КОНЦЕПЦИЯ ВСЕОБЩЕГО СПАСЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ТЕОЛОГИИ
|
Введение 3
Глава I. Второй Ватиканский собор и спасение вне церкви 9
§1.1 Католическая доктрина спасения 9
§1.2 Отношение Католической церкви к всеобщему спасению до Второго Ватиканского собора 12
§1.3 Перспектива всеобщего спасения в свете решений Второго Ватиканского собора 18
Глава II. Инклюзивизм Карла Ранера как пример всеобщего спасения 24
§2.1 Карл Ранер и его богословие 24
§2.2 Искупление и спасение в интерпретации Карла Ранера 28
§2.3 Самосообщение Бога и сверхъестественный экзистенциал 29
§2.4 Концепция «анонимного христианства» как пример инклюзивизма 33
Глава III. Универсализм Ганса Урса фон Бальтазара как пример всеобщего спасения 38
§3.1 Богословие Г анса Урса фон Бальтазара и его предпосылки 38
§3.2 Основные аспекты сотериологического учения Ганса Урса фон Бальтазара 42
§3.3 Надежда на спасение как элемент всеобщего спасения 47
Заключение 51
Список литературы
Глава I. Второй Ватиканский собор и спасение вне церкви 9
§1.1 Католическая доктрина спасения 9
§1.2 Отношение Католической церкви к всеобщему спасению до Второго Ватиканского собора 12
§1.3 Перспектива всеобщего спасения в свете решений Второго Ватиканского собора 18
Глава II. Инклюзивизм Карла Ранера как пример всеобщего спасения 24
§2.1 Карл Ранер и его богословие 24
§2.2 Искупление и спасение в интерпретации Карла Ранера 28
§2.3 Самосообщение Бога и сверхъестественный экзистенциал 29
§2.4 Концепция «анонимного христианства» как пример инклюзивизма 33
Глава III. Универсализм Ганса Урса фон Бальтазара как пример всеобщего спасения 38
§3.1 Богословие Г анса Урса фон Бальтазара и его предпосылки 38
§3.2 Основные аспекты сотериологического учения Ганса Урса фон Бальтазара 42
§3.3 Надежда на спасение как элемент всеобщего спасения 47
Заключение 51
Список литературы
Актуальность выбранной нами проблематики обусловлена следующими факторами. С одной стороны, сотериология, как учение о спасении, его условиях и формах, играет одну из центральных ролей в религиозном мировоззрении. Так как всякое существование направлено на спасение (на избавление от неблагоприятных обстоятельств в обыденном понимании и избавление от греха и его последствий в религиозном), то само понимание спасения будет играть важную роль в жизни человека, общины, общества. Спасение — основной источник мотивации верующего. Составление полной исследовательской картины той или иной религиозной традиции невозможно без изучения этой стороны религиозного учения.
С другой стороны, изучаемая нами проблема всеобщего спасения в католицизме, несмотря на наличие определенного количества исследовательских работ, также не перестает быть актуальной. Связано это, на наш взгляд, с деятельностью папы римского Франциска. Так, его фраза «Никто не может быть осужден навсегда, ведь это противоречит логике Евангелия» из
послесинодального обращения «Amoris Laetitia» , вновь заставило богословов обратиться к вопросу об апокатастасисе. Постановления соборов, папское учение и аргументы многочисленных богословов не становятся преградой для теологических изысканий и тема всеобщего спасения периодически возвращается как причина диспутов и философско-теологических исследований.
Также считаем необходимым отметить рост интереса отечественных исследователей к западной богословской традиции. Ежегодно Библейско- богословский институт святого апостола Андрея издает переводы выдающихся трудов современной западной богословской мысли. Также пишутся
исследовательские работы и диссертации по современным тенденциям в католической и протестантской теологии.
Степень научной разработанности темы. В связи с несомненной актуальностью проблемы, отдельные аспекты изучаемой нами темы неоднократно становились предметом исследований зарубежных специалистов. Вопрос о влиянии Второго Ватиканского собора на католическую теологию и церковное учение, в частности, на вопросы миссиологии и сотериологии, рассмотрены в последних книгах американского исследователя Р. Мартина . Его сугубо теологический подход вполне уместен для рассмотрения внутрицерковной позиции по данному вопросу, но сильно осложняет изучение философских и иных внешних аспектов проблемы. Такого недостатка, однако, лишен другой американский автор — Майкл МакКлаймонд. В своей недавней книге «Искупление дьявола», посвященной христианскому универсализму, он с научной религиоведческой точки зрения тщательно анализирует практически все
Л
концепции всеобщего спасения и искупления в христианстве . Однако в главах, посвященных католическим представлениям о всеобщем спасении МакКлаймонд делает лишь общие наброски, совершенно не останавливаясь на методологических источниках появления таких концепций. Ещё одним недостатком этого автора является склонность к редуцированию генезиса идеи всеобщего спасения к гностической традиции.
В нашей работе мы отдельно останавливаемся на теологическом наследии Карла Ранера и Г анса Урса фон Бальтазара. В зарубежной науке есть небольшие исследования, сравнивающие концепцию спасения у Ранера и Бальтазара. Это, в первую очередь, такие исследователи, как Питер Хенричи , Грегори Семенюк , Мишель Шумахер, Марк Фишер . В этих работах сотериологические концепции и универсалистские тенденции в них изучаются с точки зрения философии и истории теологии. Однако фрагментарный характер этих работ не позволяет создать целостный взгляд на изучаемую нами проблематику.
На русском языке в последнее время регулярно издаются переводы трудов Бальтазара, есть переводы нескольких книг Ранера, в том числе и фундаментальной работы «Основание веры. Введение в христианское богословие» . Биография фон Бальтазара, написанная Элио Гуерьеро и содержащая многочисленные историко-богословские комментарии, также была переведена на русский язык . Ирина Хромец исследовала антропологию Карла
-5
Ранера и опубликовала соответствующую монографию в 2014 году . Сравнительная сотериология Ранера и Бальтазара в России не изучалась, есть лишь небольшие упоминания в работах общего характера. При этом есть исследование, сравнивающее апокатастасис в учениях Г анса Урса фон Бальтазара и Сергия Булгакова, опубликованное в 2017 году .
Объектом бакалаврской работы является католическое богословие XX века, представленное официальным учением Римско-католической церкви (постановления Второго Ватиканского собора и Папское учение) и работами выдающихся богословов.
Предметом стали сотериологические высказывания официального церковного учения Римско-католической церкви и католических богословов, явно или имплицитно предполагающие всеобщее спасение.
Цель работы — исследовать католическое богословие XX века на предмет наличия в нем элементов концепции всеобщего спасения. Исходя из поставленной цели, нам следует решить следующие задачи:
1. Выявить основные характеристики классической католической сотериологии.
2. Изучить влияние Второго Ватиканского собора на католическую сотериологию и выявить элементы всеобщего спасения в официальном церковном учении.
3. Анализировать теологическое наследие Карла Ранера и охарактеризовать апокатастические тенденции, присущие его сотериологии.
4. Анализировать теологическое наследие Ганса Урса фон Бальтазара и охарактеризовать апокатастические тенденции, присущие его сотериологии.
Теоретика-методологическая основа исследования выстроена в соответствии с поставленной целью и задачами с учетом историкорелигиоведческого характера работы. Так, были использованы методы:
- метод критического анализа источников, позволивший сделать необходимые выводы на основе документов церковных соборов, вероучительных текстов и трудов римских понтификов;
- метод сравнительного анализа исследовательской литературы, статей и других источников, напрямую связанных с темой работы, с помощью которого мы смогли сопоставить исследовательские позиции различных авторов;
- методы историко-философской реконструкции и содержательно-смысловой интерпретации сотериологических и апокатастатических высказываний Карла Ранера и Г анса Урса фон Бальтазара, с помощью которых мы смогли выявить предпосылки, сформировавшие их позицию и понять логику богословского рассуждения.
В качестве методологической основы работы использованы исследования М. МакКлаймонда и И.С. Хромец.
Научная новизна работы состоит в анализе тех трансформаций, которые пережила католическая теология в XX веке, через рассмотрение концепции всеобщего спасения в официальном учении Римско-католической церкви и богословии её виднейших теологов.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В современной католической теологии присутствует концепция всеобщего спасения. Она находит свое место через две основные формы: инклюзивизм и универсализм.
2. Инклюзивизм предполагает возможность личного спасения для каждого человека, стремящегося к истине. Данный подход вырабатывается в теологии Карла Ранера и обосновывается через концепции сверхъестественного экзистенциала и анонимного христианства.
3. Универсализм предполагает спасение всех людей, не обращая внимания на индивидуальную судьбу. Подход выработан Г.У. фон Бальтазаром и основывается на надежде во всеобщее спасение. Богословская аргументация в пользу такого подхода исходит из сотериологии креста и жертвы, а также богословия пасхального триденствия.
4. Надежда во всеобщее спасение через схему существования анонимного христианства и вера в способность каждого человека найти в себе стремление к Богу составляют основу того, что можно назвать современным католическим учением об апокатастасисе.
5. На формирование такой концепции всеобщего спасения повлияли как внешние факторы в виде секуляризационных процессов после Второй мировой войны, так и внутренний богословский контекст, сформированный под влиянием неотомизма и «новой теологии».
Теоретическая и практическая значимость. Результат работы позволяет сформировать взгляд на определенные аспекты современной католической теологии, включив в область научных интересов проблематику апокатастасиса и трансформаций в богословии. На основе анализа развития богословской концепции всеобщего спасения можно сделать выводы о характерных чертах изменений, произошедших в учении Католической церкви в XX в. Результаты работы могут применяться при проведении лекционных курсов и семинарских занятий по истории христианства, истории католицизма и христианской теологии на кафедрах религиоведения.
Апробация работы проведена в процессе участия на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», проведенной 10-14 апреля 2017 г. в Москве, с докладом на тему «Учение о спасении в богословии Карла Ранера и Ханса Урса фон Бальтазара», Казанских научных чтениях студентов и аспирантов имени В.Г. Тимирясова, проведенных 21 декабря 2016 г., Итоговой научной-образовательной конференции студентов КФУ 2016 и 2017 гг. Отдельные результаты работы были опубликованы в сборнике материалов Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2017» и сборнике статей и тезисов Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета за 2016 и 2017 годы.
С другой стороны, изучаемая нами проблема всеобщего спасения в католицизме, несмотря на наличие определенного количества исследовательских работ, также не перестает быть актуальной. Связано это, на наш взгляд, с деятельностью папы римского Франциска. Так, его фраза «Никто не может быть осужден навсегда, ведь это противоречит логике Евангелия» из
послесинодального обращения «Amoris Laetitia» , вновь заставило богословов обратиться к вопросу об апокатастасисе. Постановления соборов, папское учение и аргументы многочисленных богословов не становятся преградой для теологических изысканий и тема всеобщего спасения периодически возвращается как причина диспутов и философско-теологических исследований.
Также считаем необходимым отметить рост интереса отечественных исследователей к западной богословской традиции. Ежегодно Библейско- богословский институт святого апостола Андрея издает переводы выдающихся трудов современной западной богословской мысли. Также пишутся
исследовательские работы и диссертации по современным тенденциям в католической и протестантской теологии.
Степень научной разработанности темы. В связи с несомненной актуальностью проблемы, отдельные аспекты изучаемой нами темы неоднократно становились предметом исследований зарубежных специалистов. Вопрос о влиянии Второго Ватиканского собора на католическую теологию и церковное учение, в частности, на вопросы миссиологии и сотериологии, рассмотрены в последних книгах американского исследователя Р. Мартина . Его сугубо теологический подход вполне уместен для рассмотрения внутрицерковной позиции по данному вопросу, но сильно осложняет изучение философских и иных внешних аспектов проблемы. Такого недостатка, однако, лишен другой американский автор — Майкл МакКлаймонд. В своей недавней книге «Искупление дьявола», посвященной христианскому универсализму, он с научной религиоведческой точки зрения тщательно анализирует практически все
Л
концепции всеобщего спасения и искупления в христианстве . Однако в главах, посвященных католическим представлениям о всеобщем спасении МакКлаймонд делает лишь общие наброски, совершенно не останавливаясь на методологических источниках появления таких концепций. Ещё одним недостатком этого автора является склонность к редуцированию генезиса идеи всеобщего спасения к гностической традиции.
В нашей работе мы отдельно останавливаемся на теологическом наследии Карла Ранера и Г анса Урса фон Бальтазара. В зарубежной науке есть небольшие исследования, сравнивающие концепцию спасения у Ранера и Бальтазара. Это, в первую очередь, такие исследователи, как Питер Хенричи , Грегори Семенюк , Мишель Шумахер, Марк Фишер . В этих работах сотериологические концепции и универсалистские тенденции в них изучаются с точки зрения философии и истории теологии. Однако фрагментарный характер этих работ не позволяет создать целостный взгляд на изучаемую нами проблематику.
На русском языке в последнее время регулярно издаются переводы трудов Бальтазара, есть переводы нескольких книг Ранера, в том числе и фундаментальной работы «Основание веры. Введение в христианское богословие» . Биография фон Бальтазара, написанная Элио Гуерьеро и содержащая многочисленные историко-богословские комментарии, также была переведена на русский язык . Ирина Хромец исследовала антропологию Карла
-5
Ранера и опубликовала соответствующую монографию в 2014 году . Сравнительная сотериология Ранера и Бальтазара в России не изучалась, есть лишь небольшие упоминания в работах общего характера. При этом есть исследование, сравнивающее апокатастасис в учениях Г анса Урса фон Бальтазара и Сергия Булгакова, опубликованное в 2017 году .
Объектом бакалаврской работы является католическое богословие XX века, представленное официальным учением Римско-католической церкви (постановления Второго Ватиканского собора и Папское учение) и работами выдающихся богословов.
Предметом стали сотериологические высказывания официального церковного учения Римско-католической церкви и католических богословов, явно или имплицитно предполагающие всеобщее спасение.
Цель работы — исследовать католическое богословие XX века на предмет наличия в нем элементов концепции всеобщего спасения. Исходя из поставленной цели, нам следует решить следующие задачи:
1. Выявить основные характеристики классической католической сотериологии.
2. Изучить влияние Второго Ватиканского собора на католическую сотериологию и выявить элементы всеобщего спасения в официальном церковном учении.
3. Анализировать теологическое наследие Карла Ранера и охарактеризовать апокатастические тенденции, присущие его сотериологии.
4. Анализировать теологическое наследие Ганса Урса фон Бальтазара и охарактеризовать апокатастические тенденции, присущие его сотериологии.
Теоретика-методологическая основа исследования выстроена в соответствии с поставленной целью и задачами с учетом историкорелигиоведческого характера работы. Так, были использованы методы:
- метод критического анализа источников, позволивший сделать необходимые выводы на основе документов церковных соборов, вероучительных текстов и трудов римских понтификов;
- метод сравнительного анализа исследовательской литературы, статей и других источников, напрямую связанных с темой работы, с помощью которого мы смогли сопоставить исследовательские позиции различных авторов;
- методы историко-философской реконструкции и содержательно-смысловой интерпретации сотериологических и апокатастатических высказываний Карла Ранера и Г анса Урса фон Бальтазара, с помощью которых мы смогли выявить предпосылки, сформировавшие их позицию и понять логику богословского рассуждения.
В качестве методологической основы работы использованы исследования М. МакКлаймонда и И.С. Хромец.
Научная новизна работы состоит в анализе тех трансформаций, которые пережила католическая теология в XX веке, через рассмотрение концепции всеобщего спасения в официальном учении Римско-католической церкви и богословии её виднейших теологов.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В современной католической теологии присутствует концепция всеобщего спасения. Она находит свое место через две основные формы: инклюзивизм и универсализм.
2. Инклюзивизм предполагает возможность личного спасения для каждого человека, стремящегося к истине. Данный подход вырабатывается в теологии Карла Ранера и обосновывается через концепции сверхъестественного экзистенциала и анонимного христианства.
3. Универсализм предполагает спасение всех людей, не обращая внимания на индивидуальную судьбу. Подход выработан Г.У. фон Бальтазаром и основывается на надежде во всеобщее спасение. Богословская аргументация в пользу такого подхода исходит из сотериологии креста и жертвы, а также богословия пасхального триденствия.
4. Надежда во всеобщее спасение через схему существования анонимного христианства и вера в способность каждого человека найти в себе стремление к Богу составляют основу того, что можно назвать современным католическим учением об апокатастасисе.
5. На формирование такой концепции всеобщего спасения повлияли как внешние факторы в виде секуляризационных процессов после Второй мировой войны, так и внутренний богословский контекст, сформированный под влиянием неотомизма и «новой теологии».
Теоретическая и практическая значимость. Результат работы позволяет сформировать взгляд на определенные аспекты современной католической теологии, включив в область научных интересов проблематику апокатастасиса и трансформаций в богословии. На основе анализа развития богословской концепции всеобщего спасения можно сделать выводы о характерных чертах изменений, произошедших в учении Католической церкви в XX в. Результаты работы могут применяться при проведении лекционных курсов и семинарских занятий по истории христианства, истории католицизма и христианской теологии на кафедрах религиоведения.
Апробация работы проведена в процессе участия на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», проведенной 10-14 апреля 2017 г. в Москве, с докладом на тему «Учение о спасении в богословии Карла Ранера и Ханса Урса фон Бальтазара», Казанских научных чтениях студентов и аспирантов имени В.Г. Тимирясова, проведенных 21 декабря 2016 г., Итоговой научной-образовательной конференции студентов КФУ 2016 и 2017 гг. Отдельные результаты работы были опубликованы в сборнике материалов Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2017» и сборнике статей и тезисов Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета за 2016 и 2017 годы.
Апокатастасис Оригена был осужден V Вселенским собором, позже иные проявления идеи всеобщего спасения неоднократно осуждались на вселенских соборах Католической церкви. На протяжении долгого времени вера во всеобщность спасения была уделом мистиков и церковных маргиналов. Однако XX век в Римско-католической церкви стал эпохой кардинальных перемен, и некогда запретная концепция стала играть значительную роль в богословии.
Исходя из нашего исследования, мы пришли к выводу, что в современной католической теологии присутствует концепция всеобщего спасения. Она находит свое место через две основные формы. Инклюзивизм предполагает возможность личного спасения для каждого человека, стремящегося к истине. Данный подход вырабатывается в теологии Карла Ранера, который обосновывает его через решение проблемы природы и благодати путем введения концепции сверхъестественного экзистенциала и анонимного христианства. Официальное учение церкви разделяет данный подход, но с определенными оговорками в виде необходимой роли Церкви.
Вторая форма концепции всеобщего спасения - универсализм - близка классическому оригенизму, так как она предполагает спасение всех людей, не обращая внимания на индивидуальную судьбу. Она представлена взглядами Ганса Урса фон Бальтазара. Универсализм Бальтазара основывается на надежде во всеобщее спасение. Богословская аргументация в пользу такого подхода исходит из сотериологии креста и жертвы, а также богословия пасхального триденствия.
Надежда во всеобщее спасение через схему существования анонимного христианства и вера в способность каждого человека найти в себе стремление к Богу составляют основу того, что можно назвать современным католическим учением об апокатастасисе. Католицизм пришел к такой позиции без изменений глубинных основ учения об искуплении и сотериологических схем. Поэтому остается двоякое впечатление. С одной стороны, есть идея о спасении вне католицизма и христианства, но в тоже время сохраняется традиционное представление о вечных мучениях. Сами постановления Второго Ватиканского собора, в котором и были приняты положения такого «апокатастасиса» не дают четких ответов, оставляя возможность для дальнейших богословских дискуссий и споров. Бесспорно лишь одно: ныне человечество в представлении католичества превратилось из «проклятой массы» в «спасенное сообщество».
Причины таких изменений связаны как с социальным, так и с внутрибогословским контекстом. Внешними факторами могли оказаться секуляризационные процессы после Второй мировой войны. Богословский контекст же был сформирован под влиянием неотомизма и «новой теологии», так как Ранер и Бальтазар вышли из школы теологов-неотомистов. На наш взгляд, такие перемены в сотериологии и эсхатологии все-таки аутентичны, так как имеют корни в самом католическом богословии, а обосновываются они в том числе и философским образом. Влияние же внешних факторов, на которые указывает, например, документы Второго Ватиканского собора, лишь актуализировали то, что потенциально уже содержалось в сокровищнице богословской мысли.
Данная работа представляет собой лишь анализ основных позиций современной католической теологии в отношении всеобщего спасения. Эти позиции выражены теми богословами, которые серьезнейшим образом повлияли на официальное церковное учение в XX веке. Дальнейшая разработка темы требует исследования менее известных и маргинальных представителей современного богословия. В связи с этим считаем необходимым продолжать работу по этой теме.
Исходя из нашего исследования, мы пришли к выводу, что в современной католической теологии присутствует концепция всеобщего спасения. Она находит свое место через две основные формы. Инклюзивизм предполагает возможность личного спасения для каждого человека, стремящегося к истине. Данный подход вырабатывается в теологии Карла Ранера, который обосновывает его через решение проблемы природы и благодати путем введения концепции сверхъестественного экзистенциала и анонимного христианства. Официальное учение церкви разделяет данный подход, но с определенными оговорками в виде необходимой роли Церкви.
Вторая форма концепции всеобщего спасения - универсализм - близка классическому оригенизму, так как она предполагает спасение всех людей, не обращая внимания на индивидуальную судьбу. Она представлена взглядами Ганса Урса фон Бальтазара. Универсализм Бальтазара основывается на надежде во всеобщее спасение. Богословская аргументация в пользу такого подхода исходит из сотериологии креста и жертвы, а также богословия пасхального триденствия.
Надежда во всеобщее спасение через схему существования анонимного христианства и вера в способность каждого человека найти в себе стремление к Богу составляют основу того, что можно назвать современным католическим учением об апокатастасисе. Католицизм пришел к такой позиции без изменений глубинных основ учения об искуплении и сотериологических схем. Поэтому остается двоякое впечатление. С одной стороны, есть идея о спасении вне католицизма и христианства, но в тоже время сохраняется традиционное представление о вечных мучениях. Сами постановления Второго Ватиканского собора, в котором и были приняты положения такого «апокатастасиса» не дают четких ответов, оставляя возможность для дальнейших богословских дискуссий и споров. Бесспорно лишь одно: ныне человечество в представлении католичества превратилось из «проклятой массы» в «спасенное сообщество».
Причины таких изменений связаны как с социальным, так и с внутрибогословским контекстом. Внешними факторами могли оказаться секуляризационные процессы после Второй мировой войны. Богословский контекст же был сформирован под влиянием неотомизма и «новой теологии», так как Ранер и Бальтазар вышли из школы теологов-неотомистов. На наш взгляд, такие перемены в сотериологии и эсхатологии все-таки аутентичны, так как имеют корни в самом католическом богословии, а обосновываются они в том числе и философским образом. Влияние же внешних факторов, на которые указывает, например, документы Второго Ватиканского собора, лишь актуализировали то, что потенциально уже содержалось в сокровищнице богословской мысли.
Данная работа представляет собой лишь анализ основных позиций современной католической теологии в отношении всеобщего спасения. Эти позиции выражены теми богословами, которые серьезнейшим образом повлияли на официальное церковное учение в XX веке. Дальнейшая разработка темы требует исследования менее известных и маргинальных представителей современного богословия. В связи с этим считаем необходимым продолжать работу по этой теме.



