Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования оптико-пространственных функций 7
1.1 Понятие оптико-пространственных функций 7
1.2 Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе 11
1.3 Проявления нарушений письменной речи при нарушении оптикопространственных функций 18
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование оптико-пространственных
функций у младших школьников с нарушением письменной речи 36
2.1. Организация исследования оптико-пространственных функций у
младших школьников 36
2.2 Анализ результатов исследования оптико-пространственных функций у
младших школьников 41
2.3. Рекомендации по развитию оптико-пространственных функций у
младших школьников с нарушениями письменной речи 47
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 61
Актуальность исследования. Общение между людьми в цивилизованном обществе осуществляется с помощью устной и письменной речи. С того момента как в нашей жизни появились компьютерные технологии, в значительной степени возросла потребность в такой форме коммуникации, как письменная речь. Здесь письменная речь в определенной степени начинает приобретать некоторые из признаков устной речи: общение с реальным собеседником, возможность получения быстрой обратной связи, использование коротких, оборванных фраз, уменьшение времени общения. Однако и в новых коммуникациях письменная речь сохраняет свои специфические признаки, потому что выполняет особенные функции [32].
Письменное общение в большей степени рассчитано на отсутствующего читателя, исходя из чего является монологическим. Когда мы излагаем наши мысли через письмо мы в равной степени вынуждены следить и за тем, что мы хотим написать, и за тем, как мы это сделаем, поэтому оно не обходится без общепринятых графических, технических, орфографических и пунктуационных норм.
Важным для письменного высказывания является сам процесс письма. Он происходит при участии нескольких анализаторов, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом в момент письма. Ослабление одного из них тормозит всё звено. Кроме этого письмо требует волевого и физического напряжения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной школе всё больше учащихся испытывают трудности в усвоении грамоты, отмечаются частичные специфические нарушения процессов письма, которые препятствуют освоению школьных знаний. Учитель-логопед должен владеть достаточным объемом знаний и хорошо ориентироваться в проблемах, которые возникают у ребенка, овладевающего письмом. Наиболее оптимальный и эффективный путь преодоления нарушений письменной речи возможен только при достаточно четком представлении о причинах и механизмах нарушений письма.
Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с сохранным интеллектом, сохранной устной речью, хорошим зрением и слухом, но у них может наблюдаться несформированностью некоторых психических функций, проявление которых можно не заметить в повседневной жизни, но при овладении письмом и чтением они будут создавать определённые трудности.
Цель исследования: выявить особенности оптико-пространственных функций у младших школьников с нарушением письменной речи.
Объект исследования: оптико-пространственные функции младших школьников с нарушением письменной речи.
Предмет исследования: особенности оптико-пространственных функций младшими школьниками с нарушением письменной речи.
Гипотеза исследования: у детей с нарушениями письменной речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальным речевым и психическим развитием, сформированы зрительный буквенный гнозис, сукцессивный гнозис и оптико-пространственный гнозис.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике образования и психологии;
2. Провести обследования оптико-пространственных функций у младших школьников в рамках эмпирического исследования;
3. Проанализировать результаты эмпирического исследования оптико-пространственных функций у младших школьников;
4. Сформулировать рекомендации по формированию оптикопространственных представлений у младших школьников с нарушение письменной речи.
Методологию исследования составили труды авторов, занимающихся исследованием некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина), труды авторов, занимающихся изучением нарушений письма и их коррекции (Т. В. Ахутина, А. Н. Корнев, Л. С. Цветкова, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова).
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение, количественный анализ результатов диагностики.
Практическая значимость исследования заключается в определении направлений работы по устранению нарушений оптико-пространственных функций у младших школьников с нарушением письменной речи. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и учителям-логопедам для разработки программ по развитию и коррекции оптикопространственных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи.
База исследования: «МБОУ «Гимназия №75» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Гимназия №102 им. М.С.Устиновой» Московского р-на г. Казани», «МБОУ "Гимназия №9" Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Гимназия №94» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф. Г. Аитовой» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Татарская гимназия №2 имени Шигабутдина Марджани при Казанском Федеральном Университете» Московского р-на г. Казани Базового учреждения Центра национального образования», «МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №99" Московского р-на г. Казани», «МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №120 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №130 имени Героя Российской Федерации майора С.А.Ашихмина» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №87» Московского р-на г. Казани», «МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского р-на г. Казани».
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, в котором насчитывается 49 источников, и приложения. Общий объем работы составляет 60 страниц.
Исследование литературных источников по проблеме, а также экспериментальное изучение оптико-пространственных представлений, позволило выявить особенности формирования исследуемых функций у детей младшего школьного возраста с нормальным речевым и психическим развитием.
В результате проведенного эмпирического исследования и последующего анализа, мы сделали вывод о том, что уровень развития оптико-пространственных функций у младших школьников с нарушениями письменной речи значительно ниже, чем у сверстников с нормальным речевым и психическим развитием.
Особые трудности вызывали задания на исследование зрительного буквенного гнозиса, сукцессивного гнозиса и оптико-пространственного гнозиса.
Проделанная нами работа позволила уточнить особенности оптикопространственных функций у младших школьников с нарушениями письменной речи: трудности в узнавании букв, которые имеют оптически сходные пары, сложности в составлении целого из частей (недостаточно развитый сукцессивный гнозис) и движения большинства детей с нарушениями письменной речи были немного замедленными, неуверенными, с долгим их поиском, а некоторые нуждались в уточнении инструкции: они переспрашивали или просили повторить часть инструкции. (оптикопространственный гнозис и праксис), а некоторые испытывали трудности при смене поз: путали понятия «лево» и «право», из-за чего допускали ошибки при выполнении инструкций, требующих их знания.
На основе полученных результатов были составлены методических рекомендаций по развитию нарушенных функций.
Анализируя результаты проделанной нами работы, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута, а задачи решены в полном объёме, гипотеза о том, что у детей с нарушениями письменной речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальным речевым и психическим развитием, сформированы зрительный буквенный гнозис, сукцессивный гнозис и оптико-пространственный гнозис и праксис подтверждена.
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 305 с.
2. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2003. - 64 с.
3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. - М.: Сфера, 2015. - 48 с.
4. Ахутина, Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции. [Текст] / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева // Школа здоровья. - 1997. - №3. - С. 38-49.
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.
К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2013. - 560 с.
6. Бадалян, Л.О. Детская неврология [Текст] / Л.О. Бадалян. - 3-е изд. - М.: Медицина, 1984. - 576 с.
7. Башаева, Т.Н. Развитие восприятия у детей [Текст] / Т.Н.
Башаева. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
8. Бернштейн Н.А. О построении движений [Текст] / Н.А.
Бернштейн. - М.: Медгиз, 1947. - 254 с.
9. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2-х томах [Текст] / И.А. Бодуэн де Куртенэ. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 391 с.
10. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст]: учеб. для
студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.
11. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. Восприятие [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 144 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.
Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 671 c
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: сборник / Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Хранитель, 2008. - 668 с.
14. Гантимурова, О.П. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О.П. Гантимурова, И.Ф. Павалаки //А.Р. Лурия и психология XXI века. Вторая международная конференция. - М.: МГУ, 2012. - С. 32-33.
15. Головнева, Н. Я. Подготовка к школе [Текст] / Н. Я. Головнева, М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова. - СПб.: Дельта, 2001. - 250 с.
16. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка:
Психофизиологические основы детской валеологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
17. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: кн. для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
18. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А.Н. Корнев. - 2-е изд. - СПб.: Гиппократ, 2005. - 224 с.
19. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение) [Текст] / А.Н. Корнев. - М.: Сан. - Петербург, Издательский дом «М и М», 2004. - 218 с.
20. Красовская, О.А. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях в детском возрасте [Текст] / Красовская О.А. // Нейропсихология / Под ред. Хомской, Е.Ю. Артемьевой. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2010. С. 896 - 902.
21. Лалаева, Р.И. Нарушение письменной речи [Текст] / Р.И. Лалаева // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) Т. 2. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - С.502 - 512.
22. Лалаева, Р.И., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. - 224с.
23. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз,
2004. - 224 с.
24. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. - М.: Владос, 2013. - 224 с.
25. Лалаева, Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе [Текст] / Р.И. Лалаева. Логопедия. - 2012. - № 1. - С. 5 - 11.
26. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / [Л.С. Волкова и др.] Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. - 680 с.
27. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. М.: Академия, 2003. — 384 с.
28. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст]: учебное пособие для студ. психол. фак. вузов / А.Р. Лурия. - Совет по психологии УМО по классическому университетскому образованию. - М.: Академия, 2002. - 352 с.
29. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 318 с.
30. Манелис, Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе [Текст] / Н.Г. Манелис // Методы нейропсихологической диагностики: хрестоматия: учебное пособие / ред. Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. - С. 425 - 447.
31. Меликян, З.А. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития [Текст] / З.А. Меликян, Т.В. Ахутина // Школа здоровья. - 2002. № 1. - С. 28 - 36.
32. Никитина, Е.Ю. Формирование умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка: педагогическое осмысление [Текст] / Е.Ю. Никитина, Н.А. Викина // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - Челябинск. - 2013. - № 1. - С.146 - 152.
33. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Союз, 2004. - 240с.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Изд-во «Питер», 2013. - 712 с.
35. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст]: учеб. пособие / Е.Ф. Рыбалко - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
36. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1997. - 200 с.
37. Семаго, Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы [Текст] / Н.Я. Семаго // Дефектология, №1. - 2000.
38. Семаго, Н. Я. Элементарные пространственные представления в речи. Демонстрационный материал [Текст] / Н. Я. Семаго. - М.: Айрис-пресс,
2006. - 26 с.
39. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А.В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
40. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе [Текст] / Э.Г. Симерницкая. - М. Изд-во МГУ, 2005. - 190с.
41. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое
сопровождение обучения [Текст] / А.Л. Сиротюк М.: ТЦ Сфера, 2003.
— 288 с.
42. Спирова, Л.Ф. Коррекция нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Л.Ф. Спирова // Дефектология. - 2001. - №2. - С. 19-23.
43. Спирова, Л.Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Л.Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Дефектология: научно-методический журнал / ред. В.И. Лубовский. - 1988. - №5. - С. 3-9.
44. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма [Текст] / О.А. Токарева // Хрестоматия по логопедии. Т.2. / О.А. Токарева. - М.: Владос, 1997.
45. Хватцев, М.Е. Алексия и дислексия [Текст]: Хрестоматия по логопедии. Т.2 / М.Е. Хватцев. - М.: Владос, 1997.
46. Хватцев М.Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: Владос, 2009. - 272 с.
47. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
48. Шипицына, Л.М. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией [Текст] / Л.М. Шипицына, Л.С. Волкова, Э.Г. Крутикова // Дефектология, 1991. - №2. - С.16 - 21.
49. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии [Текст]: Учебное пособие / В. В. Шульговский. - М.: Аспект Пресс, 2002. - с. 277