Эмпирическая база исследования - МАОУ СОШ № 42 г. Томска (1 классе).
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты темы «Проектной деятельности младшего школьника» 6
1.1 Сущность понятия проектная деятельность 6
1.2 Организация проектной деятельности в начальной школе 9
1.3 Формирование познавательных учебных действий с использованием проектной деятельности 14
Глава 2 Анализ опыта проектной деятельности младшего школьника 21
2.1 Анализ УМК «Школа России» по проблеме использования проектной деятельности 21
2.2 Анализ опыта проектной деятельности младших школьников 25
2.3 Разработка проекта по окружающему миру, способствующего формированию УУД 29
Заключение 36
Список использованных источников 38
На современном этапе общественного развития, когда государство стало осознавать, что общее процветание его зависит от личностных возможностей каждого индивидуального человека, методики воспитания детей уже в период дошкольного детства претерпевают значительные изменения.
В-первую очередь, уходят в прошлое авторитарно-командные стили наставничества, показавший свою полную неэффективность и даже вред, так как значительно ограничивают свободу мышления и креативность ребенка, мешают его самоопределению и дальнейшей самореализации. Но поскольку нельзя просто отбросить старые методы, не предлагая ничего им на замену. Поэтому ведущие педагоги и психологи и разработали совершенно новый метод воспитания подрастающего поколения, который получил название проектная деятельность.
Уникальность и ценность данного подхода заключается в следующем: проектная деятельность в начальной школе мотивирует ребенка самого находить ответы на интересующие вопросы, получая в этом процессе новые знания, умения и навыки общения, социально адаптируясь, готовясь к школе.
Взрослые, выступая в роли позитивных лидеров, лишь умело предоставляют соответствующие направления деятельности при помощи планирования в школе. К группе «взрослых лидеров» относятся не только педагоги, но также родители, которым в проектной деятельности детей отводится важная роль. В процессе такой деятельности сглаживается барьер, который существует между школой и домашним воспитанием. Процесс роста количества знаний и развития личности ребенка в этом случае происходит непрерывно, как бы сам по себе и становится привычным образом жизни ребенка.
Применение метода проекта в начальной школе, способствует значительному повышению самостоятельной активности детей, развитию творческого мышления, умения детей самих, с помощью разных способов находить информацию об интересующих предметах или явлениях и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Также использование метода проектов делает образовательную систему школы открытой для активного участия родителей. Отсюда следует, что данная проблема является актуальной не только для школы, но и для всего общества.
Метод проектов упоминался в работах отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В настоящее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько,
В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).
За последние годы метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности.
В настоящее время приоритетом начального общего образования становится формирование УУД, способов деятельности, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения. Недостаточно изученными остаются условия использования этого метода как компонента системы образования, не разрушающего сложившейся предметной классно-урочной системы.
Цель данной работы: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания младших школьников.
Объект исследования: проектная деятельность младшего школьника.
Предмет исследования: условия использования метода проектов в процессе обучения и воспитании младших школьников.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) изучить сущность понятия проектной деятельности;
2) рассмотреть особенности организации проектной деятельности в начальной школе;
3) охарактеризовать понятие и виды универсальных учебных действий и возможности их формирования посредством проектной деятельности;
4)организовать экспериментальное исследование проектной деятельности в условиях начальной школы.
Гипотеза исследования: проектная деятельность в младших классах школы имеет свои особенности, которые выражены в условиях ее организации. Проектная деятельность способствует формированию и развитию УУД младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы таких авторов, как А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, Д. Б. Эльконин, Н.В.Матяш и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, цитирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что данное исследование может быть использовано в практической работе школы по формированию универсальных учебных действий.
Базой исследования выступал МАОУ СОШ № 42 г.Томска. В эксперименте принимали участие педагоги, учащиеся 1 класса и их родители.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Процесс создания проекта называется проектированием, этапами проектирования являются выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. Метод проектной деятельности можно использовать в работе с детьми разного возраста. Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. учитель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Проектная деятельность играет важную роль в формирование УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. При работе над проектами формируются УУД во всех видов: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Основой проектной деятельности младших школьников является система продуманных наблюдений, демонстрационных опытов, практических работ.
В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам. А также данный УМК предусматривает поэтапное вхождение обучающихся в данный вид деятельности.
Для изучения опыта проектной деятельности в начальной школе было проведено исследование в МАОУ СОШ № 42 г. Томска в 1 классе.
В рамках исследования нами были изучены: педагогическая документация, в т.ч. календарно-тематическое планирование, а также проведена беседа с учителем и родителями детей. В результате установлено следующее.
По результатам проведенного исследования можно сказать, что в МАОУ СОШ № 42 г.Томска планируется в соответствии с требованиями ФГОС, за основу взят план проектной деятельности УМК «Школа России».
В качестве рекомендаций педагогам был предложен проект по окружающему миру. Такого рода проекты могут использоваться регулярно в течение года, что будет способствовать формированию и развитию УУД учащихся.
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. − М.: Просвещение, 1985. − 208 с.
2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. – № 2. – С. 94-117.
3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
4. Богаченко, Е.А. Игра как современный метод / Е.А. Богаченко // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 16-18.
5. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике / Н.С. Глуханюк. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 216 с.
6. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2015. – 896 c.
7. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Д.К. Джонс. – М.: Мир, 1986. – 326 с.
8. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
9. Занков Л.В. Развивающее обучение [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: https://psyera.ru/razvivayushchee-obuchenie-lv-zankova_8105.htm, свободный. Дата обращения 04.02.2019.
10. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. – № 1. – С. 36-41.
11. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. – № 4. – С. 3 – 7.
12. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. – № 11. – С. 20-33.
13. Ильина, А.В. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта / А. В. Ильина// Научно-теоретический журнал ЧИППКРО. – 2011.-№11. – С.127-132.
14. Исаев, Е.И. Психология образования человека: Становление субъективности в образовательных процессах: Учебное пособие / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 432 c.
15. Калмыкова Е.В. Технология критического мышления / Е.В.Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2010. – 104 с.
16. Кантор, К. М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна / К. М. Кантор // Вопросы философии. – 1981. – № 11. – С. 84-96.
17. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. – № 6. – С. 59-65.
18. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т.В.Кудрявцев. − М.:Знание, 2011. − 80 с.
19. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М.Матюшкин. – М: Директмедиа, 2010. − 392 с.
20. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская. − М, 1989. − 128 с.
21. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В.Муштавинская. – КАРО, 2012. – 144 с.
22. Осмоловская И. М. Дидактика / И.М. Осмоловская. – М.: Академия, 2012. – 240 с.
23. Петровский А. В. Психология / А.В. Петровский. – М.:АКАДЕМИЯ, 2010.- 512с.
24. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. − Изд. 2-е, испр. − М. :Баласс, 2011. − 416 с.
25. Селевко Г.К. Проблемное обучение/ Г.К.Селевко // Школьные технологии. − 2012. − №2. − с.61-66.
26. Советова Е. В. Итоговая аттестация в начальной школе / Е.В.Советова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 299 с.
27. Талызина Н.Ф. Индивидуальные формы работы / Н.Ф.Талызина // Педагогическая психология. – М., 1998. с.170-173.
28. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования: содержание и механизмы реализации : Программа дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) / Минобрнауки России. – М., 2011. – 42с.
29. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч.1 / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
30. Эпштейн, М.М. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты / М. М. Эпштейн, А. Н. Юшков// Народное образование. – 2014. – №6. – С.151-159.