Правовое регулирование правоотношений в сфере посмертного донорства
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика института донорства 7
1.1. Понятие, правовое содержание института донорства 7
1.2. Характеристика правоотношений донорства и трансплантации:
понятие, состав и содержание 15
1.3. Принципы и источники правового регулирования отношений посмертного донорства 23
Глава 2. Регулирование отношений в сфере посмертного донорства 32
2.1. Закон и гражданско-правовой договор как регулятор отношений в
сфере посмертного донорства и трансплантации 32
2.2. Гражданско-правовая ответственность за нарушение норм
законодательства в области посмертного донорства 38
Глава 3. Проблемы правового регулирования отношений в сфере посмертного донорства и трансплантации, и возможные пути их решения .. 46
3.1. Нормативно-правовая модель «презумпции согласия» при
трансплантации органов и (или) тканей человека 46
3.2. Определение момента смерти в случаях предполагаемого изъятия
органов и (или) тканей у трупа для трансплантации 53
3.3. Оценка степени необходимости и реальные возможности
совершенствования законодательства России по трансплантации органов человека 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы 73
Глава 1. Общая характеристика института донорства 7
1.1. Понятие, правовое содержание института донорства 7
1.2. Характеристика правоотношений донорства и трансплантации:
понятие, состав и содержание 15
1.3. Принципы и источники правового регулирования отношений посмертного донорства 23
Глава 2. Регулирование отношений в сфере посмертного донорства 32
2.1. Закон и гражданско-правовой договор как регулятор отношений в
сфере посмертного донорства и трансплантации 32
2.2. Гражданско-правовая ответственность за нарушение норм
законодательства в области посмертного донорства 38
Глава 3. Проблемы правового регулирования отношений в сфере посмертного донорства и трансплантации, и возможные пути их решения .. 46
3.1. Нормативно-правовая модель «презумпции согласия» при
трансплантации органов и (или) тканей человека 46
3.2. Определение момента смерти в случаях предполагаемого изъятия
органов и (или) тканей у трупа для трансплантации 53
3.3. Оценка степени необходимости и реальные возможности
совершенствования законодательства России по трансплантации органов человека 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы 73
Важнейшей частью социально-экономической политики государства является система здравоохранения. Постоянное успешное развитие медицинской науки способствует совершенствованию и методов лечения. Одним из наиболее эффективных способов оказания медицинской помощи безнадежно больным является трансплантация органов. На современном этапе трансплантология бурно развивающаяся и наиболее перспективная наука.
Актуальность выбранной темы предопределена социальной значимостью донорства и трансплантации как средства спасения жизни и восстановления здоровья больных и немыслима без надлежащего правового регулирования. Однако, несмотря на то, что в нашем законодательстве и имеются соответствующие законы, регулирующие данную область, некоторые проблемы правового, организационного и морально-этического характера все еще остаются нерешенными. Данное обстоятельство обусловлено необходимостью при совершенствовании регулирования столь сложных отношений учитывать такие факторы, как значительная нехватка донорских органов и тканей и потребность в соблюдении баланса охраны прав и свобод личности доноров, родственников умерших и реципиентов.
На сегодняшний день в России по листам ожидания на трансплантацию потребность в пересадке органов остается высокая, около 3-4 раз по сравнению с возможностью их реализовать. Одним из критериев препятствия в развитии трансплантологии необходимо отметить негативное отношение российского общества и низкий уровень правовой грамотности населения в этой области, дефицит донорских органов и несовершенный характер организации медицинской помощи.
Анализ законодательства в сфере трансплантации органов и тканей человека позволил установить ряд пробелов в существующей на сегодняшний день нормативно-правовой базе. Наиболее острой и менее решенной является проблема правового регулирования отношений посмертного донорства, то есть по поводу изъятия органов у умершего для дальнейшей пересадки другому. Так, под вопросом остаются положения, связанные с договорным регулированием таких отношений, констатацией смерти мозга человека, волеизъявлением на изъятие органов и тканей в целях трансплантации, правовым статусом органов и тканей в гражданском обороте.
В связи с этим появляется необходимость в определении природы и структуры отношений, возникающих при пересадке органов и тканей человека, а также складывающихся в ходе организации и непосредственного оказания трансплантационной медицинской помощи.
Изложенное подчеркивает важность изучения проблематики правового регулирования сферы клинической трансплантации. Кроме того, актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в необходимости разработке правовой базы регулирования как донорства в общем, так и в частности. Вопросы, возникающие в процессе правоприменительной практики, зачастую не могут быть решены только на основе существующей нормативно правовой базы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие, складывающиеся при посмертном донорстве органов и тканей.
Предмет исследования включает в себя совокупность правовых норм, регламентирующих отношения посмертного донорства, а также судебную практику и научную литературу, затрагивающие указанную сферу.
Целью исследования является формирование комплексного представления наиболее значимых вопросов правового регулирования посмертного донорства в Российской Федерации и изучение различных точек зрения на вопросы совершенствования законодательной базы.
Для достижения данной цели следует обозначить и решить ряд принципиально важных задач:
- дать понятия «донорство» и «трансплантация» и определить их юридическую природу;
- раскрыть содержание правоотношений донорства и трансплантации;
- изучить принципы и источники правового регулирования посмертного донорства;
- проанализировать модель «презумпции согласия» при трансплантации органов и (или) тканей;
- рассмотреть проблему, связанную с констатацией смерти человека, для изъятия в дальнейшем у него органов с целью пересадки реципиенту;
- выявить возможности реформирования законодательной базы в сфере донорства и рекомендации по ее совершенствованию.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили результаты исследований специалистов в области медицины и медицинского права, а также ученых-правоведов в сфере теории государства и права, гражданского права по определению понятия, сущности и выявлению особенностей, присущих посмертному донорству и его правовому регулированию таких учёных как В. И. Акопов, Э. М. Алсынбаева, Н. В. Аполинская, М. Н. Комашко, Н. А. Маргацкая, А. А. Мохов, С. И. Поспелова, Д. В. Прохоренко, О. В. Романовская, Г. Б. Романовский, Ю. Д. Сергеев, А. А. Серебрякова, Е. Н. Степанова, С. Г. Стеценко, С. М. Хомяков и др.
Нормативную базу квалификационной работы составили: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и иные правовые акты, регулирующие отношения посмертного донорства. Так же в работе использованы материалы судебной практики, в которых отражены определенные моменты, возникающие при применении таких норм. В информационную основу вошли и находящиеся в открытом доступе печатные издания в сети ИНТЕРНЕТ.
Поставленные задачи решаются посредством использования общих и специальных методов познания. Основными методами исследования в выпускной квалификационной работе являются метод формально-юридический и сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, включающих в общей сложности восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Актуальность выбранной темы предопределена социальной значимостью донорства и трансплантации как средства спасения жизни и восстановления здоровья больных и немыслима без надлежащего правового регулирования. Однако, несмотря на то, что в нашем законодательстве и имеются соответствующие законы, регулирующие данную область, некоторые проблемы правового, организационного и морально-этического характера все еще остаются нерешенными. Данное обстоятельство обусловлено необходимостью при совершенствовании регулирования столь сложных отношений учитывать такие факторы, как значительная нехватка донорских органов и тканей и потребность в соблюдении баланса охраны прав и свобод личности доноров, родственников умерших и реципиентов.
На сегодняшний день в России по листам ожидания на трансплантацию потребность в пересадке органов остается высокая, около 3-4 раз по сравнению с возможностью их реализовать. Одним из критериев препятствия в развитии трансплантологии необходимо отметить негативное отношение российского общества и низкий уровень правовой грамотности населения в этой области, дефицит донорских органов и несовершенный характер организации медицинской помощи.
Анализ законодательства в сфере трансплантации органов и тканей человека позволил установить ряд пробелов в существующей на сегодняшний день нормативно-правовой базе. Наиболее острой и менее решенной является проблема правового регулирования отношений посмертного донорства, то есть по поводу изъятия органов у умершего для дальнейшей пересадки другому. Так, под вопросом остаются положения, связанные с договорным регулированием таких отношений, констатацией смерти мозга человека, волеизъявлением на изъятие органов и тканей в целях трансплантации, правовым статусом органов и тканей в гражданском обороте.
В связи с этим появляется необходимость в определении природы и структуры отношений, возникающих при пересадке органов и тканей человека, а также складывающихся в ходе организации и непосредственного оказания трансплантационной медицинской помощи.
Изложенное подчеркивает важность изучения проблематики правового регулирования сферы клинической трансплантации. Кроме того, актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в необходимости разработке правовой базы регулирования как донорства в общем, так и в частности. Вопросы, возникающие в процессе правоприменительной практики, зачастую не могут быть решены только на основе существующей нормативно правовой базы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие, складывающиеся при посмертном донорстве органов и тканей.
Предмет исследования включает в себя совокупность правовых норм, регламентирующих отношения посмертного донорства, а также судебную практику и научную литературу, затрагивающие указанную сферу.
Целью исследования является формирование комплексного представления наиболее значимых вопросов правового регулирования посмертного донорства в Российской Федерации и изучение различных точек зрения на вопросы совершенствования законодательной базы.
Для достижения данной цели следует обозначить и решить ряд принципиально важных задач:
- дать понятия «донорство» и «трансплантация» и определить их юридическую природу;
- раскрыть содержание правоотношений донорства и трансплантации;
- изучить принципы и источники правового регулирования посмертного донорства;
- проанализировать модель «презумпции согласия» при трансплантации органов и (или) тканей;
- рассмотреть проблему, связанную с констатацией смерти человека, для изъятия в дальнейшем у него органов с целью пересадки реципиенту;
- выявить возможности реформирования законодательной базы в сфере донорства и рекомендации по ее совершенствованию.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили результаты исследований специалистов в области медицины и медицинского права, а также ученых-правоведов в сфере теории государства и права, гражданского права по определению понятия, сущности и выявлению особенностей, присущих посмертному донорству и его правовому регулированию таких учёных как В. И. Акопов, Э. М. Алсынбаева, Н. В. Аполинская, М. Н. Комашко, Н. А. Маргацкая, А. А. Мохов, С. И. Поспелова, Д. В. Прохоренко, О. В. Романовская, Г. Б. Романовский, Ю. Д. Сергеев, А. А. Серебрякова, Е. Н. Степанова, С. Г. Стеценко, С. М. Хомяков и др.
Нормативную базу квалификационной работы составили: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и иные правовые акты, регулирующие отношения посмертного донорства. Так же в работе использованы материалы судебной практики, в которых отражены определенные моменты, возникающие при применении таких норм. В информационную основу вошли и находящиеся в открытом доступе печатные издания в сети ИНТЕРНЕТ.
Поставленные задачи решаются посредством использования общих и специальных методов познания. Основными методами исследования в выпускной квалификационной работе являются метод формально-юридический и сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, включающих в общей сложности восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
В выпускной квалификационной работе нами были проанализированы понятия «донорства» и «трансплантации», рассмотрены их виды, охарактеризованы правоотношения, возникающие при пересадке органов и (или) тканей человека и их элементы, изучены основные принципы и источники правового регулирования посмертного донорства, исследованы вопросы гражданско-правовой ответственности в данной области, выявлены основные проблемы, возникающие в связи с оказанием медицинских услуг по трансплантации при посмертном донорстве и предложены пути их решения.
Анализ действующего законодательства, судебной практики, положений науки гражданского права по вопросам правового регулирования отношений в сфере донорства и трансплантации, позволил прийти к следующим выводам.
1. В настоящее время донорство рассматривается в различных аспектах и, в первую очередь, оно представляет собой предпосылку проведения трансплантации. Под трансплантацией понимается разновидность медицинской помощи, включающей в себя выполнение медицинских работ и оказание медицинских услуг, направленных на восстановление здоровья реципиента путем пересадки ему органов и (или) тканей донора. Среди видов трансплантации, первостепенное значение на сегодняшний день придаётся аллотрансплантации - пересадке органов и тканей от одного человека другому, среди донорства - посмертному донорству. Без посмертного донорства трансплантология на данный момент существовать не может.
2. Правоотношения в области донорства и трансплантации - это общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу изъятия и пересадки человеческих органов и (или) тканей. В основе трансплантации с посмертным органным донорством лежат правоотношения, возникающие между пациентом и медицинским учреждением, к такому относятся правоотношения: реципиент - центр трансплантации, пациент (впоследствии - «потенциальный донор») - лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ), родственники «потенциального донора» - ЛПУ. Иные отношения в клинической трансплантации носят вспомогательный характер.
3. Трансплантация органов и (или) тканей, являясь средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан, должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с провозглашенными мировым сообществом гуманными принципами, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки. (Закон о трансплантации)
К принципам правового регулирования донорства и трансплантации относятся руководящие идеи, предпосылки, определяющие сущность и направление развития правовых норм в сфере отношений по трансплантации. Принципы в сфере донорства и трансплантации закреплены как в международных законодательных актах, так и в российском законодательстве. Ряд международных принципов, утверждённых Всемирной организацией здравоохранения, нашли своё отражение в правовых нормах нашей страны.
В отечественной правовой доктрине в зависимости от субъектов, вовлеченных в отношения по посмертному донорству и трансплантации, которым непосредственно оказывается трансплантологическая помощь, а также лиц, связанных с ними, выделяются принципы, касающиеся: донора, реципиента, родственников донора и реципиента.
Систему правового регулирования правоотношений посмертного донорства в Российской Федерации составляют: международные акты, Конституция РФ, Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Закон «О погребении и похоронном деле» и другие, а также Постановления Правительства, приказы Минздрава России и РАН.
4. Правоотношения, возникающие при оказании медицинских услуг по трансплантации, должны регулироваться гражданско-правовым договором. Учитывая, что в гражданском законодательстве отсутствуют нормы, специально регулирующие договор в области донорства и трансплантации, то к ним применяются положения главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Необходимо отметить, что при посмертной форме донорства, договорную конструкцию можно именовать договором об оказании медицинских услуг по трансплантации трупного органа (ткани). Данный договор является самостоятельным видом гражданско-правового договора, отличным от иных видов договора. Следует подчеркнуть, что договор трансплантации является возмездным, консенсуальным, взаимным и договором присоединения.
5. При ненадлежащем оказании медицинской помощи по трансплантации органов или тканей возникает гражданско-правовая ответственность.
За вред, причинённый некачественным оказанием трансплантационной услуги жизни и здоровью гражданина, ответственность наступает за медицинским учреждением вне зависимости от вины, факта заключения договора и наличия договорных обязательств между сторонами - деликтное (внедоговорное) обязательство.
За медицинской организацией установлена презумпция противоправности вреда, пока ею не доказано обратное. Доказывание же причинно-следственной связи между противоправными действиями исполнителя и наступившим вредом, лежит на потерпевшем.
Ответственность за причиненный жизни и (или) здоровью гражданина при оказании медицинской помощи по трансплантации вред несёт медицинская организация, а медицинский работник, непосредственно причинивший вред здоровью или жизни гражданина, несёт ответственность перед медицинским учреждением по регрессному требованию последнего.
Основной формой ответственности для обеих сторон выступает возмещение вреда путём возмещения убытков и упущенной выгоды, применяются также дополнительные формы гражданско-правовой ответственности, как уплата неустойки и возмещение морального вреда.
6. Изъятие органов и (или) тканей у трупа производится в соответствии с закрепленной в действующем российском законодательстве «презумпцией согласия», которая означает согласие, данное по умолчанию. Исходя из презумпции согласия, органы и (или) ткани умершего изымаются, если сам умерший при жизни или близкие родственники после его смерти не выразили свое несогласие против изъятия и трансплантации его органов другим людям. При этом порядок выражения и юридического оформления такого несогласия не урегулирован, поэтому фактически каждый человек может рассматриваться как потенциальный донор.
7. Одним из центральных условий для правомерного изъятия органов или тканей у умершего является установление момента смерти человека. Особенно остро эта проблема стоит для отграничения убийства от законного изъятия органов у трупа и их трансплантации. Для допустимости посмертного донорства используется критерий «смерть мозга», означающий полное и необратимое прекращение всех функций головного мозга, регистрируемом при искусственной вентиляции легких и работающем сердце. После проведения всех необходимых клинических тестов, постановка диагноза «смерти мозга» осуществляется консилиумом врачей, в который не могут быть включены специалисты, непосредственно принимающие участие в изъятии и пересадке органов или тканей.
8. Итогом проведенных исследований явились конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области регулирования правоотношений посмертного донорства по вопросам, связанным с «презумпцией согласия» (не выраженное при жизни несогласие), определением правового статуса органов и тканей, способами оформления волеизъявления граждан относительно изъятия у них органов и тканей после смерти, а также иным проблемам, возникающим в данной сфере путем внесения изменений и дополнений в:
- Гражданский кодекс Российской Федерации добавить в статью 128 в качестве объектов, ограниченных в обороте, органы и ткани.
- Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» ввести определения понятий донорство органа (ткани), трансплантация, донор, реципиент и др.
Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в области посмертного донорства путем внедрения указанных в выпускной квалификационной работе положений будет способствовать спасению жизни многих безнадежно больных граждан страны.
Анализ действующего законодательства, судебной практики, положений науки гражданского права по вопросам правового регулирования отношений в сфере донорства и трансплантации, позволил прийти к следующим выводам.
1. В настоящее время донорство рассматривается в различных аспектах и, в первую очередь, оно представляет собой предпосылку проведения трансплантации. Под трансплантацией понимается разновидность медицинской помощи, включающей в себя выполнение медицинских работ и оказание медицинских услуг, направленных на восстановление здоровья реципиента путем пересадки ему органов и (или) тканей донора. Среди видов трансплантации, первостепенное значение на сегодняшний день придаётся аллотрансплантации - пересадке органов и тканей от одного человека другому, среди донорства - посмертному донорству. Без посмертного донорства трансплантология на данный момент существовать не может.
2. Правоотношения в области донорства и трансплантации - это общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу изъятия и пересадки человеческих органов и (или) тканей. В основе трансплантации с посмертным органным донорством лежат правоотношения, возникающие между пациентом и медицинским учреждением, к такому относятся правоотношения: реципиент - центр трансплантации, пациент (впоследствии - «потенциальный донор») - лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ), родственники «потенциального донора» - ЛПУ. Иные отношения в клинической трансплантации носят вспомогательный характер.
3. Трансплантация органов и (или) тканей, являясь средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан, должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с провозглашенными мировым сообществом гуманными принципами, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки. (Закон о трансплантации)
К принципам правового регулирования донорства и трансплантации относятся руководящие идеи, предпосылки, определяющие сущность и направление развития правовых норм в сфере отношений по трансплантации. Принципы в сфере донорства и трансплантации закреплены как в международных законодательных актах, так и в российском законодательстве. Ряд международных принципов, утверждённых Всемирной организацией здравоохранения, нашли своё отражение в правовых нормах нашей страны.
В отечественной правовой доктрине в зависимости от субъектов, вовлеченных в отношения по посмертному донорству и трансплантации, которым непосредственно оказывается трансплантологическая помощь, а также лиц, связанных с ними, выделяются принципы, касающиеся: донора, реципиента, родственников донора и реципиента.
Систему правового регулирования правоотношений посмертного донорства в Российской Федерации составляют: международные акты, Конституция РФ, Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Закон «О погребении и похоронном деле» и другие, а также Постановления Правительства, приказы Минздрава России и РАН.
4. Правоотношения, возникающие при оказании медицинских услуг по трансплантации, должны регулироваться гражданско-правовым договором. Учитывая, что в гражданском законодательстве отсутствуют нормы, специально регулирующие договор в области донорства и трансплантации, то к ним применяются положения главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Необходимо отметить, что при посмертной форме донорства, договорную конструкцию можно именовать договором об оказании медицинских услуг по трансплантации трупного органа (ткани). Данный договор является самостоятельным видом гражданско-правового договора, отличным от иных видов договора. Следует подчеркнуть, что договор трансплантации является возмездным, консенсуальным, взаимным и договором присоединения.
5. При ненадлежащем оказании медицинской помощи по трансплантации органов или тканей возникает гражданско-правовая ответственность.
За вред, причинённый некачественным оказанием трансплантационной услуги жизни и здоровью гражданина, ответственность наступает за медицинским учреждением вне зависимости от вины, факта заключения договора и наличия договорных обязательств между сторонами - деликтное (внедоговорное) обязательство.
За медицинской организацией установлена презумпция противоправности вреда, пока ею не доказано обратное. Доказывание же причинно-следственной связи между противоправными действиями исполнителя и наступившим вредом, лежит на потерпевшем.
Ответственность за причиненный жизни и (или) здоровью гражданина при оказании медицинской помощи по трансплантации вред несёт медицинская организация, а медицинский работник, непосредственно причинивший вред здоровью или жизни гражданина, несёт ответственность перед медицинским учреждением по регрессному требованию последнего.
Основной формой ответственности для обеих сторон выступает возмещение вреда путём возмещения убытков и упущенной выгоды, применяются также дополнительные формы гражданско-правовой ответственности, как уплата неустойки и возмещение морального вреда.
6. Изъятие органов и (или) тканей у трупа производится в соответствии с закрепленной в действующем российском законодательстве «презумпцией согласия», которая означает согласие, данное по умолчанию. Исходя из презумпции согласия, органы и (или) ткани умершего изымаются, если сам умерший при жизни или близкие родственники после его смерти не выразили свое несогласие против изъятия и трансплантации его органов другим людям. При этом порядок выражения и юридического оформления такого несогласия не урегулирован, поэтому фактически каждый человек может рассматриваться как потенциальный донор.
7. Одним из центральных условий для правомерного изъятия органов или тканей у умершего является установление момента смерти человека. Особенно остро эта проблема стоит для отграничения убийства от законного изъятия органов у трупа и их трансплантации. Для допустимости посмертного донорства используется критерий «смерть мозга», означающий полное и необратимое прекращение всех функций головного мозга, регистрируемом при искусственной вентиляции легких и работающем сердце. После проведения всех необходимых клинических тестов, постановка диагноза «смерти мозга» осуществляется консилиумом врачей, в который не могут быть включены специалисты, непосредственно принимающие участие в изъятии и пересадке органов или тканей.
8. Итогом проведенных исследований явились конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области регулирования правоотношений посмертного донорства по вопросам, связанным с «презумпцией согласия» (не выраженное при жизни несогласие), определением правового статуса органов и тканей, способами оформления волеизъявления граждан относительно изъятия у них органов и тканей после смерти, а также иным проблемам, возникающим в данной сфере путем внесения изменений и дополнений в:
- Гражданский кодекс Российской Федерации добавить в статью 128 в качестве объектов, ограниченных в обороте, органы и ткани.
- Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» ввести определения понятий донорство органа (ткани), трансплантация, донор, реципиент и др.
Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в области посмертного донорства путем внедрения указанных в выпускной квалификационной работе положений будет способствовать спасению жизни многих безнадежно больных граждан страны.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСМЕРТНОГО ДОНОРСТВА В РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Правовые проблемы суррогатного материнства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Правовые аспекты трансплантологии в РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Уголовная ответственность за незаконную трансплантацию органов
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Проблемы квалификации убийств с отягчающими обстоятельствами
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019



