Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нетрадиционные формы обучения

Работа №3691

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86 стр.
Год сдачи2011
Стоимость6900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание

№ п/п Название раздела Стр.
Введение 4
1. Классификация видов, форм и методов обучения 11
1.1 Формы обучения 11
1.2 Виды обучения 20
1.2.1 Традиционное обучение 20
1.2.2 Дистанционное обучение 21
1.2.3 Нетрадиционное обучение 25
1.3 Методы обучения 27
1.3.1 Методы профессионального обучения 27
1.3.2 Методы теоретического обучения 29
1.3.3 Методы производственного обучения 30
1.4 Урок, как основная форма организации педагогического процесса 35
Выводы 40
2. Нетрадиционные формы обучения 41
2.1 Особенности нетрадиционных форм обучения 41
2.2 Неурочные формы организации обучения 43
2.3 Интернет на занятиях 46
2.4 Метод проектов 47
2.5 Видео занятие 49
2.6 Занятие - презентация 50
2.7 Интегрированное занятие 58
2.8 Занятие - эссе 59
2.9 Занятие - экскурсия 60
Выводы 61
3. Особенности нетрадиционных форм обучения в дополнительном профессиональном образовании 62
3.1 Нетрадиционные формы проведения лекций 63
3.2 Проблемная лекция 66
3.3 Лекция - визуализация 71
3.4 Лекция - вдвоём 74
3.5 Лекция с подготовленными ошибками 75
3.6 Лекция - пресс – конференция 77
3.7 Лекция - беседа 79
3.8 Лекция - дискуссия 80
3.9 Лекция с разбором конкретных ситуаций 82
Выводы 83
4. Заключение 83
5. Приложения 87
6. Список используемой литературы 102





Введение
В истории мировой педагогики и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося человечества, общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный материал в этой области.
Во все времена мотивацию и интерес к обучению необходимо было пробуждать у обучаемых. Все отечественное общеобразовательное и профессиональное образование, в том числе в пожарной охране, длительное время, было ориентировано на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела. Это относится и к послереволюционному периоду (20-е годы 20 века), где в системе образования произошел отказ от учебников, учебных дисциплин, и к довоенному и послевоенному времени (30-е – 50-е годы 20 века), где только впервые в учебный процесс стали вводить производственную практику, да и в последующие периоды (вплоть до современного времени) ситуация не на много изменилась, где основная масса училась «из-под палки». Как сказал У. Черчиль: «Я всегда любил учиться, но не любил, когда меня учили» [132].
Образование в обществе того времени было фактически не востребованным, мотивация к учению у слушателей учебных пунктов и центров пожарной охраны и курсантов пожарно-технических учебных заведений была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося к знаниям. Так из стремления заставить обучаемых осваивать учебный материал их аудиторная учебная нагрузка доводилась и в общеобразовательной школе, и в профессиональных учебных заведениях всех уровней, в том числе и в пожарной охране, до 40-50 часов в неделю. А оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась классно-урочная система, которая давно уже во всем мире зовется «обучение в коробке для яиц». Она была чрезвычайно удобна тем, что материал подается малыми дозами. Учащиеся все время находятся под контролем преподавателя (а преподаватель, добавим, под контролем руководящего состава учебного заведения) [132].
Современные социально-экономические условия в Российской Федерации предполагают значительные качественные изменения на всех образовательных уровнях, в том числе в деятельности Государственной противопожарной службы (далее ГПС).
Появление новых технологических процессов, производств и материалов, уникальных зданий и сооружений, объемно-планировочных решений объектов защиты, совершенствование систем автоматической противопожарной защиты, пожарной техники и вооружения, тактики спасения людей и различного имущества при пожарах, требует соответствующего дополнительного обучения сотрудников и работников Государственной противопожарной службы. Наряду с традиционными формами обучения, необходимо использовать и нетрадиционные формы обучения, которые позволят обучаемым адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям в кратчайший срок и с минимальной затратой усилий.
В современных социально-экономических условиях и кадровой политике, в том числе в системе МЧС России, ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста, т.е. при хорошем образовании человек получает более достойную и респектабельную работу. Во главу угла сегодня ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «субъектно - объектные отношения» должна поменяться на позицию «объектно - объектные отношения». Преподаватель должен сориентировать, направить слушателя, создать условия, акцентировать актуальность дисциплины, найти личностно – значимые точки для обучаемого в каждом отдельном предмете. Прочитав вводные и обзорные лекции, преподаватель должен направлять самостоятельную работу обучаемого, время от времени консультировать, оказывать помощь в его самостоятельном движении от незнания к знанию - посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в малых группах и командах и т.д.
Создание условий для развития личности слушателя и качества профессиональной подготовки — ведущая задача переустройства системы профессионального образования, в том числе в системе ГПС. Поиск ориентиров в ее реализации ведется учеными и практиками, что находит отражение в работах С.Я. Батышева [20], В.Ф. Баширина [21], А.П.Беляевой [28, 29], В.П. Беспалько, Б.Н. Боденко, Н.В. Борисовой [33-37], А.А.Вербицкого [46-47], И.А.Зимней [75, 76], B.C. Леднева, A.П. Смятских [37], Г.П. Щедровицкого. В научно-педагогической литературе исследование проблем педагогической эффективности процесса обучения, как и эффективности отдельных его компонентов, нашло отражение в ряде исследований, в монографиях и статьях Г.Н.Александрова [1], М.Н.Андрющенко, В.М. Блинова [31], Ю.К. Бабанского [15-17, 54], В.П.Голова, В.Н.Гореева [1], P.M. Кудаева, В.Б. Стрелкова [1]; созданием обобщенных критериев эффективности занимались Ю.Г. Клюквин, И.А.Мельников, И.Т.Огородников [143], М.Н. Скаткин [119, 167, 168], В.Б.Чакмарян, С.Г.Шаповаленко; рассмотрением проблем взаимосвязи содержания, форм и методов обучения - В.В. Власов [50], Т.В. Поликарпова, Л.Г. Семушина [165, 166], Н.Н.Савина [159]; структуры образовательного процесса - B.C.Безрукова [27, 80], Г.И.Ибрагимов [79, 80], Ю.С.Тюнников [196]; методов организационно-деятельностных игр - А.А.Вербицкий [46, 47], М.Н.Гарумов, Г.А.Китайгородская, B.C. Качерманьян, И.Е.Нелисова; моделирования и проектирования педагогических технологий - М.В.Кларин [89], В.М.Монахов, М.П. Сибирская, Н.Ф. Талызина [183, 184], М.А.Чошанов [208], И.С.Якиманская [218-220]; изучению мотивационной деятельности слушателей были посвящены исследования Б.Г.Ананьева [5, 157], Л.С.Выготского, И.С.Кона, М.А.Леонтьева, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Проблемы профессионального образования раскрываются в трудах А.П. Беляевой [28, 29], В.П. Беспалько, Е.Я. Бутко, Э.Д. Днепрова, В.П.Зинченко, А.И. Лейбовича, А.К. Марковой, A.M. Новикова [129-133], И.П. Смирнова [172, 173], С.А.Михеевой [121], в том числе профессорского состава Академии ГПС МЧС России, таких как М.Д. Безбородько [22-26], Н.Г. Топольский [189-194], Н.Н. Брушлинский [38-40] и др. Как отмечал в своих трудах профессор М.Д. Безбородько [25]: «Образование и воспитание будущего инженера должны включать веру, способность понимания им социальной значимости своего труда, его возможных последствий, а следовательно, и социальной ответственности».
Актуальность исследования. Современные учебные центры Федеральной противопожарной службы (далее УЦ ФПС) - базовое звено дополнительного профессионального образования сотрудников и работников ГПС, в которых в первую очередь осуществляются процессы реформирования образования. Современные учебные центры ФПС должны формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся сотрудников и работников ГПС, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования в системе ГПС.
Одной из целей преобразований признается повышение уровня организации учебного процесса. На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм учебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям.
Решение данных проблем возможно в системе нетрадиционных форм обучения учащихся, объединившей разнообразные формы и методы организации обучения и позволяющей придать новую динамику образовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур в традиционной классно-урочной системе образования.
Многообразие нетрадиционных форм организации обучения порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов учащегося, что обуславливает не только расширение диапазона базового образования, но и получение специальных научных и профессиональных знаний, навыков и умений.
Развитие системы нетрадиционной формы обучения придает процессу образования творческий характер, обуславливает его целостность и многомерность, органично укладываясь в концепцию непрерывности образования.
Состояние организации нетрадиционных форм обучения слушателей в учебных центрах ФПС показывает неполноту использования подобной организационной формы учебной деятельности. Это позволяет утверждать, что, несмотря на признаваемую всеми значимость учебных центров в педагогической практике обучения основам пожарной безопасности, они не реализовали своих объективных возможностей в полной мере, по следующим причинам:
- учебные центры ФПС не используют в полной мере возможности нетрадиционных форм для повышения эффективности обучения и воспитания слушателей;
- большинство преподавателей учебных центров ФПС, из-за отсутствия профессионального педагогического образования, не готово к использованию нетрадиционных форм обучения;
- программно-методическое обеспечение учебных центров ФПС подобных форм обучения слушателей разработано на недостаточном уровне.
Актуальность проблемы определяется необходимостью разрешения указанных противоречий, а также необходимостью целостного теоретического осмысления сущности, структуры и особенностей системы нетрадиционной формы обучения слушателей учебных центров ФПС, позволяющей расширить диапазон базового образования, создать оптимальные условия для саморазвития личности.
С учетом названных противоречий проблема исследования заключается в изучении процесса совершенствования организации системы нетрадиционной формы обучения в условиях изменения организации учебного процесса в современных учебных центрах ФПС.
Объектом исследования являются различные виды и формы процесса обучения.
Предметом исследования является организация системы применения нетрадиционных форм обучения в образовательном пространстве дополнительного профессионального образования в системе ГПС и педагогические условия ее совершенствования.
Исходя из вышесказанного, целью работы является рассмотрение и классификация современных традиционных и нетрадиционных видов и форм обучения, а также особенностей нетрадиционных форм обучения в дополнительном профессиональном образовании в системе ГПС. Повышение эффективности образовательной деятельности в учебных центрах ФПС за счет поиска и использования имеющихся резервов совершенствования организации системы нетрадиционных форм обучения в условиях образовательного пространства, также является одной из целей исследования.
Задачи исследования:
1) рассмотреть многообразие нетрадиционных форм организации обучения;
2) рассмотреть различные подходы к классификации форм процесса обучения;
3) проанализировать выявленные в ходе работы данные, рассмотреть возможность по использованию результатов данной работы.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой совершенствование системы нетрадиционной формы обучения в организации учебного процесса учебных центров ФПС позволяет более эффективно организовать процесс обучения. При применении многообразия современных видов и форм процесса обучения, произойдет смещение акцентов в сторону самоучения и самостоятельной работы обучающихся, развития дистанционного обучения и нетрадиционных учебных занятий, что приведет к мотивации обучающихся на самооценивание и повышение уровня организации учебного процесса.
Рассмотрению и краткому описанию отдельных видов, форм и методов учебной деятельности и посвящена данная выпускная квалификационная работа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
В современных социально-экономических условиях нетрадиционные формы обучения необходимо рассматривать как средство подготовки специалистов в области обеспечения пожарной безопасности к профессиональной деятельности в рамках информационного общества, способствующее постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов учебного процесса.
Основными социально-экономическими и психолого-педагогическими особенностями внедрения нетрадиционных форм в профессиональное обучение специалистов в области обеспечения пожарной безопасности являются: возможность качественной подготовки и переподготовки в условиях ограниченности времени обучения; возможности моделирования условий профессиональной деятельности; мотивационной направленности; обретения конкретных знаний, умений и навыков; возможность психологического сопровождения процесса подготовки.
Нетрадиционные формы обучения специалистов в области обеспечения пожарной безопасности включают в себя теоретические основы, различные компоненты практического обучения, обеспечивающие формирование профессиональной грамотности, культуры, способов профессиональной деятельности.
Разработанный алгоритм процесса усвоения знаний различными средствами и технологиями реализуется на основании профессионального обучения, в совокупности традиционных и нетрадиционных форм обучения.
Достоинства нетрадиционных форм обучения как средства подготовки специалистов в области обеспечения пожарной безопасности к профессиональной деятельности состоят в следующем:
- в активизации профессиональной направленности, в мотивах учебной деятельности данных специалистов;
- в стремлении слушателей к использованию различных технологий в процессе дальнейшего обучения и в профессиональной деятельности;
- в накоплении знаний, умений и навыков в процессе подготовки средствами различных технологий в целях дальнейшего их использования при изучении дисциплин, включающих задачи профессиональной компетентности;
- в предположении того, что дальнейшее развитие профессиональной деятельности необходимо проводить в направлении создания целостной модели подготовки специалистов в области обеспечения пожарной безопасности с помощью нетрадиционных форм обучения, включая мотивационные и эмоционально-волевые компоненты.
Одним из серьезнейших недостатков дополнительного профессионального образования в системе ГПС до сих пор остается не изживаемый «знаниевый подход» («знаниевая парадигма») - обучающийся по-прежнему рассматривается как бы в роли «копилки», в которой накапливаются знания, умения, навыки. Между тем, учение необходимо рассматривать как активную деятельность обучающегося по самоизменению. Таким образом, принципиально новый подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в современных социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный вопрос: «Учащегося, слушателя учат, или он учится?».
Ответить на этот вопрос поможет использование различных видов, форм и методов организации обучения, которые мы рассмотрели. Здесь важны не только сами формы, но и их комбинации, использование как традиционных, так и нетрадиционных форм.
Нетрадиционные формы организации обучения позволяют обучающимся глубже и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, знания, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.
В заключении можно сказать, что только рациональное сочетание традиционной классно-урочной системы обучения и нетрадиционных форм позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и самооценку.
Данная работа может быть полезна для преподавателей учебных центров ФПС дополнительного профессионального образования в системе ГПС.
Некоторые нетрадиционные формы организации обучения, а именно занятия-дискуссии, занятия с разбором конкретных ситуаций, видео занятия, занятия-презентации с активным использованием мультимедийных интерактивных досок были опробованы в Нижегородском учебном центре ФПС. В ходе работы также было проведено исследование результатов применения нетрадиционных форм обучения при подготовке специалистов в области обеспечения пожарной безопасности (приложение 3) с учетом рекомендаций профессора М.Д. Безбородько указанных в одном из его трудов «Практическое пособие по работе над диссертацией» [26].



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ