ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ источников по проблеме зрительного восприятия у младших школьников с нарушением письменной речи 6
1.1. Формирование письменной речи в онтогенезе 6
1.2. Нарушение письменной речи у младших школьников 12
1.3. Взаимосвязь зрительного восприятие и взаимосвязь нарушения письменной речи у младших школьников в работах отечественных ученых 22
Выводы по главе 1 26
Глава II. Эмпирическое исследование зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи 27
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ нарушений письменной речи у младших школьников 32
2.3. Анализ специфики зрительного восприятия младших школьников с
нарушением письменной речи 41
2.4. Рекомендации по коррекции письменной речи 42
Выводы по главе II 70
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение
Глава I. Теоретический анализ источников по проблеме зрительного восприятия у младших школьников с нарушением письменной речи 6
1.1. Формирование письменной речи в онтогенезе 6
1.2. Нарушение письменной речи у младших школьников 12
1.3. Взаимосвязь зрительного восприятие и взаимосвязь нарушения письменной речи у младших школьников в работах отечественных ученых 22
Выводы по главе 1 26
Глава II. Эмпирическое исследование зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи 27
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ нарушений письменной речи у младших школьников 32
2.3. Анализ специфики зрительного восприятия младших школьников с
нарушением письменной речи 41
2.4. Рекомендации по коррекции письменной речи 42
Выводы по главе II 70
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение
Актуальность. В последние годы нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. В общеобразовательной школе учителя так же очень часто сталкиваются с множественными ошибками у детей при письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Между тем, проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность работы.
Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: Р.Я. Лурии о психофизиологических механизмах письма; Р.И. Лалаевой о классификации дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма; Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Л.В. Венедиктовой, М.А. Поваляевой, Е.В. Мазановой, предлагающих различные методики коррекционной работы по устранению дисграфий. [5; 16; 20].
Цель исследования: выявить особенности зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи.
Объект исследования: письменная речи у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у младших школьников с нарушением письменной речи будут иметь место некоторые особенности зрительного восприятия.
Исходя из цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать психолого - педагогическую, психолингвистическую, нейропсихологическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить предпосылки и особенности формирования письменной речи в онтогенезе.
3. Рассмотреть нарушения письменной речи у младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи и выявить специфику зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи.
5. Разработать рекомендации по коррекции письменной речи у младших школьников.
Методологическая база исследования:
- положения о развитии речи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина;
- концепции о формировании письменной речи у детей младшего школьного возраста Н.Г. Алтуховой, В.Г. Ветвицкого, А.И. Моисеевой, Л.А. Венгер, Н.Н. Волосковой, М.В. Сиротюк;
- концепции о нарушениях письменной речи у детей младшего школьного возраста Т.Г. Визель, Т.Г. Егорова, Е.А. Логиновой, Л.Н. Ефименковой, О.М. Коваленко, Г.А. Османовой, О.А. Токаревой.
Методы исследования:
Анализ специальной литературы по проблеме исследования;
«Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на устранение или снижение дисграфических ошибок, что позволит повысить эффективность логопедической работы, проводимой с детьми.
База исследование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия с.Большой Сардек имени К.Ф. Шакирова» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Структура работы: включает в себя: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.
Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: Р.Я. Лурии о психофизиологических механизмах письма; Р.И. Лалаевой о классификации дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма; Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Л.В. Венедиктовой, М.А. Поваляевой, Е.В. Мазановой, предлагающих различные методики коррекционной работы по устранению дисграфий. [5; 16; 20].
Цель исследования: выявить особенности зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи.
Объект исследования: письменная речи у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у младших школьников с нарушением письменной речи будут иметь место некоторые особенности зрительного восприятия.
Исходя из цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать психолого - педагогическую, психолингвистическую, нейропсихологическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить предпосылки и особенности формирования письменной речи в онтогенезе.
3. Рассмотреть нарушения письменной речи у младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи и выявить специфику зрительного восприятия младших школьников с нарушением письменной речи.
5. Разработать рекомендации по коррекции письменной речи у младших школьников.
Методологическая база исследования:
- положения о развитии речи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина;
- концепции о формировании письменной речи у детей младшего школьного возраста Н.Г. Алтуховой, В.Г. Ветвицкого, А.И. Моисеевой, Л.А. Венгер, Н.Н. Волосковой, М.В. Сиротюк;
- концепции о нарушениях письменной речи у детей младшего школьного возраста Т.Г. Визель, Т.Г. Егорова, Е.А. Логиновой, Л.Н. Ефименковой, О.М. Коваленко, Г.А. Османовой, О.А. Токаревой.
Методы исследования:
Анализ специальной литературы по проблеме исследования;
«Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на устранение или снижение дисграфических ошибок, что позволит повысить эффективность логопедической работы, проводимой с детьми.
База исследование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия с.Большой Сардек имени К.Ф. Шакирова» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Структура работы: включает в себя: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.
Речь является одной из самых сложных форм высших психических процессов. Вместе с теми и одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. С помощью речи осуществляется отвлечение и обобщение сигналов действительности. Благодаря речи ребенок получает возможность отражать те связи и отношения реальной действительности, которые выходят за пределы чувственного восприятия, а само восприятие приобретает избирательный, системный характер.
Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Речь для ребенка становится универсальным средством познания и воздействия на мир. У воспитанников детского дома, воспитывающихся в условиях психической депривации наряду с патологией формирования всех сторон речи, могут отмечаться отклонения в психическом развитии.
На основе анализа научно-методической литературы, а так же проведения экспериментального исследования были сделаны выводы о том, что в письменных работах младших школьниках преобладают ошибки аграмматического характера. Данная категория детей обнаруживает низкий уровень развития психических функций необходимых для овладения письменной речью. В устной речи у учащихся также наблюдаются аграмматизмы.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, процессов памяти, внимания восприятия.
У данной группы детей отмечается недифференцированность слухового восприятия, звукового анализа и синтеза и неправильное звукопроизношение, что приводит к искажениям письменной речи.
Результаты обследования письма показали, что частыми являются замены, пропуски и смещения букв, обозначающие звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также, опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме, что проявляется в заменах и пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
Изучение психологической базы речи исследуемых детей показало, что у 33,33% недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: затруднено решение простейших практических действительных задач; еще большие трудности вызывают у учеников задания, предусматривающие использование наглядно-образного мышления; наибольшую сложность представляют задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления. Следует подчеркнуть стереотипность мышления.
Отмечается низкий и очень низкий уровень развития памяти (обычно пользуются непреднамеренным запоминанием). Запоминают то, что привлекает внимание, кажется интересным, воспринимают подчас всего лишь отдельные детали.
В соответствии с полученными данными были определены направления коррекционной работы:
1. Формирование представлений о морфологических элементах слова;
2. Развитие функции словообразования и словоизменения;
3. Формирование морфологических и синтаксических обобщений;
4. Развитие устной речи;
5. Развитие психологических процессов.
Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Речь для ребенка становится универсальным средством познания и воздействия на мир. У воспитанников детского дома, воспитывающихся в условиях психической депривации наряду с патологией формирования всех сторон речи, могут отмечаться отклонения в психическом развитии.
На основе анализа научно-методической литературы, а так же проведения экспериментального исследования были сделаны выводы о том, что в письменных работах младших школьниках преобладают ошибки аграмматического характера. Данная категория детей обнаруживает низкий уровень развития психических функций необходимых для овладения письменной речью. В устной речи у учащихся также наблюдаются аграмматизмы.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, процессов памяти, внимания восприятия.
У данной группы детей отмечается недифференцированность слухового восприятия, звукового анализа и синтеза и неправильное звукопроизношение, что приводит к искажениям письменной речи.
Результаты обследования письма показали, что частыми являются замены, пропуски и смещения букв, обозначающие звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также, опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме, что проявляется в заменах и пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
Изучение психологической базы речи исследуемых детей показало, что у 33,33% недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: затруднено решение простейших практических действительных задач; еще большие трудности вызывают у учеников задания, предусматривающие использование наглядно-образного мышления; наибольшую сложность представляют задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления. Следует подчеркнуть стереотипность мышления.
Отмечается низкий и очень низкий уровень развития памяти (обычно пользуются непреднамеренным запоминанием). Запоминают то, что привлекает внимание, кажется интересным, воспринимают подчас всего лишь отдельные детали.
В соответствии с полученными данными были определены направления коррекционной работы:
1. Формирование представлений о морфологических элементах слова;
2. Развитие функции словообразования и словоизменения;
3. Формирование морфологических и синтаксических обобщений;
4. Развитие устной речи;
5. Развитие психологических процессов.



