Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ

Работа №36716

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
742
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ изучения процесса формирования интонационной стороны речи у детей с дизартрией 6
1.1. Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе 6
1.2. Характеристика нарушений интонационной стороны речи при
дизартрии 10
1.3. Логоритмика как средство коррекционной работы 13
Выводы по I главе 17
Глава II. Эмпирическое изучение интонационной стороны речи у
детей с дизартрией 19
2.1. Организация и методы исследования интонационной стороны
речи у детей с дизартрией 19
2.2. Анализ результатов исследования 24
Выводы по II главе 29
Глава III. Применение логоритмики как средства формирования
интонационной стороны речи 31
3.1. Логоритмика как методика формирования интонационной
выразительности речи у детей с дизартрией 31
3.2. Сравнительный анализ состояния интонационной выразительности речи у детей экспериментальной и контрольной
групп по результатам обучающего эксперимента 34
Выводы по III главе 45
Заключение 46
Список литературы
Приложение

Актуальность исследования. В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в том числе такая речевая патология, как дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. При этом дизартрия является не только нарушением звукопроизношения, но и нарушением просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата [11].
Старший дошкольный возраст - это период интенсивного формирования личности ребенка, характеризующийся становлением основ самосознания и личностной индивидуальности, развитие в разных видах деятельности [15, 21]. Речь является важным средством самовыражения ребёнка. Вследствие имеющихся нарушений интонационной стороны речи у дошкольников возникают трудности в процессе коммуникативной деятельности, наблюдается снижение в потребности речевого общения, что в дальнейшем обусловливает недостаточное формирование полноценной учебной и коммуникативной деятельности.
Большинство проблем, с которыми сталкиваются дети с дизартрией в процессе общения, возникает вследствие резко выраженных трудностей использования интонационного оформления высказываний [19]. Данные особенности обусловлены тем, что нарушение интонационной организации голосообразования оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение процессов письма и чтения. Формирование интонационной выразительности речи является одним из ведущих направлений коррекционной работы по устранению проявлений дизартрии, как речевого нарушения [31].
Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что интонационная сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку. Общение является важнейшим фактором формирования личности и ведущим видом деятельности ребенка, посредством которого он познает и оценивает самого себя в процессе взаимодействия с другими людьми. Именно общение способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности.
В настоящее время одной из наиболее современной системы обучения является дополнительное образование, которая включает в себя доступность для всех детей. «Логоритмика» - это частный пример одной из деятельности современных дошкольных учреждений по устранению нарушений интонационной стороны речи у детей с дизартрией.
Цель исследования — выявить особенности интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Объект исследования — нарушения интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования — особенности формирования интонационной стороны речи у детей с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования интонационной
выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией.
2. Выявить характерные особенности нарушения интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Разработать на основе анализа полученных данных программу логоритмических по формированию интонационной выразительности речи у детей с дизартрией.
4. Оценить эффективность предложенной программы.
Гипотеза: предполагаем, что если в системе педагогической работы направленной на формирование интонационной выразительности детей старшего дошкольного возраста активно использовать логоритмические упражнения, то это повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы, что более эффективно скажется на становлении речи детей, а именно на развитии дыхания, голосовых, темпо - ритмических и интонационных особенностей.
Методы исследования: изучение и анализ психолого — педагогической литературы, сравнение, обобщение, моделирование; эмпирические методы: педагогическое наблюдение, тестирование, эксперимент; математические методы: количественный анализ результатов диагностики.
Методология исследования: Методологическую основу исследования составили современные научные представления о становлении речевой деятельности и формировании интонационной системы в процессе онтогенеза речи [Тонкова-Ямпольская Г.В. 1968; Жинкин Н.И. 1998; Жукова Н.С. 1976; Максаков И.А. 1982; Яровенко О.И. 1985; Лисина М.И. 1986; Гвоздев А.Н. 1995; Лепская Н.И. 1997; Цейтлин С.Н. 2000]; современные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией [Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. 1972; Соботович Е.Ф. 1976; Чиркина Г. В. 1980; Гуровец Г.В., Маевская С.И. 1981, 1982; Лопатина Л.В. 1989, 1997, 1999, 2004].
База исследования: МАДОУ «Детский сад №217 комбинированного вида» Московского района г. Казань.
Практическая значимость исследования: полученные данные расширяют представления об особенностях становления интонации у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, состоящий из 54 источников, приложение. Общий объем работы составляет 53 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития ребенка отражаются на его деятельности. В процессе изучения исследований ведущих психолингвистов была отмечена главная закономерность, что дети с дизартрии не владеют просодическими компонентами речи.
Интонационная сторона речи играет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к вам. Благодаря составляющих просодии, мысль приобретает законченный характер. Методико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.
В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития просодии при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.
Проанализировав литературу по данной, теме мы выявили особенности интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией. У детей нарушаются уже базовые компоненты речевой коммуникации, такие как дыхание, голос, интонация, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности. Кроме того у большинства детей с дизартрией недостаточно развиты мелкая и артикуляционная моторика, мимика.
На основе этих данных строится программа комплексного коррекционно - логопедического воздействия логоритмических упражнений по формированию, как восприятия, так и воспроизведения интонации. Следовательно, у детей с дизартрией формирование интонационной стороны речи должно быть включено в общее коррекционно - логопедическое воздействие по развитию речи.
Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Анохин, П.К. Логопедия. - М.: Сирин, 2010. - 308 с.
2. Антипова, A.M. Просодия: Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / А.М. Антипова - М.: Гардарики. 2006 - 276 с.
3. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 2005 - 189 с.
4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 2001. - 127 с.
5. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей - М.: Астрель. - 2006. - 319-367 с.
6. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.- М.: Инфра. - 2008. - 222 с.
7. Белобрыкина, О.А. Речь и общение [Текст]: Пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2008 - 240 с.
8. Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Логопедия [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - Ульяновск, 2008. - 145 с.
9. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.
10. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития [Текст] / Е.Н. Винарская - М.: Просвещение, 1987.-87-195 с.
11. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Владос, 1998. - 680 с.
12. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г.А. Волкова - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
13. Волкова, Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. - Москва: Просвещение, 1989. - 528 с.
14. Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. - 4-е изд. - М.:ТЦ Сфера, 2019. - 128 с. - (Библиотека логопеда).
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Избранные
психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
16. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: СПб: Акцидент, 1995. - 64 с.
17. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст]: Методическое пособие / Г.Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2006 - 136 с.
18. Горюнова, Н.Н. Формирование самоконтроля речевой
деятельности у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией [Текст] / Н.Н. Горюнова // Журнал «Логопедия сегодня». - 2012.- №1.- с. 27 -
30.
19. Гуровец, Г.В., Маевская, С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих дизартрией, ринофонией, и методы коррекционного воздействия / Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых [Текст] / Г.В. Гуровец, С.И. Мастюкова. - М.: МГПИ, 1981. - С. ЮЗ- 114.
20. Дель, С.В., Громова, Ю.В. Формирование мелкой моторики у детей старшего школьного возраста со стёртой формой псевдобульбарной дизартрии в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / С.В. Дель, Ю.В. Громова // Журнал «Логопедия в детском саду». - 2013. - №1. - с. 46-65.
21. Жинкин, Н.И. Механизм регулирования сегментарных и просодических компонентов языка и речи [Текст] // Жинкин Н.И. Язык, речь. Творчество (избр. труды). — М.: Лабиринт, 1998. С. 43-52.
22. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. Издательство: М., Директ- Медиа, 2008. - 1104 с.
23. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова. - М.: 2003 - 132 с.
24. Левина, Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Наука, 2004. - 219 с.
25. Лепская, Н.И. Формирование различных типов интонации в речи детей от полутора до пяти лет [Текст] / Н.И. Лепская // Тезисы докладов научно-методической конференции «Просодия текста». М.: МГУ, 1982. - С. 120-121.
26. Лопатина, Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения [Текст] / Л.В. Лопатина // Дефектология. 1986. - № 2. - С. 64-71.
27. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф. . дис. канд. пед. наук. Л., 1989. - 16 с.
28. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология.
2003. - № 5.-С. 45-52.
29. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. СПб.: Изд-во «Союз», 2004. - 192 с.
30. Лопатина, Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией [Текст] / Л.В. Лопатина // Принципы и методы коррекции нарушений речи. Пед.вуз. сб. науч. тр. - СПб.: Образование. - 1997. -188 с.
31. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.Н. Серебрякова. - СПб.: Образование, 1994. - 210-220 с.
32. Лопатина, Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой формой дизартрии // Психолингвистика и современная логопедия. М.: Экономика, 1999. - С. 274-283.
33. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - М.: СПб., 2001. - 189 с.
34. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988. - 157 с.
35. Маршалова, М.В. Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией [Текст] / М.В. Маршалова // Логопедия в детском саду. - 2013, №1.- 20-27с.
36. Мастюкова, Е. М., Ипполитова, М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда - М.: Просвещение, 1985.
37. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Владос, 2002.
38. Павалаки, И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 - 156 с.
39. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина. - М., 1969М.: Гардарики, 2009. - 475 с.
40. Решетникова, М.С. Стертая дизартрия как речевая патология у детей и основная медико-психологическая проблема [Текст] / М.С, Решетникова //Актуальные проблемы современной науки. - 2012. №4 - 67-72 с.
41. Самойленко, Н.Е, Гринер, В.Р, Логопедическая ритмика [Текст] / Н.Е. Самойленко, В.Р. Гринер. - М., 1951.-201 с.
42. Семенова, К.А., Мастюкова, Е.М., Смуглин, М.Я. Клиника и реабилитационная терапия ДЦП. М.: Медицина, 1972. - 328 с.
43. Стрельникова, А.Н. Дыхательная гимнастика [Текст] / А.Н. Стрельникова // «ФиС». - 1981. - №6. - 21-25 с.
44. Токарева, О.А. Дизартрия / Расстройства речи у детей и подростков. - М., 1969. С. 144-156.
45. Тонкова-Ямпольская, Г.В. Становление физиологических механизмов речи / Исследования языка и речи [Текст]: Ученые записки МГПИИЯ. / Г.В. Тоноква-Ямпольская. М.: МГПИИЯ, 1971. -Т. 60.-С. 5-12.
46. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи. - М.: Сфера. 2009 - 2040
47. Филатова, Ю.О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии [Текст] / Ю.О. Филатова // Дефектология- 2012. №4.- 38-46 с.
48. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» (дошк.) / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989 - 223 с.
49. Фетисова, М.В. Проблема дизартрии: взгляд логопеда-практика. // Логопедия.-2012. №4.- 118-122 с.
50. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. / С.Н. Цейтлин.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
51. Чиркина, Г.В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией [Текст] / Г.В. Чиркина // Журнал «Дошкольное воспитание». 1980. -№ 8. - С. 50-52.
52. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с
нарушениями речи [Текст]: учебное пособие для академического
бакалавриата / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 215 с. — (Бакалавр. Академический курс)
53. Щербак, С.Г. Устная монологическая речь детей с дизартрическими расстройствами [Текст] / С.Г. Щербак // Дефектология. - 2010. №1. - 47-56 с.
54. Kenoe M., Stoel-Grammon C. The acquisition of prosodic strukture: an investigation of current accounts of children's prosodic deveplopment // Language V. 73 (1) 1997.-P. 113-144.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ