ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
Введение 3
Глава I. Современные научные представления о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Социализация: современные подходы, проблемы, концепции 8
1.2. Особенности процесса социализации детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья 27
1.3. Социально значимые сферы дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья 43
Выводы по Главе I 50
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях 52
2.1. Организация и методы исследования особенностей социализации
дошкольников в значимых ситуациях 52
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования особенностей
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях в контексте социализации 54
2.3. Программа по формированию навыков успешной социализации в
значимых ситуациях у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 69
Выводы по Главе II 77
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Приложение 91
Глава I. Современные научные представления о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Социализация: современные подходы, проблемы, концепции 8
1.2. Особенности процесса социализации детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья 27
1.3. Социально значимые сферы дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья 43
Выводы по Главе I 50
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях 52
2.1. Организация и методы исследования особенностей социализации
дошкольников в значимых ситуациях 52
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования особенностей
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях в контексте социализации 54
2.3. Программа по формированию навыков успешной социализации в
значимых ситуациях у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 69
Выводы по Главе II 77
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Приложение 91
Актуальность исследования. Изменения в функционировании общества, негативные тенденции в развитии детской популяции обусловливают необходимость поиска адекватных путей и средств социализации дошкольников, что определяет актуальность изучаемой проблемы социализации в рамках всей психологической науки.
Дошкольное детство является периодом активного физического развития и развития психической сферы ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение основных нравственных и моральных норм, формируются основы личности, закладываются нравственные ценности, навыки общения и взаимодействия с людьми и с миром. Раскрытие данной проблемы можно встретить в работах Л.И. Божовича, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна.
Вопросы социализации широко обсуждаются в педагогической и психологической литературе. Проблемой социализации в западной философии и психологии занимались такие ученные как Дж. Дьюи, В. Кукартц, Э. Берн, А. Адлер, Р. Гарднер, А. Маслоу, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, П. Фулкье, У. Джеймс, Р. Лазарус, И. Гаккер, Л. Фестингер. В отечественной науке вопросами социализации в общей системе формирования нового человека занимались Н.К. Крупская, М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинской, А.В. Петровского, А.А. Реана, Э.В. Ильенкова, Д.И. Фельдштейна, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и др.
Отдельный интерес имеет изучение процесса социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья, так как развитие данного процесса является возможным ресурсом развития ребенка с особыми потребностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушение общего развития и препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
При социализации детей с различными отклонениями в развитии на первом плане стоит проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания.
Анализ литературы показывает, что важным приоритетом системы специального образования является социализация и интеграция детей с проблемами в развитии в общество. Раскрытие данной проблемы можно встретить в работах Р. А. Амасьянц, Л. Б. Баряевой, Е. А. Екжановой, В.З. Кантор, Л. М. Кобриной, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной, В. И. Лубовского, Д. М. Маллаева, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, М. И. Никитиной, Г. Н. Пенина, О. Г. Приходько.
Актуальность темы нашего исследования определяется тем, что отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - определить особенности социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и выявить специфику значимых ситуаций.
Объект исследования - процесс социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - значимые ситуации в контексте социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: основные особенности социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья связаны с нарушением их взаимодействия с окружающим социальным и предметным миром, что характеризуется несформированностью их ценностных ориентаций, низкой самооценкой, стереотипностью и бедностью межличностных отношения со сверстниками и взрослыми, сложностью восприятия эмоционального состояния и намерений других людей, и реализуются в таких социально значимых сферах как деятельность, общение и сознание.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние изученности процесса социализации в зарубежной и отечественной литературе.
2. Выявить особенности социализации дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья и с нормативным развитием.
3. Выявить особенности социализации дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях в контексте социализации.
4. Провести сопоставительный анализ выявленных особенностей социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в сравнение с дошкольниками с нормативным развитием.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья навыков успешной социализации в значимых ситуациях.
Методологической базой исследования послужили научные работы, с описанием психологической теорией личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.), философские, педагогические и социальные концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (Э. Дюркгейм, И.С. Кон, С.А. Беличева, Б.Д. Парыгина и др.); исследования о сущности социализации личности (В. Н. Гуров, С. А. Козлова, В. Г. Маралов, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн, и др.); теория развития ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); теории о сущности и формировании социальной компетентности у детей дошкольного возраста (Л. В. Коломийченко, С. Н. Краснокутская, Л. В. Трубайчук, и др.).
В исследовании также мы опирались на положение об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза (Л. С. Выготский, В.В. Лебединский, В. И. Лубовский и др.)
Методы исследования: теоретический анализ психолого педагогической литературы, эмпирическое исследование, методы статистической обработки и анализа результатов (U-критерий Манна- Уитни).
Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач осуществляется с помощью комплекса методик с учётом возрастных особенностей детей, их психофизического состояния, регламента времени обследования.
1 - Метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка (Самохвалова А.Г.)
2 - Комплекс методик для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса);
3 - Методика «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника» Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин;
4 - Методика А.М. Казьмина, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения».
5 - Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина).
База исследования: Исследование поводилось на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №63» Вахитовского района г.Казань, МБОУ комбинированного вида «Детский сад №99» Ново-Савиновского района г. Казани. В исследование приняли участие 50 детей дошкольного возраста, 25 - с ограниченными возможностями и 25 дошкольников с нормативным развитием.
Практическая значимость: Обобщён опыт теоретических исследований. Полученные результаты дополняют и расширяют представления об особенностях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях в контексте социализации. Выявленные особенности социализации детей с нарушением развития позволяют специалистам рационально выстроить коррекционно развивающий процесс.
Апробация работы: содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на ряде международных научных конференциях: на III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Школа Л.С. Выготского», посвященной юбилею А.Н. Леонтьева (22-23 ноября 2018 г.)., на IV Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2019).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, которые состоят из трех параграфов, заключения, выводов, списка литературы, включающего 60 источников. Работа проиллюстрирована 17 таблицами, 8 рисунками.
Дошкольное детство является периодом активного физического развития и развития психической сферы ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение основных нравственных и моральных норм, формируются основы личности, закладываются нравственные ценности, навыки общения и взаимодействия с людьми и с миром. Раскрытие данной проблемы можно встретить в работах Л.И. Божовича, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна.
Вопросы социализации широко обсуждаются в педагогической и психологической литературе. Проблемой социализации в западной философии и психологии занимались такие ученные как Дж. Дьюи, В. Кукартц, Э. Берн, А. Адлер, Р. Гарднер, А. Маслоу, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, П. Фулкье, У. Джеймс, Р. Лазарус, И. Гаккер, Л. Фестингер. В отечественной науке вопросами социализации в общей системе формирования нового человека занимались Н.К. Крупская, М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинской, А.В. Петровского, А.А. Реана, Э.В. Ильенкова, Д.И. Фельдштейна, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и др.
Отдельный интерес имеет изучение процесса социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья, так как развитие данного процесса является возможным ресурсом развития ребенка с особыми потребностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушение общего развития и препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
При социализации детей с различными отклонениями в развитии на первом плане стоит проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания.
Анализ литературы показывает, что важным приоритетом системы специального образования является социализация и интеграция детей с проблемами в развитии в общество. Раскрытие данной проблемы можно встретить в работах Р. А. Амасьянц, Л. Б. Баряевой, Е. А. Екжановой, В.З. Кантор, Л. М. Кобриной, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной, В. И. Лубовского, Д. М. Маллаева, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, М. И. Никитиной, Г. Н. Пенина, О. Г. Приходько.
Актуальность темы нашего исследования определяется тем, что отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - определить особенности социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и выявить специфику значимых ситуаций.
Объект исследования - процесс социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - значимые ситуации в контексте социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: основные особенности социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья связаны с нарушением их взаимодействия с окружающим социальным и предметным миром, что характеризуется несформированностью их ценностных ориентаций, низкой самооценкой, стереотипностью и бедностью межличностных отношения со сверстниками и взрослыми, сложностью восприятия эмоционального состояния и намерений других людей, и реализуются в таких социально значимых сферах как деятельность, общение и сознание.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние изученности процесса социализации в зарубежной и отечественной литературе.
2. Выявить особенности социализации дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья и с нормативным развитием.
3. Выявить особенности социализации дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях в контексте социализации.
4. Провести сопоставительный анализ выявленных особенностей социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в сравнение с дошкольниками с нормативным развитием.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья навыков успешной социализации в значимых ситуациях.
Методологической базой исследования послужили научные работы, с описанием психологической теорией личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.), философские, педагогические и социальные концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (Э. Дюркгейм, И.С. Кон, С.А. Беличева, Б.Д. Парыгина и др.); исследования о сущности социализации личности (В. Н. Гуров, С. А. Козлова, В. Г. Маралов, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн, и др.); теория развития ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); теории о сущности и формировании социальной компетентности у детей дошкольного возраста (Л. В. Коломийченко, С. Н. Краснокутская, Л. В. Трубайчук, и др.).
В исследовании также мы опирались на положение об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза (Л. С. Выготский, В.В. Лебединский, В. И. Лубовский и др.)
Методы исследования: теоретический анализ психолого педагогической литературы, эмпирическое исследование, методы статистической обработки и анализа результатов (U-критерий Манна- Уитни).
Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач осуществляется с помощью комплекса методик с учётом возрастных особенностей детей, их психофизического состояния, регламента времени обследования.
1 - Метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка (Самохвалова А.Г.)
2 - Комплекс методик для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса);
3 - Методика «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника» Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин;
4 - Методика А.М. Казьмина, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения».
5 - Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина).
База исследования: Исследование поводилось на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №63» Вахитовского района г.Казань, МБОУ комбинированного вида «Детский сад №99» Ново-Савиновского района г. Казани. В исследование приняли участие 50 детей дошкольного возраста, 25 - с ограниченными возможностями и 25 дошкольников с нормативным развитием.
Практическая значимость: Обобщён опыт теоретических исследований. Полученные результаты дополняют и расширяют представления об особенностях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях в контексте социализации. Выявленные особенности социализации детей с нарушением развития позволяют специалистам рационально выстроить коррекционно развивающий процесс.
Апробация работы: содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на ряде международных научных конференциях: на III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Школа Л.С. Выготского», посвященной юбилею А.Н. Леонтьева (22-23 ноября 2018 г.)., на IV Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2019).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, которые состоят из трех параграфов, заключения, выводов, списка литературы, включающего 60 источников. Работа проиллюстрирована 17 таблицами, 8 рисунками.
В настоящее время остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
В магистерской работе рассматривались особенности процесса социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях.
Социализация является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в социум. Мы рассмотрели социализацию личности ребенка как процесс его активного включения в существующую социальную систему через усвоение знаний о социальной действительности.
В первой главе были рассмотрены основные подходы к изучению проблемы социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Исследования теоретических источников позволили выявить основные проблемы социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность процесса социализации, выделить стадии освоения социальной действительности. Была отмечена специфика и содержание процесса социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что по всем показателям методик дети с нормативным развитием имели более высокие показатели, чем дети с ограниченными возможностями здоровья. Специфика развития детей с ОВЗ оставляет определенный след в процессе взаимодействия с окружающими, социальным и объективным миром.
Полученные результаты подтверждают предположение, что дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с трудностями при освоении социокультурного опыта, в связи с тем, что у них затруднено свободное общение с людьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в контроле над своим поведением, коммуникативном взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья в меньшей степени склонны к поддержанию общепринятых правил в культуре гигиенических правил и уходы за собой.
Доказано, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, по сравнению с детьми с нормативным развитием, наблюдаются более низкие показатели развития понимания социальных норм и ценностей.
Теоретический анализ позволил организовать практическую работу для изучения процесса социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и на основе эмпирического исследования разработать коррекционно-развивающую программу, способствующую формирования навыков успешной социализации ребенка- дошкольника в значимых ситуациях, что обеспечивает полноценность процесса социализации личности ребенка-дошкольника.
Коррекционно-развивающая программа реализуется в трех направлениях: сфера деятельности, сфера общения и сфера сознания. Подобранные игры и упражнения ориентированы на способствование развития свободного общения со взрослыми и детьми, развития понимания норм поведения в обществе, понимания поведения других и собственного поведения и его последствий, формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни (формирование санитарно-гигиенических навыков).
Проведенное исследование с целью выявления особенностей, позволило нам наметить перспективы дальнейшей работы в рамках данной проблематики. Выявленные особенности позволили обратить внимание на функции, находящиеся на качественно низком уровне, которые могут оказывать существенную роль на социализацию в значимых ситуациях.
Процесс социализации ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья - тема достаточно многогранная и обширная и предполагает дальнейшее исследование. В качестве перспектив дальнейшего исследования по нашей теме можно назвать: разработку и апробацию системы работы в различных видах значимых ситуациях в контексте социализации, что благоприятно повлияет на социализацию детей дошкольного возраста.
В магистерской работе рассматривались особенности процесса социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в значимых ситуациях.
Социализация является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в социум. Мы рассмотрели социализацию личности ребенка как процесс его активного включения в существующую социальную систему через усвоение знаний о социальной действительности.
В первой главе были рассмотрены основные подходы к изучению проблемы социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Исследования теоретических источников позволили выявить основные проблемы социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность процесса социализации, выделить стадии освоения социальной действительности. Была отмечена специфика и содержание процесса социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что по всем показателям методик дети с нормативным развитием имели более высокие показатели, чем дети с ограниченными возможностями здоровья. Специфика развития детей с ОВЗ оставляет определенный след в процессе взаимодействия с окружающими, социальным и объективным миром.
Полученные результаты подтверждают предположение, что дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с трудностями при освоении социокультурного опыта, в связи с тем, что у них затруднено свободное общение с людьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в контроле над своим поведением, коммуникативном взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья в меньшей степени склонны к поддержанию общепринятых правил в культуре гигиенических правил и уходы за собой.
Доказано, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, по сравнению с детьми с нормативным развитием, наблюдаются более низкие показатели развития понимания социальных норм и ценностей.
Теоретический анализ позволил организовать практическую работу для изучения процесса социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и на основе эмпирического исследования разработать коррекционно-развивающую программу, способствующую формирования навыков успешной социализации ребенка- дошкольника в значимых ситуациях, что обеспечивает полноценность процесса социализации личности ребенка-дошкольника.
Коррекционно-развивающая программа реализуется в трех направлениях: сфера деятельности, сфера общения и сфера сознания. Подобранные игры и упражнения ориентированы на способствование развития свободного общения со взрослыми и детьми, развития понимания норм поведения в обществе, понимания поведения других и собственного поведения и его последствий, формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни (формирование санитарно-гигиенических навыков).
Проведенное исследование с целью выявления особенностей, позволило нам наметить перспективы дальнейшей работы в рамках данной проблематики. Выявленные особенности позволили обратить внимание на функции, находящиеся на качественно низком уровне, которые могут оказывать существенную роль на социализацию в значимых ситуациях.
Процесс социализации ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья - тема достаточно многогранная и обширная и предполагает дальнейшее исследование. В качестве перспектив дальнейшего исследования по нашей теме можно назвать: разработку и апробацию системы работы в различных видах значимых ситуациях в контексте социализации, что благоприятно повлияет на социализацию детей дошкольного возраста.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья в профессиональных
образовательных организациях
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ И УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕРИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



