Введение 4
Глава I. Теоретико-методологические основы развития познавательных универсальных учебных действий учащихся средней школы на уроке 11
1.1 . Содержание и сущность познавательных универсальных учебных действий учащихся средней школы на уроке 11
1.2 . Специфика развития познавательных универсальных учебных действий у подростков на уроке 22
1.3 . Технология проблемного обучения на уроках биологии в восьмом классе как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 27
Выводы по I главе 43
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий учащихся восьмых классов на уроках биологии 44
2.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента 44
2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента 54
2.3. Контрольный этап педагогического эксперимента 67
2.4. Статистический анализ экспериментальных данных 75
Выводы по II главе 80
Заключение 82
Список использованной литературы 86
Приложения 91
В условиях модернизации образования и реализации новых ФГОС в образовательных учреждениях на первый план выходит проблема формирования у школьников познавательных интересов, а значит и освоение ими универсальных учебных действий. Приоритетным направлением образования XXI века является целостное развитие личности на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой
образовательного процесса, создают возможность самостоятельного успешного присвоения новых знаний, умений и компетентностей в урочной и внеурочной деятельности [28].
Именно познавательные универсальные учебные действия направлены не только на получение конкретных знаний, но и на достижение их научного понимания, а овладение умением учиться является одним из факторов повышения уровня компетентности обучающихся в различных областях знаний [19].
Проблема формирования универсальных учебных действий
обучающихся рассматриваются в работах многих известных ученых, где представлены различные подходы авторов к данной проблеме. В изученных нами работах, однако, однозначного решения, на наш взгляд, не было представлено. В научных изысканиях авторов представлены разнообразные техники для развития различных сторон ребенка: моторики, внимания, а так же других познавательных процессов, но не все они адаптированы к введению ФГОС, что в данный момент крайне необходимо. Поэтому, одной из ключевых проблем современной системы обучения школьников, по - прежнему остается формирование у них универсальных учебных действий
[7] .
Формирование универсальных учебных действий является следствием
целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая
педагогическая технология обладает средствами, активизирующими
4
деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К последним можно отнести технологию проблемного обучения. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному занятию: сотрудничество между учителем и учащимися, активизирование мыслительной деятельности, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом, формирование положительной мотивации к изучению предмета, повышение познавательного интереса. Коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда. Учащиеся при проблемном учении усваивают знания и способы умственных действий путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельно анализируют изученное, формулируют и решают учебные проблемы посредством выдвижения гипотез и их доказательства, а также проверки правильности решения, что способствует интеллектуальной активности личности [12].
При анализе изученных научных источников по теме исследования можно заметить, что несмотря на достаточное количество материала, характеризующегося своим многообразием при изучении проблемы формирования познавательных УУД, нельзя ставить точку в исследовании данной проблематики.
Актуальность: Каждого из нас, где бы мы не находились,
окружают вещи, тесно связанные с биологией. Биология довольно сложный предмет, где изучаются не только флора и фауна, но и не малое количество понятий и законов. Задача современного учителя биологии, показать высокий результат по качеству и успеваемости. Вопросы, касающиеся проблемы не из легких, так как в настоящее время в школах наблюдается большая информационная загруженность и нежелание детей учиться. Но в процессе использования проблемной технологии обучения даже самый пассивный ученик включается в урок.
Биология является одной из важнейших наук, и именно с ней человек сталкивается повседневно. Поэтому учителя биологии стараются делать уроки насыщенными и интересными и рассматривают разные технологии, стараясь найти лучшее.
Вопрос формирования у учащихся средней школы умения учиться в контексте обсуждения проблемы самостоятельного эффективного выполнения различных видов учебной и внеучебной деятельности интересовал многих психологов и педагогов (Ю. К. Бабанского [6], [7], В. В. Давыдова [18], А. Н. Леонтьева [31], А. К.Маркову [33], С. Л. Рубинштейна [44], Д. Б. Эльконина [56] и др.). Таким образом, активное применение технологии проблемного обучения в урочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта.
Возникает противоречие: между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого вопроса в условиях образовательного процесса.
Данное противоречие позволяет выделить следующую проблему исследования: каковы возможности технологии проблемного обучения при развитии познавательных универсальных учебных действий у учащихся средней школы?
Цель работы: вывить роль технологии проблемного обучения в развитии познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.
Объект работы: процесс развития познавательных универсальных учебных действий учащихся восьмых классов на уроке биологии
Предмет исследования: технология проблемного обучения в процессе развития познавательных универсальных учебных действий учащихся восьмых классов на уроке биологии
Гипотеза исследования основывается на том, что познавательные универсальные учебные действия на уроках биологии могут быть развиты, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий
«познавательные универсальные учебные действия» и
«проблемное обучение»;
- учитывать возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у подростков;
- проводить уроки с применением технологии проблемного обучения.
В соответствии с выдвинутыми гипотезой, проблемой, целями, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий «познавательные универсальные учебные действия» и «проблемное обучение»;
- определить особенности развития у подростков;
- разработать уроки с применением технологии проблемного обучения в процессе преподавания биологии;
- определить влияние использования технологии проблемного обучения на развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся восьмых классов на уроках биологии;
- проанализировать результаты эксперимента.
Теоретико-методологическая основа выпускной
квалификационной работы: В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи [20], который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Подходы к формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым [1], Г.В. Бурменский [12], О.А.
Карабановой [24] и др. На современном этапе формирование познавательных УУД рассматривают такие ученые: М.А. Бантова [8], Г.В. Бельтюкова [8], М.И. Моро [34], А.М. Пышкало [39] и другие.
Культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского [14],
А.Н.Леонтьева[31], П.Я.Гальперина [16], Д.Б.Эльконина [56] и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.
Концепция развития универсальных учебных действий разработаная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский [14], А.Н. Леонтьев [31], П.Я. Гальперин [16], Д.Б. Эльконин [56], А.Г. Асмолов [1]) Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по заявленной проблеме, изучение учебно-методической документации;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа,
анкетирование, педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и контрольной функциях.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №167» Советского района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались уроки биологии с технологией проблемного обучения в восьмых классах с целью формирования мотивации к изучению данного предмета и развитию у них познавательных универсальных учебных действий.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, были определены теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования. Выявлена роль, обоснована и апробирована на практике технология проблемного обучения на уроках биологии для повышения мотивации учебной деятельности на занятиях и развития у учеников средней школы познавательных универсальных учебных действий.
Теоретическая значимость заключается в попытке обобщить теоретический материал, касающихся методов, видов и правил технологии проблемного обучения используемых учителем на уроках биологии.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные уроки с применением технологии проблемного обучения могут служить методической базой для учителей биологии, студентов педагогических вузов; научно-теоретические материалы исследования могут быть использованы при подготовке учителей биологии.
Апробация результатов исследования проводилась непосредственно через проведение уроков по биологии.
Достоверность полученных данных обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий развития познавательных универсальных учебных действий учащихся восьмых классов на уроках биологии, в обучении, апробацией результатов исследования, вариативным психологопедагогическим экспериментом.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами и рисунками.
Результаты проведенного нами исследования позволили выявить эффективность применения технологии проблемного обучения в учебной и деятельности, как способа развития познавательных универсальных учебных действий у школьников, их успеваемости и мотивации.
Примененяя на своих уроках технологию проблемного обучения, можно выполнить одну из важных и сложных задач, которую должен решать каждый учитель в соответствии с ФГОС, - применять деятельностный подход и формировать самостоятельное, активное, творческое мышление учащихся.
Развитие таких способностей осуществляется лишь тогда, когда учитель предлагает ученику самостоятельно находить ответы на поставленные задачи в ходе урока. Таким путем организовать учебную деятельность на уроке биологии позволяет технология проблемного обучения, которая позволяет сформулировать необходимую закономерность творческого мышления.
После применения данной технологии было выявлено, что у учащихся значительно повысилась заинтересованность в обучении, они стали более самостоятельны в поисках пути решения биологических задач, появилась мотивация к познанию и изучению биологии, а также улучшилось эмоциональное отношение к предмету.
Использование этой технологии требует большого количества времени для ее детальной разработки и внедрении на уроках. Учителю необходимо заранее подготовить проблемные ситуации и самому найти несколько решений по ним, продумать постановку проблемы в соответствии с принципом рациональности.
Актуальность исследования проблемы развития универсальных учебных действий (УУД) у учащихся восьмых классов обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных ЗУН ( знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию учащихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения на уроках биологии. Проблема эффективного развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования метапредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют развитие общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить развитие метапредметных действий учащихся восьмых классов в оценочной деятельности. В ходе теоретического и экспериментального исследования в данной работе были решены следующие задачи:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий «познавательные универсальные учебные действия» и «проблемное обучение»;
- определить особенности развития познавательных универсальных учебных действий у подростков;
- разработать уроки с применением технологии проблемного обучения в процессе преподавания биологии;
- определить влияние использования технологии проблемного обучения на мотивацию и успеваемость учащихся по биологии;
- проанализировать результаты эксперимента.
Сравнительно - сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия учащихся восьмых классов на уроках биологии». Под «универсальными учебными действиями школьников» мы понимаем совокупность обобщённых действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
В основу магистерской работы положена классификация
универсальных учебных действий, предложенная разработчиками Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
В ходе изучения научной литературы было установлено, что универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они:
1) носят предметный и метапредметный характер;
2) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально - предметного содержания;
3) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;
4) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся как «умение учиться». Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребёнка в школе: полученный в это время опыт предопределяет успешность обучения учащихся в течение всей последующей жизни.
Биология как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения многих школьным дисциплинам.
В частности на уроках биологии есть возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий учащихся.
1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности// А.Г. Асмолов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 96 с.
2. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний //Ананьевские чтения - СПб: Питер, 2015 - 496 с.
3. Андриенко О.А. Педагогика. Введение в педагогическую деятельность: учебно-методическое пособие. - Орск: Издательство Орского гуманитарно-технического института, 2018 - 100с.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., Просвещение, 1989. - 224 с.
5. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве - М., Форум, 2009. - 155 с.
6. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе - М., Педагогика, 1981. - 176 с.
7. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1985. - 208 с.
8. Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. -М.: Просвещение,
2006.- 189 с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989. - 190 с.
10. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия.- СПб., 1992.- 200 с.
11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб., Питер, 2000. - 304 с.
12. Бурменский Г.В. Одарённые дети. - М.: «Прогресс», 1991. - 282 с.
13. Волков И.П. Педагогические технологии. - М., Просвещение ,1990. - 381 с.
14. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». //Психология развития. СПб, Питер, 2011. С.56-79.
15. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: Издательство МГУ, 1976. - 152 с.
16. Граничина О.А. Статистические методы психологи-педагогических исследований: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. И.Герцена,2002. - с.48; ил.
17. Гросс К.Душевная жизнь ребенка. - Киев.,1996.- 242 с.
18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.,ИНТОР,1996.-544 с.
19. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. - М., Педагогика, 1991. - 224 с.
20. Джон Дьюи о социальной роли образования. /Философия образования. №1.- Новосибирск, 2006. - 139 с.
21. Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. - Волгоград, Панорама, 2006. - 64с.
22. Иванова Н.Г. Материалы курса «Использование игр на уроках биологии»: лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. - 72
23. Ильина Т.А., Педагогика. - М., Просвещение, 1984. - 496 с.
24. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2006. - 320 с.
25. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб, КАРО, 2002.- 368 с
26. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // «Советская педагогика»
1985.- 57-61с.
27. Крюкова Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. - Волгоград., Перемена, 1999. - 195с.
28. Кукушкина В.С. « Педагогические технологии» Ростов н/Д., Март,
2002. - 336 с.
29. Кукушин В.С., Теория и методика обучения . - М., Феникс, 2006. - 202с.
30. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. - СПб.: Питер, 2014. - 386 с.
31. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. - М., 2006. - 232 с.
32. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. - М., Прометей, 1992. - 528 с.
33. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Просвещение, 1996. — 214 с.
34. Моро М.И., Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
35. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград., Перемена, 1995. - 152с.
36. Новиков Д.А. « Статистические методы в педагогический исследованиях ( типовые случаи)». М.:МЗ- Пресс, 2004. - 67с.
37. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 дек
38. Пидкасистый. П.И. Педагогика/ Под ред.П.И. Пидкасистого. - М., Роспедагентство, 1996, - 440с.
39. Пышкало А.М. Педагогика, Учебник, 2006.
40. Плеханов Г. В. Письма без адреса, искусство и общественная жизнь. М., 1956.-247 с.
41. Плешакова А.Б. Проблемные технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.С. 44-53.,
42. Прутченков А.С. Возможности проблемной технологии: понятия и термины./ Прутченков А.С. //ПЕДАГОГИКА. - 1999. - N3. - С. С.121- 126
43. Прутченков А.С. Учимся и учим, играя. - М., МПА, 1997. - 320 с.
44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии . - СПб., Питер, 2000.712с.
45. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998. - 256 с.
46. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства (текст): моногр. / М.И. Ситникова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 320 с.
47. Степановой О. А. «Профилактика школьных трудностей у детей» Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. пособие/ О.А. Степанова.- М. : Сфера, 2003.
48. Усманова С.Х. Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики [Электронный ресурс]/ - С.Х. Усманова//Интернет и образование.-2016.-Т.2016,№2.- Режим доступа: openclass/io/2/igrovye, свободный. - Загл. с экрана.
49. Усова А.П. «Об организации обучения школьников» - раздел Педагогика, - 2008.
50. Ушинский К.Д.Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II / К.Д. Ушинский - М.: Книга по Требованию, 2014. - 769 с.
51. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/
А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск : Краснояр. гос. ун-т,
2001.
52. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992 - 464 с.
53. Шайхетдинова Л. Р. Проблемные технологии как фактор познавательной деятельностии учащихся [Электронный ресурс]/ -Л.Р.
Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .-Режим
доступа:festivaL1september/artides/522077, свободный.- Загл. с экрана.
54. Шепель В.М. Особенности педагогической технологии. - М., ЮНИТИ, 1994. - 194 с.
55. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии (текст) под ред Н.Е. Щурковой - М.: Новая шк., 1998.207
56. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., Педагогика, 1978. - 269 с.
57. Antony Е. Approach, Method and Technique. - English Language Teaching, 2001, vol.
58. Asher J. Children's first language as a model for second language learning // Modem language journal.-1972.-№56,-P. 133-139.
59. Canale M, From communicative competence to communicative language pedagogy // Language and communication / Ed. by J.C.Richards, R.W.Shmidt.-London - New York; Longman, 2007.-P.2-21.