Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи

Работа №36640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
492
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования нарушений вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи 7
1.1 Особенности вербальной коммуникации у дошкольников с общим
недоразвитием речи 7
1.2 Методические подходы к преодолению нарушений вербальной
коммуникации у детей с общим недоразвитием речи 14
Выводы по Главе I 28
Глава II. Экспериментальные исследования вербальной коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи 30
2.1 Организация и методы эксперимента 30
2.2 Экспериментальное исследование состояния вербальной коммуникации у
детей с общим недоразвитием речи 35
Выводы по Главе II 40
Глава III. Комплекс логопедической работы, направленный на коррекцию вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи 41
3.1 Планирование коррекционно - развивающей работы по коррекции нарушений вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи III уровня 41
3.2 Анализ результатов коррекции вербальной коммуникации у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью квест - игры 46
Выводы по Главе III 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 60


Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) включает требования к структуре и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание ее обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей, в том числе и детей с общим недоразвитием речи (ОНР), в различных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения собственных мыслей, чувств и желаний, способен к построению речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.
Одна из основных проблем детей, у которых диагностировано общее недоразвитие речи, заключается в том, что речь не может выполнять полноценную функцию средства общения, а именно обеспечивать продуктивное протекание процессов общения и коммуникации. Между тем именно в общении, в диалоге со взрослым и сверстниками происходит значительная часть процессов развития ребенка: накопление его знаний об окружающем мире, социализация, развитие умения формулировать собственные мысли, вопросы и утверждения, умение продуктивно взаимодействовать с окружающими и др. Однако наличие недоразвития речи в той или иной степени ограничивает коммуникативные возможности ребенка.
В логопедии выделяются различные уровни недоразвития речи, которые приводят к разной степени коммуникативных нарушений. Так, общее недоразвитие речи I и II уровня делает общение с помощью речи практически невозможным, либо значительно ограничивает его возможности. Общее недоразвитие речи III и IV уровня приводит к определенным отклонениям либо сложностям в процессе коммуникации, однако возможности его осуществления сохраняются. В качестве еще одной проблемы в этом направлении можно выделить то, что понимание детьми дефекта собственной речи, критическое отношение к нему может приводить к различным проявлениям речевого негативизма, сознательного избегания или даже отказа от речевой коммуникации. Таким образом, возникает проблема создания такой стратегии коррекционно-развивающей деятельности, которая бы на только позволяла преодолеть имеющиеся дефекты речи, но и стимулировать ребенка к осуществлению активной речевой коммуникации, устранения негативного отношения к речевому общению.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в научных трудах Л. C. Выготского, A. A. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна. Проблема развития связной речи у детей с ОНР отражены в трудах В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Л. Н. Ефименковой, Т. A. Ткаченко, Т. Б. Филичевой.
Цель исследования: Коррекция нарушений вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: Вербальная коммуникация у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.
Предмет исследования: Методы коррекции нарушений вербальной коммуникации у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у дошкольников с общим недоразвитием речи коррекция нарушений вербальной коммуникации будет проходить эффективнее, если мы будем включать детей в ситуацию взаимодействия со сверстниками и активизировать диалогическую речь через игру.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности нарушения речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи и изучить основные методики, направленные на преодоление нарушений речевой коммуникации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Провести констатирующий эксперимент и выявить состояние коммуникативной функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Разработать коррекционно - образовательную игру для преодоления нарушений вербальной коммуникации и проверить эффективность ее реализации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
Методологическая база исследования:
В своем исследовании мы опирались на труды О.В. Громовой, Ю.В. Вятлевой, И.Ю. Кодратенковой, Е.Л. Черкасовой, Г.В. Чиркиной и других ученных, которые в своих исследованиях говорят, что «коммуникативная компетенция» дает возможность субъекту применять при коммуникации логически правильные выражения и формы, максимально соответствующие нормам вербального поведения. Общение осуществляет значительное воздействие на социально-личностное развитие ребенка и интерпретируется как особая форма человеческой деятельности.
Смена форм общения соотносится с преобразованиями потребностей ребенка, ведущего вида деятельности и значения взрослого в каждом возрастном периоде. Структурными компонентами общения выступают: мотивы, предмет, коммуникативный акт и средства общения (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина).
В области коррекционной педагогики, и в частности в логопедии, делается акцент на том, что особенности коррекции коммуникативной функции речи и коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи не только выражаются в специфике их поведения, но и соотносятся со сложностями мотивационного плана, которые проявляются в том, что потребность в общении не является ведущей (И.Т. Власенко, 1990;
Е.М. Мастюкова, 1992; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1985), а также со смещением иерархии целей общения (О.Е. Грибова, 1995) и с несформированностью основных форм коммуникации диалога и монолога(В.П. Глухов, 2004; Н.К. Усольцева, 1996 и другие)[3].
Методы исследования:
1. Анализ научной и методической литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
2. Эксперимент (констатирующий и формирующий);
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов;
Практическая значимость исследования: Создание логопедической квест-игры по преодолению нарушений вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи, которая может применяться в практической деятельности логопедов, дефектологов и воспитателей.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани. Нами было проведено исследование особенности коммуникации у детей дошкольного возраста. В эксперименте принимали участие 26 детей с общим недоразвитием речи III уровня. Возраст обследуемых на момент диагностики составил 5 - 5,5 лет.
Апробация работы: Кислова А.В. «Особенности вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи» // сборник Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета. - Казань, 2019 г. (Находится в публикации).
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечается заметное отставание в усвоении ими навыками вербальной коммуникации. Именно от уровня развития вербальной коммуникации зависит как дети с общим недоразвитием речи, будут в дальнейшем учиться в школе, как сложиться их образовательный процесс, как они будут формировать себя как личность в социуме. Коммуникативная сфера у данной группы детей самостоятельно не формируется, как и было сказано ранее. Важно грамотно построить систематическую коррекционную работу логопеда с использованием продуктивных способов и технологий по коррекции нарушений вербальной коммуникации. Занятия с помощью квест - игры дают возможность обогащать лексический словарь, способствуют преодолению эмоциональных преград при взаимодействии со сверстниками, повышают уровень вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи. Цель исследования была выполнена: коррекция нарушений вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи. Решены поставленные задачи исследования: Были проведены исследования по современным представлениям об общем недоразвитии речи, проанализирована научно-методическая литература, а также рассмотрен вопрос эффективности применения квест - игры в логопедической работе по коррекции вербальной коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи. Подобраны и проведены диагностические методики по исследованию уровня сформированности вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Разработана квест-игра, направленная на коррекцию нарушений вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Проведена оценка эффективности коррекционно-развивающих логопедических занятий. Данные полученные в ходе повторной диагностики показали более высокий уровень вербальной коммуникации у дошкольников экспериментальной группы. Дети стали пользоваться распространенными и развернутыми предложениями. Им стало проще вступать в контакт с другими детьми и логопедом. Таким образом, после проведения логопедических занятий с включением квест - игры, отмечается положительная динамика коррекции вербальной коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, что говорит об эффективности использования игровой деятельности на занятиях.


1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст]: Учеб. пособие для студ. обуч. по направлению и психологии / В.В. Абраменкова. — М.: ПЕР СЭ, 2008. - 354 с.
2. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Текст]: Учеб. пособие. для студ. очного отделения / Т.П. Авдулова. - М.: Прометей, 2013. - 138 с.
3. Аксютина, Э.Р. Особенности общения детей с ОНР Образование: традиции и инновации [Текст] / Э.Р. Аксютина // Материалы IX международной научно-практической конференции. 2015 / Под ред. Э.Р. Аксютина. - Челябинск: Изд - во World Press s.r.o., 2015. - С.9-11
4. Антипова, Ж.В. Проблема формирования коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Ж.В. Антипова // Специальное образование. Материалы XIV международной научно-практической конференции. 2018. / Под ред. Ж.В. Антипова. - Спб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,
2018. - С. 129-131
5. Байгабылова, Е.Г. Проблемы коммуникации детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Е. Г. Байгабылова // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2018. - С. 17-21
6. Валиуллина, Г. В. Наглядное моделирование как средство формирования навыков построения развернутых речевых высказываний детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Г. В. Валиуллина // Альманах Казанского Федерального Университета. Материал XI Международной науч.-образов. конфер. — Казань: К(П)ФУ, 2017. - С. 6470
7. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова.— М.: Книголюб, 2008.— 104 с.
8. Гавра, Д. Основы теории коммуникации [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Д. Г авра. — Спб: Питер, 2011. — 288 с.
9. Гаркуша, Ю.Н. Особенности общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Ю.Н. Гаркуша, В.В. Коржевина. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2001. - С. 95 - 99
10. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией [Текст] // Дефектология. 1995.- №6.- С. 7-16.
11. Дейнега, В.А. Особенности развития навыков межличностного общения у старших дошкольников с речевыми нарушениями [Текст]: Учеб. пособие для слушателей дополнительного профессионального пед.образования / В. А. Дейнега, М. В. Бут-Гусаим. - Астрахань: Научный центр "Олимп", 2017. - С.622-624
12. Джейранова, С. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Джейранова // Лучшая научно-исследовательская работа 2017. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. - С. 118-122
13. Дмитриевский, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. Занятия и игры для детей с ОНР [Текст] / Л. С. Дмитриевский. -М.: ТЦ Сфера, 2011. - 132 с.
14. Дроздова, Н.В. К вопросу о причинах снижения речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Дроздова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2016. - С.59-63
15. Жулина, Е.В. Особенности речевой коммуникации детей с нарушениями речи [Текст] // Вестник психотерапии. - 2007. - № 23(28). - С. 42-57.
16. Зайцев, И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи [Текст] // Дефектология. - 2003. - № 6. - С. 81-92.
17. Кондратенко, И.Ю. Система приемов работы по обогащению
процесса коммуникации детей с общим недоразвитием речи [Текст] / И. Ю. Кондратенко // Мир специальной педагогики и психологии. Научнопрактический альманах. - Москва: Общество с ограниченной
ответственностью «Логомаг», 2017. - С.145-152
18. Коновалова, Е.Е. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Е. Е. Коновалова // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ - 2010». - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Логомаг», 2010. - С. 84-86
19. Кристева, Н.П. Основные направления коррекционной работы по формированию коммуникативных речевых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста [Текст] // Мир социальной педагогики.- 2016. - №3.
- С.1381-1386
20. Лапшина, Л.М. Особенности коммуникации младших дошкольников с ОНР I [Текст] / Л. М. Лапшина, А. С. Велижанцева / Актуальные проблемы развития современной науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. 2017. - Люберцы: Общество с ограниченной ответственностью "АР-Консалт", 2017. - С. 63-64
21. Люц, Е.А. Методические основы, формирующие
коммуникативную деятельность у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016.
- № 2-2 (63). - С. 56-59
22. Мешалкина, А.А. Развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: // Детский сад от А до Я. - 2011. - №4 (52). - С. 79-102
23. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]: Учеб. пособие для студ. / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 318 с.
24. Павлова, О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. к.п.н. 13.00.08 / О. С. Павлова.; Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского - Ярославль: Б.и., 2008. - 23 с.
25. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст]: Учеб.пособие для студ. очного образования / Ж. Пиаже. - М., 1994. - 138 с.
26. Польшина, М. А. Особенности социальной адаптации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях 54 образовательного учреждения [Текст] / М.А. Польшина // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2017. - С. 108-112.
27. Радина, Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детими старшей группы детского сада [Текст]: монография / Е.И. Радина. - М.: Академия, 2001. - 403с
28. Серкина, К.А. Научно-теоретические аспекты проблем речевого общения у дошкольников с ОНР [Текст] / К. А Серкина // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2018. - С. 62-68
29. Серкина, К.А. Специфика формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / К. А. Серкина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - Екатеринбург, 2018. - С. 317-319
30. Соловьёва, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 3-6
31. Соловьева, Л.Г. Особенности речевого поведения дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе диалога [Текст] / Л.Г. Соловьева // Сборник научных трудов по материалам международной практической конференции. - 2007. - Т.10, №2. - С. 14-22
32. Соловьёва, Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 1996. - № 6.
33. Толкачева, В.Д. Проявление речевого негативизма дошкольников с ОНР [Текст] / В. Д. Толкачева // Новые технологии в образовании. - Красноярск: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инновационный центр", 2016. - С. 107-111
34. Толоконникова, А.В. Особенности коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А. В. Толоконникова, А.В. // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 5-6. - С. 157-159
35. Филичева, Т. Б. Коррекция нарушений речи [Текст]: программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова- М.: Просвещение, 2016. С. 79-83
36. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 С.
37. Филичева, Т.Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Е. Б. Туманова, О. М. Елисеенкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №3. - С. 238
38. Хохлова, В. М. Социализация детей с нарушениями в развитии речи [Текст]: // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1041-1043.
39. Черкасова, Е. Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста [Текст]: Учеб. пособие для профессиональной переподготов. / Е.Л. Черкасова. - М., Национальный книжный центр,
2011. - 192 с
40. Шарков, Ф. И. Коммуникативная личность [Текст]: Основы теории коммуникации: Словарь-справочник. / Ф.И. Шарков. - М., 2002. - 130 с.
41. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками
[Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений высшего
профессионального образования / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2014. - 98 с.
42. Щербакова, Т.Ю. Коррекционно - педагогическая работа по развитию коммуникативно - деятельностного взаимодейстия дошкольников с общим недоразвитием речи в игре [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.08 / Морозова Т. А. .; Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль: Б.и., 2006. - 23 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ