не только образ мира, универсальное существо, включая и Эйн Соф, он по преимуществу образ Бога, взятого в совокупности его бесконечных атрибутов. Каббала учит о Небесном Адаме. В Зогаре говорится, что человек - есть и итог, и высшая точка творения. Поэтому он сотворен в седьмой день. Мир высший и мир низший завершились с появлением человека, потому что все заключено в человеке, он соединяет все формы. Он - божественное присутствие на земле; он - Адам Небесный, который, исходя из верховной и первоначальной тьмы, создает этого Адама земного. Таким образом, внутри есть тайна небесного человека. Подобно тому, как человек земной, Адам Небесный - внутренний, и все совершается внизу, как и наверху. Всякая форма, говорится в «Зогаре», в которой не находит принцип мужской и принцип женский, не есть форма высшая и полная. Имя человека может быть дано лишь мужчине и женщине, соединенных как одно существо. Святой находит свое место лишь там, где эти два места в совершенстве соединены .
Творение — это развитие вовне тех сил, которые действуют и живут в самом Боге. В ходе нашей работы мы выяснили, что в Каббале все содержание творения наполнено сокрытой жизнью Бога и Его пульсирующей силой во всем сущем. Все творение имело духовную природу и не случилось бы грехопадение, оно не приняло бы материальной формы. Все мыслилось первоначально как одно великое целое и жизнь Творца в жизни Его творений. Таким образом, как утверждает «Зогар», гармония ритмов Божественного бытия, единство Бога с мирами творения, в которых есть Его жизнь, и в частности с человеческим миром, было постоянным и непрерывным.



1. Адам — первый человек. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://toldot.ru/Adam.html (дата обращения: 13.02.2019).
2. Адам - первый человек. Биография и подробная информация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wwwлmrey.org/адам-первый- человек/ (дата обращения: 14.02.2019).
3. Бен-Шломо Й. Введение в философию иудаизма / Йосеф Бен-Шломо. — Иерусалим: Ассоциация Тарбут, 1994г. — 103 с.
4. БердяевН.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. — М.: «АСТ», 2011. —
608 с.
5. Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм / П. Бессерман. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 208 с.
6. Благоухания Красоты и преамбулы Величия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vectork.org/blagouxaniya-krasoty-i-preambuly-velichiya/ (дата обращения: 07.01.2019).
7. Бурмистров К., Эндель М«Сэфер йецира» в еврейской и христианской традициях» / Бурмистров К., Эндель М. // Judaica Rossica. Вып. 2. — М., 2002. — С. 49-80.
8. Буянов В.П. Метафизика света и "метафизическое безумие" [Текст]: (философские записки старого психиатра) / В.П. Буянов. — СПб.: Изд-во Буковского, 2002. — 56 с.
9. Валентин В. Двенадцать ключей мудрости. / В. Валентин. — М.: Беловодье, 1999. — С. 304.
10. Журнал пробуждения. Космогония ислама. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://waking-up.org/religii-mira/kosmogoniya-islama/ (дата обращения: 29.12.2018).
11. Заболотная Н. Образ Торы в ранней еврейской мистике и профетическая каббала / Н. Заболотная. // Тирош: труды по иудаике. Вып. 4. М., 2000. — С. 38-49.
12. Идель М. Каббала: новые перспективы / М. Идель — М.: Гешарим / Мосты культуры, 2010. — 461 с.
13. История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibliya-online.ru/istoriya-adama-i- evy-pervorodnyy-grekh-i/ (дата обращения: 08.02.2019).
14. ЙонасГ. Гностицизм. / Г. Йонас. - СПб.: Лань, 1998. - 56 с.
15. Каббала (или наука о Боге, Вселенной и Человеке) / Папюс; пер. с фр.
A. В. Трояновского; под ред. Н. А. Переферковича. - Н. Новгород: А. Г. Москвичев, 2013. — 221 с.
16. Касавин И. Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков / И. Касавин. — М.: Республика, 1996. — 445 с.
17. Корбен А. Световой человек в иранском суфизме / А. Корбен. пер. с фр. Ю. Стефановой. — М.: ООО «Садра», 2013. — 244 с.
18. Космогония ислама. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://waking-up.org/religii-mira/kosmogoniya-islama/ (дата
обращения: 29.12.2018).
19. Лайтман М., В. М. Розин. Каббала в контексте истории и современности / М. Лайтман, В. М. Розин — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 304 с.
20. Лайтман М. Сборник трудов Бааль Сулама / М. Лайтман — М.: Институт Перспективных Исследований, 2009. — 360 с.
21. Лайтман М. Тайны вечной книги. Каббалистический комментарий к Торе / М. Лайтман — М.: Институт Перспективных Исследований, 2019. — 392 с.
22. Лайтман М. Зоар / М. Лайтман — М.: АСТ, 2015. — 703 с.
23. Лайтман М. Каббалистический словарь. / М. Лайтман — М.: АСТ, 2002. — 592 с.
24. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. /
B. Н. Лосский. - М.: Наука, 1991. - 289 с.
25. Матушанская Ю. Г. Католицизм в России. Учебное пособие / Ю. Г. Матушанская — Казань: Школа, 2017. — 94 с.
26. Мопсик Ш. Маймонид и Каббала: два типа встречи иудаизма с философией / Ш. Мопсик. // Греки и евреи: Диалог в поколениях. СПб., 1999. —
С. 41-46.
27. Направления в исламе: суннизм, шиизм, хариджизм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://magisteria.ru/islam/denominations-in-islam (дата обращения: 29.12.2018).
28. Нечипуренко В.Н. Еврейская философия и каббала: Сефер Йецира; 32 пути Мудрости; Объяснение десяти сефирот рабби Азриэля из Жероны. / В.Н. Нечипуренко — Ростов: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2006. - 512 с.
29. Новая философская энциклопедия. Метафизика света. [Электронный Ресурс]. —
Режим доступа: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%9C%D0%95%D 00 (дата обращения: 23.12.2018).
30. Ранний хасидизм: в 2 т. / пер. с иврита Д. Шенкарь. - М.: Лехаим, 2015. - Т. 1: Учение Бааль-Шем-Това согласно трудам его учеников. Т. - 560 c.
31. Ригин А.С. Безмолвие и свет (традиция исихазма в контексте истории) / А.С. Ригин. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/man/?id=1611 (дата обращения: 23.12.2018).
32. Сержантов Павел, диакон. Исихастская антропология / П. Сержантов. - М.: Изд. института философии РАН, 2010. — 320 с.
33. Слово 79, 2. Русск. пер. еп. Феофана вып. II. — М.: Галактика, 1990. — 488 с.
34. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби) / А. В. Смирнов — М.: Наука, 1993. — 330 с.
35. Уэйт А. Каббала / А. Уэйт — М.: Центрполиграф, 2019. — 703 с.
36. Флоровский Г.В. Дом Отчий./ Г.В. Флоровский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sinergia-
lib.ru/index.php?section_id=2610&id=4452 (дата обращения: 23.12.2018).
37. Хасидей Ашкеназ. [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: https://eleven.co.il/jewish-history/crusades-and-expulsions/14460 (дата обращения: 13.01.2019).
38. Хэрольд Б. Каббала и литературная критика / Б. Хэрольд. // Таргум. Еврейское наследие в контексте мировой культуры. Вып. 1. — М., 1990. — С. 45-74.
39. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике / Г. Шолем — М.: Гешарим / Мосты культуры, 2004. — 510 с.
40. Электронная библиотека ИФ РАН: новая философская энциклопедия. Эманация. [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/ HASHb46837239b42054c0488b4 (дата обращения: 19.12.2018).
41. Электронная еврейская энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=11499&query=%C5 %C2%C0 (дата обращения: 07.02.2019).
42. Эндель М. Проблема происхождения Каббалы и основные концепции круга «Сефер ha-ийун» / Эндель М. // Труды второй молодёжной конференции СНГ по иудаике. — М., 1998. - С. 84-86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ