Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития прогностических способностей детей в младшем школьном возрасте 9
1.1. Понятие прогностическая компетентность и прогностическая
способность 9
1.2. Развитие прогностических способностей в онтогенезе у нормотипичных
детей 17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья 26
1.4. Особенности отношения младших школьников к своему здоровью 30
Выводы по Главе 1 35
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей прогнозирования
младших школьников в сфере отношения к здоровью 37
2.1. Характеристика выборки и методов исследования прогностической
компетенции у младших школьников 37
2.2 Анализ результатов исследования прогностической компетенции в
сфере отношения к здоровью 43
2.3. Методы формирования способности к прогнозированию и осознанному отношению детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями к своему здоровью 56
Выводы по Главе II 63
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения
Актуальность исследования. Одной из общественно значимых задач является расширение интеграционного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание данной группе детей необходимой помощи в процессе социализации и адаптации к внешней среде. В процессе социализации дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с комплексом проблем.
Ребенок усваивает нормы поведения и особенности применения социальных ролей при социальном взаимодействии в образовательных организациях, которые относится к числу основных институтов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Школа и класс представляют социальное пространство, организованное в соответствии с принятыми в данном обществе нормами.
Особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличаются от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы. Как правило, многие авторы рассматривают прогностическую деятельность в контексте ведущей деятельности личности определенного возраста. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная, поэтому можно сказать, что главной задачей детей данного возраста является их становление в качестве полноценного участника учебного процесса в контексте широкий социальных отношений. Огромную роль в развитии таких отношений младшего школьника играет развитие прогностической способности и антиципации. Неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью обусловливает невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой, особенно у детей с ОВЗ.
Актуальность исследования определена ролью прогностических способностей в отношении своего здоровья, обеспечении эффективной социализации детей с ОВЗ, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у такой категории детей,
Целью данного исследования является изучение особенностей способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования является прогностические способности у детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте .
Предметом исследования является специфика способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что нарушенная функция при дефицитарном дизонтогенезе определяет специфику прогностической деятельности в сфере отношения к здоровью у младших школьников, но в целом развитие способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью соответствует возрастным значениям.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «прогностические способности», подходы к исследованию способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также их отношение к болезни.
2. Выявить специфику прогнозирования у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности особенности прогнозирования в сфере отношений к здоровью.
3. Сравнить способность к прогнозированию в сфере отношений к здоровью у нормативных младших школьников и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработать рекомендации направленные на формирование прогностической компетенции младших школьников в сфере отношений к здоровью.
Методологической основой исследования составили идеи структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий), генетического подхода (Е.А.Сергиенко, Л.А. Регуш), клинического подхода (В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко, А.И. Ахметзянова) к пониманию понятий «антиципация» и «прогнозирование»; современные теоретические представления о сущности процесса адаптации человека к условиям окружающей среды (Ф.Б. Березин, А.А. Налчаджян. Ю.А. Александровский и др.), положение о единстве закономерностей психического развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский,
В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, и др.), в частности, о роли условий социальной среды в психическом развитии ребёнка.
Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ анамнестических данных, метод наблюдения, методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», методы статистического анализа (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость работы исследования заключается в выявлении специфических особенностей процесса прогнозирования младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза и нормотипичным развитием в сфере отношения к здоровью. Полученные результаты дополняют и расширяют представления о прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции младших школьников с трудностями в обучении, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района г. Казани, ГБОУ «Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» Вахитовского района г. Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 169» Советского района г. Казани.
Апробация работы. Основные результаты исследования представлены:
1. Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета на секции « Прогностическая компетентность школьника с ограниченными возможностями здоровья» ( г. Казань,2018).
2. Международной научно - практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» (г. Саранск, 4 декабря 2018 г)
3. Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции “Специальная психология” (9 апреля 2019, Казань).
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, в количестве 60 источников. В работе имеется 5 таблиц, 7 рисунков и 6 приложений. Общий объём работы составляет 74 страницы.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Но несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распространённые среди детей болезни:ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких, инфекционные заболевания, кариес зубов,травмы, аллергические заболевания, нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья.
Целью нашего исследования было изучение специфики прогностической компетентности младших школьников дефицитарным видом дизонтогенеза в сфере отношения к здоровью.
На первом этапе была изучена специальная научная литература о проблемах прогностической компетентности в целом как в нормативном развитии, так и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследователи такие как А. И. Ахметзянова, В. Д. Менделевич, О. В. Демакина, О. Л. Гончарова, Т. В. Артемьева, А. А. Твардовская, И. А. Нигматуллина и другие активно занимаются изучением проблемы прогностической компетентности в значимых сферах отношений младшего школьника с дефицитарным видом дизонтогенеза.
На следующем этапе было проведено экспериментальное исследование особенности прогностической компетентности по функциям и критериям в сфере отношения к здоровью у младших кольников на базе шести образовательных учреждений, четыре из них для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На третьем этапе нами был проведен сравнительный анализ способности к прогнозированию ситуаций будущего младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья и младшими школьниками с нормотивным развитием в сфере отношения к здоровью. Проанализировав полученные данные, мы видим, что среди исследуемых показателей значимых различий не выявлено в регулятивных и речекоммуникативных значениях.
Таким образом наша гипотеза о том, что нарушенная функция при дефицитарном дизонтогенезе определяет специфику прогностической деятельности в сфере отношения к здоровью у младших школьников, но в целом развитие способности к прогнозированию в сфере отношений к здоровью соответствует возрастным значениям, подтвердилась. Цели и задачи исследования достигнуты.
1. Абульханова - Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова - Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1975. - 115 с.
3. Ахметзянова, А.И. Антиципационная несостоятельность в условиях болезни и аномального развития [Текст] / А.И.Ахметзянова //Научно-практический рецензируемый медицинский журнал. - 2015 - № 5(90). - С 42-46.
4. Артищева, Л. В., Латиева, А.И. Взаимосвязь уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот младшего школьного возраста [Текст] // Сборник научных трудов XII Международной научно- образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред. А.И.
Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - C. 18 - 25.
5. Артемьева, Т. В., Гаранина, Я. Г. Дефицит прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения [Текст] // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред.
А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 12 - 18.
6. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2013. - 152 с.
7. Ахметзянова, А. И., Артемьева Т. В. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии
[Текст] / А.И. Ахметзянова, Т. В. Артемьева // Интеграция образования. -
2017. Т. 21 — № 3. — С. 489 -504
8. Ахметзянова, А. И. Особенности антиципационной деятельности при
общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]:
автореф. дис. ... канд. психол. Наук / А.И. Ахметзянова. - Казань, 2001. -19 с.
9. Ахметзянова, А. И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья
(Учебнометодическое пособие) [Текст] / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та., 2017. - 46 с.
10. Базылевич, Т. Ф. К проблеме задатков прогностических способностей
[Текст] / Т. Ф. Базылевич // Психологический журнал. - 1994. Т. 15. - № 6. - С. 90 - 99
11. Берншпгейн, Н. А. Очерки физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Берншпгейн. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.
12. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
13. Булыгина, Т. Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников [Текст] / Т.Б. Булыгина. - СПб.,1996. - 90 с.
14. Василевская, Е. А. Сравнительный анализ антиципационной деятельности и социального интеллекта у больных с шизофренией и умственной отсталостью [Текст] / Е. А. Василевская // Неврологический вестник. - 2016. Т. 48. - № 1. - С. 57-62
15. Вундт, В. Волевые процессы. Психология эмоций. Хрестоматия по общей психологии [Текст] / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 228 с.
16. Гафурова, А. Р., Артемьева Т. В. Особенности прогностической
компетентности младших школьников с расстройствами психологического развития [Текст] / А. Р. Гафурова, Т. В. Артемьева // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: Материалы II Международной научно-практической конференции 19 апреля 2018 г., г.Уфа / Отв. ред. Т.И.Политаева. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. - С.134-139
17. Гончарова, О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями [Текст]: дис. ... канд. психол. наук:
19.0. 01, 19.00.04 / Гончарова Ольга Львовна. - Казань, 2003. - 173 с.
18. Громова, Ч. Р. Сравнительное изучение антиципационных способностей у детей с невротическими расстройствами и их родителей [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.04 / Громова Чулпан Раесовна. - Казань, 2003. - 109 с.
19. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов педагогических институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон. - М.: Просвещение. - 1979. — 288 с.
20. Демакина, О. В. Особенности формирования клинических проявлений остеохондроза поясничного отдела позвоночника в зависимости от параметров антиципационной деятельности пациента [Текст]: дис. ... канд. мед. наук: 14.00.13, 14.00.18 / Демакина Ольга Валерьевна. - Казань, 2004. - 150 с.
21. Закирова, В.Г. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] / В.Г. Закирова, Л.А. Камалова // Международная научнопрактическая конференция «Начальная школа сегодня: проблемы социализации». - Казань: КФУ, 2014. - С.4-11.
22. Исаев, Е. И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников [Текст] / Е. И. Исаев // Вопросы психологии. - 1984. - №2. - с. 52-61
23. Курбанова, А.Т. Специфика дефицитарности прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и риски нарушения социализации [Электронный ресурс] / А.Т. Курбанова, А.А. Твардовская //
Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология». - Саранск, 2018. - С.462-470. - Режим доступа:
https://kpfu.ru/staff files/F 1866256012/Sbomik Integraciya 2018.pdf -
(Дата обращения: 11.04.2019).
24. Лемех, Е. А., Артемьева, Т. В., Адалева, К. Ю. Специфика прогностической деятельности детей с расстройствами аутистического спектра в значимых сферах жизни [Текст] / Е. А. Лемех, Т. В. Артемьева, К. Ю. Адалева // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник науч-ных трудов XII Международной научнообразовательной конф-ренции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 293-297.
25. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 278 с.
26. Манелис, Н. Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы [Текст] / Н. Г. Манелис / Школа здоровья. - 1999. - № 2. - C. 6-22
27. Масалович, Ю. М., Фотекова, Т. А. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Текст] / Ю. М. Масалович, Т. А. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011
г.). — Челябинск: «Два комсомольца», 2011. — С. 55-58.
28. Матвеева, Л. А. Кодирование, прогнозирование и перенос как свойства субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Младший школьник как субъект педагогического воздействия [Текст] /Л. А. Матвеева // Межвуз. сб. науч. тр. Ленингр. гос. Пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1989. - с.14.
29. Менделевич, В. Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст] / В. Д. Менделевич, С. Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс - информ, 2002. - 608 с.
30. Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] /
В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996. - № 4. - С. 107-114
31. Миллер, Д. Планы и структура поведения [Текст] / Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. - М., 2000. - 228 с.
32. Найссер, У. Г. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии [Текст] / У.Г. Найссер. - М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
33. Нечаев, Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе [Текст] / Н. Н. Нечаев. -М.: Изд-во МГУ, 1995. - 189 с.
34. Нюттен, Ж. Процесс формирования цели. Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности [Текст] / Ж. Нюттен. - М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. - С.189 - 191.
35. Переслени, Л. И. Возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования [Текст] / Л. И. Переслени // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - с. 109 - 115
36. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. [Текст] / И. Г. Песталоцци. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 278 с.
37. Петровский, А. В., Карпенко Л. А., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь [Текст] / А. В. Петровский, Л. А. Карпенко, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-дону: "ФЕНКС", 1998.
38. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003.- 352с.
39. Русалов, В. М. Дифференциально-психологический анализ интеллектуального поведения в вероятностной среде [Текст] / В. М. Русалов, С. Л. Кошман. - М.: Наука, 1980. - 115 с.
40. Росс, Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии [Текст] / Л. Росс, Р. Нисбетт // Пер. с англ. В. В. Румынского; под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2000,- 429 с.
41. Саврацкая, Е. Ю. Развитие целенаправленности в процессе учебной деятельности младшего школьника [Текст] / Е. Ю. Саврацкая. - СПб.,2003.- 101 с.
42. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд [Текст] /
Е. А. Сергиенко. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 464 с.
43. Скиданенко, Т. В. Пограничные психические расстройства при эпилепсии и их связь с антиципационными особенностями психической деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед. Наук / Т. В. Скиданенко. - Казань, 2003. - 20 с.
44. Смирнова, Ю. В. Сохранение соматического и психического здоровья
учащихся - критерий здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения [Текст] / Ю. В. Смирнова, Д. З. Шибкова,
В. П. Мальцев // Актуальные вопросы
восстановительного лечения, оздоровления, спортивной
медицины. - Челябинск : ЧелГМА, 2009. - С. 149-152.
45. Твардовская, А. А. Особенности прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом [Текст] / А. А. Твардовская // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сборник научных трудов XII
Международной научно - образовательной конференции (Казань, 24 апреля
2018 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. -
с 124-134.
46. Тесленко В.Р. Медицинские и педагогические аспекты формирования здорового образа жизни школьников // Человек. Спорт. Медецина. 2012 №42- 301 с.
47. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учебн. Заведений / О. К. Тихомиров. - М: Академия, 2002. - 288 с.
48. Узелевская, А. Э. Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед.
Наук / А.Э. Узелевская. - Казань, 2002. - 25 с.
49. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1989. - 340 с.
50. Фейгенберг, И. М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям [Текст] / И. М. Фейгенберг, В. А. Иванников. - М.: МГУ, 1978. - 112 с.
51. Фейгенберг, И. М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст] / И. М. Фейгенберг. - М.: Министерство здравоохранения СССР, 1973. - С. 5 - 19.
52. Флотская, Н. Ю. Особенности развития структурных компонентов прогнозирования в младшем школьном возрасте [Текст]: дис. . канд. психол. Наук / Флотская Наталья Юрьевна. - СПб., 1995 - 163 с.
53. Фресс, П. Восприятие и оценка времени. Экспериментальная психология [Текст] / П. Фресса, Ж. Пиаже. - Пер. с франц. М., 1978. - 88 - 135 с.
54. Ширяев, Д. А. Психофизиологические механизмы вероятностного прогнозирования [Текст] / Д. А. Ширяев. - Рига, 1986. - 142 с.
55. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, 4-е изд. / Д. Б. Эльконин.- М.:
Издательский центр "Академия", 2007 — 194 с.
56. Яковлева, Е. В. Угрозы социального развития младших школьников в различных микросредах жизнедеятельности [Электронный ресурс] / Е.В.
Яковлева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №1 (36). - С.133-137. - Режим доступа:
https://cvberleninka.ru/article/n/ugrozv-sotsialnogo-razvitiva- mladshihshkolnikov-v-razlichnyh-mikrosredah-zhiznedeyatelnosti- issledovanievypolneno-pri-finansovov - (Дата обращения: 17.04.2019).
57. Boyle J.R. Exploring metacognitive strategy use during note-taking for students with learning disabilities / J.R. Boyle, G. Forchelli. S.M. Rosen // Temple.: Education 3-13. 44. 1-20, 2014.
58. Esmaili S.K. Effect of Play-based Therapy on Metacognitive and Behavioral Aspects of Executive Function: A Randomized, Controlled, Clinical Trial on the Students With Learning Disabilities / Esmaili,S.K., Shafaroodi N, Mehraban A. H., Parand A, Zarei M., Akbari- Zardkhaneh S. // BASIC AND CLINICAL NEUROSCIENCE, Iran - 2017, р. 203.
59. Hessels M. Metacognitive Teaching in a Special Education Class / M. Hessels, M. Bosson, C. Hessels - Schlatter, Y. Bali // Ceneva.: Journal of Cognitive Education and Psychology, № 2, 2009
60. Vist N. V. Psychological and Pedagogical Conditions for the Prevention of Deviant Behavior among Adolescents / N. V. Vist // International journal of environmental & science education, 2016. N 15