Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Работа №36764

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
594
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ источников по проблеме зрительного восприятия у младших школьников с нарушением письменной речи 6
1.1. Формирование письменной речи в онтогенезе 6
1.2. Нарушение письменной речи у младших школьников 12
1.3. Взаимосвязь зрительного восприятие и взаимосвязь нарушения письменной речи у младших школьников в работах отечественных ученых 22
Выводы по главе 1 26
Глава II. Эмпирическое исследование зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи 27
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ нарушений письменной речи у младших школьников 32
2.3. Анализ специфики зрительного восприятия младших школьников с
нарушением письменной речи 41
2.4. Рекомендации по коррекции письменной речи 42
Выводы по главе II 70
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение

Актуальность. В последние годы нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. В общеобразовательной школе учителя так же очень часто сталкиваются с множественными ошибками у детей при письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Между тем, проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность работы.
Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: Р.Я. Лурии о психофизиологических механизмах письма; Р.И. Лалаевой о классификации дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма; Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Л.В. Венедиктовой, М.А. Поваляевой, Е.В. Мазановой, предлагающих различные методики коррекционной работы по устранению дисграфий. [5; 16; 20].
Цель исследования: выявить особенности зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи.
Объект исследования: письменная речи у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у младших школьников с нарушением письменной речи будут иметь место некоторые особенности зрительного восприятия.
Исходя из цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать психолого - педагогическую, психолингвистическую, нейропсихологическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить предпосылки и особенности формирования письменной речи в онтогенезе.
3. Рассмотреть нарушения письменной речи у младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи и выявить специфику зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи.
5. Разработать рекомендации по коррекции письменной речи у младших школьников.
Методологическая база исследования:
- положения о развитии речи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина;
- концепции о формировании письменной речи у детей младшего школьного возраста Н.Г. Алтуховой, В.Г. Ветвицкого, А.И. Моисеевой, Л.А. Венгер, Н.Н. Волосковой, М.В. Сиротюк;
- концепции о нарушениях письменной речи у детей младшего школьного возраста Т.Г. Визель, Т.Г. Егорова, Е.А. Логиновой, Л.Н. Ефименковой, О.М. Коваленко, Г.А. Османовой, О.А. Токаревой.
Методы исследования:
Анализ специальной литературы по проблеме исследования;
«Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на устранение или снижение дисграфических ошибок, что позволит повысить эффективность логопедической работы, проводимой с детьми.
База исследование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия с.Большой Сардек имени К.Ф. Шакирова» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Структура работы: включает в себя: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Речь является одной из самых сложных форм высших психических процессов. Вместе с теми и одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. С помощью речи осуществляется отвлечение и обобщение сигналов действительности. Благодаря речи ребенок получает возможность отражать те связи и отношения реальной действительности, которые выходят за пределы чувственного восприятия, а само восприятие приобретает избирательный, системный характер.
Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Речь для ребенка становится универсальным средством познания и воздействия на мир. У воспитанников детского дома, воспитывающихся в условиях психической депривации наряду с патологией формирования всех сторон речи, могут отмечаться отклонения в психическом развитии.
На основе анализа научно-методической литературы, а так же проведения экспериментального исследования были сделаны выводы о том, что в письменных работах младших школьниках преобладают ошибки аграмматического характера. Данная категория детей обнаруживает низкий уровень развития психических функций необходимых для овладения письменной речью. В устной речи у учащихся также наблюдаются аграмматизмы.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, процессов памяти, внимания восприятия.
У данной группы детей отмечается недифференцированность слухового восприятия, звукового анализа и синтеза и неправильное звукопроизношение, что приводит к искажениям письменной речи.
Результаты обследования письма показали, что частыми являются замены, пропуски и смещения букв, обозначающие звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также, опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме, что проявляется в заменах и пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
Изучение психологической базы речи исследуемых детей показало, что у 33,33% недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: затруднено решение простейших практических действительных задач; еще большие трудности вызывают у учеников задания, предусматривающие использование наглядно-образного мышления; наибольшую сложность представляют задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления. Следует подчеркнуть стереотипность мышления.
Отмечается низкий и очень низкий уровень развития памяти (обычно пользуются непреднамеренным запоминанием). Запоминают то, что привлекает внимание, кажется интересным, воспринимают подчас всего лишь отдельные детали.
В соответствии с полученными данными были определены направления коррекционной работы:
1. Формирование представлений о морфологических элементах слова;
2. Развитие функции словообразования и словоизменения;
3. Формирование морфологических и синтаксических обобщений;
4. Развитие устной речи;
5. Развитие психологических процессов.



1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие [Текст] / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогребашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2001. - 272с.
2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М., 2008, - 256 с.
3. Ахутина Т.В. нарушение письма: диагностика и коррекция. [Текст] / Т.В. Ахутина. Спб., 2004.- 123 с.
4. Грушевская М.С. дисграфия у младших школьников. [Текст] / М.С. Грушевская. - М.:. - Прсвещение 2012.- 224с.
5. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 335с.
6. Жукова Н.С. Учимся писать без ошиюок. [Текст] / Н.С. Жукова. - М.: ЭКСИМО - Пресс, 2001. - 80 с.
7. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи. [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. - М.: Прсвещение, 1990. - 49с.
8. Карпенко Н.П. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи. [Текст] / Н.П. Карпенко. - М.: Вестник, 2010.- с. 51-63
8. Корнев А.Н. дислексия и дисгофия у детей. [Текст] / А.Н. Корнев. - Спб., - 2005. - 275с.
9. Корнев А.Н. нарушение чтения и письма у детей. [Текст] / А.Н. Корнев - М.: прсвещение, 2007. - 252с.
10. Кукушкина О.И. Новые средства развития письменной речи детей. [Текст] / О.И. кукушкина. Дефектология. - 2004. - №1
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. [Текст] / Р.И. Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 221с.
12. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. [Текст] / Р.И. Лалаева. - Ростов н/Д: "Феникс", Спб: "Союз", 2004.- 224с.
13. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда. [Текст] / Р.И. Лалаева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 224с.
14. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Тетрадь №1. [Текст] / Е.В. Мазанова. - М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. - 54с.
15. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. Тетрадь №3. [Текст] / Е.В. Мазанова. - М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. - 54с.
16. Микфельд Я.О. Анализ трудностей формирования письменной речи младших школьников [Текст] / Я.О. Микфельд. Практическая психология и логопедия. - 2005 - 2. С.5-8.
17. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. [Текст] / Л.Г. Милостивенко. - С. - Петербург: Стройлеспечать. 2010. - 64с.
18. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие
графомоторных навыков [Текст] / Г.Г. Мисаренко. Логопед. - 2004. - №2 - с. 4-14
19. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления [Текст] / Г.Г. Мисаренко. Логопед. - 2004. - №4. - с. 13-25.
20. Новикова М.Л. Нарушения письменной речи учащихся начальной школы [Текст] / М.Л. Новикова. Дефектология. - 2005. №3. - с.16-19.
21. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: просвещение, 2006-135с.
22. Парамонова Л.Г. предупреждение и устранение дисграфии у детей. [Текст] / Л.Г. Парамонова. - Спб.: Лениздат; Издательство "Союз", 2001 - 286 с.
23. Прищепова И.В. речевое развитие младших школьников. [Текст] / И.В. Прищепова. - Спб., 2005.- 144с.
24. Репина, З. А. Нарушение письма у школьников с ринолалией. [Текст] /З.А. Репина. - Екатеринбург,1999.- 90с.
25. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение и обучения. [Текст] / А.Л. Сиротюк. - М.:. ТЦ Сфера, 2003.288с
26. Словарь логопеда / под ред. В.И. Селевёрстова.-М.:ВЛАДОС, 2007.400с.
27. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. [Текст] / И.Н. Садовникова. -М.:ВЛАДОС, 2007. -256 с.
28. Суслова О.В. Методическая разработка «Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников»- LogoPortal.ru
29. Цветкова Л.С. Мозг интеллект: Нарушение и восстановление
интеллектуальной деятельности. [Текст] / Л.С. Цветкова. -М.: Просвещение- АО "учеб. Лит.", 2015.- 304с.
30. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: 2000.- 256с.
31. Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. [Текст] / Л.С. Цветкова. -М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. - 64с.
32. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся школ. [Текст] / А.В. Ястребова. - М.:. АРКТИ, 2017. - 214с.
33. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. [Текст] / А.В. Ястребова. - М.:. АРКТИ, 2000. - 57с.
34. Ястребова А.В. , спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю у детях с недостатками речи. [Текст] / А.В. Ястребова. - М.: АРКТИ, 2016. - 176с.
35. Яковлев С.Б. Аграмматизм на уровне связных текстов и их коррекция в письме учащихся специальной школы: Кн. Для учителя-логопеда. - 2-е изд., доп. [Текст] / С.Б. Яковлев. - М.:. Просвещение, 2004.-159с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ