Совершенствование методики оценки комплексной эффективности муниципальных закупок
|
Введение 4
1 Роль государственных и муниципальных закупок в сфере государственных и
муниципальных финансов 10
1.1 Теоретические основы формирования системы закупок для государственных и муниципальных нужд 10
1.2 Краткая история зарождения и развития отечественной контрактной системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд .... 18
1.3 Финансово - организационный механизм государственной системы
размещения заказов в период развития современной системы 27
2 Оценка эффективности системы размещения государственных и муниципальных закупок в бюджетном процессе муниципального образования города Азнакаево 37
2.1 Анализ практики размещения государственных и муниципальных закупок
в период развития современной контрактной системы 37
2.2 Финансовые инструменты контрактной системы в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 45
2.3 Сравнительный анализ эффективности элементов функционирования системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в условиях ее развития и реформирования 65
3 Модернизация финансовых отношений в сфере размещения государственного и муниципального заказа 74
3.1 Разработка и апробация методики оценки комплексной эффективности
муниципальных закупок 74
3.2 Идентификация факторов низкой эффективности контрактной системы в
сфере закупок для государственных и муниципальных нужд 89
3.3 Пути и инструменты развития системы закупок в сфере государственных
и муниципальных финансов 98
Список использованных источников 110
Список общепринятых сокращений 117
1 Роль государственных и муниципальных закупок в сфере государственных и
муниципальных финансов 10
1.1 Теоретические основы формирования системы закупок для государственных и муниципальных нужд 10
1.2 Краткая история зарождения и развития отечественной контрактной системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд .... 18
1.3 Финансово - организационный механизм государственной системы
размещения заказов в период развития современной системы 27
2 Оценка эффективности системы размещения государственных и муниципальных закупок в бюджетном процессе муниципального образования города Азнакаево 37
2.1 Анализ практики размещения государственных и муниципальных закупок
в период развития современной контрактной системы 37
2.2 Финансовые инструменты контрактной системы в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 45
2.3 Сравнительный анализ эффективности элементов функционирования системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в условиях ее развития и реформирования 65
3 Модернизация финансовых отношений в сфере размещения государственного и муниципального заказа 74
3.1 Разработка и апробация методики оценки комплексной эффективности
муниципальных закупок 74
3.2 Идентификация факторов низкой эффективности контрактной системы в
сфере закупок для государственных и муниципальных нужд 89
3.3 Пути и инструменты развития системы закупок в сфере государственных
и муниципальных финансов 98
Список использованных источников 110
Список общепринятых сокращений 117
Актуальность темы научного исследования. Совершенствование государственных и муниципальных закупок происходит на современном этапе экономического развития России. Однако это совершенствование еще полностью не завершено. Но, уже сейчас эксперты оценивают первые результаты внедрения новой контрактной системы, выявляют преимущества и недостатки. В связи с этим встает вопрос о формировании сплоченной системы теоретико - методических подходов к определению и оценке эффективности функционирования контрактной системы в сфере государственных и муниципальных финансов.
Новый Федеральный закон № 44-ФЗ способствует интенсивному формированию конкурентной системы государственных закупок на территории РФ.
На сегодняшний день оценка эффективности государственных и муниципальных закупок представляет собой расчет абсолютного показателя экономии бюджетных средств без учета второстепенных факторов. Именно очень тесное взаимодействие контрактной системы с бюджетом требует создания иного подхода к оценке ее эффективности. Для этого необходимо разработать инструментарии анализа современной контрактной системы закупок на каждой ее стадии.
Актуальность темы диссертационного исследования вызвана необходимостью развития теоретико - методических подходов к оценке эффективности государственных и муниципальных закупок как единой методологической базы, которая будет отвечать требованиям экономической политики государства и которая будет ориентирована на формирование основных векторов ее дальнейшего развития.
Степень научной разработанности проблемы. Диссертационное исследование основывается на трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Труды Дж.М. Кейнса и П. Самуэльсона посвящены вопросам государственного регулирования экономических процессов при помощи контрактной системы. Само понятие «государственные закупки» раскрывается в работах Р. К. Арыкбаева, В. Т. Гаджиевой, Д.Г. Малькова. Аналитические же разборы функционирования старой и новой контрактных систем приведены в трудах И.И. Смотрицкой, С.С. Шувалова. Инновационные разработки в сфере государственных и муниципальных закупок рассмотрены в труде Л.Г. Каранатова.
Подходы по оценке эффективности государственных и муниципальных закупок были предприняты такими учеными, как Д.А. Абдрахимов, С.Б. Дашков, Г.А. Сухадольский и многими другими.
Несмотря на богатый отечественный опыт в изучении отечественной контрактной системы, научные взгляды вышеперечисленных ученых на современном этапе требуют доработки с учетом новых положений контрактной системы. Многие существующие сегодня методики, предложенные данными учеными, носят только теоретический характер. В них не берется в расчет реальная возможность государственных органов и органов местного самоуправления получить исходные данные для расчета основных оценочных индикаторов. Плохая проработанность теоретических и методических основ, а также инструментария оценки эффективности контрактной системы и векторов ее развития и определили тему и цель магистерской диссертации.
Цель и задачи научного исследования. Цель магистерской диссертации заключается в разработке методических подходов к оценке системы закупок в сфере государственных и муниципальных финансов и обоснования векторов будущего ее развития в условиях экономики страны.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) дано определение понятию «государственные закупки» и определены ее основные функции с учетом концептуальных задач социально - экономического развития России;
2) определены роль и место государственных закупок в финансовой системе государства;
3) выявлены взаимосвязи стадий бюджетного процесса с этапами закупочной деятельности;
4) разработаны методические положения и инструментарий оценки эффективности контрактной системы, удовлетворяющие российским реалиям;
5) определены приоритетные направления развития государственных и муниципальных закупок в сфере государственных и муниципальных финансов.
Предметом диссертационного исследования являются финансовые и экономические отношения, опосредующие контрактную систему на каждой стадии осуществления закупок и обеспечивающие выявление факторов, прямо или косвенно воздействующих на их экономическую эффективность.
Объектом научного исследования являются взаимозависимости, которые возникают в процессе функционирования элементов финансовой системы государства в ходе планирования, исполнения и контроля за реализацией закупок как одного из главных механизмов перераспределения финансовых ресурсов.
Теоретико - методологической базой магистерской диссертации послужили труды российских ученых в области государственных и муниципальных закупок. В ходе научного исследования были применены следующие методы познания - это анализ, синтез, сравнение, научная абстракция, системно - функциональный подход.
Информационно - эмпирической базой научного исследования стали законодательные и нормативно - правовые акты РФ, информация сводных отчетов Муниципального казенного учреждения «Управление образования Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ», публикаций отечественных и зарубежных ученых в рамках рассматриваемой темы диссертационного исследования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретико - методическом обосновании и практической разработке инструментария комплексной оценки эффективности функционирования системы государственных и муниципальных закупок и выяснений главных векторов модернизации финансовых отношений в данной сфере.
Научная новизна данной работы подтверждается полученными автором результатами:
1) дано полное определение понятию «государственные закупки» как элемента финансовой системы государства с точки зрения институционального и функционального подходов, что стало основанием для совершенствования подходов к оценке их эффективности;
2) дополнен перечень функций государственных и муниципальных закупок;
3) представлена системная модель движения финансовых потоков, где главная роль в перераспределении денежных средств между хозяйствующими субъектами и государством отведена государственным и муниципальным закупкам и в которой раскрыта взаимосвязь между результатами контрактной системы и эффективностью расходования бюджетных средств;
4) предложен методический подход к формированию инструментария комплексной оценки эффективности системы государственных и муниципальных закупок, который основан на расчленении этапов движения денежных средств, генерируемых контрактной системой;
5) разработана и апробирована методика комплексной оценки эффективности государственных и муниципальных закупок;
6) сформированы рекомендации по дальнейшему совершенствованию контрактной системы, связанные с ее модернизацией в части уточнения качественных характеристик процедуры общественного обсуждения и контроля закупочной деятельности на уровне муниципального образования.
Теоретическая значимость данной работы заключается в расширении концептуальных основ и совершенствования инструментария исследования государственных и муниципальных закупок как элемента сферы государственных и муниципальных финансов.
Практическая значимость научного исследования состоит в возможности применения полученных результатов органами местного самоуправления муниципальных образований, региональными и федеральными органами исполнительной власти при оценке эффективности государственных и муниципальных закупок.
Апробация и реализация результатов научного исследования. Результаты научного исследования были опубликованы на страницах таких научных издательств, как «Агенство международных исследований», «Omega Science. Международный центр инновационных исследований», «Институт управления и социально - экономического развития».
Результаты данного научного исследования апробированы в Муниципальном казенном учреждении «Управление образования Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ».
Объем, структура и содержание работы. Магистерская диссертация состоит из 120 страниц (с учетом приложении), в который входят введение, три главы, заключение, список использованных источников (в общем количестве 63 (электронные и печатные издания)), список общепринятых сокращений, 2 приложения, 3 рисунка, 14 таблиц (включая и таблицы из приложении) и 6 формул.
Во введении раскрыта актуальность темы магистерской диссертации, а также определены цель и задачи, предмет и объект научного исследования, теоретико - методологическая база, научная новизна темы, теоретическая и практическая значимости результатов научного исследования.
В первой главе представлена теоретическая база научного исследования, дано определение понятию «государственные закупки», приведены этапы развития системы государственных закупок.
Во второй главе проведен анализ практики размещения государственного и муниципального заказа, рассмотрены основные инструменты контрактной системы, а также исследованы параметры контрактной системы в процессе ее развития и реформирования.
В третьей главе разработаны методические подходы для расчета показателей комплексной оценки эффективности муниципальных закупок, рассмотрены результаты ее апробации в деятельности муниципального образования города Азнакаево, определены главные векторы развития контрактной системы.
В заключении магистерской диссертации приведен вывод согласно результату диссертационного исследования.
Новый Федеральный закон № 44-ФЗ способствует интенсивному формированию конкурентной системы государственных закупок на территории РФ.
На сегодняшний день оценка эффективности государственных и муниципальных закупок представляет собой расчет абсолютного показателя экономии бюджетных средств без учета второстепенных факторов. Именно очень тесное взаимодействие контрактной системы с бюджетом требует создания иного подхода к оценке ее эффективности. Для этого необходимо разработать инструментарии анализа современной контрактной системы закупок на каждой ее стадии.
Актуальность темы диссертационного исследования вызвана необходимостью развития теоретико - методических подходов к оценке эффективности государственных и муниципальных закупок как единой методологической базы, которая будет отвечать требованиям экономической политики государства и которая будет ориентирована на формирование основных векторов ее дальнейшего развития.
Степень научной разработанности проблемы. Диссертационное исследование основывается на трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Труды Дж.М. Кейнса и П. Самуэльсона посвящены вопросам государственного регулирования экономических процессов при помощи контрактной системы. Само понятие «государственные закупки» раскрывается в работах Р. К. Арыкбаева, В. Т. Гаджиевой, Д.Г. Малькова. Аналитические же разборы функционирования старой и новой контрактных систем приведены в трудах И.И. Смотрицкой, С.С. Шувалова. Инновационные разработки в сфере государственных и муниципальных закупок рассмотрены в труде Л.Г. Каранатова.
Подходы по оценке эффективности государственных и муниципальных закупок были предприняты такими учеными, как Д.А. Абдрахимов, С.Б. Дашков, Г.А. Сухадольский и многими другими.
Несмотря на богатый отечественный опыт в изучении отечественной контрактной системы, научные взгляды вышеперечисленных ученых на современном этапе требуют доработки с учетом новых положений контрактной системы. Многие существующие сегодня методики, предложенные данными учеными, носят только теоретический характер. В них не берется в расчет реальная возможность государственных органов и органов местного самоуправления получить исходные данные для расчета основных оценочных индикаторов. Плохая проработанность теоретических и методических основ, а также инструментария оценки эффективности контрактной системы и векторов ее развития и определили тему и цель магистерской диссертации.
Цель и задачи научного исследования. Цель магистерской диссертации заключается в разработке методических подходов к оценке системы закупок в сфере государственных и муниципальных финансов и обоснования векторов будущего ее развития в условиях экономики страны.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) дано определение понятию «государственные закупки» и определены ее основные функции с учетом концептуальных задач социально - экономического развития России;
2) определены роль и место государственных закупок в финансовой системе государства;
3) выявлены взаимосвязи стадий бюджетного процесса с этапами закупочной деятельности;
4) разработаны методические положения и инструментарий оценки эффективности контрактной системы, удовлетворяющие российским реалиям;
5) определены приоритетные направления развития государственных и муниципальных закупок в сфере государственных и муниципальных финансов.
Предметом диссертационного исследования являются финансовые и экономические отношения, опосредующие контрактную систему на каждой стадии осуществления закупок и обеспечивающие выявление факторов, прямо или косвенно воздействующих на их экономическую эффективность.
Объектом научного исследования являются взаимозависимости, которые возникают в процессе функционирования элементов финансовой системы государства в ходе планирования, исполнения и контроля за реализацией закупок как одного из главных механизмов перераспределения финансовых ресурсов.
Теоретико - методологической базой магистерской диссертации послужили труды российских ученых в области государственных и муниципальных закупок. В ходе научного исследования были применены следующие методы познания - это анализ, синтез, сравнение, научная абстракция, системно - функциональный подход.
Информационно - эмпирической базой научного исследования стали законодательные и нормативно - правовые акты РФ, информация сводных отчетов Муниципального казенного учреждения «Управление образования Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ», публикаций отечественных и зарубежных ученых в рамках рассматриваемой темы диссертационного исследования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретико - методическом обосновании и практической разработке инструментария комплексной оценки эффективности функционирования системы государственных и муниципальных закупок и выяснений главных векторов модернизации финансовых отношений в данной сфере.
Научная новизна данной работы подтверждается полученными автором результатами:
1) дано полное определение понятию «государственные закупки» как элемента финансовой системы государства с точки зрения институционального и функционального подходов, что стало основанием для совершенствования подходов к оценке их эффективности;
2) дополнен перечень функций государственных и муниципальных закупок;
3) представлена системная модель движения финансовых потоков, где главная роль в перераспределении денежных средств между хозяйствующими субъектами и государством отведена государственным и муниципальным закупкам и в которой раскрыта взаимосвязь между результатами контрактной системы и эффективностью расходования бюджетных средств;
4) предложен методический подход к формированию инструментария комплексной оценки эффективности системы государственных и муниципальных закупок, который основан на расчленении этапов движения денежных средств, генерируемых контрактной системой;
5) разработана и апробирована методика комплексной оценки эффективности государственных и муниципальных закупок;
6) сформированы рекомендации по дальнейшему совершенствованию контрактной системы, связанные с ее модернизацией в части уточнения качественных характеристик процедуры общественного обсуждения и контроля закупочной деятельности на уровне муниципального образования.
Теоретическая значимость данной работы заключается в расширении концептуальных основ и совершенствования инструментария исследования государственных и муниципальных закупок как элемента сферы государственных и муниципальных финансов.
Практическая значимость научного исследования состоит в возможности применения полученных результатов органами местного самоуправления муниципальных образований, региональными и федеральными органами исполнительной власти при оценке эффективности государственных и муниципальных закупок.
Апробация и реализация результатов научного исследования. Результаты научного исследования были опубликованы на страницах таких научных издательств, как «Агенство международных исследований», «Omega Science. Международный центр инновационных исследований», «Институт управления и социально - экономического развития».
Результаты данного научного исследования апробированы в Муниципальном казенном учреждении «Управление образования Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ».
Объем, структура и содержание работы. Магистерская диссертация состоит из 120 страниц (с учетом приложении), в который входят введение, три главы, заключение, список использованных источников (в общем количестве 63 (электронные и печатные издания)), список общепринятых сокращений, 2 приложения, 3 рисунка, 14 таблиц (включая и таблицы из приложении) и 6 формул.
Во введении раскрыта актуальность темы магистерской диссертации, а также определены цель и задачи, предмет и объект научного исследования, теоретико - методологическая база, научная новизна темы, теоретическая и практическая значимости результатов научного исследования.
В первой главе представлена теоретическая база научного исследования, дано определение понятию «государственные закупки», приведены этапы развития системы государственных закупок.
Во второй главе проведен анализ практики размещения государственного и муниципального заказа, рассмотрены основные инструменты контрактной системы, а также исследованы параметры контрактной системы в процессе ее развития и реформирования.
В третьей главе разработаны методические подходы для расчета показателей комплексной оценки эффективности муниципальных закупок, рассмотрены результаты ее апробации в деятельности муниципального образования города Азнакаево, определены главные векторы развития контрактной системы.
В заключении магистерской диссертации приведен вывод согласно результату диссертационного исследования.
В рамках проведенного исследования автору удалось составить целостную картину об главных принципах функционирования контрактной системы за счет реализации пошагового алгоритма изучения выбранного объекта исследования.
Он подчеркнул важность исследования контрактной системы. По его мнению, контрактная система, которая и ныне функционирует на территории страны, стала более корректной по причине смены одного федерального закона другим. Необходимость в замене законодательного документа назрела по причине многократных корректировок, поправок и замечаний к действовавшей в течении восьми лет системе. Эта контрактная система уже не отвечала требованиям современного мира и уже не справлялась с поставленными ей задачами и целью. Важно подчеркнуть, что в период действия старого федерального закона в сфере закупок не было единой методики по оценке эффективности контрактной системы, что приводило к росту среди заказчиков и поставщиков коррупции в огромных масштабах.
Новый закон позволил предельно ясно распределить поэтапно процесс закупки. То есть, контрактная система уже не представляла собой отдельный механизм, чьи составляющие существовали раздельно от нее. Вышеприведенное распределение привело к созданию единого механизма под названием «государственные и муниципальные закупки». Теперь стало возможным определение влияния каждой составляющей на результат всей системы.
В данной работе не раз было отмечено то, что внедрение новой контрактной системы было направлено на рост эффективности государственных и муниципальных закупок. При составлении нового закона законодатели устранили, но не до конца, коррупционные факторы, которые были заметны на всех этапах размещения заказов. Были решены проблемы, тесно связанные с непроработанной системой планирования заказов. Кроме этого, были внедрены
следующие нововведения:
1) создана система нормирования;
2) увеличены возможности института общественного контроля;
3) четко сформирован механизм определения начальной (максимальной) цены контракта;
4) увеличен перечень способов определения поставщика;
5) увеличены возможности ЕИС;
6) внедрены антидемпинговые меры;
7) определены функций контрольных органов.
Можно сказать, что был сформирован фундамент для дальнейшего развития эффективной системы размещения заказов.
Однако несмотря на все преимущества, усовершенствованная контрактная система имела один недостаток, который выражался в отсутствии методики комплексной оценки эффективности работы органов власти соответствующего уровня по размещению заказов.
Внедренная автором магистерской диссертации методика позволит не только улучшить деятельность конкретного отдела организации, занимающейся вопросами в сфере закупок, но также использовать ее на местном, региональном и федеральном уровнях. Она поможет устранить проблемы, возникающие при размещении закупок и достичь тех целей, которые были обозначены Президентом страны в посланиях Федеральному Собранию.
В результате проведенного магистерского исследования автору удалось достичь несколько целей. В первой главе работы им было дано теоретическое обоснование объекта исследования, а также рассмотрена история формирования системы закупок и выделены этапы развития системы государственных заказов, произведено соотношение стадий бюджетного процесса и процесса размещения заказов.
Во второй главе автор рассмотрел опыт размещения муниципального заказа на примере организации по управлению образованием Азнакаевского муниципального района по вопросам осуществления предварительного контроля на предмет проверки начальных (максимальных) контрактов до момента размещения заказа в период модернизации новой контрактной системы.
Нельзя забывать о том, что на федеральном уровне такого механизма нет, но эффективность предварительного контроля все же была выяснена.
На сегодняшний день, когда контрактная система прошла этап реформирования, данный механизм уже внедрен и остается главным и четко определены органы, на которые возложены обязательства по проведению такого рода контроля.
В последней главе работы автором была представлена методика комплексной оценки эффективности муниципальных закупок. Здесь же он описывает факторы, оказывающие негативное воздействие на эффективное функционирование контрактной системы.
В целях максимального достижения поставленных при внедрении контрактной системы целей были предложены несколько направлений по совершенствованию действующей на сегодняшний день контрактной системы.
По итогам проведенного исследования, автором была четко обозначена необходимость проведения комплексной оценки эффективности муниципальных закупок и предложена усовершенствованная методика оценки эффективности муниципальных закупок. В результате были решены несколько задач:
1) определена расширенная трактовка понятия «государственные закупки» как фактора финансовой системы государства с точки зрения институционального и функционального подходов;
2) с учетом предложенного им подхода к понятию государственных и муниципальных закупок, а также с учетом реалий сегодняшнего состояния экономики страны было определено место сферы закупок в финансовой системе государства;
3) как фактор финансовой системы государства, закупки всегда тесно связаны с осуществлением бюджетного процесса;
4) с учетом авторского подхода к определению закупок, а также с учетом определенного в рамках первой главы работы роли государственных и муниципальных закупок в финансовой системе государства был расширен перечень функций закупок в рамках ныне действующей модели социально - экономического развития России;
5) в рамках исследования была теоретически проанализирована историческая справка по формированию и развитию государственных и муниципальных закупок на территории России;
6) осуществлен сравнительный анализ принципов контрактной системы до и после реформирования, а также определено, что контрактная система после реформы устранила почти все недостатки старой системы;
7) в целях осуществления комплексной оценки муниципальных заказов был представлен пример ее внедрения на примере договорного отдела организации, осуществляющей управление образовательной деятельностью в районе;
8) в рамках этой же методики были перечислены основные факторы оценки, определены степени влияния каждого из них на итоговый показатель эффективности;
9) необходимость применения данной методики оценки эффективности определяется внедрением стимулирующих мер для представителей органов местного самоуправления, работающих в сфере закупок;
10) был также автором осуществлен процесс распознавания факторов низкой эффективности контрактной системы и предложены пути по увеличению эффективности закупок, а также выявлены инструменты и дальнейшие пути модернизации контрактной системы.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, что проведенное исследование помогло составить единую картину о функционировании такого механизма, как контрактная система РФ и ясно и конкретно обозначить ее роль в социально - экономическом развитии страны и выявить преимущества и найти пути решения по основным недостаткам.
Он подчеркнул важность исследования контрактной системы. По его мнению, контрактная система, которая и ныне функционирует на территории страны, стала более корректной по причине смены одного федерального закона другим. Необходимость в замене законодательного документа назрела по причине многократных корректировок, поправок и замечаний к действовавшей в течении восьми лет системе. Эта контрактная система уже не отвечала требованиям современного мира и уже не справлялась с поставленными ей задачами и целью. Важно подчеркнуть, что в период действия старого федерального закона в сфере закупок не было единой методики по оценке эффективности контрактной системы, что приводило к росту среди заказчиков и поставщиков коррупции в огромных масштабах.
Новый закон позволил предельно ясно распределить поэтапно процесс закупки. То есть, контрактная система уже не представляла собой отдельный механизм, чьи составляющие существовали раздельно от нее. Вышеприведенное распределение привело к созданию единого механизма под названием «государственные и муниципальные закупки». Теперь стало возможным определение влияния каждой составляющей на результат всей системы.
В данной работе не раз было отмечено то, что внедрение новой контрактной системы было направлено на рост эффективности государственных и муниципальных закупок. При составлении нового закона законодатели устранили, но не до конца, коррупционные факторы, которые были заметны на всех этапах размещения заказов. Были решены проблемы, тесно связанные с непроработанной системой планирования заказов. Кроме этого, были внедрены
следующие нововведения:
1) создана система нормирования;
2) увеличены возможности института общественного контроля;
3) четко сформирован механизм определения начальной (максимальной) цены контракта;
4) увеличен перечень способов определения поставщика;
5) увеличены возможности ЕИС;
6) внедрены антидемпинговые меры;
7) определены функций контрольных органов.
Можно сказать, что был сформирован фундамент для дальнейшего развития эффективной системы размещения заказов.
Однако несмотря на все преимущества, усовершенствованная контрактная система имела один недостаток, который выражался в отсутствии методики комплексной оценки эффективности работы органов власти соответствующего уровня по размещению заказов.
Внедренная автором магистерской диссертации методика позволит не только улучшить деятельность конкретного отдела организации, занимающейся вопросами в сфере закупок, но также использовать ее на местном, региональном и федеральном уровнях. Она поможет устранить проблемы, возникающие при размещении закупок и достичь тех целей, которые были обозначены Президентом страны в посланиях Федеральному Собранию.
В результате проведенного магистерского исследования автору удалось достичь несколько целей. В первой главе работы им было дано теоретическое обоснование объекта исследования, а также рассмотрена история формирования системы закупок и выделены этапы развития системы государственных заказов, произведено соотношение стадий бюджетного процесса и процесса размещения заказов.
Во второй главе автор рассмотрел опыт размещения муниципального заказа на примере организации по управлению образованием Азнакаевского муниципального района по вопросам осуществления предварительного контроля на предмет проверки начальных (максимальных) контрактов до момента размещения заказа в период модернизации новой контрактной системы.
Нельзя забывать о том, что на федеральном уровне такого механизма нет, но эффективность предварительного контроля все же была выяснена.
На сегодняшний день, когда контрактная система прошла этап реформирования, данный механизм уже внедрен и остается главным и четко определены органы, на которые возложены обязательства по проведению такого рода контроля.
В последней главе работы автором была представлена методика комплексной оценки эффективности муниципальных закупок. Здесь же он описывает факторы, оказывающие негативное воздействие на эффективное функционирование контрактной системы.
В целях максимального достижения поставленных при внедрении контрактной системы целей были предложены несколько направлений по совершенствованию действующей на сегодняшний день контрактной системы.
По итогам проведенного исследования, автором была четко обозначена необходимость проведения комплексной оценки эффективности муниципальных закупок и предложена усовершенствованная методика оценки эффективности муниципальных закупок. В результате были решены несколько задач:
1) определена расширенная трактовка понятия «государственные закупки» как фактора финансовой системы государства с точки зрения институционального и функционального подходов;
2) с учетом предложенного им подхода к понятию государственных и муниципальных закупок, а также с учетом реалий сегодняшнего состояния экономики страны было определено место сферы закупок в финансовой системе государства;
3) как фактор финансовой системы государства, закупки всегда тесно связаны с осуществлением бюджетного процесса;
4) с учетом авторского подхода к определению закупок, а также с учетом определенного в рамках первой главы работы роли государственных и муниципальных закупок в финансовой системе государства был расширен перечень функций закупок в рамках ныне действующей модели социально - экономического развития России;
5) в рамках исследования была теоретически проанализирована историческая справка по формированию и развитию государственных и муниципальных закупок на территории России;
6) осуществлен сравнительный анализ принципов контрактной системы до и после реформирования, а также определено, что контрактная система после реформы устранила почти все недостатки старой системы;
7) в целях осуществления комплексной оценки муниципальных заказов был представлен пример ее внедрения на примере договорного отдела организации, осуществляющей управление образовательной деятельностью в районе;
8) в рамках этой же методики были перечислены основные факторы оценки, определены степени влияния каждого из них на итоговый показатель эффективности;
9) необходимость применения данной методики оценки эффективности определяется внедрением стимулирующих мер для представителей органов местного самоуправления, работающих в сфере закупок;
10) был также автором осуществлен процесс распознавания факторов низкой эффективности контрактной системы и предложены пути по увеличению эффективности закупок, а также выявлены инструменты и дальнейшие пути модернизации контрактной системы.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, что проведенное исследование помогло составить единую картину о функционировании такого механизма, как контрактная система РФ и ясно и конкретно обозначить ее роль в социально - экономическом развитии страны и выявить преимущества и найти пути решения по основным недостаткам.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование механизмов противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд региона (на материале МТУ Росимущества по Тамбовской и Липецкой области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование работы с клиентами в банке
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Маркетинговые аспекты осуществления государственных закупок бюджетным учреждением
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование государственных закупок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование системы финансового управления и контроля эффективности использования внебюджетных средств бюджетными (муниципальными) учреждениями
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



