Введение 3
Глава I. Современные научные представления о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Социализация: современные подходы, проблемы, концепции 8
1.2. Особенности процесса социализации детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья 27
1.3. Социально значимые сферы дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья 43
Выводы по Главе I 50
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях 52
2.1. Организация и методы исследования особенностей социализации
дошкольников в значимых ситуациях 52
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования особенностей
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях в контексте социализации 54
2.3. Программа по формированию навыков успешной социализации в
значимых ситуациях у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 69
Выводы по Главе II 77
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Приложение 91
Актуальность исследования. Изменения в функционировании общества, негативные тенденции в развитии детской популяции обусловливают необходимость поиска адекватных путей и средств социализации дошкольников, что определяет актуальность изучаемой проблемы социализации в рамках всей психологической науки.
Дошкольное детство является периодом активного физического развития и развития психической сферы ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение основных нравственных и моральных норм, формируются основы личности, закладываются нравственные ценности, навыки общения и взаимодействия с людьми и с миром. Раскрытие данной проблемы можно встретить в работах Л.И. Божовича, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна.
Вопросы социализации широко обсуждаются в педагогической и психологической литературе. Проблемой социализации в западной философии и психологии занимались такие ученные как Дж. Дьюи, В. Кукартц, Э. Берн, А. Адлер, Р. Гарднер, А. Маслоу, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, П. Фулкье, У. Джеймс, Р. Лазарус, И. Гаккер, Л. Фестингер. В отечественной науке вопросами социализации в общей системе формирования нового человека занимались Н.К. Крупская, М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинской, А.В. Петровского, А.А. Реана, Э.В. Ильенкова, Д.И. Фельдштейна, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и др.
Отдельный интерес имеет изучение процесса социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья, так как развитие данного процесса является возможным ресурсом развития ребенка с особыми потребностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушение общего развития и препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
При социализации детей с различными отклонениями в развитии на первом плане стоит проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания.
Анализ литературы показывает, что важным приоритетом системы специального образования является социализация и интеграция детей с проблемами в развитии в общество. Раскрытие данной проблемы можно встретить в работах Р. А. Амасьянц, Л. Б. Баряевой, Е. А. Екжановой, В.З. Кантор, Л. М. Кобриной, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной, В. И. Лубовского, Д. М. Маллаева, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, М. И. Никитиной, Г. Н. Пенина, О. Г. Приходько.
Актуальность темы нашего исследования определяется тем, что отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - определить особенности социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и выявить специфику значимых ситуаций.
Объект исследования - процесс социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - значимые ситуации в контексте социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: основные особенности социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья связаны с нарушением их взаимодействия с окружающим социальным и предметным миром, что характеризуется несформированностью их ценностных ориентаций, низкой самооценкой, стереотипностью и бедностью межличностных отношения со сверстниками и взрослыми, сложностью восприятия эмоционального состояния и намерений других людей, и реализуются в таких социально значимых сферах как деятельность, общение и сознание.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние изученности процесса социализации в зарубежной и отечественной литературе.
2. Выявить особенности социализации дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья и с нормативным развитием.
3. Выявить особенности социализации дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях в контексте социализации.
4. Провести сопоставительный анализ выявленных особенностей социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в сравнение с дошкольниками с нормативным развитием.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья навыков успешной социализации в значимых ситуациях.
Методологической базой исследования послужили научные работы, с описанием психологической теорией личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.), философские, педагогические и социальные концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (Э. Дюркгейм, И.С. Кон, С.А. Беличева, Б.Д. Парыгина и др.); исследования о сущности социализации личности (В. Н. Гуров, С. А. Козлова, В. Г. Маралов, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн, и др.); теория развития ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); теории о сущности и формировании социальной компетентности у детей дошкольного возраста (Л. В. Коломийченко, С. Н. Краснокутская, Л. В. Трубайчук, и др.).
В исследовании также мы опирались на положение об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза (Л. С. Выготский, В.В. Лебединский, В. И. Лубовский и др.)
Методы исследования: теоретический анализ психолого педагогической литературы, эмпирическое исследование, методы статистической обработки и анализа результатов (U-критерий Манна- Уитни).
Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач осуществляется с помощью комплекса методик с учётом возрастных особенностей детей, их психофизического состояния, регламента времени обследования.
1 - Метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка (Самохвалова А.Г.)
2 - Комплекс методик для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса);
3 - Методика «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника» Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин;
4 - Методика А.М. Казьмина, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения».
5 - Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина).
База исследования: Исследование поводилось на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №63» Вахитовского района г.Казань, МБОУ комбинированного вида «Детский сад №99» Ново-Савиновского района г. Казани. В исследование приняли участие 50 детей дошкольного возраста, 25 - с ограниченными возможностями и 25 дошкольников с нормативным развитием.
Практическая значимость: Обобщён опыт теоретических исследований. Полученные результаты дополняют и расширяют представления об особенностях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях в контексте социализации. Выявленные особенности социализации детей с нарушением развития позволяют специалистам рационально выстроить коррекционно развивающий процесс.
Апробация работы: содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на ряде международных научных конференциях: на III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Школа Л.С. Выготского», посвященной юбилею А.Н. Леонтьева (22-23 ноября 2018 г.)., на IV Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2019).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, которые состоят из трех параграфов, заключения, выводов, списка литературы, включающего 60 источников. Работа проиллюстрирована 17 таблицами, 8 рисунками.
В настоящее время остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
В магистерской работе рассматривались особенности процесса социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях.
Социализация является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в социум. Мы рассмотрели социализацию личности ребенка как процесс его активного включения в существующую социальную систему через усвоение знаний о социальной действительности.
В первой главе были рассмотрены основные подходы к изучению проблемы социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Исследования теоретических источников позволили выявить основные проблемы социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность процесса социализации, выделить стадии освоения социальной действительности. Была отмечена специфика и содержание процесса социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что по всем показателям методик дети с нормативным развитием имели более высокие показатели, чем дети с ограниченными возможностями здоровья. Специфика развития детей с ОВЗ оставляет определенный след в процессе взаимодействия с окружающими, социальным и объективным миром.
Полученные результаты подтверждают предположение, что дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с трудностями при освоении социокультурного опыта, в связи с тем, что у них затруднено свободное общение с людьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в контроле над своим поведением, коммуникативном взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья в меньшей степени склонны к поддержанию общепринятых правил в культуре гигиенических правил и уходы за собой.
Доказано, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, по сравнению с детьми с нормативным развитием, наблюдаются более низкие показатели развития понимания социальных норм и ценностей.
Теоретический анализ позволил организовать практическую работу для изучения процесса социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и на основе эмпирического исследования разработать коррекционно-развивающую программу, способствующую формирования навыков успешной социализации ребенка- дошкольника в значимых ситуациях, что обеспечивает полноценность процесса социализации личности ребенка-дошкольника.
Коррекционно-развивающая программа реализуется в трех направлениях: сфера деятельности, сфера общения и сфера сознания. Подобранные игры и упражнения ориентированы на способствование развития свободного общения со взрослыми и детьми, развития понимания норм поведения в обществе, понимания поведения других и собственного поведения и его последствий, формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни (формирование санитарно-гигиенических навыков).
Проведенное исследование с целью выявления особенностей, позволило нам наметить перспективы дальнейшей работы в рамках данной проблематики. Выявленные особенности позволили обратить внимание на функции, находящиеся на качественно низком уровне, которые могут оказывать существенную роль на социализацию в значимых ситуациях.
Процесс социализации ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья - тема достаточно многогранная и обширная и предполагает дальнейшее исследование. В качестве перспектив дальнейшего исследования по нашей теме можно назвать: разработку и апробацию системы работы в различных видах значимых ситуациях в контексте социализации, что благоприятно повлияет на социализацию детей дошкольного возраста.
1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
2. Акулова О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство» [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Солнцева О.В. // науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 176 с.
3. Баландина Н. Д. Отношение детей с задержкой психического развития к экспериментально-психологическому обследованию как показатель личностных особенностей [Текст]: учеб-метод, пособие для вузов / Н.Д. Баландина // Изучение личности аномального ребенка. - М., 1977. - С. 43-58.
4. Бандура А. Теория социального научения [Текст]: учебник / А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - с. 320.
5. Башун А. Л., Карпова Н. К., Карпов К. Н. Комплексная коррекция личности детей с диагнозом ЗПР в условиях специализированного ДОУ [Текст] / А.Л. Башун, Н.К. Карпова, К.Н. Карпов // Психология образования: региональный опыт. - М, 2005. . - С. 38-48.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: учебник / Л.И.Божович - М; Воронеж, 1995. - С. 302-332.
7. Вихорев Д.И. Проблемы обучения и адаптации детей-инвалидов в России [Текст] / Д. И. Вихорев //Высшее образование инвалидов: Материалы междунар. практ. конф. - Спб., 2013. - 144 с.
8. Выготский Л.С. К вопросу о психологии и педологии [Текст] / Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. - 2007. - №4. - C. 101-112.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебник / Л.С. Выготский. - М: Педагогика-Пресс, 1996. - 132 с.
10. Гаврилушкина О. П., Золоткова Е. В. Сравнительный анализ ролевой игры дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Е.В. Золоткова // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития. - М., 2005. - Т. 1.
11. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] учеб-метод, пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
12. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст] / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана-граф, 2015. -184с.
13. Дармодехин С.В. Опыт научной разработки Национальной стратегии развития воспитания [Текст] / С.В. Дармодехин // Известия Российской академии образования. - 2015. - № 1(33). -С. 64-80.
14. Дмитриева Е. Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития: диагностика и коррекция [Текст] / Е.Е. Дмитриева. - Н. Новгород: НГПУ, 2004. - 43 с.
15. Дмитриева Е. Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Е. Дмитриева. - Н. Новгород, 2005. - 143 с.
16. Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Диагностика межличностых отношений [Текст] / Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева // Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. - Екатеринбург, 1995. - 29 с.
17. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение [Текст] / А.И. Ковалева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2014. - №1. - С. 4-12.
18. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. - М., 2004. -С.4-18.
19. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. -2004. -№5. -С.8-28.
20. Корепанова И. А. Структура и содержание зоны ближайшего развития [Текст] / И.А. Корепанова // Психология образования: региональный опыт. - М., 2005. - 96 с.
21. Коробейников И. А. Нарушения в развитии и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейник. - М.: ПЭР СЭ, 2002. -С. 114 - 118.
22. Крат Г. Психология развития [Текст] / Г. Крат. - СПб.: Питер,
2000. . - 96 с.
23. Лисина М.А. Развитие общения у дошкольников [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. - М., 1990. - 27 с.
24. Лодкина Т. В. Специальная педагогика. Защита семьи и детства [Текст] / Т. В. Лодкина.- 4-е изд., - М.: Академия, 2009. - 280 с.
25. Лубовский В. И. Задержка психического развития [Текст] // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. . - С. 18 - 47.
26. Малофеев Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей [Текст] / Н.Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психологического развития у детей. - М.: АРКТИ, 2001.
27. Малышева О.А. Социальное развитие дошкольников [Текст] / О.А. Малышева, И.А. Килина // Дошкольная педагогика. - 2012. - №8. - С.28
28. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
29. Мудрик А. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования [ Текст]: учеб. пособие / А. В. Мудрик. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
30. Недвецкая Т.М. Методика исследования социального интеллекта детей дошкольного возраста: процесс и процедура адаптации [Текст] / Т.М. Недвецкая // Вестник Магилевского державного университета им. А.А. Куляшова. - 2011.- №1 (37). - С. 34-41.
31. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет [Текст]: учеб. для вузов / Н.И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992.
32. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» [Текст] федер. закон от 2.06.1999 г. № 3266-1 // СЗ РФ. - 1999. - № 3. - Ст. 150.
33. Парыгин Б.Г. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности [Текст] / Б.Г. Парыгин // Психология личности и образ жизни. 1998. -№4. -С.21-26.
34. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей [Текст] / А.Н. Перре-Клермон. - М.: Педагогика, 1991.
35. Пузин С.Н., Великолуг Т. И. Проблемы социализации личности ребенка с ограниченными возможностями [Текст] // Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями. - 2008. - № 2. - С. 6-12.
36. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии, 2000- № 3. - 95 с.
37. Рубцов В. В. Социальные взаимодействия в обучении [Текст] /
B. В. Рубцов // Психология образования: региональный опыт. - М., 2005. -
C. 88-97 с.
38. Рубчевский К. В. Формы прохождения социализации личности [Текст] / К.В. Рубчевский // Психологическая наука и образование, 2002. - № 2. - С. 114-127.
39. Рузская А. Г., Смирнова Е. О. Влияние условий воспитания на отношение к сверстникам у дошкольников [Текст] / А.Г. Рузская, Е.О.
Смирнова // Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. - Москва-Воронеж, 2001. - С. 58-67.
40. Савина Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации [Текст]: автореф. канд. соц. наук. /Л. Ю. Савина - М., 2002. - 26 с.
41. Самуэльсон И.П. Дети - такие же участники общественных отношений, как и взрослые [Текст] / И.П. Самуэльсон //Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2015. - №5 (57). - 28 с.
42. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 1990.
43. Слепович Е. С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слепович // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск, 1985.
44. Смирнова Е. О. Исследование межличностных отношений в детской психологии [Текст] / Е.О. Смирнова // Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. - Москва - Воронеж, 2001.
45. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с..
46. Стернина Т. 3. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушениями умственного развития [Текст] / Т.З. Стернина //Дефектология, 1988. - № 3.
47. Тихонова И. В., Адеева Т.Н., Голубева М.С. Специфика
социализации дошкольников с комплексными и множественными нарушениями в развитии [Текст] / И.В. Тихонова [и др.] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. - 2014. - №3. - С. 6-16.
48. Тригер Р. Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: учеб. - метод. пособие / Р.Д. Тригер // Дефектология, 1989. - № 5. - 106 с.
49. Улъенкова У. В., Дмитриева Е. Е. Влияние общения со взрослым на формирование у ребенка общей способности к учению [Текст] / У.В. Улъенкова, Е.Е. Дмитриева // Начальная школа, 2004. - № 2. - С. 67 - 89.
50. Флей-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими [Текст] / К. Флей-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин. - М., 1993. - 94 с.
51. Цымбалюк А. Н. Особенности самооценки детей с задержкой психического развития [Текст] / А.Н. Цымбалюк // Изучение личности аномального ребенка. -М., 1977. . - 58 с.
52. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 1998. -С.21-26.
53. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 1995. -С.21-26.
54. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Основы коммуникации [Текст] / Л.М. Шипицина, О.В. Защиранская, А.П. Воронова. - СПб., 1995. - С. 118-126.
55. Berger E. Minimale cerebrale dysfunction bei Kinder [Электронный ресурс] - Berlin, 1977.
56. BerteJ.M., Buyze E.JansenJ., HoubenL., Michielsen L. Leer- lingkenmerken buitengewoon secundair onderwijs opleiding-svorm 3, type 1[Электронный ресурс] - NVKBO Paper, Brussel, NVBO, 1982.
57. J'arrow L. G. Maternal deprivation: Toward an enpirical and conceptual reevaluationb [Электронный ресурс] // Bait., 1961. - № 58.
58. Reingold H. L. The effect of environmental stimulation upon social and exploratory behaviour in the human infant [Электронный ресурс] // Determinant of infant behaviour. - N.Y. - London, 1961.
59. Saku S., Devi B. Role of home environment in psycholinguistic abilities and intelligence of advantaged and disadvantaged preschool children [Электронный ресурс] // India J. Psychol., 1982. - № 1-2.
60. Zee S. A. M. van der, Molen H. T. van der, WoltersJ. M. Een sociaal redzaamheidsprogramm voorzwakbegaafde jongeren [Электронный ресурс] // Tijdschrift voor Orthopedagogiek, 26, 1987.