Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа №36887

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы282
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
641
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности
1.1. Сущностная характеристика понятий «патриот», «патриотизм»,
«патриотическое воспитание» 13
1.2. Сущность и особенности формирования патриотизма у
подростков 18
1.3. Структурные компоненты патриотического воспитания 23
1.4. Психолого-педагогические условия, способствующие
формированию патриотического воспитания подростков 27
1.5. Формы, методы и направления патриотического воспитания
во внеурочной деятельности 29
Выводы по главе 1 35
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по проверке эффективности психолого-педагогических условий и программы патриотического воспитания подростков во неурочной деятельности.
2.1. Организация исследования 37
2.2. Исследование патриотического воспитания на констатирующем
этапе эксперимента 38
2.3. Реализация программы по патриотическому воспитанию на
формирующем этапе эксперимента 54
2.4. Оценка эффективности опытно - экспериментальной работы
на контрольном этапе эксперимента 59
Выводы по главе 2 67
Заключение 71
Библиографический список литературы 77
Приложения

Актуальность темы исследования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения являлось всегда одной из важнейших задач не только школы, но и государства в целом. На сегодняшний день эта задача является актуальной, так как мы видим, что в современном мире происходит утрата общечеловеческих, важных, вечных ценностей. В СМИ активно навязывают западные образцы поведения и их ценности, в магазинах, кафе мы чаще слышим иностранную музыку, в газетах, журналах появляются заимствованные слова, несмотря на то, что в русском языке есть свои. Под особым вниманием находится история нашей страны. Ее всячески меняют, искажают, пытаются
дезинформировать современное поколение о героях, выдающихся ученых и деятелях, о важных событиях, которые прославили нашу страну на весь мир. Все знают, что будущее нашей страны зависит именно от того, в каких условиях будет воспитываться подрастающее поколение, и какие чувства им будут прививать в процессе их взросления, поэтому патриотическое воспитание является одной из основных задач современной системы образования. С 2001 года в России на федеральном уровне было разработано и реализовано четыре программы
патриотического воспитания, действуют региональные программы.
В современных условиях патриотизм становится важной ценностью, включающей в себя не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Для становления патриота страны необходимо воспитывать новый тип личности, готовый к новшествам, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, быть активным гражданином. В
формирование такой патриотической личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, значительный вклад должна внести современная школа. Системе
образования, как одному из важных институтов общества, принадлежит главная роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у подростков любви к родине, преданности своему отечеству. Школа благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация патриотического воспитания только с помощью научного подхода невозможна. Новое время требует от школ содержания, новых форм и методов, условий для патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самостоятельности подростков, их заинтересованности можно достигнуть успехов в этом направлении.
Состояние разработанности проблемы исследования. Проблеме воспитания патриотизма посвящено большое количество исследований. В ХХ веке эта тема была также актуальна, что свидетельствует о множестве работ педагогов-исследователей. Они пытались осмыслить проблемы патриотического воспитания (А.С. Макаренко [35], В.А. Сухомлинский [59] К.Д. Ушинский [60] и др.). Эти педагоги говорили о необходимости формирования патриотизма подростков как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России. Различные идеи патриотического воспитания отражены в трудах А.Д. Антоновой [5], Ю.Ж
Азарова [4], Т.С. Буториной [12] В.В. Гаврилюка [17], Приходько В. И. [49] и др.
В наше время также эта интерес к этой проблеме только усиливается, ее рассматривают большое количество исследователей. Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания патриотизма у подростков А.Я. Данилюк [23], Н.В. Ипполитова [27], Т.А. Касимова [30],
В.Ю. Микрюков [39], Райхлина Е.Л. [50].
Но в то же время в большинстве исследований воспитание патриотизма рассматривается именно с позиций военно-патриотического воспитания, отсюда ряд противоречий между:
- современными требованиями общества в формировании патриотической воспитанности подростков и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения во внеучебной деятельности;
- необходимостью развития патриотического воспитания не только у подростков, которые обучаются в военно-патриотических клубах, оборонно-спортивных лагерях, кадетских классах, но и у обучающихся общеобразовательных школ во внеурочное время.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы педагогические условия организации патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности.
Проблема исследования в том, что патриотическое воспитание реализуется как в рамках общеобразовательных программ, так и во внеурочной деятельности (военно-патриотические клубы, оборонноспортивные лагеря и т.п.), но если те дети, которые попали в систему военно-патриотического воспитания, могут применить полученные знания на соревнованиях, смотрах, показательных боях и т.п., то система гражданско-патриотического воспитания подростков во внеурочное время только начинает развиваться. Поэтому возникает необходимость
методического обеспечения работы в этом направлении, чтобы школьники имели возможность применять полученные знания в повседневной жизни.
Следовательно, возрастает необходимость решения научной проблемы, заключающейся в теоретическом обосновании и методическом обеспечении патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности общеобразовательной школы. Важно учитывать возрастные особенности подростков, разработать программу внеурочной деятельности, направленной на формирование патриотического воспитания.
В основе многих программ в основном лежит изучение истории Отечества, при этом акцент делается на военных подвигах. Однако у детей и молодежи в повседневной, мирной жизни, как правило, нет возможности применить полученные знания. В то же время изучению гражданскопатриотического воспитания во внеурочное время, например, такой его формы, как волонтерское движение, на наш взгляд, не уделяется достаточное внимание.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования патриотического воспитания подростков
Предмет исследования - педагогические условия формирования патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности
Гипотеза исследования: процесс формирования патриотического воспитания у подростков во внеурочной деятельности будет более эффективным, если:
S в процессе исследования опираться на специфику понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
S учитывать особенности формирования патриотического воспитания в подростковом возрасте;
У выявить, обосновать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность педагогических условий формирования патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности;
У разработать и реализовать программу по патриотическому воспитанию «Патриот России»
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. провести теоретический анализ основных понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
2. Изучить сущность и особенности формирования патриотизма у подростков;
3. Рассмотреть различные направления, формы и методы патриотического воспитания подростков и выделить основные структурные компоненты.
4. Выявить и обосновать педагогические условия формирования патриотического воспитания во внеурочной деятельности;
5. Разработать и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность психолого- педагогических условий и программы «Патриот России» по патриотическому воспитанию;
Теоретико-методологической основой исследования являются труды А.С. Макаренко [35], К.Д. Ушинского [60]. Оптимизация патриотического воспитания в России конца ХХ - начала XXI вв. изучалась Е.В.Бондаревской [11],В.В. Караковским [29], оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанский [7]. Возрастные аспекты патриотического воспитания проанализированы в трудах Г.С. Абрамова [1], Л.С. Выготского [15]. Гражданское воспитание изучается в работах С.В.Абрамова [2], А.С.Гаязова [19]. Современные проблемы
патриотического воспитания рассматриваются в работах М.Л.
Афанасьевой[6], А.Г., Р.Ф. Минкина[40], Ф.Ф. Минкина [40], Н. А. Савотина [54],А.И. Шемшурина [68] и др.
Методы исследования:
У теоретические (анализ историко-педагогической и психологопедагогической литературы, диссертационных работ по проблеме патриотического воспитания; анализ методических разработок,
нормативно-правовых документов по патриотическому воспитанию; анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования).
У эмпирические (анкетирование, опрос)
У методы обработки данных (количественный и качественный анализ)
Экспериментальная база исследования. Исследование, в котором приняли учащиеся подросткового возраста, в количестве 56 человек проводилось на базе МБОУ «СОШ №173» г. Казань.
Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2017 по 2019 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2017 г.) - проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись структурные компоненты, патриотического воспитания, изучались сущность и особенности формирования патриотизма, определялись педагогические условия формирования патриотического воспитания во внеурочной деятельности. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2017 по 2018 г.г.) - был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия формирования
патриотического воспитания, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2019 г.) - осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Конкретизированы понятия «патриот» (человек, который не только любит свою Родину, привязан к ней эмоционально, но и совершает поступки во благо Отчизны), «патриотизм» (любовь к Родине, гордость за нее, верность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, это одна из устойчивых характеристик человека, которая выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения) и «патриотическое воспитание» (систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, а также социальных установок, ценностей, личностных качеств и норм поведения, которые характеризовали бы его как гражданина и патриота России);
2. Выделены структурные компоненты патриотического воспитания: когнитивный (овладение знаниями, необходимыми становления патриота- гражданина), деятельностный (овладение умениями практической деятельности), эмоциональный (наличие чувства уважения к соотечественникам, приверженность к своей Родине, проявление заботы, сохранение богатств и ценностей своей страны);
3. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие формировать патриотов;
4. В опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы «Патриот России», в которой в совокупности нашли отражение выявленные педагогические условия формирования патриотов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дельнейшему развитию концепции патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать патриотизм у подростков. Разработана и апробирована программа «Патриот России», позволяющая сформировать три компонента патриотического воспитания (когнитивный, деятельностный, эмоциональный) Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки патриотов.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на патриотическое воспитание подростков.
Положения, выносимые на защиту:
1. Патриотическое воспитание - одна из устойчивых характеристик человека, которая выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.
2. Процесс патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности ценностей будет успешным при соблюдении комплекса педагогических условий:
- анализ и учет особенностей проявления патриотического
воспитания подростков на основании психодиагностических методик
- разработка и реализация программы по патриотическому
воспитанию
- обеспечение сотрудничества родителей, обучающихся, педагогов и администрации, совместное развитие их взаимодействия
3. Организационно-педагогическая модель формирования
патриотического воспитания у подростков включает следующие компоненты: когнитивный, деятельностный, эмоциональный;
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием активных методов воспитания, адекватному предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня патриотического воспитания подростков.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2018 года на итоговых конференциях КФУ ИПиО, в ходе опытно-
экспериментальной работы в МБОУ «СОШ №173» г. Казань, посредством публикаций научных статей и тезисов.
Результата исследования отражены в 3 публикациях автора, в том числе: две в сборнике «Итоговой научно-образовательная конференции студентов КФУ» и одна в сборнике «Ученые записки «КСГТ».
Материалы диссертационного исследования нашли апробацию на двух итоговых научно-образовательных конференциях: 5.09. 2018г. и 9. 04. 2019г. К(П)ФУ ИПиО, г. Казань , а также в III Международном форуме по педагогическому образованию в ИПиО К(П)ФУ, в VI Международном форуме по педагогическому образованию в ИПиО К(П)ФУ 22-24.05 2018г., Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих десять параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Глава I. Теоретические аспекты проблемы патриотической воспитанности подростков во внеурочной деятельности
1.1. Сущностная характеристика понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. [3, с.78] Вообще, понятия «патриот» и «патриотизм» рассматриваются многими науками: психологией, педагогикой, философией, политологией, историей и т. д. При исследовании этих понятий нужно узнать, как понимают их авторы различных толковых словарей.
Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова: «Патриот, а, м. [греч. patriotes - земляк]. Человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей страны» [62, с. 769].
Толковый словарь В. Даля: «Патриот, -тка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к отчизне» [22, с. 328].
Толковый словарь С.И. Ожегова: «Патриот - 1. Человек,
проникнутый патриотизмом. 2. Человек, преданный интересам какого- нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь». [45, с.426]
Обобщая выше сказанное можно заметить, что патриот - это человек, который не только любит свою Родину, привязан к ней эмоционально, но и совершает поступки во благо Отичзны.
Явление патриотизма рассматривают энциклопедии и узконаправленные словари. Большинство данных изданий дают определение только патриотизма.
Т. Ф. Ефремова определяет патриотизм так:1) Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. 2) разг. Преданность чему-л., горячая любовь к чему-л. [25, с. 789]
Педагогический энциклопедический словарь: «Патриотизм, любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизм как природное чувство соединяется его нравственное значение» [44, с.93].
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что патриот - это человек, который любит свою Родину, гордится ей, может встать на защиту ее интересов. Патриотизм - это любовь к Родине, гордость за нее, верность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, это одна из устойчивых характеристик человека, которая выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности к служению Отечеству. Также мы рассматривали понятие «патриотическое воспитание».
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Рассмотрев различные понятия, мы пришли к выводу, что патриотическое воспитание - этопроцесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование у подростков таких социальных установок, ценностей, личностных качеств и норм поведения, которые характеризовали бы его как гражданина и патриота России.
Целью патриотического воспитания, определённого государственной концепцией «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации», является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и
качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отчизны.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике в области воспитательной деятельности.
Цель патриотического воспитания - развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отчизны, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Главная направленность патриотического воспитания — формирование у школьников чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, её продвижение по пути прогресса. Патриотическое воспитание, как способ углубления социального воспитания, формирует не просто чувства, сознание, навыки, но прежде всего ту нравственную, мировоззренческую ценностную нормативность, в контексте которой и реализуются полученные знания и умения. Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного процесса возможно воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности,
формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию, к человеческой личности, правам человека.
Таким образом, патриотическое сознание личности представляет собой сложное целостное образование, сочетающее в себе совокупность знаний о собственных генетических корнях, осмысление окружающей социальной действительности, тенденций и перспектив её развития, установка готовности к созидательной деятельности и защите Отчизны, как преобладающего мотива жизнедеятельности в контексте перспектив собственного существования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам прийти
к следующим выводам. Принимая во внимание структуру и содержание
понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как
систематическую и целенаправленную деятельность не только педагогов,
но и органов государственной власти по формированию у подростков
таких социальных установок, ценностей, личностных качеств и норм
поведения, которые характеризовали бы его как гражданина и патриота
России.
Мы выявили, что патриотическое воспитание подростков
представляет собой сложную нравственно-личностную характеристику,
включающую целенаправленный процесс формирования ценностных
ориентаций, системы знаний, умений, социально-нравственных качеств и
патриотического поведения, отражающих уровень патриотических чувств
и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и
распространению родной культуры.
Мы узнали, что самая благодатная пора для привития чувства любви
к Родине – это подростковый возраст. Именно в этом возрасте должно
вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение
к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Большой
вклад в развитие патриотизма вносит не только государство, СМИ, но и
школа.
Мы определились, что будем формировать патриотическое
воспитание, опираясь на три компонента: когнитивный, деятельностный,
эмоциональный. Когнитивный компонент направлен на получение
подростками знаний о родном крае, стране, о духовно-ценностных корнях,73
традициях и героических фактах отечественной истории. Эмоциональный
уровень представляет собой сферу личностных, субъективнопсихологических переживаний, представлений, воспоминаний,
предчувствий. Становление эмоциональной сферы патриотического
сознания охватывает как аффективное состояние личности, так и эмоции.
В деятельностном компоненте проявляются высшие мотивы деятельности,
поведения и отношений в окружающем социальном пространстве,
духовно-нравственные идеалы, культурно-исторические ценности. Этот
уровень основывается на развитости когнитивного и эмоционального:
полученные знания проходят через эмоции и побуждают к деятельности.
Все три компонента во взаимосвязи должны дать лучший результат.
Анализ литературы позволил нам констатировать тот факт, что,
воспитывая у подростков патриотизм, педагог может использовать
различные современные и интересные для подростков формы, методы и
направления патриотического воспитания. Самым главным направлением
мы выбрали гражданско – патриотическое, так как считаем, что связь
между этими понятиями «гражданственность» и «патриотизм» очевидна:
невозможно быть патриотом и не радеть за свою родину, а следовательно,
не чувствовать необходимость сделать что-то на ее пользу, защитить при
необходимости. И невозможно думать о пользе родине, стремиться ее
улучшить и при этом не испытывать к ней чувство любви. В следующей
главе нами будет разработана программа патриотического воспитания
«Патриот России» детей подросткового возраста с учетом разнообразия
форм, методов и направлений.
Мы понимаем, что у подростков должно вырабатываться чувство
гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим
свершениям и достойным страницам прошлого. Мы понимаем, что для
прогрессивного развития страны необходимо воспитывать личность в74
патриотическом духе, то есть систематически и целенаправленно
формировать высокое патриотического сознание, чувство верности своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Для изучения уровня сформированности ценностно-патриотических
ориентаций подростков была использована методика И.Д. Лушникова. И в
экспериментальной, и в контрольной группах преобладают ответы Нт,
почти одинаково количество ответов Нег и Пс, меньше всего вариантов
Пв.
Выявить представления подростков о характеристиках, входящих в
понятие «гражданственность», позволила методика Л.М. Фридмана.
Испытуемым предлагалось 30 прилагательных, расположенных в
алфавитном порядке, среди которых нужно было выделить красным
шрифтом слова, характеризующие человека как гражданина.
Слова первой группы (относящиеся к понятию «гражданская
идентичность») выбирали в среднем в 38% случаев, слова второй группы
(обозначающие положительные качества личности) – в среднем в 50%
случаев. Слова третьей группы, обозначающей отрицательные качества,
выбирали реже – в среднем 12% от общего числа выборов.
В контрольной группе результаты аналогичны. Можно сделать вывод, что
у учащихся нет четкого представления о том, какими качествами должен
обладать гражданин.
Методика М.В. Шакуровой позволила определить общий уровень
гражданской идентичности учащихся и уровни развития когнитивного и
эмоционального компонентов. Изучение данного аспекта имеет большое
значение, так как гражданская идентичность – одна из самых главных
составляющих патриотического воспитания, его основа. Опрос проходил в75
электронном виде, учащимся предлагалось ответить на 12 вопросов,
выбрав один из 4 вариантов ответов. Мы видим, что почти половина
подростков экспериментальной группы (44, 44 %) имеют результаты ниже
среднего, чуть больше половины (51, 85%) имеют средний уровень, и лишь
один человек имеет балл выше среднего (3,71%).
В контрольной группе – аналогичная ситуация. Это говорит о том, что
учащиеся не интересуются историей, не знают традиций своей страны, не
пытаются узнать новую информацию из различных источников. Для того
чтобы исправить эту ситуацию, необходимо построить формирующую
программу с учетом того, чтобы заинтересовать подростков, ознакомить
их в интересной форме с традициями, праздниками России и Татарстана.
Далее мы проводили формирующий этап. Было проведено множество
мероприятий, самые запоминающиеся представлены на слайдах.
Для того, чтобы оценить изменения, произошедшие в экспериментальной
и контрольной группах, мы использовали Т-критерий сдвигов Вилкоксона.
Оценив сдвиги по методике Лушникова с помощью Т- критерия, мы
увидели, что все изменения в экспериментальной группе можно считать
статистически значимыми. Мы выделили 4 результата, по которым данные
существенно изменились в положительную сторону.
При этом наряду с положительными изменениями мы отметили и
негативную тенденцию: в блоке вопросов эмоционального компонента
уменьшилось число ответов Пв и Пс и возросло количество ответов Нег.
Расчеты показали, что статистически значимым можно назвать только
снижение доли ответов Пс в ответах, характеризующий эмоциональный
компонент. Возможно, одна из причин в том, что в результате реализации
программы формирующего эксперимента, патриотические взгляды были
усвоены подростками, но не до конца приобрели личностный смысл. Это76
значит, что было мало дискуссий, ученики имели недостаточно
возможностей для отстаивания своей точки зрения, в результате чего у них
не до конца сформировалась внутренняя позиция.
В контрольной группе произошли аналогичные изменения. Мы выделили 2
результата, по которым данные существенно изменились в положительную
сторону: по когнитивному компоненту возросло число ответов Пс и
снизилось число ответов Нег. Эти изменения можно считать статистически
значимыми. Таким образом, можно говорить о том, что в контрольной
группе также отмечается положительная динамика, однако интенсивность
сдвигов значительно меньше, чем в экспериментальной.
Сравнив результаты по методике Фридмана, мы увидели, что в
экспериментальной группе увеличилось число выборов слов: слова первой
группы выбирали в среднем в 45 % случаев (было 38%), слова второй
группы – в среднем в 55% случаев (было 50%). Слова третьей группы,
обозначающей отрицательные качества, не выбирали (было 12%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что представления подростков
о содержании понятия гражданственность расширились. Однако, стоит
отметить, что многие подростки так и не смогли четко разграничить
словами, характеризующие понятие «гражданственность» и
положительные черты человека.
В контрольной группе число выборов изменилось незначительно.
Диаграммы наглядно показывают, что показатели КГ, которые на
констатирующем этапе эксперимента были схожи с показателями ЭГ, не
улучшились.
Сравнив результаты по методике Шакуровой, мы обнаружили, что в
результатах всех 27 учащихся экспериментальной группы произошли
положительные изменения: средний балл увеличился.


Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов /
Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2010. - 623 с.
2. Абрамова С.В. Система гражданского образования школьников:
воспитание гражданской активности, социально-правовое
проектирование, изучение гуманитарного права / С.В. Абрамова -
М.: Глобус, 2006. - 224 с.
3. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.,
Айрис- пресс, 2002 – 224 с.
4. Азаров Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического
воспитания / Ю. Ж. Азаров // Воспитание школьников. - 2008. - № 6.
- C. 3-11.
5. Антонова А. Д., Сафронова Е. С., Лучникова М. Д. Патриотизм в
современной России: вопросы и проблемы // Молодой ученый. —
2017. — №48. - С. 296-299.
6. Афанасьева М. Л. Патриотическое воспитание младших подростков
как направление деятельности классного руководителя: монография
/ М. Л. Афанасьева. - М., 2008. -345 с.
7. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М.:
Владос, 2009. - 348 с.
8. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология/ Н.В. Басова. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 416 с.
9. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных
традициях / Г.И. Батурина, Г.И. - М.: Народное образование, 2002. –
112 с.
10.Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания
несовершеннолетних граждан: учебно-методическое пособие по79
разделу «Основы военной службы». / В.И. Бачевский – М.: ООО
Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
11. БондаревскаяЕ.В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -
1995. - № 4. - с. 29-36.
12.Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.
С. Буторина, Н. П.Овчинникова. – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
13.Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании
школьников // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С.21 – 24.
14.Валеев И. И. Этнопедагогические аспекты патриотического
воспитания в образовательном процессе / И. И. Валеев. - Уфа: Б.и.,
2008. – С.180-182.
15.Выготский Л.С. Психология./ Л.С. Выготский - М.: ЭКСМО-Пресс,
2011 - 1008 с.
16. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в
современном российском обществе: монография / А.Н. Вырщиков,
М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. –
172 с.
17.Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание
молодежи / В. В. Гаврилюк, В. В. Маленков // Социологические
исследования: Ежемесячный научный и общественно-политический
журнал РАН. - 2007. - № 4. - С. 44-50.
18.Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания
граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63.
19. Гаязов А. С. Общество, государство: воспитаниегражданина / А.
С. Гаязов. - Уфа: БГПУ, 1998. - 90 с.
20.Гладилина И.Н. Технологии гражданско-патриотического
воспитания в общеобразовательной школе / И. Гладилина //
Воспитание школьников. - 2007. - № 9. - С. 2-5.80
21. Гуськов Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор
оптимизации отношений государства и гражданского общества /
Ю.В. Гуськов. - М.: МПСИ, 2010. - 311 c.
22.Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия /
В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2011. – 736 с.
23.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
– М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
24.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного
образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений
сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -
192 с.
25.Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковообразовательный / Т.Ф. Ефремова – М.: Рус.яз. 2000. – 1209с.
26.Заступова, И. В. К вопросу о сущности и содержании понятия
«гражданственность» / И. В. Заступова // Актуальные проблемы
правоведения. -2005. - № 2. - С. 56-58.
27. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб.
Пособие / Н.В. Ипполитова - Шадринск: ШГПИ, 2011. – 83 с.
28.Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная
реальность/ М.С. Каган, А.М. Эткинд // Вопросы психологии. – 2000.
– № 4. – С. 21-31
29.Караковский В.А. Воспитай гражданина / В.А. Караковский . - М.,
1987.- 115 с.
30.Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников:
методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айриспресс, 2005. – 64 с.81
31.Конасова Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и
социально-педагогическую поддержку: учеб. - метод. пособие / Н.Ю.
Конасова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2005. - 219 с.
32.Лутовинов, В. И. В патриотизме молодежи - будущее России / В.И.
Лутовинов. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2013. - 208 c.
33.Лушников И.Д. Патриотизм как педагогическая проблема в
современной России. Проблемы воспитания патриотизма:
монография / И.Д. Лушников. – Вологда: ВИРО, 2004. – 100 с.
34.Лушников И.Д. Системная методика изучения патриотического
воспитания: методические рекомендации /И.Д.Лушников, 2014. –
62с.
35. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.:
Просвещение, 2012. - 304 c.
36.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие
для студ. высш. учеб.заведений / В.Г. Максимов. - М.: Издательский
центр «Академия», 2002. - 272 с.
37.Малахова, О.В., Суханова, В.А. Информационная открытость
деятельности органов государственной власти: региональные
практики / О.В Малахова, В.А. Суханова // Среднерусский вестник
общественных наук. - 2015.- № 2 (38). – С. 83-91.
38.Матюхина М.В. Психология воспитания / М.В. Матюхина //
Психология воспитания. – Волгоград: Перемена, 1996. – 59 с.
39.Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11
классы / В.Ю. Микрюков. - М.: ВАКО, 2009. - 192 с.
40.Минкина Р.Ф., Минкина Ф.Ф. Современный патриотизм как
национализм и ксенофобия. / Р.Ф. Минкина. Ф.Ф. Минкина. -
Казань: Казанский Издательский Дом, 2012. – 338 с.82
41.Митрохина Е. В. Интернет как средство воспитания патриотизма / Е.
В. Митрохина // Безопасность Евразии. - 2004. - № 2. - С. 432-434.
42.Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,
1995. – 607 с.
43.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.:
Просвещение, 1996. – 374с.
44.Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской
педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2009. – №1. – С. 93 –
101.
45.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов,
терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л.
И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - Москва : Оникс : Мир и
образование, 2012. – 735 с.
46.Павлова И. И. Проявления гражданских качеств у современных
подростков / И. И. Павлова // Социально-гуманитарные знания. -
2006. - № 4. - С. 136-144.
47.Педагогика / под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб: Питер, 2013. – 304 с.
48.Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад.
- 3-е изд., стер. – М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - 527
с.
49.Приходько В. И. Актуальность проблемы воспитания патриотизма и
готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько //
Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53 - 57.
50.Райхлина Е.Л. Использование литературного наследия в
патриотическом воспитании учащейся молодежи /Е.Л. Райхлина //
Воспитание школьников. - 2009. - №9. - С.26 - 28.
51.Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии / С.А. Рубинштейн. –
М.: Просвещение, 1973. – 208 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ