Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования игровых технологий развития произвольного внимания у дошкольников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «технологии», «игровые
технологии» 9
1.2. Сущность и психологические особенности развития произвольного внимания
дошкольников 15
1.3. Роль игровых технологий в развитии произвольного внимания у
дошкольников 21
Выводы по I главе 28
Глава П Педагогическое обеспечение применения игровых технологий в развитии произвольного внимания у дошкольников
2.1. Исследование уровня развития произвольного внимания у дошкольников
(констатирующий этап эксперимента) 31
2.2. Реализация программы с применением игровых технологий развития
произвольного внимания у дошкольников 38
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента 44
Выводы по II главе 54
Заключение 55
Список литературы 59
Приложение
В психологии развитие внимания считается одним из самых сложных проблем, так как от ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.
В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский [4], С.Л. Рубинштейн [25]), другие — изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо [23], И.П. Павлов [21], А.Н. Леонтьев [17]). Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, то есть в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин [9], П.Я. Гальперин [4], Н.В. Дубровинская [5], С.Л. Кабыльницкая [11] и другие)
Особое место в этих исследованиях уделяется развитию произвольного внимания. Авторы признают за произвольным вниманием важнейшую роль в развитии личности человека. Однако в своих исследованиях они рассматривают этот вид внимания только в связи с учебной деятельностью школьника.
Между тем, некоторые из исследователей (И.Л. Баскакова [2], Г.В. Петухова [23]) считают, что произвольное внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
О развивающем значении игры говорится в исследованиях А.П. Усовой [29], Р.И. Жуковской [7], Д.В. Менджерицкой [14], Д.Б. Эльконина
[30] Л.В. Артемовой [1], Н.Я. Михайленко [14] и другие.
Однако, в этих работах, на наш взгляд, развитию внимания и в частности произвольного внимания дошкольника отводится недостаточное место.
Из всего вышесказанного следует, что существует противоречие между потребностью педагогической практики в действенном инструментарии применения игровых технологий в развитии произвольного внимания у дошкольников, и недостаточной разработанностью программ, которые включают игровые технологии в развитии произвольного внимания у дошкольников.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность обусловили проблему исследования: каково
содержание игровых технологий в развитии произвольного внимания дошкольников?
Цель исследования: разработать и проверить в опытно
экспериментальной работе эффективность содержания игровых технологий развития произвольного внимания дошкольников.
Объект исследования: процесс применения игровых технологий в развитии произвольного внимания дошкольников.
Предмет исследования: содержание игровых технологий развития произвольного внимания дошкольников.
Гипотеза исследования: основывается на предположении о том, что процесс применения игровых технологий в развитии произвольного внимания дошкольников будет эффективным, если:
- опираться в этом процессе на сущностно - содержательную характеристику понятий «технологии» и «игровые технологии»;
- учитывать психологические особенности развития произвольного внимания у дошкольников;
- раскрыть содержание игровых технологий в развитии произвольного внимания дошкольников;
- разработать и экспериментально проверить эффективность формирующей программы «Лабиринты игры», направленной на развитие произвольного внимания дошкольников с помощью игровых технологий.
Цель исследования, объект, предмет и гипотеза определили следующие задачи:
1. Определить сущностно-содержательную характеристику понятий «технологии» и «игровые технологии»;
2. Изучить психологические особенности развития произвольного внимания у дошкольников;
3. Определить роль игровых технологий в развитии произвольного внимания у дошкольников;
4. Разработать и экспериментально проверить развивающую программу применения игровых технологий в развитии произвольного внимания дошкольников.
Теоретико - методологическими основами исследования являются: исследования в области возрастной особенности внимания
дошкольников Н.Ф. Добрынина [9], П.Я. Гальперина [4], Н.В. Дубровинской [5], С.Л. Кабыльницкой [11]; в области теории и воспитания технологии игр: О развивающем значении игры говорится в исследованиях А.П. Усовой [29], Р.И. Жуковской [7], Д.В. Менджерицкой [14]; в области педагогической психологии развития произвольного внимания у дошкольников: Л.В. Артемовой [1], Н.Я. Михайленко [14], Д.Б. Эльконина [30].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования, классификации, систематизации, обобщению;
2. эмпирические: анкетирование тестирование, педагогический эксперимент;
3. методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно - экспериментальной базой стала: МАДОУ «Детский сад №261 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке » Советского района г. Казани
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы педагогической и психологической литературы по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы работы с дошкольниками с целью применения игровых технологий в развитии произвольного внимания дошкольников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлено, обосновано и апробировано на практике содержание игровых технологий в развитии произвольного внимания дошкольников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Лабиринты игры».
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования разработанной программы по применению игровых технологий в развитии произвольного внимания дошкольников; возможности использовать авторскую программу и практические результаты исследования в воспитательных учреждениях, психологических и социально- педагогических центрах.
Психологи и педагоги могут использовать результаты исследования для разработки собственных индивидуальных приемов работы с детьми дошкольного возраста для успешного развития произвольного внимания дошкольников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет
констатировать тот факт, что проблема развития внимания у детей
дошкольного возраста является предметом изучения многих
исследователей.
Особенностям развития внимания, его свойств посвящены
исследования: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Леонтьева, Т.
Рибо, С.Л. Рубинштейна и др.; изучению возрастных особенностей
отдельных свойств внимания у дошкольников: Ю.А. Афонькиной,
И.В. Дубровина, Р.С.Немова, Е.О. Смирновой, Л.Ф. Тихомировой, Г.А.
Урунтаевой и др.; особенности организации работы по развитию
внимания у детей дошкольного возраста: Л.В. Байбородова, К.И.
Иванова, А.В. Морозов, В.Э. Пахальян, М.И. Рожков, А.С. Спиваковская,
Д.В. Чернилевский, Н.Е. Щуркова.
Однако, необходимо отметить, что проблема развития
внимания у детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного56
обраования не нашла достаточного отражения в психолого –
педагогических исследованиях, как за рубежом, так и в
отечественной науке.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Внимание – это в первую очередь динамическая
характеристика протекания познавательной деятельности: оно
выражает связь психической деятельности с определенным
объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.
Внимание – это выборочная направленность на тот или иной объект
и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на
объект познавательную деятельность.
2. За вниманием всегда стоят интересы и потребности,
установки и направленность личности. Они вызывают изменение
отношения к объекту. А изменение отношения к объекту
выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его
сознании: он становится более понятным и выразительным.
Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого
содержания, проявляясь в других процессах, однако и в ней
оказывается специфической формой взаимосвязь деятельности и
образа. Изменение внимания выражается в изменении и выразительность
содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.
В виде внимания находит себе выражение связь сознания с
предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетлив е
выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект,
тем интенсивнее и самосознание. Внимание – это проявление этой
связи сознания и предмета, в нем осознается.
3. По характеру происхождения и средствам осуществления
различают три основных вида внимания: произвольное;57
непроизвольное; послепроизвольное . В зависимости от этих требований,
а также в связи с индивидуальными особенностями человека можно
выделить такие свойства внимания, как устойчивость, сосредоточенность,
объем, распределение, переключение.
Произвольное внимание у детей развивается в направлении от
выполнения целей, которые ставит учитель, к задачам, поставленным
самим учеником. Одним из главных средств развития произвольного
внимания является осознание ответственности младших школьников за
усвоение знаний.
Развитие внимания связано также с расширением объема внимания
и умением распределять его между разными видами действий.
Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого
материала, последовательность его изложения и раскрытия. Внимание
развивается постепенно и на определенный момент становится
свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется
внимательностью.
5. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что
наиболее эффективными методами и формами развития внимания у
детей дошкольного возраста являются игра, дидактическая игра,
викторина, упражнение, тренинг, именно эти формы и методы будут
использованы нами в разработке программы по развитию внимания у
детей дошкольного возраста «Лабиринты игры ».
6. Целью формирующего эксперимента стало апробация,
выявленных нами форм методов развития внимания дошкольников.
7. Как показал констатирующий эксперимент в исследуемой
нами группе все показатели внимания (объем, произвольность, уровни
внимания) находятся на низком уровне. Мы выделили уровни развития
внимания – высокий, средний, низкий. Проведенное на констатирующем58
этапе исследование показало, что необходима целенаправленная
работа по развитию внимания.
8. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена
гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие
внимания дошкольников эффективно осуществляется в случае
использования игровых технологий, эти данные подтверждает
проведенная нами математическая обработка исследований.
Использование t-критерия Стьюдента и G-критерия знаков
показало, что после эксперимента существуют различия по всем
исследуемым показателям внимания.
9. Результаты, полученные в ходе нашего исследования,
подтверждают правильность выдвинутой гипотезы, именно опора на
ключевые характеристики внимания, его виды и свойства; учет
возрастных особенностей развития внимания в дошкольном возрасте;
разработка и реализация программы развития внимания у детей
дошкольного возраста «Лабиринты игры» способствуют повышению
эффективности процесса развития внимания у детей дошкольного
возраста. Гипотеза исследования подтвердилась.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П.
Аникеева. – М.: Просвещение, 1999. – 244 с.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические
сочинения / П.П. Блонский. – М: Педагогика, 1979. – 400 с.
3. Букатов В.М. Педагогические таинства игр / В.М. Букатов. –
М.: Флинта, 2016. – 344 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии
ребенка: Вопросы психологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1966.
– 541с.
5. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском
возрасте // Хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский. – М.:
Просвещение, 1976. – С. 134-231
6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное
формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: МГУ,
1999. – 234 с.
7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший
школьник: Психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С.
Герасимова, Л.М. Орлов. – М.: Академия, 2016. – 146 с.
8. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном
возрасте // Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов. – М.:
Просвещение, 2014. – 234 с.
9. Данилова С.Л. Деятельность и внимание / Под ред. Леонтьева
А.Н. – М.: Просвещение, 2015. – 183 с.
10. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию / У. Джеймс.
– М.: Просвещение, 2016. – С. 50-103
11. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания //
Вопросы психологии / Н.Ф. Добрынин. – 2014. – № 2. – С. 12-2260
12. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание /
Н.Ф. Добрынин. – М.: МГУ, 1958. – 196 с.
13. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения //
Вопросы психологии / Е.В. Заика. – 2017. – №2. – С. 21–30
14. Зинченко П.И. Психологические основы педагогики / П.И.
Зинчеко. – М.: Варгус, 2016. – 328 с.
15. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев. – М.:
Флинта, 2007. – 223 с.
16. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные
методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Флинта, – 2018. – 271 с.
17. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей /
Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. – М.: Политра, 2019. – 197 с.
18. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Сфера,
2006. – 345 с.
19. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.:
Флинта, 2008. – 289 с.
20. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.:
Питер, 2006. – 583 с.
21. Марцинковская Т.Д. История психологии / Т.Д.
Марцинковская. – М.: Форд, 2010. – 547 с.
22. Марюжина Т.М., Ермолаев О.Ю., Мешкова Т.А. Внимание
школьников / Т.М. Марюжина, О.Ю. Ермолаева, Т.А. Мешкова. – М.:
Варгус, 2015. – 168 с.
23. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и
психического развития ребенка / Н.А. Менчинская. – М.: Институт
Практической Психологии, 1998. – 448 с.
24. Молодец Р.Т. Младший школьник: развитие познавательных
способностей / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2015. – 235
с.61
25. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и
психология / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. – М.: Академический
проект, 2004. – 213 с.
26. Немов Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1996.
– 634 с.
27. Некрасов С.Т. Ощущение, восприятие и внимание детей
младшего школьного возраста // Очерки психологии детей: младший
школьный возраст / под ред. А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. – М.: АПН
РСФСР, 2016. – С. 39-76
28. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное
пособие / В.Э. Пахальян. – Спб.: Питер, 2016. – 224 с.
29. Педагогическое наследие / И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский,
Д. Локк, Ж.Ж. Руссо. – М.: Просвещение, 1987. – 496 с.
30. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед.
учеб. заведений. / П.И. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 439 с.
31. Психология детства. Практикум. / Под ред. А.А. Реана. – СПб:
Прайм-евро ЗНАК, 2003. – 224 с.
32. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С.
Лейтеса. – М.: Академия, 2010. – 332 с.
33. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию /
Т. Рибо. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.
34. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного
процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.И.
Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Владос, 2000. – 427 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.
Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 2007. – 688 с.
36. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для
педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2014. –
245 с.6