Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ФЕНОМЕН АБЫСТАЙ» КАК ПРИМЕР ИСЛАМСКОГО ФЕМИНИЗМА В ДЖАДИДИЗМЕ

Работа №36945

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
534
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение з
Глава 1. История становления исламского феминизма 9
§ 1.1 Состоятельность термина «исламский феминизм» 9
§ 1.2 Центры развития исламского феминизма 21
§ 1.3 Джадидизм и его отношение к женщине 27
Глава 2. Мухлиса Буби - 1-ая женщина-казый, как представитель исламского феминизма зз
§ 2.1 Соответствие «феномена абыстай» исламскому феминизму. Абыстай как практика исламского феминизма зз
§ 2.2 Деятельность Мухлисы Буби - первой женщины-казый, как представителя исламского феминизма 39
Заключение 44
Список литературы 46



Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент понятие и практика применения «феномена абыстай» остается малоизученной. Кроме того, значимым является смысловой анализ соотношения указанного понятия с контекстом исламского феминизма, а также исследование истории развития «феномена абыстай» от истоков до наших дней.
Наше исследование посвящено рассмотрению «феномена абыстай», как практики исламского феминизма в просветительском движении джадидизм.
«Женский вопрос» был всегда актуален, но в последнее время он вызывает всё больший интерес среди исследователей исламского права как на Востоке, так и на Западе. Исламский феминизм, будучи явлением, на первый взгляд, противоречивым, требует особого подхода в изучении. Так, для разрешения вопроса релевантности «феномена абыстай» в истолковании исламского феминизма, нам следует рассмотреть исламский феминизм, обозначив его соответствие традиционному пониманию феминизма. Также необходимо изучить деятельность татарской просветительницы Мухлисы Буби - первой женщины- казый как представителя исламского феминизма. Также в рамках данной работы будет рассмотрено возникшее в начале XX века просветительское движение, направленное на реформу в сфере образования и пересмотр взглядов на традиционное положение женщин в татарском обществе. Движение, позволившее взглянуть на социальную роль женщины с морально-этической точки зрения и на основе принципа естественных прав человека к равноправию и социальной свободе.
Для определения понятия «исламский феминизм», нам следует рассмотреть традиционное понимание феминизма и выделить сходства и различия. Рассмотрение этих двух явлений позволит нам раскрыть соотношение «феномена абыстай» с понятием «исламский феминизм» и изучить его релевантность в контексте изучения исламского феминистского дискурса.
Степень изученности. Концепция исламского феминизма была рассмотрена в трудах ряда зарубежных исследователей таких, как М. Бадран , (связавшей обе волны феминизма - светского в начале XX в. и религиозного в начале XXI века: «Feminists, Islam, and Nation: Gender and the Making of Modem
Л
Egypt»); Л. абу-Лугод (Remaking women: Feminizm and modernity in the Middle
-5
East); А. Барлас , представившей феминистическую концепцию прочтения Корана («Believing Women» in Islam: Unreading Patriarchal Interpretations of the Qur'an); Ф. Мернисси (Women and Islam: An Historical and Theological Enquiry); А. Вадуд (Quran and Woman: Rereading the Sacred Text from a Woman Perspective); З. Мир- Хоссейни (Islam and Gender); Ш. Саадаллах (Muslim Feminism in the Third Wave: A Reflective Inquiry. Third Wave Feminism. A Critical Exploration); Азизы аль- Хибри (Redefining Muslim Women's Roles in the Next Century); Р. Гариповой (Muslim Female Religious Authority in Russia: How Mukhlisa Bubi Became the First Female Qadi in the Modern Muslim World); а также положение и роль женщины в умме и отдельных махалля вызвали интерес отечественных исследователей. Например, движение мусульманок за свои права в организационном, идейно- теоретическом и культурно-просветительном аспектах исследовал С.Ф. Фаизов , придя к выводу, что еще до 1917 года существовала «глубокая имманентность идей гендерного равновесия в мусульманской среде . К проблеме становления женского движения у татар обращалась А.Х. Махмутова , отметившая, что герои её книги «были кудесниками богатырской эпохи - в течение буквально двух-трех десятилетий они сумели преобразовать татарское общество, застывшее в Средневековье, в общество энергичное, подвижное, живущее полнокровной интеллектуальной жизнью» . Даже одно только это высказывание из книги А.Х. Махмутовой показывает, что симпатии автора на стороне прогресса и модернизации мусульманской жизни. «Феномен абыстай» привлек внимание историка Р. Г ариповой, которая начала его изучение в рамках всего мусульманского мира. Также стоит отметить человека, внесшего неоценимый вклад как в развитие татарской печати, так и в изучение женского вопрос, Ризаэтдина Фахреддина . Его трудоемкое произведение «Машхур хатыннар» - «Знаменитые женщины» представляет собой комплекс исследований биографии татарских женщин, внесших вклад в науку. Необходимо отметить также М.Я. Бигиева - одного из лидеров прогрессивного движения среди мусульман, который также внес вклад в изучение женского вопроса. Примечательной также является работа Д.С. Брилевой о женщинах-мусульманках в татарской периодической печати начала XX века. На ряду с трудами вышеуказанных ученых в рамках нашего исследования были использованы материалы научно - практической конференции, где освещены статьи о феминистках татарской махалли.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает исламский феминизм как одна из форм феминизма, связанный с ролью женщины в исламе.
Предмет исследования. Предметом нашего исследования является деятельность абыстай как практика исламского феминизма в джадидизме XIX-XX вв. в России.
Цель данного исследования. Цель заключается в изучении «феномена абыстай» и сопоставление его с явлением исламского феминизма. Для достижения цели научной работы необходимо решить следующие задачи:
- выявить основные характеристики феномена исламский феминизм и центры его развития
- проанализировать движение джадидизм в связи с реформами в образовании и в отношении к женщине в татарском обществе
- рассмотреть практику исламского феминизма на примере «феномена абыстай»
- изучить деятельность первой женщины-казый в России Мухлисы Буби, как представительницы исламского феминизма
Теоретико-методологическая основа исследования. В нашей работе использован неоинституциональный подход - он применяется в данном исследовании с целью анализа указанного феномена в контексте конкретных институтов, а именно института абыстай. Также исторический и сравнительный методы исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данном исследовании понятие абыстай не только подробно анализируется, но и раскрывается его непосредственная связь с теорией исламского феминизма в целом и общественнопросветительским движением джадидизма.
Основные положения, выносимые на защиту.
На первый взгляд «исламский феминизм» - феномен противоречивый, но при его тщательном рассмотрении можно выяснить, что приверженность этой идее не мешает мусульманкам исповедовать религию Аллаха и следовать всем заповедям. Исламские феминистки утверждают, что именно искренняя вера в Аллаха дает им силы и вдохновение в борьбе за равноправие. Сторонники и защитники этой идеологии предлагают иную интерпретацию Корана. Исламский феминизм - это феминистский дискурс, четко сформулированный в рамках исламской парадигмы и воодушевленные им поведение и действия принимаются во имя Ислама .
Что касается центров развития исламского феминизма в странах Ближнего Востока, можно выделить Египет и Иран. Исламский феминизм в Египте примечателен тем, что накануне прихода его идей, в Египте уже были распространены идеи традиционного западного феминизма. Новая идея достижения равенства с мужчинами имела более радикальные цели. Исламские феминистки требовали предоставить им доступ ко всем благам общественнополитической жизни.
В Иране же иная ситуация. Распространению и реализации практики идей исламского феминизма способствовала предшествовавшая этому явлению Исламская революция в 1979 г. В этом событии значимую роль сыграли женщины, что стало причиной введения изменений на законодательном уровне.
Отголоски зарождения исламского феминистского дискурса в татаромусульманской среде Поволжья наблюдаются со времен начавшегося на рубеже XIX—XX вв. спора между модернистами (джадидами) и традиционалистами (кадимистами) фактически переросшего в дебаты о судьбе самого ислама в условиях резких интенсивных идейных изменений в странах мусульманского мира (Египет, Османская Турция). В этом споре прозвучала слабая, но заметная «женская нота» : поволжские джадиды, одними из первых в мире, поставили вопрос о пересмотре отношения к женскому образованию и воспитанию.
Таким образом, реформаторское движение джадидов, подразумевавшее в широком его понимании, обновление религии, реформы в образовании, расцвет мусульманской журналистики и самое главное - «женский вопрос», позволило женщинам получить право на образование и возможность участия в общественнополитической сфере.
«Феномен абыстай» можно назвать проекцией идей исламского феминизма. Это заключается в следующем: женщины-абыстаи претендуют на доступ к образованию, возможности социально-политической самореализации наряду с мужчинами. Но стремление «татарских феминисток» выражается более лояльно и не столь категорично, как это можно проследить среди исламских феминисток.
Избрание Мухлисы Буби на пост кади стало заметным шагом на пути к прогрессу и достижению гендерного равенства в мусульманской среде Поволжья и Российской империи в целом. Стоит отметить, что именно джадидское реформаторство позволило расширить круг возможностей как для женщин, так и в деле модернизации татарского общества. Активная просветительская деятельность Мухлисы Буби послужила примером для множества женщин для их самовыражения и отстаивания своих интересов.
Теоретическая и практическая значимость нашего исследования заключается в систематизации знаний о «феномене абыстай» и сопоставлении его с исламским феминизмом. Данные сведения могут быть использованы в составлении методических пособий по изучению практики исламского права, а также в преподавании исламоведческих дисциплин.
Структура работы. Объем работы - 51 страница, работа состоит из введения, 2 глав, заключения. Список использованной литературы включает 40
источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе нашего исследования нам удалось раскрыть понятие «феномена абыстай» и сопоставить его с исламским феминизмом. Достижение нашей цели стало возможным благодаря поставленным задачам, которые помогли раскрыть сущность «феномена абыстай» и выявить в нем направленность идей исламского феминизма.
Для этого мы рассмотрели понятие традиционного феминизма, его соотношение с исламским феминизмом. Также мы подробно изучили историю возникновения, условия при которых были приняты и распространены идеи мусульманских феминисток. Благодаря историческому методу анализа нам удалось взглянуть на этот феномен, используя исторические источники, дневники, а также первоисточники. Немаловажным аспектом являются труды отечественных и зарубежных исследователей, на которых мы ссылались при написании нашей исследовательской работы.
Анализ этого явления позволил нам более широко изучить практику исламского права, а именно рассмотрение общей характеристики основных аспектов понятия исламский феминизм в контексте изучения «феномена абыстай». Также в рамках изучения «феномена абыстай» мы рассмотрели просветительское движение джадидизм, в котором «женский вопрос» - был одной из актуальнейших проблем. На основе опубликованных источников нам удалось проследить возникновение и развитие движения за эмансипацию женщин в татарском обществе. В рамках изученного нами материала дается характеристика наиболее значимых работ татарских джадидистов, показываются основные пути зарождения татарского феминизма .
Для сопоставления «феномена абсытай» с исламским феминизмом мы привели формулировку этого понятия; представление деятельности абыстай в целом и ее отношение к исламскому феминизму.
Необходимо отметить, что в рамках формулировки понятия «феномена абыстай» нами был приведен пример практики этого явления в лице татарской просветительницы Мухлисы Буби. Таким образом, «феномен абыстай» имеет место быть и является одной из форм практики исламского феминизма.



1. Батунский М.А. Православие, ислам и проблемы модернизации в России на рубеже XIX - XX вв./ М.А. Батунский //Общественные науки и современность. -
1996. - №2. - С. 81-90.
2. Бигиев М.Д. Женщина в свете священных аятов Благородного Корана/ М.Д. Бигиев - Казань: Татарское книжное издательство, 2006. С. 4-6.
3. Брилева Д.С. О женщине и устами женщины: мусульманка в татарской
периодической печати начала ХХ в./ Д.С. Брилева// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2018. №2. С. 17-36.
4. Гафиятуллина И. Мухлиса Буби - первая в истории России женщина-казый (судья) / И. Гафиятуллина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://i slam- today.m/istoria/tatarskij-mir/muhlisa-bubi-pervaa-v-istorii-rossii-gencina-kazaa-sudia/ (дата обращения: 19.05.2019).
5. Гильмутдинова К.Р. Мухлиса Буби - просветительница татарского народа / К.Р. Гильмутдинова // Молодой ученый. - 2016. — №21. — С. 704-710.
6. Гусева Ю.Н. Борьба за женщину: татарка-мусульманка в религиозных практиках
средневолжских исламских общин в первой трети XX века /
Ю.Н. Гусева. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-za-zhenschinu-tatarka- musulmanka-v-religioznyh-praktikah-srednevolzhskih-islamskih-obschin-v-pervoy- treti-xx-v (дата обращения: 28.05.2019).
7. Догадина Е. Исламский феминизм? Серьезно? Вообще-то да /
Е. Догадина. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://svobody.pl/posts/islamskiy-feminizm-serezno-voobshche-to- da (дата обращения: 23.05.2019).
8. Ефимова М. Мирный гендерный джихад. Как и почему стал возможен исламский
феминизм/ М. Ефимова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/3276446 (дата обращения: 22.05.2019).
9. Иноземцева Е. «Женский вопрос» в свете победы исламской революции в Иране / Е. Иноземцева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskiy-vopros-v-svete-pobedy-islamskoy-revolyutsii- v-irane (дата обращения: 25.05.2019).
10. Ислам в татарском мире: история и современность: Материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля - 1 мая 1996 г./ Р. Хакимов (шеф-ред), С. А. Дюдуаньон Д. Исхаков, Р. Мухаметшин. - Казань: Панорама-Форум, 1997. - 378 с.
11. Кадымова, Р.Р. Особенности восприятия гендера, изложенные в трудах Ризаэтдина Фахреддина/ Р.Р.Кадымова//Теория и практика общественного развития. История. Исторические науки: Электронный журнал. - 2012. - 175-179 с.
12. Кадымова, Р.Р. Особенности восприятия гендера, изложенные в трудах Ризаэтдина Фахреддина/ Р.Р.Кадымова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-vospriyatiya-gendera-izlozhennye-v- trudah-rizaetdina-fahreddina (дата обращения: 11.05.2019).
13. Махмутова А.Х. Пора и нам зажечь зарю свободы!: джадидизм и женское движение/ А.Х. Махмутова. - Казань: Татарское книжное издательство, 2006. - 254 с.
14. Муслихова Ч.Х. Движение за эмансипацию женщин в татарском
обществе (конец XIX-начало XX века) /Ч.Х. Муслихова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dvizhenie-za-emansipatsiyu-
zhenschin-v-tatarskom-obschestve-konets-hih-nachalo-hh-veka (дата обращения:
10.05.2019) .
15. Нуруллаев, Р.Р. Исмаил-бей Гаспринский и его вклад в развитие политического движения мусульман в российской империи в начале XX века Р.Р. Нуруллаев, М.М. Имашева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ismail-bey-gasprinskiy-i-ego-vklad-v-razvitie- politicheskogo-dvizheniya-musulman-rossiyskoy-imperii-v-nachale-xx-veka (дата обращения: 11.05.2019).
16. Рамазанова А. Абыстай - центр женского мира / А. Рамазанова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.islam-portal.ru/novosti/104/5181/ (дата обращения: 27.05.2019).
17. Сенюткина О.Н. Джадидизм как часть российского исламского дискурса
(современные историографические оценки) / О.Н. Сенюткина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dzhadidizm-kak-chast- rossiyskogo-islamskogo-diskursa-sovremennye-istoriograficheskie-otsenki (дата
обращения: 23.05.2019).
18. Турк С.Н. Феминистское движение в Египте во второй половине XX - начале
XXI в.: Проблемы и перспективы / С.Н. Турк. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/feministskoe-dvizhenie-v-egipte-vo-vtoroy-
polovine-hh-nachale-hhi-v-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 23.05.2019).
19. Тухватуллина, Л.И. Проблемы человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX в./ Л.И. Тухватуллина. - Казань: Татарское книжное издательство, 2003. - 207 с.
20. Фаизов С. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: Страницы истории/ С. Фаизов. - Нижний Новгород: Махинур, 2005. - 106 с.
21. Фахреддин Р. Знаменитые женщины/ Р. Фахреддин. - Оренбург: Тип. М-ф Г.И. Каримова, 1903. - 321 с.
22. Феминизм исламский. Словарь гендерных терминов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://a-z-gender.net/feminizm-islamskij.html (дата обращения:
28.05.2019) .
23. Хоружая С.В. История феминистского движения в Египте: генезис и
современные тенденции / С.В. Хоружая, С.Н. Турк. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7istoriya-feministskogo-dvizheniya-v- egipte-genezis-i-sovremennye-tendentsii (дата обращения: 23.05.2019).
24. Чалеби М. Мухаммадия/ М. Чалеби. - Стамбул: Китабеви, 1985. - 820 с.
25. Чубукчиева Л. Женский вопрос в джадидизме / Л. Чубукчиева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://posredi.ru/zhenskij-vopros-v-dzhadidizme.html (дата обращения: 24.05.2019).
26. Abu-Lughod, L. Remaking women: Feminizm and modernity in the Middle East / L. Abu-Lughod. - Princeton: Princeton University Press, 1998. - 313 p.
27. al-Hibri A. Redefining Muslim Women's Roles in the Next Century // Democracy and the Rule of Law Richmond: University of Richmond Law Faculty Publications, 2001. - 150 p.
28. Badran M. Feminists, Islam, and Nation: Gender and the Making of Modern Egypt. Princeton: Princeton University Press, 1995. - 371 p.
29. Badran M., Rohe M. Feminizm beyond East and West: New gender talk and practice in global islam. Global Media Publications, 2007. - 180 p.
30. Barlas A. «Believing Women» in Islam: Unreading Patriarchal Interpretations of the Qur'an. Austin: University of Texas Press, 2002. - 430 p.
31. de Beauvoir S. Le deuxieme sexe / S. de Beauvoir. - Paris: Gallimard, 1949. - 53 p.
32. Faludi S. Backlash: The Underclared War Against American Women / S. Faludi. - NY: New York Times Book Review, 1991. - 220 p.
33. Garipova R. Muslim Female Religious Authority in Russia: How Mukhlisa Bubi Became the First Female Qadi in the Modern Muslim World // Die Welt des Islams,
2017. - 250 p.
34. Kamp M. The New Woman in Uzbekistan: Islam, Modernity, and Unveiling under Communism. Seattle, WA; London: University of Washington Press, 2006. - 320 p.
35. Lamptey J.T. Divine Words, Female Voices. Oxford: Oxford University Press, 2018. - 298 p.
36. Mernissi F. Women and Islam: An Historical and Theological Enquiry. Oxford: Basic Blackwell, 1991. — 228 p.
37. Saadallah S. Muslim Feminism in the Third Wave: A Reflective Inquiry // Third Wave Feminism. A Critical Exploration. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2004. - 300 p.
38. Shackford-Bradley, J. Islamic Feminizm: What’s in a Name? By Margot Badran [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.feministezine.com/feminist/international/Islamic- Feminism-01.html (дата обращения: 31.05.2019).
39. Wadud A. Quran and Woman: Rereading the Sacred Text from a Woman Perspective. Oxford: Oxford University Press, 1999. - 145 p.
40. Yaghoobi C. Review of Margot Badran’s «Feminizm in Islam: Secular and Religious Comvergemces» / C. Yaghoobi. - California: University of California, 2011. - 185 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ