ОСОБЕННОСТИ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования оптико-пространственных функций 7
1.1 Понятие оптико-пространственных функций 7
1.2 Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе 11
1.3 Проявления нарушений письменной речи при нарушении оптикопространственных функций 18
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование оптико-пространственных
функций у младших школьников с нарушением письменной речи 36
2.1. Организация исследования оптико-пространственных функций у
младших школьников 36
2.2 Анализ результатов исследования оптико-пространственных функций у
младших школьников 41
2.3. Рекомендации по развитию оптико-пространственных функций у
младших школьников с нарушениями письменной речи 47
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 61
Глава 1. Теоретические исследования оптико-пространственных функций 7
1.1 Понятие оптико-пространственных функций 7
1.2 Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе 11
1.3 Проявления нарушений письменной речи при нарушении оптикопространственных функций 18
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование оптико-пространственных
функций у младших школьников с нарушением письменной речи 36
2.1. Организация исследования оптико-пространственных функций у
младших школьников 36
2.2 Анализ результатов исследования оптико-пространственных функций у
младших школьников 41
2.3. Рекомендации по развитию оптико-пространственных функций у
младших школьников с нарушениями письменной речи 47
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 61
Актуальность исследования. Общение между людьми в цивилизованном обществе осуществляется с помощью устной и письменной речи. С того момента как в нашей жизни появились компьютерные технологии, в значительной степени возросла потребность в такой форме коммуникации, как письменная речь. Здесь письменная речь в определенной степени начинает приобретать некоторые из признаков устной речи: общение с реальным собеседником, возможность получения быстрой обратной связи, использование коротких, оборванных фраз, уменьшение времени общения. Однако и в новых коммуникациях письменная речь сохраняет свои специфические признаки, потому что выполняет особенные функции [32].
Письменное общение в большей степени рассчитано на отсутствующего читателя, исходя из чего является монологическим. Когда мы излагаем наши мысли через письмо мы в равной степени вынуждены следить и за тем, что мы хотим написать, и за тем, как мы это сделаем, поэтому оно не обходится без общепринятых графических, технических, орфографических и пунктуационных норм.
Важным для письменного высказывания является сам процесс письма. Он происходит при участии нескольких анализаторов, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом в момент письма. Ослабление одного из них тормозит всё звено. Кроме этого письмо требует волевого и физического напряжения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной школе всё больше учащихся испытывают трудности в усвоении грамоты, отмечаются частичные специфические нарушения процессов письма, которые препятствуют освоению школьных знаний. Учитель-логопед должен владеть достаточным объемом знаний и хорошо ориентироваться в проблемах, которые возникают у ребенка, овладевающего письмом. Наиболее оптимальный и эффективный путь преодоления нарушений письменной речи возможен только при достаточно четком представлении о причинах и механизмах нарушений письма.
Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с сохранным интеллектом, сохранной устной речью, хорошим зрением и слухом, но у них может наблюдаться несформированностью некоторых психических функций, проявление которых можно не заметить в повседневной жизни, но при овладении письмом и чтением они будут создавать определённые трудности.
Цель исследования: выявить особенности оптико-пространственных функций у младших школьников с нарушением письменной речи.
Объект исследования: оптико-пространственные функции младших школьников с нарушением письменной речи.
Предмет исследования: особенности оптико-пространственных функций младшими школьниками с нарушением письменной речи.
Гипотеза исследования: у детей с нарушениями письменной речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальным речевым и психическим развитием, сформированы зрительный буквенный гнозис, сукцессивный гнозис и оптико-пространственный гнозис.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике образования и психологии;
2. Провести обследования оптико-пространственных функций у младших школьников в рамках эмпирического исследования;
3. Проанализировать результаты эмпирического исследования оптико-пространственных функций у младших школьников;
4. Сформулировать рекомендации по формированию оптикопространственных представлений у младших школьников с нарушение письменной речи.
Методологию исследования составили труды авторов, занимающихся исследованием некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина), труды авторов, занимающихся изучением нарушений письма и их коррекции (Т. В. Ахутина, А. Н. Корнев, Л. С. Цветкова, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова).
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение, количественный анализ результатов диагностики.
Практическая значимость исследования заключается в определении направлений работы по устранению нарушений оптико-пространственных функций у младших школьников с нарушением письменной речи. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и учителям-логопедам для разработки программ по развитию и коррекции оптикопространственных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи.
База исследования: «МБОУ «Гимназия №75» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Гимназия №102 им. М.С.Устиновой» Московского р-на г. Казани», «МБОУ "Гимназия №9" Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Гимназия №94» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф. Г. Аитовой» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Татарская гимназия №2 имени Шигабутдина Марджани при Казанском Федеральном Университете» Московского р-на г. Казани Базового учреждения Центра национального образования», «МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №99" Московского р-на г. Казани», «МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №120 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №130 имени Героя Российской Федерации майора С.А.Ашихмина» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №87» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского р-на г. Казани».
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, в котором насчитывается 49 источников, и приложения. Общий объем работы составляет 60 страниц.
Письменное общение в большей степени рассчитано на отсутствующего читателя, исходя из чего является монологическим. Когда мы излагаем наши мысли через письмо мы в равной степени вынуждены следить и за тем, что мы хотим написать, и за тем, как мы это сделаем, поэтому оно не обходится без общепринятых графических, технических, орфографических и пунктуационных норм.
Важным для письменного высказывания является сам процесс письма. Он происходит при участии нескольких анализаторов, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом в момент письма. Ослабление одного из них тормозит всё звено. Кроме этого письмо требует волевого и физического напряжения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной школе всё больше учащихся испытывают трудности в усвоении грамоты, отмечаются частичные специфические нарушения процессов письма, которые препятствуют освоению школьных знаний. Учитель-логопед должен владеть достаточным объемом знаний и хорошо ориентироваться в проблемах, которые возникают у ребенка, овладевающего письмом. Наиболее оптимальный и эффективный путь преодоления нарушений письменной речи возможен только при достаточно четком представлении о причинах и механизмах нарушений письма.
Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с сохранным интеллектом, сохранной устной речью, хорошим зрением и слухом, но у них может наблюдаться несформированностью некоторых психических функций, проявление которых можно не заметить в повседневной жизни, но при овладении письмом и чтением они будут создавать определённые трудности.
Цель исследования: выявить особенности оптико-пространственных функций у младших школьников с нарушением письменной речи.
Объект исследования: оптико-пространственные функции младших школьников с нарушением письменной речи.
Предмет исследования: особенности оптико-пространственных функций младшими школьниками с нарушением письменной речи.
Гипотеза исследования: у детей с нарушениями письменной речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальным речевым и психическим развитием, сформированы зрительный буквенный гнозис, сукцессивный гнозис и оптико-пространственный гнозис.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике образования и психологии;
2. Провести обследования оптико-пространственных функций у младших школьников в рамках эмпирического исследования;
3. Проанализировать результаты эмпирического исследования оптико-пространственных функций у младших школьников;
4. Сформулировать рекомендации по формированию оптикопространственных представлений у младших школьников с нарушение письменной речи.
Методологию исследования составили труды авторов, занимающихся исследованием некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина), труды авторов, занимающихся изучением нарушений письма и их коррекции (Т. В. Ахутина, А. Н. Корнев, Л. С. Цветкова, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова).
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение, количественный анализ результатов диагностики.
Практическая значимость исследования заключается в определении направлений работы по устранению нарушений оптико-пространственных функций у младших школьников с нарушением письменной речи. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и учителям-логопедам для разработки программ по развитию и коррекции оптикопространственных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи.
База исследования: «МБОУ «Гимназия №75» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Гимназия №102 им. М.С.Устиновой» Московского р-на г. Казани», «МБОУ "Гимназия №9" Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Гимназия №94» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф. Г. Аитовой» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Татарская гимназия №2 имени Шигабутдина Марджани при Казанском Федеральном Университете» Московского р-на г. Казани Базового учреждения Центра национального образования», «МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №99" Московского р-на г. Казани», «МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №120 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №130 имени Героя Российской Федерации майора С.А.Ашихмина» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №87» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского р-на г. Казани».
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, в котором насчитывается 49 источников, и приложения. Общий объем работы составляет 60 страниц.
Исследование литературных источников по проблеме, а также экспериментальное изучение оптико-пространственных представлений, позволило выявить особенности формирования исследуемых функций у детей младшего школьного возраста с нормальным речевым и психическим развитием.
В результате проведенного эмпирического исследования и последующего анализа, мы сделали вывод о том, что уровень развития оптико-пространственных функций у младших школьников с нарушениями письменной речи значительно ниже, чем у сверстников с нормальным речевым и психическим развитием.
Особые трудности вызывали задания на исследование зрительного буквенного гнозиса, сукцессивного гнозиса и оптико-пространственного гнозиса.
Проделанная нами работа позволила уточнить особенности оптикопространственных функций у младших школьников с нарушениями письменной речи: трудности в узнавании букв, которые имеют оптически сходные пары, сложности в составлении целого из частей (недостаточно развитый сукцессивный гнозис) и движения большинства детей с нарушениями письменной речи были немного замедленными, неуверенными, с долгим их поиском, а некоторые нуждались в уточнении инструкции: они переспрашивали или просили повторить часть инструкции. (оптикопространственный гнозис и праксис), а некоторые испытывали трудности при смене поз: путали понятия «лево» и «право», из-за чего допускали ошибки при выполнении инструкций, требующих их знания.
На основе полученных результатов были составлены методических рекомендаций по развитию нарушенных функций.
Анализируя результаты проделанной нами работы, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута, а задачи решены в полном объёме, гипотеза о том, что у детей с нарушениями письменной речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальным речевым и психическим развитием, сформированы зрительный буквенный гнозис, сукцессивный гнозис и оптико-пространственный гнозис и праксис подтверждена.
В результате проведенного эмпирического исследования и последующего анализа, мы сделали вывод о том, что уровень развития оптико-пространственных функций у младших школьников с нарушениями письменной речи значительно ниже, чем у сверстников с нормальным речевым и психическим развитием.
Особые трудности вызывали задания на исследование зрительного буквенного гнозиса, сукцессивного гнозиса и оптико-пространственного гнозиса.
Проделанная нами работа позволила уточнить особенности оптикопространственных функций у младших школьников с нарушениями письменной речи: трудности в узнавании букв, которые имеют оптически сходные пары, сложности в составлении целого из частей (недостаточно развитый сукцессивный гнозис) и движения большинства детей с нарушениями письменной речи были немного замедленными, неуверенными, с долгим их поиском, а некоторые нуждались в уточнении инструкции: они переспрашивали или просили повторить часть инструкции. (оптикопространственный гнозис и праксис), а некоторые испытывали трудности при смене поз: путали понятия «лево» и «право», из-за чего допускали ошибки при выполнении инструкций, требующих их знания.
На основе полученных результатов были составлены методических рекомендаций по развитию нарушенных функций.
Анализируя результаты проделанной нами работы, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута, а задачи решены в полном объёме, гипотеза о том, что у детей с нарушениями письменной речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальным речевым и психическим развитием, сформированы зрительный буквенный гнозис, сукцессивный гнозис и оптико-пространственный гнозис и праксис подтверждена.
Подобные работы
- Логопедическая работа по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по преодолению оптико-пространственной
дисграфии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Особенности сформированности оптико-пространственных представлений у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - Выявление предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня (нейропсихологический подход)
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа но коррекции оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ОПТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - СФОРМИРОВАННОСТЬ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ У
СЛАБОВИДЯЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Состояние навыков фонетического анализа у младших школьников с нарушениями письма (Иркутский государственный университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024



