Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социализация подростков из неполных семей

Работа №36767

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
885
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Теоретические и методологические подходы к исследованию
неполной семьи 9
Раздел 2. Особенности социализации детей из неполных семей 23
Раздел 3. Особенности социализации подростков из неполных семей: на
примере эмпирического исследования семей в городе Казань 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Актуальность исследования обусловлена ролью, которую семья играет в социуме, и рядом спорных вопросов в науке, возникающих при оценке статуса неполных семей в практике функционирования социального института семьи.
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека. Происходит овладение им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем семья в настоящее время перживает нелегкие времена. Изменение в экономике, политеке, социальной, духовно-нравственной сферах негативно отразались на состояние семьи и стали причинами множества проблем семьи и в семейной жизни.
Социально-экономические и политические особенности современного времени не могли не отразится на одном из самых важных институтов общества - семье. Вполне естественно, что такой консервативный институт оказывается не в состоянии справиться с возникающими проблемами, при этом, больший удар приходится на зону так называемого риска - неполные семьи.
В результате этого проблемы, присущие кризисным периодам, не только не уменьшаются, но, наоборот, делаются еще более отчетливыми. Отрицательные последствия влияния специфики жизнедеятельности таких семей на физическое, психическое и социальное здоровье подростка фиксируют специалисты в области педагогики, психологии, социологии, медицины: Г.В.Акопов, С.А.Беличева, А.С.Белкин, С.В.Березин, Р.Бернс,
М.И.Буянов, Б.З.Вульфов, М.П.Ган, Е.Григорьева, В.Н.Гуров, И.Ф.Дементьева, И.В.Журавлева, В.И.Загвязинский, А.И.Захаров,
В.Д.Иванов, Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, М.А.Ковальчук, Л.С.Колесова, И.С.Кон,
Д.Конвей, В.И.Костив, Б.И.Кочубей, Й.Лангмейер, В.А.Лелеков, Н.А.Леушкина, М.В.Лысогорская, А.С.Макаренко, З.Матейчек,
О.В.Морозова, С.К.Нартова-Бочавер, И.А.Невский, Ф.Райс,
В.А.Сухомлинский.
Неполные семьи сталкиваются со всевозможными социальными трудностями, такими как малообеспеченность, проблема трудоустройства, жилищный вопрос. Кроме того, высок риск социально-психологических проблем, таких как: чувство собственной неполноценности у подростков, чувство вины перед ребенком у родителей, повышение конфликтности между родителем и детьми в связи с вымещением обиды на ребенке за неудачную личную жизнь. Следует отметить и то, что затрудняется полоролевая ориентация подростков, которая в дальнейшем приводит к конфликтам в обществе и их будущей семье.
В неполной семье усложняется социализация подростка и изменяется влияние внешней среды, которое характеризуется тем, что чаще всего дети из неполной семьи оказываются объектом нравственно-психологического давления со стороны подростков из полных семей. Все это в свою очередь ведет к формированию у подростка чувства неуверенности, отчужденности, а нередко и к агрессивности, что несет за собой повышение конфликтности в отношениях ребенка не только с родителем, но и с окружающими.
Степень научной разработанности темы. Научную литературу по вопросам неполных семей можно классифицировать по разным основаниям. С точки зрения методологии исследования уже классическим стало деление на два основных подхода: кризисный и эволюционный. В рамках кризисного (алармистского, фамилистского) неполные семьи рассматриваются в качестве отражения общего институционального кризиса семьи. Как правило, акцент делается на демографических аспектах проблематики: низкая рождаемость - причинный комплекс явления и т.д. Наиболее видными представителями этого подхода являются А.И. Антонов , В.М. Медков , А.Б. Синельников , С.Н. Варламова.
В рамках эволюционного подхода можно объединить таких социологов, как С.И. Голод , Т.А. Гурко , А.Г Вишневский , А.Г Волков , А.Р Михеева ,
С.В. Захаров , Ю.В. Федотова и другие. Для них любая форма семейных отношений, не противоречащая нормам закона, априори должна быть признана легитимной. Также в рамках указанного подхода превалирует отказ от самого понятия «неполные семьи», что проявляется в использовании таких новых терминов, как «семья с одним из родителей», «монородительские семьи», либо заковычивание понятия неполная семья, чем подчеркивается условность подобной формулировки.
Помимо методологического основания степень разработанности темы можно представить по предметной сфере исследования. По этому критерию проблематику можно рассмотреть в рамках трех направлений: 1) изучение проблем социализации подростков; 2) изучение проблем социального самочувствия; 3) изучение проблем материального положения, социального статуса и социальной помощи неполным семьям.
В то же время существует утверждение о том, что подростки из подобных семей ничем не отличаются от своих сверстников из полных семей (Б.Н.Алмазов, Т.А.Гурко, С.В.Зеленчукова, С.В.Ковалев и др.). Таким образом, можно сказать о том, что однозначного подхода к исследованиям детей с позиции социологического анализа не выработано до сих пор. А потому данная работа будет вносить определенный вклад в развитие исследования социализации детей группы риска - детей из неполных семей.
Проблема работы
Проблема социализации подростков из неполных семей заключается недостаточной разработанности методик, учитывающих специфические условия социализации детей в неполной семье.
Неполнота семьи предполагает, что семья сталкивается со специфическими трудностями, которые влияют на процесс социализации и, следовательно, на формирование личности. Эти «болевые точки» социализации ощущаются всеми членами семьи и препятствуют их адекватному функционированию в обществе.
Научная разработка темы
Для понимания объекта исследования и оценки его разработанности я проанализировал работы различных авторов, которые так или иначе касались данной темы.
Объектом исследования является социализация личности подростка из неполных семей.
Предметом исследования выступает специфика процесса социализации подростков из неполных семей.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей социализации подростков из неполных семей.
Данная цель предполагает решение следующих основных задач:
- На основании теоретического анализа литературы раскрыть содержание понятия «неполная семья»;
- Охарактеризовать особенности процесса социализации подростков из неполных семей;
- Проанализировать особенности протекания процесса социализации подростков из неполных семей.
Г ипотезы социологического исследования
1. Специфика детерминации процесса социализации подростков из неполных семей проявляется в преобладании негативных тенденций в межличностных отношениях.
2. Успешность процесса социализации подростков из неполных семей обусловлена преимущественно внешними детерминантами, а именно характером межличностных отношений в системах «подросток-родитель», «подросток-сверстники».
Методы исследования: данное исследование проводилось по
первичному типу, используя опрос, как метод сбора данных. Автор производил опосредованное общение с опрашиваемым, используя анкету, то есть регистрацию ответов респондента на вопросы, вытекающих из цели и задач исследования. При теоретическом анализе исследователь придерживался традиций диалектического подхода, заключающийся в использовании научно разработанных и практически проверенных принципов исследования - взаимоотношениях общего и частного, качества и количества, системности.
Структура работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.
Ведение описывается проблемная ситуация социализации детей из неполных семей.
В первом разделе «Теоретические и методологические подходы к исследованию неполной семьи» рассматривается содержание понятий институт семьи и причины возникновения неполных семей.
Во втором разделе «Особенности социализации детей из неполных семей» рассматриваются трудности существования неполных семей и негативные факторы воспитания в неполной семье
В третьем разделе «Особенности социализации подростков из неполных семей: на примере эмпирического исследования семей в городе Казань» сделан анализ данных полученных при опросе в форме гугл-форм; вторичном
анализе социологических баз ВЦИОМ и ФОМ; в последнем разделе выявляются социальные различия социализации детей из неполных семей.
В заключении я подвожу итоги дипломной работы и обобщаю результаты, полученные в ходе работы, так же приводятся основные выводы работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
Родительский дом для подростка - первая, основная и никак не заменимая школа жизни. Именно семья проявляет решающее воздействие на формирование личности, закладывает основу важнейших человеческих качеств. И для того чтобы основа была крепкой, семья обязана быть успешной. Семейное благосостояние в значительном находится в зависимости от того, является ли семья полная либо неполная.
Существуют противоречивые взгляды о семье, где воспитанием детей занимается только лишь один родитель. Одни полагают, то что это постоянно плохо, прочие заявляют, то что для детей совершенно неважно, кто именно его воспитывает, а третьи доказывают, то что неполная семья обладает в том числе и конкретными преимуществами перед полной семьей, таким образом оставшийся с ребенком родитель несет личную ответственность за все без исключения, что происходит в его семье и никак не пытается перевести вину за личные неудачи, просчеты либо ошибки на иных членов семьи. В качестве иллюстраций к собственным утверждениям они приводят многочисленные образцы воспитания восхитительных (нередко выдающихся) людей, выросших в отсутствии одного из родителя.
Безусловно, любая из данных точек зрения способна являться в равной степени и принята, и опровергнута иными примерами, которыми изобилует жизнь.
В тексте предоставленной работы неполная семья анализировалась мной равно как институциональная модель, включающая в собственной структуре две базисных степени: внешний, который посредством функции
реализовывает её взаимосвязь с обществом, и внутренний, включающий
регулятивную основу в виде общепризнанных мерок, ценностей, ролей, стандартов, упорядочивающих связь социальных акторов института семьи.
Социализация содержит в себе передачу и освоение знаниями, умениями, навыками, образование ценностей, эталонов, общепризнанных мерок и правил социального поведения
Нарушение процесса социализации в неполных семьях может реализоваться посредством нескольких условий, в числе каковых нами были проанализированы:
1. низкий уровень жизни;
2. низкий уровень образования;
3. ценностная неоднородность;
4. негативный социально-психологический фон;
5. государство не в состоянии оказать необходимую социальную помощь.
Совместно с этим специалисты, занимающиеся исследованием проблем семейного воспитания, подмечают, то что, хоть абсолютная семья сама по себе никак не гарантирует успеха в воспитании детей, а формирует только лишь предпосылки с целью эффективного формирования его персоны, но воспитание в условиях неполной семьи наиболее сложное дело и скрывает в себе полный ряд проблем, с которыми рано либо поздно придется столкнуться любому родителю-одиночке.
Отец либо мать, которые стали одинокими встречаются с потребностью адаптироваться к множественным переменам, которые совершаются в их жизни, и к новейшим модификациям взаимодействия с своим ребенком либо детьми, таким образом как им приходится сочетать функции обоих родителей. Одинокие папа либо мама со временем приходят к новым взаимоотношениям с ребенком, с окружающим обществом и другими людьми. Во-первых, им приходится брать на себя обязанность за сохранение взаимодействия подростка с проживающим отдельно другим родителем (когда супружеская пара в разводе), а кроме того с членами его семьи. Данное немаловажно, для того чтобы у детей не формировалось отрицательное отношение к бросившему его отцу либо матери и их членам семьи, не возникало ощущение вины за распавшуюся родительскую семью. Во-вторых, особым вниманием одиноких отца или матерью является формирование адекватных отношений с представителями противоположного пола, для того чтобы посодействовать ребенку овладеть надлежащей мужской либо женской ролью, а кроме того формами поведения, установленных в нынешнем обществе.
В ходе эволюции брачно-семейных взаимоотношений семья утратила свою целостность и традиционную роль. На замену родовой пришла нуклеарная семья. Стали пропагандировать такой тип семей как неполные семьи. Семья с одним из родителем полная с демографической точки зрения, она обладает собственными психологическими и общественными трудностями, но, это одна из видов современной семьи. «Аннулировать» её невозможно, однако возможно содействовать увеличению нуклеарной семьи и тем самым уменьшать количество неполных.
Я думаю, то что наиболее грамотно именовать подобную семью не неполной, а семьей с одним из родителей. «Неполная» ассоциируется с неполноценной, неидеальной, а данное, на по-моему мнению, вещи различные. Само определение как бы утверждает: отрицательные последствия неминуемы.
В том случае если проанализировать обстановку расторжения брака, которая считается более популярным фактором возникновения неполных семей, в таком случае заметим, что большинство детей с разводов семей ни эмоционально, ни психологически, ни интеллектуально никак не различаются от своих ровесников из семей с обоими родителями, таким образом «неполная семья» и «неблагополучная семья» - никак не синонимы. Все без исключения полагают, то что расторжение брака - трагедия; то что детям в распавшейся семье плохо. Под общественное суждение подстраивается самосознание - равно как супруг и супруга, так и ребенка, побуждая их рассматривать себя все наиболее несчастливыми. Большинство детей именуют данное явление самым мощным жизненным потрясением. Но в долговременной перспективе практически все без исключения дети приспосабливаются к новым обстоятельствам.
И, все-таки, действительно, неполные семьи - это девиация, несоответствие с общепризнанными нормами. В подобных семьях нарушается процедура воспитания и социализации ребенка, снижается уровень рождаемости из-за материальных проблем, которые испытывают данные семьи.


1. Агафонова Е.Б. Особенности образа будущего у подростков из неполных
семей различного типа: Автореф. кандидата психологических наук.
Владивосток, 2004.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002 - С.38
3. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография / ТВ. Андреева. - СПб.: Речь, 2015
4. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2.
5. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения / Н.Ф. Басов - М.: КНОРУС, 2012. - 663 с.;
6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 200
7. Беспалов Ю.Ф. Семейная правоспособность ребенка // Нотариус. 2005. №2 4. С. 3-6.
8. Бурилкина С. А. Современная российская семья: противоречия
функционирования и развития: монография / С. А. Бурилкина, Б. Т. Ищанова, А. В. Меренков, Ф. А. Мустаева, А. Л. Потрикеева, Г. А. Супруненко; под. ред. Ф.А. Мустаева. - Магнитогорск: могу 2013 года.
9. Вишневский А.Г. После демографического перехода: дивергенция, конвергенция или разнообразие? // Общественные науки и современность. 2015. № 2.
10. Волков А.Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. № 4.
11. Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка М., 2007. С.6-36
12. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т.т. Том 4. М., 2009. С.5-242.
13. Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности // Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып.1. М., 2008. С.57-82
14. Голод С.И. Семья: прокреация, гедонизм, гомосексуализм // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 2.
15. Гурко Т.А. Актуальные проблемы родительства в России. М.: Институт социологии РАП, 2013.
16. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. - 2006. - № 10. - С. 45
17. Дементьева И. Ф., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростков в полной и неполной семьях. // Воспитание школьников. - 2003. - №10.
18. Джаманбалаева Ш.Е. Социальные трансформации в обществе и проблемы функционирования семьи как социального института //Вестник КазНУ сер. психологии и социологии. - 2012. - №1. - С. 32
19. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль, 1994. Глава 5. «Аномичное самоубийство».
20. Ермаков В.Д., Крюкова П.М. Несовершеннолетние преступники в России. М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 1999. С. 72.
21. Жукова В. И. Психология и педагогика. Учебное пособие / В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, А. И. Подольский, В. А. Сластенина - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.
22. Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России // Мир России. 2007. № 4.
23. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - XX вв.). М., 2007
24. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина, - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 224 с.;
25. Иванченко В.А. Жизненный цикл неполной семьи / Психологопедагогические особенности семьи 21 века: монография. - Ульяновск: Зебра, 2016. - С. 56-67;
26. Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями [Текст] : учебное пособие / Р. М. Капралова. - М. : Просвещение, 2010
27. Кармазина Ю. А. Образование как инвестиции в человеческий капитал // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 349-351.
28. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 2009 - С.81
29. Кравченко А. И. Социальная работа: учебник / А. И. Кравченко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2008.
30. Кравченко А.И. Основы социологии / А.И. Кравченко - М.: Академический проект., 2004. - 224 с.;
31. Кузина К.Ю., Совершенствование социальной работы с неполными семьями / Серебрякова Н.Н., К.Ю. Кузина, - Рязань: ПервопечатникЪ, 2013. -
С. 75-81;
32. Лапшина Е.А. Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности учащихся из неполных семей в воспитательной системе школы: Автореф. дис. канд. педагог. наук. Ульяновск, 2010
33. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. 2006. № 1.
34. Любимова А.Д. Российская монородительская семья: основные
современные дискурсы // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. Т. 4. № 1.
35. МатейчикЗ. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье// // Воспитание детей в неполной семье / перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой. — М.: Прогресс, 2010. - с. 70-98
36. Медков В.М. Демографические процессы в России XXI века. М., 2002.
37. Миронова Т. Н. Социоюридическая природа понимания категории «семья» // История государства и права - М.: Юрист, 2007 - С. 10-12;
38. Митяева А.М.. Влияние семейных конфликтов на устойчивость брака // А.М. Митяева // Конфликтология. 2008. №7. - С. 44 -58;
39. Михеева А.Р. К вопросу о социальном механизме трансформации семейных отношений: опыт теоретизирования в рамках генетического структурализма // Журнал исследования социальной политики. 2012. № 2.
40. Муляр Е.Н. Трансформация понятий «брак» и «семья» в процессе развития семейного права РФ // Е.Н. Муляр // Apriori. Серия: гуманитарные науки. 2016. №6. - С. 35;
41. Мустаева, Ф. А. Семья и дети как объект социальной работы: монография. / Ф. А. Мустаева. - Магнитогорск: могу 2009.
42. Неделина Е.В. (Ахвердова Е.В.) Сущностные характеристики и воспитательные возможности полной и неполной семьи // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4-1.
43. Нестеренко А.И. Семья как институт формирования базовых ценностей // Сервис плюс. - 2014. - №- 6. - С. 78
44. Нусхаева Б.Б. Неполная семья как институт социализации детей: на примере Республики Калмыкия: Автореф. канд. соц. наук. Москва, 2007.
45. Овчарова Л.Н. Предложения для стратегии содействия сокращению бедности в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 10-11.
46. Пащенко А.С. Проблемы определения понятия семьи / А.С. Пащенко // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2010. - № 6. - С. 6-9;
47. Плохова И.А. Доступность высшего образования как фактор стратификации регионального социума: Автореф. канд. соц. наук. Ульяновск, 2010. С. 15.
48. Прокофьева Л.М. Поддержка семьи, материнства и детства в современной России // Народонаселение. 2013. № 4.
49. РеанА.А.Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006 - С.66
50. Рощина Я.М. Анализ факторов, влияющих на доступность высшего образования в России // Университетское управление: анализ и практика. 2005. № 1. С. 22-24.
51. Синельников А.Б. Типы семей и демографическая политика в России // Демографические исследования. 2006. № 4.
52. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Гардарики, 2003. С. 233.
53. ТардГ. Законы подражания. СПб., 1999 - С.91
54. Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // Социологические исследования. 2003. № 11.
55. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В.М. Це-луйко. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2004
56. Чурилова Е.В. Внебрачные рождения и добрачные зачатия в России: осознанное решение родителей / Е.В. Чурилова // Вопросы статистики. 2014. - №7. - С. 46-52;
57. Чурилова Е.В. Состав и благосостояние неполных семей в России // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 80.
58. О разводе.ру помощь в решении семейных проблем. [Электронный
ресурс] / Причины разводов: статистика// Режим доступа:
http: //www.orazvode. ru/statistika.html, свободный;
59. Стоимость обучения в Казанском Федеральном университете в 20182019 учебном году. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://admissions.kpfu.ru/priem-v-universitet/stoimost-obucenia-v-kazanskom- federalnom-universitete-v-2018-2019-ucebnom-godu, свободный;
60. Щербакова Е.. Демографические итоги I полугодия 2014 года. [Электронный ресурс] / Е. Щербакова// - 2014. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0609/barom04.php, свободный.
61. http: //gaverdovskaya. ru/public/old/story547.htm
62. URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/13105Неполные семьи Есть ли у родителей-одиночек право на льготы?

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ