Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА

Работа №36950

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
531
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти 7
§ 1. Понятие и классификация прав и свобод граждан 7
§2. Общая характеристика способов защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти 13
Глава 2.Ответственность органов исполнительной власти: основания и формы реализации 37
§1. Понятие и виды юридической ответственности 37
§2. Основные формы юридической ответственности исполнительной власти в Российской Федерации 42
§3. Парламентский контроль как институционная основа ответственности органов исполнительной власти 45
Заключение 49
Список использованной литературы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальных, соответствующих современным задачам развития российской государственности моделей устройства публичной власти на всех ее уровнях, и установления на этой основе четких и эффективных механизмов сдержек и противовесов, призванных обеспечивать взаимодействие и гармонизацию функционирования законодательной и исполнительной ветвей государственной власти.
Повышенную актуальность анализ вопросов ответственности органов исполнительной власти в системе разделения властей приобретает в условиях проводимых в настоящее время государственно-правовых реформ, включая административную, направленных в том числе на преобразование правового регулирования организации и деятельности органов государственной власти РФ в целях обеспечения действенного государственного управления социально-экономическим развитием. В политически концентрированном виде значение института ответственности для модернизации российской государственности было выражено Президентом РФ в его выступлении на расширенном заседании Государственного совета РФ, посвященном стратегии развития России до 2020 года, в котором ответственность была названа одной из необходимых черт системы государственного управления «завтрашнего дня».
Отмеченные тенденции определяют настоятельную необходимость комплексного исследования механизмов ответственности в системе органов государственной власти РФ и, прежде всего, органов исполнительной власти. Соответствующие структуры могут испытывать на себе различные формы негативного правового воздействия посредством применения мер, например, финансовой или гражданско-правовой ответственности. Однако данные виды ответственности преимущественно отражают соответственно взаимоотношения органов исполнительной власти субъектов РФ либо с иерархически вышестоящими субъектами публичной власти, либо с гражданами и их объединениями. Вместе с тем в современных условиях видоизменения регионального государственно-правового механизма управления, заметного усиления органов исполнительной власти особое значение приобретает проблема обеспечения качественного правового функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ на началах не только независимости, но одновременно взаимодействия и контроля.
В этом плане насущной потребностью представляется формирование законодательных основ такой ответственности, сконструированных с учетом норм о разграничении предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти, а также исходя из критического анализа сложившейся на уровне субъектов РФ нормативной и правоприменительной практики в соответствующей сфере общественных отношений на основе выявления, в частности, положительных моделей и, напротив, пробелов, дефектов правового регулирования, объективных и субъективных обстоятельств, препятствующих его эффективной реализации.
Таким образом, исследование теоретических и практических аспектов реализации ответственности в системе организации государственной власти субъекта Российской Федерации в настоящее время представляется безусловно необходимым.
Теоретическую основу для исследования составили, прежде всего, работы общетеоретического характера, в которых затрагивались отдельные аспекты организации органов публичной власти и их ответственности. К ним можно отнести труды таких ученых, как С. А. Авакьян, Г. В. Атаманчук, М. В. Баглай, Д. Н. Бахрах, Н. А. Богданова, Н. С. Бондарь, С. Н. Братусь.
Однако, несмотря на широкий спектр проведенных в последние годы научных исследований юридической ответственности в целом и её отдельных видов, институт ответственности органов исполнительной власти как ее разновидности остается одним из наименее разработанных. Данный факт обусловливает необходимость изучения имеющихся теоретических основ юридической ответственности органов публичной власти одновременно с проведением анализа федерального и регионального законодательства, регулирующего ответственность исполнительных органов в процессе реализации принципа разделения властей субъектов РФ. Особое внимание в диссертационной работе уделено практике Конституционного Суда РФ.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу привлечения к ответственности исполнительных органов государственной власти в области защиты прав и свобод граждан.
Предметом исследования явились вопросы нормативного закрепления ответственности исполнительных органов государственной власти в области защиты прав и свобод граждан.
Целью дипломной работы является комплексное исследование ответственности органов исполнительной власти в области защиты прав и свобод гражданина.
Исходя из поставленной цели нами были определены следующие задачи:
определить понятие и классификацию прав и свобод граждан;
дать общую характеристику способов защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти;
сформулировать понятие и виды юридической ответственности;
выявить формы юридической ответственности исполнительной власти в Российской Федерации;
рассмотреть парламентский контроль как институционную основу ответственности органов исполнительной власти.
Цель и задачи определили структуру дипломной работы: она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе проанализированы теоретические вопросы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти, даны основные понятия, проведена классификация прав и свобод граждан общая характеристика способов защиты прав и свобод граждан.
Вторая глава посвящена ответственности органов исполнительной власти, рассмотрены основные формы юридической ответственности органов исполнительной власти в области защиты прав и свобод граждан, исследован парламентский контроль в качестве институционной основы ответственности органов исполнительной власти.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение отметим, что разнообразие существующих способов защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти составляет единый механизм их обеспечения в этой области. В связи с этим возникает вопрос об эффективности каждого из методов и форм защиты, начиная от индивидуальной жалобы в суде и заканчивая административным органом и заканчивая коллективными обращениями граждан, общим надзором за прокуратурой и наконец, сама система законодательства.
Говоря об ответственности органов исполнительной власти в области защиты прав и свобод граждан необходимо охарактеризовать сами способы защиты прав и свобод.
Следует отметить, что в юридической науке выделяют несколько классификаций прав и свобод граждан.
Самой большой классификацией прав и свобод является их подразделение по содержанию. В соответствии с данной классификацией выделяют личные (гражданские), политические, экономические, социальные культурные права и свободы.
Защита прав и свобод гражданина — это гарантия безопасности от нарушения прав и свобод гражданина или ряд действий и мероприятий по осуществлению этой гарантии. Конституция РФ предусматривает возможность защиту прав и свобод граждан всеми способами, не запрещенными законом.
Кроме того, в Основном законе нашего государства прописано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Причем важно отметить, что «каждый» в данной случае имеется в виду, и гражданин РФ, и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Защите подлежат права и свободы как прописанные в Конституции Российской Федерации, так и в отраслевых нормативно — правовых актах.
Юрисдикционная форма защиты подразумевает деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Её суть заключается в том, что лицо, чьи законные интересы были нарушены неправомерными действиями другого лица, должностного лица, либо организацией имеет право обратиться за защитой к компетентным государственным органам, которые полномочны принять меры пресечения нарушения и восстановить лицо в нарушенных правах.
Юрисдикционный способ защиты прав граждан можно поделить на два основных вида: судебная защита и внесудебная.
Судебной защите подлежат и те права граждан, которые были нарушены в следствии неправомерной деятельности должностных лиц, совершенных по причине прямого нарушения закона, либо превышения полномочий. Так же граждане, чьи свободы и права были нарушены в следствии незаконных действий государственных органов и общественных организаций имеют право обращения в суд за защитой и восстановлением в нарушенных правах.
Внесудебной защитой прав и законных интересов признается порядок рассмотрения заявлений, обращений, жалоб граждан Уполномоченным по правам человека, органами прокуратуры, общественными объединениями, а также нотариальная форма.
Внесудебная защита прав граждан на международном уровне может осуществляться в Комитете по правам человека ООН и в Европейском Суде по правам человека.
Одним из основных видов неюрисдикционных способов защиты является самозащита. Ч. 2 ст.45 Конституции РФ прописывает «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Законные способы самозащиты разнообразны: обжалование действие различных инстанций; обращение в правозащитные организации; привлечение средств массовой информации к сложившейся проблеме по ущемлению прав, свобод и интересов.
Предусматривается в нашем государстве и общественная форма защиты прав граждан, которая осуществляется через неправительственные организации.
Иначе говоря, способами защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти являются: государственный контроль и надзор (Прокурорский надзор (общий надзор), в определенных рамках государственный контроль за деятельностью органов исполнительной власти представительными (законодательными) органами, личный прием граждан руководителями и другими должностными лицами, право на административный порядок рассмотрения жалоб и иных обращений граждан, применение административных мер только уполномоченными на то органов или должностным лицом.
Что же касается юридической ответственности, то под ней понимается обязанность лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение.
институт юридической ответственности государства представляет собой сложный, межотраслевой, функциональный, регулятивно-охранительный институт права, выступающий гарантом прав и свобод человека и гражданина, правопорядка и публичных интересов. Юридическая ответственность государства - комплексный институт права, включающий нормы конституционного, гражданского и международного публичного права, характеризующийся единым предметом правового регулирования.
В Конституции РФ нет прямого указания на основания и порядок привлечения к ответственности органов исполнительной власти Российской Федерации. Однако из положений Конституции РФ, которые были уже рассмотрены, вытекает необходимость установления такой ответственности. То, что в данном случае субъектом ответственности является орган публичной власти, не должно выводить ответственность исполнительных органов государственной власти за правовые рамки и определять ее только мерами политического характера.
Основанием для привлечения к ответственности исполнительных органов государственной власти должно выступать нарушение правовых норм, установленных в государственных актах, которое ущемляет права и свободы лиц, находящихся в устойчивых правовых связях с государством.



1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XII. - М., 1956. -С. 14 - 47.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета. - 1995. - 05 апреля.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)//Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. -
1994.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)//Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.
5. Устав Совета Европы (ETS N 1) вступил в силу для России 28 февраля 1996 года//Бюллетень международных договоров. -№ 5. - 1997.
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) вступил в силу для Российской Федерации с 1 ноября 1998 года //Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - ст. 163.
II. Нормативно-правовые и иные подзаконные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О референдуме Российской Федерации: федер. констит. закон от 28 июня 2004 № 5-ФКЗ [ред. от 18.06.2017]//Собрание законодательства РФ.- 2004. - № 27. -ст. 2710.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 № 21-ФЗ [ред. от 27.12.2018]// Собрание законодательства РФ. -2015. № 10. - ст. 1391.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2004 № 188-ФЗ [ред. от 29.05.2019] //Собрание законодательства РФ/ - 2005. - № 1 (часть 1). - ст. 14.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря
2001 № 197-ФЗ [ред. от 01.04.2019]//Собрание законодательства РФ. -2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2002. № 1 (ч. 1). - ст. 1.
6. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25 октября 2001 № 136-ФЗ [ред. от 25.12.2018]// Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - ст. 4147.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ [ред. от 29.05.201 ]//Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - ст. 2954.
8. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ [ред. от 29.05.2019]//Собрание законодательства РФ. - 1996. №21. - ст. 16.
9. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федер. закон от 08 марта 2015 № 21-ФЗ [ред. от 27.12.2018]//Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - ст. 1391.
10. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ [ред. от
01.05.2019] //Собрание законодательства РФ. - 2013. - №52 (часть I). - ст. 7007.
О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 №2 79-ФЗ [ред. от 11.12.2018] //Собрание законодательства РФ. - 2004. - №31. - ст. 3215.
11. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ [ред. от 29.05.2019] //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - ст. 2253.
12. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ [ред. от 01.05.2019] //Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - ст. 4465.
13. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25 июня 1993 № 5242-1 [ред. от 01.04.2019] //Российская газета. 1993. - 10 августа.
14. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ [06.07.2016]//Рос газета. - 2012. - 13 июля.
15. Об общественных объединениях: федер. закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ [ред. от 20.12.2017] //Собрание законодательства РФ. - 1995. - №2 21. - ст. 1930.
16. О федеральной службе безопасности: федер. закон от 3 апреля 1995 г. №2 40-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995. - №15. - ст. 1269.
17. О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы: Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 №891 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 38. - ст. 5103.
18. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Г ен. прокурора РФ. от 22 мая 1996 г. №30 // Сб. осн. приказов и указаний Ген.прокурора РФ.- М.,- 1999.
19. О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации: постановление Правительства от 3 июля 1995 г. [ред. от 20.02.2010] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. -№ 24. - ст. 2281.
20. О местном самоуправлении в Республике Татарстан: Закон РТ от 28 июля 2004 № 45-ЗРТ / http://kitaphane.tatarstan.ru/legal_info/newz/local.htm
21. 1 Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года № 64 -ЗРТ / http://prav.tatarstan.ru/docs/zrt_64_2005.htm
III. Материалы судебной практики
1. По жалобе гражданина Суслова Олега Борисовича на нарушение его конституционных прав частями первой, шестой и седьмой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 12 марта 2019 № 578-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 3. - 2019.
2. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от
29.03.2018 по делу № А74-12752/2017// Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы.
3. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от
26.12.2017 по делу N А33-22556/2017// Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы.
4. Постановление Конституционного суда РФ от 19 апреля 2016 года № 12- П по делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России»//Официальный сайт Конституционного суда РФ . - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision230222.pdf
IV. Специальная литература
1. Андреев Ю.Н. Судебная защита жилищных прав граждан. Теория, законодательство, практика/ Ю. Н. Андреев - Санкт-Петербург: Юридический Центр, 2008. - 652 с.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. / М.В. Баглай. - М: Норма, 2018. - 789 с.
3. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации/ Н. С. Бондарь - М: Юстицинформ, 2018.- 780 с.
4. Бринчук М.М. Экологическое право / М.М. Бринчук. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 168 с.
5. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор / Ю.Е. Винокурова. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 496 с.
6. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. - М.: Норма, 2017. - 391 с.
7. Городов А.О. Основы информационного права России/О. А. Городов - Санкт-Петербург: Юридический Центр, 2017. - 390 с.
8. Григорьев В.Н. Прокурорский надзор / В.Н. Григорьев и др. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2014. - 696 с.
9. Г рот Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. - Москва: ИЛ, 2017. - 144 с.
10. Грудцына Л.Ю. Гражданское право России/ Л. Ю. Грудцына, А. А. Спектор - М: Юстицинформ, 2018.-640 с.
11. Звечаровский, И. Э. Ответственность в уголовном праве / И.Э. Звечаровский. - М.: Юридический центр, 2015. - 112 с.
12. Капинус, О.С. Прокурорский надзор в 2-х томах. Учебник для академического бакалавриата (количество томов: 2) / О.С. Капинус. - М.: Юрайт, 2015. - 502 с
13. Кириллова, Н. П. Прокурорский надзор / Н.П. Кириллова. - М.: Издательство СПбГУ, 2015. - 280 с.
14. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник./ Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист. 2002. - 585 с
15. Лебедев В.А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепция, ограничения, механизм охраны и защиты: Монография / В.А. Лебедев. - М.: Проспект, 2018. - 202c.
16. Лебедев В.А. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в теории и практике государственного строительства. Монография / В.А. Лебедев. - М.: Проспект, 2015. - 843 с.
17. Липинский Д. А. К вопросу о механизме дифференциации и индивидуализации позитивной юридической ответственности / Д. А. Липинский // Российская юстиция. - М.: Юрист, 2015, № 9. - С. 51-54
18. Ломакина Л. А. Совершенствование российского законодательства о дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе/ Л.
А. Ломакина //Журнал российского права. - 2016. - №. 7 - 235 с.
19. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран/ А. А. Мишин - М: Юстицинформ, 2018.- 720 с.
20. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина./ Мордовец А.С. - Саратов: СВШ МВД РФ. 2006. - 288 с
21. Павлова М. О некоторых проблемах административного судопроизводства в РФ/ М. О. Павлова //Хозяйство и право. - 2013. - №. 5. -С. 94-100
22. Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации/В.В. Пылин - Санкт-Петербург: Юридический Центр, 2017 - 660 стр.
23. Романова В. В. Соотношение юридической ответственности государства с иными видами юридической ответственности/ В. В. Романова //Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017. - №. 3 - 41 с.
24. Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности/ О. Ю. Рыбаков - Санкт-Петербург: Юридический Центр, 2017. - 470 с.
25. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. - М.: Юридический центр, 2017. - 965 с.
26. Эриашвили, М. И. Участие прокурора в гражданском процессе / М.И. Эриашвили. - Москва: Высшая школа, 2015. - 862 с.
27. Ячменев, Ю. В. Гражданско-правовая ответственность / Ю.В. Ячменев. - М.: ИВЭСЭП, 2016. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ