Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Работа №36668

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
545
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 8
1.1 Развитие фонематического восприятия в норме 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 13
Выводы по Главе 1 21
Глава II. Изучение фонематического восприятия у детей с фонетико
фонематическим недоразвитием 23
2.1 Организация и содержание констатирующего
эксперимента 23
2.2 Анализ результатов сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием 29
Выводы по Главе II 39
Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием 40
3.1 Организация, задачи и основные направления коррекционной
работы 40
3.2 Оценка результатов исследования сформированности фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием 44
Выводы по Главе III 56
Заключение 57
Список литературы 61
Приложения 66


Актуальность исследования. Важнейшей психической функцией человека является речь, поскольку специфически человеческие способы социальных контактов обеспечиваются, прежде всего, речевым общением. На их основе формируются высшие формы познавательной деятельности. В связи с этим, проблемы и отклонения в речевом развитии не только затрудняют общение, но и негативно сказываются на психическом развитии ребенка в целом.
В данном процессе от ребенка необходимо слуховое восприятие речи, дифференциация и воспроизведение ее отдельных элементов, запоминание услышанного речевого материала, контроль собственной и чужой речи для выявления ошибок. Комплексное решение вышеуказанных вопросов возможно при развитии фонематического восприятия. Недостатки фонематического восприятия ребенка-дошкольника ограничивают его общение со сверстниками и взрослыми.
Проблемы развития фонематического восприятия в дошкольном возрасте исследованы отечественными учеными: Е.Н. Белоус, А.М. Бородич, А.Н. Гвоздевым, Е.В. Колесниковой, И.Е. Тихеевой, Т.А. Ткаченко, М.Ф. Фомичевой, И.Н. Шевченко и др.
Одной из актуальных проблем логопедии дошкольного возраста является коррекционно-развивающая работа по формированию фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Фонетико-фонематическое недоразвитие, которое Р.Е. Левина трактует как нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, считается одним из распространенных нарушений речи.
Нарушения в развитии фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что дети испытывают значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе психологического развития: у них наблюдаются замкнутость, нежелание говорить, неразвитость коммуникативных способностей.
Таким образом, вопросы нарушений и коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием являются актуальными.
Анализ существующих направлений научных исследований позволяет выделить противоречие между значимостью формирования фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и недостаточным внедрением соответствующих программ в практику дошкольного образования.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объект исследования: фонематическое восприятие старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: процесс формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования: формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием будет протекать успешнее при введении в коррекционный процесс игр и упражнений на развитие слухового внимания и фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить ряд задач:
1. На основе теоретического анализа специальной литературы изучить особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в онтогенезе и с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2. Проанализировать методические подходы к формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием.
3. Провести диагностику уровня фонематического восприятия у
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и проанализировать полученные результаты.
4. Разработать и апробировать программу работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием.
Методологической базой исследования являются работы отечественных ученых, в которых рассматриваются следующие вопросы: процесс развития речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и др.); особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Т.В. Волосовец, Г.В. Чиркина, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, О.Н. Жовницкая, Г.А. Каше и др); методические рекомендации по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (Г.В. Чиркина, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и др.); учения об этиологии нарушения речи Л.С. Выготского, А.Р. Лурия. Концепции Г.Г. Голубевой о коррекции фонетической стороны речи детей, положения Л.С. Волковой о детях с различными нарушениями речи, концепция Л.Ф. Спировой о фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирические методы (наблюдение, диагностика, констатирующий эксперимент); статистические методы (математическая обработка результатов, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов для коррекционно-логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Апробация работы:
Статья «Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» была опубликована в международном научном журнале «Молодой ученый» (№15 (253), апрель 2019 г.). Марданова И. Р. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием [Текст] // Молодой ученый. - 2019. - №15. - С. 278-280.
Экспериментальной базой исследования является: МБДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани, в диагностическом обследовании участвовало 26 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 42 наименований, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, на основе обобщения результатов изучения научно-методической литературы, можно сделать следующие выводы:
Фонематическое восприятие представляет собой специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематическое недоразвитие детей имеет разную сложность и выражается, прежде всего, в нарушении звукопроизношения.
Существует дифференциация фонематического недоразвития: выраженное, характеризуемое нарушением различения всех звуков и недоразвитием всех форм фонематического анализа; избирательное, при котором нарушено различение фонетически сходных и оппозиционных фонем и недоразвиты сложные формы фонематического анализа; невыраженное фонематическое недоразвитие. Нарушение фонематического восприятия является вторичным, однако, оно оказывает существенное негативное влияние на развитие мышления детей. Дети не различают сходно звучащие фонемы и флективные окончания слов, как следствие, не понимают значений многих слов, что тормозит овладение словарным запасом и грамматическим строем речи.
Нарушение фонематического восприятия связано и с нарушением фонематического анализа у старших дошкольников возраста с фонетикофонематическим недоразвитием, что обусловлено рядом причин: нарушениями слухо-произносительной дифференциации, из-за которой одни звуки заменяются другими, акустически и артикуляторно сходными; затруднениями в интериоризации действия фонематического анализа, то есть, невозможности перевести его в умственный план; трудностями в формировании фонематических представлений, когда дети не способны провести фонематический анализ, если слово не произнесено вслух; неумением расчленять слог на звуки; неспособностью определить временную последовательность звуков в слоге.
В отечественной логопедии под фонетико-фонематическим недоразвитием речи понимается нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К детям данной категории относят детей: с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется ряд нарушений: трудности в анализе звуков, нарушенных в произношении; не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам, при вполне сформированной артикуляции; неспособность определить наличие и последовательность звуков в слове. Вторичными нарушениями у старших дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием впоследствии становятся серьезные нарушения в развитии лексики и грамматического строя речи, овладении навыками чтения и письма.
В ходе проведенного обследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, которое проводилось в период с 06.10.2018 по 06.11.2018 на базе МБДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани на констатирующем этапе исследования было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста фонетико-фонематическом недоразвитии оказывается нарушение формирования фонематического восприятия.
Полученные результаты подтверждают необходимость проведения коррекционно-логопедических занятий по формированию фонематического восприятия.
По результатам констатирующего эксперимента для проведения коррекционной работы дети были разделены на две группы: контрольная группа (13 старших дошкольников с ФФН: из них 6 мальчиков и 7 девочек) получала логопедическую помощь по традиционной программе. Экспериментальная группа (13 старших дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием: из них 6 мальчиков и 7 девочек) участвовала в формирующем эксперименте.
Для проведения формирующего эксперимента был систематизирован комплекс упражнения для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, состоящий из трех блоков:
1. Блок, направленный на развитие слухового внимания
2. Блок, направленный на развитие фонематического слуха
3. Блок, направленный на развитие фонематического восприятия
После был проведен контрольный эксперимент, с цель выявления эффективности комплекса.
По результатам контрольного эксперимента было выявлено: высокий уровень сформированности фонематического восприятия был обнаружен у 7 детей (54%) из контрольной группы, у 8 человек (62%) из экспериментальной группы, это на 8% больше, что говорит о положительном результате.
У 5 детей (38%) из контрольной группы, у 5 человек (38%) из экспериментальной группы, был выявлен средний уровень, и он не изменился. Низкий уровень имеют 1 человек (8%) из контрольной группы, а в экспериментальной группе низкого уровня не выявлено, что говорит о положительной динамике и эффективности разработанной программы.
Полученные результаты подтверждают эффективность проведения коррекционно-логопедических занятий по формированию фонематического восприятия.
Таким образом, цель исследования - теоретическое обоснование и практическая работа по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием достигнута.
Гипотеза исследования: формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием будет протекать успешнее при введении в процесс разнообразных форм игровой деятельности подтверждена.



1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст] / З.Е. Агранович. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 147 с.
2. Белоус, E.H. Фонематический слух и языковые способности [Текст] / Е.Н. Белоус // Начало: сб. науч. ст. аспирантов и соискателей. - 2008. - №6. - С. 163-168.
3. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В.И. Бельтюков. - Изд. 2-е, доп. - М.: Педагогика, 2016. - 182 с.
4. Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика [Текст] / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. - СПб: АСТ, Астрель, 2005. - 208 с.
5. Волкова, Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 144 с.
6. Воронина, Л.П. Развитие фонематического восприятия средствами
игры [Электронный ресурс] / Л.П. Воронина // 1сентября. - 2011. - №17. - Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/subjects/23. - (Дата обращения: 03.02.2019).
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский.-5-е изд. испр. - М.: Лабиринт, 2015. - 352 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., 2011. - 248 с.
9. Горчакова, A.M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников [Текст] / А.М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. - 2006. - №5 (22). - С.5-12.
10. Дмитриенко, Г.Г. Устранение недостатков произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст]
/ Г.Г. Дмитриенко // Сборник трудов конференции «Наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения». - 2017. - №21 -С.398-405.
11. Дубяга, О.Ю. Использование игр при расстройстве фонематических процессов у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] / О.Ю. Дубяга, О.В. Ильченко // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2017. - № 1-6(21). - С.65-71.
12. Калашникова, И.Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников [Текст] / И.Л. Калашникова // Логопед. - 2013. - №3. - С 107.
13. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Учебно-метод. пособие к раб. тетр. «От слова к звуку» [Текст] / Е.В. Колесникова. - M., 2007. - 95 с.
14. Косткина, М.А. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи [Текст] / М.А. Косткина // Педагогика сегодня: проблемы и решения: сб. мат-лов международной научной конференции. - М.: Молодой ученый, 2017. - С.58-63.
15. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. - М.: Гардарики, 2004. - 296 с.
16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2014. - 368 с.
17. Окунева, С.Е. Теоретический аспект фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников [Текст] / С.Е. Окунева // Новая наука: от идей к результату. - 2016. - №11-4. - С.115-117.
18. Резодубова, Е.И. Фонетико-фонематическое развитие речи у детей дошкольного возраста с ринолалией [Текст] / Е.И. Резодубова, Л.Р. Лизунова // Специальное образование. - 2016. - №2. - С.113-116.
19. Самарцева, Н.П. Обучение и воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами фонетикофонематического развития [Текст] / Н.П. Самарцева // Практическая психология и логопедия. - 2008. - №1. - С.8-15.
20. Семенович, А.В. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетикофонематических процессов в детском возрасте [Текст] / А.В. Семенович, Т.В. Ланина // Практическая психология и логопедия. - 2004. - №4. - С.32-38.
21. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная психология [Текст] / Е.А. Стребелева, Л.А. Венгер, Е.А. Екжанова. - М.: Академия, 2002. - 312 с.
22. Тищенко, В.В. Фонематическое процессы в онтогенезе детской речи и методика диагностики их нарушений [Текст] / В.В. Тищенко. - Киев,
2006. - 98 с.
23. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия: альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей, родителей [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Гном и Д, 2001. - 32с.
24. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждений компенсирующего вида. Изд. 2-е [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. : Школьная пресса, 2003. - 76 с.
25. Худенко, Е.Д. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фонематического восприятия у детей с проблемами в развитии [Текст] / Е.Д. Худенко // Развитие и коррекция. - 1999. - Выпуск 6. - С. 27-31.
26. Шевченко, И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетикофонематической стороны речи у дошкольников [Текст] / И.Н. Шевченко. - СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 128 с.
27. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 2009. - 201с.
28. Allen, Y.D. Development of Phonology in Children's Speech: FurterEvi-denct from the TAKI Task// Phonologika. - 1980. - p.9-14.
29. Bemthal, J., Articulation and phonological disorders. New Jersey: Englewood Cliffs, 1998.- 389 p.
30. Catts, H.W. Speech production: Phonological deficits in reading disor- derd children / J. of Learning Disab. - 1986. - Vol. 19. - № 8. - P.504-508.
31. Cirsberg, U. Diagnostizierung des sprachlichenEntwicklungsniveaus/ Die Sonderschule. - 1987. - №1. - P.11-20.
32. Effect of Phonemic Perception Training on the Speech Production and Phonological Awareness Skills of Children With Expressive Phonological Delay // American Journal of Speech-Language Pathology. - №13(3). p.250-63.
33. Fox B.,RouthK. Phonemic analysis and severe reading disability in children / J. Psycholing. Res. - 1980. - Vol.9. - № 2. - P.115-119.
34. Gaskell,M., Quinlan P., Cleland A. The nature of phoneme representation in spoken word recognition // Journal of Experimental Psychology. - 2007. - №32 - P.54-58.
35. Hayward, K. Experimental Phonetics: An Introduction. - Harlow,
2008. - 240 p.
36. Iverson, P.A., Kettermann Y. A perceptual interference account of acquisition difficulties for non-native phonemes.—2003. 197 p.
37. Kornev, A.N. Forward a neropsychological model of phonological development // Proc. Of 9-Meet lang. Origins Soc. - St-Petersburg, 1993. - p.24-25.
38. Mabdell, S., Soggech B. PhonographischtAufhahm und
AnalysedererstenSprachauserungen von Kinder, Arch. F. d. des Psychologie, 1994 (1995).
39. MacGowan, R.S. Phonation from Continuum Mechanics Point of View // Vocal Fold Phsysiology. - San-Diego, 1991. - p.175-182.
40. Menn, L. Phonological theory and child phonology // Child Phonology. V.l. - N.Y.etc., 1980. - p.23-42.
41. Moskowitz, A. The acquisition of phonology and syntax. A preliminary study // Approaches to natural Language/Ed, by I. Hintikka, J.
Moravesik, P. Suppes. - Dordrecht - Holland, 1973. - p.48-84.
42. Wilcox, M.G., Webster G. Early discourse behavior: An analysis of children's responses to listener feedback J Child development. - 1980. Vol.51. - №5. - c.37-45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ