ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти 7
§ 1. Понятие и классификация прав и свобод граждан 7
§2. Общая характеристика способов защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти 13
Глава 2.Ответственность органов исполнительной власти: основания и формы реализации 37
§1. Понятие и виды юридической ответственности 37
§2. Основные формы юридической ответственности исполнительной власти в Российской Федерации 42
§3. Парламентский контроль как институционная основа ответственности органов исполнительной власти 45
Заключение 49
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические вопросы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти 7
§ 1. Понятие и классификация прав и свобод граждан 7
§2. Общая характеристика способов защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти 13
Глава 2.Ответственность органов исполнительной власти: основания и формы реализации 37
§1. Понятие и виды юридической ответственности 37
§2. Основные формы юридической ответственности исполнительной власти в Российской Федерации 42
§3. Парламентский контроль как институционная основа ответственности органов исполнительной власти 45
Заключение 49
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальных, соответствующих современным задачам развития российской государственности моделей устройства публичной власти на всех ее уровнях, и установления на этой основе четких и эффективных механизмов сдержек и противовесов, призванных обеспечивать взаимодействие и гармонизацию функционирования законодательной и исполнительной ветвей государственной власти.
Повышенную актуальность анализ вопросов ответственности органов исполнительной власти в системе разделения властей приобретает в условиях проводимых в настоящее время государственно-правовых реформ, включая административную, направленных в том числе на преобразование правового регулирования организации и деятельности органов государственной власти РФ в целях обеспечения действенного государственного управления социально-экономическим развитием. В политически концентрированном виде значение института ответственности для модернизации российской государственности было выражено Президентом РФ в его выступлении на расширенном заседании Государственного совета РФ, посвященном стратегии развития России до 2020 года, в котором ответственность была названа одной из необходимых черт системы государственного управления «завтрашнего дня».
Отмеченные тенденции определяют настоятельную необходимость комплексного исследования механизмов ответственности в системе органов государственной власти РФ и, прежде всего, органов исполнительной власти. Соответствующие структуры могут испытывать на себе различные формы негативного правового воздействия посредством применения мер, например, финансовой или гражданско-правовой ответственности. Однако данные виды ответственности преимущественно отражают соответственно взаимоотношения органов исполнительной власти субъектов РФ либо с иерархически вышестоящими субъектами публичной власти, либо с гражданами и их объединениями. Вместе с тем в современных условиях видоизменения регионального государственно-правового механизма управления, заметного усиления органов исполнительной власти особое значение приобретает проблема обеспечения качественного правового функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ на началах не только независимости, но одновременно взаимодействия и контроля.
В этом плане насущной потребностью представляется формирование законодательных основ такой ответственности, сконструированных с учетом норм о разграничении предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти, а также исходя из критического анализа сложившейся на уровне субъектов РФ нормативной и правоприменительной практики в соответствующей сфере общественных отношений на основе выявления, в частности, положительных моделей и, напротив, пробелов, дефектов правового регулирования, объективных и субъективных обстоятельств, препятствующих его эффективной реализации.
Таким образом, исследование теоретических и практических аспектов реализации ответственности в системе организации государственной власти субъекта Российской Федерации в настоящее время представляется безусловно необходимым.
Теоретическую основу для исследования составили, прежде всего, работы общетеоретического характера, в которых затрагивались отдельные аспекты организации органов публичной власти и их ответственности. К ним можно отнести труды таких ученых, как С. А. Авакьян, Г. В. Атаманчук, М. В. Баглай, Д. Н. Бахрах, Н. А. Богданова, Н. С. Бондарь, С. Н. Братусь.
Однако, несмотря на широкий спектр проведенных в последние годы научных исследований юридической ответственности в целом и её отдельных видов, институт ответственности органов исполнительной власти как ее разновидности остается одним из наименее разработанных. Данный факт обусловливает необходимость изучения имеющихся теоретических основ юридической ответственности органов публичной власти одновременно с проведением анализа федерального и регионального законодательства, регулирующего ответственность исполнительных органов в процессе реализации принципа разделения властей субъектов РФ. Особое внимание в диссертационной работе уделено практике Конституционного Суда РФ.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу привлечения к ответственности исполнительных органов государственной власти в области защиты прав и свобод граждан.
Предметом исследования явились вопросы нормативного закрепления ответственности исполнительных органов государственной власти в области защиты прав и свобод граждан.
Целью дипломной работы является комплексное исследование ответственности органов исполнительной власти в области защиты прав и свобод гражданина.
Исходя из поставленной цели нами были определены следующие задачи:
определить понятие и классификацию прав и свобод граждан;
дать общую характеристику способов защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти;
сформулировать понятие и виды юридической ответственности;
выявить формы юридической ответственности исполнительной власти в Российской Федерации;
рассмотреть парламентский контроль как институционную основу ответственности органов исполнительной власти.
Цель и задачи определили структуру дипломной работы: она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе проанализированы теоретические вопросы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти, даны основные понятия, проведена классификация прав и свобод граждан общая характеристика способов защиты прав и свобод граждан.
Вторая глава посвящена ответственности органов исполнительной власти, рассмотрены основные формы юридической ответственности органов исполнительной власти в области защиты прав и свобод граждан, исследован парламентский контроль в качестве институционной основы ответственности органов исполнительной власти.
Повышенную актуальность анализ вопросов ответственности органов исполнительной власти в системе разделения властей приобретает в условиях проводимых в настоящее время государственно-правовых реформ, включая административную, направленных в том числе на преобразование правового регулирования организации и деятельности органов государственной власти РФ в целях обеспечения действенного государственного управления социально-экономическим развитием. В политически концентрированном виде значение института ответственности для модернизации российской государственности было выражено Президентом РФ в его выступлении на расширенном заседании Государственного совета РФ, посвященном стратегии развития России до 2020 года, в котором ответственность была названа одной из необходимых черт системы государственного управления «завтрашнего дня».
Отмеченные тенденции определяют настоятельную необходимость комплексного исследования механизмов ответственности в системе органов государственной власти РФ и, прежде всего, органов исполнительной власти. Соответствующие структуры могут испытывать на себе различные формы негативного правового воздействия посредством применения мер, например, финансовой или гражданско-правовой ответственности. Однако данные виды ответственности преимущественно отражают соответственно взаимоотношения органов исполнительной власти субъектов РФ либо с иерархически вышестоящими субъектами публичной власти, либо с гражданами и их объединениями. Вместе с тем в современных условиях видоизменения регионального государственно-правового механизма управления, заметного усиления органов исполнительной власти особое значение приобретает проблема обеспечения качественного правового функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ на началах не только независимости, но одновременно взаимодействия и контроля.
В этом плане насущной потребностью представляется формирование законодательных основ такой ответственности, сконструированных с учетом норм о разграничении предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти, а также исходя из критического анализа сложившейся на уровне субъектов РФ нормативной и правоприменительной практики в соответствующей сфере общественных отношений на основе выявления, в частности, положительных моделей и, напротив, пробелов, дефектов правового регулирования, объективных и субъективных обстоятельств, препятствующих его эффективной реализации.
Таким образом, исследование теоретических и практических аспектов реализации ответственности в системе организации государственной власти субъекта Российской Федерации в настоящее время представляется безусловно необходимым.
Теоретическую основу для исследования составили, прежде всего, работы общетеоретического характера, в которых затрагивались отдельные аспекты организации органов публичной власти и их ответственности. К ним можно отнести труды таких ученых, как С. А. Авакьян, Г. В. Атаманчук, М. В. Баглай, Д. Н. Бахрах, Н. А. Богданова, Н. С. Бондарь, С. Н. Братусь.
Однако, несмотря на широкий спектр проведенных в последние годы научных исследований юридической ответственности в целом и её отдельных видов, институт ответственности органов исполнительной власти как ее разновидности остается одним из наименее разработанных. Данный факт обусловливает необходимость изучения имеющихся теоретических основ юридической ответственности органов публичной власти одновременно с проведением анализа федерального и регионального законодательства, регулирующего ответственность исполнительных органов в процессе реализации принципа разделения властей субъектов РФ. Особое внимание в диссертационной работе уделено практике Конституционного Суда РФ.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу привлечения к ответственности исполнительных органов государственной власти в области защиты прав и свобод граждан.
Предметом исследования явились вопросы нормативного закрепления ответственности исполнительных органов государственной власти в области защиты прав и свобод граждан.
Целью дипломной работы является комплексное исследование ответственности органов исполнительной власти в области защиты прав и свобод гражданина.
Исходя из поставленной цели нами были определены следующие задачи:
определить понятие и классификацию прав и свобод граждан;
дать общую характеристику способов защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти;
сформулировать понятие и виды юридической ответственности;
выявить формы юридической ответственности исполнительной власти в Российской Федерации;
рассмотреть парламентский контроль как институционную основу ответственности органов исполнительной власти.
Цель и задачи определили структуру дипломной работы: она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе проанализированы теоретические вопросы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти, даны основные понятия, проведена классификация прав и свобод граждан общая характеристика способов защиты прав и свобод граждан.
Вторая глава посвящена ответственности органов исполнительной власти, рассмотрены основные формы юридической ответственности органов исполнительной власти в области защиты прав и свобод граждан, исследован парламентский контроль в качестве институционной основы ответственности органов исполнительной власти.
В заключение отметим, что разнообразие существующих способов защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти составляет единый механизм их обеспечения в этой области. В связи с этим возникает вопрос об эффективности каждого из методов и форм защиты, начиная от индивидуальной жалобы в суде и заканчивая административным органом и заканчивая коллективными обращениями граждан, общим надзором за прокуратурой и наконец, сама система законодательства.
Говоря об ответственности органов исполнительной власти в области защиты прав и свобод граждан необходимо охарактеризовать сами способы защиты прав и свобод.
Следует отметить, что в юридической науке выделяют несколько классификаций прав и свобод граждан.
Самой большой классификацией прав и свобод является их подразделение по содержанию. В соответствии с данной классификацией выделяют личные (гражданские), политические, экономические, социальные культурные права и свободы.
Защита прав и свобод гражданина — это гарантия безопасности от нарушения прав и свобод гражданина или ряд действий и мероприятий по осуществлению этой гарантии. Конституция РФ предусматривает возможность защиту прав и свобод граждан всеми способами, не запрещенными законом.
Кроме того, в Основном законе нашего государства прописано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Причем важно отметить, что «каждый» в данной случае имеется в виду, и гражданин РФ, и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Защите подлежат права и свободы как прописанные в Конституции Российской Федерации, так и в отраслевых нормативно — правовых актах.
Юрисдикционная форма защиты подразумевает деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Её суть заключается в том, что лицо, чьи законные интересы были нарушены неправомерными действиями другого лица, должностного лица, либо организацией имеет право обратиться за защитой к компетентным государственным органам, которые полномочны принять меры пресечения нарушения и восстановить лицо в нарушенных правах.
Юрисдикционный способ защиты прав граждан можно поделить на два основных вида: судебная защита и внесудебная.
Судебной защите подлежат и те права граждан, которые были нарушены в следствии неправомерной деятельности должностных лиц, совершенных по причине прямого нарушения закона, либо превышения полномочий. Так же граждане, чьи свободы и права были нарушены в следствии незаконных действий государственных органов и общественных организаций имеют право обращения в суд за защитой и восстановлением в нарушенных правах.
Внесудебной защитой прав и законных интересов признается порядок рассмотрения заявлений, обращений, жалоб граждан Уполномоченным по правам человека, органами прокуратуры, общественными объединениями, а также нотариальная форма.
Внесудебная защита прав граждан на международном уровне может осуществляться в Комитете по правам человека ООН и в Европейском Суде по правам человека.
Одним из основных видов неюрисдикционных способов защиты является самозащита. Ч. 2 ст.45 Конституции РФ прописывает «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Законные способы самозащиты разнообразны: обжалование действие различных инстанций; обращение в правозащитные организации; привлечение средств массовой информации к сложившейся проблеме по ущемлению прав, свобод и интересов.
Предусматривается в нашем государстве и общественная форма защиты прав граждан, которая осуществляется через неправительственные организации.
Иначе говоря, способами защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти являются: государственный контроль и надзор (Прокурорский надзор (общий надзор), в определенных рамках государственный контроль за деятельностью органов исполнительной власти представительными (законодательными) органами, личный прием граждан руководителями и другими должностными лицами, право на административный порядок рассмотрения жалоб и иных обращений граждан, применение административных мер только уполномоченными на то органов или должностным лицом.
Что же касается юридической ответственности, то под ней понимается обязанность лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение.
институт юридической ответственности государства представляет собой сложный, межотраслевой, функциональный, регулятивно-охранительный институт права, выступающий гарантом прав и свобод человека и гражданина, правопорядка и публичных интересов. Юридическая ответственность государства - комплексный институт права, включающий нормы конституционного, гражданского и международного публичного права, характеризующийся единым предметом правового регулирования.
В Конституции РФ нет прямого указания на основания и порядок привлечения к ответственности органов исполнительной власти Российской Федерации. Однако из положений Конституции РФ, которые были уже рассмотрены, вытекает необходимость установления такой ответственности. То, что в данном случае субъектом ответственности является орган публичной власти, не должно выводить ответственность исполнительных органов государственной власти за правовые рамки и определять ее только мерами политического характера.
Основанием для привлечения к ответственности исполнительных органов государственной власти должно выступать нарушение правовых норм, установленных в государственных актах, которое ущемляет права и свободы лиц, находящихся в устойчивых правовых связях с государством.
Говоря об ответственности органов исполнительной власти в области защиты прав и свобод граждан необходимо охарактеризовать сами способы защиты прав и свобод.
Следует отметить, что в юридической науке выделяют несколько классификаций прав и свобод граждан.
Самой большой классификацией прав и свобод является их подразделение по содержанию. В соответствии с данной классификацией выделяют личные (гражданские), политические, экономические, социальные культурные права и свободы.
Защита прав и свобод гражданина — это гарантия безопасности от нарушения прав и свобод гражданина или ряд действий и мероприятий по осуществлению этой гарантии. Конституция РФ предусматривает возможность защиту прав и свобод граждан всеми способами, не запрещенными законом.
Кроме того, в Основном законе нашего государства прописано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Причем важно отметить, что «каждый» в данной случае имеется в виду, и гражданин РФ, и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Защите подлежат права и свободы как прописанные в Конституции Российской Федерации, так и в отраслевых нормативно — правовых актах.
Юрисдикционная форма защиты подразумевает деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Её суть заключается в том, что лицо, чьи законные интересы были нарушены неправомерными действиями другого лица, должностного лица, либо организацией имеет право обратиться за защитой к компетентным государственным органам, которые полномочны принять меры пресечения нарушения и восстановить лицо в нарушенных правах.
Юрисдикционный способ защиты прав граждан можно поделить на два основных вида: судебная защита и внесудебная.
Судебной защите подлежат и те права граждан, которые были нарушены в следствии неправомерной деятельности должностных лиц, совершенных по причине прямого нарушения закона, либо превышения полномочий. Так же граждане, чьи свободы и права были нарушены в следствии незаконных действий государственных органов и общественных организаций имеют право обращения в суд за защитой и восстановлением в нарушенных правах.
Внесудебной защитой прав и законных интересов признается порядок рассмотрения заявлений, обращений, жалоб граждан Уполномоченным по правам человека, органами прокуратуры, общественными объединениями, а также нотариальная форма.
Внесудебная защита прав граждан на международном уровне может осуществляться в Комитете по правам человека ООН и в Европейском Суде по правам человека.
Одним из основных видов неюрисдикционных способов защиты является самозащита. Ч. 2 ст.45 Конституции РФ прописывает «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Законные способы самозащиты разнообразны: обжалование действие различных инстанций; обращение в правозащитные организации; привлечение средств массовой информации к сложившейся проблеме по ущемлению прав, свобод и интересов.
Предусматривается в нашем государстве и общественная форма защиты прав граждан, которая осуществляется через неправительственные организации.
Иначе говоря, способами защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти являются: государственный контроль и надзор (Прокурорский надзор (общий надзор), в определенных рамках государственный контроль за деятельностью органов исполнительной власти представительными (законодательными) органами, личный прием граждан руководителями и другими должностными лицами, право на административный порядок рассмотрения жалоб и иных обращений граждан, применение административных мер только уполномоченными на то органов или должностным лицом.
Что же касается юридической ответственности, то под ней понимается обязанность лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение.
институт юридической ответственности государства представляет собой сложный, межотраслевой, функциональный, регулятивно-охранительный институт права, выступающий гарантом прав и свобод человека и гражданина, правопорядка и публичных интересов. Юридическая ответственность государства - комплексный институт права, включающий нормы конституционного, гражданского и международного публичного права, характеризующийся единым предметом правового регулирования.
В Конституции РФ нет прямого указания на основания и порядок привлечения к ответственности органов исполнительной власти Российской Федерации. Однако из положений Конституции РФ, которые были уже рассмотрены, вытекает необходимость установления такой ответственности. То, что в данном случае субъектом ответственности является орган публичной власти, не должно выводить ответственность исполнительных органов государственной власти за правовые рамки и определять ее только мерами политического характера.
Основанием для привлечения к ответственности исполнительных органов государственной власти должно выступать нарушение правовых норм, установленных в государственных актах, которое ущемляет права и свободы лиц, находящихся в устойчивых правовых связях с государством.
Подобные работы
- «СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Конституционные гарантии защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий (бездействий) субъектов правоохранительной системы Российской Федерации
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ МЕХАНИЗМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - Конституционный суд в системе защиты прав и свобод человека и гражданина
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



