Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1 Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе 6
1.2 Нарушение формирования лексико-грамматической стороны речи у
детей с общим недоразвитием речи 10
1.3 Применение интерактивных игр для развития лексико-грамматического
строя речи в работе логопеда 15
Глава II. Экспериментальное изучение состояния речи у дошкольников
с общим недоразвитием речи 18
2.1 Описание методов диагностики лексико-грамматического строя речи у
детей с общим недоразвитием речи 18
2.2 Анализ результатов исследования констатирующего эксперимента 23
Глава III. Подбор и апробация интерактивных игр для развития лексико- грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 31
3.1 Методическая разработка для развития лексико- грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием интерактивных игр 31
3.2 Анализ результатов исследования формирующего эксперимента 46
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 63
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Развитие речи, и вообще овладение родным языком считается важным приобретением ребенка в дошкольном возрасте, которое рассматривают как общую основу воспитания и обучения детей.
Исследования отечественных психологов и лингвистов доказали, что овладение ребенком речью перестраивает его психику, а также всю деятельность.
При нормальном речевом развитии ребенок осваивает грамматический строй речи постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых в процессе общения с ними и в разнообразной речевой практике. Грамматика, включает в себя 3 основных компонента, которые тесно взаимосвязанны и взаимодействуют между собой: морфологию, словообразование и синтаксис.
Овладение ими у каждого ребенка происходит постепенно, и в определенной последовательности. Постепенность и последовательность овладения грамматическим строем объясняются не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической. Трудность усвоения грамматических значений в том, что данные значения абстрактны, ребенок не осознает их - он воспринимает лишь конкретные формы их воплощения.
Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.
Овладение лексико-грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Актуальность - ребенок, не усвоивший лексико-грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.
Вопросу развития лексики - грамматического строя ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Г. Л. Розенгарт-Пупко Д. Б. Эльконин и др.
Цель - подбор и апробация интерактивных игр по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - лексико-грамматический строй речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования лексикограмматического строя речи средствами интерактивных игр.
Гипотеза - процесс коррекционной работы по формированию лексикограмматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет наиболее успешным и эффективным, если сделать особый акцент на специальных интерактивных играх по развитию лексикограмматического строя речи.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть развитие и формирование лексико-грамматического строя речи в онтогенезе;
3) подобрать методы и приемы изучения лексико-грамматических операций у дошкольников;
4) подобрать и апробировать интерактивные игры, направленные на формирование лексико-грамматических операций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методологическая база:
Методологической основой исследования явились основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии; ключевые теоретические положения, изложенные в концепции Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера.
Кроме того, мы опираемся на материалы исследований таких авторов как Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Методы исследования:
Теоретический метод - анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на устранение или снижение лексико-грамматических ошибок, что позволит повысить эффективность логопедической работы, проводимой с детьми.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №340 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Структура работы: включает в себя: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Фундаментальным трудом в исследовании лексико-грамматического строя речи является работа А. Н. Гвоздева « Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». Он расширил фактическую базу науки о языке данными по детской речи. Закономерности- освоения грамматического строя речи были раскрыты в работах С. Л. Рубинштейна, Ф.А Сохина, Д. Б.Эльконина и др. В современных исследованиях по психолингвистики изучаются разные проблемы усвоения лексико- грамматического строя речи ребенком: стратегия усвоения ребенком грамматических категорий (Н.И. Лепская, С.Н. Цейтлин), место семантического компонента в языковой способности (А. М. Шахнарович), семантический синтаксис и ориентация на порядок слов в онтогенезе (Т. В. Ахутина, Б.М. Величковский, Л.Р. Аносова, Е.Ю.).
Лексико- грамматический строй речи у детей имеет ряд особенностей: незначительный лексический запас, частые морфологические ошибки, замены. Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов.
Дидактические игры и упражнения являются важным средством формирования грамматически правильной речи, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Мониторинг логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий показал, что в результате проведенной работы улучшились показатели по всем направлениям лексико-грамматического строя речи: дети стали подбирать антонимы к более широкому кругу слов; уточнилось значение действий; улучшились показатели в подборе определений к существительным; согласовании их в роде, числе; расширился активный словарь по лексическим темам.
Таким образом, проведенная работа показала, что применение специальных интерактивных игр позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи. Было выявлено улучшение развития лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общего недоразвития речи. Процесс словообразования и умение составлять предложения стал более непринужденным и практически не вызывает затруднений. Аграмматизмов в речи стало меньше.
Практическая значимость работы определяется тем, что подготовленный материал может быть использован воспитателями групп дошкольного учреждения по закреплению основных лексико-грамматических тем и для совместной работы родителей с детьми.
Изменилось и содержание детской деятельности с игровым дидактическим материалом, наиболее интенсивно происходит воспитание самостоятельности, проявляющей в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их, в умении вносить элементы творчества (придумывать свое, выполнять задание по-своему).
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина.- М.: Академия, 2015.- 400 с.
2. Антипина Л. А. Использование компьютерной технологии в дошкольном учреждении [Текст] // Мультимедиа технологии в современном образовании: мат. I Всеросс. научно-метод. конф. (г. Петрозаводск, август 2012г.). — Петрозаводск, 2012. — С. 13-15.
3. Арушанова, А. Г. Методика развития речи и обучения началам грамоты: теоретический курс, книга авторизов, изложение [Текст] / А. Г. Арушанова.- М.: МЭГУ, 2016.- 169 с.
4. Асташина, И. В. Логопедические игры и упражнения для детей [Текст] / И.В. Асташина. - М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2010. - 192 с.
5. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / С.А. Безрукова // Логопед в детском саду. - 2017 - №6.
6. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / С.В. Бойкова // Логопед в детском саду - 2016 - №3.
7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2017.- 160 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: учебное пособие [Текст] / А. М. Бородич.-М.: Просвещение, 2014.- 88 с.
9. Бурачевская О. В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.).
— М.: Буки-Веди, 2015. — С. 137-140.
10. Володина, Р. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5 - 6 лет [Текст] / Р. Володина // Дошкольное воспитание.- №8.- 2016. - 244 с.
11. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского
сада. Развитие речи: практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ [Текст] / В. Н. Волчкова.-Воронеж: Учитель, 2017.- 112 с.
12. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
13. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2015. - 416 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев.- М.,2016.- С. 459-467.
15. Гордеева И. А. Интерактивные развивающие игры с использованием информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда [Текст] / И.
А. Гордеева // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,
2015. — С. 149-150.
16. Граб, Л. М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе длядетей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Л. М. Граб.- М.,
2015. - С. 178-202.
17. Грамматические игры в детском саду: методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений [Текст] / Сост. Г. И. Николайчук.-Ровно, 2016. - 79с.
18. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5 - 6 лет: методическое пособие для воспитателей, работающих по программе «из детства в отрочество» [Текст] / Т. И. Гризик.- М., 2016.- С.320
19. Гризик, Т. И. Конспекты занятий по развитию речи детей 5-6 лет: методическое пособие для воспитателей, работающих по программе «из детства в отрочество» [Текст] / Т. И. Гризик.- М., 2017. - С.120
20. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст] / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 2016. - 240 с.
21. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: пособие для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.-Екатеренбург, 2017. - 11-20с.
22. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова.-М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2015.- 279 с.
23. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов [Текст] / Т. А. Куликовская.-М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2016.- 94 с.
24. Колунова, Л. Работа со словом в процессе развития речи старших дошкольников [Текст] / Л. Колунова, О. Ушакова // Дошкольное воспитание.- №9.- 2014.- 195с.
25. Любина, Г. А. Характеристика речи детей [Текст] / Г. А. Любина // Ребенок в детском саду.- №6.- 2014. - 33с.
26. Мещерякова Л.В. Формирование лексико - грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Л.В. Мещерякова // Логопед. - 2014 - №6. - 220с.
27. Михайлова, З. А. Игровые занимательные занятия для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова.-М.,2017. - С. 88
28. Поваляева, М. А. Дидактический материал по логопедии: сказки о веселом язычке [Текст] /М. А. Поваляева.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 209с.
29. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов : пособие для логопедов [Текст] / Е. А. Пожиленко. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
30. Родовская, Н. А. Занятия по развитию речи [Текст] / Н. А. Родовская // Ребенок в детском саду.- №2.- 2014. - 43-56с.
31. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с ОНР: учеб.пособие для студ. выс. пед. учеб. Заведений [Текст] / С. Н. Сазонова.- М.,2016. - С. 610
32. Семихватская, С. В. Диагностика речевого развития учащихся начальных классов: учебно-метод. Пособие [Текст] / С. В. Семихватская. - Магнитогорск: МаГУ, 2015.- 77 с.
33. Ильина, М.Н. Тесты для детей: сборник тестов и
развивающих упражнений [Текст] / Сост. М. Н. Ильина.- Спб.: Дельта, 2016.210с.
34. Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Г.С. Тимофеева // Логопед - 2015 - №2. - 105с.
35. Торшенко, Е. Азбука счета [Текст] / Е. Торшенко, Л. М. Малявина.-М.: ОНИКС 21 век, 2014. - 95-100с.
36. Тихонова, Е. С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с ОНР [Текст] / Е.С. Тихонова. - М.: АРКТИ, 2014. - 331 с.
37. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических училищ [Текст] / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной.-
3- е изд., испр.- М.:АРКТИ, 2015.- С. 340
38. Ушакова, О. С. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание.- №9.- 2018. - 34с.
39. Ушакова , О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] /
О.С.Ушакова.-М.,2015.-С.210
40. Жукова, Н. С. Логопедия : преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2005. - 320 с. - (Учимся играя).