Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы развития понятийного аппарата и методологии коммуникативной компетентности и ее составляющих детей с речевой патологией младшего школьного возраста. Современное состояние вопроса 8
1.1. Современный подход к изучению особенностей речевой коммуникации
младших школьников с нарушениями речи 12
1.2. Психологические особенности детей с речевыми патологиями.
Классификация речевых нарушений 45
Выводы по главе 1 52
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности уровня коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 52
Глава 3. Логопедическая работа по формированию коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи... .66
3.1. Специфика формирования коммуникативных навыков общения у детей
с тяжелыми нарушениями речи 66
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 75
Выводы по главе 3 83
Заключение 84
Список использованной литературы ...86
Приложение 92
Глава 1. Теоретические основы развития понятийного аппарата и методологии коммуникативной компетентности и ее составляющих детей с речевой патологией младшего школьного возраста. Современное состояние вопроса 8
1.1. Современный подход к изучению особенностей речевой коммуникации
младших школьников с нарушениями речи 12
1.2. Психологические особенности детей с речевыми патологиями.
Классификация речевых нарушений 45
Выводы по главе 1 52
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности уровня коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 52
Глава 3. Логопедическая работа по формированию коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи... .66
3.1. Специфика формирования коммуникативных навыков общения у детей
с тяжелыми нарушениями речи 66
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 75
Выводы по главе 3 83
Заключение 84
Список использованной литературы ...86
Приложение 92
Актуальность. Вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в 2010 г. [54] обусловило разработку практических подходов к формированию у школьников межпредметных образовательных результатов, в том числе в сфере общения. Приоритетными признаны принципы развивающего обучения (умение учиться, овладение предметными и универсальными способами действий, современными компетенциями, развитие познавательной, социальной и эмоциональной сфер ребенка), и это требует от педагогов и психологов обращения к теории и практике развивающего образования [3, 54]. Согласно требованиям ФГОС НОО, специально разработанные уроки с учетом развития коммуникативной компетентности необходимо внедрять в учебную деятельность младших школьников с 1 класса [24, 54]. Таким образом, уже на втором году обучения в школе можно оценить уровень развития коммуникативной компетентности в рамках учебного процесса. Именно данным фактором обусловлен выбор возрастной группы респондентов в проведенном нами эмпирическом исследовании. Сам процесс обучения включает ситуации взаимодействия, совместную деятельность, которые можно рассматривать как учебную среду для формирования коммуникативных навыков, которые позволят ученику четко формулировать и задавать вопросы, слушать и отвечать собеседнику, обсуждать поставленную задачу, разрешать конфликтные ситуации, комментировать высказывания собеседников. Общение рассматривается в психологии как одно из основных условий развития ребенка, как важный фактор формирования его личности. Общение, речевая коммуникация это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[19]. По мнению Л.С. Выготского, общение играет большую роль в психическом развитии ребенка[19]. Другие психологи также отмечают, что основная жизненная активность ребенка основана на общении с окружающими людьми. Наиболее важную роль начинает играть речевая коммуникации в условиях обучения в начальной школе. Проблема коммуникативного развития в младшем школьном возрасте широко представлена в современных федеральных образовательных стандартах. В ФГОС начального образования речевые коммуникации входят в понятие коммуникативной компетентности школьника. В соответствии с ФГОС дошкольного и начального школьного образования, социализация личности ребенка и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. В ходе психолого-педагогических исследований было доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет будущую успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов его развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога.
Коммуникативную составляющую процесса общения изучали отечественные ученые: А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, М.И. Лисина, А.А. Брудный, А.А. Бодалев, Л.А. Карпенко [14,15,18,19,24]. А.А. Леонтьев дает свое определение общения: это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на
согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Применяя концепцию А.Н. Леонтьева, развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным[18,19,26, 33,37,43], к анализу общения как к особому виду деятельности, М.И. Лисина[43] обозначила ее термином «коммуникативная деятельность». Как отечественные, так и зарубежные специалисты отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и в его социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.) [19,24,33,37, 43].
Принципиальный подход к изучению социализации детей дошкольного возраста и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья разработал Л.С. Выготский [19], он считал, что первичные нарушения создают препятствия для формирования и развитии общения детей и отношений с окружающими, в установлении широких социальных связей [19]. У детей с речевыми нарушениями наблюдается замедленное формирование коммуникативных навыков. Еще раз подчеркнем, что это затрудняет общение детей этой категории со сверстниками, что крайне необходимо для полноценного развития личности ребенка.
Итак, благополучная социализация ребенка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и со сверстниками. Однако, при формировании навыков общения детей с речевыми патологиями такой важнейший компонент развития навыков общения, как сфера коммуникации до сих пор находится в области стихийной социализации и еще реже - в фокусе внимания педагогов. Поэтому для получения ребёнком с речевыми недостатками навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, необходимо иметь коррекционно-развивающую программу по формированию коммуникативной компетентности, начиная с выработки навыков общения, своевременно включая ребенка в процесс социализации, с целью овладения ребенком речью как средством общения и коммуникации: Наибольшее значение сформированные навыки коммуникации будут иметь для процесса социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае, детей с тяжелыми речевыми нарушениями, поскольку приобретаемые ребенком рече- коммуникактивные компетенции в первую очередь выступают как средство развития и формирования личности.
Объект исследования - состояние коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - специфика формирования коммуникативной компетентности младших школьников с учетом психологических возрастных и речевых особенностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: Определение уровня сформированности коммуникативной компетентности и апробация разработанной коррекционно-развивающей программы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что процесс формирования коммуникативной компетентности и ее составляющих у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи отстает от школьников с нормативным развитием. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи должно проводиться на логопедических занятиях совместно с развитием речевых функций: просодической стороны речи и связной речи с использованием индивидуальной и групповой форм работы.
В соответствии с целью и предметом исследования в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи исследования:
1. Осуществить поиск и анализ современной психолого-педагогической коррекционной литературы по теме исследования, а именно по проблеме диагностики и формирования коммуникативной компетентности младших школьников с речевой патологией;
2. Выявить в теоретическом анализе психологические особенности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи;
3. Подобрать методики для проведения диагностики и провести диагностическое обследование коммуникативной компетентности и ее составляющих компонентов младших школьников с тяжелыми нарушениями речи для изучения уровня сформированности коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи;
4. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию коммуникативной компетентности и ее составляющих на логопедических занятиях у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных и речевых особенностей данной категории младших школьников;
5. Оценить эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы для формирования коммуникативной компетентности младших школьников с ТНР.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анализ анамнестических данных, опрос, экспериментальный метод, методы статистической обработки данных.
Методологическая база исследования: учения отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и М.И. Лисиной, рассматривающих общение и речевые коммуникации как особый вид деятельности, необходимый для социализации ребенка и становлению его как личности [8, 15, 19, 20, 21, 43].
Практическая значимость: состоит в том, что выявленные особенности речевой коммуникации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и разработанная система коррекционной работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи могут использоваться в работе логопедов в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Апробация исследования: результаты исследования были опубликованы в статье «Дефицит коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» в сборнике статей XIII Международной научнообразовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика», 23 апреля 2019 года.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 56 источников и приложения.
Коммуникативную составляющую процесса общения изучали отечественные ученые: А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, М.И. Лисина, А.А. Брудный, А.А. Бодалев, Л.А. Карпенко [14,15,18,19,24]. А.А. Леонтьев дает свое определение общения: это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на
согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Применяя концепцию А.Н. Леонтьева, развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным[18,19,26, 33,37,43], к анализу общения как к особому виду деятельности, М.И. Лисина[43] обозначила ее термином «коммуникативная деятельность». Как отечественные, так и зарубежные специалисты отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и в его социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.) [19,24,33,37, 43].
Принципиальный подход к изучению социализации детей дошкольного возраста и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья разработал Л.С. Выготский [19], он считал, что первичные нарушения создают препятствия для формирования и развитии общения детей и отношений с окружающими, в установлении широких социальных связей [19]. У детей с речевыми нарушениями наблюдается замедленное формирование коммуникативных навыков. Еще раз подчеркнем, что это затрудняет общение детей этой категории со сверстниками, что крайне необходимо для полноценного развития личности ребенка.
Итак, благополучная социализация ребенка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и со сверстниками. Однако, при формировании навыков общения детей с речевыми патологиями такой важнейший компонент развития навыков общения, как сфера коммуникации до сих пор находится в области стихийной социализации и еще реже - в фокусе внимания педагогов. Поэтому для получения ребёнком с речевыми недостатками навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, необходимо иметь коррекционно-развивающую программу по формированию коммуникативной компетентности, начиная с выработки навыков общения, своевременно включая ребенка в процесс социализации, с целью овладения ребенком речью как средством общения и коммуникации: Наибольшее значение сформированные навыки коммуникации будут иметь для процесса социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае, детей с тяжелыми речевыми нарушениями, поскольку приобретаемые ребенком рече- коммуникактивные компетенции в первую очередь выступают как средство развития и формирования личности.
Объект исследования - состояние коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - специфика формирования коммуникативной компетентности младших школьников с учетом психологических возрастных и речевых особенностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: Определение уровня сформированности коммуникативной компетентности и апробация разработанной коррекционно-развивающей программы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что процесс формирования коммуникативной компетентности и ее составляющих у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи отстает от школьников с нормативным развитием. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи должно проводиться на логопедических занятиях совместно с развитием речевых функций: просодической стороны речи и связной речи с использованием индивидуальной и групповой форм работы.
В соответствии с целью и предметом исследования в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи исследования:
1. Осуществить поиск и анализ современной психолого-педагогической коррекционной литературы по теме исследования, а именно по проблеме диагностики и формирования коммуникативной компетентности младших школьников с речевой патологией;
2. Выявить в теоретическом анализе психологические особенности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи;
3. Подобрать методики для проведения диагностики и провести диагностическое обследование коммуникативной компетентности и ее составляющих компонентов младших школьников с тяжелыми нарушениями речи для изучения уровня сформированности коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи;
4. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию коммуникативной компетентности и ее составляющих на логопедических занятиях у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных и речевых особенностей данной категории младших школьников;
5. Оценить эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы для формирования коммуникативной компетентности младших школьников с ТНР.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анализ анамнестических данных, опрос, экспериментальный метод, методы статистической обработки данных.
Методологическая база исследования: учения отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и М.И. Лисиной, рассматривающих общение и речевые коммуникации как особый вид деятельности, необходимый для социализации ребенка и становлению его как личности [8, 15, 19, 20, 21, 43].
Практическая значимость: состоит в том, что выявленные особенности речевой коммуникации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и разработанная система коррекционной работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи могут использоваться в работе логопедов в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Апробация исследования: результаты исследования были опубликованы в статье «Дефицит коммуникативной компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» в сборнике статей XIII Международной научнообразовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика», 23 апреля 2019 года.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 56 источников и приложения.
В настоящее время значительно возрастает количество научных трудов, в которых рассматривается процесс общения как одно из основных условий развития ребенка и как важнейший фактор формирования его личности. Многочисленными исследованиями было доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном и особенно в младшем школьном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагогов. Данная проблема является особенно актуальной в отношении детей с речевыми нарушениями, для которых уровень развития коммуникации определяет успешность социализации Установлено, что особенно интенсивно коммуникативные компетенции формируются у младших школьников в процессе общения. При взаимодействии со сверстниками и взрослыми ребенок получает новую информацию, учится правильно выстраивать отношения с окружающими. У детей с речевыми нарушениями наблюдается снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. Они зачастую безразличны к оценкам сверстников к их эмоциональным состояниям, отсутствуют явные предпочтения в общении с ровесниками (не сформирована социовалентность общения), нет устойчивых пар, групп общения. У большинства детей с ТНР недостаточно сформированы основные коммуникативные навыки, которыми они должны овладеть к младшему возрасту.
Показано, что у младших школьников с ТНР процесс формирования коммуникативной компетентности и ее составляющих существенно отстает от младших школьников с нормативным развитием (коммуникация как сотрудничество и речевая коммуникация сформированы на 50%, коммуникация как взаимодействие - на 32.3%, показатель сформированности прогностической компетентности в среднем ниже на 10-17 % , отставание в формировании речекоммуникативной функции в среднем в 2 раза ).
Формирование прогностической компетентности в младшем школьном возрасте еще не закончено даже у детей с нормативным развитием . К возрасту 8 лет она сформирована примерно на 40%, далее к 9-10 годам этот показатель плавно увеличивается до 44%.
В задачи коррекционной работы с младшими школьниками с ТНР должно входить формирование компонентов коммуникативной компетентности, прогностической компетентности и просоциальных прогнозов для успешной социализации и профилактики у младших школьников с ТНР девиантного поведения в подростковом возрасте, а также логопедическая работа по развитию связной речи, грамотному использованию рече-языковых средств.
Доказана эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы, в которой формирование коммуникативной компетентности младших школьников с ТНР проводится совместно с развитием речевых функций: просодической стороны речи и связной речи. Важно отметить, что только в совместной деятельности ребенка и педагога, участия семьи в образовательном процессе можно добиться положительного результата в развитии общения ребенка.
Показано, что у младших школьников с ТНР процесс формирования коммуникативной компетентности и ее составляющих существенно отстает от младших школьников с нормативным развитием (коммуникация как сотрудничество и речевая коммуникация сформированы на 50%, коммуникация как взаимодействие - на 32.3%, показатель сформированности прогностической компетентности в среднем ниже на 10-17 % , отставание в формировании речекоммуникативной функции в среднем в 2 раза ).
Формирование прогностической компетентности в младшем школьном возрасте еще не закончено даже у детей с нормативным развитием . К возрасту 8 лет она сформирована примерно на 40%, далее к 9-10 годам этот показатель плавно увеличивается до 44%.
В задачи коррекционной работы с младшими школьниками с ТНР должно входить формирование компонентов коммуникативной компетентности, прогностической компетентности и просоциальных прогнозов для успешной социализации и профилактики у младших школьников с ТНР девиантного поведения в подростковом возрасте, а также логопедическая работа по развитию связной речи, грамотному использованию рече-языковых средств.
Доказана эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы, в которой формирование коммуникативной компетентности младших школьников с ТНР проводится совместно с развитием речевых функций: просодической стороны речи и связной речи. Важно отметить, что только в совместной деятельности ребенка и педагога, участия семьи в образовательном процессе можно добиться положительного результата в развитии общения ребенка.
Подобные работы
- МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ школьников С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа развития коммуникативных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ В СФЕРЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Особенности сформированности оптико-пространственных представлений у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022



