Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОРИГАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО

Работа №36943

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2546
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития творческих способностей младших школьников 21
1.1 Возрастные особенности развития младших школьников 21
1.2 Основные аспекты процесса развития творческих способностей на занятиях ИЗО 32
1.3 Приемы развития творческих способностей в процессе освоения оригами 38
Глава 2. Педагогические условия использования оригами в учебно- воспитательном процессе 47
2.1 Требования к проектированию учебно-воспитательного процесса способствующего развитию творческих способностей 47
2.2 Дидактическое обоснование включения оригами в учебный процесс 57
2.3. Результаты педагогического исследования: обоснование использования оригами в образовательном процессе 58
Заключение 77
Список литературы 84
Приложения 91

Актуальность проблемы формирования творческих способностей обусловлена потребностью общества в креативной, инициативной личности, способной качественно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, ориентироваться в стремительно меняющихся условиях существования человека в современном мире. В последнее время все чаще обращают внимание на укрепление человеческого потенциала, подготовку подрастающего поколения не только к тому, чтобы жить и работать в совершенно новых социально-экономических условиях, но и к тому, чтобы постоянно заниматься самообразованием, находить мобильные и креативные подходы, решать нестандартных проблем в направлениях связанных со своей профессиональной деятельностью. Здесь важным фактором становится процесс развития творческих способностей. Необходимо отметить, что развитие творческих способностей личности является одной из наиболее актуальных образовательных проблем современности (39; с. 16), так как в последнее время происходит смена фокуса образовательной системы с академической успешности на успешность сопутствующую процессу решения нестандартных ситуаций, это требует от педагогического сообщества новейших подходов как в психологической, так и в педагогической науке. Новую парадигму образования в настоящее время формирует обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы, который предполагает реализацию в обязательном порядке личностно - деятельностного подхода, ориентированного на развитие компетенций и провозглашающий системное последовательное развитие творческих способностей и мышления младших школьников.
В данном исследовании наибольшее внимание уделяется анализу процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительной деятельностью, закономерностям и принципам их развития. Дается характеристика использования в образовательном процессе технологии оригами и возможностями применения оригами в учебно-воспитательном процессе для активизации развития творческих способностей. Особое и центральное место уделено определению педагогических условий, которые способствовали бы такой организации процесса изучения оригами, в результате которой процесс развития творческих способностей младших школьников на занятиях ИЗО активизировался и стал бы наиболее продуктивным. Младшим школьникам характерно такое восприятие окружающего мира, а также процессов, в нем происходящих, которое пропитано активностью познания, большим стремлением в сторону продуктивности выполняемой деятельности, а также является эмоционально наполненным, что позволяет максимально развернуться к решению творческих задач. Одним из искусств, которое способствует формированию познавательной активности, фантазии и воображения, а также развитию творческих способностей можно назвать оригами.
В современной системе образования существует острейшая проблема: это дефицит образовательных технологий, которые инициируют творческое развитие ребёнка в среде с максимальной полнотой. Эта проблема требует особого внимания к моделированию творческой деятельности детей для управления их познанием. В результате процессов активизации педагогической науки в поиске новых образовательных систем и их компонентов, повысилось внимание исследователей к оригами (конструированию из цельного листа бумаги путем его перегибаний и пространственных преобразований), способному стать базовой основой для создания локальной образовательной межпредметной среды, которая удовлетворяет требование целостности. Оригами, которое относят традиционно к средствам пластического искусства, до сих пор было представлено в практике преподавания (в частности ИЗО) не достаточно и фрагментарно. Разрешение противоречия между традиционным подходом к применению оригами в учебном процессе и его потенциальными возможностями в области обучения - воспитания ведёт к поиску научных средств, для формирования знания об оригами как средстве развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Сложность познаваемой психической структуры определила большое множество аспектов изучения процесса развития. В истории образования тема развития постоянна, и существует множество различных подходов к способу её раскрытия. Есть представление об отдельных сторонах развития, но целостного представления о сущности как просто развития, так и творческого развития ребенка и путях раскрытия не реализованных потенциальных возможностей учебно-воспитательного процесса в педагогической практике не сформировано. Слабая конкретизация стратегии воспитания, и особенно эстетического его аспекта (3, с. 146) при обилии методов, наличии ряда "центробежных" тенденций в обществе и образовании оставляет педагогов - исследователей практически ‘’безоружными” перед реальностью [3, с.346]. Предпосылки для концептуального осмысления развития созданы в современном процессе интеграции общенаучных знаний на гуманитарной основе. Персонифицированность процесса учения детьми детерминирует подход к способу решения проблемы развития. Гуманизм подхода утвердился в результате развития идей Л.С.Выготского применительно к деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.Ф. Талызина и др.): с 90-х годов развивающее обучение альтернативно традиционной системе, сводящей ребёнка к формированию спектра познавательных функций. Принцип субъектности ориентирует методические системы на реализацию психологических механизмов, на основе которых информация осваивается как культура посредством деятельного воспроизведения целостного мира, что требует оптимального содержания образования (Г.В. Дорофеев, Б.С. Гершунский и др.), соотнесённого с ситуативными образовательными потребностями детей, связи обучения с жизненной практикой школьников (Б.Т. Лихачёв).
Вариативны системы развивающего обучения (И.С. Якиманской, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М.А. Холодной и др.), инвариантом является безграничность развития, детерминирующая поисковую деятельность учителя, ориентирующая его на собственное субъектное становление в образовательном процессе, готовность к пересмотру содержания состояний своего сознания. Вне учёта механизмов саморазвития на этом пути возможны ограничения, "характерно-тревожные аспекты" [57, с. 14] которых ведут к ослаблению воспитательной функции образовательной организации [34, с. 125], усугубляя неблагополучие в обществе.
В некоторых работах педагогов и психологов [35, с.36] отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта - творческой деятельности. Особенно явно такая тенденция и ее последствия отражаются на младших школьниках. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, ее мировоззренческая позиция. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.
Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью их индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности.
При оценке актуальности темы исследования, исходя из сказанного, необходимо выделить:
- основной целью образовательной системы является решение задачи подготовки подрастающего поколения к успешному будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является наличие у личности творческих способностей, креативности, творческого мышления;
- мы живем в век цифрового образования и обилия информации; в обществе происходят бурные и стремительные изменения. Человек должен быстро реагировать на них, чтобы быть востребованным, но часто он бывает не достаточно готов к происходящим в современном обществе изменениям. Для адекватного реагирования на эти изменения, ему необходимо развивать в себе творчество, активизировать свои творческие способности.
Итак, имеется противоречие между общественной потребностью в творческих людях, способных оперативно реагировать на социальные изменения и недостаточным их количеством, что является следствием не справляющейся с этой востребованностью образовательной системой. Поэтому в процессе обучение в начальной школе важнейшей проблемой, которую решает педагог в процессе обучения изобразительному искусству младших школьников, становится не простая передача знаний, а творческое и эстетическое развития детей, поиск новых педагогических путей, форм, методов для максимального решения обозначенной проблемы. Занятия творчеством должны способствовать формированию у детей элементов креативного и художественного мышления, а также проектных и конструкторских способностей. [54, с. 146] Исходя из этого, вытекает
проблема нашего исследования: «Каковы педагогические условия,
необходимые и достаточные для развития творческих способностей младших школьников средствами оригами?».
На наш взгляд использование оригами способствует оптимизации образовательного и воспитательного процесса младших школьников, гармонизирует развитие детей, у них формируются базовые технические и проектно-конструктивные способности, воспитывается активное познавательное отношение, продуктивное мышление, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. В ходе работы в технике оригами школьник учится внимательно слушать устные рекомендации и инструкции педагога, выполнять последовательные действия, контролировать с помощью внимания тончайшие действия рук. Оригами улучшает глазомер, пространственное воображение, развивает умение мысленного оперирования объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями (что важно при изучении математических и технических дисциплин), учит последовательности, аккуратности, формирует терпение, смекалку. Бумажное моделирование является максимально эффективным средством развития младших школьников. Коллективные занятия оригами в начальной школе формируют такие нравственные качества школьников как коллективизм, готовность оказывать помощь одноклассникам, умение сопереживать , желание радовать окружающих результатами своей продуктивной деятельности. Работа в технике оригами имеет социально- ориентированный характер. Основными и ведущими мотивами этой деятельности для учащегося является желание создать что-то новое, стремление к максимальной творческой самореализации, поиск оригинальных решений. Вместе с тем, исторически сложилось так, что фигурки оригами имеют ярко выраженное утилитарное значение: с давних времен эти бумажные изделия, в большинстве своем игрушки, изготавливались как подарки близким, служили бытовыми принадлежностями, являлись макетами геометрических фигур, которые, как правило, создаются детьми для того, чтобы использоваться на различных уроках как технической, так и гуманитарной, культурологической направленности (математики, природоведения, чтения, иностранного языка и т.д.). Таким образом, творческая деятельность в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Оригами благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности младших школьников - формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. Общность творческих и образовательных интересов учащихся, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.
Оригами как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиями, обеспечивающим эффективность развития творческой активности младших школьников:
• делает возможным овладение школьниками опытом самостоятельной, инновационной для них деятельности;
• создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;
• обеспечивает совместную деятельность педагога и учащегося, детского воспитательного коллектива, родителей и детей;
• способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
• оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности младшего школьника.
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе образования в начальной школе как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес младших школьников к учебной деятельности.
Учитывая задачи образования на современном этапе, необходимо в подходе к ребёнку, особенно в начальной школе, усилить позиции принципа природосообразности. Уровень психической готовности детей к обучению в школе с каждым годом становится всё ниже. По наблюдениям исследователей к третьему классу у детей снижается общая мотивация к обучению (С.Л. Рубинштейн и др.). Условием оптимизации процесса развития в обучении - воспитании является тщательная подготовка учебного материала к изучению и восприятию детей и ориентирование педагога на пополнение и расширение субъектного опыта младших школьников таким содержанием, которое предусматривает их способность к образовательному самодвижению. Снять противостояние культуросообразности (условия соблюдения высокого уровня подготовки выпускника) и природосообразности (условия гармоничного развития ребёнка как природного начала) можно в условиях природосообразного развития с претворением культуротворческой функции детства. Решение задачи по согласованию цели образования и методов обращает внимание исследователя на оригами как варианта развития ребёнка в учебно-воспитательном процессе школы. Природу творческой деятельности рассматривали М.М.Бахтин, В.С.Библер, И. А. Герасимова, Э.В.Ильенков, Б.М.Кедров, A. М.Коршунов, Д.С. Лихачёв, М.К.Мамардашвили, Ф.Т.Михайлов,
B. С.Швырёв, А.Т.Шумилин. Психолого-педагогические особенности творческой деятельности рассматривались в работах В.И.Андреева, А.Г.Асмолова, О.Ю.Богданова, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лука, А.Маслоу, Р.С.Немова, Н.Д.Никандрова, С.Л.Рубинштейна, А.К.Сухотина, Д.И. Фельдштейна. Проблемы оптимизации образовательных процессов и систем рассматривались Ю.К.Бабанским, А.М.Моисеевым, М.М.Поташником. Проблематика формирования познавательной, творческой и других видов активности младших школьников в последние годы раскрыта в диссертационных исследованиях М.В.Гринёва, Т.П.Зайченко, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой. Оригами как средство обучения и воспитания школьников рассматривается в исследованиях С.Ю.Афонькина, Е.Л.Кабачинской, М.М.Литвинова, С.В.Опаричевой, Г.А.Соколовой.
Несмотря на разработку отдельных сторон проблемы, педагогический аспект формирования творческих способностей у учащихся начальной школы, связанный с подбором средств и методов оптимизации учебно- воспитательного процесса, еще недостаточно изучен.
Из этого вытекает проблема исследования: поиск путей снятия
противоречия между потребностью в развитии творческих способностей ребенка и дефицитом нужной для этого среды и отсутствием необходимых для этого педагогических условий. Исходя из проблемы вытекает тема исследования «Развитие творческих способностей младших школьников средствами оригами на занятиях ИЗО».
Цель исследования: выявить педагогические условия, пути применения оригами для развития творческих способностей ребенка в процессе обучения и воспитания.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей ребенка.
Предмет исследования: пути использования оригами в целях формирования творческих способностей ребёнка как ведущего фактора развития.
Гипотеза исследования: эффективность процесса обучения детей в младшей школе повышается, если:
в образовательном процессе максимально учитываются возрастные особенности развития младших школьников;
педагогом ведется постоянный поиск новых, инновационных приемов, форм, методов организации творческой деятельности, в том числе на занятиях изобразительным искусством;
- создаются педагогические условия для развития креативного, творческого мышления у младших школьников;
создаются педагогические ситуации, вскрывающие с помощью освоения искусства оригами интеллектуальных, познавательных ресурсов обучающихся детей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ источников развития и состояния теории и практики применительно к развитию ребенка в начальной школе, осуществить педагогический анализ использования оригами в учебном процессе.
2. Выявить основания, средства и педагогические условия использования оригами для развития детей с учетом их возрастных особенностей.
3. Описать функции, спроектировать технологию, создать методические рекомендации по развитию ребенка средствами оригами, экспериментально апробировать их в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
4. Обосновать целесообразность применения оригами, включая проверку эффективности, в целях оптимизации обучения и воспитания в младшей школе.
Новизна, теоретическая и практическая значимость проблемы развития творческой активности младших школьников, а также малочисленность научных публикаций, дающих целостное представление об оригами как дидактическом средстве, способствующем развитию творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительным искусством, определили тему настоящего исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников средствами оригами на занятиях ИЗО».
Основные научные результаты, их научная новизна:
1. Рассмотрен процесс развития ребенка в творческой среде оригами, целостного подхода к повышению уровня творческих способностей;
2. Выявлены пути реализации развивающей функции оригами:
создание специальной образовательной среды (персонификация детьми, повышение приоритетности новообразования перед функцией, полнота "проживания");
активизация периферийных процессов сознания;
применение оригами в становлении методики обучения изобразительному искусству.
3. Развитие в среде оригами определено как способствующее развитию детей и их творческих способностей средствами:
многостороннего образа, усиленного функциями сенсомоторной системы, активизирующего субъекта творчества;
объективации в практике намерений, подкреплённых трудовыми усилиями;
повышения функции диалога;
установления соответствия обретаемого субъектного опыта узловым характеристикам творческого развития ребёнка - наличия опоры в развитии на принципы самодвижения и симметрии, на согласованное действие основных линий развития, формирование познавательной доминанты.
Практическая значимость исследования:
1. Разработано учебно-методическое пособия по различным аспектам использования оригами в работе с детьми младшего школьного возраста с целью развития их творческих способностей.
2. Результаты исследования могут использоваться в работе учителей начальных классов, учителей ИЗО и технологии, при обучении будущих педагогов в вузах, а также в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Данное исследование нацелено на разрешение ряда противоречий между различными парами явлений педагогической теории и практики:
-целесообразностью применения оригами в качестве средства развития младших школьников и недостаточно раскрытыми основаниями его применения;
- чрезмерной вербализацией практики, подавляющей развитие ребёнка, особенно в младшем возрасте, и мало востребованными развивающими возможностями знаковых средств;
потребностями общества, личности в развитии творческого начала личности и ограниченными возможностями для реализации этого заказа;
научной информированностью и развитостью.
Несмотря на разработку отдельных сторон проблемы, педагогический аспект формирования творческих способностей у учащихся начальной школы, связанный с подбором средств и методов оптимизации учебно- воспитательного процесса, еще недостаточно изучен.
Этапы исследования:
1 этап: исследовательский, аналитический. В ходе данного этапе была выбрана тема исследования, составлен план, были изучены литературные источники, научные труды по обозначенной проблеме, произведен анализ психолого-педагогической, методической и другой литературы по изучаемой проблеме, сформулированы основные положения диссертационного исследования, произведено осмысление полученной информации и выдвижение рабочей гипотезы, выбраны методы и методики исследования
2 этап: Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы исследования. Апробация полученных результатов в ходе осуществления экспериментальной работы. В ходе данного этапа экспериментальным путем была подтверждена гипотеза исследования. Произведен анализ и обобщение полученных результатов эксперимента.
3 этап: обобщающий. Обобщены основные теоретические положения диссертационного исследования. Систематизация материала, написание и оформление магистерской диссертации.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Апробация теоретических выводов исследования была проведена на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр внешкольной работы" Приволжского района г. Казани, где автор исследования ведет занятия в системе дополнительного образования по художественно-техническому направлению и преподает начальное технические моделирование. В ходе эксперимента, который проводился с младшими школьниками, учащимися 1-4 классов, которые посещают Центр внешкольной работы на занятиях по начальному техническому моделированию были проведены учебные занятия по освоению оригами, в ходе которых ученики последовательно освоили базовые принципы оригами, показав высокий уровень интереса. В ходе промежуточной и итоговой диагностики, которая проводилась в экспериментальной группе, учащиеся по окончании обучения основам оригами, показали высокие изменения, рост и высокие результаты по таким показателям как: наличие конструктивного мышления, объемно-пространственное восприятие, определение и узнавание сложной геометрической формы.
Методологической основой исследования явились:
- основные теоретические положения по проблеме развития мышления ребёнка А.В. Запорожец, А.З. Зак, А.В. Захарова, А.М. Матюшкин, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина и др.);
- система факторов развития мысли (история и философия науки) - (Платон, В. Гейзенберг, А. Пуанкаре, В.И. Вернадский, Э. Фромм и др.);
- основные направления развития содержания образования (А.В. Петровский, Б.М. Бим-Бад, В.С. Леднев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др);
- основы технологий обучения (Н.А. Алексеев, В.П. Беспалько, И.С. Якиманская и др.);
отечественная психология мышления (И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
-целостный подход к человеку (В.С. Соловьев, Э. Фромм, В.С. Ильин и др-);
- динамика эволюционных процессов (Т.Я. Дубнищева, Г. Хакен и др.);
- единства, системности, развития (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, Я.А. Пономарев, В.Я. Синенко и др.);
- дополнительности (Н. Бор, В.С. Библер);
- единства сознания и деятельности, внутренней и внешней деятельности (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко); - когнитивного структурного опосредования развития (Д.Б. Богоявленская); положения о диалогичности общения (М.М. Бахтин, В.С. Библер), о динамике мыслительных процессов (П.Н. Зинченко, В.П. Зинченко, М.В. Осорина, М.А. Холодная и др.);
теория установки (А.Г. Асмолов, Д.Н. Узнадзе и др.); акмеологический подход к развитию (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др);
- методологические принципы рефлексивного мышления (Н.Г. Алексеев,
В. В. Давыдов, И.С. Ладенко, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов).
Методы и методики, используемые на каждом его этапе:
В процессе проводимого исследования применялись общенаучные методы исследования (индукция, дедукция, анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование, сравнение, экстраполяция и др.), т.е такие как: методы эмпирического уровня исследования (наблюдение, описание, эксперимент, метод экспертных оценок), методы теоретического уровня исследования (моделирование, классификация, деятельностный. Системный, структурнофункциональный и др.), количественные (контент-анализ, статистика) и качественные методы научного исследования (наблюдение, эксперимент), специальные (частнонаучные) методы исследования в области библиотечно- информационной и документационной деятельности.
Основные выводы исследования:
1. Эффективность процесса развития творческих способностей ребёнка средствами оригами повышается, если учитываются возрастные особенности его развития;
2. результативность творческой деятельности зависит от максимально продуманной педагогической системы и набора форм, приемов, методов, в т.ч и выбора видов деятельности, а также наличия определенных педагогических условий, способствующих этому;
3. развитие посредством оригами берёт начало от индивидуальности ребёнка, мотивируется и побуждается педагогом;
4. проектирование учебного процесса по освоению оригами младшими школьниками строится на основе технологичности мышления.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечены опорой на методологию синергетики, комплексом методик, адекватных целям и задачам исследования, использованием качественных и количественных методов анализа результатов, статистической значимостью экспериментальных данных.
Апробация исследования - одно из условий состоятельности и достоверности полученных в ходе нашего исследования результатов. Апробация осуществлялась в форме публичных докладов и выступлений, а также публикаций: на III международной научно-практической конференции «Сохранение художественно-исторической среды современного города, как духовного фактора культуры, проходившего в рамк международной научно- практическом форуме «Сохранение и развитие родного языка в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы, г. Казань, 11-14 октября 2018 г. сделан доклад на тему «Оригами как средство развития креативного мышления младших школьников»; на XIV международной научно-практической конференции молодых ученых, преподавателей и студентов «Проектирование и исследования в сфере дизайн-образования», г.Набережные Челны выступление с докладом «Использование игровых приемов на занятиях оригами» (Проектирование и исследования в сфере дизайн-образования. Сборник статей XIV международной научно- практической конференции молодых ученых, преподавателей и студентов, - Набережные Челны, РИО КИИД. 2019,- 234 с.).
Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, приложения, списка литературы, глоссария. Во введении обоснована актуальность темы, изложены основные положения (объект, предмет, цель, проблема, задачи, гипотеза) и результаты исследования.
Первая глава «Теоретико-методологические основы развития творческих способностей младших школьников» посвящена возрастным особенностям развития младших школьников, основным аспектам процесса развития творческих способностей на занятиях ИЗО, путей развития творческих способностей в процессе освоения оригами, а также философским, историко-методологическим, культурологическим, естественнонаучным, психолого-акмеологическим аспектам изучения проблемы развития (анализу содержания структур мышления, понятий, возможностей развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей) и применению оригами в целях развития творческих способностей ребенка.
Глава вторая «Педагогические условия использования оригами в учебно- воспитательном процессе» обобщает теоретические и практические наработки автора, которые можно рассматривать как комплекс методологических, методических и дидактических условий для моделирования рефлексивной развивающей среды. Одно из противоречий современного положения оригами - рассогласование потенциальных возможностей применения оригами в процессе обучения и их востребования. Педагогические возможности оригами изучены недостаточно, практически отсутствуют научные публикации по оригами. Реальная постановка задач развития требует исследования педагогических условий для реализации возможностей оригами в целях развития ребёнка.
Технологическая разработка процесса развития опирается на изложенную в первой главе модель формирования мысли, выявленные генеральные линии развития, выводы первой главы. В главе обсуждаются результаты экспериментального исследования эффективности использования оригами в учебно-воспитательном процессе. Приложение содержит наработки по применению оригами в предметных методиках, конкретизирует ряд технологических моментов второй главы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из основных направлений модернизации образования в Российской Федерации является повышение его качества и эффективности. В Концепции образования, утвержденной правительством в 2001 году на » период до 2010 года, подчеркнута необходимость повышения качества среднего образования, усиления его направленности на формирование интеллекта, совершенствования опыта коммуникативной, практической и творческой деятельности. Ведущим направлением модернизации образовательной системы является планомерный отход от репродуктивного стиля обучения к новой образовательной парадигме, обеспечивающей формирование познавательной активности, самостоятельности, творческого отношения к овладению знаниями.
Творчество как форма деятельности человека или коллектива, направленная на создание качественно нового, никогда не существовавшего, в современной дидактике рассматривается как процесс, в котором получает реализацию внутренний побудительный мотив деятельности. Данная точка зрения предполагает, что его главным моментом является не столько вещный результат, сколько совершенствование способностей личности.
Таким образом, стимулом к творческой деятельности служит стремление личности к созданию нового, оригинального. Возникшую проблемную ситуацию невозможно разрешить традиционными способами, поэтому для достижения намеченной цели личность готова к поиску I нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлекает неявно связанные элементы, устанавливает между ними новые виды I взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности является гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, однако, степень их развитости напрямую зависит от создания благоприятных условий к формированию творческой активности в детском возрасте.
Исходя из общепринятой теории о возможности раннего формирования творческих качеств личности ребенка в окружающей среде различными средствами во время педагогически управляемой регулируемой деятельности, отечественные ученые-педагоги достаточно внимательно относятся к поиску средств, методов, технологий обучения, способствующих формированию творческой активности школьников.
Формирование опыта творческой деятельности является одним из ведущих компонентов содержания образования, призванного обеспечить готовность школьников к творческому, преобразованию действительности путем самостоятельного поиска решений. Вместе с тем, практика показывает, при традиционных формах обучения учащиеся, приобретая и усваивая в учебном процессе информацию, становятся способными воспроизвести указанные ему способы решения проблем, однако не принимают участия в творческом поиске пути решения задач. Механическое усвоение знаний, умений и навыков не дает возможности практической их реализации в повседневной активности.
В современной дидактике существует несколько теоретических подходов к проектированию нового содержания образования. Ведущее место занимает системно-мыследеятельностный подход, реализация которого в практике начальной средней школы может проходить путем включения в учебный план метапредметов, интегрирующих в своем содержании знания об окружающем мире и их практическом применении в повседневной деятельности. Одним из таких метапредметов является оригами — искусство бумажного моделирования.
Концептуальные подходы формирования творческой активности у младших школьников изложены в трудах Л.В.Занкова, Ш.А.Амонашвили, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, И.П.Волкова. Особого внимания заслуживает модель эффективного сочетания базовой программы и практики творческой деятельности, предложенная И.П.Волковым.
Теоретические и прикладные аспекты формирования творческой активности младших школьников обосновываются данными психологических исследований Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Рассматривая психологические особенности творчества в детском возрасте, ученые отмечают, формирование психологической потребности в творческом самовыражении личности имеет особое значение, поскольку оно дает возможность обоснования путей и способов развития творческого потенциала ребенка с целью их закрепления как устойчивой характеристики деятельности и поведения.
В ходе исследования нами установлено, что сензитивным для формирования творческой личности является младший школьный возраст. Таким образом, начало систематического обучения может стать началом целенаправленного развития творческого потенциала учащихся. В ходе учебного процесса у детей идет целенаправленное усвоение способов деятельности, в том числе и творческих, требующих формирования личностной активности, предполагающих нахождение не только проверенных чужим опытом, но и нестандартных собственных решений предложенных задач. Активное и успешное осуществление учебной деятельности приводит к перестройке психических процессов, развитию познавательных интересов, раскрытию интеллектуального и физического потенциалов школьников, к позитивным изменениям в личности ребенка.
Вместе с тем, существуют противоречия между резервом имеющихся теоретических и методических возможностей и недостаточностью использования этих возможностей как средств активизации и эффективности развития творческого потенциала младших школьников.
В ходе исследования нами установлено, что формирование творческой активности личности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов).
Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, а создание дидактических и
психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне творческой активности.
Одним из способов активизации творческого потенциала младших школьников является оригами — искусство складывания фигурок из бумаги. Анализ историко-педагогических исследований свидетельствует о том, что на протяжении длительного времени оригами используется во всем мире как средство обучения и воспитания. Доступность, демократичность,
эстетичность, наглядность оригами делает этот вид искусства замечательным дидактическим средством, активно применяемым в практике общеобразовательной школы.
Анализ учебно-методической литературы показывает, что за последнее время созданы учебники и методические разработки, направленные на популяризацию оригами и широкое использование в системе, как основного, так и дополнительного образования.
Актуальность использования оригами в учебном процессе обусловливается возможностью этого воспитательного средства оказывать положительное воздействие на повышение и стабилизацию психоэмоционального состояния ребенка: переход от игровой (дошкольное детство.) к учебной ведущей деятельности в младшей школе проходит менее болезненно, если учитель использует игровые технологии, способствующие интериоризации и социализации учащихся 1-4 классов.
Интерес, возникающий в процессе работы в технике оригами, быстрота выполнения, видимость и осознанность ребенком конечного результата способствует выработке таких качеств личности как усидчивость, целеустремленность. В ходе коллективной работы у детей формируются партнерские взаимоотношения, коммуникативные способности. Таким
образом, оригами становится не только средством активизация творческого потенциала, но и может использоваться на уроках по развитию речи, иностранного языка, чтения как наглядное пособие, макет, игрушка. Использование оригами на уроках математики в начальной школе способствует формированию • пространственного восприятия и пространственного мышления.
Формирование творческого опыта требует создания специальной педагогической ситуации, моделирующей условия, направленные выработку познавательного интереса. Этот процесс достигает полноты и эффективности тогда, когда не только обогащает детей знаниями, умениями и навыками, но и обеспечивает их развитие, социальную активность, реальное участие в общественной практике. В этой связи дидактическая работа в технике оригами должна проводиться с учетом дидактических принципов, включающих последовательность, доступность, систематичность.
Изучение техники оригами в начальной школе должно происходить в тесном взаимодействии с остальными школьными предметами. Достижению этой цели способствует знакомство с элементарными геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция) и понятиями (сторона, угол, вершина угла, ось симметрии, диагональ, высота, биссектриса), использование оригами в качестве иллюстрации на уроках чтения, природоведения, иностранного языка. Изучение оригами в школе способствует формированию таких качеств как усидчивость, аккуратность, умение слушать объяснения учителя и запоминать последовательность, концентрировать внимание. Достижению дидактических целей способствует формирование устойчивого интереса, который будет стимулировать поисковую деятельность, развивать любознательность, желание экспериментировать, желание выражать себя в творчестве. Этому в большей степени способствует использование таких дидактических методов как приучение, упражнение, игра.
Использование оригами в учебном процессе требует от учителя готовности к инновационной деятельности. Формирование готовности преподавателей использовать оригами в учебно-воспитательном процессе начальной школы должно происходить по трем основным направлениям: пропагандистская работа, направленная на ознакомление учителей начальной школы с преимуществами оригами как дидактического средства, развитие надпредметной и предметной компетентности.
Осуществление подготовки учителей оригами может происходить в рамках федерального компонента государственного стандарта образования, на курсах повышения квалификации, спецкурсах и спецсеминарах, в ходе обучения по программам дополнительного профессионального образования.
В процессе исследования нами была проведена объективная научная оценка влияния занятий оригами на формирование и развитие творческих способностей младших школьников. В ходе опытно-экспериментальной работы нами было доказано, что оригами является дидактическим средством, оказывающим действенное воздействие на становление познавательного интереса и мотивации учения детей, вместе с тем у школьников, занимающихся по разработанной нами программе «Бумажное моделирование» за счет концентрации и устойчивости внимание улучшилась целостность и структурность восприятия образа, интенсифицировалось развитие пространственного и креативного мышления, произошло улучшение зрительной и кинестетической памяти.
Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что занятия оригами оказывают позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков младших школьников, способствуют формированию умения личностного взаимодействия учащихся и их родителей.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена. Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на полноту изучения рассматриваемой проблемы. На наш взгляд, для современной педагогики и практики воспитания представляется важным дальнейшее углубленное изучение оригами как средства межкультурной коммуникации, а также требует дальнейшей разработки и детального рассмотрения проблема использования оригами в организации работы с родителями.


1) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: "Проспект", 1997. - 568с.
2) Ахметптина Э.Г. Системная диагностика уровня развития художественной культуры личности ребенка/Э.Г. Ахметшина//Филология и культура. Philology and Culture.-2018.-№51,- 247с.
3) Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев] ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика,
1989. - 558, [2] с. : табл., 1 л. портр. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР). - Библиогр.: в конце гл.; Список оси. науч. тр. Ю. К. Бабанского., 555с.
4) Бархаев Б.П. Новые аргументы в педагогических технологиях/Школьные технологии. 2017. №4,- 86 с.
5) Белим С.Н. Задачи по геометрии, решаемые методами оригами— М.:АКИМ, 1998.-63с. '
6) Беспалов Б.И. Действие (психологические механизмы визуального мышления): М.: МГУ, 1984.—192с.
7) Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. — 2007. — №2,- С. 14-20.
8) Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе. -1982. -№2 - С.40-43.
9) Болтянский В.Г. Педагог и популяризатор науки // Математика в школе. - 2010. - №1. — С.62—63.
10) Бондаревская Е.В. Еуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. —1997. — №4,- С. 11-17.
11) Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов- М.: Смысл, 1998 - 685с.
12) Волкова В.И. Задания развивающего характера в новом едином учебнике "Математика"// Нач. школа. - 1997. - № 9.-С. 68-74.
13) Гладкий А.В. Язык, математика и лингвистика // Математика в школе. - 1994. -№1.-С. 2-9.
14) Григорьева И.С. Взгляд на элементарную геометрию с точки зрения высшей // Математика в школе. - 2017. — №5. — С. 61-65.
15) Гузеев В.В. О новых формах организации обучения // Математика в школе. -2018. - № 4,- С.47-49.
16) Долженко Г.И. 100 оригами - Ярославль: Акад. Разв„ 2001. - 224 с.
17) Елисеева Е.В. Причины школьной дезатаптации // Психолого^педагогические проблемы развития личности в современной системе образования — Рязань, 2017.- 167 с.
18) Еманова Ю.Е., Яо М.К. Традиционная школа и творческая индивидуальность как педагогическая дилемма[Текст]/Ю.Е. Еманова, М.К. Яо //материалы Международной научно-практической конференции «Эффективность педагогического образования: инновационные подходы» в рамках II Международного форума по педагогическому образованию (Казань 19-21 мая, КФУ).- Казань, 2016,- С. 247-248.
19) Жинеренко И.К., Мальцева О.В. Наглядность на уроках геометрии (7^9-е классы) — Омск: ОмЕУ, 1995. — 106 с.
20) Захарова А.В. Общая характеристика младшего школьного возраста как особого периода развития ребенка // Психолого-педагогические особенности развития личности мл. школьника — Пенза, 2013 — С.З—12.
21) Зинченко П.Н. Непроизвольное запоминание — М., 1961.-561 с.
22) Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии. —2015. - №1. - С. 18-26.
23) Ильин В.С. Целостный подход к формированию личности // Теоретикометодологические основы формирования личности школьника и студента- Волгоград: ВГПИ, 2016.-С.3-18.
24) Ильин Г. Современное образование в зеркале трех революций // Alma mater. 2017.-№1,- С. 11-13.
25) Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии, 2012. -№1-2. - С.14-21.
26) Кадыйрова Л.Х. Психолого-педагогическая специфика урока изобразительного искусства. - Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 1000-летию Казани. Вып.5/Под ред. З.Г.Нигматова, Р.Ш. Маликова. - Казань: Тат.кн.изд-во, 2005,- 343 с. - с. 192-193
27) Каплунович И .Я. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике — Новгород, 1996. — 100с.
28) Карамова К.Х. Единство системы ДОУ -ШКОЛА - ВУЗ - основа профессиональной подготовки специалиста// Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы преемственности и взаимосвязи довузовского и послевузовского художественно-проектного образования в условиях информационного общества». - Набережные Челны: НИСПТР, 2011 г. С. 59-64
29) Кашапов М.М. Психология педагогического мышления — Спб: Алетейя, 2000. - 463 с.
Под общей ред. В.С. Кукушина. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/. 2004, 342 с.
30) Комацу Мацуо. Многообразие геометрии—М.: Знание, 2001,- 208с.
31) Концепция математического образования // Пед-ка. —2000. -№2— С. 13-18.
32) Корчак Я. Как любить ребенка — М., 1990. — 493 с.
33) Косопова Н.В. и др. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста-Архангельск: ПТУ, 2015.-159 с.
34) Краевский В.В. Содержание образования — бег на месте // Педагогика. -2013. -№7,—С.3-12.
35) Крупник С.А. Методологические подходы к предмету педагогики // Педагогика. —2000. —№1.— С.21-26.
36) Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников — М.-Воронеж, 2016. - 411 с.
37) Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм - М.:МГУ, 2014. - 136с.
38) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981,324 с.
39) Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. - 2012. — .№10. - С. 13— 19.
40) Матюшкин А.М., Аверина И.С., Развитие творческой активности школьников - М. Педагогика, 1991. 160 с.
41) Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - 133 с.;
42) Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: Линка-Пресс, 1997, 211 с.
43) Маркова А.К. Закономерности возрастного развития // Советская педагогика. — 2018. - № 9. — С. 49-56.
44) Минсабирова, В.Н. Кадыйрова Л.Х. Изобразительное искусство. 3 класс: метод.пособие для учителей образоват. орг. нач. общ. образования /В.Н.Минсабирова, Л.Х.Кадыйрова. - Казань: Татар.кн.изд-во,2014. - 95 с. - (Серия "Поликультурная образовательная модель")
45) Мищенко А.С., Понтрягин Л.С. О некоторых принципах преподавания математики в школе // Матем. в школе. — 2012. - №2.— 236 с.
46) Не прозевайте вундеркинда!// Сост. Т.В. Орлова-К.,1994- 222с.
47) Огерчук Л.М. Технология в начальной школе //Школа и производство. -2008. -№ 2,- С. 10—13.
48) Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии, 2007. - С. 16-26.
49) Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся //Вопр. психологии, 2012.№1-2.-С.52-59.
50) Педагогика. Уч. Пособие / Под ред. П.И. Пидкасистова-М., 1996.-602с.
51) Полонский В.М. Методы анализа и прогноза педагогической науки // Педагогика. 2015. №5.-С. 18-24.
52) Пономарев Я.А. Психологическое и физиологическое в системе комплексного исследования//Системный подход к психофизиологической проблеме-М.: Наука, 2017,- 145 с.
53) Пономарев Я.А. Психология творчества//Тенденции развития психологической науки- Н.: Наука, 2015.-С. 21-34.
54) Психологический словарь/под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова— М.: Педагогика-Пресс, 1999.-440с.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976, 350 с.
55) Рейтман У. Познание и мышление- М.,1968.-400с.
56) Розов М.Х. Академик А.Н. Колмогоров и проблема изучения индивидуальных особенностей психологии творчества//Математика в школе. 1991. №2.
57) Розов М.Х. Вечные вопросы о школьном курсе математики. Чему учить? Как преподавать?//Математика в школе. 1999.№ 6.
58) Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения
педагогов//Вопросы психологии.2010.№1.-С. 142-149.
59) Саранцев Г.И. Методология предметных методик обучения // Педагогика.2000.№8.-С. 16-23.
60) Сержантова Т. Оригами для всей семьи - М.,2001,- 192с.
61) Синенко. В. Я. Востребованность знаний как важнейшее условие осознанного учения [Текст] / В.Я. Синенко // Дидакт. - 1998. - N 2. - 234 с.
62) Соколова Г.А. Перспективные подходы к процессу формирования познавательной активности ребёнка в развивающей среде с применением оригами. Проблемы и перспективы эффективного обновления образовательных систем. Межрег. сб. научных трудов. Новосибирск: НИПКиПРО, 2013. - 216 с.
63) Соколова Г.А. Посредническая функция оригами в процессе обучения и воспитания ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста// Ори^гами в уч. процессе: Матер. VI Сибир. конф. Омск: ОмГУ, 2013. - С. 16-
19.
64) Шубников А.В. Симметрия и антисимметрия конечных фигур- М.: Изд- во АН СССР, 1951-172с.
65) Шумакова Н.Б., др. Исследование одаренности с использованием тестов П.Торренса//Вопр. психологии. 2012.№1-С.27-32.
66) Щукин Е.Д. Реформа школы и педагогическая наука//Советская педагогика. 1985. №2. - С. 8-13.
67) Эрдниев Б.П. О технологии творческого обучения математике // Математика в школе. 2010. №6. - С. 15-18.
68) Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. - 96 с.
69) Якимчук П.Р. Творчество. Деятельность. - 2011. - 324 с.
70) Ячинок С.О. Инновационное мышление. -1996. - 143 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ