Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация проектной деятельности обучающихся по дисциплине "Основы философии" (Основы философии, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №36681

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
449
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Введение 3
1 Метод проектов как современная образовательная технология 6
1.1 Сущность метода проектов его роль, значение и место в профессиональном образовании 6
1.2 Типология проектов 13
2 Специфика проектной деятельности по дисциплине «Основы философии» 23
2.1 Философия как базовая гуманитарная дисциплина в среднем профессиональном образовании 23
2.2 Основные этапы выполнения проекта по основам философии 26
2.3 Компоненты проектной деятельности по основам философии 33
3 Практическое применение метода проектов в изучении философии 39
3.1 Методические рекомендации по использованию проектной технологии в изучении основ философии 39
3.2 Разработка и реализация проекта «Вера и разум в средневековой философии» 48
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А 62
Приложение Б 63
Приложение В 64

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения направлены на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста. Ведущими педагогическими технологиями становятся практико-ориентированные и интерактивные стратегии обучения, позволяющие овладеть комплексными умениями и навыками, необходимыми в профессиональной деятельности. В этой связи наиболее эффективным методом практико-ориентированных технологий является метод проектов, который применяется для решения проблем окружающей действительности.
Реформы российской системы среднего профессионального образования требуют переоценки места и роли различных дисциплин, в том числе и философии. Еще Аристотель полагал, что есть много наук более полезных, чем философия, но нет ни одной более важной. Философия необходима современному человеку в качестве руководства для ориентации человека в социумах, где он выполняет различные роли и осуществляет соответствующие виды деятельности.
Исследовательские проекты в рамках гуманитарных дисциплин вообще и философии в частности, оказываются в невыгодном сравнении с проектами естественнонаучного направления. Проекты по философии ориентированы на принципиально новые цели и результаты, обусловленные спецификой дисциплины. Поэтому рассмотрение специфики организации проектной деятельности студентов в рамках дисциплины «Основы философии» представляется актуальным на сегодняшний день.
Цель работы: изучение процесса организации проектной деятельности обучающихся по дисциплине «Основы философии».
Для достижения поставленной цели, необходимо решить задачи:
1. Дать характеристику сущности метода проектов;
2. Определить основные типы обучающих проектов;
3. Раскрыть содержание основных элементов проектной деятельности;
4. Определить этапы выполнения проекта по основам философии;
5. Раскрыть особенности составляющих компонентов проекта по основам философии;
6. Разработать методические рекомендации по использованию проектной технологии в изучении основ философии;
7. Разработать проект «Вера и разум в средневековой философии» и определить условия его реализации.
Объектом исследования является проектная деятельность обучающихся СПО.
Предметом – организация проектной деятельности обучающихся по дисциплине Основы философии в СПО.
Вопросы применения проектной технологии обучения достаточно широко освещены в теоретических исследованиях и практических разработках.
Идеи о применении проектного метода в обучении возникли давно. Они были предложены в начале ХХ века американским философом и педагогом Д. Дьюи. В последствие, В.Килпатрик сформулировал теоретические основы метода проектов. В отечественной педагогике в этот период, наиболее близко к использованию данной педагогической технологии подошел С.Т. Шацкий с идеями организации трудовой деятельности учащихся без отрыва от основной учебы.
Е.Г. Кагаров проанализировал опыт реализации метода проектов в России и за рубежом и сформулировал его отличительные черты. Другим исследователем, М.А. Морозовой, была предпринята попытка обосновать идеи «комплексного обучения», а также раскрыть содержание «метода проектов» применительно к отечественной педагогике.
Достаточно много работ, посвященных проектному методу, появляются в новом тысячелетии. В этой связи нужно отметить Н.Ю. Пахомову, Е.С. Полат, И. Чечиль и других. Исследователи рассматривали возможности проектно-исследовательской технологии в учебной и внеучебной деятельности, ее роль в развитии мотивации.
Методологической основой исследования стали труды отечественных исследователей, посвященные проектному методу обучения. В качестве основополагающих были использованы работы таких авторов, как Н.Ф. Яковлева, А.В. Сазанова, Д. Н. Турчен. Истории развития метода проектов посвящены публикации Е. Г. Елиной, Н. И. Нетесовой. В работах Л. А. Великотской, А. В. Гузновой, Н. М. Кантора, М. В. Рыбаковой раскрыта специфика применения метода проектов в изучении гуманитарных дисциплин.
Технология выполнения проектов исследована Н.Г. Беловой, М. Н. Гусловой, В. Н. Михилькевич, В. В. Решеткой, М. В. Трофимовым.
К методам исследования, используемым при написании данной работы, относятся: метод теоретического анализа, метод синтеза, метод изучения и обобщения педагогического опыта, метод наблюдений.
Практическая ценность работы заключается в разработке и реализации проекта «Вера и разум в средневековой философии». Данный материал будет интересен и востребован в практическом обучении студентов.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих теоретические положения работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно новой образовательной парадигме, педагог учреждения среднего профессионального образования должен не только передать студенту существующие знания, но и обучить способам организации своей познавательной деятельности. Использование проектной технологии способствует формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации.
Анализ существующих определений метода проектов, позволили определить его как способ постановки и решения проблемы. В соответствии с выделенными признаками (доминирующая деятельность, предметно-содержательная область, характер координации деятельности, характер контактов, количество участников) были определены основные типы образовательных проектов. К ним относятся: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные, монопроекты, междисциплинарные проекты; проекты с открытой и скрытой координацией; внутренние и международные; индивидуальные, личностные, парные и групповые; краткосрочные, средние и долгосрочные проекты.
Изучение различных взглядов на структуру проекта, позволило сделать вывод, что максимально проект может состоять из 16 элементов. В качестве обязательных были отмечены: постановку проблемы, тему, цель проекта, план действий или задачи, ресурсное обеспечение, команду проекта и предполагаемые результаты от реализации.
Технология проектов активно применяется при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Одной из таких наук является философия. Уникальность данного научного знания состоит в том, что здесь обобщены отрытые другими науками законы. В связи с этим, сегодня Основы философии является обязательной дисциплиной в системе профессионального образования.
Специфика данной научной дисциплины определяет особенность организации метода проектов в рамках философии. Выполнение проекта предполагает изучение отдельной проблемы философского знания и формулировку собственных выводов и суждений. Основные этапы выполнения аналогичны общепринятым: определение проблемы и предметной области проектирования; обоснование актуальности исследовательского проекта; определение объекта, предмета и темы; определение методологии; выбор методов исследования; отбор и анализ теоретического материала; формулировка тезисов; формулировка выводов и оформление результатов; презентация результатов исследовательского проекта. Специфика заключается в том, что на каждом этапе студент осознает себя как автор творческой работы.
На основании изученного теоретического материала были разработаны методические рекомендации по отдельным этапам выполнения исследовательского проекта по Основам философии. Были определены требования к формированию научно-методологического аппарата проекта, к структуре работы, к процессу поиска и интерпретации материала, а также к подготовке выступления по защите проекта.
В качестве примера, был разработан исследовательский проект по теме «Вера и разум в средневековой философии». Составлена аннотация проекта, определен научно-методологический аппарат, определена структура работы, список источников для изучения и форма рефлексии.
Таким образом, выполнены поставленные задачи и достигнута цель работы



1. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портала Российское образование.- URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 31.03.2018)
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020 г.(утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662)[Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал.- URL : http://base.garant.ru/194365/#friends, свободный.- (дата обращения 30.03.2018)
2. Ануфриева О. И. Использование проектных техно¬логий как фактор
повышения качества среднего профес¬сионального образования [Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 3. – С. 3–6.
3. Артемьева А. В. Проектный метод в профессиональном воспитании
Студентов [Текст] / А.В. Артемьев// Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 587
4. Ахметов М. А. Проектный метод обучения[Текст]./ М.А. Ахметов // Хими в школе. – 2012. – №. 3.
5. Баев Ю.В. Метод проекта как современная педагогическая
технология[Текст] / Ю.В. Баев// Вестник ТГПУ.- 2012.- №2.- С. 117
7. Белова Н.Г. О подготовке к проектной деятельности [Текст] / Н.Г. Белова // Студенчество. Диалоги о воспитании.- 2014. - № 2. - С. 24.
8. Беляева О.А. Педагогические технологии в профессиональной школе: учебно-методическое пособие [Текст] / О.А. Беляева.- Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. -60 c.
9. Беляков Е.М. Проектная деятельность в образовании [Текст] / Е.М. Белякова// Проблемы современного образования.- 2011.- №3.- С.62-67
10. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] .- URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes.html, свободный.- (дата обращения 31.03.2018)
11. Бугров А.В. Проектные методы в образовании как инновационная технология / А.В. Бугров// Образование , наука и производство.- 2014.- №1.- С. 6
12. Валькова Н.П. Эффективность применения методов эвристики в процессе обучения дизайнеров/ Н.П. Валькова //Вестник Санкт-Петербургского университета.- 2015.- сер. 15 вып.1.- С. 12
13. Виликотская Л.А. Проектный метод и вузовская философия[Текст] / Л.А. Виликотская// Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.- 2013.- №4.-С.67
14. Голованова, Н. Ф. Педагогика [Текст]: учебник и практикум для СПО / Н. Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 377 с. - (Профессиональное образование).
15. Гузнова А.В. Проектная деятельность как средство реализации научно-исследовательской работы и способ гражданско-патриотического воспитания студентов-бакалавров в рамках дисциплин социально-гуманитарного цикла[Текст] / А.В. Гузнова// Вектор науки ТГУ.- 2015.- №4.- С. 23
16. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования[Текст] /М, Н.Гуслова.- 4- е изд.испр.- М.:Издательский центр «Академия», 2013.-288с.
17. Закиева Л. Р. Проектная деятельность педагога[Текст] / Л.Р. Закиева, Ф.И. Хадиева// Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 6-7.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: практикум: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] /Э. Ф. Зеер А. М. Павлова.-М.: Издательский центр «Академия»,2011.-144 с
19. Елина Е.Г., Образовательные технологии в США и странах Европы[Текст] / Е.Г. Елина, М.А. Фризен// Образовательные технологии.- 2013. - № 1. - С. 31
20. Исаев Е.И. Проектирование психологического образования педагога [Текст]/ Е.И. Исаев // Вопросы психологии. – 1997. – №6, – С. 48
21. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна [Текст] // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84—96
22. Кащеев С.И. Философия : учебное пособие для ССУЗов / С.И. Кащеев.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016. - 104 c.
23. Коджаспирова Г.М., Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова.- М.: Академия, 2003. - 176 с.
24. Красиков, В.И. Философские журналы в России как форма научной коммуникации [Электронный ресурс] / В.И., Красиков. – URL : http://credonew.ru/archives/category, свободный.- (дата обращения 30.03.2018)
25. Кузнецов В.В, Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Кузнецов.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт, 2017.- 136 с.
26. Кулмагаметов, И.Р.,Как подготовить качественную научную публикацию [Электронный ресурс] / И.Р. Кулмагаметов, В.В., Койков. – URL: http://psy-diagnoz.com/article/187-scientific-publication.html, свободный.- (дата обращения 30.03.2018)
27. Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании [Электронный ресурс] Интернет-журнал/ В.С. Лазарев// Проблемы современного образования.- 2011.- №6.- С. 35.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-ponimanie-metoda-proektov-v-obrazovanii, свободный.- (дата обращения 30.03.2018)
28. Ляхов, И.И. Проектная деятельность (социально-философский аспект)[Текст]/ И.И. Ляхов – М., 1996. – 86 с
29. Мельникова Н.А. Философия : учебное пособие[Текст] / Н.А. Мельникова, Н.А. Мальшина, В.О. Алексеев. - Саратов: Научная книга, 2012. — 159 c.
30. Михелькевич В. Н., Применение проектного метода при формировании информационно-коммуникативной компетентности студентов [Электронный ресурс]/ В.Н Михелькевич, С.Н. Мякинькова// Научная идея.- 2017.- №2.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-proektnogo-metoda-pri-formirovanii-informatsionno-kommunikativnoy-kompetentnosti-studentov, свободный .- (дата обращения 31.03.2018)
31. Петрова С.А. Основы исследовательской деятельности[Текст]: учебное пособие/ С.А. Петрова, И.А. Ясинская.- М.: ФОРУМ, 2010.- 208 с.
33. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс ]/ Е.С.Полат.- URL: http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/, свободный.- (дата обращения 30-03.2018)
34. Путь в науку[Текст]: учебно-методическое пособие.- М.: Директ-Медиа, 2014.- 182 с.
35. Пятилетова Л.В.Специфика преподавания философии в современном техническом вузе: педагогические эффекты прагматизма (на примере учебной темы «Мировоззрение: виды, специфика, функции») [Электронный ресурс]./ Л.В. Пятилетова, М.М. Мыльникова // Гуманитарные научные исследования. - 2014.- № 8.- URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7574, свободный.- (дата обращения: 12.01.2018).
36. Решетка В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии[Текст] / В.В. Решетка// Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2013.- №2.- С. 67
37 . Рыбакова М.В., Гуманитарные дисциплины как средство формирования общекультурных компетенций студентов [Текст] / М.В. Рыбакова, Л.П. Зернова, А.Д. Матраева // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2014. - № 37.- С. 34
38. Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» [Электронный ресурс]/ А.В. Сазанова// Психология, социология и педагогика.- 2012.- № 6.- URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673, свободный.- (дата обращения: 31.03.2018).
39. Нетесова Н. И. Развитие проектного метода в системе образования [Текст] / Н.И. Нетесова // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 587
40. Сафониева Н.Ю. Проблемно-проектный метод обучения и дидактика высшей школы/[Текст] Н.Ю. Сафониева// Известия Волгоградского гос. пед. университета.- 2012.- №3.- С.56
41. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты[Текст] / Н. П. Битютская. - Волгоград: Учитель, 2013. - 144 с.
42. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства[Текст]: учебное пособие/В. А. Скакун.-2-е изд.- М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2014.-208 с- (профессиональное образование)
43. Ташлинская Е.Ш. Инновационный характер научно-педагогической деятельности [Текст] / Е.Ш. Ташлинская // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2013. - № 7 (11).- С. 285–291.
44. Трофимов М.В. Технология формирования индивидуальных образовательных маршрутов[Текст] /М.В. Трофимов// Известия Волгоградского гос. пед. университета.- 2012.- №2.- С.14
45. Турчен Д. Н. Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс]/ Д.Н. Турчен: Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ».- 2013.- Выпуск 6.- С. 45
46. Усманова Л.Т. Интеллектуально-мотивирующее обучение философии студентов художественного отделения колледжа[Текст] / Л.Т,Усманова// Человек и образование .- 2014.- №3.- С.56
47. Фидарова М.Г. Модель организации проектной деятельности студентов при компетентностном подходе[Текст] / М.Г. Федорова// Дискуссия. - 2014. - № 6 (47). С. 104
48. Цыгулева М. В. Опыт реализации проектной методики для формирования профессиональной компетентности специалиста [Текст] / М.В. Цыгулева // Вестник ТГПУ.- 2010. - Вып. 10(100). - С. 56
49. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах[Текст] / С.Т. Шачкий.- Москва: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.
50. Яковлева Н.Ф.Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст]: учеб. пособие/ Н.Ф. Яковлева. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ