ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
|
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями слуха 16
1.3. Проблема формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста в отечественной науке 21
Выводы по главе II 26
Глава II. Эмпирическое изучение коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями 28
2.2. Анализ понимания эмоциональных состояний сверстников и
взрослых дошкольниками с сенсорными нарушениями 31
2.3. Специфика нормативного поведения и деятельности у детей
дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 35
2.4. Специфика личностных особенностей дошкольников с сенсорными
нарушениями 38
2.5. Особенности прогностических способностей детей дошкольного
возраста с сенсорными нарушениями 40
2.6. Взаимосвязь показателей, характеризующих коммуникативные
навыки у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 42
Выводы по главе II 47
Глава III. Логопедическая работа по формированию коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 49
3.1. Основные принципы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 49
3.2. Проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями на занятиях логопеда 53
Выводы по главе III 61
Заключение 63
Литература 66
Приложение 74
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями слуха 16
1.3. Проблема формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста в отечественной науке 21
Выводы по главе II 26
Глава II. Эмпирическое изучение коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями 28
2.2. Анализ понимания эмоциональных состояний сверстников и
взрослых дошкольниками с сенсорными нарушениями 31
2.3. Специфика нормативного поведения и деятельности у детей
дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 35
2.4. Специфика личностных особенностей дошкольников с сенсорными
нарушениями 38
2.5. Особенности прогностических способностей детей дошкольного
возраста с сенсорными нарушениями 40
2.6. Взаимосвязь показателей, характеризующих коммуникативные
навыки у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 42
Выводы по главе II 47
Глава III. Логопедическая работа по формированию коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 49
3.1. Основные принципы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 49
3.2. Проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями на занятиях логопеда 53
Выводы по главе III 61
Заключение 63
Литература 66
Приложение 74
Актуальность исследования. Проблема формирования коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями очень актуальна. Коммуникативные навыки - это умение людей взаимодействовать с другими людьми, понимать принятую информацию, а также правильно выражать ее. Из-за постоянной необходимости общаться с людьми, эти навыки очень важны в обществе. Развитие коммуникативных навыков связано с сформированностью и становлением новых личностных особенностей в интеллектуальной сфере и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик. Под актуальностью исследования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями понимается важность развития общения, усложнение и обогащение его форм, что является основным фактором для развития психики личностного становления.
В целях эффективного развития способности к общению с ребенком, взаимодействию со взрослыми и сверстниками, отношения взрослых к ребенку как личности, их учета уровня формирования коммуникативной потребности, которой ребенок достигает на данном этапе развития. Коммуникативные навыки являются фактором психического развития дошкольника, а также влияют на общий уровень его деятельности. Ценность формирования коммуникативных навыков становится более очевидной на этапе перехода ребенка в школу, когда отсутствие базовых навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, повышает тревожность, нарушает процесс обучения в целом. Развитие коммуникативных навыков является приоритетной основой обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, предпосылкой успеха образовательной деятельности, важнейшим направлением формирования коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями.
О.Г. Болдинова [11], Н.С.Кожанова [25], Р.Е. Барабанов [6], Е.Г. Речицкая [44] отмечают, что сенсорные нарушения, имеющие различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказываются на развитии психики ребенка, и как следствие, на формировании средств общения.
У детей с нарушениями слуха и зрения отмечается низкий уровень коммуникативных навыков: снижена инициативность в общении, склонность к пассивным ролям, неумение решать конфликты, не владение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния.
Таким образом, проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями очень актуальна в настоящее время. Однако недостаточно исследований, раскрывающих особенности коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями и недостаточно программ по формированию коммуникативных навыков у детей данной категории.
Цель исследования - выявить у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями особенности коммуникативных навыков, и на их основе разработать проект по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями на логопедических занятиях.
Объект исследования - коммуникативные навыки детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
Предмет исследования - формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
Гипотеза. Мы предполагаем, что у дошкольников с сенсорными нарушениями могут возникать трудности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, связанные с недостаточным контролем своего поведения в нормативной ситуации.
Формирования коммуникативных навыков у данной категории детей в процессе логопедической работы будет эффективно при реализации следующих условий:
• использование заданий, направленных на формирование основных компонентов коммуникации: эмоций, понимание правил и норм при взаимодействии с другими людьми;
• применение групповой и индивидуальной формы работы с дошкольниками с сенсорными нарушениями: на индивидуальных занятиях происходит ознакомление и формирование навыков, а на групповых занятиях закрепление полученных навыков;
• сопровождение большинства заданий доступным наглядным материалом.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований и дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
2) Изучить источники, описывающие коммуникативную функцию прогнозирования у детей дошкольного возраста.
3) Подготовить и провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
4) Выявить особенности коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями по результатам эмпирического исследования и выявить их взаимосвязь с прогнозированием.
5) Разработать проект коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков у детей с сенсорными нарушениями.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования были определены методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирический сбор данных с помощью методик «Метод экспертной оценки коммуникативного поведения ребенка» Н.Е. Вераксы [14]; А.М. Казьмина «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» ; Л.Ф. Баяновой, Т.Р. Мустафина «Методика исследования соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации» [8]; методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка») Л. И. Переслени, В. Л. Подобеда [40]; «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго [47]; «Уровень коммуникативного развития ребенка» А.Г. Самохваловой [46].
3) количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
Методологическую базу исследования составляют научные труды, концепции, работы и теории специальной психологии и педагогики, дефектологии, современной логопедии: теория Л.С. Выготского о взаимосвязи коммуникативной сформированности личности и социальнокультурной среды, учения о влиянии нарушенного зрения на психическое развитие (О. Г. Болдинова,, Н.С. Кожанова), положения о низком коммуникативном развитии детей с нарушениями слуха (Р.Е. Барабанов, Е.Г. Речицкая), научные труды В.Д. Менделевича, Н.П. Ничипоренко, А.И. Ахметзяновой по изучению способности к прогнозированию, учения Н. Е. Веракса о нормативной ситуации, как о совокупности факторов, условий и обстоятельств.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- результаты исследования будут полезны логопедам, психологам, тифлопедагогам, сурдопедагогам, дефектологам для организованной коррекционно-развивающей деятельности, для разработки программ сопровождения дошкольников с сенсорными нарушениями, для проведения сравнительных исследований по данной проблеме;
- проект по формированию у дошкольников коммуникативных навыков может быть использован в качестве дополнения к существующей коррекционной программе, в качестве методического материала, на основе которого можно разработать узконаправленные программы или занятия по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями.
Апробация результатов исследования представлена на научнопрактических мероприятиях разного уровня: Международной научной конференции «Зимняя школа по психологии состояний» (г. Казань, 21-22 февраля, 2019 г.), III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Республика Беларусь, г. Минск, 19 апреля, 2019 г.), итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, 9 апреля, 2019 г.), III Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 16-18 мая 2019 г.).
Структура и объем исследования: выпускная квалификационная работа содержит введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 58 источника. Работа проиллюстрирована 10 приложениями. Общий объем работы составляет 73 страницы.
В целях эффективного развития способности к общению с ребенком, взаимодействию со взрослыми и сверстниками, отношения взрослых к ребенку как личности, их учета уровня формирования коммуникативной потребности, которой ребенок достигает на данном этапе развития. Коммуникативные навыки являются фактором психического развития дошкольника, а также влияют на общий уровень его деятельности. Ценность формирования коммуникативных навыков становится более очевидной на этапе перехода ребенка в школу, когда отсутствие базовых навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, повышает тревожность, нарушает процесс обучения в целом. Развитие коммуникативных навыков является приоритетной основой обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, предпосылкой успеха образовательной деятельности, важнейшим направлением формирования коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями.
О.Г. Болдинова [11], Н.С.Кожанова [25], Р.Е. Барабанов [6], Е.Г. Речицкая [44] отмечают, что сенсорные нарушения, имеющие различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказываются на развитии психики ребенка, и как следствие, на формировании средств общения.
У детей с нарушениями слуха и зрения отмечается низкий уровень коммуникативных навыков: снижена инициативность в общении, склонность к пассивным ролям, неумение решать конфликты, не владение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния.
Таким образом, проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями очень актуальна в настоящее время. Однако недостаточно исследований, раскрывающих особенности коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями и недостаточно программ по формированию коммуникативных навыков у детей данной категории.
Цель исследования - выявить у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями особенности коммуникативных навыков, и на их основе разработать проект по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями на логопедических занятиях.
Объект исследования - коммуникативные навыки детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
Предмет исследования - формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
Гипотеза. Мы предполагаем, что у дошкольников с сенсорными нарушениями могут возникать трудности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, связанные с недостаточным контролем своего поведения в нормативной ситуации.
Формирования коммуникативных навыков у данной категории детей в процессе логопедической работы будет эффективно при реализации следующих условий:
• использование заданий, направленных на формирование основных компонентов коммуникации: эмоций, понимание правил и норм при взаимодействии с другими людьми;
• применение групповой и индивидуальной формы работы с дошкольниками с сенсорными нарушениями: на индивидуальных занятиях происходит ознакомление и формирование навыков, а на групповых занятиях закрепление полученных навыков;
• сопровождение большинства заданий доступным наглядным материалом.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований и дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
2) Изучить источники, описывающие коммуникативную функцию прогнозирования у детей дошкольного возраста.
3) Подготовить и провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
4) Выявить особенности коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями по результатам эмпирического исследования и выявить их взаимосвязь с прогнозированием.
5) Разработать проект коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков у детей с сенсорными нарушениями.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования были определены методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирический сбор данных с помощью методик «Метод экспертной оценки коммуникативного поведения ребенка» Н.Е. Вераксы [14]; А.М. Казьмина «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» ; Л.Ф. Баяновой, Т.Р. Мустафина «Методика исследования соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации» [8]; методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка») Л. И. Переслени, В. Л. Подобеда [40]; «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго [47]; «Уровень коммуникативного развития ребенка» А.Г. Самохваловой [46].
3) количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
Методологическую базу исследования составляют научные труды, концепции, работы и теории специальной психологии и педагогики, дефектологии, современной логопедии: теория Л.С. Выготского о взаимосвязи коммуникативной сформированности личности и социальнокультурной среды, учения о влиянии нарушенного зрения на психическое развитие (О. Г. Болдинова,, Н.С. Кожанова), положения о низком коммуникативном развитии детей с нарушениями слуха (Р.Е. Барабанов, Е.Г. Речицкая), научные труды В.Д. Менделевича, Н.П. Ничипоренко, А.И. Ахметзяновой по изучению способности к прогнозированию, учения Н. Е. Веракса о нормативной ситуации, как о совокупности факторов, условий и обстоятельств.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- результаты исследования будут полезны логопедам, психологам, тифлопедагогам, сурдопедагогам, дефектологам для организованной коррекционно-развивающей деятельности, для разработки программ сопровождения дошкольников с сенсорными нарушениями, для проведения сравнительных исследований по данной проблеме;
- проект по формированию у дошкольников коммуникативных навыков может быть использован в качестве дополнения к существующей коррекционной программе, в качестве методического материала, на основе которого можно разработать узконаправленные программы или занятия по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями.
Апробация результатов исследования представлена на научнопрактических мероприятиях разного уровня: Международной научной конференции «Зимняя школа по психологии состояний» (г. Казань, 21-22 февраля, 2019 г.), III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Республика Беларусь, г. Минск, 19 апреля, 2019 г.), итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, 9 апреля, 2019 г.), III Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 16-18 мая 2019 г.).
Структура и объем исследования: выпускная квалификационная работа содержит введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 58 источника. Работа проиллюстрирована 10 приложениями. Общий объем работы составляет 73 страницы.
Данная работа посвящена изучению коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
В главе I отражены результаты проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования. Представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха, а так же раскрыты особенности коммуникативных навыков у дошкольников.
Наличие дефектов зрительного и слухового анализаторов, влечет за собой изменения в развитии всей психической деятельности ребенка: мышление, восприятие, память, внимание, речь. И как следствие у дошкольников возникают трудности к способности коммуницировать: отмечается недостаточная инициативность в общении, дети предпочитают быть пассивными в диалоге, отстутствие способности разрешать конфликты, у дошкольников с сенсорными нарушениями отсутсвуют адекватные (речевые) способы выражения своего внутреннего состояния.
Антиципационные способности имеют три функции: коммуникативную, регулятивную и когнитивную, что является прямым фактором для коммуникативного развития дошкольников.
В главе II описаны результаты организованного эмпирического исследования по изучению коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями и нормотипичных сверстников, а так же выявление взаимосвязи способности прогнозировать и коммуникативных навыков. Качественный анализ проведен и на основании средних значений отдельно по каждой выборке, и в сравнении результатов по выборкам на основании статистически значимых различий.
Результаты исследования показали, что дошкольники с нарушениями зрения и слуха в меньшей степени соблюдают правила, которые предупреждают физические увечья, а так же опасность взаимодействия с чужими незнакомыми людьми. У дошкольников с нормотипичным развитием в большей степени по сравнению с детьми с сенсорными
Корреляционный анализ результатов показал, что у дошкольников с сенсорными нарушениями сформированность коммуникативных навыков будет зависеть от сформированной регуляции своих мыслей, поведение, предвосхищая то, о чем будет разговор. При этом стоит отметить, что регуляция особенно тесно связана с особенностями поведения и поддержанием гигиены, в т.ч. режима дня. А воспроизведение прогноза имеет тесную взаимосвязь с ощущением у ребенка себя в безопасности.
Таким образом, дети дошкольного возраста с сенсорными нарушениями имеют трудности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, затрудняются в определении и дифференцировании эмоций, а так у детей данной категории недостаточно сформированы представления о нормативных правилах поведения.
В главе III представлен проект «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями в различных ситуациях» для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями на занятиях логопеда, который разработан с учетом результатов эмпирического исследования. Проект разработан с учетом общепедагогических и специфических для данной категории детей с ОВЗ принципов и реализуется с использованием основных общепедагогических методов.
Задания по каждой из наиболее выпадающих компонентов коммуникации, а так же ситуации взаимодействия (эмоции, взаимодействие, нормативные правила поведение в ситуациях взаимодействия детей с родителями, сверстниками и родителями) способствуют развитию речевого взаимодействия, использовать развернутые предложения и сформировать прогностические способности в речевых ситуациях и во время взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
По окончании обучения дети дошкольного возраста с сенсорными нарушениями должны усвоить следующие коммуникативные навыки и их компоненты: легко идти на контакт с взрослыми и сверстниками, начинать диалоги с ними, задавать вопросы; научится понимать эмоции, дифференцировать их, предполагать и прогнозировать их; усвоить нормативные правила поведения, а так же следовать им.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.
В главе I отражены результаты проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования. Представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха, а так же раскрыты особенности коммуникативных навыков у дошкольников.
Наличие дефектов зрительного и слухового анализаторов, влечет за собой изменения в развитии всей психической деятельности ребенка: мышление, восприятие, память, внимание, речь. И как следствие у дошкольников возникают трудности к способности коммуницировать: отмечается недостаточная инициативность в общении, дети предпочитают быть пассивными в диалоге, отстутствие способности разрешать конфликты, у дошкольников с сенсорными нарушениями отсутсвуют адекватные (речевые) способы выражения своего внутреннего состояния.
Антиципационные способности имеют три функции: коммуникативную, регулятивную и когнитивную, что является прямым фактором для коммуникативного развития дошкольников.
В главе II описаны результаты организованного эмпирического исследования по изучению коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями и нормотипичных сверстников, а так же выявление взаимосвязи способности прогнозировать и коммуникативных навыков. Качественный анализ проведен и на основании средних значений отдельно по каждой выборке, и в сравнении результатов по выборкам на основании статистически значимых различий.
Результаты исследования показали, что дошкольники с нарушениями зрения и слуха в меньшей степени соблюдают правила, которые предупреждают физические увечья, а так же опасность взаимодействия с чужими незнакомыми людьми. У дошкольников с нормотипичным развитием в большей степени по сравнению с детьми с сенсорными
Корреляционный анализ результатов показал, что у дошкольников с сенсорными нарушениями сформированность коммуникативных навыков будет зависеть от сформированной регуляции своих мыслей, поведение, предвосхищая то, о чем будет разговор. При этом стоит отметить, что регуляция особенно тесно связана с особенностями поведения и поддержанием гигиены, в т.ч. режима дня. А воспроизведение прогноза имеет тесную взаимосвязь с ощущением у ребенка себя в безопасности.
Таким образом, дети дошкольного возраста с сенсорными нарушениями имеют трудности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, затрудняются в определении и дифференцировании эмоций, а так у детей данной категории недостаточно сформированы представления о нормативных правилах поведения.
В главе III представлен проект «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями в различных ситуациях» для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями на занятиях логопеда, который разработан с учетом результатов эмпирического исследования. Проект разработан с учетом общепедагогических и специфических для данной категории детей с ОВЗ принципов и реализуется с использованием основных общепедагогических методов.
Задания по каждой из наиболее выпадающих компонентов коммуникации, а так же ситуации взаимодействия (эмоции, взаимодействие, нормативные правила поведение в ситуациях взаимодействия детей с родителями, сверстниками и родителями) способствуют развитию речевого взаимодействия, использовать развернутые предложения и сформировать прогностические способности в речевых ситуациях и во время взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
По окончании обучения дети дошкольного возраста с сенсорными нарушениями должны усвоить следующие коммуникативные навыки и их компоненты: легко идти на контакт с взрослыми и сверстниками, начинать диалоги с ними, задавать вопросы; научится понимать эмоции, дифференцировать их, предполагать и прогнозировать их; усвоить нормативные правила поведения, а так же следовать им.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Специфика логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Специфика логопедической работы по запуску речи у неговорящих детей в условиях образовательного центра (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Коррекционно - логопедическая работа по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021



