Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МУСУЛЬМАНСКИХ СЕМЬЯХ В СОВРЕМЕННОМ ТАТАРСТАНЕ

Работа №36985

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
685
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.
Раздел 1. Основные ценности в мусульманской семье с точки зрения Корана и Сунны 9
Раздел 2. Причины утраты основных ценностей мусульманскими семьями в
Республике Татарстан 23
Раздел 3. Способы сохранения семейных ценностей в настоящее время в
Республике Татарстан 35
Заключение 49
Список литературы 52 



Актуальность темы исследования. Ислам оказывает особенное влияние на формирование жизненных ценностей всех групп во всех мусульманских странах. Главной особенностью ислама является то, что он является не только религией, но и образом жизни, воспитанием и культурой. Целостное единство, неразделенность светского и духовного его начал приводят к тому, что поведенческие нормы, диктуемые религией, становятся руководством для повседневного общения между людьми. В связи с этим необходимы знания всех основ вероучения для дальнейшего понимания исламской культуры, и для продуктивного взаимодействия с мусульманским обществом.
В результате усложнения и развития жизни общества на стыке XX века и XXI века, когда разразился общий кризис всемирной культуры, начали появляться и признаки кризиса в семье. Семья прекращает быть главным способом наставления на культурную традицию юного поколения. Переход к светским ценностям от традиционных привел к формирования нового взгляда на ценности семьи как основу для создания благополучного союза. Модели традиционных семейных отношений присущи следующие ценности: щедрость и внимание к близким, чувство необходимости и значимости семьи, взаимоуважение, наличие диалога между близкими, честное отношение друг к другу, ответственность за себя и свою семью, уметь прощать, укрепление семейных отношений за счет соблюдения традиций, обычаев и культуры, гибкое отношение к решению проблем в семье.
В настоящее время ценности семьи значительно видоизменились, обрели новое значение и смысл, в некой степени утратили свою значимости. Семейные ценности, а именно ценности брака, отношения между супругами, отношения между родителями и детьми, почитание взрослых, сейчас не являются определяющим и действительно важным элементом семьи, их влиянию и роли в семьях не придается большого значения. Если для традиционных семей считается характерным уважительное отношение к ценностям, которые объединяют семейные отношения, то в настоящее время на первое место выходит фактор свободы, самореализации и самоопределения личности. Это приводит к утрате духовных и эмоциональных связей между поколениями в семье, к искажению самого понятия семья, выполняющей главную роль воспитании и формировании человека. Вопросы семьи имеют государственное значение, т.к. связаны с дальнейшим развитием и процветанием страны. Поэтому была создана «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» , пункты которой стоят на защите традиционных семейных ценностей и предлагают различные варианты развития и укрепления института семьи в нашей стране.
Анализ степени научной разработанности темы исследования. В
настоящее время проблемы, касающиеся брака и семьи, носят междисциплинарный характер, в данной работе мы опирались на следующих авторов: Билалова Л.М. рассматривает изменения ориентаций ценностей взаимоотношений в семьях на всём постсоветском пространстве. Так же в работе
-5
Бокттти Е.А . идет сопоставление фактов изменения в области социальных функционированиях семьи духовных ценностей. И Хубиев Б.Б. в своей работе затрагивает проблемы значимых духовных и социальных ориентиров семьи в повседневной жизни. Пшеничнова Т.А. изучает в своей работе тенденцию трансформации семейных ценностей традиционного исламского общества в современной России. Кузина И.Г рассматривает в своей работе главные причины изменений ценностных ориентаций семьи в общественных преобразованиях.
Петров А.В.1 в своей работе рассматривает основные тенденции изменений ценностных ориентаций российской молодежи. Нестеренко А.И.
А среди зарубежных научных исследователей, которые занимаются проблемами семейных отношений и семьи, можно выделить Абд аль - Маджида
-5
Халяби , изучающего воспитание детей в исламе на основе исламских методов средств и целей, профессора Вахба аз - Зухейли, рассматривающего в своей книге «Мусульманская семья в современном мире», какой должна быть мусульманская семья и, как соотнести нормы шариата с современной реальностью.
Не смотря на значительное количество исследованных научных работ, касающиеся проблем семьи, возникают вопросы, которые требуют дальнейшего изучения.
Объект исследования: предписанные шариатом ценности в мусульманских семьях современного Татарстана.
Предмет исследования: способы сохранения предписанных шариатом ценностей в мусульманских семьях современного Татарстана.
Цель исследования: выявить способы сохранения предписанных шариатом ценностей в мусульманских семьях современного Татарстана.
Для достижения поставленной цели выделен ряд задач:
1. Выявить основные ценности в мусульманских семьях с точки зрения Корана и Сунны.
2. Выявить причины утраты мусульманскими семьями основных ценностей.
3. Проанализировать способы сохранения семейных ценностей в XXI веке в современном Татарстане.
Теоретико-методологическая основа исследования. В данной работе использован структурно-функциональный анализ Р. Мертона. За некую систему, функционирующую на основе традиционной нормы, берутся ценности, а нормой выступает мусульманская семья, для которой в Коране и Хадисах предписаны все семейные ценности.
В процессе социальных изменений в мусульманских семьях, происходит накопление дисфункций (переход нормативно-допустимого в патологическое), норма изменяется, на смену традиционных ценностей приходят на смену современные ценности. Дисфункции, по Мертону, вызываются рассогласованностью элемента, побочными следствиями и эффектами структурных действий, разладом в подсистеме. В данной работе подробно описано, каким образом потеря основных ценностей мусульманскими семьями приводит к дестабилизации системы и появлению аномии в системе, которое выражается в расколах современных мусульманских семей, не соблюдающих нормы, прописанные шариатом. В работе этот аспект подробно рассматривается во втором разделе, в котором анализируется причины утраты основных ценностей в мусульманских семьях в современном обществе.
В результате раскола в системе появляются две конфликтующие нормы: ценности и мусульманские семьи, задачей этой системы является выработка таких ответов на сложившийся диссонанс, которые бы ее нормализовали. В третьем разделе данной работы проанализированы способы сохранения ценностей в мусульманских семьях в настоящее время.
В качестве вспомогательного метода был использован сравнительный метод, который позволил выявить отличия ценностей, прописанных шариатом и ценностей, сформировавшихся в современном мире.
Источниковая база исследования. В качестве источниковой базы исследования выступили Священное Писание - Коран, и сборники хадисов - жизнеописание Пророка. Так же были использованы следующие научные работы:
19 9
Ильдархановой Ф.А. , Порохнюка Е.В. , Галиевой Г. и Карцевой Л. Которые в той или иной степени затрагивали семейные ценности.
Научная новизна исследования заключается в том, что в результате исследования были сформулированы варианты решения проблемы утраты ценностей в мусульманских семьях, которые заключаются в следующем:
1. Создание на территории Татарстана молодежных центров исламской культуры, создание конференций и крупных съездов для мусульман.
2. Создание мусульманских организаций, газет, радиопрограмм и
телепрограмм
3. Создание религиозных учреждений для обучения мусульман.
4. Домашнее обучение и воспитание детей.
5. Создание государством благоприятных жилищных и экономических условий для нынешних семей
6. Организация совместных мероприятий молодежи с «Форумом
татарской молодежи»
7. Активнее развивать фестиваль «Мин татарча сейлэшэм» («я говорю по-татарски»)
8. Активнее развивать социальные сети и интернет в качестве
распространения духовно-нравственной тематики
Основные положения, выносимые на защиту. Решение поставленных задач позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. В результате исследования были выделены основные предписанные шариатом ценности мусульманских семей, прописывающие обязанности каждого члена семьи по отношению друг к другу. Особую важность имеют такие семейные ценности как: заключение брака между мужчиной и женщиной, отношения между супругами, благонравное воспитание детей и почтительное отношение к взрослым.
1 Ильдарханова Ф. А. Институт семьи в контексте демографического развития Республики Татарстан. Казань: Изд- во «Отечество», 2012. С. 316.
2Порохнюк Е.В. Роль ислама как ведущей ценности внутрисемейныхотношений восточной семьи. Экономикаидеологическая система. М.: Наука, 2004. С. 482.
3 Карцева Л. Современная семья в исламе: теоретико-эмпирический анализ. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2001. С. 56-66.
2. Для выявления утраты ценностей мусульманскими семьями в современном Татарстане, были проанализированы основные причины утрат данных ценностей во всем обществе. В результате исследования данного вопроса был сделан вывод, что причинами потери ценностей является как социальный, так и экономический прогресс в стране, приведший к замещению традиционных ценностей, современными.
3. В целях изучения вопроса о положении ценностей в современных мусульманских семьях, в данной работе была проанализирована динамика развития сохранения семейных ценностей в республике Татарстан. В результате чего, были предложены способы сохранения данных ценностей: создания молодежных центров исламской культуры, создание мусульманских организаций, газет, радио и телепрограмм, создание конференций для мусульманской молодежи, создание крупных съездов мусульман, создание религиозных учреждений для обучения мусульман, домашнее обучение и воспитание детей.
Теоретическая значимость работы: заключается в том, что в данной работе собраны вместе и проанализированы способы сохранения традиционных ценностей, которые реализуются в настоящий момент в республике Татарстан, что может быть учтено в дальнейшем исследовании ценностей в мусульманских семьях.
Практическая значимость работы: научной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы для составления учебников по истории ислама. Могут быть использованы в процессе преподавания религиозных дисциплин в ВУЗах, таких как: «Мусульманское право», «Шариат», «Религия и конфликты в современном мире», «Коранистика», «Государственная политика РТ».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная семья сильно отличается от своего прообраза столетней давности. Очень многое изменилось от требований к партнеру и распределения ролей в браке, отношения к детям и общесемейных ценностей. Однако необходимо не смотря на течение времени стараться восстанавливать религиозные ценности в мусульманских семьях в современном мире. Подводя итоги можно сказать следующее.
Во-первых, мусульманскими правовыми нормами в отношениях семьи предписаны достаточно четкие правила поведения каждому индивиду, они же и являются главными ценностями в исламе. А следование данным правилам и определяет каждодневный уклад жизни исламской семьи. Ежедневное культивирование религиозных ценностей является строгой обязанностью всех мусульман, при этом, по религиозным предписаниям, каждый мусульманин не должен забывать и о жизненных, мирских обязательствах. Как прописано в Священном Писании, человек вне зависимости от атмосферы общества, должен на протяжении всей своей жизни обзавестись семьей. Исходя из вышеперечисленного, следует, что как у мужа, так и у жены есть определенные обязанности. Все обязанности, прописанные шариатом, должны быть выполнены вне зависимости от настроения, либо финансового положения обоих супругов. Так же благонравное отношение родителей к детям, и почтительное отношение детей к своим обязанностям перед родителями, все это является высшим благом для мусульманина перед Всевышним.
Во-вторых, ценности семьи в настоящее время проходят сложный период в саморазвитии, с одной стороны меняясь под воздействием культурно-социальных факторов, ну а с другой от внутренних процессов, протекающих в семье. Ценности находятся во взаимосвязи с процессами, которые происходят в обществе и главенствующей культурой, значимость которой является как для всего общества, так и для каждого индивидуума. В современном Татарстане такие ценности как: супружество и уважение между супругами, воспитание и любовь к ребенку, отношение к старшему поколению, утрачивают свою значимость.
Выше были рассмотрены причины утраты данных семейных ценностей. Устранение же всего этого положения мусульманской семьи в современном обществе является первостепенной задачей каждой семьи и общества в целом. Каждый человек должен иметь представление об основных ценностях семьи, которые в свою очередь являются фундаментов для создания и укрепления дружной и крепкой семьи. Знания нравственных и моральных устоев служит немаловажную роль в повышении уверенности и укрепления доверия каждого члена семьи. Ценностям семьи и самой семье принадлежит немаловажная роль в увеличении скорости социального и культурного развития общества, воспитание подрастающего нынешнего поколения и достижения в счастье каждым членом семьи. Следует так же отметить, что как все общество оказывает влияние на ценности семьи, тем самым создавая определенный образ семьи, так же и сама семья немалое оказывает влияние на образ жизни и развитие общества в целом.
В-третьих, несмотря на то, что ценности в мусульманских семьях потерпели упадок в современном мире. Настоящее общество не наблюдает спокойно за этим со стороны. Мусульманская молодежь совместно, общими силами пытается предотвратить процесс утери мусульманских ценностей. Основными способами сохранения ценностей в мусульманских семьях современного Татарстана, являются следующие методы:
• создание на территории Татарстана молодежных центров исламской культуры,
• создание конференций и крупных съездов для мусульман,
• создание мусульманских организаций и объединений, газет, радиопрограмм и телепрограмм,
• создание религиозных учреждений для обучения мусульман,
• домашнее обучение и воспитание детей,
• создание государством благоприятных условий для нынешних семей,
• организация совместных мероприятий молодежи с «Форумом татарской молодежи»
• активнее развитие фестиваля «Мин татарча сейлэшэм» («Я говорю по- татарски»)
• активнее развивать социальные сети и интернет в качестве распространения духовно-нравственной тематики
развивать сайты ДУМ РТ (Духовное управление мусульман Республики Татарстан) и мечетей, активнее рассказывая о своей деятельности.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в связи постоянного прогресса в мире, происходят изменения и в самом обществе, тем самым затрагивая каждую семью отдельно. Необходимо, несмотря на изменения, чтить, соблюдать и стараться сохранять нормы, которые предписаны в Священном Писании, стараться сохранять родной язык и родные традиции. Ведь, благодаря ним, будут сохранены и малые ячейки общества - семьи. Которые все должны беречь и уважать. Сохраняя ценности в мусульманских семьях, настоящее поколение будет относиться с особой чуткостью, любовью и уважением к созданию своей ячейки общества.


1. Абдулла М. Воспитание в Исламе. Наши дети. / М. Абдулла. - Спб.: Издательство «ДИЛЯ», 2007. -384 с.
2. Абд аль-Маджид Халяби. Воспитание детей в Исламе [Текст]: цель, методы и средства; пер. с араб. А. Рустамова. - 1-е изд. / Абд аль- Маджид Халяби. - М.: Аль-Китаб, 2011. -301 с.
3. АбуДауд. Сунан [Текст] / Имам Абу Дауд. - Казань: Иман, 2012. - 81 с.
4. Аз-зухейли В. Современная семья в исламе. / Вахба аз-Зухейли. - Москва: Аль Китаб, 2000. - 25 с.
5. Аз-зухейли В. Мусульманская семья в современном мире / Вахба аз- Зухейли; пер. с араб. Екатерины Сорокоумовой (Умм Иклиль). - Москва: Аль Китаб, 2009. — 502 с.
6. Аль-Бухари, Абу Абдаллах Мухаммад. Жемчужины ал-Бухари. Хадисы Пророка с комментариями ал-Касталани [Текст] / имам ал-Бухари. - СПб.: Диля, 2009. - С. 172-182.
7. Антонов А.И. Семья на пороге третьего тысячелетия / А.И. Антонов [и др.]; науч. ред. В.В. Негодин. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. - 237 с.
8. Бибарсова Н.В. Эмоциональный интеллект как фактор развития семейных ценностей современной молодежи [Текст] / Н.В. Бибарсова // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. - М.: КДУ, 2013. - С. 163-177.
9. Билалова Л.М. Семья в контексте формирования гражданского
общества и правового государства // Федерализм. Гражданское общество. Государство: Политические и правовые аспекты: сборник статей II
Международной научно-практической конференции. - Пенза: Изд-во ПСТГУ, 2006. - С.29-31.
10. Бокша Е.А. Духовные угрозы функционированию семьи в современном российском обществе: социально-философский анализ: Дис. канд. филос. наук / Бокша Е. А.- М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. - 187 с.
11. Боулдинг Э. Роль женщины: от прошлого к настоящему. / Э. Боулдинг.
- М: Наука, 2001. - 30 с.
12. Бутаева М.А. Национальные традиции исламского мировоззрения [Текст] / М.А. Бутаева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2010. - № 2. - С. 94-99.
13. Вагабов М.Б. Ислам и семья. / М.Б. Вагабов. - М.: Гардарики, 1980. -
10 с.
14. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. / П.Я. Гальперин [Текст]. - М.: КДУ, 2005. - 400 с.
15. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 1995. № 10. 23-36 с.
16. Зацепин В. А. Основы семейного счастья / В.А. Зацепин. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 400 с.
17. Илъдарханова Ф.А., Зарипова Э.А., Нурутдинова А.Н. Разводы в Татарстане (социологический анализ 2013 года) / Общ.ред. Ф.А. Ильдарханова - Казань: ИГМА-пресс, 2014. - 154 c.
18. Илъдарханова Ф.А. Семья в турбулентном обществе (региональный аспект) / Ф.А. Ильдарханова. - Казан: Изд-во Академии наук РТ, 2015. - 44 с.
19. Илъдарханова Ф.А. Семья и общество. Социальные и духовные аспекты возрождения семьи / Ф.А. Ильдарханова. - Казань: Унипресс, 2002. - 118 с.
20. Каариайнен К. Религиозность в России на рубеже XX - XXI столетий / К. Каариайнен, Д.Е. Фурман // Общественные науки и современность. - М.: Молодая гвардия, 2007. - №1. - С. 103-119.
21. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. [Текст] - М.: Гардарики, 2006. - 320 с.
22. Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе / Л.В. Карцева//
- Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2003. - 130-155 с.
23. Кафаров Т.Э. Принципы этики ислама: нравственный ориентир для мусульманина [Текст] / Т.Э. Кафаров // Исламоведение. - Махачкала: ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», 2010. - № 2. - 217 с.
24. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения: 15.02.2019).
25. Кузина И. Г., Винокурова А. В. Социальные и личностные факторы трансформации ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе / И.Г. Кузина, А.В. Винокурова // Вестник инженерной школы Дальневосточного федерального университета. - Брянск: «Курсив», 2009. - № 1. - С. 150-156.
26. Лежнина, Ю.П. Семья в ценностных ориентациях / Ю.П. Лежнина // Социологические исследования. - Казань. Изд-во Казанского Ун-та - 2009. - №12.
- 71 с.
27. Магомедов И. А. Особенности мусульманского семейного права / И.А. Магомедов. - М.: Вестник ОГУ. — 2005. — № 3. — С. 258-262.
28. Мерзлякова С.В., Бибарсова Н.В., Алексеева Е.Н. Особенности
семейного самоопределения современной молодежи [Текст] // Социальнопсихологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути решения: материалы II Международной заочной научно-практической
конференции. - Брянск: «Курсив», 2013. - С. 169-175.
29. Мерзлякова С.В. Детско-родительские отношения как условия формирования семейного самоопределения молодежи [Текст]. / С.В. Мерзлякова // В мире научных открытий. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013.
- № 11.11 (47). - С. 106-127.
30. Мерзлякова С.В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи [Текст]. / С.В. Мерхлякова // Теория и практика общественного развития. - Астрахань: ИД «Астраханский университет»,
- 2014. -№ 2.- С. 114-119.
31. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография. [Текст]. / С.В. Мерзлякова. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2011. - 116 с.
32. Мишучков А.А. Традиционные ценности в глобализирующемся мире / А.А. Мишучкова // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург: изд-во ОГУ, 2015. - №3 (178). - С. 65-71.
33. Мусина Р. Н. К вопросу о месте и роли религии в жизни современных татар (по материалам этносоциологических исследований в Татарстане) / Р.Н. Мусина // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Выпуск I. - Казань. Изд-во Казанского Ун-та, 2002. - С. 31-38.
34. Нестеренко А.И. Динамика семейных ценностей: социологический аспект: Автореф. дис.канд. соц. наук. / А.И. Нестеренко — М.: ВКШ, 2006. -105 с.
35. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. / Р.В. Овчарова - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
36. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров // Социологические исследования. - М.: Изд- во ПСТГУ, 2008. - 120 с.
37. Порохнюк Е.В. Роль ислама как ведущей ценности внутрисемейных отношений восточной семьи [Текст] / Е.В. Порохнюк // Экономика, социология и право. - Волгоград: ООО «Институт стратегических исследований», 2013. - № . - С. 43-45.
38. Потапов В.П. Духовные ценности советской молодежи
(социологический аспект): Сб.науч.тр. / Высш.комс.шк. при ЦК ВЛКСМ / В.П. Потапов - М: ВКШ, 1988. - С. 41-60.
39. Пшеничнова Т.А. Трансформация ценностей семьи традиционного исламского общества в современной России / Т.А. Пшеничнова // Журнал гуманитарные и социально - экономические науки. - Волгоград: ООО «Институт стратегических исследований», 2006. № 2. - С. 68-70.
40. Рощин М. Традиционное мусульманское воспитание и образование / М. Рощин. - М.: Отечественные записки, 2004. - С. 59-63.
41. Сайфутдинова Г. Б. Семья и родительство в эпоху модернизации (на примере татар Республики Татарстан) / Г.Б. Сайфутдинова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 7 (33). Ч. I. - С. 169-172.
42. Сахих алъ-Бухари. Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует/ Аль- Бухари Сахих// пер. с арабского Абдулла Нирша. - М.: Умма, 2007. - 1011 с.
43. Соловьев В.С. Духовные основы жизни / В.С. Соловьев. - М.: Гардарики, 1897. - 177 с.
44. Тауфик Ибрагим. Коранические чтения [Текст] Т. 4 / Ибрагим Тауфик. - Н. Новгород: Медина, 2008. -105 с.
45. Тория Ж.Н. Брак и развод по мусульманскому праву [Текст] / Ж.Н. Тория // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Волгоград: ООО «Институт стратегических исследований», 2010. - № 12. - С. 32-37.
46. Фазулшина З.М. К проблеме семейно-репродуктивной социализации молодежи / З.М. Фазулшина // «Власть, общество, личность»: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н.Б. Барановой, Н.А. Володиной. - Пенза: РИО ПГСХА, 2007. - 199 с.
47. Ходжаева Е.А. Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в РТ / Е.А. Ходжаева, Е.А. Шумилова // Социологические исследования. - М: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2003. - №3. - С. 106-108.
48. Хубиев Б.Б. Семья как многомерный феномен: опыт социальнофилософского анализа [Текст] / Б.Б. Хубиев. - Нальчик: Изд-во Казан, 2008. - 63 с.
49. ЦимблюкВ. Н. Семья / В.Н. Цимблюк. - М.: Мы, 1981, - 450 с.
50. Челик И. Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи / И. Челик// Академия образования Таджикистана. - Душанбе: Изд-во Гардарики, 2015. - 157 с.
51. Шарипов А.А., Мишучков А.А. Специфика обучения в мусульманских


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ