ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие и сущность правонарушения в сфере образования 7
1.2. Классификация правонарушений и субъектов правонарушений в сфере
образования 17
1.3. Правовое регулирование отношений в сфере образования 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 34
2.1. Понятие, сущность, функции юридической ответственности в сфере
образования 34
2.2. Виды юридической ответственности в сфере образования 40
2.3. Субъекты юридической ответственности в сфере образования 48
2.4. Практика применения юридической ответственности за правонарушения в
сфере образования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, МАТЕРИАЛОВ ПРАКТИКИ
Обоснованность выбора данной проблематики в качестве темы для исследования заключается в том, что на сегодняшний день вопросы образования и образовательной сферы, нарушения законодательства в образовательной сфере и проблема юридической ответственности являются одними из приоритетных в обществе и государстве.
Актуальность темы заключается в том, что в законодательстве Российской Федерации об образовании содержатся правовые нормы, закрепляющие права граждан в сфере образования, в том числе права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также законодательные положения, устанавливающие обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования установленные законодательством об образовании, но данные нормы в большинстве своем не подкрепляются санкциями за их нарушение или невыполнение. В большинстве своем, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за неисполнение законодательства об образовании. Это обстоятельство затрудняет предотвращение и ликвидацию нарушений законодательства об образовании, препятствует эффективному осуществлению государственных функций по контролю и надзору в сфере образования.
В качестве объекта исследования выступают правонарушение, юридическая ответственность и система профилактики и пресечения правонарушений, восстановления нарушенного права в сфере образования.
Предмет исследования - сравнительное изучение состояния, структуры и динамики правонарушений и юридической ответственности; исследование системы правонарушения под углом соотношения с юридической ответственностью, выявление тесной взаимосвязи исследуемых правовых явлений; разработка на основе системного анализа мер профилактики правонарушений в сфере образования, а также исследование юридической ответственности как эффективного средства предупреждения и пресечения правонарушений, восстановления нарушенного права.
Цели исследования: самостоятельное исследование по теме "Правонарушения и юридическая ответственность в сфере образования"; на основании исследования внести целесообразные предложения по проблемному вопросу, по выявлению и устранению пробелов в законодательстве, противоречий в нормативных актах по вопросам правонарушений и юридической ответственности в сфере образования: исследование такого института как образовательная правовая ответственность.
Задачи исследования: определить понятие и признаки правонарушения и юридической ответственности; проанализировать нормативные акты регулирующих исследуемую сферу; проанализировать и выявить пробелы в законодательстве, по проблемам юридической ответственности в сфере образования; определить и проанализировать виды правонарушений имеющих место в области образования; выявить основания юридической ответственности; определить то каким образом реализуется юридическая ответственность в случае нарушения законодательства в сфере образования; проанализировать состояние системы профилактики и пресечения правонарушений; рассмотреть вопрос о путях, средствах и предпосылках борьбы с правонарушениями, обеспечения юридической ответственности; раскрыть основания юридической ответственности за неисполнение и нарушение правовых норм.
Высокая социальная значимость образования, многоаспектный, многопрофильный характер, взаимосвязь автономии образовательных организаций и педагогических работников с необходимостью неуклонного исполнения педагогической дисциплины образовательного процесса определяют своеобразие правоотношений, прежде всего педагогических (образовательных), в области образования, что накладывает и свой отпечаток на правовую ответственность субъектов соответствующих правоотношений. В то же время слабая проработанность вопросов правовой регламентации юридической ответственности в сфере образования вкупе с недооценкой ее как одного из средств, способов правовой защиты, весьма скудный характер исследований в этом направлении вызывают настоятельную необходимость и определяют актуальность проведения научных исследований содержания, характера, видов, оснований санкций правовой ответственности в области образования. В этой связи важным представляется сущностное, концептуальное уяснение самого феномена юридической ответственности и, в частности, его проявления в области образования, разработка соответствующих правовых моделей, учитывающих как действующие правовые реалии, так и социальные потребности, и интересы. Одновременно требуется сформулировать практические предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего меры юридической ответственности участников общественных отношений в системе образования.
Методология исследования. При написании работы были использованы как общенаучные, так и частно-научные методы познания. На основе диалектико-материалистического метода исследование велось с позиций связи теории и практики. Структурно-функциональный анализ позволил объяснить исследуемые правовые явления с помощью раскрытия их функций, показа той объективной роли, которую эти факты (правонарушение и юридическая ответственность) играют в общественной жизни, как они взаимодействуют друг с другом и с обществом в целом. Сравнительно-правовой метод использовался для сопоставления норм, определяющих правонарушение и устанавливающих юридическую ответственность за его совершение в сфере образования. Были использованы так же методы сравнительного правоведения, моделирования, прогнозирования применительно к правонарушению и юридической ответственности, а также к деятельности субъектов профилактики правонарушений, перспективам развития ее нормативно-правовой базы.
В качестве теоретической основы исследования подвергнуты анализу труды Марченко М. И., Носкова С. А., Лазарева В. В., Денисова Ю. А., С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, М. И. Байтина, В. М. Сырых, Н. А. Беляева, С. Л. Братуся, В. Л. Бурлакова, И. А. Возгрина.
Структура работы. В первой главе работы, состоящей из трех параграфов - "Понятие и сущность правонарушения в сфере образования", "Классификация правонарушений и субъектов правонарушений в сфере образования" и "Правовое регулирование правонарушений в сфере образования", приведен анализ понятия правонарушения, его сущности принципов и видов. Во второй главе, состоящей из четырех параграфов - "Понятие, сущность, функции юридической ответственности в сфере образования", "Виды юридической ответственности в сфере образования", "Субъекты юридической ответственности в сфере образования" и " Практика применения юридической ответственности за правонарушения в сфере образования судами РФ", приведен анализ понятия юридической ответственности, его сущности принципов и видов, приведен анализ законодательства регулирующего сферу образования, также анализ особенностей и видов правонарушений имеющих место в сфере образования, совершаемые как учащимися, педагогическими работниками администрацией образовательного учреждения, проблемы и особенности применения юридической ответственности за правонарушения в исследуемой сфере, то каким образом и какими актами устанавливается юридическая ответственность за конкретные правонарушения в сфере образования
В результате исследования по теме были проанализированы понятия правонарушения и юридической ответственности, их сущность, признаки, принципы и виды. Исходя из анализа понятий, можно сказать о том, что существует множество различных определений правонарушения и юридической ответственности, но все они в общем, сводятся к тому, что правонарушение в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сфере образования, представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Эти два понятия неразрывно связаны, так как основанием юридической ответственности является правонарушение.
Нормы юридической ответственности общеобязательны. Однако общеобязательность норм юридической ответственности проявляется не столько в обязанности правонарушителя подвергнуться мерам государственного принуждения, сколько в обязанности всех субъектов правоотношений соблюдать правило поведения, изложенное в норме права, и действовать правомерно. Норма юридической ответственности содержит двоичную информацию: а) какие действия необходимо совершить (или воздержаться от их совершения); б) какие неблагоприятные последствия наступят для правонарушителя в случае нарушения предписания, содержащегося в диспозиции правовой нормы, или какие позитивные последствия наступят при активном правомерном поведении.
Анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере образования, приводит к выводу о сформировавшейся и устоявшейся новой самостоятельной отрасли законодательства "образовательное право", являющейся комплексной отраслью права, так как пересекается со смежными отраслями уголовным, трудовым, административным, гражданским правом.
Исследование такого понятия как образовательная правовая ответственность, позволяет сделать вывод о том, что она наступает за нарушение (в том числе неисполнение, ненадлежащее исполнение) педагогических юридических норм, регламентирующих педагогические отношения (правоотношения). Образовательная правовая ответственность проявляется в применении санкций определенного характера, обусловленных содержанием педагогических (образовательных) правоотношений. Признание самостоятельности педагогических (образовательных) правоотношений, их автономного характера как элемента механизма правового регулирования общественных отношений в сфере образования позволяет сделать достаточно обоснованный вывод и о самостоятельном характере образовательно-правовой ответственности и соответственно образовательно-правовых санкций. ОПО устанавливается, как правило, правилами и нормами самого образовательного учреждения. Лишь в отдельных случаях подобные нормы педагогического характера закрепляются в нормативных правовых актах. В данном случае ОПО имеет ограниченный и фактически локальный характер.
Выделяя и характеризуя различные виды правонарушений (уголовные, административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные правонарушения и нарушения норм налогового права, а также, отдельно выделяя правонарушения в сфере образования), следует сказать, что каждая из классификаций условна, поскольку между различными правонарушениями существует тесная связь и взаимообусловленность.
В исследуемой сфере существует большое количество возможных правонарушений как "общих" (например: нарушение конституционных прав человека), так и относящихся только к образовательной сфере (например: реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса) то есть в рассматриваемой, в работе, сфере большинство правонарушений затрагивают одно или несколько отраслей права.
В связи с этим, предлагается ввести в юридическую практику понятие комплексного правонарушения, которое понимается как виновное, наносящее вред обществу, государству, отдельным лицам (представляющее общественную опасность), противоречащее нормам двух и более отраслей права деяние субъекта, влекущее за собой юридическую ответственность.
В ходе исследования по теме работы и анализа законодательства, были изучены поправки, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях касающиеся нарушений закона в образовательной сфере, однако следует сказать, что данные меры по совершенствованию законодательства еще не являются исчерпывающими.
При всех принятых мерах законодатель не должен останавливаться на достигнутом, так как в процессе модернизации и развития образования, в процессе появления новых норм и правил, также будут появляться новые виды правонарушений. Выходом из этой ситуации будет являться своевременное реагирование и урегулирование законодательным путем отношений в сфере образования и законодательное установление адекватной юридической ответственности за нарушения законодательства регулирующего отношения в образовательной сфере, принятие специальных нормативных актов, охватывающих всю сферу образовательных отношений.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Г енеральной Ассамблеей
ООН 10.12.1948). [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ [Дата обращения
30.05.2019] .
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Г енеральной Ассамблеи ООН) // Организация объединенных наций. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml [Дата обращения 30.05.2019].
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml [Дата обращения 30.05.2019].
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ [Дата обращения
30.05.2019] .
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.06.2019] . [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=312579&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.6939887234843533#07484680434899993 [Дата
обращения 30.05.2019].
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.
от 29.05.2019). [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=325656&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.8811917127063957#0539918380875008 [Дата
обращения 30.05.2019].
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 N 195-ФЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ [Дата обращения
30.05.2019] .
8. Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-
ФЗ) [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ [Дата обращения
30.05.2019] .
9. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ [Дата обращения
30.05.2019] .
10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ [Дата обращения
30.05.2019] .
11. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации". [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/10128200/ [Дата обращения 30.05.2019].
12. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ [Дата обращения
30.05.2019] .
13. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ [Дата обращения
30.05.2019] .
14. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/ [Дата обращения
30.05.2019] .
15. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ [Дата обращения
30.05.2019] .
16. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26881/ [Дата обращения
30.05.2019] .
17. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28117/ [Дата обращения
30.05.2019] .
18. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ [Дата обращения
30.05.2019] .
19. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/12157560/ [Дата обращения 30.05.2019].
20. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ [Дата
обращения 30.05.2019].
21. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [Дата обращения
30.05.2019] .
22. Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-I "О плате за землю".
[Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5977/ [Дата обращения
30.05.2019] .
23. Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов
Российской Федерации". [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/ [Дата обращения
30.05.2019] .
24. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5323/ [Дата обращения
30.05.2019] .
25. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70170946/ [Дата обращения 30.05.2019].
26. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 - "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ [Дата обращения 30.05.2019].
27. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 (ред. от
25.05.2019] "Об осуществлении мониторинга системы образования" (вместе с
"Правилами осуществления мониторинга системы образования"). [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150568/ [Дата обращения
30.05.2019] .
28. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150870/ [Дата обращения 30.05.2019].
29. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153731/ [Дата обращения
30.05.2019] .
30. Распоряжение Правительства РФ от 21.11.2007 N 1661-р "О Концепции Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136920/ [Дата обращения
30.05.2019] .
31. Приказ Минздрава России от 26 июля 2000 г. № 2 84 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28257/ [Дата обращения
30.05.2019] .
32. Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455 "Об утверждении
Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148516/ [Дата обращения
30.05.2019] .
33. Письмо Минобрнауки России от 16.04.2014 N 05-785 "О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для
обучения инвалидов" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159405/ [Дата обращения
30.05.2019] .
34. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N 1147 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188408/ [Дата обращения
30.05.2019] .
35. Приказ Минюста России N 274, Минобрнауки России N 1525 от
06.12.2016 (ред. от 20.12.2018) "Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208878/ [Дата обращения
30.05.2019] .
36. Приказ Минобрнауки России от 10.02.2017 N 124 "Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216457/ [Дата обращения
30.05.2019] .
37. Закон Республики Татарстан от 18 июня 1998 года N 1661 «О науке и
научной деятельности". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW363&n=5200 #06874565393921932 [Дата обращения 30.05.2019].
38. Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об
образовании». [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW363&n=7842 2#010446458275783743 [Дата обращения 30.05.2019].
39. Закон Республики Татарстан от 01.08.2011 N 59-ЗРТ "Об
Уполномоченном по правам ребенка в Республике Татарстан". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=62876 [Дата обращения 30.05.2019].
40. Закон Республики Дагестан от 15.12.1998 N 24 "О защите прав
ребенка в Республике Дагестан". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW346;n=743 [Дата обращения 30.05.2019].
41. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 г. N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)". [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/26759406/ [Дата обращения
30.05.2019] .
Общая и специальная литература
42. Адилкариев XT., И. Т. Тультеев, Н. П. Азизов. Теория государства и права: Учебник / X. Т. Адилкариев, И. Т. Тультеев, Н. П. Азизов и др. / Под общей редакцией проф. X. Т. Адилкариева. - Т.: Академия МВД Республики Узбекистан, 2014. -522 с. 2014.
43. Алексеев С.С., Государство и право. Учебное пособие / С.С. Алексеев. - М.: Проспект, 2015. - 152 с.
44. Бабаев В. К. [и др.]; Теория государства и права: учебник для бакалавров / под редакцией В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 715 с.
45. Бабурин С.Н., М.И. Байтин, Н.Н. Вопленко, Н.В. Витрук. Общая теория государства и права. В 3-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2007 г.
46. Баранков В.Л., Волкова Н.С., Дмитриев Ю.А., Егошина Л.А., Еремина О.Ю., Жукова Т.В., Журавлева О.О., Кирилловых А.А., Махник Д.И., Павлушкин А.В., Пуляева Е.В., Путило Н.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный; издание второе, переработанное и дополненное) (под общей редакцией А.А. Кирилловых). - "Деловой двор", 2016 г.
47. Беляев Н.А. Избранные труды / Предисл.: Асланов Р.М., Бойцов А.И., Мацнева Н.И., Рагимова И.М. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 569 с.
48. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. (ред.) Криминология Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2013. — 304 с.
49. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.1. Теория права. - М.: 2011. стр. 84.
50. Возгрин И.А. Введение в криминалистику. История, основы теории, библиография / С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 475 с.
51. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Социологический и юридический аспекты / Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 142 с.
52. Жевняк О.В., Шишулина Т.П., Шаблова Е.Г. Правоведение: учебное пособие для бакалавриата и специалитета. - М.: Юрайт, 2018.
53. Калинина П.И. Понятия, признаки и виды правонарушений // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 345-347.
54. Кашанина Т.В. Российское право: учебник. — 2-е изд., пересмотр. — М.: Норма. — 784 с. 2009.
55. Куров С.В. Проблемы правовой ответственности в сфере образования. Ежегодник Российского образовательного законодательства, том 1 / Москва, декабрь, 2009 г.
56. Лазарев, В. В. Теория государства и права: учебник для
академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 521 с.
57. Лифанова Л.Г., Назаров В.И. К вопросу о виновности лица в совершении преступления // Российский криминологический взгляд. - М.: Проспект, 2009, № 3. - С. 381-383.
58. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание. Т. 1. С. 252. Москва, 1955 г.
59. Маркс К., Ф. Энгельс. ^чинения, тома 1-39. Издание второе М.: Издательство политической литературы, 1955-1974 г.г.
60. Марченко М.Н., Теория государства и права: учебник / Марченко М.Н. - М.: Проспект, 2016. - 640 с.
61. Матузова Н.И., А.В. Малько. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 640 с.
62. Носков С.А. Об элементах института юридической ответственности / С.А. Носков // Вестник Саратовской государственной академии права. - Саратов: Изд-во СТАЛ, 2007 г. № 1.
63. Носков С.А. Проблемы определения понятия юридической ответственности в современном законодательстве и праве / С.А. Носков: Материалы Международной научной конференции "Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики". Ч. 2: Правоотношения и юридическая ответственность. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2005 г.
64. Серков П.П., «О понятии юридической ответственности», «Журнал российского права», N 8, август 2010 г.
65. Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование: дис. доктора юридических наук: 12.00.01 / Спасская Вероника Всеволодовна; Москва, 2007 г. - с. 375.
66. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права: Учебник для юридических вузов Изд. 3-е, Изд-во Готика /Москва, 2002 г.
67. Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права. 2009. — 351 с.
68. Шабуров А.С. Теория государства и права: Учебник. - Курган: Издательство Курганского гос. университета, 2009. - 248 с.
69. Ягофаров Д.А., Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / Д.А. Ягофаров. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 399 с.
Материалы Интернет-ресурсов
70. Субъекты и объекты юридической ответственности // SPRAVOCHNICK.RU: электрон. интернет изд. 2019 г. [Электронный ресурс] URL:
https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/realizaciya_prava_i_yuridicheskaya
_otvetstvennost/subekty_i_obekty_yuridicheskoy_otvetstvennosti/
71. Физическое лицо, его дееспособность и правоспособность // AUDIT-
IT.RU: электрон. интернет изд. 2019 г. [Электронный ресурс] URL:
https://www.audit-it.ru/terms/agreements/fizicheskoe_litso.html