ПРАВОСЛАВНАЯ МОНАШЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ ГОНЕНИЙ
|
Введение 3
Раздел 1. История русского монашества до большевистской революции 7
Раздел 2. Монашество в годы открытого богоборчества 1918-1945-е годы 19
Раздел 3. Монашество в послевоенный период в СССР в Советской России 28
Раздел 4. Возрождение легального монашества в 1980-е гг. до распада СССР 38
Заключение 47
Список литературы 52
Раздел 1. История русского монашества до большевистской революции 7
Раздел 2. Монашество в годы открытого богоборчества 1918-1945-е годы 19
Раздел 3. Монашество в послевоенный период в СССР в Советской России 28
Раздел 4. Возрождение легального монашества в 1980-е гг. до распада СССР 38
Заключение 47
Список литературы 52
Актуальность темы исследования заключается в том, что в советский период проблематика монашеской жизни в СССР мало исследована, вследствие антирелигиозной политики советского государства и идеологического доминирования марксистско-ленинского подхода, который резко критиковал роль религии в развитии и функционировании общества. Подобного рода проблематика стала исследоваться постсоветский период. В современных условиях данную тему можно рассмотреть более объективно, спокойно, а именно без «советского богоборчества» и без эмоциональных необоснованных обвинений СССР. Также актуальность данной проблематики состоит в том, что история России включает в себя развитие отношений государства и церкви, как неотъемлемую и важнейшую часть исторического процесса.
Степень научной разработанности темы. В предложенной постановке данная тема не была предметом специального рассмотрения в отечественной историографии. Однако, она включалась в более общие работы посвященные церковной истории в советское время. Изучение проблемы монастырей в советской историографии было сведено к минимуму и носило в основном фрагментарный и статический характер. Специальные публикации, рассматривающие положение некоторых монастырей можно было найти лишь в официальном печатном органе Русской Православной Церкви - Журнале Московской Патриархии.
В конце 80-х-начале 90-х гг. ситуация начинает кардинально меняться и интерес к рассматриваемой проблеме приобретает системный характер. В опубликованных работах представлена история монашества по периодам советской истории, а также по положению монастырей в различных республиках Союза. В последние два десятилетия деятельность монастырей православной
-5
Церкви становились объектом дискуссий научно-богословских конференций.
Объектом исследования является монашество Русской Православной Церкви (РПЦ).
Предметом исследования является православная монашеская традиция в советское время в условиях гонений.
Целью исследования является изучение состояния монашества в годы богоборческой советской власти.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Охарактеризовать общее состояние монастырей и монашества в Российской империи до большевистской революции.
2. Выяснить основные аспекты государственной политики в СССР в годы открытого богоборчества 1918 - середина 40-х. и военный период касательно монастырей и монашества.
3. Изучить историю монашества в поствоенный период.
4. Проанализировать легализацию монашества в 1980-х гг. Теоретико-методологической основой исследования является
неоинституциональный подход Дугласа Норта. В контексте, которого институт являет собой определенные взаимовлияющие правила и морально этические нормы поведения в обществе. Соответственно изменения политической ситуации в СССР влияет на изменения монашеской жизни в стране. Также в работе важное значение уделялось принципу историзма, позволившему рассмотреть историю восстановления монашеской жизни в СССР, в определенный период, как явление, вписанное в конкретную историческую, политическую и культурную среду. На основании соблюдения данного принципа удалось изучить проблему на протяжении почти полувека.
Также был применен проблемно-хронологический метод, с помощью которого изучен начальный уровень проработанности темы и выделены ключевые этапы в границах изучаемого периода. Учитывая историко-сравнительный метод было выявлено, что исследуемая проблема имела свои определенные особенности, обусловленные конкретным историческим этапом развития государства.
Источниковая база исследования. В качестве источниковой базы исследования выступили документы РПЦ связанные с советским периодом и документы СССР, а именно «Февральский декрет 1918 года» который отделил Церковь от государства. Вторым источником послужили биографические данные из воспоминаний самих же монашествующих, о данном периоде, которые в той или иной мере отразили проблему сохранения монашеской традиции, таковым на примере являются жизнеописание, схиархимандрита Зосимы (Сокура) в его противостоянии большевикам.
Новизной исследования является то, что она представляет специальное исследование, предполагающее изучение исторического процесса сохранения монашеской жизни Русской православной Церкви в СССР (с 1918 г. - 1991 г.). Изучение монашества в контексте исторического опыта взаимодействия государства и Церкви и сравнение положения института монашества в трех различных исторических этапах советского государства.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Давление со стороны государственных органов на монашество в исследуемый период имело амбвивалентное влияние, с одной стороны сокращалось количество монастырей и монахов, с другой стороны качественно улучшался штат монахов, условия гонений отсеяли сомневающихся или разуверившихся монахов.
2. Во все указанные периоды институт монашества выступал не только объединением подвижников веры, но и институтом, влияющим на сохранение культурно-нравственных установок воздействующих на область духовного существования традиций в обществе.
3. Несмотря на массовый размах антирелигиозной политики, коммунисты не смогли достичь своей главной цели - полностью покончить с религией. Ответом стало «исповедничество», которое проявилось в значительной мере и среди монахов.
Теоретико-практическая значимость работы, что материалы работы могут послужить для разработки лекционного курса, для спецкурсов и семинарских занятий по социологии религии и истории РПЦ и сравнительному богословию.
Хронологические рамки исследования можно обозначить с 1918 - 1991 годов. В отдельных разделах работы был выход за очерченные рамки для полноты изложения материала.
Степень научной разработанности темы. В предложенной постановке данная тема не была предметом специального рассмотрения в отечественной историографии. Однако, она включалась в более общие работы посвященные церковной истории в советское время. Изучение проблемы монастырей в советской историографии было сведено к минимуму и носило в основном фрагментарный и статический характер. Специальные публикации, рассматривающие положение некоторых монастырей можно было найти лишь в официальном печатном органе Русской Православной Церкви - Журнале Московской Патриархии.
В конце 80-х-начале 90-х гг. ситуация начинает кардинально меняться и интерес к рассматриваемой проблеме приобретает системный характер. В опубликованных работах представлена история монашества по периодам советской истории, а также по положению монастырей в различных республиках Союза. В последние два десятилетия деятельность монастырей православной
-5
Церкви становились объектом дискуссий научно-богословских конференций.
Объектом исследования является монашество Русской Православной Церкви (РПЦ).
Предметом исследования является православная монашеская традиция в советское время в условиях гонений.
Целью исследования является изучение состояния монашества в годы богоборческой советской власти.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Охарактеризовать общее состояние монастырей и монашества в Российской империи до большевистской революции.
2. Выяснить основные аспекты государственной политики в СССР в годы открытого богоборчества 1918 - середина 40-х. и военный период касательно монастырей и монашества.
3. Изучить историю монашества в поствоенный период.
4. Проанализировать легализацию монашества в 1980-х гг. Теоретико-методологической основой исследования является
неоинституциональный подход Дугласа Норта. В контексте, которого институт являет собой определенные взаимовлияющие правила и морально этические нормы поведения в обществе. Соответственно изменения политической ситуации в СССР влияет на изменения монашеской жизни в стране. Также в работе важное значение уделялось принципу историзма, позволившему рассмотреть историю восстановления монашеской жизни в СССР, в определенный период, как явление, вписанное в конкретную историческую, политическую и культурную среду. На основании соблюдения данного принципа удалось изучить проблему на протяжении почти полувека.
Также был применен проблемно-хронологический метод, с помощью которого изучен начальный уровень проработанности темы и выделены ключевые этапы в границах изучаемого периода. Учитывая историко-сравнительный метод было выявлено, что исследуемая проблема имела свои определенные особенности, обусловленные конкретным историческим этапом развития государства.
Источниковая база исследования. В качестве источниковой базы исследования выступили документы РПЦ связанные с советским периодом и документы СССР, а именно «Февральский декрет 1918 года» который отделил Церковь от государства. Вторым источником послужили биографические данные из воспоминаний самих же монашествующих, о данном периоде, которые в той или иной мере отразили проблему сохранения монашеской традиции, таковым на примере являются жизнеописание, схиархимандрита Зосимы (Сокура) в его противостоянии большевикам.
Новизной исследования является то, что она представляет специальное исследование, предполагающее изучение исторического процесса сохранения монашеской жизни Русской православной Церкви в СССР (с 1918 г. - 1991 г.). Изучение монашества в контексте исторического опыта взаимодействия государства и Церкви и сравнение положения института монашества в трех различных исторических этапах советского государства.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Давление со стороны государственных органов на монашество в исследуемый период имело амбвивалентное влияние, с одной стороны сокращалось количество монастырей и монахов, с другой стороны качественно улучшался штат монахов, условия гонений отсеяли сомневающихся или разуверившихся монахов.
2. Во все указанные периоды институт монашества выступал не только объединением подвижников веры, но и институтом, влияющим на сохранение культурно-нравственных установок воздействующих на область духовного существования традиций в обществе.
3. Несмотря на массовый размах антирелигиозной политики, коммунисты не смогли достичь своей главной цели - полностью покончить с религией. Ответом стало «исповедничество», которое проявилось в значительной мере и среди монахов.
Теоретико-практическая значимость работы, что материалы работы могут послужить для разработки лекционного курса, для спецкурсов и семинарских занятий по социологии религии и истории РПЦ и сравнительному богословию.
Хронологические рамки исследования можно обозначить с 1918 - 1991 годов. В отдельных разделах работы был выход за очерченные рамки для полноты изложения материала.
Православное монашество, его история и сегодняшнее состояние рассматривается нами в контексте церковных, социальных и политических процессов в России. Любой религиозный феномен имеет исторический подтекст. Через историю нам открывается правильное и объективное понимание, в том числе теологического аспекта изучаемого феномена, тем самым помогая его рассмотреть в пространстве и времени.
Многочисленными учеными и составителями летописи Православной Церкви полагалось, то, что монашество в огромной своей части образовалось спонтанно, естественным историческим ходом жизни Церкви, в частности, одни писали: оно появилось по причине гонений, другие, напротив: по причине отсутствия гонений и потери былой остроты духовного бытия в христианах.
Некоторые стремились объяснить возникновение монашества иными схожими логическими рациональными причинами. Святитель Игнатий Брянчанинов определял монашество не иначе, как великая Божия тайна.
Русская Православная Церковь на современном периоде представляет собой институт, участвующий в формировании, создании духовно-высоконравственных основ общества. Её структуры оказывают существенное влияние в разнообразные области социальной жизни. Исторически православные монастыри определяли духовное и культурное положение региона, считались центрами просвещения и хозяйства. Восстановление монастырской жизни в исторических центрах всколыхнуло интерес научного общества к изучению данной проблемы. В связи сданным появляется необходимость систематизировать полученные результаты исследований и оценить перспективы расширения исследовательского поля.
Монастыри, которые идейно считаются полностью закрытыми учреждениями, были втянуты в общественно-политические и культовые преображения того времени. Монашествующие начали расценивать как собственную обязанность не только лишь интенсивную церковную жизнь, однако кроме того и образовательное и благотворительное служение страждущим.
Монастырские школы стали одной с баз духовной просветительной политики, а непосредственно медицинская работа, всё более специализирующаяся с ростом знаний в данной области, привела к переосмыслению самой роли церкви в войне с другими верованиями. Православная церковь приняла на себе роль врача, который беспокоиться о состояние здоровья государства.
Несмотря на массовый размах антирелигиозной политики в 1920-1930 годы коммунисты не достигли своей главной цели - полностью покончить с религией. Ответом Церкви, духовенства и монашества на гонения властей стало «исповедничество». Конечно, имели место быть отдельные случаи предательства, но абсолютное большинство священнослужителей и представителей церковного актива - мирян остались верны РПЦ, не шли по пути атеизма, который им предлагала власть. Непосредственно пред началом Великой Отечественной войны (ВОВ), правительство продолжало проводить направление в создание «безрелигиозного общества», то, что выливалось в гонения вопреки существовавших церковных общин и духовенства. В главную очередь это касалось к наиболее крупной с абсолютно всех имевшихся в СССР конфессий - РПЦ. Только лишь в 1937 г. было прикрыто более 8 тыс. православных храмов, ликвидировано 70 епархий, расстреляны приблизительно 60 архиереев, замучены
10- ки тыс. православных священно- и церковнослужителей, а кроме того богомольных мирян последствия антирелигиозной политики советской власти были катастрофическими. Проанализировав основные источники по исследуемой проблеме можем выделить 3 основных аспекта отношения советской власти к РПЦ.
1. Финансовая эксплуатация. Все действия РПЦ в хозяйственной сфере, в том числе монастырей были обложены непомерными налогами, задушены принудительными работами, без оплаты мобилизовались на лесозаготовки. Священники должны были поставлять сельхозпродукты, даже те, кто не вел какого-либо хозяйства. За неуплату у духовенства конфисковывали имущество, выгоняли из дома, проводили аресты.
2. Приостановка деятельности храмов. В 1929-1931 гг. прошло массовое закрытие церквей. Если в 1928 г. было закрыто 354 храма, то в 1929 - 1119. К 1932 г. в Москве из 500 храмов, существовавших в 1928 г., осталось 87 (в 1931 г. уничтожили и храм Христа Спасителя).
3. Ликвидация священства. Десятки тысяч священнослужителей были подвергнуты репрессиям, расстреляны или сосланы на Север и в Сибирь. Многие ссыльные умирали от голода.
История монашества имела очень неоднородный прерывистый процесс и была поделена условно на несколько этапов, которые соответствуют изменению векторов внутригосударственной политики СССР по отношению к Русской Православной Церкви.
На первом этапе богоборчества(1918-1946 гг.) выделяется массовый размах антирелигиозной политики в отношении Церкви. Абсолютное большинство священнослужителей и представителей церковного актива - мирян остались верны РПЦ, не шли по пути атеизма, который им предлагала власть, лишь малая часть оказывалась на стороне. Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны (ВОВ), государство продолжало проводить курс на построение «безрелигиозного общества», что выливалось в гонения против существовавших религиозных общин и духовенства. В первую очередь это относилось к наиболее крупной из всех существовавших в СССР конфессий - РПЦ. Только в 1937 г. было закрыто более 8 тыс. православных храмов, ликвидировано 70 епархий, расстреляны около 60 архиереев, замучены десятки тысяч православных священно- и церковнослужителей, а также верующих мирян. Последствия антирелигиозной политики советской власти были
катастрофическими.
Начало 1943 года характеризуется существенным послаблением государственного нажима на институт Церкви, что было связано с политикой И.В. Сталина во время Великой Отечественной Войны. Он увидел в Церкви не идеологического врага, а мощнейшего патриотического союзника советскому государству. Именно 1943 г. власть принимает ряд мер направленных на поддержку Русской Церкви. В это же время в состав СССР было включено большое количество монастырей ранее входивших в приграничные государства: Финляндию, Прибалтику и Польшу.
Последующий этап послевоенного периода (1946-1980 гг.) связан с изменением ситуацией в отношении Церкви, которая уже меняется через пять лет, к 1948 г. снова принимаются меры ужесточающего характера, такие как монастырские налоги и обязательный план снабжения монастырскими продуктами питания государства. В это же время прекращается процесс открытия новых храмов и монастырей. После прихода Хрущева Н.С. возобновляются вновь гонения на Церковь, и это становится как для Церкви, так и для монастырей очень тяжелым испытанием. В это время они были поставлены фактически на грань выживания. Его итогом стало сокращение монастырей почти в шесть раз, а монахов в три раза. И вновь, на долгих два десятилетия, монастырская жизнь замерла.
В последующие годы начиная с 1964 по 1980г., при существующих серьезных ограничениях и давлениях на Церковь, малого количества открытых монастырей, уже начали наблюдаться темпы роста и тенденции к возрождению. Доходы Церкви выросли почти в три раза, обновлялось духовенство, председатель по делам религии В.А. Куроедов в некоторых вопросах стал активно поддерживать Церковь.
И последний этап (1980-1991 гг.) наиболее благоприятный для Церкви. Она получила полную свободу, обрела юридический статус, возможность владеть имуществом. Количество монастырей многократно увеличилось, их рост составил более чем в 10 раз. Были конечно и осложняющую факторы, но они лежал в основном в хозяйственно-бытовой плоскости. Почти все монастыри были переданы в полуразрушенном и сильно запущенном состоянии и Церковь собственными силами провела восстановительные и реставрационные работы. Но это по большому счету, уже не считалось за тягость, так как впервые за 70 лет у Церкви начиналась новая жизнь.
В последние десятилетия происходят процессы возрождения РПЦ, именно поэтому необходимо изучать опыт прошлого, в том числе историю репрессий советского государства в отношении духовенства и монашества, чтобы подобное не повторилось в будущем. Несмотря на невероятные гонения, репрессии и массовые казни Русская Православная церковь сумела не только выстоять в годы богоборческой власти, но и сохранить в целости духовные ценности Православия и русского народа.
Многочисленными учеными и составителями летописи Православной Церкви полагалось, то, что монашество в огромной своей части образовалось спонтанно, естественным историческим ходом жизни Церкви, в частности, одни писали: оно появилось по причине гонений, другие, напротив: по причине отсутствия гонений и потери былой остроты духовного бытия в христианах.
Некоторые стремились объяснить возникновение монашества иными схожими логическими рациональными причинами. Святитель Игнатий Брянчанинов определял монашество не иначе, как великая Божия тайна.
Русская Православная Церковь на современном периоде представляет собой институт, участвующий в формировании, создании духовно-высоконравственных основ общества. Её структуры оказывают существенное влияние в разнообразные области социальной жизни. Исторически православные монастыри определяли духовное и культурное положение региона, считались центрами просвещения и хозяйства. Восстановление монастырской жизни в исторических центрах всколыхнуло интерес научного общества к изучению данной проблемы. В связи сданным появляется необходимость систематизировать полученные результаты исследований и оценить перспективы расширения исследовательского поля.
Монастыри, которые идейно считаются полностью закрытыми учреждениями, были втянуты в общественно-политические и культовые преображения того времени. Монашествующие начали расценивать как собственную обязанность не только лишь интенсивную церковную жизнь, однако кроме того и образовательное и благотворительное служение страждущим.
Монастырские школы стали одной с баз духовной просветительной политики, а непосредственно медицинская работа, всё более специализирующаяся с ростом знаний в данной области, привела к переосмыслению самой роли церкви в войне с другими верованиями. Православная церковь приняла на себе роль врача, который беспокоиться о состояние здоровья государства.
Несмотря на массовый размах антирелигиозной политики в 1920-1930 годы коммунисты не достигли своей главной цели - полностью покончить с религией. Ответом Церкви, духовенства и монашества на гонения властей стало «исповедничество». Конечно, имели место быть отдельные случаи предательства, но абсолютное большинство священнослужителей и представителей церковного актива - мирян остались верны РПЦ, не шли по пути атеизма, который им предлагала власть. Непосредственно пред началом Великой Отечественной войны (ВОВ), правительство продолжало проводить направление в создание «безрелигиозного общества», то, что выливалось в гонения вопреки существовавших церковных общин и духовенства. В главную очередь это касалось к наиболее крупной с абсолютно всех имевшихся в СССР конфессий - РПЦ. Только лишь в 1937 г. было прикрыто более 8 тыс. православных храмов, ликвидировано 70 епархий, расстреляны приблизительно 60 архиереев, замучены
10- ки тыс. православных священно- и церковнослужителей, а кроме того богомольных мирян последствия антирелигиозной политики советской власти были катастрофическими. Проанализировав основные источники по исследуемой проблеме можем выделить 3 основных аспекта отношения советской власти к РПЦ.
1. Финансовая эксплуатация. Все действия РПЦ в хозяйственной сфере, в том числе монастырей были обложены непомерными налогами, задушены принудительными работами, без оплаты мобилизовались на лесозаготовки. Священники должны были поставлять сельхозпродукты, даже те, кто не вел какого-либо хозяйства. За неуплату у духовенства конфисковывали имущество, выгоняли из дома, проводили аресты.
2. Приостановка деятельности храмов. В 1929-1931 гг. прошло массовое закрытие церквей. Если в 1928 г. было закрыто 354 храма, то в 1929 - 1119. К 1932 г. в Москве из 500 храмов, существовавших в 1928 г., осталось 87 (в 1931 г. уничтожили и храм Христа Спасителя).
3. Ликвидация священства. Десятки тысяч священнослужителей были подвергнуты репрессиям, расстреляны или сосланы на Север и в Сибирь. Многие ссыльные умирали от голода.
История монашества имела очень неоднородный прерывистый процесс и была поделена условно на несколько этапов, которые соответствуют изменению векторов внутригосударственной политики СССР по отношению к Русской Православной Церкви.
На первом этапе богоборчества(1918-1946 гг.) выделяется массовый размах антирелигиозной политики в отношении Церкви. Абсолютное большинство священнослужителей и представителей церковного актива - мирян остались верны РПЦ, не шли по пути атеизма, который им предлагала власть, лишь малая часть оказывалась на стороне. Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны (ВОВ), государство продолжало проводить курс на построение «безрелигиозного общества», что выливалось в гонения против существовавших религиозных общин и духовенства. В первую очередь это относилось к наиболее крупной из всех существовавших в СССР конфессий - РПЦ. Только в 1937 г. было закрыто более 8 тыс. православных храмов, ликвидировано 70 епархий, расстреляны около 60 архиереев, замучены десятки тысяч православных священно- и церковнослужителей, а также верующих мирян. Последствия антирелигиозной политики советской власти были
катастрофическими.
Начало 1943 года характеризуется существенным послаблением государственного нажима на институт Церкви, что было связано с политикой И.В. Сталина во время Великой Отечественной Войны. Он увидел в Церкви не идеологического врага, а мощнейшего патриотического союзника советскому государству. Именно 1943 г. власть принимает ряд мер направленных на поддержку Русской Церкви. В это же время в состав СССР было включено большое количество монастырей ранее входивших в приграничные государства: Финляндию, Прибалтику и Польшу.
Последующий этап послевоенного периода (1946-1980 гг.) связан с изменением ситуацией в отношении Церкви, которая уже меняется через пять лет, к 1948 г. снова принимаются меры ужесточающего характера, такие как монастырские налоги и обязательный план снабжения монастырскими продуктами питания государства. В это же время прекращается процесс открытия новых храмов и монастырей. После прихода Хрущева Н.С. возобновляются вновь гонения на Церковь, и это становится как для Церкви, так и для монастырей очень тяжелым испытанием. В это время они были поставлены фактически на грань выживания. Его итогом стало сокращение монастырей почти в шесть раз, а монахов в три раза. И вновь, на долгих два десятилетия, монастырская жизнь замерла.
В последующие годы начиная с 1964 по 1980г., при существующих серьезных ограничениях и давлениях на Церковь, малого количества открытых монастырей, уже начали наблюдаться темпы роста и тенденции к возрождению. Доходы Церкви выросли почти в три раза, обновлялось духовенство, председатель по делам религии В.А. Куроедов в некоторых вопросах стал активно поддерживать Церковь.
И последний этап (1980-1991 гг.) наиболее благоприятный для Церкви. Она получила полную свободу, обрела юридический статус, возможность владеть имуществом. Количество монастырей многократно увеличилось, их рост составил более чем в 10 раз. Были конечно и осложняющую факторы, но они лежал в основном в хозяйственно-бытовой плоскости. Почти все монастыри были переданы в полуразрушенном и сильно запущенном состоянии и Церковь собственными силами провела восстановительные и реставрационные работы. Но это по большому счету, уже не считалось за тягость, так как впервые за 70 лет у Церкви начиналась новая жизнь.
В последние десятилетия происходят процессы возрождения РПЦ, именно поэтому необходимо изучать опыт прошлого, в том числе историю репрессий советского государства в отношении духовенства и монашества, чтобы подобное не повторилось в будущем. Несмотря на невероятные гонения, репрессии и массовые казни Русская Православная церковь сумела не только выстоять в годы богоборческой власти, но и сохранить в целости духовные ценности Православия и русского народа.
Подобные работы
- ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ЕПАРХИЙ КРЫМА В СРЕДНИЕ ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность Свято-Тихвинского мужского монастыря как фактор формирования локального сообщества
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГPAMOTНОСТЬ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНOMEH
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ЯПОНИИ
НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ
Бакалаврская работа, философия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Иконография новомучеников и исповедников белгородских в пространстве храмов г.Белгорода
Дипломные работы, ВКР, теология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕРУССКОГО МОНАШЕСТВА В
ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ X - НАЧАЛО XIII ВВ.)
Бакалаврская работа, философия. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017



