Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Исторические и теоретические основы художественного
оформления книжного издания
1.1. История развития художественного оформления книжного издания
……………………………………………….………………………..…………...6
1.2. Теоретические аспекты художественного оформления
книги…………………………………..…..……………………..….……..……..17
Выводы по I главе ..............................................................................................30
Глава II.Создание иллюстративного ряда и оригинала макета книги
2.1 Художественные особенности иллюстрирования сборника рассказов
....................................................……….....……...…………………………….…32
2.2. Основные этапы проектирования оригинал-макета книги Набиры
Гиматдиновой «Үлмәс» ........................................…………………….…..…....40
Выводы по II главе .............................................................................................44
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………….……....47
Приложения……………………………………………………………………..51
Книги играют значимую роль в нашей жизни. Еще с давних времён,
они считаются незаменимыми источниками информации, то есть самым
древним способом передачи познаний, но все же в настоящее время они не
пользуются большой популярностью так, как раньше. Теперь стало проще
найти какую-либо информацию в таких источниках, как интернет.
Еще с колыбели наши родители дают нам первые впечатлении о
книгах, читая нам сказки. Книга учит нас правильно размышлять и
анализировать разные ситуации, воспитывает в нас нравственные качества и
помогает улучшать наш внутренний мир. Ведь только оставшись с книгой
наедине, мы можем испытать все события, о которых повествует автор
книги. Читатель должен находиться всеми мыслями в ней, стремясь,
представить всю картину происходящего, ведь во время чтения книги, все
вокруг становится не столь значимым.
Уже с детства книга начинает наше воспитание. Этот значительный
источник информации является для всех читателей маленьким другом. Но
несмотря на возникновении новейших технологий, у любого человека на
полке можно увидеть книгу, ведь книга считается самым важным и
основным учителем в нашей жизни. В главную очередь, любой родитель
знакомит своего ребёнка с книгой, затем любой ребёнок проходит школьную
жизнь и с помощью книг продолжает свою учёбу. Книги помогают познать
новые задачи и найти ответы на интересующие их вопросы.
Книжные иллюстрации являются не только частью издательского дела
или же средством для передачи познаний, но и так же считаются частью
культуры.
Иллюстрация – база книжной графики. Само слово «иллюстрация»
произошло (от лат. “illustrare”), что означает освещать, проливать свет,
изъяснять. А смысл слова (“illustratio”), значит, живое описание, видное
изображение. Это слово возможно воспринимать как в широком, так и в
узком значении.4
Сборник рассказов, выполненный на высоком художественном
уровне, — останется в памяти культуры, как и каждое произведение
искусства. Чем богаче и труднее выражены в нём идеи времени, чем лучше
его пластические свойства, тем же оно убедительней и долговечней. Если
иллюстрации сборника рассказов являются проявлением высочайшего
творчества, как и иные облики искусства, то они принимают участие в
формировании художественного стиля эпохи.
Итак, иллюстрации книг - как особый вид изобразительного
искусства оказывает большое воздействие на развитие чувственного
восприятия мира; развивает, прежде всего, эстетическую восприимчивость и
влечение к красоте во всех её смыслах. Ведь, встреча с иллюстрациями в
книге - встреча с миром изобразительного искусства, пробуждение чувств и
эмоции, и, наконец, развитие его зрительного восприятия, обогащения.
Объект исследования: художественное оформление книги
Предмет исследования: иллюстрированное издание сборника рассказов
Набиры Гиматдиновой «Үлмәс»
Цель исследования: сделать серию иллюстраций для сборника
рассказов Набиры Гиматдиновой «Үлмәс»
Задачи исследования:
1. Изучение научной литературы по проблеме иллюстрирования
художественного издания.
2. Рассмотреть элементы книжной иллюстрации.
3. Исследование проблемы иллюстрирования рассказов в технике
акварель.
4. Ознакомиться с видами и функциями книжной иллюстрации.
5. Выявить тенденции развития иллюстрации в книжном издании.
6. Исследование проблемы иллюстрирования рассказов в технике
акварель.
7. Разработать оригинал-макет для сборника рассказов Набиры
Гиматдиновой «Үлмәс».5
Методы исследования: в ходе работы были применены
общетеоретические методы: синтез (объединяет отдельные элементы
(признаки, свойства) в одно целое; моделирование (существующий объект
исследования проектируется на определенную модель); аналогия
(подчеркивает сходство отдельных предметов по каким-либо качествам);
индукция. (рассуждение от общего к частному); дедукция (выводы делаются
с учетом множества частных свойств предметов); обобщение
(рассматривается множество признаков, чтобы сделать общий вывод об
явлении или предмете).
Гипотеза исследования: основана на предположении, что дизайн и
иллюстрации, отвечающие современным мировым тенденциям в
графическом дизайне, будут способствовать возрастанию интереса к книге
посредством эстетического притяжения.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из
введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках данной выпускной квалификационной работы была поставлена цель - разработать оригинал-макет для сборника рассказов Набиры Гиматдиновой <^лмэс», применяя основные графические инструменты, характерные для создания книжной иллюстрации.
В книге повествуется о жизненных ценностях, истинно человеческих качествах, философских размышлениях жизни и о религии. Небольшие рассказы и повести Набиры Гиматдиновой наполнены глубокими мыслями обычными истинами. Рассказы читаются на одном дыхании, хоть и многие идеи скрываются между строк и не всегда видны сразу же после первого прочтения.
В ходе работы проведена комплексная работа по изучению аналогов книжных изданий, как особого вида графического искусства, были выявлены и рассмотрены интересные и актуальные на сегодняшний день решения создания иллюстраций.
Книжная графика с точки зрения дизайна является не только объектом изобразительного искусства (создание иллюстраций), но и объектом созидательной деятельности, включающей техническое редактирование, верстку, набор.
Для выявления отличительных особенности книжной иллюстрации от других видов искусства были изучены книги были и издания периодической печати об искусстве книги.
Процесс этап выполнения дипломной работы:
1. Знакомство с аналогами разных работ, экскурсия в мире иллюстраций.
2. Изучение сюжета рассказов для создания к ним иллюстрации.
3. Выбор наиболее интересного момента, для воплощения их в качестве наглядных изображений.
4. Знакомство с разными графическими техниками для выполнения картинок.
5. Выбор техники, которая подошла бы для олицетворения желаемых рисунков.
6. И само освоение техники акварель.
Для того чтобы создать иллюстрации, мне понадобилось немало времени, так как эта работа очень долговременна и кропотлива. Иллюстрации обязаны соответствовать сюжету, расширять его смысл, чтобы прочтение книжки было наиболее интересным и увлекательным. В особенности это важно в наши дни, так как книги становятся малочитаемыми, а электронный вид становится все больше и больше.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, а именно, мы ознакомились с историей развития книжного дела, проанализировали теорию художественного оформления книги, изучили основные этапы создания книги и нормы книгопечатания, исследовали особенности разработки иллюстраций в акварельной технике и разработали оригинал макет сборника рассказов Набиры Гиматдиновой <^лмэс». Цель выпускной
квалификационной работы, которая заключалась в создании оригинала макета достигнута, выполненная работа, по нашему мнению, соответствует современным тенденциям в развитии книжной графики. А основной вектор развития - совершенствование современного искусства книгоиздания на основе новых технологий, что создает дальнейшие предпосылки для исследования.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. -- М.: ИД Ш. Амонашвили, 2001.- 463 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. -- М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
3. Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика / Н.П. Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 271 с.
4. Билибин И.Я Статьи, письма, воспоминания о художнике / Сост. С.В. Голынец. - Л.: Лениздат, 1970. - 443 с.
5. Вагапова Ф. Г. Синтез традиций в оформлении дореволюционных татарских сатирических журналов // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
2011. № 4 (26). С. 277-280.
6. Вернисаж в журнале: Художник-анималист В. Бастрыкин Текст.// Дошкольное воспитание. 2000. - № 7. - С. 50-51.
7. Вильборг, Г.П. Азбука книжного дизайнаТекст./ Г.П. Вильборг; пер. с нем. СПб: СПб ГКУ, 2003. - 110с.
8. Владимирский, Л. Как я рисовал «сказку эту» Текст./ Л. Владимирский // Детская литература. 1999. - № 5-6. - С. 67-69.
9. Волков И.И. Приобщение школьников к творчеству / И.И. Волков. - М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
11. Герчук, Ю. Первые иллюстраторы Чуковского Текст./Ю. Герчук// Детская литература. 2003. - № 4-5. - С. 46-51.
12. Герчук, Ю.Я. Укрощение художников: год 1936 Текст./Ю.Я. Герчук// Детская литература. 1997. - № 5-6. - С. 20-27.
13. Герчук, Ю.Я. Фаворский и дети Текст./Ю.Я. Герчук// Детская литература.
1970. - № 1. - С. 37-42.
14. Глоцер, В. Художник и детская книга Текст./В. Глоцер// Искусство книги. 1968-1969. - Вып. 8. - М., 1975. - С. 126-127.
15. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе / Г.А. Гуковский. - Тула: Автограф, 2000. - 103 с.
16. Карелина// Детская литература. 1969. - № 12. - С. 26-28.
17. Клепикова, Е. В преодолении собственных традиций Текст./ Е. Клепикова// Детская литература. 1970. - № 2. - С. 39-42.
18. Клепикова, Е. Художники соавторы Чуковского Текст./ Е. Клепикова// Детская литература. - 1969. - № 2. - С. 36-48.
19. Книга о Владимире Фаворском / Сост. Ю. Молок. Текст. М.: Прогресс, 1967.-282с.
20. Книги и художники Текст.// Книжное обозрение. 2005. -12-18 дек.-С. 19.
21. Коломойцев, Г.П. Социокультурная миссия дизайна Текст./ Г.П. Коломойцев// Культурная жизнь Юга России. 2003. - № 1. - С. 72-76.
22. Кузнецов, Э.Д. Художник и книга Текст./Э.Д. Кузнецов. Л.: Худож. РСФСР, 1964. - 79с 113. Карелина, Т. Жевательная резинка для мозгов Текст./Т.
23. Курочкина, Т. Серьезное шутовство (О творчестве художника- иллюстратора Е. Монина) Текст./Т. Курочкина// Наше наследие. 1997. -№42.-
С. 126-127.
24. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник / В.С. Кузин. - М.: Агар, 1998. - 336 с.
25. Кузьминский К.С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII-XIX вв. / К.С. Кузьминский - М.: Изогиз, 1937. - 215 с.
26. Лавров, А. Художник А. Лаптев Текст./А. Лавров// Детская литература. 1969. - № 1. - С. 39-45.
27. Лазарев, М. Что нужно книге для подростка? Текст./М. Лазарев// Детская литература. 1974. - № 10. - С. 70-71.
28. Лебедев, В.А. Изменение предметного облика книги в условиях
компьютеризации книгоиздания Текст./В.А. Лебедев//
Университетскаякнига 1999. - № 5. - С. 35-41.
29. Ломов С.П. Методика обучения изобразительному искусству в школах России: Учебное пособие для вузов. / С.П. Ломов. - М.: МГОУ, 2003. - 165 с.
30. Ляхов В.Н. Искусство книги. Избранные историко-теоретические и критические работы / В.Н. Ляхов. - М.: Советский художник, 1978. - 248 с.
31. Сотников А.Т. Иллюстрация на уроках литературы / А.Т. Сотников. - М.: Просвещение, 1970 - 147 с.
32. Чегодаев А.Д. Пути развития русской советской книжной графики / А.Д. Чегодаев. - М.: Гос. Изд. Искусство, 1955 - 196 с.
33. Шорохов Е.В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1979. - 303 с.
34. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.
35. Щербакова Н. Иллюстрирование сказок / Н. Щербакова. - М.: Искусство в школе, 2002 - №6
36. Юдин, Г. В XXI век с нетрадиционной книгой (заметки с Международного конкурса детской книги BIB, 99) Текст./Г. Юдин// Детская литература. 2000. - № 2-3. - С. 73-76.
37. Юдин, Г. И зачем скопцу девица? (Великий поэт соавтор художника- иллюстратора) Текст./Г. Юдин// Детская литература. - 1999. - № 5-6. -С. 30
38. Юдин, Г. Как я стал художником Текст./ Г. Юдин//Детская литература.
2004. - № 1-2. - С. 122. - 123.
39. Юный читатель и книжная культура России Текст.: материалы исследования/ Рос. гос. дет. б -ка. М., 2003. - 109с.
40. Яковлев, Д.М. Предпочтения Александра Кошкина Текст./ Д.М. Яковлев// Детская литература. 1994. - № 3. - 64-70.
41. Якимович, Ю. Мир печати Текст.:Популярный иллюстрированный словарь справочник/ Ю. Якимович. - М.: Дограф, 2001. - 294с.
42. Ямпольская, P.M. Советская книга для детей (Специфика издания, достижения и актуальные задачи) Текст./ P.M. Якимович// Книга: Исследования и материалы. Сб. XLVIII. - М., 1984. - С. 21-39.
43. Яметова Р.А. Использование литературных образов при знакомстве с изобразительным искусством / Р.А. Яметова. - М.: Изобразительное искусство в школе - 2006 - №5.
44. Яхнин, JI. Сказка про послезавтра Текст./ JL Яхнин// Детская литература. 2002. - № 1-2. - С. 97. - 101.