Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 9
1.1 Особенности развития навыков общения и взаимодействия у
дошкольников 9
1.2 Специфика навыков общения и взаимодействия детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения 15
1.3 Методы формирования навыков общения и взаимодействия у детей
дошкольного возраста 21
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Эмпирическое исследование навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 28
2.1 Организация и методы изучения уровня развития навыков общения и
взаимодействия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 28
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития навыков общения и
взаимодействия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 30
Выводы по Главе 2 49
Глава 3. Особенности логопедической работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения 50
3.1 Принципы логопедической работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения 50
3.2 Содержание коррекционно-образовательного проекта по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения на занятиях логопеда 52
Выводы по Главе 3 57
Заключение
Список литературы 60
Приложения
Актуальность исследования. В дошкольном возрасте важным является вопрос о социализации детей, в том числе и детей с нарушением зрения. Одним из условий успешной социализации, как отмечала М.С. Минаева, является сформированность навыков общения и взаимодействия [34]. М.И. Лисина подчеркивала взаимосвязь общения с развитием личности и говорила о том, что общение даже в самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме приводит к формированию связей ребенка с окружающими людьми и является первым компонентом системы общественных взаимоотношений, составляющий сущность личности [27].
По мнению Л.Ф. Артеменковой, у дошкольников одно из основных средств коммуникации - это речь, поскольку она представляет наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения и взаимодействия [3]. В свою очередь, по данным М.Г. Зюзевой, дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться в соответствии с общепринятыми социальными нормами поведения не только с отдельными детьми, но и коллективом сверстников, с взрослыми. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив [21]. Изучение специфики общения и взаимодействия на этапе дошкольного возраста детей с расстройствами зрительного анализатора предоставляет возможность раскрыть имеющиеся у ребенка особенности.
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих нарушения зрительного анализатора, об этом свидетельствует статистика детских болезней Министерства Здравоохранения Российской Федерации. В период за 2014-2016 года в России наблюдается рост количества детей с нарушениями зрения. Так, число детей, имеющих болезни глаз и его придаточного аппарата, увеличилось на 7,9%; детей, страдающих астигматизмом - на 9,2%, детей с миопией различной степени - на 14% (Приложение 1).
Дети дошкольного возраста с нарушениями зрения в большей мере, чем их сверстники с сохранным зрением, испытывают трудности в общении. Как отмечают В.И. Лубовский, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, общая динамика развития ребенка с нарушением зрения подчинена тем же закономерностям, что и у детей без нарушений развития, но у детей с расстройствами зрительного анализатора наблюдаются особенности, связанные с нарушением сенсорной сферы. Это приводит к ограничению возможностей получения информации из окружающего мира [41; 54]. Дети, имеющие зрительное нарушение, малоактивны, обычно не проявляют инициативу в общении. В результате нарушается процесс межличностного взаимодействия, что ведет к проблемам развития и обучения. Для умения поддерживать разговор и согласовывать свои действия с партнером детям с нарушениями зрения очень важно овладеть процессом общения, так как в старшем дошкольном возрасте диалог используется достаточно широко как средство контакта, взаимопонимания, обмена опытом. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности [9; 41]. Отягощенность нарушения зрения речевым расстройством замедляет коммуникативное развитие детей.
Общение и взаимодействие являются важным фактором и условием полноценного психического развития ребенка. Зрительные нарушения вносят свой отпечаток на процесс формирования коммуникативной функции речи дошкольников, что требует своевременной логопедической работы по развитию навыков общения и взаимодействия.
Цель исследования: выявить особенности логопедической работы по формированию навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования: навыки общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с нарушениями зрения могут быть выявлены трудности при общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в определении эмоционального состояния собеседника, в соблюдении правил нормативной ситуации, в развитии прогностической компетентности.
Выявленные специфические особенности навыков общения и взаимодействия дошкольников с нарушениями зрения позволят разработать проект по формированию коммуникативных навыков у данной категории в процессе логопедической работы при включении прогностических задач и заданий, направленных на развитие понимания и воспроизведения эмоций, освоение социальных норм и правил, формирование умения вести беседу, решать конфликтные ситуации. Условиями реализации станет игровая форма проведения, доступный для детей с нарушениями зрения дидактический материал.
Сформулированные цель, объект, предмет, гипотеза определяют задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по вопросам развития навыков общения и взаимодействия у дошкольников без нарушений развития и у дошкольников с нарушениями зрения.
2. Выявить специфику коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения.
3. Разработать проект развития навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения.
Методологическая база:
Особенности формирования коммуникативной стороны речи у дошкольников (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, М.И. Лисина, Л.М. Шипицина, Г.А. Урунтаева, Е.О. Смирнова).
Научные представления об особенности психического развития детей с недостатками зрения (А.Г. Литвак, Е.М. Мастюкова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева).
Прикладные исследования проблемы коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения (В.А. Феоктистова, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина).
Научные данные о специфике речевого развития детей с нарушением зрения (Л.С. Волкова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, Т.Б. Филичева).
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; проведение констатирующего эксперимента; анализ результатов исследования; метод экспертной оценки; психологический эксперимент.
Практическая значимость: описанные специфические характеристики навыков общения и взаимодействия у детей с нарушениями зрения, могут использоваться в качестве мишеней психолого-педагогической коррекции. Полученные результаты эмпирического исследования позволили создать проект, который будет полезен для логопедов, работающих с детьми с нарушениями зрения (слабовидящие), а также может быть использован воспитателями и родителями. Разработан блок прогностических задач для повышения уровня социальной адаптации и развития коммуникативной функции, который может быть использован логопедом/дефектологом, педагогом, психологом.
Апробация работы: основные результаты исследования докладывались на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (г. Казань, 2018, 2019); на V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2018) ; на конференции «Зимняя школа по психологии состояний» (г. Казань, 2019) ; на III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (г. Минск, 19 апреля 2019 г); на III Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 16-18 мая 2019 г.); на XVIII Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования (г. Москва, 2019).
База исследования: муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения: «Детский сад №282 комбинированного вида» Московского района г. Казани, «Детский сад №340 комбинированного вида» Московского района г. Казани, «Детский сад №217 комбинированного вида» Московского района г. Казани, «Детский сад №332 комбинированного вида» Советского района г. Казани, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 «Г воздика» г. Ульяновска.
Структура и объем исследования: выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, выводы, заключение, список литературы, насчитывающий 69 источников, приложения. Общий объем работы составляет 67 страниц машинописного текста.
«Общение» часто рассматривают как синоним определения «взаимодействие». Основным компонентом общения и взаимодействия является речь, для которой дошкольный возраст является сензитивным. Общение дошкольников способствует развитию личности, накоплению опыта, знаний, формированию практических умений и навыков.
Нарушения зрения у детей приводят к изменению использования средств общения и взаимодействия. Анализ литературных источников указывает на снижение количества контактов, использования вербальных и невербальных средств общения, трудностях узнавания эмоциональных состояний собеседника данной категорией. Отмечается, что у дошкольников с нарушениями зрения в два раза чаще встречается расстройство речи, которое проявляется в замедленном темпе формирования, недостатках лексического запаса, трудностях построения связных высказываний, понимания сложных грамматических конструкций.
Для формирования навыков общения и взаимодействия используются наглядные, словесные и практические методы, которые должны использоваться в едином комплексе.
В исследовании навыков общения и взаимодействия приняли участие 80 дошкольников: 30 - с нарушениями зрения, 50 - без нарушений развития. В ходе изучения были выявлены следующие особенности: отставание в определении и выражении эмоциональных состояний, нарушение точности и адекватности их опознания; затруднения в выражении отношения, понимания задач, предвиденья конфликтных ситуаций; отсутствие инициативы в общении и взаимодействии; трудности предвидения результатов будущих событий и ситуаций речевого общения. Данная категория также чаще, чем сверстники без нарушений развития, проявляет импульсивность, непослушность, несоблюдение социальных норм.
Выявленные особенности позволили разработать проект по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с нарушениями зрения в процессе фронтальных/подгрупповых занятий логопеда, что указывает на верность гипотезы. В проекте выделено три направления: расширение речевого общения и социального опыта, развитие прогностической способности. В ходе реализации данных направлений происходит расширение навыков речевого общения, развитие способности к сотрудничеству, освоение социальных норм и правил, расширение репертуара эмоций, развитие прогностической компетентности. Кроме того ребенок учится строить предложения с использованием глаголов будущего времени, использует различные речеязыковые средства, расширяет репертуар диалогической и монологической речь, интонационной стороны речи, закрепляет и активизирует словарный запас.
Компонент формирования навыков общения и взаимодействия включается также в организационный момент, в итог занятия. Кроме того важно объединять детей во время занятий в подгруппы, пары для выполнения ими логопедических заданий.
В ходе проведения занятий логопед должен опираться на общедидактические и специальные принципы, создать все условия, в том числе учет объема нагрузки, доступность наглядного материала для освоения материала детьми с нарушениями зрения в соответствии с их возможностями.
1. Абидова, Н.З. Анализ проблемы развития речи и общения у детей с нарушениями зрения [Текст] / Н.З. Абидова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2014. - Т.6. - №3. - С. 29-34.
2. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: учебное пособие / В.П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2011. - 144 с.
3. Артеменкова, Л.Ф. Педагогические условия развития диалогического общения старших дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Лариса Феликсовна Артеменкова. - Карачаевск, 2002. - 176 с.
4. Ахметзянова, А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] /
А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. - 2017. - Т.21. - №3. - С. 489-504.
5. Баянова, Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин // Физиология и культура. Philologyand Culture. - 2015. - №3 (41). - С. 325-330.
6. Бизюкова, Н.В. Коммуникативная игра как условие успешного решения проблем в общении детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Бизюкова // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования: Сборник науч. статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. - Архангельск, 2017. - С. 173-177.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
8. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А.В. Брушлинский // Субъект: мышление, учение, воображение: сб. науч.
работ. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - С. 103-339.
9. Васильева, Н.Н. Формирование навыков общения у
дошкольников с нарушениями зрения как важный фактор их социализации [Текст] / Н.Н. Васильева // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - №19. - С. 171-173.
10. Вдовина, Н.А. Коммуникативные навыки старших дошкольников
[Текст] / Н.А. Вдовина, А.О. Винокурова // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы
Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2016. - С. 136-142.
11. Веккер, Л.М. Психические процессы [Текст]: монография / Л.М. Веккер. - Л.: Издательство ЛГУ, 1981. - 324 с.
12. Венгер, Л. А. Психология развития [Текст] / Л.А. Венгер. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕРСЭ, 2005. - 176 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.
14. Глоссарий по психологии [Текст] / под ред. Д.В. Ольшанского - М.: РУДН, 2003. - С. 102.
15. Годфруа, Ж. Что такое психология? [Текст] / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996. - Т.1. - 496 с.
16. Данилова, В.И. Реализация принципа наглядности на логопедических занятиях с дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / В.И. Данилова // Студенческий электронный журнал «Стриж». - 2018. - №4-2(21). - С. 32-35.
17. Диагностика готовности ребенка к школе: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика- Синтез, 2007. - 112 с.
18. Дорошенко, О.В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / О. В. Дорошенко.
- М., 2009. - 32 с.
19. Дьяченко, М.И. Психология. Словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест, 2007. - 576 с.
20. Зотова, И.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Зотова, Д.В. Могилка // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 17 (99).
- С. 78-81.
21. Зюзева, М.Г. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка [Текст] / М.Г. Зюзева // Физиологическое образование в период детства. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - Т.
22. - С. 34-37.
22. Казьмин, А.М. Шкала эмоционального неблагополучия и
атипичного поведения дошкольников [Текст] / А.М. Казьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина // Клиническая и специальная психология. - 2014. - №3. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n3/
Kazmin_et_al_1. shtml
23. Каракулова, Е.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией на основе формирования восприятия, понимания и воспроизведения эмоций [Текст] / Е.В. Каракулова // Специальное образование. - 2018. - №2. - С. 19-31.
24. Кисаева, З.Н. Особенности адаптации дошкольников с
нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Севера [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / З. Н. Кисаева.- М., 2004. - 24 с.
25. Курцева, З.И. Социально-коммуникативное развитие личности ребенка в свете ФГОС дошкольного образования [Текст] / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №3. - С. 11-14.
26. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - 3е изд. - М.: Смысл, 2008. - 368 с.
27. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
28. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Литвак. - СПб.: КАРО, 2006. - 336 с.
29. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2009. - 703 с.
30. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
31. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - СПб.: Наука, 1981. - 280 с.
32. Лосева, И.И. Развитие речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.И. Лосева. - Ульяновск: Зебра, 2016. - 102 с.
33. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса [Текст] / И.В. Маврина // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2. - С. 94-100.
34. Минаева, М.С. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / М.С. Минаева // Современные тенденции развития науки и технологии. - 2016. - №11-13. - С. 81-83.
35. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2010. - 687 с.
36. Нигматуллина, И.А. Прогностическая компетентность как фактор успешной социализации младших школьников с ОВЗ / И.А. Нигматуллина, Л.Д. Файзрахманова, Ф.Р. Яппарова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сборник научных трудов
Международной научно-образовательной конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Вып. 11. - 420 с.
37. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологических исследований [Текст] / Н.П. Ничипоренко,
B. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006. - №5.- С. 49-56.
38. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
39. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах [Текст] / О.В. Пастюк. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 196 с.
40. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: учебно- методическое пособие [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф, Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
41. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения [Текст]: учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.
42. Подзорова, Е.А. Эмоциональное предвосхищение результатов познавательных задач в дошкольном возрасте [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук / Е. А. Подзорова. - Москва, 2008. - 33 с.
43. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах [Текст] / Т.В. Пятница. - Ростов-на-Дону: Феникс , 2016. - 141 с.
44. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]: учебное пособие / Л.А. Регуш. - СПб: Речь, 2003. - 352 с.
45. Рожденственская, С.С. Взаимоотношение ребенка с нарушениями зрения со сверстниками [Текст] / С.С. Рожденственская // Наука через призму времени. - 2018. - №1 (10). - С. 175-177.
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 705 с.
47. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками
[Текст] / А.Г. Рузская. - М.: Московский городской психолого
педагогический университет, 2004. - С. 6-30.
48. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст] / А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2011. - 432 с.
49. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
50. Сильвестрова, Л.А. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками как условие успешной социализации [Текст] / Л.А. Сильвестрова // Инновационная наука. - 2017. - №3. - С. 223-227.
51. Сиротина, В.Л. Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности [Текст]: методическое пособие / В.Л. Сиротина. - Челябинск, 2013. - 24 с.
52. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 192 с.
53. Солнцева, Л.И. Психология детей с нарушениями зрения [Текст]: (детская тифлопсихология) / Л.И. Солнцева. - М.: Классике Стиль, 2006. - 256 с.
54. Специальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Лубовский [и др.]. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 428 с.
55. Третьяк, А.В. Педагогические условия формирования
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / А. В. Третьяк. - Санкт-Петербург, 2006. - 26 с.
56. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд. - М.: Академия, 2017. - 272 с.
57. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: 2013. - 30 с.
58. Федорова, Т. В. Воображение - основа формирования прогнозирования [Текст] / Т.В. Федорова // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 104-106.
59. Фейгенберг, И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст] / И.М. Фейгенберг // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. - М.: Наука, 1973. - С. 5-19
60. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / под ред. Л.И. Шипициной. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.
61. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, О.С. Орлова. - М.: Эксмо, 2015. - 320 с.
62. Шалюгина, Т.А. Особенности и условия развития общения и межличностных отношений у дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук / Т. А. Шалюгина. - Краснодар, 2001. - 29 с.
63. Шевырева, Т.В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения [Текст]: Учебное пособие / Т.В. Шевырева, О.В. Дорошенко. - М.: МШ'У, 2015. - 96 с.
64. Шмидт, А.Ф. Психолого-педагогические условия продуктивной совместной деятельности дошкольников [Текст] / А.Ф. Шмидт // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №4 (2). - С. 254-258.
65. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2011. - 384 с.
66. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: Учебник студ. учреждений высшего образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - 5 изд., стереотип. - М.: Академия, 2014. - 448 с.
67. Esenkeldiyeva, G.N. Features of communicative skills children of junior and middle preschool age [Текст] / G.N. Esenkeldiyeva, S.P. Bekdillayeva // International scientific review of the problems of pedagogy and psychology. gollection of scientific articles. ii international correspondence scientific specialized conference (Boston, USA). - 2018. - 15-17 p.
68. Seeing VR: A Set of Tools to Make Virtual Reality More Accessible to People with Low Vision [Текст] / Y. Zhao, E. Cutrell, C. Holz, M.R. Morris, E. Ofek, A.D. Wilson // In CHI Conference on Human Factors in Computing Systems Proceedings (CHI 2019), Glasgow, Scotland Uk. ACM, New York, USA. - 2019.
- 14 p. - (https://doi.org/10.1145/3290605.3300341).
69. Sheridan’s, M.D. Play in Early Childhood: From Birth to Six Years [Текст] / M.D. Sheridan’s, J. Howard, D. Alderson. - London: Routledge, 2010.
- 104 p.