Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ КОЖАНОЙ МОЗАИКИ)

Работа №36763

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
556
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Исторические и теоретико-методические основы развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики 12
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий исследования в контексте философских и психологопедагогических исследований 12
1.2 История становления и развития кожаной мозаики как вида декоративно-прикладного искусства 27
1.3 Анализ научно-методических материалов по развитию национальной культуры и освоению декоративно-прикладного искусства 37
Выводы по I главе 52
Глава II. Научно-педагогическое обеспечение развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики 54
2.1 Разработка содержательного компонента программы развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики 54
2.2 Обоснование педагогических условий развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики 70
2.3 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации педагогического обеспечения развития национальной культуры
у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики 82
Выводы по II главе 91
Заключение 93
Список литературы 98

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к народным традициям воспитания подрастающего поколения. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась передача подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе, и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями, забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций. Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, вобравшее в себя богатый опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит раскрыть широкий простор для творчества и развития обучающихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче. Богатый воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного искусства и недостаточное использование его в образовательном процессе, отсутствие целенаправленного формирования интереса к традициям народного декоративно- прикладного искусства и определяют актуальность нашего исследования.
Актуальность проблемы настоящего исследования подтверждается многочисленными государственными документами, в частности, «Национальная доктрина развития образования Российской Федерации на период до 2025 года» четко указывает на необходимость сохранения национальной культуры, выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей и формирования умений ее самореализации [62]. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» поставлены задачи воспитания уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшения межэтнических и межконфессиональных отношений [63]. Наряду с этим, в Распоряжении Правительства РФ от 29.02.2016 г. №326-Р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» отмечается необходимость сохранения единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России; содействия формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики; сохранения культурного наследия и создание условий для развития культуры [66].
Степень научной разработанности проблемы. Изучению этноса и патриотическому воспитанию в педагогике уделяли большое внимание исследователи Е.А. Алябьева, Г.М. Виноградов, Г.Н. Волков, А.Н. Желобовский, С.В. Петерина, Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких, К.Д. Ушинский, И.А. Шаров, Я.И. Ханбиков и др. В своих работах авторы исследовали сущность воспитания, воспитание в целостной структуре образовательного процесса ценностного отношения к миру, воспитание культуры личности и др.
Большое внимание вопросу этнонационального в динамике культуры уделяли философы Н.А. Бердяев, Н.С. Розов, Э. Ренан, А. Швейцер, О. Шпенглер, К. Ясперс и др. Изучению теоретико-методологических вопросов этнокультуры посвящены работы в области теории культуры А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, Л.Н. Гумилева, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, А. Тойнбина и др.
Вопросы формирования личности представлены в работах ведущих ученых- педагогов, которые предлагают осуществлять воспитательный процесс молодежи различными средствами, в частности: фольклора (Е.Г. Боронина, Д.С. Брызгалов, А.Р. Еникеева, С.И. Раимова, Т.Я. Чунтыжева, З.М. Явгильдинаи др.); народноприкладного творчества (Л.Х. Кадыйрова, Ф.С. Кодиров, Г.Н. Комарова, А.Е. Ц,ыбатова и др.); фотоискусства (А.А. Ефремов, В.Н. Миславский, С.В. Пожарская, Г.Д. Розов и др.).
Воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства рассматривается в исследованиях А.В. Бакушинского, В.М. Василенко, В.С. Воронова, Ю.В. Максимова, Н.П. Сакулиной, Р.Н. Смирновой и др.
Изучению национальной культуры татарского народа большое внимание уделяют искусствоведы Г.Ф. Валеева-Сулейманова, Ф.Х. Валеев, А.И. Дубин, Л.М. Жаржевский и др. Актуальные вопросы формирования у студентов ценностного отношения к национальной культуре представлены в работах Е.В. Маховой, Р.И. Салаховой, Г.Ф. Хасановой и др.
Отсутствие четких научных представлений по данному вопросу, препятствующее организации процесса развития ценностного отношения студентов к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, в частности, кожаной мозаики, послужило основой выбора проблемы исследования: каково педагогическое обеспечение развития национальной
культуры студенческой молодежи средствами декоративно-прикладного искусства?
Таким образом, можно выделить наличие следующих противоречий настоящего исследования между:
- объективно изменившимися требованиями государства и общества, отраженными в ФГОС ВО к подготовке студентов и недостаточной разработанностью теоретических основ формирования профессиональных компетенций;
- необходимостью развития национальной культуры у студентов- дизайнеров как результата учебно-профессиональной деятельности и неразработанностью педагогических условий, обеспечивающих их содержание;
- наличием богатого опыта и воспитательного потенциала народного декоративно-прикладного искусства и отсутствием педагогического обеспечения процесса развития национальной культуры обучающихся средствами кожаной мозаики.
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы эффективного развития национальной культуры в
процессе освоения декоративно-прикладного искусства, а именно, кожаной мозаики и определить тему диссертационного исследования: «Развитие
национальной культуры у студентов-бакалавров средствами декоративноприкладного искусства (на примере кожаной мозаики)».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
экспериментально апробировать педагогические условия развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики.
Объект исследования: процесс развития национальной культуры у студенческой молодежи.
Предмет исследования: педагогические условия развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики.
Гипотеза исследования. Развитие национальной культуры студенческой молодежи средствами кожаной мозаики будет эффективным, если будет:
- раскрыта сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий
исследования и проанализирована философская, искусствоведческая,
культурологическая, педагогическая литература по проблеме исследования;
- исследована история становления и развития кожаной мозаики как вида декоративно-прикладного искусства;
- обоснованы педагогические условия развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены задачи исследования:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий
исследования в контексте философских и психолого-педагогических
исследований;
2. Изучить историю становления и развития декоративно-прикладного искусства, кожаной мозаики и проанализировать научно-методические материалы по развитию национальной культуры и освоению декоративно-прикладного искусства;
3. Разработать содержательный компонент развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики и обосновать педагогические условия его реализации;
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по апробации педагогического обеспечения развития национальной культуры у студентов- бакалавров средствами кожаной мозаики и интерпретировать его результаты.
Методологическую основу исследования составляют:
- этнокультурные концепции философов Н.А. Бердяева, Л.А. Швейцера,
О. Шпенглера и др.;
- теории национального воспитания Г.Н. Волкова, М.И. Махмутова, К.Д. Ушинского, Я.И. Ханбикова и др.;
- фундаментальные искусствоведческие труды Г.Ф. Валеевой- Сулеймановой, Ф.Х. Валеева, А.И. Дубина, Л.М. Жаржевского и др.
Методы исследования:
а) теоретические: анализ психолого-педагогической, философской,
искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме; изучение учебнометодической и программной документации;
б) практические: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
База исследования. Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
Этапы исследования.
1 этап (сентябрь - декабрь 2017 г.) - определение проблемы исследования, изучение психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы по теме исследования;
2 этап (январь - август 2018 г.) - разработка программы экспериментальной работы, определение контрольной и экспериментальной групп, подготовка диагностического инструментария;
3 этап (сентябрь - декабрь 2018 г.) - организация и проведение опытноэкспериментальной работы;
4 этап (январь - май 2019 г.) - обобщение результатов исследования, оформление текста магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Уточнено понятие «национальная культура», которое представлено как совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, характеризующая духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве и обладает неповторимостью и самобытностью, уникальностью форм, принадлежностью к мировой культуре, разнообразием, духовностью, драматичностью и трагедийностью, потенциалом к воспитанию творчества и нравственности народа.
2. Выявлены этапы становления и развития кожаной мозаики: конец XVIII в. - этап зарождения, XIX в. - этап становления, конец XIX - XX в. - этап развития, XXI в. - современный этап.
3. Разработана авторская программа «Кожаная мозаика в современной интерпретации», нацеленная на повышение уровня национальной культуры у молодежи, которая включает в себя знакомство с традиционным декоративноприкладным искусством татарского народа, его становлением и развитием, с техникой кожаной мозаики, создание традиционных образцов и трансформирование аутентичных техник в современные изделия из кожи.
4. Обоснованы педагогические условия развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики:
- создание поликультурного пространства с целью освоения народных художественных промыслов;
- использование традиционных и инновационных форм и методов освоения кожаной мозаики в образовательном процессе вуза;
- подготовка преподавателей к методической работе по развитию национальной культуры у обучающихся средствами кожаной мозаики.
Теоретическая значимость исследования определяется расширением научно-педагогических знаний в области развития духовной культуры личности. Внесен вклад в теорию профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Выявленные и обоснованные педагогические условия развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики дополняют научные представления об изучаемом явлении.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть востребованы студентами, обучающимися по направлениям художественного образования, преподавателями ссузов и вузов в области культуры и искусства, педагогами учреждений общего и дополнительного образования.
Апробация исследования осуществлялась в следующих формах:
1. Участие в международных научно-практических конференциях «Дополнительное профессиональное образование как стратегический ресурс развития культуры регионов» (Казань, 2018), «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2018), «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (Казань, 2018), «Тюркская лингвокультурология: проблемы и перспективы» (Казань, 2019); студенческих научно-практических конференциях ИФМК КФУ (2017, 2018).
2. Публикация статей в научных сборниках:
- Раимова Э.И. Художественно-проектная деятельность студента-дизайнера как фактор сохранения традиционной культуры / Э.И. Раимова, Е.Е. Иванова // Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы: материалы Международного научно- практического форума. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2018. - 600 с. - С. 259-562.
- Раимова Э.И. Из истории становления и развития кожаной мозаики на территории Республики Татарстан / З.М. Явгильдина, Э.И. Раимова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы VII Международной научно-практической конференции (Казань, 12 октября 2018 г.) / Под ред. З.М. Явгильдиной. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2018. -218 с. - С. 103-107.
- Раимова Э.И. К проблеме исследования национальной культуры: характеристика, структура // Тюркская лингвокультурология: проблемы и перспективы: материалы X Международной научно-практической конференции учащихся, студентов и аспирантов (Казань, 20-21 февраля 2019 г.) / Сост. Р.С. Нурмухаметова, Ф.Х. Габдрахманова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2019. - 414 с.-С. 281-283.
3. Участие в творческих конкурсах:
- Диплом II степени Международного конкурса-фестиваля традиционной художественной культуры «Этномириада» в номинации «Декоративноприкладное творчество» (г. Казань, КазГИК, 2017);
- Диплом I степени Приволжского студенческого фестиваля народного творчества «Национальное достояние» в номинации «Дизайн» (г. Казань, КФУ, 2017);
- Диплом I степени II Всероссийского выставки-конкурса «Диалоги» (г. Казань, КазГИК, 2019).
Структура исследования включает введение, 2 главы (6 параграфов), заключение, список литературы (95 источников), приложения (5).
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет исследования, изложены методологические основы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обозначены методы и апробация исследования.
В первой главе «Исторические и теоретико-методические основы развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики» раскрываются ключевые понятия исследования, рассматривается история становления и развития кожаной мозаики, представляется анализ научно- методических материалов по развитию национальной культуры и освоению
декоративно-прикладного искусства.
Во второй главе «Научно-педагогическое обеспечение развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики» разработан содержательный компонент развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики; выявлены педагогические условия развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики; представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщены и изложены основные положения и выводы, подтверждающие гипотезу исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики, побудившая нас к организации исследования, была вызвана следующими обстоятельствами: объективно изменившимися требованиями государства и общества, отраженными в ФГОС ВО к подготовке студентов и недостаточной разработанностью теоретических основ формирования профессиональных компетенций; необходимостью развития национальной культуры у студентов-дизайнеров как результата учебно-профессиональной деятельности и неразработанностью педагогических условий, обеспечивающих их содержание; наличием богатого опыта и воспитательного потенциала народного декоративно-прикладного искусства и отсутствием педагогического обеспечения процесса развития национальной культуры у обучающихся средствами кожаной мозаики и т.д. Все это актуализировало актуальность рассматриваемой проблемы и потребовало ее разработки и опосредования на практике. Таким образом, теоретические и практические аспекты развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики, представленные в данном исследовании, позволили сделать следующее заключение.
1. Изучение психолого-педагогической, культурологической, философской литературы позволило нам определить понятие «национальной культуры» как совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, характеризующая духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве и обладает неповторимостью и самобытностью, уникальностью форм, принадлежностью к мировой культуре, разнообразием, духовностью, драматичностью и трагедийностью, потенциалом к воспитанию творчества и нравственности народа.
В диссертационном исследовании определены структурные компоненты национальной культуры, включающие в себя: традиции, обычаи, религии, обряды, нацию, ритуалы, национальный язык. Дана сравнительная характеристика понятий «культура» и «национальная культура» с позиций философии, культурологии, искусствоведения и раскрыто их сущностно-содержательное наполнение. Выявлено своеобразие национальной культуры, неповторимость и уникальность которой проявляется как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
2. Всесторонне исследовано декоративно-прикладное искусство и проанализировано его влияние на развитие ценностного отношения к национальной культуре, воспитание интереса молодежи к народному ремеслу, традициям. Дан целостный системный анализ видов декоративно-прикладного искусства с представлением наиболее известных техник и технологий их изготовления. Раскрыт развивающий потенциал декоративно-прикладного искусства, основанного на глубоких художественных традициях и позволяющего создавать окружающую человека эстетическую материальную предметнопространственную среду, формирующую художественный вкус, определяющую творческий потенциал личности.
3. В работе основательно изучена история развития кожаной мозаики, которая является не только продуктом народного творчества, но и неотъемлемым средством сохранения нематериального культурного наследия. Определена периодизация и этапы становления и развития кожаной мозаики (конец XVIII в. - этап зарождения, XIX в. - этап становления, конец XIX - XX в. - этап развития, XXI в. - современный этап), раскрыто содержание и особенности каждого из четырех представленных этапов. Выявлено, что для современного этапа развития кожаной мозаики характерно нетрадиционное применение старинной технологии, использование новых материалов, технологий и их смешение. В частности, в современной интерпретации декоративные возможности кожи находят свое применение в оформление интерьеров, общественных зданий в виде настенных панно, в мебельных комплектах, в одежде и украшениях.
4. В диссертации основательно изучены и проанализированы учебнометодические материалы по различным направлениям декоративно-прикладного искусства для разной возрастной категории обучающихся (Н.А. Горняевой, И.В. Крюковой, Э.А. Хамматовой, Р.И. Салаховой, Г.Р. Ахметшиной, Р.Ф. Салахова и др.) и выявлено, что, в основном, они носят дополнительный, ознакомительный характер, не дают основательную профессиональную подготовку обучающимся и недостаточно нацелены на освоение технологий декоративно-прикладного искусства. Проведен анализ научных исследований по воспитанию личности средствами декоративно-прикладного искусства (Н.М. Романенко, Г.Ф. Хасановой, Л.Х. Кадыйровой, М.С. Беловой, О.Г. Даутовой и др.) и определены современные тенденции, проявляющиеся в прогрессирующем интересе к исследованию проблем развития и воспитания духовно-нравственной культуры и гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения.
5. Разработана авторская программа «Кожаная мозаика в современной интерпретации», включающая знакомство с традиционным декоративноприкладным искусством татарского народа, его становлением и развитием, освоение техники кожаной мозаики, создание традиционных образцов и трансформирование аутентичных техник в современные изделия из кожи, обеспечила повышение уровня национальной культуры у молодежи и обогащение духовного мира молодежи, развитие навыков самостоятельной художественно- творческой деятельности.
6. Обоснованы педагогические условия развития национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики:
- создание поликультурного пространства с целью освоения народных художественных промыслов;
- использование традиционных и инновационных форм и методов освоения кожаной мозаики в образовательном процессе вуза;
- подготовка преподавателей к методической работе по развитию национальной культуры у обучающихся средствами кожаной мозаики.
7. Подобран комплекс диагностических методик для определения уровня развития национальной культуры по мотивационно-ценностному, когнитивному, деятельностно-содержательному критериям, среди них: методика диагностики направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая), анкета «Декоративноприкладное искусство и его место в воспитании», творческая работа.
8. Опытно-экспериментальная работа по развитию национальной культуры у студентов-бакалавров средствами кожаной мозаики показала развивающий потенциал разработанной авторской программы «Кожаная мозаика в современной интерпретации», определяющим факторам которой стало использование национально-регионального компонента, педагогических возможностей декоративно-прикладного искусства, инновационных форм и методов обучения.
9. Результаты опытно-экспериментального исследования выявили эффективность педагогического обеспечения в развитии национальной культуры студенческой молодежи, высокий уровень интереса к культуре народов мира, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам. В экспериментальной группе отмечается существенное повышение показателей по проявлению мотивации, интереса к художественно-проектной деятельности и потребности в овладении практических умений средствами декоративноприкладного искусства.
Таким образом, можно сделать вывод, что специфическая особенность влияния художественного творчества на личность проявляется в формировании основ общей и художественной культуры, в развитии у молодежи эстетического чувства и ценностных ориентаций, что способно позитивно влиять на мысли и поступки подрастающего и взрослеющего индивида. В результате освоения старинной техники кожаной мозаики на занятиях по декоративно-прикладному искусству, обучающиеся учатся ценить произведения искусства, переосмысливая увиденное и услышанное создавать самостоятельные творческие работы, имеющие художественную ценность.
Повышение показателей по проявлению мотивации, интереса к художественно-проектной деятельности и потребности в овладении практических умений средствами декоративно-прикладного искусства доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования, подтверждает эффективность разработанной авторской программы, обоснованность организованных педагогических условий и позволяет считать проведенное исследование успешным.


1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 238 с.
2. Андреев В.И. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Анненкова Н.В. Основные характеристики студента как субъекта образовательного процесса / Н.В. Анненкова // Проблемы психологии и педагогики. - 2008. - № 4. - С. 111-113.
4. Астафьева О.Н. Развитие национальной культуры и культурная политика в Российской империи и СССР: сравнительный анализ / О.Н. Астафьева, Г.А. Аванесова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №4. - 206 с.
5. Ахметзянов М.И. Татарская энциклопедия / М.И. Ахметзянов. - Т. 2. - Казань, 2005. - 200 с.
6. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский. - Издательство: Карапуз, 2009. - 314 с.
7. Белов М.С. Взаимодействие традиций и инноваций как фактор развития народных художественных промыслов / М.С. Белов // Научный поиск. - 2012. - №2.4 - С. 7-10.
8. Белов М.С. Проблемы сохранения народных художественных промыслов
Ивановской области в условиях модернизации: автореф. дне. ... канд.
культурологии: 24.00.01 / М.С. Белов. - Шуя, 2012. - 16 с.
9. Белый В.И. Международный культурный обмен и его влияние на развитие национальной культуры: дне. ... канд. фил. наук: 17.00.08 / В.И. Белый. - Москва, 1992. - 155 с.
10. Бердяев Н.А. Письмо тринадцатое «О культуре» / Н.А. Бердяев. - М., ИМА- пресс. - 1990. - 285 с.
11. Бердяев Н.А. Смысл творчества / Н.А.Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994. - 336 с.
12. Бессарабова И.С. Цели, задачи и принципы поликультурного образования в
России и США / И.С. Бессарабова // Журнал «Современные наукоёмкие технологии» - 2008. - № 8. - С. 97-99.
13. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2000. - 304 с.
14. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория,
история, практика / Е.Г. Вакуленко. - Ростов/н/Д: Феникс, «Высшее
образование», 2007. - 380 с.
15. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана / Ф.Х. Валеев. - Казань: Татарское книжное издательство, 1984. - 245 с.
16. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент / Ф.Х. Валеев. - Казань: Татарское книжное издательство, 2002. - 295 с.
17. Валеева-СулеймановаГ.Ф. Народные художественные промыслы / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Татарская энциклопедия. - Казань, 2008. - Т. 4. - С. 362-363.
18. Валеева-СулеймановаГ.Ф. Национальная традиция в декоративном искусстве / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Татары. - М., 2001. - 457 с.
19. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Национальная традиция в декоративном искусстве / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Татары. - М., 2018 (2-е издание); М., 2010 (1-е издание). - С.437-466.
20. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. / А.А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
21. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб.для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
22. Герасимов Г.Н. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления: монография / Г.Н. Герасимов. - Ростов н/Д, 2003. - 456 с.
23. Горняева Н.А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс»: учебник / Н.А. Горняева. - М.:
Просвещение, 2016.- 192 с.
24. Горский В. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников: монография / В.А. Горский. - М.: Учреждение РАО Институт содержания и методов обучения, 2010. -151 с.
25. Горшенина С.Н. Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен / С.Н. Горшенина, И.А. Неясова, Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - №6. - С. 64-69.
26. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практик /
О.В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РИГУ, 2003. - 512 с.
27. Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка / Ф.Ф. Гулова. - Казань: Татарское книжное издательство, 1980. - 72 с.
28. Гулова Ф.Ф. Татарская национальная обувь: Искусство кожаной мозаики / Ф.Ф. Гулова // Под ред. Р.Г. Мухамедовой. - Казань: Татарское книжное издательство, 1983. - 68 с.
29. Гурулева Н.Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента / Н.Е. Еурулева // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. Ю45-1047.
30. ЕухманМ.М. Становление литературной нормы немецкого национального языка / М.М. Еухман // Вопросы формирования и развития национальных языков. - М., 1960. - 307 с.
31. Дадобоева М.Н. Формирование творческих способностей студентов ХЕФ в
кружках художественной вышивки: автореф. дис. ... канд. пед наук /
М.Н. Дадобоева. -М., 2004. - 16 с.
32. Данилов А.А. Воспитательный потенциал народного искусства / А.А. Данилов // Советская педагогика. -1989.-№3.-С. 33-37.
33. Даутова О.Е. Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О.Е. Даутова. -М., 2006. - 214 с.
34. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг. - 2002. - №4. - С. 22- 26.
35. Девятых Л.И. Из истории казанского купечества / Л.И. Девятых. - Казань, 2005. -75с.
36. Декоративно-прикладное творчество: Программа для студентов БГПУ по специальности 030600 «Технология и предпринимательство» / сост.: Е.Ю. Лукина, И. А. Морогина. - Благовещенск: изд-во гос. пед. ун-та, 1999 . - 21 с.
37. Евсецова Е.А. Полипарадигмальный подход в саморазвитии творческого потенциала студентов в обучении истории педагогики / Е.А. Евсецова // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 2. - С. 31-37.
38. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб, пособие для вузов / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 188 с.
39. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к
патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра. пед. наук /
Н.В. Ипполотова. - Челябинск, 2000. - 383 с.
40. Кадыйрова Л.Х. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Х. Кадыйрова. - Казань, 1999. -26 с.
41. Камалова И.Ф. Развитие нравственных ценностных ориентаций студентов вуза средствами музыкального искусства: дис. ... канд. пед. наук / И.Ф. Камалова. - Казань, 2009. - 209 с.
42. Каргин А.С. Народная художественная культура: учебное пособие / А.С. Каргин. - М.: Еосударственный республиканский центр русского фольклора, 1997.-288 с.
43. Кириченко Н.С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии: дис. ... канд. пед. наук / Н.С. Кириченко. - Карачаевск, 2002. - 213 с.
44. Концепция художественного образования в России [электронный ресурс]. - URL: http://ims.srkc.ru (дата обращения: 15.09.2018).
45. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.В. Косогорова. - М.: Академия, 2012. - 240 с.
46. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Б. Кошаев. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАД ОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014. - 200 с.
47. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2001. - 496 с.
48. Крысько В. Г. Этническая психология: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.Г. Крысько. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320с.
49. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли / Б.А. Лезин // Вопросы теории и психологии творчества. - Т.1. - Харьков, 1907. - 320 с.
50. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачев. - М.: Педагогика , 2002. - 183с.
51. Максимов Ю.В. Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет (на материале декоративно-прикладного творчества): автореф. дис. ... канд. пед. наук /Ю.В. Максимов. -М., 1989. -25 с.
52. Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования: дис. ... док. пед. наук / Н.В. Мартишина. - Рязань, 2009. - 366 с.
53. Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие / Л.В. Миненко. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. -112 с.
54. Мордвинова Е.А. Формирование способности будущего учителя к нравственной самореализации: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Мордвинова. - Самара, 2007. - 208 с.
55. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд.)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ