СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МУСУЛЬМАНСКИХ СЕМЬЯХ В СОВРЕМЕННОМ ТАТАРСТАНЕ
|
Введение.
Раздел 1. Основные ценности в мусульманской семье с точки зрения Корана и Сунны 9
Раздел 2. Причины утраты основных ценностей мусульманскими семьями в
Республике Татарстан 23
Раздел 3. Способы сохранения семейных ценностей в настоящее время в
Республике Татарстан 35
Заключение 49
Список литературы 52
Раздел 1. Основные ценности в мусульманской семье с точки зрения Корана и Сунны 9
Раздел 2. Причины утраты основных ценностей мусульманскими семьями в
Республике Татарстан 23
Раздел 3. Способы сохранения семейных ценностей в настоящее время в
Республике Татарстан 35
Заключение 49
Список литературы 52
Актуальность темы исследования. Ислам оказывает особенное влияние на формирование жизненных ценностей всех групп во всех мусульманских странах. Главной особенностью ислама является то, что он является не только религией, но и образом жизни, воспитанием и культурой. Целостное единство, неразделенность светского и духовного его начал приводят к тому, что поведенческие нормы, диктуемые религией, становятся руководством для повседневного общения между людьми. В связи с этим необходимы знания всех основ вероучения для дальнейшего понимания исламской культуры, и для продуктивного взаимодействия с мусульманским обществом.
В результате усложнения и развития жизни общества на стыке XX века и XXI века, когда разразился общий кризис всемирной культуры, начали появляться и признаки кризиса в семье. Семья прекращает быть главным способом наставления на культурную традицию юного поколения. Переход к светским ценностям от традиционных привел к формирования нового взгляда на ценности семьи как основу для создания благополучного союза. Модели традиционных семейных отношений присущи следующие ценности: щедрость и внимание к близким, чувство необходимости и значимости семьи, взаимоуважение, наличие диалога между близкими, честное отношение друг к другу, ответственность за себя и свою семью, уметь прощать, укрепление семейных отношений за счет соблюдения традиций, обычаев и культуры, гибкое отношение к решению проблем в семье.
В настоящее время ценности семьи значительно видоизменились, обрели новое значение и смысл, в некой степени утратили свою значимости. Семейные ценности, а именно ценности брака, отношения между супругами, отношения между родителями и детьми, почитание взрослых, сейчас не являются определяющим и действительно важным элементом семьи, их влиянию и роли в семьях не придается большого значения. Если для традиционных семей считается характерным уважительное отношение к ценностям, которые объединяют семейные отношения, то в настоящее время на первое место выходит фактор свободы, самореализации и самоопределения личности. Это приводит к утрате духовных и эмоциональных связей между поколениями в семье, к искажению самого понятия семья, выполняющей главную роль воспитании и формировании человека. Вопросы семьи имеют государственное значение, т.к. связаны с дальнейшим развитием и процветанием страны. Поэтому была создана «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» , пункты которой стоят на защите традиционных семейных ценностей и предлагают различные варианты развития и укрепления института семьи в нашей стране.
Анализ степени научной разработанности темы исследования. В
настоящее время проблемы, касающиеся брака и семьи, носят междисциплинарный характер, в данной работе мы опирались на следующих авторов: Билалова Л.М. рассматривает изменения ориентаций ценностей взаимоотношений в семьях на всём постсоветском пространстве. Так же в работе
-5
Бокттти Е.А . идет сопоставление фактов изменения в области социальных функционированиях семьи духовных ценностей. И Хубиев Б.Б. в своей работе затрагивает проблемы значимых духовных и социальных ориентиров семьи в повседневной жизни. Пшеничнова Т.А. изучает в своей работе тенденцию трансформации семейных ценностей традиционного исламского общества в современной России. Кузина И.Г рассматривает в своей работе главные причины изменений ценностных ориентаций семьи в общественных преобразованиях.
Петров А.В.1 в своей работе рассматривает основные тенденции изменений ценностных ориентаций российской молодежи. Нестеренко А.И.
А среди зарубежных научных исследователей, которые занимаются проблемами семейных отношений и семьи, можно выделить Абд аль - Маджида
-5
Халяби , изучающего воспитание детей в исламе на основе исламских методов средств и целей, профессора Вахба аз - Зухейли, рассматривающего в своей книге «Мусульманская семья в современном мире», какой должна быть мусульманская семья и, как соотнести нормы шариата с современной реальностью.
Не смотря на значительное количество исследованных научных работ, касающиеся проблем семьи, возникают вопросы, которые требуют дальнейшего изучения.
Объект исследования: предписанные шариатом ценности в мусульманских семьях современного Татарстана.
Предмет исследования: способы сохранения предписанных шариатом ценностей в мусульманских семьях современного Татарстана.
Цель исследования: выявить способы сохранения предписанных шариатом ценностей в мусульманских семьях современного Татарстана.
Для достижения поставленной цели выделен ряд задач:
1. Выявить основные ценности в мусульманских семьях с точки зрения Корана и Сунны.
2. Выявить причины утраты мусульманскими семьями основных ценностей.
3. Проанализировать способы сохранения семейных ценностей в XXI веке в современном Татарстане.
Теоретико-методологическая основа исследования. В данной работе использован структурно-функциональный анализ Р. Мертона. За некую систему, функционирующую на основе традиционной нормы, берутся ценности, а нормой выступает мусульманская семья, для которой в Коране и Хадисах предписаны все семейные ценности.
В процессе социальных изменений в мусульманских семьях, происходит накопление дисфункций (переход нормативно-допустимого в патологическое), норма изменяется, на смену традиционных ценностей приходят на смену современные ценности. Дисфункции, по Мертону, вызываются рассогласованностью элемента, побочными следствиями и эффектами структурных действий, разладом в подсистеме. В данной работе подробно описано, каким образом потеря основных ценностей мусульманскими семьями приводит к дестабилизации системы и появлению аномии в системе, которое выражается в расколах современных мусульманских семей, не соблюдающих нормы, прописанные шариатом. В работе этот аспект подробно рассматривается во втором разделе, в котором анализируется причины утраты основных ценностей в мусульманских семьях в современном обществе.
В результате раскола в системе появляются две конфликтующие нормы: ценности и мусульманские семьи, задачей этой системы является выработка таких ответов на сложившийся диссонанс, которые бы ее нормализовали. В третьем разделе данной работы проанализированы способы сохранения ценностей в мусульманских семьях в настоящее время.
В качестве вспомогательного метода был использован сравнительный метод, который позволил выявить отличия ценностей, прописанных шариатом и ценностей, сформировавшихся в современном мире.
Источниковая база исследования. В качестве источниковой базы исследования выступили Священное Писание - Коран, и сборники хадисов - жизнеописание Пророка. Так же были использованы следующие научные работы:
19 9
Ильдархановой Ф.А. , Порохнюка Е.В. , Галиевой Г. и Карцевой Л. Которые в той или иной степени затрагивали семейные ценности.
Научная новизна исследования заключается в том, что в результате исследования были сформулированы варианты решения проблемы утраты ценностей в мусульманских семьях, которые заключаются в следующем:
1. Создание на территории Татарстана молодежных центров исламской культуры, создание конференций и крупных съездов для мусульман.
2. Создание мусульманских организаций, газет, радиопрограмм и
телепрограмм
3. Создание религиозных учреждений для обучения мусульман.
4. Домашнее обучение и воспитание детей.
5. Создание государством благоприятных жилищных и экономических условий для нынешних семей
6. Организация совместных мероприятий молодежи с «Форумом
татарской молодежи»
7. Активнее развивать фестиваль «Мин татарча сейлэшэм» («я говорю по-татарски»)
8. Активнее развивать социальные сети и интернет в качестве
распространения духовно-нравственной тематики
Основные положения, выносимые на защиту. Решение поставленных задач позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. В результате исследования были выделены основные предписанные шариатом ценности мусульманских семей, прописывающие обязанности каждого члена семьи по отношению друг к другу. Особую важность имеют такие семейные ценности как: заключение брака между мужчиной и женщиной, отношения между супругами, благонравное воспитание детей и почтительное отношение к взрослым.
1 Ильдарханова Ф. А. Институт семьи в контексте демографического развития Республики Татарстан. Казань: Изд- во «Отечество», 2012. С. 316.
2Порохнюк Е.В. Роль ислама как ведущей ценности внутрисемейныхотношений восточной семьи. Экономикаидеологическая система. М.: Наука, 2004. С. 482.
3 Карцева Л. Современная семья в исламе: теоретико-эмпирический анализ. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2001. С. 56-66.
2. Для выявления утраты ценностей мусульманскими семьями в современном Татарстане, были проанализированы основные причины утрат данных ценностей во всем обществе. В результате исследования данного вопроса был сделан вывод, что причинами потери ценностей является как социальный, так и экономический прогресс в стране, приведший к замещению традиционных ценностей, современными.
3. В целях изучения вопроса о положении ценностей в современных мусульманских семьях, в данной работе была проанализирована динамика развития сохранения семейных ценностей в республике Татарстан. В результате чего, были предложены способы сохранения данных ценностей: создания молодежных центров исламской культуры, создание мусульманских организаций, газет, радио и телепрограмм, создание конференций для мусульманской молодежи, создание крупных съездов мусульман, создание религиозных учреждений для обучения мусульман, домашнее обучение и воспитание детей.
Теоретическая значимость работы: заключается в том, что в данной работе собраны вместе и проанализированы способы сохранения традиционных ценностей, которые реализуются в настоящий момент в республике Татарстан, что может быть учтено в дальнейшем исследовании ценностей в мусульманских семьях.
Практическая значимость работы: научной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы для составления учебников по истории ислама. Могут быть использованы в процессе преподавания религиозных дисциплин в ВУЗах, таких как: «Мусульманское право», «Шариат», «Религия и конфликты в современном мире», «Коранистика», «Государственная политика РТ».
В результате усложнения и развития жизни общества на стыке XX века и XXI века, когда разразился общий кризис всемирной культуры, начали появляться и признаки кризиса в семье. Семья прекращает быть главным способом наставления на культурную традицию юного поколения. Переход к светским ценностям от традиционных привел к формирования нового взгляда на ценности семьи как основу для создания благополучного союза. Модели традиционных семейных отношений присущи следующие ценности: щедрость и внимание к близким, чувство необходимости и значимости семьи, взаимоуважение, наличие диалога между близкими, честное отношение друг к другу, ответственность за себя и свою семью, уметь прощать, укрепление семейных отношений за счет соблюдения традиций, обычаев и культуры, гибкое отношение к решению проблем в семье.
В настоящее время ценности семьи значительно видоизменились, обрели новое значение и смысл, в некой степени утратили свою значимости. Семейные ценности, а именно ценности брака, отношения между супругами, отношения между родителями и детьми, почитание взрослых, сейчас не являются определяющим и действительно важным элементом семьи, их влиянию и роли в семьях не придается большого значения. Если для традиционных семей считается характерным уважительное отношение к ценностям, которые объединяют семейные отношения, то в настоящее время на первое место выходит фактор свободы, самореализации и самоопределения личности. Это приводит к утрате духовных и эмоциональных связей между поколениями в семье, к искажению самого понятия семья, выполняющей главную роль воспитании и формировании человека. Вопросы семьи имеют государственное значение, т.к. связаны с дальнейшим развитием и процветанием страны. Поэтому была создана «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» , пункты которой стоят на защите традиционных семейных ценностей и предлагают различные варианты развития и укрепления института семьи в нашей стране.
Анализ степени научной разработанности темы исследования. В
настоящее время проблемы, касающиеся брака и семьи, носят междисциплинарный характер, в данной работе мы опирались на следующих авторов: Билалова Л.М. рассматривает изменения ориентаций ценностей взаимоотношений в семьях на всём постсоветском пространстве. Так же в работе
-5
Бокттти Е.А . идет сопоставление фактов изменения в области социальных функционированиях семьи духовных ценностей. И Хубиев Б.Б. в своей работе затрагивает проблемы значимых духовных и социальных ориентиров семьи в повседневной жизни. Пшеничнова Т.А. изучает в своей работе тенденцию трансформации семейных ценностей традиционного исламского общества в современной России. Кузина И.Г рассматривает в своей работе главные причины изменений ценностных ориентаций семьи в общественных преобразованиях.
Петров А.В.1 в своей работе рассматривает основные тенденции изменений ценностных ориентаций российской молодежи. Нестеренко А.И.
А среди зарубежных научных исследователей, которые занимаются проблемами семейных отношений и семьи, можно выделить Абд аль - Маджида
-5
Халяби , изучающего воспитание детей в исламе на основе исламских методов средств и целей, профессора Вахба аз - Зухейли, рассматривающего в своей книге «Мусульманская семья в современном мире», какой должна быть мусульманская семья и, как соотнести нормы шариата с современной реальностью.
Не смотря на значительное количество исследованных научных работ, касающиеся проблем семьи, возникают вопросы, которые требуют дальнейшего изучения.
Объект исследования: предписанные шариатом ценности в мусульманских семьях современного Татарстана.
Предмет исследования: способы сохранения предписанных шариатом ценностей в мусульманских семьях современного Татарстана.
Цель исследования: выявить способы сохранения предписанных шариатом ценностей в мусульманских семьях современного Татарстана.
Для достижения поставленной цели выделен ряд задач:
1. Выявить основные ценности в мусульманских семьях с точки зрения Корана и Сунны.
2. Выявить причины утраты мусульманскими семьями основных ценностей.
3. Проанализировать способы сохранения семейных ценностей в XXI веке в современном Татарстане.
Теоретико-методологическая основа исследования. В данной работе использован структурно-функциональный анализ Р. Мертона. За некую систему, функционирующую на основе традиционной нормы, берутся ценности, а нормой выступает мусульманская семья, для которой в Коране и Хадисах предписаны все семейные ценности.
В процессе социальных изменений в мусульманских семьях, происходит накопление дисфункций (переход нормативно-допустимого в патологическое), норма изменяется, на смену традиционных ценностей приходят на смену современные ценности. Дисфункции, по Мертону, вызываются рассогласованностью элемента, побочными следствиями и эффектами структурных действий, разладом в подсистеме. В данной работе подробно описано, каким образом потеря основных ценностей мусульманскими семьями приводит к дестабилизации системы и появлению аномии в системе, которое выражается в расколах современных мусульманских семей, не соблюдающих нормы, прописанные шариатом. В работе этот аспект подробно рассматривается во втором разделе, в котором анализируется причины утраты основных ценностей в мусульманских семьях в современном обществе.
В результате раскола в системе появляются две конфликтующие нормы: ценности и мусульманские семьи, задачей этой системы является выработка таких ответов на сложившийся диссонанс, которые бы ее нормализовали. В третьем разделе данной работы проанализированы способы сохранения ценностей в мусульманских семьях в настоящее время.
В качестве вспомогательного метода был использован сравнительный метод, который позволил выявить отличия ценностей, прописанных шариатом и ценностей, сформировавшихся в современном мире.
Источниковая база исследования. В качестве источниковой базы исследования выступили Священное Писание - Коран, и сборники хадисов - жизнеописание Пророка. Так же были использованы следующие научные работы:
19 9
Ильдархановой Ф.А. , Порохнюка Е.В. , Галиевой Г. и Карцевой Л. Которые в той или иной степени затрагивали семейные ценности.
Научная новизна исследования заключается в том, что в результате исследования были сформулированы варианты решения проблемы утраты ценностей в мусульманских семьях, которые заключаются в следующем:
1. Создание на территории Татарстана молодежных центров исламской культуры, создание конференций и крупных съездов для мусульман.
2. Создание мусульманских организаций, газет, радиопрограмм и
телепрограмм
3. Создание религиозных учреждений для обучения мусульман.
4. Домашнее обучение и воспитание детей.
5. Создание государством благоприятных жилищных и экономических условий для нынешних семей
6. Организация совместных мероприятий молодежи с «Форумом
татарской молодежи»
7. Активнее развивать фестиваль «Мин татарча сейлэшэм» («я говорю по-татарски»)
8. Активнее развивать социальные сети и интернет в качестве
распространения духовно-нравственной тематики
Основные положения, выносимые на защиту. Решение поставленных задач позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. В результате исследования были выделены основные предписанные шариатом ценности мусульманских семей, прописывающие обязанности каждого члена семьи по отношению друг к другу. Особую важность имеют такие семейные ценности как: заключение брака между мужчиной и женщиной, отношения между супругами, благонравное воспитание детей и почтительное отношение к взрослым.
1 Ильдарханова Ф. А. Институт семьи в контексте демографического развития Республики Татарстан. Казань: Изд- во «Отечество», 2012. С. 316.
2Порохнюк Е.В. Роль ислама как ведущей ценности внутрисемейныхотношений восточной семьи. Экономикаидеологическая система. М.: Наука, 2004. С. 482.
3 Карцева Л. Современная семья в исламе: теоретико-эмпирический анализ. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2001. С. 56-66.
2. Для выявления утраты ценностей мусульманскими семьями в современном Татарстане, были проанализированы основные причины утрат данных ценностей во всем обществе. В результате исследования данного вопроса был сделан вывод, что причинами потери ценностей является как социальный, так и экономический прогресс в стране, приведший к замещению традиционных ценностей, современными.
3. В целях изучения вопроса о положении ценностей в современных мусульманских семьях, в данной работе была проанализирована динамика развития сохранения семейных ценностей в республике Татарстан. В результате чего, были предложены способы сохранения данных ценностей: создания молодежных центров исламской культуры, создание мусульманских организаций, газет, радио и телепрограмм, создание конференций для мусульманской молодежи, создание крупных съездов мусульман, создание религиозных учреждений для обучения мусульман, домашнее обучение и воспитание детей.
Теоретическая значимость работы: заключается в том, что в данной работе собраны вместе и проанализированы способы сохранения традиционных ценностей, которые реализуются в настоящий момент в республике Татарстан, что может быть учтено в дальнейшем исследовании ценностей в мусульманских семьях.
Практическая значимость работы: научной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы для составления учебников по истории ислама. Могут быть использованы в процессе преподавания религиозных дисциплин в ВУЗах, таких как: «Мусульманское право», «Шариат», «Религия и конфликты в современном мире», «Коранистика», «Государственная политика РТ».
Современная семья сильно отличается от своего прообраза столетней давности. Очень многое изменилось от требований к партнеру и распределения ролей в браке, отношения к детям и общесемейных ценностей. Однако необходимо не смотря на течение времени стараться восстанавливать религиозные ценности в мусульманских семьях в современном мире. Подводя итоги можно сказать следующее.
Во-первых, мусульманскими правовыми нормами в отношениях семьи предписаны достаточно четкие правила поведения каждому индивиду, они же и являются главными ценностями в исламе. А следование данным правилам и определяет каждодневный уклад жизни исламской семьи. Ежедневное культивирование религиозных ценностей является строгой обязанностью всех мусульман, при этом, по религиозным предписаниям, каждый мусульманин не должен забывать и о жизненных, мирских обязательствах. Как прописано в Священном Писании, человек вне зависимости от атмосферы общества, должен на протяжении всей своей жизни обзавестись семьей. Исходя из вышеперечисленного, следует, что как у мужа, так и у жены есть определенные обязанности. Все обязанности, прописанные шариатом, должны быть выполнены вне зависимости от настроения, либо финансового положения обоих супругов. Так же благонравное отношение родителей к детям, и почтительное отношение детей к своим обязанностям перед родителями, все это является высшим благом для мусульманина перед Всевышним.
Во-вторых, ценности семьи в настоящее время проходят сложный период в саморазвитии, с одной стороны меняясь под воздействием культурно-социальных факторов, ну а с другой от внутренних процессов, протекающих в семье. Ценности находятся во взаимосвязи с процессами, которые происходят в обществе и главенствующей культурой, значимость которой является как для всего общества, так и для каждого индивидуума. В современном Татарстане такие ценности как: супружество и уважение между супругами, воспитание и любовь к ребенку, отношение к старшему поколению, утрачивают свою значимость.
Выше были рассмотрены причины утраты данных семейных ценностей. Устранение же всего этого положения мусульманской семьи в современном обществе является первостепенной задачей каждой семьи и общества в целом. Каждый человек должен иметь представление об основных ценностях семьи, которые в свою очередь являются фундаментов для создания и укрепления дружной и крепкой семьи. Знания нравственных и моральных устоев служит немаловажную роль в повышении уверенности и укрепления доверия каждого члена семьи. Ценностям семьи и самой семье принадлежит немаловажная роль в увеличении скорости социального и культурного развития общества, воспитание подрастающего нынешнего поколения и достижения в счастье каждым членом семьи. Следует так же отметить, что как все общество оказывает влияние на ценности семьи, тем самым создавая определенный образ семьи, так же и сама семья немалое оказывает влияние на образ жизни и развитие общества в целом.
В-третьих, несмотря на то, что ценности в мусульманских семьях потерпели упадок в современном мире. Настоящее общество не наблюдает спокойно за этим со стороны. Мусульманская молодежь совместно, общими силами пытается предотвратить процесс утери мусульманских ценностей. Основными способами сохранения ценностей в мусульманских семьях современного Татарстана, являются следующие методы:
• создание на территории Татарстана молодежных центров исламской культуры,
• создание конференций и крупных съездов для мусульман,
• создание мусульманских организаций и объединений, газет, радиопрограмм и телепрограмм,
• создание религиозных учреждений для обучения мусульман,
• домашнее обучение и воспитание детей,
• создание государством благоприятных условий для нынешних семей,
• организация совместных мероприятий молодежи с «Форумом татарской молодежи»
• активнее развитие фестиваля «Мин татарча сейлэшэм» («Я говорю по- татарски»)
• активнее развивать социальные сети и интернет в качестве распространения духовно-нравственной тематики
развивать сайты ДУМ РТ (Духовное управление мусульман Республики Татарстан) и мечетей, активнее рассказывая о своей деятельности.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в связи постоянного прогресса в мире, происходят изменения и в самом обществе, тем самым затрагивая каждую семью отдельно. Необходимо, несмотря на изменения, чтить, соблюдать и стараться сохранять нормы, которые предписаны в Священном Писании, стараться сохранять родной язык и родные традиции. Ведь, благодаря ним, будут сохранены и малые ячейки общества - семьи. Которые все должны беречь и уважать. Сохраняя ценности в мусульманских семьях, настоящее поколение будет относиться с особой чуткостью, любовью и уважением к созданию своей ячейки общества.
Во-первых, мусульманскими правовыми нормами в отношениях семьи предписаны достаточно четкие правила поведения каждому индивиду, они же и являются главными ценностями в исламе. А следование данным правилам и определяет каждодневный уклад жизни исламской семьи. Ежедневное культивирование религиозных ценностей является строгой обязанностью всех мусульман, при этом, по религиозным предписаниям, каждый мусульманин не должен забывать и о жизненных, мирских обязательствах. Как прописано в Священном Писании, человек вне зависимости от атмосферы общества, должен на протяжении всей своей жизни обзавестись семьей. Исходя из вышеперечисленного, следует, что как у мужа, так и у жены есть определенные обязанности. Все обязанности, прописанные шариатом, должны быть выполнены вне зависимости от настроения, либо финансового положения обоих супругов. Так же благонравное отношение родителей к детям, и почтительное отношение детей к своим обязанностям перед родителями, все это является высшим благом для мусульманина перед Всевышним.
Во-вторых, ценности семьи в настоящее время проходят сложный период в саморазвитии, с одной стороны меняясь под воздействием культурно-социальных факторов, ну а с другой от внутренних процессов, протекающих в семье. Ценности находятся во взаимосвязи с процессами, которые происходят в обществе и главенствующей культурой, значимость которой является как для всего общества, так и для каждого индивидуума. В современном Татарстане такие ценности как: супружество и уважение между супругами, воспитание и любовь к ребенку, отношение к старшему поколению, утрачивают свою значимость.
Выше были рассмотрены причины утраты данных семейных ценностей. Устранение же всего этого положения мусульманской семьи в современном обществе является первостепенной задачей каждой семьи и общества в целом. Каждый человек должен иметь представление об основных ценностях семьи, которые в свою очередь являются фундаментов для создания и укрепления дружной и крепкой семьи. Знания нравственных и моральных устоев служит немаловажную роль в повышении уверенности и укрепления доверия каждого члена семьи. Ценностям семьи и самой семье принадлежит немаловажная роль в увеличении скорости социального и культурного развития общества, воспитание подрастающего нынешнего поколения и достижения в счастье каждым членом семьи. Следует так же отметить, что как все общество оказывает влияние на ценности семьи, тем самым создавая определенный образ семьи, так же и сама семья немалое оказывает влияние на образ жизни и развитие общества в целом.
В-третьих, несмотря на то, что ценности в мусульманских семьях потерпели упадок в современном мире. Настоящее общество не наблюдает спокойно за этим со стороны. Мусульманская молодежь совместно, общими силами пытается предотвратить процесс утери мусульманских ценностей. Основными способами сохранения ценностей в мусульманских семьях современного Татарстана, являются следующие методы:
• создание на территории Татарстана молодежных центров исламской культуры,
• создание конференций и крупных съездов для мусульман,
• создание мусульманских организаций и объединений, газет, радиопрограмм и телепрограмм,
• создание религиозных учреждений для обучения мусульман,
• домашнее обучение и воспитание детей,
• создание государством благоприятных условий для нынешних семей,
• организация совместных мероприятий молодежи с «Форумом татарской молодежи»
• активнее развитие фестиваля «Мин татарча сейлэшэм» («Я говорю по- татарски»)
• активнее развивать социальные сети и интернет в качестве распространения духовно-нравственной тематики
развивать сайты ДУМ РТ (Духовное управление мусульман Республики Татарстан) и мечетей, активнее рассказывая о своей деятельности.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в связи постоянного прогресса в мире, происходят изменения и в самом обществе, тем самым затрагивая каждую семью отдельно. Необходимо, несмотря на изменения, чтить, соблюдать и стараться сохранять нормы, которые предписаны в Священном Писании, стараться сохранять родной язык и родные традиции. Ведь, благодаря ним, будут сохранены и малые ячейки общества - семьи. Которые все должны беречь и уважать. Сохраняя ценности в мусульманских семьях, настоящее поколение будет относиться с особой чуткостью, любовью и уважением к созданию своей ячейки общества.
Подобные работы
- Мода как способ репрезентации ценностей мусульманской семьи
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Мода как способ репрезентации ценностей мусульманской семьи
Дипломные работы, ВКР, этнография, этнология и антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование исламской идентичности современной молодежи (на примере
Республики Татарстан)
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ОМДС В ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ БАШКИР (23.00.02)
Диссертации (РГБ), этнография, этнология и антропология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Эволюция образа Татарской женщины в национальной культуре во второй половине XIX-начале XX вв.
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - «Дни памяти» Г. Тукая как коммеморативная практика
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ
ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



