Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы развития внимания у младших школьников в процессе игры
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «внимание», его
виды и компоненты 9
1.2. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте 15
1.3. Игра как средство развития внимания у детей в младшем школьном
возрасте 21
Выводы по I главе 28
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса развития внимания у младших школьников в процессе игры
2.1. Исследование уровня развития внимания у младших школьников .„.32
2.2. Реализация программы развития внимания у младших школьников в
процессе игры 41
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа эксперимента..47
Выводы по II главе 58
Заключение 61
Список литературы 66
Приложения 71
Актуальность исследования. Изучением проблемы развития внимания занимались и занимаются многие психологи, и данная проблема по сей день является актуальной. Эта проблема интересует многих учителей, воспитателей, педагогов, родителей и психологов и вызывает у них беспокойство. Многие родители и учителя жалуются на невнимательность детей, рассеянность, плохую сосредоточенность на уроках, большой уровень отвлекаемости.
На сегодняшний день в школах растет количество детей с низким уровнем интеллектуального развития, которые потеряли интерес к учебе, у таких детей, как правило, низкий уровень объема, концентрации и сосредоточенности внимания. Увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания, и поэтому развитие внимания нужно начинать с младших классов, так как это будет играть значимую роль в их дальнейшем успешном обучении.
С.Л. Рубинштейн трактует понятие «внимание» как избирательную направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность на познавательную деятельность, который направлен на объект [7, с. 382].
Многие психологи изучают внимание в образовательном процессе, на всех этапах учебной деятельности важна направленность ученика на определенные нужные явления и предметы, и его сосредоточенность. Во многих случаях школьники не понимают учебный материал из-за того, что у них недостаточно развита внимательность. Такие дети часто допускают ошибки и в простых заданиях, не понимают учебный материал, легко отвлекаются на посторонние действия, не могут выучить короткий стишок и так далее. Многие родители считают, что у их детей просто нет
Игра является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте и преподавателю необходимо учитывать потенциал игры в развитии внимания у младших школьников. Он должен оказывать прямое и косвенное влияние на проведение игры, на характер игры. Игровая деятельность проходит непринужденно, свободно, и в игре школьник проявляет такие черты личности, которых невозможно увидеть за учебной деятельностью [18, с. 45]. Через игровую деятельность учитель может изучить особенности младших школьников, увидеть те качества, которые мешают ученику правильно развиваться, скорректировать их и вовремя предотвратить, например, плохие привычки.
Учитель в своей работе может подобрать различные игры, при этом нужно учитывать возраст и особенности детей, игры могут быть направлены на улучшение объема, концентрации, сосредоточенности, переключаемости, распределения внимания и так далее. С помощью игр можно развивать произвольное и непроизвольное внимание.
Многие исследователи, такие как: Д.Б. Эльконин [40], П.Я. Гальперин [6], В.Л. Данилова [8], А.В. Запорожец [11] ставили перед собой вопрос о сущности и природе игры в младшем школьном возрасте.
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. М.И. Лисина [21], Д.Б. Эльконин [40], Ж. Пиаже [33] исследовали влияние игры на умственные процессы в младшем школьном возрасте.
По мнению Л.С. Выготского игровая деятельность и учебные занятия - это два русла по которым протекает учебная деятельность, и несмотря на то, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, в младшем школьном возрасте она не теряет свое значение [3, с.187].
Значимыми в изучении роли внимания являются труды отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского [3], П.Я.
Гальперина [5], А.Н. Леонтьева [15], Н.А. Менчинской [19], Т. Рибо [28],
С.Л. Рубинштейн [29], К.Д. Ушинского [37], Д.Б. Эльконина [40] и других.
Многие исследователи (В.А. Крутецкий [13], А.А. Люблинская [23],
Е.А. Панько [31] и др.) отмечают, что внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью и легкой отвлекаемостью.
Изучению возрастных особенностей отдельных свойств внимания у младших школьников посвящены работы Ю.А. Афонькиной [4], Р.С. Немова [22], Е.О. Смирновой [36], Л.Ф. Тихомировой [39], Г.А. Урунтаевой [42] и других.
Из всего вышесказанного следует, что существуют противоречия между потребностями педагогической практики в действенном инструментарии развития внимания младших школьников и недостаточным внедрением в практику программ, включающих игру как средство развития внимания детей младшего школьного возраста.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития внимания у детей младшего школьного возраста с использованием потенциала игры?
Из всего выше сказанного очевидна актуальность разрабатываемой темы: «Развитие внимания у младших школьников в процессе игры».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов развития внимания у детей младшего школьного возраста с использованием потенциала игры.
Объект: процесс развития внимания у младших школьников.
Предмет: содержание, формы и методы развития внимания у детей младшего школьного возраста с использованием потенциала игры.
Гипотеза исследования: процесс развития внимания в младшем школьном возрасте будет эффективным если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «внимание»;
- учитывать особенности развития внимания в младшем школьном возрасте;
- опираться на потенциал игры как средства развития внимания младших школьников;
- разработать и реализовать игровую программу развития внимания у детей младшего школьного возраста «Школа внимания».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «внимание», его виды и компоненты.
2. Раскрыть особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть потенциал игры как средства развития внимания младших школьников.
4. В опытно - экспериментальной работе проверить игровую программу развития внимания младшего школьника.
Методологическую основу данного исследования составили:
Концепции по изучению особенностей развития внимания, его свойств Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Леонтьева, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна и др.; изучению возрастных особенностей отдельных свойств внимания у младших школьников Ю.А. Афонькиной, И.В. Дубровина, Р.С. Немова, Е.О. Смирновой, Л.Ф. Тихомировой, Г.А. Урунтаевой и другие.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, классификация);
- эмпирические (наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, диагностическое тестирование, с использованием таких методик как: «Запомни и расставь точки», модифицированная методика Шульте, «Расстановка чисел» и методика П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой «Проба на внимание»);
- методы статистической и математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой стала: МБОУ «Гимназия
№14» Авиастроительного района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа «Школа внимания» по развитию внимания у детей младшего школьного возраста, в основу, которой легли выявленные нами методы и формы педагогического воздействия.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации содержания, форм и методов развития внимания у детей младшего школьного возраста с использованием потенциала игры
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная игровая программа «Школа внимания» по развитию внимания может использоваться в практике образовательных учреждений начального образования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 3 параграфа, заключения, библиографии и приложений.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект, познавательную деятельность.
Внимание бывает сенсорным, моторным, произвольным и непроизвольным, интеллектуальным.
Свойства внимания:
- объем внимания, который измеряется в количестве объектов, на которые человек может направить свое внимание на долю секунды;
- распределение внимания - это способность личности удерживать свое внимание на определенном количестве разнородных объектов;
- устойчивость внимания заключается в длительном удерживании внимания на одном объекте;
- переключаемость внимания означает скорость перехода направления внимания от одного объекта к другому;
- концентрация внимания предполагает собой удержание внимания на каком-либо объекте длительное время и отстранение от других внешних не имеющих значения внешних факторов;
- сосредоточенность - это направленность внимания на определенный объект для получения какой-либо информации.
2. Внимание у школьника развивается постепенно и в определенный момент становится особенностью личности. Данная особенность перерастает в свойство, которое и определяется как внимательность. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит одно из главных событий - поступление в школу. Этот период характеризуется интенсивным развитием и преобразованием умственных процессов, дети начинают овладевать психическими процессами, становятся осознанными и произвольными, начинают учиться управлять
памятью, мышлением, вниманием. Качества внимания формируются в учебной деятельности, а до этого они формировались лишь частично.
Б.Д. Эльконин считает, что, начав учебный год, ребенок переходит на новый уровень, вступает в систему новых взаимоотношений. У младшего школьника появляются новые обязанности, правила и требования, которые связаны с учебной деятельностью. Детей начинают обучать с начальных классов, младшим школьникам характерны некоторые физиологические особенности, а именно: заканчивается
окостенение черепа головы; оформляются черепные швы; скелет ребенка продолжает расти и меняться;
закрываются роднички; позвоночник, окостенение конечностей и рост тазовых костей ускоряется.
Отличительной чертой является интенсивный рост мускулатуры и рост мышечной силы у младших школьников. Нервная деятельность у детей в этом возрасте начинает совершенствоваться.
Г оловной мозг ребенка не только растет по объему и в массе, но и меняются структуры связи между нейронами.
Внимание у школьника развивается постепенно и в определенный момент становится особенностью личности. Данная особенность перерастает в свойство, которое и определяется как внимательность.
Для успешного развития внимания, учителю необходимо четко, кратно и доступным для детей языком объяснять инструкции и материал.
Важно хорошо организовать и продумать урок, приготовить различные пособия по учебному материалу, устранить отвлекающие предметы, сделать записи на доске и подобрать различные виды и формы работы, которые подходят именно этому классу. Разнообразить учебный процесс различными играми и упражнениями: дидактические, ролевые, которые укрепят внимание детей
Необходимо бережно относиться к ученику и его вниманию, не делать громкие замечания, не ходить по классу, делать пояснения вовремя, не заниматься другими делами при детях, что может отвлечь их внимание.
3. А.Н. Леонтьев в своих работах отмечал, что детская игра — это исторически сложившийся вид деятельности, которая заключается в воспроизведении детьми действия взрослых и их отношения между собой в условной форме. Ребенок в процессе игры более самостоятельный в постановке целей, выбора действий и методов работы. В школьном возрасте нужно использовать игру как средство облегчения и организации учебной деятельности.
Игровая деятельность развивает ребенка как личность, у него формируются навыки общения, умения работать в коллективе, конкурентоспособность, формируются стороны психики, отвечающие за успешность и эффективность учебной и трудовой деятельности.
Ребенок в игре учиться быть самостоятельным, думать, ставить цели и задачи, предвидеть результаты, выбирать методы работы и так далее. Младшие школьники быстро и с легкостью выполняют задания, в которые включены элементы игры, так как они носят веселый характер и привлекают внимание.
Игра в младшем школьном возрасте способствует развитию многих психических функций ребенка, хотя уже к данному возрасту она растеряла свое психологическое значение как желаемая деятельность. Игра развивает воображение, память, внимание, навыки общения и другие функции. Кроме всего этого, игра помогает детям расслабиться, и дети младшего школьного возраста наслаждаются чувством владения многими играми.
4. Для выявления уровня развития внимания младших школьников, мы провели констатирующий эксперимент. Для диагностики мы использовали методики: «Запомни и расставь точки», «Расстановка чисел», «Таблица Шульте» и «Проба на внимание». По его результатам в исследуемой нами группе все показатели внимания (объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость внимания) находятся на низком уровне. Мы выделили уровни развития внимания - низкий, средний и высокий. Проведенное нами исследование показало, что необходима целенаправленная работа по развитию внимания.
Целью формирующего эксперимента стала апробация игры, как средства развития внимания младших школьников. Нами была разработана программа «Школа внимания» по развитию внимания средством игры у детей в младшем школьном возрасте. В формирующем эксперименте мы сделали особый акцент на разработку занятий, включающих игры и упражнения для развития внимания у детей младшего школьного возраста. Целью нашей программы было развитие внимания, его свойств, таких как: объем, концентрация, переключаемость,
распределение, устойчивость.
После проведения вышеуказанной программы, мы еще раз замерили показатели внимания младших школьников.
После эксперимента в уровнях развития внимания произошли существенные изменения. Из полученных результатов исследования объема внимания мы увидели, что после эксперимента уровень объема внимания повысился.
По полученным результатам по методике «Расстановка чисел», можно сделать вывод, что высокий уровень переключаемости внимания изменился в положительную сторону.
В группе испытуемых после исследования сосредоточенности, концентрации и распределения внимания, по-прежнему преобладающим является средний уровень.
После исследования устойчивости внимания мы сделали вывод о том, что после эксперимента высокий уровень устойчивости внимания не изменился, но средний уровень повысился и низкий уровень устойчивости внимания понизился.
В ходе контрольного эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие внимания младших школьников эффективно осуществляется в случае использования различных игр и игровых упражнений, эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка исследований. Использование t-критерия Стьюдента и G-критерия знаков показало, что после эксперимента существуют различия по всем исследуемым показателям внимания.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2009. - 244 с.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. - М: Педагогика, 2011. - 400 с.
3. Божович Л.И. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей: младший школьный возраст / Л.И. Божович. - М.: АПН РСФСР, 2009. - 360 с.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства игр / В.М. Букатов. - М.: Флинта, 2010. - 344 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2012.
- 541с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. - С. 134-231
7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: МГУ, 1999. - 234 с.
8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлов. - М.: Академия, 2012. - 146 с.
9. Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. - М.: Просвещение, 1992. - 233 с.
10. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2014. - 234 с.
11. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию / У. Джеймс.
- М.: Просвещение, 1976. - С. 50-103
12. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии / Н.Ф. Добрынин. - 1975. - № 2. - С. 12-22
13. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / Н.Ф. Добрынин. - М.: МГУ, 1958. - 196 с.
14. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2003. - 235 с.
15. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев. - М.: Флинта, 2007. - 223 с.
16. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии / Е.В. Заика. - 1993. - №2. - С. 21 - 30.
17. Зинченко П.И. Психологические основы педагогики / П.И. Зинчеко. - М.: Варгус, 2006. - 328 с.
18. Иванов К.И. Хрестоматия игровых приемов обучения / К.И. Иванов - М.: Флинта, 2013. - 259 с.
19. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Флинта, - 2009. - 271 с.
20. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М.: Политра, 2009. - 197 с.
21. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Сфера, 2006. - 345 с.
22. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2010. - 332 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность и внимание / А.Н. Леонтьев - М.: Просвещение, 2010. - 183 с.
24. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Флинта, 2008. - 289 с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 583 с.
26. Марцинковская Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.: Форд, 2010. - 547 с.
27. Марюжина Т.М., Ермолаев О.Ю., Мешкова Т.А. Внимание школьников / Т.М. Марюжина, О.Ю. Ермолаева, Т.А. Мешкова. - М.: Варгус, 2013. - 168 с.
28. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская. - М.: Институт Практической Психологии, 2009. - 448 с.
29. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический проект, 2004. - 213 с.
30. Немов Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1996. - 634 с.
31. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие / В.Э. Пахальян. - Спб.: Питер, 2006. - 224 с.
32. Песталоцци И.Г., Каменский Я.А, Локк Д., Руссо Ж.Ж. Педагогическое наследие / И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо. - М.: Просвещение, 1987. - 496 с.
33. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. / П.И. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 439 с.
34. Реана А.А. Психология детства. Практикум. / А.А. Реана. - СПб: Прайм-евро ЗНАК, 2003. - 224 с.
35. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Т. Рибо. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
36. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 427 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 688 с.
38. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для
педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2011. - 245 с.
39. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2010. - 144 с.
40. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский. - М.: Варгус, 1996. - 590 с.
41. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 239 с.
42. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. - М.: Профит,
2007. - 327 с.
43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение, 1995. - 215 с.
44. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1985. -192 с.
45. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2003. - 176 с.
46. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошкина.- 1997. - 224 с.
47. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 275 с.
48. Шмаков С. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. - М.: Новая школа, 2009. - 186 с.
49. Щуркова Н.Е Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н.Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
50. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.: НПО «Модек», 1995. - 416 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Варгус, 2003. - 371 с.