Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №36647

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
478
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Обзор психолого-педагогической литературы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
интеллектуальными нарушениями 6
1.2 Понятие вербальной коммуникации и развитие вербальной коммуникации
у детей младшего школьного возраста 12
1.3 Развитие вербальной коммуникации у детей с интеллектуальными
нарушениями 18
1.4 Онтогенез вербальной коммуникации у детей с задержкой психического
развития 22
Выводы по Главе 1 27
Глава II. Исследование особенностей вербальной коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования вербальной
коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 29
2.2 Результаты изучения особенностей навыков вербальной коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями и анализ полученных
данных 34
2.3 Методические рекомендации по развитию навыков вербальной
коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями 51
Выводы по Главе II 60
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения


В настоящее время растет число детей с нарушениями интеллекта, особым эмоциональным развитием. Все чаще среди школьников возникают проявления агрессии, негативизм, в том числе и речевой негативизм, страхи, гиперактивность, отсутствие произвольной деятельности. У ребенка также могут наблюдаться состояния беспокойства и тревоги в ситуациях, когда ему ничего не угрожает. Таких детей отличает особая чувствительность, впечатлительность и ранимость в контактах с окружающей средой. Дети нередко характеризуются неуверенностью в себе, а также низкой мотивацией к взаимодействию, совместным играм и общению. Потребность в коммуникации является одним из основных видов деятельности человека, важным фактором становления личности. Все психические функции, по мнению Л.С. Выготского развиваются посредством общения и совместной деятельности. Анализируя особенности процесса формирования и развития вербальной коммуникации у детей при нарушениях интеллектуальной сферы, необходимо отметить, что дети данной категории, в большей мере, чем их сверстники с нормальным развитием, испытывают трудности в общении. У детей данной категории нередко проявляются трудности в установлении и поддержании коммуникации. Никакое взаимодействие и общение не будет результативным, если ребенок не способен понимать эмоциональное состояние собеседника, контролировать свои эмоции, произвольно регулируя свое поведение.
Развитие коммуникативных навыков является необходимым условием интеграции детей с нарушениями интеллекта в среду нормативно развивающихся, поэтому данная особенность требует специализированной психолого-педагогической помощи и поддержки. Для решения данной задачи требуются эффективные коррекционно-педагогические методы и приемы по развитию вербальной коммуникации у младших школьников с данными нарушениями развития. Однако существующие на сегодняшний день методы и приемы недостаточно апробированы и требуют более подробного рассмотрения. Таким образом можем сказать, что развитие вербальной коммуникации детей с нарушениями интеллекта является актуальной проблемой современной педагогики.
Цель исследования: исследование вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с отклонениями в онтогенезе.
Объект исследования: вербальная коммуникация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: учитывая, что вербальная коммуникация — это сложная информационно-знаковая система и его сформированность тесно связана с речевым развитием ребенка, можно сказать, что уровень навыков вербальной коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями значительно ниже чем у сверстников, они не всегда первыми начинают диалог, не могут поддержать разговор и составить монолог.
Задачи исследования:
1. Изучение научной литературы по проблеме исследования.
2. Проведение обследования детей в рамках эмпирического исследования.
3. Анализ результатов эмпирического исследования вербальной коммуникации младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Методы: анализ и обобщение психолого-педагогической и научной отечественной, зарубежной литературы по проблеме исследования; анализ анамнеза детей; эмпирическое исследование детей младшего школьного возраста;
Методологические основы:
- положение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский).
- идеи о ведущей роли общения в формировании и развитии личности (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн).
- идеи о развитии психики путем «социального наследования» (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).
- идеи М. И. Лисиной о ведущей роли общения в познавательном развитии ребенка.
- идея о том, что речь является вербальным поведением и зависит от факторов окружающей среды и внутренних факторов индивида (Б.Ф. Скиннер).
- положение об общности закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (JI.C. Выготский; А.Н. Леонтьев и др.);
- теоретический подход к рассмотрению общения как вида деятельности (JI.C. Выготский; A.B. Запорожец; А.Н. Леонтьев; М.И. Лисина; A.A. Леонтьев; Т.А. Андреева; В.П. Зинченко; С.А. Смирнова; Л.А. Карпенко; A.B. Петровский; М.Г. Ярошевский и др.);
Практическая значимость определяется возможностью широкого применения результатов исследования по развитию вербальной коммуникации у детей с нарушениями интеллекта в коррекционно-педагогической работе. Данные исследования могут быть использованы дефектологами, логопедами, коррекционными педагогами и психологами, родителями детей с особенностями в коммуникативном развитии.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 47 отечественных источников и приложений. Работа проиллюстрирована 8 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Уровень развития навыков вербальной коммуникации является одним из важнейших критериев для воспитания, обучения и социализации детей с интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с целями и задачами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по данной теме, проведено эмпирическое исследование детей с интеллектуальной недостаточностью.
Анализ литературы показал, что для развития навыков вербальной коммуникации в первую очередь важна сформированность в целом всех компонентов речи, нужно чтобы были достаточно развиты как лексическая, так и грамматическая стороны речи. У детей же с интеллектуальными нарушениями отмечаются дефекты звукопроизношения, фонематического слуха, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, низок уровень развития диалогической и монологической речи и т.д. В устной и письменной речи имеют место аграмматизмы, уровень развития связной речи не соответствует возрасту. Все это приводит к тому, что дети с умственной отсталостью испытывают трудности в речевой коммуникации. Отклонения в развитии личности ребенка в зависимости от дефекта выражаются по-разному, но почти во всех случаях наблюдается некоторая изолированность такого ребенка от группы нормально развивающихся сверстников.
В результате проведенного эмпирического исследования и последующего анализа, сделали вывод, что уровень развития импрессивной, дилогической и монологической речи младших школьников значительно ниже, чем у сверстников с нормотипичным развитием. Дети данной категории испытывают трудности в коммуникации как со сверстниками, так и с людьми более старшего возраста, незнакомое окружение только усугубляет ситуацию, хотя критичность детей к своей речи достаточно низка.
Проделанная нами работа позволила уточнить структуру и механизм низкого уровня развития вербальных навыков коммуникации, и составить перечень методических рекомендаций по развитию навыков вербальной коммуникации детей с интеллектуальными нарушениями.
Анализируя результаты проделанной нами работы, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута, а задачи решены в полном объеме.



1. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников [Текст]: учеб. для вузов/ О.И. Азова - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Андреева, К.А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью [Текст] / К.А. Андреева // Молодой ученый: сб. науч. работ. - изд. Молодой ученый, 2014. - №2(61). - С. 715-718.
3. Аугене, А.И. Речевое общение умственно отсталых детей и пути его активизации [Текст]/ А.И. Аугене // Дефектология: научно-методический журнал - ред. В.И. Лубовский, 1987. -№ 4. - С. 76-80.
4. Бетанова, С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости [Текст]/ С.С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2012. - №3. - С. 97-107.
5. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст]: учеб. - метод, пособие/ О.А. Бизикова - М.: Скрипторий, 2008. -136 с.
6. Бойков, Д.И. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда [Текст]: учеб. - метод, пособие / Д.И. Бойков, С.В. Бойкова. - СПб.: СОЮЗ, 2004. - 352 с.
7. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: учеб. - метод, пособие/ Н.Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
8. Валиева, П.В. Особенности общения детей дошкольного возраста
с интеллектуальной недостаточностью [Текст]/ П.В. Валиева, М.И. Хизриева // Актуальные проблемы специального образования: Материалы VI
Международной студенческой электронной научной конференции "Студенческий научный форум". - Махачкала: ФГБОУ ВПО ДГПУ, 2014. - №25. - С. 24.
9. Вечер, М.В. Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной
умственной отсталостью [Текст] / М.В. Вечер // Ярославский Педагогический Вестник. - 2016. - №2. - С. 81-85.
10. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая и др. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
11. Вольская, О.В. Формирование вербального общения дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук / О.В. Вольская. - Санкт-Петербург,
2005. - 260 с.
12. Выготский, Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка [Текст]: Основы дефектологии. Собр. Соч. т 5 / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2013. - 369 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Проблемы общей психологии: сб. науч. работ. - М.: Педагогика, 1982. - 361.
14. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст]: сб. науч. работ / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
15. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]: учеб. для вузов/ Н.Ф Голованова - СПб.: Речь, 2014. - 272 с.
16. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития [Текст]: автореф. дис. . д-ра психол. наук / Е.Е. Дмитриева. - Н. Новгород, 2005. - 54 с.
17. Елизарова, Ю. Г. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Текст] / Ю.Г. Елизарова //Дефектология: научно-методический журнал. - 2009. - С. 67-69.
18. Емельянова, И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушениями интеллекта [Текст] / И.А. Емельянова // Образование и наука. - 2008. - №1.
С.86-94.
19. Емельянова, И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук / И.А. Емельянова. - Екатеринбург, 2009. - 274 с.
20. Ефремова, Ю.М. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития [Текст] / М.Ю. Ефремова // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций "Дни науки МШУ - 2010". - М.: МГПУ, 2010. - С. 89.
21. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст]: учеб. - метод, пособие/ Н.С. Жукова - М.: Соц.-полит. журн., 2014. - 96 с.
22. Зикеев, А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся [Текст]: учеб. - метод, пособие/ А.Г. Зикеев - М.: Академия, 2005. - 200 с.
23. Знаменская, С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений [Текст] / С.В. Знаменская // Материалы 48 научно-методической конференции. - Ставрополь: СГУ, 2014. - № 3. - С. 3637.
24. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст]: метод. пособие / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 112 с.
25. Измайлова, Ж.Т. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учеб. - метод. пособие / Ж.Т. Измайлова, Г.Б. Туралина, С.А. Абилева. - Павлодар: ПГПИ, 2012. - 108 с.
26. Исаев, Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков [Текст]: учеб. / Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова. - СПб.: КАРО, 2012. - 176 с.
27. Комарова, С.В. Организация уроков развития устной речи с позиций коммуникативного подхода [Текст] / С.В. Комаров // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 7. - С. 12-16.
28. Корнев, А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) [Текст]/ А.Н. Корнев // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - МПГУ, 2005. - С. 43-47
29. Кравченко, И.П. Коммуникативное развитие личности в системе непрерывного образования[Текст]: учеб. - метод. пособие / И.П. Кравченко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. - 49 с.
30. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 303 с.
31. Лепская, Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Лепская. - М.: Изд-во МГУ, 1997 - 151 с.
32. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Т екст]: учеб. пособие / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
33. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей - инвалидов с умственной отсталостью [Текст] / Маллер, А. Р.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №1. - С. 38 - 41.
34. Петренко, М.И. Развитие навыков общения у детей с нарушениями интеллекта [Текст] / М.И. Петренко // Экстернат.РФ. - 2013. - С. 18-23
35. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2011. - 325 с.
36. Самыличев, А.С. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся средствами физической культуры [Текст] /Самыличев А.С.// Дефектология. - 2011.- № 6.-С. 39-40.
37. Соколова, Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре [Текст] / Н.Д. Соколов // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: сборник научных трудов - 1982. - С. 56-65.
38. Сорокоумова, С.Н. Формирование основ учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками у старших дошкольников с ЗПР [Текст] /С.Н Сорокоумова, В.В Кисова // Дефектология. - М.: «Школьная пресса», 2015. - №4. - С. 63-74.
39. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Е.А. Стребелева. - М: ВЛАДОС, 2015. - 256 с.
40. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учеб.-методич. пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2014. - 68 с.
41. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников [Текст]: учеб.- методич. пособие / Т.А. Фотекова. - М.: Аркти, 2000. - 56 с.
42. Черкасова, Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: Изучение, диагностика и развитие [Текст]: учеб.- методич. пособие / Е.Л. Черкасова. - М.: Национальный книжный центр, 2011. -192 с.
43. Шипицына, Л. М. "Необучаемый" ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст]: учеб.- методич. пособие / Л.М. Шипицына. - СПб.: Дидактика Плюс, 2012. - 496 с.
44. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст]: учеб. / Л. М. Шипицына [и др.]; ред. Л. М. Шипицына. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 224 с.
45. Шишкова, М.И. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук / М.И. Шишкова. - Москва, 2005, - с. 187.
46. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст]: учеб. / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2013. - 285 с
47. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи у детей [Текст]: учеб.- методич. пособие / В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ