Введение 4
Глава I. Теоретический анализ источников, раскрывающих проблему взаимодействия учителя-логопеда с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями речи 7
1.1. Роль семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи 7
1.2. Анализ технологий взаимодействия учителя-логопеда с семьей,
воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи 14
Выводы по главе 1 23
Глава II. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей с нарушениями речи 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ детско-родительских отношений в семьях, в которых воспитываются
дети с нарушениями речи 30
Выводы по главе II 36
Глава III. Разработка и внедрение технологии направленных на взаимодействие родителей и детей с нарушениями речи 38
3.1. Основные принципы работы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями речи 38
3.2. Содержание технологии взаимодействия учителя-логопеда с родителями 40
3.3. Оценка результатов формирующего эксперимента, направленного на
взаимодействие учителя-логопеда с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи 47
Заключение
Список использованной литературы 56
Приложения
Актуальность исследования. Одной из важных актуальных проблем современного образования является неизбежный рост процента детей с аномалиями в развитии, в том числе с речевыми отклонениями, нарушениями. По статистике, в последние годы наблюдается увеличение количества детей с формирующимеся предпосылками нарушения чтения и письма. Основная часть таких детей - это дети с нарушениями речи.
Социальное окружение дошкольника, педагогическая культура родителей являются основополагающими условиями для полноценного развития ребенка- логопата. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования — залог успешного преодоления речевых недостатков детей.
В последние годы развитие коррекционной педагогики характеризуется усилением внимания к проблеме раннего распознавания, профилактики и преодоления негативных тенденций в речевом развитии, в связи с правомерностью утверждения, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше в отношении детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста.
Коррекционная педагогика в последнее время подвержена тщательному вниманию. Ранняя профилактика и преодоление проявлений речевых дефектов, в связи с тем, что процент таких детей с годами только растет. Для преодоления дальнейших нарушений необходимо проводить профилактику раннего выявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Результатом поиска форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями, воспитывающими ребенка с речевыми нарушениями, средств ранней профилактики и коррекции речевых отклонений в условиях дошкольного образовательного учреждения стало наличие лого-пунктов, в которых учитель- логопед организует коррекционные процессы с детьми. В практике воспитания дошкольника можно отметить тенденцию к объединению усилий педагогов и родителей. Изучение особенностей развития ребенка способствует обеспечению корректировки воспитания ребенка с речевыми проблемами в семье, использование совокупности всех имеющихся возможностей социального окружении ребенка, с учетом особенностей воздействия.
Вопросами семейного воспитания занимались Власова Т.А. [11], Выготский Л.С. [13], Дружинин В.Н. [16] и другие.
Авторы сходятся во мнении: важна социальная роль семьи в педагогическом процессе воздействия на ребенка с нарушениями речи. Одним из главных организации коррекционной работы является правильное семейное воспитание, создание особых условий и благоприятной среды для правильного речевого развития. Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной [36].
Актуальность и спрос данной проблемы определяются потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- ростом процента детей с речевыми патологиями и отсутствием возможности коррекционно-логопедической работы;
- необходимостью участия родителей в коррекционно- логопедическом процессе и отсутствием взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;
- большим процентом «группы риска» детей, имеющих предрасположенность к появлению речевых нарушений, и отсутствием механизма раннего профилактического и развивающего воздействия.
Объект исследования: организация логопедической работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: условия организации процесса логопедической работы с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи.
Цель исследования состоит в разработке системы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: процесс организации логопедической работы с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи будет эффективным, при условии поэтапной реализации системы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи, включающей внедрение информационный и развивающий блок.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой решались такие задачи исследования:
- провести анализ теоретических источников, раскрывающих проблему взаимодействия учителя-логопеда с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями речи;
- провести диагностику детско-родительских отношений;
- выявить стиль родительского воспитания;
- разработать систему работы учителя-логопеда с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи;
- оценить эффективность системы взаимодействия родителей с учителем-логопедом.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение и выявление эффективности через эмперические методы:
- методика диагностики родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин;
- методика определения психологической атмосферы в семье автор Е.И. Рогов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Непоседа» комбинированного вида» Советского района г. Казань
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 38 источников и 5 приложений.
Дети с общим недоразвитием речи составляют наиболее многочисленную группу детей с речевой патологией. При общем недоразвитии речи нарушены все компоненты речевой деятельности при сохранном интеллекте. Степень речевого дефекта варьируется в зависимости от уровня, от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Речевым нарушениям сопутствуют вторичные отклонения в развитии познавательной сферы, различные двигательные нарушения, нарушения эмоционально-волевой сферы (эмоциональная неустойчивость, раздражительность, повышенная возбудимость и т.п.).
Семьи, в которых воспитываются дети с общим недоразвитием речи сталкиваются с целым рядом проблем как социального, так и психологического и соматического характера. Прежде всего, наличие в семье ребенка с речевой патологией оказывается стрессогенным фактором, негативно влияющим на взаимоотношения в семье. Причем уровень стрессогенности и наличие проблем в семье напрямую зависит от степени речевого нарушения. Среди проблем семей, воспитывающих ребенка общим недоразвитием речи, дестабилизирующих семейные взаимоотношения, можно выделить психологические проблемы адаптации к ситуации наличия ребенка с недоразвитием речи, повышенную нервно-психическую нагрузку, тревогу, усталость, неуверенность в отношении будущего своего ребенка снижение социального статуса семьи, страх перед возможностями ребенка к интеграции в общество, деформация функций семьи ориентацией на восстановительную, коррегирующую и компенсирующую. Нестабильным психологическим обстановкам в семье, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи может привести к дестабилизации семейных отношений разного уровня, вплоть до развода родителей. Речевое недоразвитие ребенка приводит к коммуникативным барьерам в его общении с членами семьи, психологически отдаляя их друг от друга. В результате может ослабевать привязанность членов семьи к ребенку с общим недоразвитием речи, формируются типы семейного воспитания («гиперопека», «гипоопека», воспитание в культе болезни, нескоординированность позиций по отношению к ребенку), негативно влияющие на психическое развитие ребенка с общим недоразвитием речи. Деформация взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи, наблюдается во всех семейных подсистемах: супружеской (муж-жена), родительской (родитель-ребенок), сибсовой (брат-сестра), расширенной (взаимодействие с друзьями, профессионалами и др.).
Для изучения особенностей взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нами было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 «Непоседа» г. Казань. В исследовании участвовали 30 семей, воспитывающих ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (участвовали дети и родители).
Диагностика семейных взаимоотношений выявила определенные проблемы психологического плана, нарушение гармонии семейных отношений. По результатам проведения всех методик были выделены уровни развития взаимоотношений в семьях. На констатирующем этапе нашего исследования к высокому уровню развития семейных отношений не было отнесено ни одной семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Половина семей была отнесена к низкому уровню, половина - к среднему уровню.
С целью нормализации отношений в семьях, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нами была разработана и апробирована развивающая система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которая включала в себя родительские собрания и раздаточный материал в виде картотеки игр по различным направлениям.
Занятия были направлены на нормализацию отношений в системах «родитель-родитель» и «родитель-ребенок». На занятиях рассматривались проблемы развития и воспитания детей с общим недоразвитием речи (информационный блок), а также проводились различные тренинговые упражнения на отработку умений выхода из конфликтных ситуаций, нормализацию отношений в семье, обучение гармоничным стилям воспитания детей. По окончании занятий была проведена повторная диагностика, которая показала, что нам удалось добиться улучшения диагностируемых показателей. Положительная динамика показателей взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с общим недоразвитием речи, доказала эффективность проведенной программы, что и явилось подтверждением гипотезы нашего исследования.
Данные занятия могут быть рекомендованы к использованию в процессе логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях с целью улучшения взаимоотношений в семье между родителями и детьми.
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие [Текст] / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогребашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2001. - 272с.
2. Ананьева Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка [Текст] / Т. В. Ананьева. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М., 2015, -256 с.
3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.
[Текст] / Б. М. Бим - Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2014.
4. Блинков Ю. А. О коррекционной направленности семейного
воспитания и обучения детей и подростков с отклонениями в
развитии в процессе их реабилитации и социальной адаптации. [Текст] / Ю.А. Блинков, С. А. Игнатьева. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. -№ 2.
5. Богданова Т. Г. Психологические проблемы семьи,
воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. [Текст] / Т.Г. Богданова. // Специальная психология. - 2014. -М. - 105 с.
6. Бондаренко Т. А. Опыт работы логопеда с родителями,
воспитывающими ребенка с нарушениями речи. [Текст] / Т.А.
Бондаренко, Т. В. Москова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 32. - С. 74-82.
7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2014. -214 с.
8. Быкова М. В. Новый подход к проблеме детско- родительских отношений. [Текст] / М.В. Быкова. - М., Московский городской
психолого-педагогический институт, 2015. -№2
9. Вайс М.Н. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе [Текст] / М. Н. Вайс, Т. В. Пустякова // Логопедия. - 2016. - № 3. - С. 85-96.
10. Варга А. Я. Семейная психотерапия. [Текст] / А.Я. Варга. - СПб,
2014.
11. Власова Т. А. Значимость семейного воспитания ребенка с психофизическими отклонениями. [Текст] / Т.А. Власова. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.
12. Волковская Т. Н., Юсупова Г.Х. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Т. Н.
Волковская, Г.Х. Юсупова. - М., 2014.
13. Выготский Л. С. Психология. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. - 1008 с.
14. Дмитриев А. А. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
(ОНР) Коррекционная педагогика. [Текст] / А.А. Дмитриев. — 2017. — № 5 (35). — С. 52-56.
15. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое
пространство детского развития. [Текст] / Т. Н. Доронова. - М.:
ЛИНКА- ПРЕСС, 2015. - 224 с.
16. Дружинин В.Н. Психология семьи. [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2016. - 176 с.
17. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.
метод. пособие. [Текст]/ Н. С. Жукова. — М.: Соц.- полит, журн., 2014.
— 96 с.
18. Иванова И.А. Особенности родительско- детских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии. [Текст] /
И.А. Иванова. // Коррекционная педагогика. -2017.-№7. - С. 10-21.
19. Игнатьева С. А. Оценка состояния коммуникативно- речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / С.
А. Игнатьева, Е. О. Канунникова, Е. С. Парахина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 2. — С. 29-32.
20. Калягин В. А. Логопсихология, Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. Заведений. [Текст] / В. А. калягин. - М.: Академия, 2016.
21. Кизимова Е. А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи. [Текст] / Е.А. Кизимова //
Логопедия. - 2014. - № 1. - С. 83-91.
22. Коротаева И.А. Формы сотрудничества логопеда и родителей [Текст] / И. А. Коротаева // Логопедия. - 2015. - № 2. - С. 81-84.
23. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов
[Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 680 с.
24. Любезнова Е. В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [Текст]/ Е. В. Любезнова. // Воспитание и обучение дет ей с нарушениями развития. - 2016. № 1. - С. 55-58.
25. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. [Текст] / И. М. Марковская. — СПб.: Речь, 2015.
26. Осипова И. И., Домнинская К.В. О системе социальнопсихологического сопровождения семьи. [Текст] / И.И. Осипова. // Логопед в детском саду. - 2017. - №10 (25). - С. 26-32
27. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие [Текст]/ Авторы-сост. Зайцев Д. В., Зайцева Н.В.,
Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2015.
28. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст] / М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред.
Т. В. Волосовец. - М.: Изд ательский центр « Академия», 2014. - 200 с.
29. Синягина Н. Ю. Психолого- педагогическая коррекция детскородительских отношений [Текст]/ Н. Ю. Синягина. - М.: Гуманит. изд.центр « ВЛАДОС», 2015. - 96 с.
30. Социология семьи. Учебник [Текст] / Под ред. проф. А. И.
Антонова. М.: ИНФРА-М, 2015.
31. Специальная педагогика [Текст] / Под ред. М.Н. Назаровой. - М., 2014.
32. Специальная семейная педагогика [Текст] / Под ред. В. И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л. М. Кобриной. - М.: Владос, 2017. - 358 с.
33. Тверская О.Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи [Текст] / О. Н. Тверская //Логопедия. - 2015. - № 4. С. 37-49.
34. Филичева Т. Б. Особенности речевого развития дошкольников. [Текст] / Т.Б. Филичева. // Дети с проблемами в развитии, 2014. - №1. - С. 1-6.
35. Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. [Текст] / Г.В. Чиркина. //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2014. - С. 1-13.
36. Шипицина Л. М. Мир семьи ребенка с проблемами в развитии.
[Текст] / Л. М. Шипицина. - М.: Владос, 2015.
37. Menn, L. Phonological theory and child phonology // Child Phonology. V.l.
- N.Y.etc., 1980. - p.23-42.