ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.1 Развитие связной речи у детей с нарушениями речи 8
1.2 Творческое рассказывание как этап развития связной речи
дошкольников 12
1.3 Творческое рассказывание и особенности его развития у детей с общим
недоразвитием речи III уровня 17
Выводы по Главе I 21
Глава II. Изучение творческого рассказывания детей с общим
недоразвитием речи III уровня (констатирующий эксперимент) 22
2.1 Организация и содержание исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 25
Выводы по Главе II 31
Глава III. Система приемов и упражнений по формированию творческого рассказывания в процессе коррекционно — логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (формирующий эксперимент) 32
3.1 Формирование творческого рассказывания у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня с помощью дидактической игры 32
3.2 Сравнительный анализ результатов обследования связной речи и навыков
творческого рассказывания у детей экспериментальной и контрольной групп 37
Выводы по Главе III
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 52
Глава I. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.1 Развитие связной речи у детей с нарушениями речи 8
1.2 Творческое рассказывание как этап развития связной речи
дошкольников 12
1.3 Творческое рассказывание и особенности его развития у детей с общим
недоразвитием речи III уровня 17
Выводы по Главе I 21
Глава II. Изучение творческого рассказывания детей с общим
недоразвитием речи III уровня (констатирующий эксперимент) 22
2.1 Организация и содержание исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 25
Выводы по Главе II 31
Глава III. Система приемов и упражнений по формированию творческого рассказывания в процессе коррекционно — логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (формирующий эксперимент) 32
3.1 Формирование творческого рассказывания у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня с помощью дидактической игры 32
3.2 Сравнительный анализ результатов обследования связной речи и навыков
творческого рассказывания у детей экспериментальной и контрольной групп 37
Выводы по Главе III
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 52
Актуальность исследования: На современном этапе в начале школьного обучения от детей уже требуется умение самостоятельно и творчески мыслить, иметь навыки коммуникативного общения. Выготский Л.С. писал о том, что творческая личность начинает формироваться с раннего детства «... там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы коррупцией ни казалось это новое...»
Речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается системное нарушение речевой деятельности.
Согласно работам С.Н. Шаховской связная речь ребенка с общим недоразвитием речи характеризуется значительными недостатками в структурной и семантической организации. Дети ограничены в выражении своих мыслей, они понимают слова, владеют синтаксическими конструкциями, однако все это усвоено в ограниченном количестве и применяется в упрощенной форме. Значительно страдает способность продуцировать высказывания, объединять разрозненные элементы структуры в единое целое, а также выбирать подходящий материал для конкретной цели.
Связная речь у детей с общим недоразвитием речи нарушена. Наибольшие затруднения вызывает творческое рассказывание, которое дается им с большим трудом, чаще не сформировано. Ребята испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Творческие рассказы старших дошкольников строятся на такой психологической основе, как детском воображении. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Для детей с речевой патологией характерно использование штампов и однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно - логического мышления, представляя большие возможности для самовыражения, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Владение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности.
Все вышеперечисленное говорит о необходимости специального целенаправленного обучения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста навыкам творческого рассказывания и связной речи вообще. Однако, несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным.
Цель исследования: формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект исследования: творческое рассказывание у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Гипотеза исследования: предполагается, что старшие дошкольники имеют специфические особенности в овладении творческим рассказыванием. Использование дидактической игры по формированию элементарных навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня обеспечит положительную динамику в умении:
1. Выстраивать сюжетную линию;
2. Перечислять изображения на картинке;
3. Устанавливать связи между частями картинки и объяснять их.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать логопедическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
1. Выявить особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с помощью методики по обследованию связной речи по В.П.Глухову.
2. Разработать дидактическую игру по обучению навыкам творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Методологическую основу исследования составляют разработки отечественных ученых — Л.С. Выготского «Мышление и речь», «Воображение и творчество в детском возрасте»; О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»; В.П. Глухов «Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи».
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования;
1. Педагогический эксперимент, беседа, наблюдение;
2. Количественный и качественный анализ результатов исследования. Практическая значимость: полученные результаты исследования и подобранный методический материал по обучению навыкам творческого
рассказывания старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня может быть использован в работе логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей.
Апробация работы:
Сушкова А.В. Особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А.В. Сушкова // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. ст. по материалам XXIII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». - № 5(23). - М., Изд. «Интернаука», 2019.
База исследования:
МАДОУ "Детский сад №217 комбинированного вида" Московского района г. Казани
МБДОУ "Детский сад №84 комбинированного вида" Московского района г.Казани
Структура выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 41 источник и 3 приложения. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 1 рисунком.
Речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается системное нарушение речевой деятельности.
Согласно работам С.Н. Шаховской связная речь ребенка с общим недоразвитием речи характеризуется значительными недостатками в структурной и семантической организации. Дети ограничены в выражении своих мыслей, они понимают слова, владеют синтаксическими конструкциями, однако все это усвоено в ограниченном количестве и применяется в упрощенной форме. Значительно страдает способность продуцировать высказывания, объединять разрозненные элементы структуры в единое целое, а также выбирать подходящий материал для конкретной цели.
Связная речь у детей с общим недоразвитием речи нарушена. Наибольшие затруднения вызывает творческое рассказывание, которое дается им с большим трудом, чаще не сформировано. Ребята испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Творческие рассказы старших дошкольников строятся на такой психологической основе, как детском воображении. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Для детей с речевой патологией характерно использование штампов и однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно - логического мышления, представляя большие возможности для самовыражения, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Владение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности.
Все вышеперечисленное говорит о необходимости специального целенаправленного обучения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста навыкам творческого рассказывания и связной речи вообще. Однако, несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным.
Цель исследования: формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект исследования: творческое рассказывание у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Гипотеза исследования: предполагается, что старшие дошкольники имеют специфические особенности в овладении творческим рассказыванием. Использование дидактической игры по формированию элементарных навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня обеспечит положительную динамику в умении:
1. Выстраивать сюжетную линию;
2. Перечислять изображения на картинке;
3. Устанавливать связи между частями картинки и объяснять их.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать логопедическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
1. Выявить особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с помощью методики по обследованию связной речи по В.П.Глухову.
2. Разработать дидактическую игру по обучению навыкам творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Методологическую основу исследования составляют разработки отечественных ученых — Л.С. Выготского «Мышление и речь», «Воображение и творчество в детском возрасте»; О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»; В.П. Глухов «Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи».
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования;
1. Педагогический эксперимент, беседа, наблюдение;
2. Количественный и качественный анализ результатов исследования. Практическая значимость: полученные результаты исследования и подобранный методический материал по обучению навыкам творческого
рассказывания старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня может быть использован в работе логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей.
Апробация работы:
Сушкова А.В. Особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А.В. Сушкова // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. ст. по материалам XXIII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». - № 5(23). - М., Изд. «Интернаука», 2019.
База исследования:
МАДОУ "Детский сад №217 комбинированного вида" Московского района г. Казани
МБДОУ "Детский сад №84 комбинированного вида" Московского района г.Казани
Структура выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 41 источник и 3 приложения. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 1 рисунком.
Для достижения цели научно — исследовательской работы поэтапно решались задачи: изучение и анализ логопедической и педагогической литературы; выявление особенностей творческого рассказывания с помощью методики по обследованию связной речи по В.П. Глухову; Создание дидактической игры «Сказочный город» по формированию базовых навыков творческого рассказывания.
Анализируя литературу по проблеме исследования мы рассматриваем связную речь как высшую форму речи, поскольку основным в речевом развитии ребенка является умение раскрыть мысль в связном речевом высказывании.
Термином «Общее недоразвитие речи» обозначается нарушение словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, то есть всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Особое место в формировании связной речи занимает творческое рассказывание. Оно рассматривается, как вид словесного творчества. Словесное творчество возможно на основе знаний об окружающем мире, сложных форм связной речи и развитого словаря.
При условии овладения навыками творческого мышления в полной мере у ребенка происходит качественный переход на новый уровень мыслительной деятельности, что, в свою очередь способствует готовности к школьному обучению.
Для выявления навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи был проведен констатирующий эксперимент, использовалась методика В.П. Глухова
Результаты показали, что старшие дошкольники имеют низкий уровень связной речи. Наиболее трудными оказались те задания, в которых требовалось присутствие элементов творчества. Данные результаты указывают на то, что старшие дошкольники с ОНР III уровня имеют низкий уровень связной речи. Рассказы большинства детей малоинформативны, «схематичны» лишены творческой составляющей.
Неполнота, фрагментарность и примитивность содержания рассказов дают основание говорить не только об отставании в овладении творческим рассказыванием, но и о существенном своеобразии.
Основываясь на результатах обследования нами была создана дидактическая игра «Сказочный город» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, направленная на обучение мыслительным действиям, умению видеть и перечислять предметы, изображенные на картинке, а также устанавливать и объяснять взаимосвязи между ними. Главной целью игры выступает — формирование начальных, базовых умений и навыков собственного творчества.
В дальнейшем был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого была выявлена положительная динамика у экспериментальной и контрольной групп. У первых разница в показателях по всем предложным заданиям оказалась выше, чем у вторых. Следовательно гипотеза верна, цель научно — исследовательской достигнута.
Анализируя литературу по проблеме исследования мы рассматриваем связную речь как высшую форму речи, поскольку основным в речевом развитии ребенка является умение раскрыть мысль в связном речевом высказывании.
Термином «Общее недоразвитие речи» обозначается нарушение словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, то есть всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Особое место в формировании связной речи занимает творческое рассказывание. Оно рассматривается, как вид словесного творчества. Словесное творчество возможно на основе знаний об окружающем мире, сложных форм связной речи и развитого словаря.
При условии овладения навыками творческого мышления в полной мере у ребенка происходит качественный переход на новый уровень мыслительной деятельности, что, в свою очередь способствует готовности к школьному обучению.
Для выявления навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи был проведен констатирующий эксперимент, использовалась методика В.П. Глухова
Результаты показали, что старшие дошкольники имеют низкий уровень связной речи. Наиболее трудными оказались те задания, в которых требовалось присутствие элементов творчества. Данные результаты указывают на то, что старшие дошкольники с ОНР III уровня имеют низкий уровень связной речи. Рассказы большинства детей малоинформативны, «схематичны» лишены творческой составляющей.
Неполнота, фрагментарность и примитивность содержания рассказов дают основание говорить не только об отставании в овладении творческим рассказыванием, но и о существенном своеобразии.
Основываясь на результатах обследования нами была создана дидактическая игра «Сказочный город» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, направленная на обучение мыслительным действиям, умению видеть и перечислять предметы, изображенные на картинке, а также устанавливать и объяснять взаимосвязи между ними. Главной целью игры выступает — формирование начальных, базовых умений и навыков собственного творчества.
В дальнейшем был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого была выявлена положительная динамика у экспериментальной и контрольной групп. У первых разница в показателях по всем предложным заданиям оказалась выше, чем у вторых. Следовательно гипотеза верна, цель научно — исследовательской достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков
творческого рассказывания у детей с нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ТРИЗ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017



