«ФЕНОМЕН АБЫСТАЙ» КАК ПРИМЕР ИСЛАМСКОГО ФЕМИНИЗМА В ДЖАДИДИЗМЕ
|
Введение з
Глава 1. История становления исламского феминизма 9
§ 1.1 Состоятельность термина «исламский феминизм» 9
§ 1.2 Центры развития исламского феминизма 21
§ 1.3 Джадидизм и его отношение к женщине 27
Глава 2. Мухлиса Буби - 1-ая женщина-казый, как представитель исламского феминизма зз
§ 2.1 Соответствие «феномена абыстай» исламскому феминизму. Абыстай как практика исламского феминизма зз
§ 2.2 Деятельность Мухлисы Буби - первой женщины-казый, как представителя исламского феминизма 39
Заключение 44
Список литературы 46
Глава 1. История становления исламского феминизма 9
§ 1.1 Состоятельность термина «исламский феминизм» 9
§ 1.2 Центры развития исламского феминизма 21
§ 1.3 Джадидизм и его отношение к женщине 27
Глава 2. Мухлиса Буби - 1-ая женщина-казый, как представитель исламского феминизма зз
§ 2.1 Соответствие «феномена абыстай» исламскому феминизму. Абыстай как практика исламского феминизма зз
§ 2.2 Деятельность Мухлисы Буби - первой женщины-казый, как представителя исламского феминизма 39
Заключение 44
Список литературы 46
Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент понятие и практика применения «феномена абыстай» остается малоизученной. Кроме того, значимым является смысловой анализ соотношения указанного понятия с контекстом исламского феминизма, а также исследование истории развития «феномена абыстай» от истоков до наших дней.
Наше исследование посвящено рассмотрению «феномена абыстай», как практики исламского феминизма в просветительском движении джадидизм.
«Женский вопрос» был всегда актуален, но в последнее время он вызывает всё больший интерес среди исследователей исламского права как на Востоке, так и на Западе. Исламский феминизм, будучи явлением, на первый взгляд, противоречивым, требует особого подхода в изучении. Так, для разрешения вопроса релевантности «феномена абыстай» в истолковании исламского феминизма, нам следует рассмотреть исламский феминизм, обозначив его соответствие традиционному пониманию феминизма. Также необходимо изучить деятельность татарской просветительницы Мухлисы Буби - первой женщины- казый как представителя исламского феминизма. Также в рамках данной работы будет рассмотрено возникшее в начале XX века просветительское движение, направленное на реформу в сфере образования и пересмотр взглядов на традиционное положение женщин в татарском обществе. Движение, позволившее взглянуть на социальную роль женщины с морально-этической точки зрения и на основе принципа естественных прав человека к равноправию и социальной свободе.
Для определения понятия «исламский феминизм», нам следует рассмотреть традиционное понимание феминизма и выделить сходства и различия. Рассмотрение этих двух явлений позволит нам раскрыть соотношение «феномена абыстай» с понятием «исламский феминизм» и изучить его релевантность в контексте изучения исламского феминистского дискурса.
Степень изученности. Концепция исламского феминизма была рассмотрена в трудах ряда зарубежных исследователей таких, как М. Бадран , (связавшей обе волны феминизма - светского в начале XX в. и религиозного в начале XXI века: «Feminists, Islam, and Nation: Gender and the Making of Modem
Л
Egypt»); Л. абу-Лугод (Remaking women: Feminizm and modernity in the Middle
-5
East); А. Барлас , представившей феминистическую концепцию прочтения Корана («Believing Women» in Islam: Unreading Patriarchal Interpretations of the Qur'an); Ф. Мернисси (Women and Islam: An Historical and Theological Enquiry); А. Вадуд (Quran and Woman: Rereading the Sacred Text from a Woman Perspective); З. Мир- Хоссейни (Islam and Gender); Ш. Саадаллах (Muslim Feminism in the Third Wave: A Reflective Inquiry. Third Wave Feminism. A Critical Exploration); Азизы аль- Хибри (Redefining Muslim Women's Roles in the Next Century); Р. Гариповой (Muslim Female Religious Authority in Russia: How Mukhlisa Bubi Became the First Female Qadi in the Modern Muslim World); а также положение и роль женщины в умме и отдельных махалля вызвали интерес отечественных исследователей. Например, движение мусульманок за свои права в организационном, идейно- теоретическом и культурно-просветительном аспектах исследовал С.Ф. Фаизов , придя к выводу, что еще до 1917 года существовала «глубокая имманентность идей гендерного равновесия в мусульманской среде . К проблеме становления женского движения у татар обращалась А.Х. Махмутова , отметившая, что герои её книги «были кудесниками богатырской эпохи - в течение буквально двух-трех десятилетий они сумели преобразовать татарское общество, застывшее в Средневековье, в общество энергичное, подвижное, живущее полнокровной интеллектуальной жизнью» . Даже одно только это высказывание из книги А.Х. Махмутовой показывает, что симпатии автора на стороне прогресса и модернизации мусульманской жизни. «Феномен абыстай» привлек внимание историка Р. Г ариповой, которая начала его изучение в рамках всего мусульманского мира. Также стоит отметить человека, внесшего неоценимый вклад как в развитие татарской печати, так и в изучение женского вопрос, Ризаэтдина Фахреддина . Его трудоемкое произведение «Машхур хатыннар» - «Знаменитые женщины» представляет собой комплекс исследований биографии татарских женщин, внесших вклад в науку. Необходимо отметить также М.Я. Бигиева - одного из лидеров прогрессивного движения среди мусульман, который также внес вклад в изучение женского вопроса. Примечательной также является работа Д.С. Брилевой о женщинах-мусульманках в татарской периодической печати начала XX века. На ряду с трудами вышеуказанных ученых в рамках нашего исследования были использованы материалы научно - практической конференции, где освещены статьи о феминистках татарской махалли.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает исламский феминизм как одна из форм феминизма, связанный с ролью женщины в исламе.
Предмет исследования. Предметом нашего исследования является деятельность абыстай как практика исламского феминизма в джадидизме XIX-XX вв. в России.
Цель данного исследования. Цель заключается в изучении «феномена абыстай» и сопоставление его с явлением исламского феминизма. Для достижения цели научной работы необходимо решить следующие задачи:
- выявить основные характеристики феномена исламский феминизм и центры его развития
- проанализировать движение джадидизм в связи с реформами в образовании и в отношении к женщине в татарском обществе
- рассмотреть практику исламского феминизма на примере «феномена абыстай»
- изучить деятельность первой женщины-казый в России Мухлисы Буби, как представительницы исламского феминизма
Теоретико-методологическая основа исследования. В нашей работе использован неоинституциональный подход - он применяется в данном исследовании с целью анализа указанного феномена в контексте конкретных институтов, а именно института абыстай. Также исторический и сравнительный методы исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данном исследовании понятие абыстай не только подробно анализируется, но и раскрывается его непосредственная связь с теорией исламского феминизма в целом и общественнопросветительским движением джадидизма.
Основные положения, выносимые на защиту.
На первый взгляд «исламский феминизм» - феномен противоречивый, но при его тщательном рассмотрении можно выяснить, что приверженность этой идее не мешает мусульманкам исповедовать религию Аллаха и следовать всем заповедям. Исламские феминистки утверждают, что именно искренняя вера в Аллаха дает им силы и вдохновение в борьбе за равноправие. Сторонники и защитники этой идеологии предлагают иную интерпретацию Корана. Исламский феминизм - это феминистский дискурс, четко сформулированный в рамках исламской парадигмы и воодушевленные им поведение и действия принимаются во имя Ислама .
Что касается центров развития исламского феминизма в странах Ближнего Востока, можно выделить Египет и Иран. Исламский феминизм в Египте примечателен тем, что накануне прихода его идей, в Египте уже были распространены идеи традиционного западного феминизма. Новая идея достижения равенства с мужчинами имела более радикальные цели. Исламские феминистки требовали предоставить им доступ ко всем благам общественнополитической жизни.
В Иране же иная ситуация. Распространению и реализации практики идей исламского феминизма способствовала предшествовавшая этому явлению Исламская революция в 1979 г. В этом событии значимую роль сыграли женщины, что стало причиной введения изменений на законодательном уровне.
Отголоски зарождения исламского феминистского дискурса в татаромусульманской среде Поволжья наблюдаются со времен начавшегося на рубеже XIX—XX вв. спора между модернистами (джадидами) и традиционалистами (кадимистами) фактически переросшего в дебаты о судьбе самого ислама в условиях резких интенсивных идейных изменений в странах мусульманского мира (Египет, Османская Турция). В этом споре прозвучала слабая, но заметная «женская нота» : поволжские джадиды, одними из первых в мире, поставили вопрос о пересмотре отношения к женскому образованию и воспитанию.
Таким образом, реформаторское движение джадидов, подразумевавшее в широком его понимании, обновление религии, реформы в образовании, расцвет мусульманской журналистики и самое главное - «женский вопрос», позволило женщинам получить право на образование и возможность участия в общественнополитической сфере.
«Феномен абыстай» можно назвать проекцией идей исламского феминизма. Это заключается в следующем: женщины-абыстаи претендуют на доступ к образованию, возможности социально-политической самореализации наряду с мужчинами. Но стремление «татарских феминисток» выражается более лояльно и не столь категорично, как это можно проследить среди исламских феминисток.
Избрание Мухлисы Буби на пост кади стало заметным шагом на пути к прогрессу и достижению гендерного равенства в мусульманской среде Поволжья и Российской империи в целом. Стоит отметить, что именно джадидское реформаторство позволило расширить круг возможностей как для женщин, так и в деле модернизации татарского общества. Активная просветительская деятельность Мухлисы Буби послужила примером для множества женщин для их самовыражения и отстаивания своих интересов.
Теоретическая и практическая значимость нашего исследования заключается в систематизации знаний о «феномене абыстай» и сопоставлении его с исламским феминизмом. Данные сведения могут быть использованы в составлении методических пособий по изучению практики исламского права, а также в преподавании исламоведческих дисциплин.
Структура работы. Объем работы - 51 страница, работа состоит из введения, 2 глав, заключения. Список использованной литературы включает 40
источников.
Наше исследование посвящено рассмотрению «феномена абыстай», как практики исламского феминизма в просветительском движении джадидизм.
«Женский вопрос» был всегда актуален, но в последнее время он вызывает всё больший интерес среди исследователей исламского права как на Востоке, так и на Западе. Исламский феминизм, будучи явлением, на первый взгляд, противоречивым, требует особого подхода в изучении. Так, для разрешения вопроса релевантности «феномена абыстай» в истолковании исламского феминизма, нам следует рассмотреть исламский феминизм, обозначив его соответствие традиционному пониманию феминизма. Также необходимо изучить деятельность татарской просветительницы Мухлисы Буби - первой женщины- казый как представителя исламского феминизма. Также в рамках данной работы будет рассмотрено возникшее в начале XX века просветительское движение, направленное на реформу в сфере образования и пересмотр взглядов на традиционное положение женщин в татарском обществе. Движение, позволившее взглянуть на социальную роль женщины с морально-этической точки зрения и на основе принципа естественных прав человека к равноправию и социальной свободе.
Для определения понятия «исламский феминизм», нам следует рассмотреть традиционное понимание феминизма и выделить сходства и различия. Рассмотрение этих двух явлений позволит нам раскрыть соотношение «феномена абыстай» с понятием «исламский феминизм» и изучить его релевантность в контексте изучения исламского феминистского дискурса.
Степень изученности. Концепция исламского феминизма была рассмотрена в трудах ряда зарубежных исследователей таких, как М. Бадран , (связавшей обе волны феминизма - светского в начале XX в. и религиозного в начале XXI века: «Feminists, Islam, and Nation: Gender and the Making of Modem
Л
Egypt»); Л. абу-Лугод (Remaking women: Feminizm and modernity in the Middle
-5
East); А. Барлас , представившей феминистическую концепцию прочтения Корана («Believing Women» in Islam: Unreading Patriarchal Interpretations of the Qur'an); Ф. Мернисси (Women and Islam: An Historical and Theological Enquiry); А. Вадуд (Quran and Woman: Rereading the Sacred Text from a Woman Perspective); З. Мир- Хоссейни (Islam and Gender); Ш. Саадаллах (Muslim Feminism in the Third Wave: A Reflective Inquiry. Third Wave Feminism. A Critical Exploration); Азизы аль- Хибри (Redefining Muslim Women's Roles in the Next Century); Р. Гариповой (Muslim Female Religious Authority in Russia: How Mukhlisa Bubi Became the First Female Qadi in the Modern Muslim World); а также положение и роль женщины в умме и отдельных махалля вызвали интерес отечественных исследователей. Например, движение мусульманок за свои права в организационном, идейно- теоретическом и культурно-просветительном аспектах исследовал С.Ф. Фаизов , придя к выводу, что еще до 1917 года существовала «глубокая имманентность идей гендерного равновесия в мусульманской среде . К проблеме становления женского движения у татар обращалась А.Х. Махмутова , отметившая, что герои её книги «были кудесниками богатырской эпохи - в течение буквально двух-трех десятилетий они сумели преобразовать татарское общество, застывшее в Средневековье, в общество энергичное, подвижное, живущее полнокровной интеллектуальной жизнью» . Даже одно только это высказывание из книги А.Х. Махмутовой показывает, что симпатии автора на стороне прогресса и модернизации мусульманской жизни. «Феномен абыстай» привлек внимание историка Р. Г ариповой, которая начала его изучение в рамках всего мусульманского мира. Также стоит отметить человека, внесшего неоценимый вклад как в развитие татарской печати, так и в изучение женского вопрос, Ризаэтдина Фахреддина . Его трудоемкое произведение «Машхур хатыннар» - «Знаменитые женщины» представляет собой комплекс исследований биографии татарских женщин, внесших вклад в науку. Необходимо отметить также М.Я. Бигиева - одного из лидеров прогрессивного движения среди мусульман, который также внес вклад в изучение женского вопроса. Примечательной также является работа Д.С. Брилевой о женщинах-мусульманках в татарской периодической печати начала XX века. На ряду с трудами вышеуказанных ученых в рамках нашего исследования были использованы материалы научно - практической конференции, где освещены статьи о феминистках татарской махалли.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает исламский феминизм как одна из форм феминизма, связанный с ролью женщины в исламе.
Предмет исследования. Предметом нашего исследования является деятельность абыстай как практика исламского феминизма в джадидизме XIX-XX вв. в России.
Цель данного исследования. Цель заключается в изучении «феномена абыстай» и сопоставление его с явлением исламского феминизма. Для достижения цели научной работы необходимо решить следующие задачи:
- выявить основные характеристики феномена исламский феминизм и центры его развития
- проанализировать движение джадидизм в связи с реформами в образовании и в отношении к женщине в татарском обществе
- рассмотреть практику исламского феминизма на примере «феномена абыстай»
- изучить деятельность первой женщины-казый в России Мухлисы Буби, как представительницы исламского феминизма
Теоретико-методологическая основа исследования. В нашей работе использован неоинституциональный подход - он применяется в данном исследовании с целью анализа указанного феномена в контексте конкретных институтов, а именно института абыстай. Также исторический и сравнительный методы исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данном исследовании понятие абыстай не только подробно анализируется, но и раскрывается его непосредственная связь с теорией исламского феминизма в целом и общественнопросветительским движением джадидизма.
Основные положения, выносимые на защиту.
На первый взгляд «исламский феминизм» - феномен противоречивый, но при его тщательном рассмотрении можно выяснить, что приверженность этой идее не мешает мусульманкам исповедовать религию Аллаха и следовать всем заповедям. Исламские феминистки утверждают, что именно искренняя вера в Аллаха дает им силы и вдохновение в борьбе за равноправие. Сторонники и защитники этой идеологии предлагают иную интерпретацию Корана. Исламский феминизм - это феминистский дискурс, четко сформулированный в рамках исламской парадигмы и воодушевленные им поведение и действия принимаются во имя Ислама .
Что касается центров развития исламского феминизма в странах Ближнего Востока, можно выделить Египет и Иран. Исламский феминизм в Египте примечателен тем, что накануне прихода его идей, в Египте уже были распространены идеи традиционного западного феминизма. Новая идея достижения равенства с мужчинами имела более радикальные цели. Исламские феминистки требовали предоставить им доступ ко всем благам общественнополитической жизни.
В Иране же иная ситуация. Распространению и реализации практики идей исламского феминизма способствовала предшествовавшая этому явлению Исламская революция в 1979 г. В этом событии значимую роль сыграли женщины, что стало причиной введения изменений на законодательном уровне.
Отголоски зарождения исламского феминистского дискурса в татаромусульманской среде Поволжья наблюдаются со времен начавшегося на рубеже XIX—XX вв. спора между модернистами (джадидами) и традиционалистами (кадимистами) фактически переросшего в дебаты о судьбе самого ислама в условиях резких интенсивных идейных изменений в странах мусульманского мира (Египет, Османская Турция). В этом споре прозвучала слабая, но заметная «женская нота» : поволжские джадиды, одними из первых в мире, поставили вопрос о пересмотре отношения к женскому образованию и воспитанию.
Таким образом, реформаторское движение джадидов, подразумевавшее в широком его понимании, обновление религии, реформы в образовании, расцвет мусульманской журналистики и самое главное - «женский вопрос», позволило женщинам получить право на образование и возможность участия в общественнополитической сфере.
«Феномен абыстай» можно назвать проекцией идей исламского феминизма. Это заключается в следующем: женщины-абыстаи претендуют на доступ к образованию, возможности социально-политической самореализации наряду с мужчинами. Но стремление «татарских феминисток» выражается более лояльно и не столь категорично, как это можно проследить среди исламских феминисток.
Избрание Мухлисы Буби на пост кади стало заметным шагом на пути к прогрессу и достижению гендерного равенства в мусульманской среде Поволжья и Российской империи в целом. Стоит отметить, что именно джадидское реформаторство позволило расширить круг возможностей как для женщин, так и в деле модернизации татарского общества. Активная просветительская деятельность Мухлисы Буби послужила примером для множества женщин для их самовыражения и отстаивания своих интересов.
Теоретическая и практическая значимость нашего исследования заключается в систематизации знаний о «феномене абыстай» и сопоставлении его с исламским феминизмом. Данные сведения могут быть использованы в составлении методических пособий по изучению практики исламского права, а также в преподавании исламоведческих дисциплин.
Структура работы. Объем работы - 51 страница, работа состоит из введения, 2 глав, заключения. Список использованной литературы включает 40
источников.
Таким образом, в ходе нашего исследования нам удалось раскрыть понятие «феномена абыстай» и сопоставить его с исламским феминизмом. Достижение нашей цели стало возможным благодаря поставленным задачам, которые помогли раскрыть сущность «феномена абыстай» и выявить в нем направленность идей исламского феминизма.
Для этого мы рассмотрели понятие традиционного феминизма, его соотношение с исламским феминизмом. Также мы подробно изучили историю возникновения, условия при которых были приняты и распространены идеи мусульманских феминисток. Благодаря историческому методу анализа нам удалось взглянуть на этот феномен, используя исторические источники, дневники, а также первоисточники. Немаловажным аспектом являются труды отечественных и зарубежных исследователей, на которых мы ссылались при написании нашей исследовательской работы.
Анализ этого явления позволил нам более широко изучить практику исламского права, а именно рассмотрение общей характеристики основных аспектов понятия исламский феминизм в контексте изучения «феномена абыстай». Также в рамках изучения «феномена абыстай» мы рассмотрели просветительское движение джадидизм, в котором «женский вопрос» - был одной из актуальнейших проблем. На основе опубликованных источников нам удалось проследить возникновение и развитие движения за эмансипацию женщин в татарском обществе. В рамках изученного нами материала дается характеристика наиболее значимых работ татарских джадидистов, показываются основные пути зарождения татарского феминизма .
Для сопоставления «феномена абсытай» с исламским феминизмом мы привели формулировку этого понятия; представление деятельности абыстай в целом и ее отношение к исламскому феминизму.
Необходимо отметить, что в рамках формулировки понятия «феномена абыстай» нами был приведен пример практики этого явления в лице татарской просветительницы Мухлисы Буби. Таким образом, «феномен абыстай» имеет место быть и является одной из форм практики исламского феминизма.
Для этого мы рассмотрели понятие традиционного феминизма, его соотношение с исламским феминизмом. Также мы подробно изучили историю возникновения, условия при которых были приняты и распространены идеи мусульманских феминисток. Благодаря историческому методу анализа нам удалось взглянуть на этот феномен, используя исторические источники, дневники, а также первоисточники. Немаловажным аспектом являются труды отечественных и зарубежных исследователей, на которых мы ссылались при написании нашей исследовательской работы.
Анализ этого явления позволил нам более широко изучить практику исламского права, а именно рассмотрение общей характеристики основных аспектов понятия исламский феминизм в контексте изучения «феномена абыстай». Также в рамках изучения «феномена абыстай» мы рассмотрели просветительское движение джадидизм, в котором «женский вопрос» - был одной из актуальнейших проблем. На основе опубликованных источников нам удалось проследить возникновение и развитие движения за эмансипацию женщин в татарском обществе. В рамках изученного нами материала дается характеристика наиболее значимых работ татарских джадидистов, показываются основные пути зарождения татарского феминизма .
Для сопоставления «феномена абсытай» с исламским феминизмом мы привели формулировку этого понятия; представление деятельности абыстай в целом и ее отношение к исламскому феминизму.
Необходимо отметить, что в рамках формулировки понятия «феномена абыстай» нами был приведен пример практики этого явления в лице татарской просветительницы Мухлисы Буби. Таким образом, «феномен абыстай» имеет место быть и является одной из форм практики исламского феминизма.



