Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.1 Развитие связной речи у детей с нарушениями речи 8
1.2 Творческое рассказывание как этап развития связной речи
дошкольников 12
1.3 Творческое рассказывание и особенности его развития у детей с общим
недоразвитием речи III уровня 17
Выводы по Главе I 21
Глава II. Изучение творческого рассказывания детей с общим
недоразвитием речи III уровня (констатирующий эксперимент) 22
2.1 Организация и содержание исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 25
Выводы по Главе II 31
Глава III. Система приемов и упражнений по формированию творческого рассказывания в процессе коррекционно — логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (формирующий эксперимент) 32
3.1 Формирование творческого рассказывания у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня с помощью дидактической игры 32
3.2 Сравнительный анализ результатов обследования связной речи и навыков
творческого рассказывания у детей экспериментальной и контрольной групп 37
Выводы по Главе III
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 52
Актуальность исследования: На современном этапе в начале школьного обучения от детей уже требуется умение самостоятельно и творчески мыслить, иметь навыки коммуникативного общения. Выготский Л.С. писал о том, что творческая личность начинает формироваться с раннего детства «... там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы коррупцией ни казалось это новое...»
Речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается системное нарушение речевой деятельности.
Согласно работам С.Н. Шаховской связная речь ребенка с общим недоразвитием речи характеризуется значительными недостатками в структурной и семантической организации. Дети ограничены в выражении своих мыслей, они понимают слова, владеют синтаксическими конструкциями, однако все это усвоено в ограниченном количестве и применяется в упрощенной форме. Значительно страдает способность продуцировать высказывания, объединять разрозненные элементы структуры в единое целое, а также выбирать подходящий материал для конкретной цели.
Связная речь у детей с общим недоразвитием речи нарушена. Наибольшие затруднения вызывает творческое рассказывание, которое дается им с большим трудом, чаще не сформировано. Ребята испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Творческие рассказы старших дошкольников строятся на такой психологической основе, как детском воображении. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Для детей с речевой патологией характерно использование штампов и однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно - логического мышления, представляя большие возможности для самовыражения, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Владение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности.
Все вышеперечисленное говорит о необходимости специального целенаправленного обучения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста навыкам творческого рассказывания и связной речи вообще. Однако, несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным.
Цель исследования: формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект исследования: творческое рассказывание у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Гипотеза исследования: предполагается, что старшие дошкольники имеют специфические особенности в овладении творческим рассказыванием. Использование дидактической игры по формированию элементарных навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня обеспечит положительную динамику в умении:
1. Выстраивать сюжетную линию;
2. Перечислять изображения на картинке;
3. Устанавливать связи между частями картинки и объяснять их.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать логопедическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
1. Выявить особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с помощью методики по обследованию связной речи по В.П.Глухову.
2. Разработать дидактическую игру по обучению навыкам творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Методологическую основу исследования составляют разработки отечественных ученых — Л.С. Выготского «Мышление и речь», «Воображение и творчество в детском возрасте»; О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»; В.П. Глухов «Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи».
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования;
1. Педагогический эксперимент, беседа, наблюдение;
2. Количественный и качественный анализ результатов исследования. Практическая значимость: полученные результаты исследования и подобранный методический материал по обучению навыкам творческого
рассказывания старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня может быть использован в работе логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей.
Апробация работы:
Сушкова А.В. Особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А.В. Сушкова // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. ст. по материалам XXIII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». - № 5(23). - М., Изд. «Интернаука», 2019.
База исследования:
МАДОУ "Детский сад №217 комбинированного вида" Московского района г. Казани
МБДОУ "Детский сад №84 комбинированного вида" Московского района г.Казани
Структура выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 41 источник и 3 приложения. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 1 рисунком.
Для достижения цели научно — исследовательской работы поэтапно решались задачи: изучение и анализ логопедической и педагогической литературы; выявление особенностей творческого рассказывания с помощью методики по обследованию связной речи по В.П. Глухову; Создание дидактической игры «Сказочный город» по формированию базовых навыков творческого рассказывания.
Анализируя литературу по проблеме исследования мы рассматриваем связную речь как высшую форму речи, поскольку основным в речевом развитии ребенка является умение раскрыть мысль в связном речевом высказывании.
Термином «Общее недоразвитие речи» обозначается нарушение словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, то есть всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Особое место в формировании связной речи занимает творческое рассказывание. Оно рассматривается, как вид словесного творчества. Словесное творчество возможно на основе знаний об окружающем мире, сложных форм связной речи и развитого словаря.
При условии овладения навыками творческого мышления в полной мере у ребенка происходит качественный переход на новый уровень мыслительной деятельности, что, в свою очередь способствует готовности к школьному обучению.
Для выявления навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи был проведен констатирующий эксперимент, использовалась методика В.П. Глухова
Результаты показали, что старшие дошкольники имеют низкий уровень связной речи. Наиболее трудными оказались те задания, в которых требовалось присутствие элементов творчества. Данные результаты указывают на то, что старшие дошкольники с ОНР III уровня имеют низкий уровень связной речи. Рассказы большинства детей малоинформативны, «схематичны» лишены творческой составляющей.
Неполнота, фрагментарность и примитивность содержания рассказов дают основание говорить не только об отставании в овладении творческим рассказыванием, но и о существенном своеобразии.
Основываясь на результатах обследования нами была создана дидактическая игра «Сказочный город» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, направленная на обучение мыслительным действиям, умению видеть и перечислять предметы, изображенные на картинке, а также устанавливать и объяснять взаимосвязи между ними. Главной целью игры выступает — формирование начальных, базовых умений и навыков собственного творчества.
В дальнейшем был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого была выявлена положительная динамика у экспериментальной и контрольной групп. У первых разница в показателях по всем предложным заданиям оказалась выше, чем у вторых. Следовательно гипотеза верна, цель научно — исследовательской достигнута.
1. Азарина, Т.Ю. Использование сказочных персонажей и ситуаций в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста [Текст] // Феномен детства: социально — педагогические и медико — психологические проблемы: Материалы международной конференции. - Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2004. - С. 210-213.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб.Зведений / М.М. Алексеева. - 3-е изд., стереотип. - М.: - Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Арсеньева, М.В. Изучение творческой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием произведений детской художественной литературы [Текст] / М.В. Арсеньева, Л.Б. Баряева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2014. - С. 100-104.
4. Бородич, А.М. методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
5. Бухтаярова, Е.Ю. Обучение творческому рассказыванию старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с помощью наглядного моделирования [Текст] // Инновационные технологии в науке и образовании. -Пенза.: Наука и просвещение, 2018. - С. 267-270.
6. Вакуленко, Л.С. воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] / Л.С. Вакуленко, - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924713 [Дата обращения: 4 марта 2019].
7. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова - М.: Просвещение, 2009. - 528 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. -Спб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
10. Гасанбекова, С.С. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию [Текст] // В мире научных открытий. - М.: ООО "Издательство "Спутник+", 2015. - С. 23-26.
11. Глухов В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - №3. - С. 13-24.
12. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов [Текст] / В.П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351 с.
13. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов - М.: Аркти, 2004. - 168 с.
14. Гурович, Л.М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок [Текст] / Л. М. Гурович, Л. М. Панкратова // Оптимизация учебно - воспитательного процесса в детском саду: межвуз. сб. науч. тр. / ЛГПИ. - Л., 1985.
15. Дорошенко, О.В. Стимулирование творческой речевой активности детей старшего дошкольного возраста Научные исследования и разработки [Текст] / О.В. Дорошенко // Современная коммуникативистика, 2015. Т. 4. № 4. С. 38-40.
16. Жуйкова, Т.П. Особенности обучения творческим рассказам по картинке детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Текст] / Т.П. Жуйкова, Д.К. Русина // Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. № 1-1 (9). С. 92-96.
17. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Литур, 2000. - 320 с.
18. Жулина, Е.В. Значение сказки в коррекции недостатков построения связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня [Текст] / Е.В. Жулина, С.Д. Дадашова // Проблемы современного педагогического образования.
2018. № 60-2. С. 155-158.
19. Канунникова, И.М. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию с использованием схем и знаковых моделей [Текст] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. - Чебоксары.: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2015. - С. 149-151.
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: уч. Пособие для студентов сред.пед. учеб. Заведений/ С.А. Козлова, Т.Р. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 350 с.
21. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
22. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Спб.: Союз, 2009. - 326 с.
23. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.
24. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры,упражнения, конспекты занятий [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. -Спб.: Речь, 2008.- 176 с.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -Спб.: Питер, 2000. - 728 с.
26. Саликова, Ю.Г. Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Шуровень речевого развития) [Текст] / Ю.Г. Саликова, - М.: Изд. Среда, 2016. - 52 с.
27. Сергеева, О.Н. Использование творческих заданий в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - Екатеренбугр.: Уральский государственный педагогический университет, 2011. - С. 211-213.
28. Сигодина, Н.А. Приемы работы по развитию связной речи с
младшей школьниками с общим недоразвитием речи [Текст] // Наука и социум. - Новосибирск.: Частное учреждение дополнительного
профессионального образования Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2018. - С. 134-138.
29. Татаренкова П.А. Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у детей с ОНР [Текст] // Символ науки,
2016. - №11. - С. 194-196.
30. Терентьева, В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет [Текст] // Дефектология: научно-методический журнал, 2000. - №4. - С. 74-77.
31. Ткаченко Т.А. Обучение детей сюжетному рассказыванию по картинам / Т.А. Ткаченко, -М.: Владос, 2005. - 305 с.
32. Ткаченко, А.С. Русские народные сказки в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / А.С. Ткаченко, - Елабуга, 2015. - 144 с.
33. Толмачева, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей
старшего дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития. - Чебоксары: Общество с ограниченной
ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. - С. 47-51.
34. Томилова, С.Д. Формирование художественно -речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания [Текст] / С.Д. Томилова, -Екатеринбург: Педагогическое образование, 2009. - С. 100-107.
35. Томилова, С.Д. Творческая направленность художественно - речевой деятельности дошкольников как основа их литературного развития [Текст] / С. Д. Томилова // Педагогические системы развития творчества. - Екатеринбург.: Калинина Г.П., 2009. -Ч. 1. - С. 242-254.
36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Институт Психотерапии, 2001. - 256 с.
37. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа).Пособие для студентов дефектологических учреждений, воспитателей детских садов, родителей [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. -103 с.
38. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис — пресс, 2008. - 224 с.
39. Формирование творческого рассказывания в процессе
коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / М. Заева, М. Шорохова // Символ науки, 2018. - № 7. - С. 38-44.
40. Хабарова, О.Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы У1Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 151-160. - URLhttps://moluch.m/conf/ped/archive/151/8232/ (дата обращения: 28.10.2018)
41. Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной, - М.: Педагогика, 1972. - 288 с.