Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

Работа №36723

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
872
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы обучения составлению описательных рассказов детей с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 8
1.2. Описательный рассказ и его роль в развитии связной речи старших
дошкольников с ОНР 16
1.3. Использование приемов мнемотехники на логопедических занятиях 21
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование умения составлять описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 29
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 29
2.2. Результаты проведения констатирующего эксперимента 33
Выводы по 2 главе 36
3.1. Содержание логопедической работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР составлению описательных рассказов с использованием мнемотехники 38
3.2. Анализ эффективности проведенной коррекционной работы с учетом
показателей сформированности составления описательного рассказа 45
Выводы по 3 главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложения 59


Актуальность исследования. Старший дошкольный возраст - это важный этап речевого развития детей, в ходе которого наряду со стремительным формированием всех психических функций происходит совершенствование монологической речи, неразрывно связанной с развитием мышления и переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, для которого необходимы овладение средствами языка, переход к новым, более сложным формам словесных высказываний.
Связная монологическая речь дошкольников представляет собой фундаментальное составляющее правильного речевого развития, без этой основы невозможно построение любой дидактической работы со старшими дошкольниками в детском саду. К началу старшего дошкольного возраста в норме связность речи проявляется владением доступным словарным запасом родного языка, достаточным уровнем усвоения языковых норм, навыками их практического применения и умения использовать усвоенный языковый материал для того, чтобы последовательно и понятно передать окружающим содержание готового текста или составить логично выстроенный описательный рассказ.
Однако, в последнее время отечественными логопедами отмечается стремительный рост числа детей, у которых в старшем дошкольном возрасте выявлены признаки общего недоразвития речи (ОНР). Современные исследования Р.Е. Левиной [24] показывают, что в речи детей с ОНР при нормальном развитии слуха и сохраненном интеллекте происходят нарушения процессов формирования важных частей всей речевой системы, что препятствует полноценному овладению связной монологической речью, усвоению детьми учебного материала, как при подготовке, так и при начальном обучении в школе. Исследования, проведенные А.В. Семенович [36] показали, что недостатки развития связной речи мешают, страшим дошкольникам с ОНР давать полные и развернутые ответы на вопросы во время общения и обучения в детском саду, создают трудности в самостоятельном изложении текстов детских художественных произведений и описательных рассказов.
По мнению В.К. Воробьевой [7], В.П. Глухова [10], Р.А. Кирьяновой [20] Обучение составлению описательного рассказа признано в логопедии действенным средством преодоления значительного отставания в формировании навыков описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В тоже время, очевидна необходимость продолжения поиска эффективных научно-обоснованных методов развития связной речи у старших дошкольников с ОНР, которые соответствуют особенностям их возрастного этапа, дают возможность интегрированного подхода к развитию связной речи путем обучения описательному рассказу наряду с реализацией развития связанных с ней познавательных процессов, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.
Цель исследования: разработать комплекс занятий обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР составлению описательных рассказов с использованием приемов мнемотехники и проверить его эффективность.
Объект исследования: навыки составления описательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: приемы мнемотехники, направленные на формирование и развитие навыка составления описательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: использование приемов мнемотехники на логопедических занятиях в качестве опоры при составлении рассказа будет способствовать более качественному формированию и развитию навыка составления описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с целью нашего исследования и рабочей гипотезой нами были поставлены следующие задачи:
— провести теоретический анализ научных данных по проблеме обучения составлению описательных рассказов детей с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники;
— экспериментально оценить уровень развития умения составлять описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня;
— разработать комплекс занятий по развитию умения составлять описательный рассказ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью мнемотехники;
— проверить эффективность разработанного комплекса занятий, что использование мнемотехники способствует повышению уровня развития умения составлять описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Методы исследования:
1) Теоретические методы: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогического опыта использования приемов мнемотехники на логопедических занятиях;
2) Эмпирические методы: констатирующий эксперимент с помощью методики обследования; проведение формирующего эксперимента;
3) Методы математической и статистической обработки полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения о психолого-педагогических особенностях детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (В.П. Глухов [10], Л.Н. Ефименкова [14], Г.А. Каше [18], Р.А. Кирьянова [20], Р.Е. Левина [23], Т.А. Ткаченко [42]), научные положения о роли описательного рассказа в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР (В.К. Воробьева [7], М.Б. Елисеева [13], П.С. Жукова [16], Е.К. Косинова [21], Т.Б. Филичева [48]), теории об особенностях использования приемов мнемотехники на
Т.И. Кудрова [22], Н.С. Малетина [27], Л.В. Омельченко [31], С.Н. Шаховская [51]).
К этапам исследования можно отнести следующие:
I этап (сентябрь - ноябрь 2018 г.) включал поиск и изучение литературных источников по проблеме исследования, диагностической методики для выявления уровня развития умения составлять описательный рассказ у старших дошкольников, опыта обучения составлению описательного рассказа дошкольников с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники;
II этап проводился с ноября по декабрь 2018 г., который включал в себя проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня развития умения составлять описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и у детей с нормативным речевым развитием этого же возраста, а также обработка и анализ полученных результатов.
На III этапе, с января по апрель 2019 г., проводился формирующий эксперимент, обработка и анализ результатов логопедической работы, сопоставительный анализ полученных результатов, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость: работы обусловлена необходимостью формирования развития умения составлять описательный рассказ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня для дальнейшего развития связанной речи, которая необходима при обучении в школе, поиском наиболее эффективных средств развития данного навыка. Представленные в работе результаты констатирующего и формирующего эксперимента могут способствовать дальнейшей разработке данной проблемы. Кроме того, разработанный комплекс логопедических занятий может быть полезен логопедам, и воспитателям логопедических групп в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Апробация результатов исследования: результаты исследования и комплекс занятий, подготовленный в соответствии с поставленной темой, опубликованы в статье электронного журнала «Педагогический мир», зарегистрированным Средством Массовой Информации.
В структуру дипломной работы входят введение, три главы, заключение, библиография насчитывает 52 источника использованной литературы, 20 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С целью обучения составлению описательных рассказа детей с ОНР III уровня была проведена исследовательская работа, включающая несколько этапов. Были поставлены задачи: проанализировать современную научно-методическую литературу по проблеме исследования; диагностировать уровень умения старших дошкольников составлять описательный рассказ; разработать и внедрить комплекс занятий обучения детей с ОНР III уровня составлению описательных рассказов с использованием мнемотехники.
Анализ научно-методической литературы, который позволил сделать выводы о том, что общее недоразвитие речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста характеризуется нарушениями в развитии лексической, грамматической фонетико-фонематического сторон речи, снижением развития познавательных процессов и мыслительных операций, а также снижением уровня физического развития при сохранном интеллекте и нормальном развитии слуха.
Умение составлять описательный рассказ необходимо для развития связной речи детей с ОНР III уровня. Для этого проводится коррекционная работа, нацеленная на развитие умения выделять с детьми существенные признаки и основные части описываемых предметов, соблюдать последовательность при их описании, использовать языковые средства, умение употреблять фразовую речь для сравнения предметов, составления описаний по вопросам логопеда и образцу, с опорой на средства наглядности, планирования рассказа-описания, описания предметов по памяти.
Применение мнемотехники для коррекции недостатков речевого развития дошкольников, основано на использовании наглядности для развития навыков запоминания сохранения и воспроизведения информации. Приемы мнемотехники в работе с детьми, имеющими ОНР III уровня используются для обучения описанию предметов путем визуализации их частей, свойств и качеств, также способов использования и сравнения.
Второй этап был проведен на базе «Детского сада №37 «Сказка» г.Альметьевск, среди детей старшего дошкольного возраста в количестве шестьдесят человек, которые входили в состав двух групп по 30 детей в каждой группе: дошкольники с ОНР III уровня и дети с нормальным речевым развитием.
Для проведения диагностики были выбраны следующие методики: «Составление описательного рассказа», разработанная Т.Б. Филичевой для определения уровня развития умения составлять описательный рассказ о предмете у детей старшего дошкольного возраста; «Составление рассказа - описания» из методики комплексного обследования связной речи детей с общим недоразвитием речи В.П. Глухова.
Констатирующий этап исследования по выбранным методикам позволил сделать вывод, что показатели развития умения составлять описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III типа в экспериментальной группе и детей с нормальным речевым развитием в контрольной группе значительно отличаются: в экспериментальной группе умения составлять рассказ-описание о предмете, по картинке и по памяти находится на уровне ниже среднего. В контрольной группе по методикам у большинства детей показатели на высоком и среднем уровнях.
Группа детей с ОНР III уровня была поделена на две подгруппы (экспериментальную и контрольную). В экспериментальной подгруппе проводился комплекс логопедических занятий, нацеленный на обучение составлению описательного рассказа с применением приемов мнемотехники.
Контрольное обследование позволило сделать вывод о том, что показатели развития умения составить описательный рассказ в экспериментальной подгруппе значительно повысились. Анализ и сравнение результатов исследования показал значительное повышение уровня развития диагностируемого умения в экспериментальной подгруппе на и контрольном этапе.
Анализ и сравнение результатов исследования по всем методикам, показал повышение уровня развития диагностируемого умения в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах. Результаты статистической обработки данных до формирующего эксперимента и после, доказали значимость отличия в показателях умения составлять описательный рассказ у детей экспериментальной подгруппы.
Однако в некоторых показателях дети с речевым недоразвитием продемонстрировали незначительную положительную динамику, доказывает, что общее недоразвитие речи третьего уровня является сложным речевым расстройством, при котором дети нуждаются в длительном, систематическом коррекционно-логопедическом воздействии.
Данные контрольного эксперимента подтвердили гипотезу научно-исследовательской работы. Задачи решены успешно, цель достигнута. Дошкольники с общим недоразвитием речи, благодаря комплексу занятий с использованием мнемотехники значительно повысили умение составлять описательный рассказ.



1. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи [Текст] учебное пособие / В.И. Бельтюков. - М.: Гном, 2013. -185 с.
2. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / С.В. Бойкова // Логопед в детском саду. - 2016. - № 3. - C. 42-48.
3. Большова Т.В. Развитие речи дошкольников с помощью мнемотехники [Текст]: монография / Т.В. Большова. - СПб: КАРО, 2015. - 256 с.
4. Ванюхина Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями [Текст] / Г.А. Ванюхина // Логопед. - 2013. - № 5. - C. 18-19.
5. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. Воспитание и обучение в детском саду [Текст]: программное издание / Васильева М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 208 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст]: методич.пособие для педагогов/ Г.А. Волкова. - СПб.:Детство-пресс, 2013. - 94 с.
7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи детей с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / В.К. Воробьева. - М.: Проспект-М, 2014. - 94 с.
8. Выготский Л.С. Детская речь [Текст]: монография / Л.С.
Выготский. - М.: Просвещение, 2016. -420 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]: методическое пособие / А.Н. Гвоздев. - М.: Наука, 2017. - 196 с.
10. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 2014. - № 2. - C. 21
22.
11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова. - М: Айрис пресс, 2017. -174 с.
12. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [Текст] / М.Б. Елисеева // Логопед. - 2015. - № 4. - С. 27-28.
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб. методич.пособие / Л.Н. Ефименкова. - М.: Детство-Пресс, 2013. -112 с.
14. Жукова Н.С. Процессы системного усвоения родного языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи. Автореф. дис. - М., 2015. - 102 с.
15. Жукова П.С. Преодоление ОНР у дошкольников [Текст]: практическое пособие / П.С. Жукова. - М.: Класс, 2014. -174с.
16. Каше Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Г.А. Каше, Филичева Т.Б. - М.: Гном, 2015. - 118с.
17. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст]: учебо-метод.пособие / Г.А. Каше. - М.: Класс, 2014. - 185с.
18. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: монография / Г.А. Каше. - М.: Наука, 2015. - 152с.
19. Кирьянова Р.А. Коррекционная работа с детьми имеющими общее нарушение речи [Текст]: метод.пособие / Р.А. Кирьянова. - СПб.: ДиК, 2013. - 368с.
20. Косинова Е.К. Уроки логопеда [Текст]: учебник / Е.К. Косинова. - М.: Эксмо, 2016. - 162с.
21. Кудрова Т.И. Мнемотехника в коррекционной работе с дошкольников с недоразвитием речи [Текст] / Кудрова Т.И. // Логопед в детском саду. - 2017. - № 2. - С. 31-32.
22. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебник для студентов дефект. факультетов / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Эксмо, 2015. - 267с.
23. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]: монография / А.А. Леонтьев. - М.: Класс, 2015. - 214с.
24. Логинова В.И. Формирование связной речи [Текст]: учебное пособие / В.И. Логинова. - М.: Проспект-М, 2014. - 105 с.
25. Малетина Н.С. Мнемотехника в развитии описательной речи детей с ОНР [Текст] / Н.С. Малетина, Л.В. Пономарева // Дошкольное воспитание.
- 2016. - № 5. - С. 19-20.
26. Малетина Н.С. Мнемотехника в развитии описательной речи детей с ОНР. [Текст]: учебное пособие / Н.С. Малетина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2014.
- 163с.
27. Матвеева С.И. Проблемы развития связной речи дошкольников и некоторые пути их решений [Текст] / С.И.Матвеева // Дошкольное воспитание. - 2013. - №11. - С.14-15.
28. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с ОНР [Текст] / Т.В. Медведева // Дефектология. - 2014. - № 3. - С. 84-85.
29. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В. Омельченко // Логопед. - 2015. - № 3. - С. 8-9.
30. Павлова Е.А. Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников [Текст] / Павлова Е.А. // Логопед. - 2013. - № 10. - С. 16-17.
31. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Б. Полянская. - СПб.: Питер, 2017. - 163с.
32. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С.Л. Рубинштейн. - М.: Академия, 2014. - 560 с.
33. Секачев В.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]: научно-методическое пособие / В.Ю. Секачев. - М.:АРКТИ, 2014. - 136с.
34. Семенович А.В. Исправление недостатков связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / А. В. Семенович, Л. Б. Халилова, Т. Н. Ланина // Дефектология. - 2014. - № 5. - С. 55-56.
35. Смышляева Т.Н. Использование метода мнемотехники в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед. - 2015. - № 1. - С. 7-8.
36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] учебное пособие / Ф.А. Сохин. - СПб.: САНТЕЛ, 2013. - 136с.
37. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 2014. - 296с.
38. Спирова Л.Ф. Нарушения речи у детей [Текст]: монография / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. - М.: Эксмо, 2013. - 103с.
39. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи с помощью мнемотехники [Текст] / В.П. Стукалина. - М.: Первое сентября, 2017. - 117с.
40. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Питер, 2017. - 96с.
41. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]: учебник / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Питер, 2015. - 120с.
42. Ткаченко Т.А. Использование мнемотехники в составлении описательных рассказов [Текст]: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Питер, 2014. - 145с.
43. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] : учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / О.С. Ушакова. - М.: АРКТИ, 2013. - 240с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. - 2013, № 6241. - С. 10-11.
45. Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Российская газета. - М., 2013. - № 12. - С. 12-13.
46. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст]: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном-Пресс, 2014. - 136с.
47. Филичева Т.Б. Учись говорить правильно [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном-Пресс, 2015. - 127с.
48. Филичева Т.Б. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни» [Текст]: методическое пособие для логопедов, воспитателей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Гном-Пресс, 2015. - 36с.
49. Шаховская, С.Н. Приемы коррекционно-воспитательной работы при общем недоразвитии речи [Текст]: учебное пособие/ С.Н. Шаховская, Г.И, Скворцова. - М.: Наука, 2016. - 145с.
50. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]: краткий очерк монографии / Д.Б. Эльконин. - М.: Класс, 2014. - 115с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ