ОСОБЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ К ЗДОРОВЬЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития прогностических способностей детей в младшем школьном возрасте 9
1.1. Понятие прогностическая компетентность и прогностическая
способность 9
1.2. Развитие прогностических способностей в онтогенезе у нормотипичных
детей 17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья 26
1.4. Особенности отношения младших школьников к своему здоровью 30
Выводы по Главе 1 35
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей прогнозирования
младших школьников в сфере отношения к здоровью 37
2.1. Характеристика выборки и методов исследования прогностической
компетенции у младших школьников 37
2.2 Анализ результатов исследования прогностической компетенции в
сфере отношения к здоровью 43
2.3. Методы формирования способности к прогнозированию и осознанному отношению детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями к своему здоровью 56
Выводы по Главе II 63
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты развития прогностических способностей детей в младшем школьном возрасте 9
1.1. Понятие прогностическая компетентность и прогностическая
способность 9
1.2. Развитие прогностических способностей в онтогенезе у нормотипичных
детей 17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья 26
1.4. Особенности отношения младших школьников к своему здоровью 30
Выводы по Главе 1 35
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей прогнозирования
младших школьников в сфере отношения к здоровью 37
2.1. Характеристика выборки и методов исследования прогностической
компетенции у младших школьников 37
2.2 Анализ результатов исследования прогностической компетенции в
сфере отношения к здоровью 43
2.3. Методы формирования способности к прогнозированию и осознанному отношению детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями к своему здоровью 56
Выводы по Главе II 63
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения
Актуальность исследования. Одной из общественно значимых задач является расширение интеграционного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание данной группе детей необходимой помощи в процессе социализации и адаптации к внешней среде. В процессе социализации дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с комплексом проблем.
Ребенок усваивает нормы поведения и особенности применения социальных ролей при социальном взаимодействии в образовательных организациях, которые относится к числу основных институтов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Школа и класс представляют социальное пространство, организованное в соответствии с принятыми в данном обществе нормами.
Особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличаются от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы. Как правило, многие авторы рассматривают прогностическую деятельность в контексте ведущей деятельности личности определенного возраста. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная, поэтому можно сказать, что главной задачей детей данного возраста является их становление в качестве полноценного участника учебного процесса в контексте широкий социальных отношений. Огромную роль в развитии таких отношений младшего школьника играет развитие прогностической способности и антиципации. Неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью обусловливает невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой, особенно у детей с ОВЗ.
Актуальность исследования определена ролью прогностических способностей в отношении своего здоровья, обеспечении эффективной социализации детей с ОВЗ, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у такой категории детей,
Целью данного исследования является изучение особенностей способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования является прогностические способности у детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте .
Предметом исследования является специфика способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что нарушенная функция при дефицитарном дизонтогенезе определяет специфику прогностической деятельности в сфере отношения к здоровью у младших школьников, но в целом развитие способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью соответствует возрастным значениям.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «прогностические способности», подходы к исследованию способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также их отношение к болезни.
2. Выявить специфику прогнозирования у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности особенности прогнозирования в сфере отношений к здоровью.
3. Сравнить способность к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у нормативных младших школьников и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработать рекомендации направленные на формирование прогностической компетенции младших школьников в сфере отношений к здоровью.
Методологической основой исследования составили идеи структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий), генетического подхода (Е.А.Сергиенко, Л.А. Регуш), клинического подхода (В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко, А.И. Ахметзянова) к пониманию понятий «антиципация» и «прогнозирование»; современные теоретические представления о сущности процесса адаптации человека к условиям окружающей среды (Ф.Б. Березин, А.А. Налчаджян. Ю.А. Александровский и др.), положение о единстве закономерностей психического развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский,
В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, и др.), в частности, о роли условий социальной среды в психическом развитии ребёнка.
Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ анамнестических данных, метод наблюдения, методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», методы статистического анализа (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость работы исследования заключается в выявлении специфических особенностей процесса прогнозирования младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза и нормотипичным развитием в сфере отношения к здоровью. Полученные результаты дополняют и расширяют представления о прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции младших школьников с трудностями в обучении, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района г. Казани, ГБОУ «Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» Вахитовского района г. Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 169» Советского района г. Казани.
Апробация работы. Основные результаты исследования представлены:
1. Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета на секции « Прогностическая компетентность школьника с ограниченными возможностями здоровья» ( г. Казань,2018).
2. Международной научно - практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» (г. Саранск, 4 декабря 2018 г)
3. Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции “Специальная психология” (9 апреля 2019, Казань).
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, в количестве 60 источников. В работе имеется 5 таблиц, 7 рисунков и 6 приложений. Общий объём работы составляет 74 страницы.
Ребенок усваивает нормы поведения и особенности применения социальных ролей при социальном взаимодействии в образовательных организациях, которые относится к числу основных институтов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Школа и класс представляют социальное пространство, организованное в соответствии с принятыми в данном обществе нормами.
Особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличаются от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы. Как правило, многие авторы рассматривают прогностическую деятельность в контексте ведущей деятельности личности определенного возраста. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная, поэтому можно сказать, что главной задачей детей данного возраста является их становление в качестве полноценного участника учебного процесса в контексте широкий социальных отношений. Огромную роль в развитии таких отношений младшего школьника играет развитие прогностической способности и антиципации. Неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью обусловливает невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой, особенно у детей с ОВЗ.
Актуальность исследования определена ролью прогностических способностей в отношении своего здоровья, обеспечении эффективной социализации детей с ОВЗ, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у такой категории детей,
Целью данного исследования является изучение особенностей способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования является прогностические способности у детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте .
Предметом исследования является специфика способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что нарушенная функция при дефицитарном дизонтогенезе определяет специфику прогностической деятельности в сфере отношения к здоровью у младших школьников, но в целом развитие способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью соответствует возрастным значениям.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «прогностические способности», подходы к исследованию способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также их отношение к болезни.
2. Выявить специфику прогнозирования у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности особенности прогнозирования в сфере отношений к здоровью.
3. Сравнить способность к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у нормативных младших школьников и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработать рекомендации направленные на формирование прогностической компетенции младших школьников в сфере отношений к здоровью.
Методологической основой исследования составили идеи структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий), генетического подхода (Е.А.Сергиенко, Л.А. Регуш), клинического подхода (В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко, А.И. Ахметзянова) к пониманию понятий «антиципация» и «прогнозирование»; современные теоретические представления о сущности процесса адаптации человека к условиям окружающей среды (Ф.Б. Березин, А.А. Налчаджян. Ю.А. Александровский и др.), положение о единстве закономерностей психического развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский,
В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, и др.), в частности, о роли условий социальной среды в психическом развитии ребёнка.
Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ анамнестических данных, метод наблюдения, методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», методы статистического анализа (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость работы исследования заключается в выявлении специфических особенностей процесса прогнозирования младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза и нормотипичным развитием в сфере отношения к здоровью. Полученные результаты дополняют и расширяют представления о прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции младших школьников с трудностями в обучении, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района г. Казани, ГБОУ «Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» Вахитовского района г. Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 169» Советского района г. Казани.
Апробация работы. Основные результаты исследования представлены:
1. Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета на секции « Прогностическая компетентность школьника с ограниченными возможностями здоровья» ( г. Казань,2018).
2. Международной научно - практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» (г. Саранск, 4 декабря 2018 г)
3. Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции “Специальная психология” (9 апреля 2019, Казань).
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, в количестве 60 источников. В работе имеется 5 таблиц, 7 рисунков и 6 приложений. Общий объём работы составляет 74 страницы.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Но несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распространённые среди детей болезни:ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких, инфекционные заболевания, кариес зубов,травмы, аллергические заболевания, нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья.
Целью нашего исследования было изучение специфики прогностической компетентности младших школьников дефицитарным видом дизонтогенеза в сфере отношения к здоровью.
На первом этапе была изучена специальная научная литература о проблемах прогностической компетентности в целом как в нормативном развитии, так и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследователи такие как А. И. Ахметзянова, В. Д. Менделевич, О. В. Демакина, О. Л. Гончарова, Т. В. Артемьева, А. А. Твардовская, И. А. Нигматуллина и другие активно занимаются изучением проблемы прогностической компетентности в значимых сферах отношений младшего школьника с дефицитарным видом дизонтогенеза.
На следующем этапе было проведено экспериментальное исследование особенности прогностической компетентности по функциям и критериям в сфере отношения к здоровью у младших кольников на базе шести образовательных учреждений, четыре из них для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На третьем этапе нами был проведен сравнительный анализ способности к прогнозированию ситуаций будущего младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья и младшими школьниками с нормотивным развитием в сфере отношения к здоровью. Проанализировав полученные данные, мы видим, что среди исследуемых показателей значимых различий не выявлено в регулятивных и речекоммуникативных значениях.
Таким образом наша гипотеза о том, что нарушенная функция при дефицитарном дизонтогенезе определяет специфику прогностической деятельности в сфере отношения к здоровью у младших школьников, но в целом развитие способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью соответствует возрастным значениям, подтвердилась. Цели и задачи исследования достигнуты.
Целью нашего исследования было изучение специфики прогностической компетентности младших школьников дефицитарным видом дизонтогенеза в сфере отношения к здоровью.
На первом этапе была изучена специальная научная литература о проблемах прогностической компетентности в целом как в нормативном развитии, так и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследователи такие как А. И. Ахметзянова, В. Д. Менделевич, О. В. Демакина, О. Л. Гончарова, Т. В. Артемьева, А. А. Твардовская, И. А. Нигматуллина и другие активно занимаются изучением проблемы прогностической компетентности в значимых сферах отношений младшего школьника с дефицитарным видом дизонтогенеза.
На следующем этапе было проведено экспериментальное исследование особенности прогностической компетентности по функциям и критериям в сфере отношения к здоровью у младших кольников на базе шести образовательных учреждений, четыре из них для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На третьем этапе нами был проведен сравнительный анализ способности к прогнозированию ситуаций будущего младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья и младшими школьниками с нормотивным развитием в сфере отношения к здоровью. Проанализировав полученные данные, мы видим, что среди исследуемых показателей значимых различий не выявлено в регулятивных и речекоммуникативных значениях.
Таким образом наша гипотеза о том, что нарушенная функция при дефицитарном дизонтогенезе определяет специфику прогностической деятельности в сфере отношения к здоровью у младших школьников, но в целом развитие способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью соответствует возрастным значениям, подтвердилась. Цели и задачи исследования достигнуты.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы прогностической компетентности в психологии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



