Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Работа №36730

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
599
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 9
1.1 Особенности развития навыков общения и взаимодействия у
дошкольников 9
1.2 Специфика навыков общения и взаимодействия детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения 15
1.3 Методы формирования навыков общения и взаимодействия у детей
дошкольного возраста 21
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Эмпирическое исследование навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 28
2.1 Организация и методы изучения уровня развития навыков общения и
взаимодействия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 28
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития навыков общения и
взаимодействия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 30
Выводы по Главе 2 49
Глава 3. Особенности логопедической работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения 50
3.1 Принципы логопедической работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения 50
3.2 Содержание коррекционно-образовательного проекта по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения на занятиях логопеда 52
Выводы по Главе 3 57
Заключение
Список литературы 60
Приложения

Актуальность исследования. В дошкольном возрасте важным является вопрос о социализации детей, в том числе и детей с нарушением зрения. Одним из условий успешной социализации, как отмечала М.С. Минаева, является сформированность навыков общения и взаимодействия [34]. М.И. Лисина подчеркивала взаимосвязь общения с развитием личности и говорила о том, что общение даже в самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме приводит к формированию связей ребенка с окружающими людьми и является первым компонентом системы общественных взаимоотношений, составляющий сущность личности [27].
По мнению Л.Ф. Артеменковой, у дошкольников одно из основных средств коммуникации - это речь, поскольку она представляет наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения и взаимодействия [3]. В свою очередь, по данным М.Г. Зюзевой, дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться в соответствии с общепринятыми социальными нормами поведения не только с отдельными детьми, но и коллективом сверстников, с взрослыми. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив [21]. Изучение специфики общения и взаимодействия на этапе дошкольного возраста детей с расстройствами зрительного анализатора предоставляет возможность раскрыть имеющиеся у ребенка особенности.
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих нарушения зрительного анализатора, об этом свидетельствует статистика детских болезней Министерства Здравоохранения Российской Федерации. В период за 2014-2016 года в России наблюдается рост количества детей с нарушениями зрения. Так, число детей, имеющих болезни глаз и его придаточного аппарата, увеличилось на 7,9%; детей, страдающих астигматизмом - на 9,2%, детей с миопией различной степени - на 14% (Приложение 1).
Дети дошкольного возраста с нарушениями зрения в большей мере, чем их сверстники с сохранным зрением, испытывают трудности в общении. Как отмечают В.И. Лубовский, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, общая динамика развития ребенка с нарушением зрения подчинена тем же закономерностям, что и у детей без нарушений развития, но у детей с расстройствами зрительного анализатора наблюдаются особенности, связанные с нарушением сенсорной сферы. Это приводит к ограничению возможностей получения информации из окружающего мира [41; 54]. Дети, имеющие зрительное нарушение, малоактивны, обычно не проявляют инициативу в общении. В результате нарушается процесс межличностного взаимодействия, что ведет к проблемам развития и обучения. Для умения поддерживать разговор и согласовывать свои действия с партнером детям с нарушениями зрения очень важно овладеть процессом общения, так как в старшем дошкольном возрасте диалог используется достаточно широко как средство контакта, взаимопонимания, обмена опытом. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности [9; 41]. Отягощенность нарушения зрения речевым расстройством замедляет коммуникативное развитие детей.
Общение и взаимодействие являются важным фактором и условием полноценного психического развития ребенка. Зрительные нарушения вносят свой отпечаток на процесс формирования коммуникативной функции речи дошкольников, что требует своевременной логопедической работы по развитию навыков общения и взаимодействия.
Цель исследования: выявить особенности логопедической работы по формированию навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования: навыки общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с нарушениями зрения могут быть выявлены трудности при общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в определении эмоционального состояния собеседника, в соблюдении правил нормативной ситуации, в развитии прогностической компетентности.
Выявленные специфические особенности навыков общения и взаимодействия дошкольников с нарушениями зрения позволят разработать проект по формированию коммуникативных навыков у данной категории в процессе логопедической работы при включении прогностических задач и заданий, направленных на развитие понимания и воспроизведения эмоций, освоение социальных норм и правил, формирование умения вести беседу, решать конфликтные ситуации. Условиями реализации станет игровая форма проведения, доступный для детей с нарушениями зрения дидактический материал.
Сформулированные цель, объект, предмет, гипотеза определяют задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по вопросам развития навыков общения и взаимодействия у дошкольников без нарушений развития и у дошкольников с нарушениями зрения.
2. Выявить специфику коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения.
3. Разработать проект развития навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения.
Методологическая база:
Особенности формирования коммуникативной стороны речи у дошкольников (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, М.И. Лисина, Л.М. Шипицина, Г.А. Урунтаева, Е.О. Смирнова).
Научные представления об особенности психического развития детей с недостатками зрения (А.Г. Литвак, Е.М. Мастюкова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева).
Прикладные исследования проблемы коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения (В.А. Феоктистова, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина).
Научные данные о специфике речевого развития детей с нарушением зрения (Л.С. Волкова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, Т.Б. Филичева).
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; проведение констатирующего эксперимента; анализ результатов исследования; метод экспертной оценки; психологический эксперимент.
Практическая значимость: описанные специфические характеристики навыков общения и взаимодействия у детей с нарушениями зрения, могут использоваться в качестве мишеней психолого-педагогической коррекции. Полученные результаты эмпирического исследования позволили создать проект, который будет полезен для логопедов, работающих с детьми с нарушениями зрения (слабовидящие), а также может быть использован воспитателями и родителями. Разработан блок прогностических задач для повышения уровня социальной адаптации и развития коммуникативной функции, который может быть использован логопедом/дефектологом, педагогом, психологом.
Апробация работы: основные результаты исследования докладывались на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (г. Казань, 2018, 2019); на V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2018) ; на конференции «Зимняя школа по психологии состояний» (г. Казань, 2019) ; на III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (г. Минск, 19 апреля 2019 г); на III Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 16-18 мая 2019 г.); на XVIII Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования (г. Москва, 2019).
База исследования: муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения: «Детский сад №282 комбинированного вида» Московского района г. Казани, «Детский сад №340 комбинированного вида» Московского района г. Казани, «Детский сад №217 комбинированного вида» Московского района г. Казани, «Детский сад №332 комбинированного вида» Советского района г. Казани, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 «Г воздика» г. Ульяновска.
Структура и объем исследования: выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, выводы, заключение, список литературы, насчитывающий 69 источников, приложения. Общий объем работы составляет 67 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Общение» часто рассматривают как синоним определения «взаимодействие». Основным компонентом общения и взаимодействия является речь, для которой дошкольный возраст является сензитивным. Общение дошкольников способствует развитию личности, накоплению опыта, знаний, формированию практических умений и навыков.
Нарушения зрения у детей приводят к изменению использования средств общения и взаимодействия. Анализ литературных источников указывает на снижение количества контактов, использования вербальных и невербальных средств общения, трудностях узнавания эмоциональных состояний собеседника данной категорией. Отмечается, что у дошкольников с нарушениями зрения в два раза чаще встречается расстройство речи, которое проявляется в замедленном темпе формирования, недостатках лексического запаса, трудностях построения связных высказываний, понимания сложных грамматических конструкций.
Для формирования навыков общения и взаимодействия используются наглядные, словесные и практические методы, которые должны использоваться в едином комплексе.
В исследовании навыков общения и взаимодействия приняли участие 80 дошкольников: 30 - с нарушениями зрения, 50 - без нарушений развития. В ходе изучения были выявлены следующие особенности: отставание в определении и выражении эмоциональных состояний, нарушение точности и адекватности их опознания; затруднения в выражении отношения, понимания задач, предвиденья конфликтных ситуаций; отсутствие инициативы в общении и взаимодействии; трудности предвидения результатов будущих событий и ситуаций речевого общения. Данная категория также чаще, чем сверстники без нарушений развития, проявляет импульсивность, непослушность, несоблюдение социальных норм.
Выявленные особенности позволили разработать проект по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения в процессе фронтальных/подгрупповых занятий логопеда, что указывает на верность гипотезы. В проекте выделено три направления: расширение речевого общения и социального опыта, развитие прогностической способности. В ходе реализации данных направлений происходит расширение навыков речевого общения, развитие способности к сотрудничеству, освоение социальных норм и правил, расширение репертуара эмоций, развитие прогностической компетентности. Кроме того ребенок учится строить предложения с использованием глаголов будущего времени, использует различные речеязыковые средства, расширяет репертуар диалогической и монологической речь, интонационной стороны речи, закрепляет и активизирует словарный запас.
Компонент формирования навыков общения и взаимодействия включается также в организационный момент, в итог занятия. Кроме того важно объединять детей во время занятий в подгруппы, пары для выполнения ими логопедических заданий.
В ходе проведения занятий логопед должен опираться на общедидактические и специальные принципы, создать все условия, в том числе учет объема нагрузки, доступность наглядного материала для освоения материала детьми с нарушениями зрения в соответствии с их возможностями.



1. Абидова, Н.З. Анализ проблемы развития речи и общения у детей с нарушениями зрения [Текст] / Н.З. Абидова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2014. - Т.6. - №3. - С. 29-34.
2. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: учебное пособие / В.П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2011. - 144 с.
3. Артеменкова, Л.Ф. Педагогические условия развития диалогического общения старших дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Лариса Феликсовна Артеменкова. - Карачаевск, 2002. - 176 с.
4. Ахметзянова, А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] /
А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. - 2017. - Т.21. - №3. - С. 489-504.
5. Баянова, Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин // Физиология и культура. Philologyand Culture. - 2015. - №3 (41). - С. 325-330.
6. Бизюкова, Н.В. Коммуникативная игра как условие успешного решения проблем в общении детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Бизюкова // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования: Сборник науч. статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. - Архангельск, 2017. - С. 173-177.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
8. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А.В. Брушлинский // Субъект: мышление, учение, воображение: сб. науч.
работ. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - С. 103-339.
9. Васильева, Н.Н. Формирование навыков общения у
дошкольников с нарушениями зрения как важный фактор их социализации [Текст] / Н.Н. Васильева // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - №19. - С. 171-173.
10. Вдовина, Н.А. Коммуникативные навыки старших дошкольников
[Текст] / Н.А. Вдовина, А.О. Винокурова // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы
Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2016. - С. 136-142.
11. Веккер, Л.М. Психические процессы [Текст]: монография / Л.М. Веккер. - Л.: Издательство ЛГУ, 1981. - 324 с.
12. Венгер, Л. А. Психология развития [Текст] / Л.А. Венгер. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕРСЭ, 2005. - 176 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.
14. Глоссарий по психологии [Текст] / под ред. Д.В. Ольшанского - М.: РУДН, 2003. - С. 102.
15. Годфруа, Ж. Что такое психология? [Текст] / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996. - Т.1. - 496 с.
16. Данилова, В.И. Реализация принципа наглядности на логопедических занятиях с дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / В.И. Данилова // Студенческий электронный журнал «Стриж». - 2018. - №4-2(21). - С. 32-35.
17. Диагностика готовности ребенка к школе: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика- Синтез, 2007. - 112 с.
18. Дорошенко, О.В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / О. В. Дорошенко.
- М., 2009. - 32 с.
19. Дьяченко, М.И. Психология. Словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест, 2007. - 576 с.
20. Зотова, И.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Зотова, Д.В. Могилка // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 17 (99).
- С. 78-81.
21. Зюзева, М.Г. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка [Текст] / М.Г. Зюзева // Физиологическое образование в период детства. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - Т.
22. - С. 34-37.
22. Казьмин, А.М. Шкала эмоционального неблагополучия и
атипичного поведения дошкольников [Текст] / А.М. Казьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина // Клиническая и специальная психология. - 2014. - №3. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n3/
Kazmin_et_al_1. shtml
23. Каракулова, Е.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией на основе формирования восприятия, понимания и воспроизведения эмоций [Текст] / Е.В. Каракулова // Специальное образование. - 2018. - №2. - С. 19-31.
24. Кисаева, З.Н. Особенности адаптации дошкольников с
нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Севера [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / З. Н. Кисаева.- М., 2004. - 24 с.
25. Курцева, З.И. Социально-коммуникативное развитие личности ребенка в свете ФГОС дошкольного образования [Текст] / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №3. - С. 11-14.
26. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - 3е изд. - М.: Смысл, 2008. - 368 с.
27. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
28. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Литвак. - СПб.: КАРО, 2006. - 336 с.
29. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2009. - 703 с.
30. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
31. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - СПб.: Наука, 1981. - 280 с.
32. Лосева, И.И. Развитие речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.И. Лосева. - Ульяновск: Зебра, 2016. - 102 с.
33. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса [Текст] / И.В. Маврина // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2. - С. 94-100.
34. Минаева, М.С. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / М.С. Минаева // Современные тенденции развития науки и технологии. - 2016. - №11-13. - С. 81-83.
35. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2010. - 687 с.
36. Нигматуллина, И.А. Прогностическая компетентность как фактор успешной социализации младших школьников с ОВЗ / И.А. Нигматуллина, Л.Д. Файзрахманова, Ф.Р. Яппарова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сборник научных трудов
Международной научно-образовательной конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Вып. 11. - 420 с.
37. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологических исследований [Текст] / Н.П. Ничипоренко,
B. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006. - №5.- С. 49-56.
38. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
39. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах [Текст] / О.В. Пастюк. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 196 с.
40. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: учебно- методическое пособие [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф, Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
41. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения [Текст]: учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.
42. Подзорова, Е.А. Эмоциональное предвосхищение результатов познавательных задач в дошкольном возрасте [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук / Е. А. Подзорова. - Москва, 2008. - 33 с.
43. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах [Текст] / Т.В. Пятница. - Ростов-на-Дону: Феникс , 2016. - 141 с.
44. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]: учебное пособие / Л.А. Регуш. - СПб: Речь, 2003. - 352 с.
45. Рожденственская, С.С. Взаимоотношение ребенка с нарушениями зрения со сверстниками [Текст] / С.С. Рожденственская // Наука через призму времени. - 2018. - №1 (10). - С. 175-177.
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 705 с.
47. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками
[Текст] / А.Г. Рузская. - М.: Московский городской психолого
педагогический университет, 2004. - С. 6-30.
48. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст] / А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2011. - 432 с.
49. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
50. Сильвестрова, Л.А. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками как условие успешной социализации [Текст] / Л.А. Сильвестрова // Инновационная наука. - 2017. - №3. - С. 223-227.
51. Сиротина, В.Л. Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности [Текст]: методическое пособие / В.Л. Сиротина. - Челябинск, 2013. - 24 с.
52. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 192 с.
53. Солнцева, Л.И. Психология детей с нарушениями зрения [Текст]: (детская тифлопсихология) / Л.И. Солнцева. - М.: Классике Стиль, 2006. - 256 с.
54. Специальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Лубовский [и др.]. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 428 с.
55. Третьяк, А.В. Педагогические условия формирования
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / А. В. Третьяк. - Санкт-Петербург, 2006. - 26 с.
56. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд. - М.: Академия, 2017. - 272 с.
57. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: 2013. - 30 с.
58. Федорова, Т. В. Воображение - основа формирования прогнозирования [Текст] / Т.В. Федорова // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 104-106.
59. Фейгенберг, И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст] / И.М. Фейгенберг // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. - М.: Наука, 1973. - С. 5-19
60. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / под ред. Л.И. Шипициной. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.
61. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, О.С. Орлова. - М.: Эксмо, 2015. - 320 с.
62. Шалюгина, Т.А. Особенности и условия развития общения и межличностных отношений у дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук / Т. А. Шалюгина. - Краснодар, 2001. - 29 с.
63. Шевырева, Т.В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения [Текст]: Учебное пособие / Т.В. Шевырева, О.В. Дорошенко. - М.: МШ'У, 2015. - 96 с.
64. Шмидт, А.Ф. Психолого-педагогические условия продуктивной совместной деятельности дошкольников [Текст] / А.Ф. Шмидт // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №4 (2). - С. 254-258.
65. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2011. - 384 с.
66. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: Учебник студ. учреждений высшего образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - 5 изд., стереотип. - М.: Академия, 2014. - 448 с.
67. Esenkeldiyeva, G.N. Features of communicative skills children of junior and middle preschool age [Текст] / G.N. Esenkeldiyeva, S.P. Bekdillayeva // International scientific review of the problems of pedagogy and psychology. gollection of scientific articles. ii international correspondence scientific specialized conference (Boston, USA). - 2018. - 15-17 p.
68. Seeing VR: A Set of Tools to Make Virtual Reality More Accessible to People with Low Vision [Текст] / Y. Zhao, E. Cutrell, C. Holz, M.R. Morris, E. Ofek, A.D. Wilson // In CHI Conference on Human Factors in Computing Systems Proceedings (CHI 2019), Glasgow, Scotland Uk. ACM, New York, USA. - 2019.
- 14 p. - (https://doi.org/10.1145/3290605.3300341).
69. Sheridan’s, M.D. Play in Early Childhood: From Birth to Six Years [Текст] / M.D. Sheridan’s, J. Howard, D. Alderson. - London: Routledge, 2010.
- 104 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ