Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мотивационной готовности старшеклассников к службе в Вооруженных силах при изучении основ безопасности жизнедеятельности

Работа №36633

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
671
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение мотивационной готовности старшеклассников к службе в вооруженных силах 8
1.1. Понятие мотивационной готовности 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старших классов 15
1.3. Теоретический анализ проблемы мотивационной у детей старших классов к службе в армии 26
Глава 2. Формирование мотивационной готовности к службе в армии у обучающихся в урочное время 33
2.1. Определение исходного уровня мотивационной готовности к службе в армии у обучающихся 43
2.2. Результаты по итогам формирующего этапа экспериментального исследования мотивационной готовности к службе в армии у обучающихся старших классов 50
2.3. Анализ результатов исследования мотивационной готовности к службе в армии у обучающихся старших классов 57
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 77


Актуальность проблемы. Статистика Министерства обороны Российской Федерации показывает, что с каждым годом уклонистов от армии становится все больше: за весенний призыв прошлого года в каждом военном округе насчитывает около 2200 уклонистов. По прогнозам, в этомгоду, уклонистов будет еще больше.
На сегодняшний день добровольная и осознанная служба в Вооруженных силах не будет возможна без психолого-педагогического обеспечения подготовки допризывной молодежи. Основной проблемой общества, армии, личности является положительная мотивация и направленность молодежи на военную службу. Одно из важных мест в духовно-смысловой сфере в предстоящей воинской обязанности занимают ценностные ориентиры. Развитие любого общества представляет собой определённую совокупность, систему ценностей на которую оно ориентируется и стремится сделать своим достоянием. Мотивация к военной службе у молодых людей является ведущей ценностью, которая его объединяет.
Мотивация - сложный процесс перевода внешних воздействий объективной действительности во внутренние побудительные силы человеческого поведения. Ее образуют различные виды побуждений: потребности, мотивы, интересы, ценностные установки, ориентации, цели, отношения [13]. У каждого вида человеческой деятельности имеется свои характер специфических мотивов, в которых своеобразно трансформируется особенности профессиональной деятельности человека.
Мотивация военной службы - процесс субъективного преобразования личностью условий и факторов социальной среды в результате осознания и принятия их содержания и значимости в активные побудительные силы, лежащие в основе мышления, поведения, поступков и воинской деятельности. Основным смыслом мотивации к военной службе является поиск именно таких действий, которые соответствует жизненной установки личности. Эффективное формирование мотивационной готовности к службе в Армии определяется условиями и характером военной службы, соотношением в ней негативных и положительных явлений, особенностями влияния на сознание предполагаемого воина и общественно-психологическими процессами в воинских коллективах. Путем к эффективному процессу подготовки к службе в Вооруженных силах является понимание его мотивации. Имея понимание, что движет каждым допризывником, на какие ценностные ориентиры он настроен, можно создать действенную систему форм и методов педагогического воздействия на формирование мотивации к службе в армии. Для этого нужно знать имеющиеся мотивы, способы приведения их в действие и пути формирования эффективного мотивирования молодых людей к службе в армии [29].
Структура мотивационной сферы молодого человека проходит определенные этапы формирования, происходящие под влиянием направленной психолого-педагогической работы педагогов. Сегодня в период сложной международной обстановки, экономических и социальных кризисных потрясений в мире и России на первый план выходят гуманистические, мировоззренческие и духовные ценности гражданина России, деятельность общества по их формированию и повышению готовности к военной службе и защите Родины. Одна из ведущих ценностей - патриотизм, защита родины, способность сделать Россию сильной, экономически развитой и процветающей державой, в реализации которой значительную роль играет обеспечение соответствующей мотивации.
Кроме того, сложившееся негативное представление об армии можно преодолеть путем использования современного психологопедагогического и информационного инструментария, расширения и углубления связей с общественностью в целях создания привлекательного имиджа солдата и сержанта, офицера, частей, подразделений и соединений, родов войск и специальных служб.
В настоящее время особую значимость имеет несоответствие между существующей реализованной и требованиями, которые предъявляют к военнослужащим. Противоречия, возникающие в процессе формирования и развития мотивационной готовности личности к военной службе от низших ступеней к высшим, должны решаться совместными усилиями учителей школ, профессорско-преподавательского состава профессиональных учебных заведений. Главным противоречием является противоречие между необходимым уровнем мотивации к военной службе военнослужащих и реальным уровнем мотивационной готовности, сформированной у них в процессе учебы, и противоречия собственно психолого-педагогического характера. Эти противоречия обусловлены сложностью процесса формирования мотивационной готовности к военной службе, стремлением педагогов и командиров быстро получить положительные результаты, и недостаточным уровнем профессиональнопедагогической подготовленности субъектов воспитания.
Первостепенная роль в формировании положительной мотивации к воинской службе принадлежит способности педагогического коллектива правильно организовать формирование и развитие мотивационной готовности к военной службе, обеспечить их направленность. Для того, чтобы наметить пути совершенствования военно-ориентационной работы среди допризывников и определить показатель внутреннего психологического потенциала будущих военнослужащих можно составить социально-психологический портрет каждого, обучающегося в профессиональной учебном заведении - колледже или вузе.
Главным противоречием исследования является противоречие между необходимым уровнем мотивации к военной службе
старшеклассников и реальным уровнем их мотивационной готовности, сформированной у них в процессе учебы, и противоречия собственно психолого-педагогического характера.
Проблема исследования. Как обеспечить эффективное формирование мотивационной готовности старшеклассников к службе в Вооруженных силах при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования - выявить влияния разработанной методики на формирование мотивационной готовности обучающихся старших классов к военной службе.
Объект исследования - педагогические условия формирования мотивационной готовности у старшеклассников к службе в Вооруженных силах.
Предмет исследования - процесс формирования мотивационной готовности старшеклассников к службе в Вооруженных Силах РФ.
Гипотеза исследования: использование разработанной методики в процессе преподавания уроков курса основ безопасности жизнедеятельности у старших школьников, будет способствовать лучшему формированию у них мотивационной готовности к службе в армии.
Задачи исследования:
1. Определить основные типы мотивации старшеклассников к военной службе.
2. Провести эмпирическое исследование мотивационной готовности обучающихся старших классов к службе в армии.
3. Разработать комплексную методику по формированию мотивационной готовности старшеклассников к службе в Вооруженных силах России.
4. Выполнить анализ полученных данных, сделать вывод о эффективности разработанной методики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения общепсихологической теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и Х. Хекхаузен).
- личностно-ориентированный подход в образовании (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик и др.)
- исследования в области мотивации к военной службе (А.Г. Киселев, И.В. Грабовский, И.В. Долгова)
- теоретические разработки в области военного образования и профессионального становления (А. В. Барабанщиков, Б. П. Бархаев, И.В. Грабовский, Л. Ф. Железняк, В. Г. Звягинцев, В. Н. Герасимов, А. М. Данченко, Н. И. Калаков, П. А. Корчемный, Ю. Г. Сулимов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко, И. Н. Шкадов и др.);
Методы исследования:
1. Теоретический метод. (анализ, синтез, обобщение научнометодической литературы). Данный метод применялся с целью выявления основных подходов к решению проблемы мотивации обучающихся старших классов к военной службе. По разрабатываемой теме изучались источники отечественных авторов: учебно-методические пособия, периодическая литература и другие материалы. Каждый из которых непосредственно отражены в работе.
2. Эмпирический метод (организация опроса и анкетирования). Данный метод характеризуется получением информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. В нашем исследований мы использовали следующие методики: «Мотивация к избеганию неудач», «Мотивация к успеху» автор Т. Элерс, так же опросник «Установка на военную службу» разработанный на кафедре психологии Военного университета Министерства обороны России (Москва) в 2004 году.
3. Математические и статистические обработки полученных данных. Данный метод применялся с целью обработки и оценивания результатов экспериментакоторый повышает надежность выводов, дает основания для теоретических обобщений. Результаты, полученные с помощью этих методов, позволил показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
4. Формирующий эксперимент это метод исследования, подразумевающий формирование у участников исследования нового понятия, качества или умственного действия. В ходе работы на этом этапе были проведены серия уроков по формированию мотивационной готовности обучающихся старших классов к службе в армии.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №1» Алексеевского района республики Татарстан. В исследовании приняли учащиеся 10-х А и Б классов, в количестве 36 человек.
Научная новизна:
1) исследована проблема мотивации к службе в Вооруженных силах.
2) обосновано положение о возможности и необходимости формирования готовности к службе в Вооруженных силах.
3) разработана и апробирована модель формирования готовности к службе в армии у старшеклассников
Теоретическая значимость заключается в том, что будут научно обоснованы педагогические условия по формированию мотивационной готовности обучающихся старших классов к службе в вооруженных силах
Российской Федерации в процессе преподавания курса основ безопасности жизнедеятельности.
Практическая значимость - результаты исследования будут включены в методическую разработку и могут быть применены на практике.
Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими основаниями; адекватностью методов исследования цели, задачам, объекту и предмету данной работы; проверкой результатов на разные этапах исследования.
Апробация результатов исследования.
- Результаты диссертационного исследования были опубликованы в материалах VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма» (Казань,2019);
- Развитие у будущих учителей воспитательно-культурного и личностно-творческого потенциала: Материалы республиканской научнопрактической конференции. - (Казань,2018);
- Сборник научных материалов Чтений памяти профессора Анатолия Андреевича Попова.(Казань, 2019).
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 78 наименований. Основное содержание работы иллюстрировано 19 таблицами, 19 диаграммами и приложениями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель работы заключалась в том, чтобы выявить влияния разработанной методики на формирование мотивационной готовности обучающихся старших классов к военной службе.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
1. В процессе анализа литературы по исследуемой теме определены основные типы мотивации старшеклассников к военной службе.
2. Проведено эмпирическое исследование мотивационной готовности обучающихся старших классов к службе в армии. Для выявления мотивационной готовности к службе в вооруженных силах у старшеклассников были использованы следующие методики: «Мотивация к избеганию неудач», «Мотивация к успеху» автор Т.Элерс, опросник «Установка на военную службу»разработанный кафедрой психологии Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
3. Разработана и апробирована комплексная методика по формированию мотивационной готовности старшеклассников к службе в Вооруженных силах России.
4. Выполнен анализ полученных данных, сделан вывод о эффективности разработанной методики.
Г лавным в нашем исследовании стала организация правильной учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Так как, мотивационная готовность к военной службе у детей старшего школьного возраста и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
В связи с возрастными особенностями старших школьников ключевую роль в совершенствовании мотивации к военной службе приобретает ролевая игра. В игре принимает весь доступный ему спектр ролей, в том числе и роль солдата срочника.


1. Акимова, М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход [Текст] / М. К. Акимова. - М. : Знание, 2002. - 56 с.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 296 с.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 496 с.
4. Апиш, Ф. Н. Психологические, дидактические основы развития учебной мотивации [Текст] / Ф. Н. Апиш. - М. : МГОУ, 2003. - 180с
5. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Знание, 2004. 221 с.
6. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 2000. 64 с.
7. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение. 1988. 479 с.
8. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005. №2. С. 67-68.
9. Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы / Под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романовой. М., 1989. 149 с.
10. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М.: Эксмопресс, 2000. 508 с.
11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
12. Библер B.C. Нравственная культура. Современность (философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. 64 с.
13. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979. 213 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 646 с
15. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М.: Знание, 2000. 269 с
16. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 2000. 181 с.
17. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - М. : Прогресс, 1967. -195с.
18. Виллиам, С. Гриффис. Понимание и применение исследований в области мотивации [Текст] / С. Виллиам. - 2004.
19. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчук, Н.Ф. Прокина и др.; Под.ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 549 с.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 378 с.
21. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.: Просвещение, 1996. 148 с.
22. Григорович Л. А. Педагогика и психология. М.: Педагогика, 2004. 512 с.
23. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Просвещение, 2003. 452 с.
24. Гусейнова, А. А. Психолого-педагогическая характеристика
дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст] / А. А. Гусейнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. - №1. - С 51-55.
25. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания // Нравственное воспитание школьников. 2001. №12. С. 56-62.
26. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. М.: Просвещение, 1977. 376 с.
27. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. 192 с.
28. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожцев. : В2т. - Т.1.М.,1986.
29. Затонский Ю.А. Методика развития мотивации к военнопрофессиональной деятельности в образовательном процессе СВУ в контексте решения проблемы формирования миссионнойнаправлености личности суворовцев [Текст] / Ю.А. Затонский. - Екатеринбург , 2012.
30. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. 221 с.
31. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Издательство Московского университета, 2002. 343 с.
32. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащихся общеобразовательных школ в современных условиях: монография. М.: Социум, 2001. 160 с.
33. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб., 2006.
34. Караковский В.А. Воспитай гражданина. М.: НИИ школьных
технологий, 1987. 142 с.
35. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М.: Творческая педагогика, 1992. 125 с.
36. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. [Текст] / А. А. Кирсанова. - Казань, 2000. - 123с.
37. Кожевников А.Ю., Линдберг Т.Б. Мудрость великих педагогов. М.: Абрис/ОЛМА, 2017. 256 с.
38. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2015. 24 с.
39. Лях Т.П. и др. Психология трудного подростка: психологопедагогические условия обучения воспитания трудных подростков: метод.рекомендации. Тула, 2001. 38 с.
40. Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. М.: Педагогическое общество России, 2000. 126 с.
41. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 103 с.
42. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. 183 с.
43. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
44. Мыльников, Д. Мотивация и проблемы в обучении [Текст] / Д. Мыльников / Народное образование - 2002. - 123-130с.
45. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. 4е изд. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. Кн. 2: Психология образования. 608 с.
46. Неупокоева, Н. М. Психологическая служба образования в сельской местности [Текст] / Н. М. Неупокоева - Зауралье. 2000. - 195с.
47. Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 2007. 575 с.
48. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997. 256 с.
49. Платонов К.К., Адаскин Б.И. Об изучении и формировании личности учащегося. М.: Высшая школа, 1996. 224 с.
50. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
51. Подласый, И. П. Педагогика : Новый курс [Текст] / И. П. Подласый : учебн. для.студ. высш. учеб. Заведений : В2 кн. - М. :Гуманат. Изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 567с.
52. Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И.С. Марьенко. М.: Просвещение, 2000. 160 с.
53. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. 118 с.
54. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.И.Рожкова, Л.В. Байбородовой. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. 338 с.
55. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 2001. 183 с.
56. Степанов Е.Н., Амосенок Н.Л., Горелик И.Ф., Дедова Т.В.
Личностноориентированный подход в работе педагога: разработка и
использование. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
57. Столин В.В., Бодалев А.А. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
58. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1980. 290 с.
59. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Просвещение, 1979. 189 с.
60. Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология. [Текст] / К. Д. Ушинский. - М., 2002.
61. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избранные труды: в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ, 2009. 440 с.
62. Алемаскин М.А. Учет психологических особенностей личности в процессе воспитательной и профилактической работы. М., 2000. 205 с.
63. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. 2-е изд. М.: МПСИ, 2009. 208 с.
64. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому / под.ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. 181 с.
65. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 2004. 144 с.
66. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб.пособие. 4-е изд. перераб. и дополн. М.: Гардарики, 2000. 519 с.
67. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания (Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи). М.: Изд-во БГУ, 2002. 364 с.
68. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983. 158 с.
69. Шварцман К.А. Проблемы нравственного воспитания. М.: Знание, 1988.63 с.
70. Шемшурина А.И. Система воспитания этической культуры школьников. М., 1996. 134 с.
71. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982. 103 с.
72. Шилова М.И. Пути повышения эффективности процесса нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978. 87 с.
73. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. М.: Педагогика, 1998. 165 с.
74. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 2000. 144 с.
75. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении:учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. 176 с.
76. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
77. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М.:
78. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Пед. общество России, 1993. 63 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ