Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №36627

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
683
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями слуха 16
1.3. Проблема формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста в отечественной науке 21
Выводы по главе II 26
Глава II. Эмпирическое изучение коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями 28
2.2. Анализ понимания эмоциональных состояний сверстников и
взрослых дошкольниками с сенсорными нарушениями 31
2.3. Специфика нормативного поведения и деятельности у детей
дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 35
2.4. Специфика личностных особенностей дошкольников с сенсорными
нарушениями 38
2.5. Особенности прогностических способностей детей дошкольного
возраста с сенсорными нарушениями 40
2.6. Взаимосвязь показателей, характеризующих коммуникативные
навыки у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 42
Выводы по главе II 47
Глава III. Логопедическая работа по формированию коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 49
3.1. Основные принципы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 49
3.2. Проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями на занятиях логопеда 53
Выводы по главе III 61
Заключение 63
Литература 66
Приложение 74



Актуальность исследования. Проблема формирования коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями очень актуальна. Коммуникативные навыки - это умение людей взаимодействовать с другими людьми, понимать принятую информацию, а также правильно выражать ее. Из-за постоянной необходимости общаться с людьми, эти навыки очень важны в обществе. Развитие коммуникативных навыков связано с сформированностью и становлением новых личностных особенностей в интеллектуальной сфере и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик. Под актуальностью исследования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями понимается важность развития общения, усложнение и обогащение его форм, что является основным фактором для развития психики личностного становления.
В целях эффективного развития способности к общению с ребенком, взаимодействию со взрослыми и сверстниками, отношения взрослых к ребенку как личности, их учета уровня формирования коммуникативной потребности, которой ребенок достигает на данном этапе развития. Коммуникативные навыки являются фактором психического развития дошкольника, а также влияют на общий уровень его деятельности. Ценность формирования коммуникативных навыков становится более очевидной на этапе перехода ребенка в школу, когда отсутствие базовых навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, повышает тревожность, нарушает процесс обучения в целом. Развитие коммуникативных навыков является приоритетной основой обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, предпосылкой успеха образовательной деятельности, важнейшим направлением формирования коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями.
О.Г. Болдинова [11], Н.С.Кожанова [25], Р.Е. Барабанов [6], Е.Г. Речицкая [44] отмечают, что сенсорные нарушения, имеющие различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказываются на развитии психики ребенка, и как следствие, на формировании средств общения.
У детей с нарушениями слуха и зрения отмечается низкий уровень коммуникативных навыков: снижена инициативность в общении, склонность к пассивным ролям, неумение решать конфликты, не владение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния.
Таким образом, проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями очень актуальна в настоящее время. Однако недостаточно исследований, раскрывающих особенности коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями и недостаточно программ по формированию коммуникативных навыков у детей данной категории.
Цель исследования - выявить у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями особенности коммуникативных навыков, и на их основе разработать проект по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями на логопедических занятиях.
Объект исследования - коммуникативные навыки детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
Предмет исследования - формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
Гипотеза. Мы предполагаем, что у дошкольников с сенсорными нарушениями могут возникать трудности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, связанные с недостаточным контролем своего поведения в нормативной ситуации.
Формирования коммуникативных навыков у данной категории детей в процессе логопедической работы будет эффективно при реализации следующих условий:
• использование заданий, направленных на формирование основных компонентов коммуникации: эмоций, понимание правил и норм при взаимодействии с другими людьми;
• применение групповой и индивидуальной формы работы с дошкольниками с сенсорными нарушениями: на индивидуальных занятиях происходит ознакомление и формирование навыков, а на групповых занятиях закрепление полученных навыков;
• сопровождение большинства заданий доступным наглядным материалом.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований и дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
2) Изучить источники, описывающие коммуникативную функцию прогнозирования у детей дошкольного возраста.
3) Подготовить и провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
4) Выявить особенности коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями по результатам эмпирического исследования и выявить их взаимосвязь с прогнозированием.
5) Разработать проект коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков у детей с сенсорными нарушениями.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования были определены методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирический сбор данных с помощью методик «Метод экспертной оценки коммуникативного поведения ребенка» Н.Е. Вераксы [14]; А.М. Казьмина «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» ; Л.Ф. Баяновой, Т.Р. Мустафина «Методика исследования соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации» [8]; методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка») Л. И. Переслени, В. Л. Подобеда [40]; «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго [47]; «Уровень коммуникативного развития ребенка» А.Г. Самохваловой [46].
3) количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
Методологическую базу исследования составляют научные труды, концепции, работы и теории специальной психологии и педагогики, дефектологии, современной логопедии: теория Л.С. Выготского о взаимосвязи коммуникативной сформированности личности и социальнокультурной среды, учения о влиянии нарушенного зрения на психическое развитие (О. Г. Болдинова,, Н.С. Кожанова), положения о низком коммуникативном развитии детей с нарушениями слуха (Р.Е. Барабанов, Е.Г. Речицкая), научные труды В.Д. Менделевича, Н.П. Ничипоренко, А.И. Ахметзяновой по изучению способности к прогнозированию, учения Н. Е. Веракса о нормативной ситуации, как о совокупности факторов, условий и обстоятельств.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- результаты исследования будут полезны логопедам, психологам, тифлопедагогам, сурдопедагогам, дефектологам для организованной коррекционно-развивающей деятельности, для разработки программ сопровождения дошкольников с сенсорными нарушениями, для проведения сравнительных исследований по данной проблеме;
- проект по формированию у дошкольников коммуникативных навыков может быть использован в качестве дополнения к существующей коррекционной программе, в качестве методического материала, на основе которого можно разработать узконаправленные программы или занятия по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями.
Апробация результатов исследования представлена на научнопрактических мероприятиях разного уровня: Международной научной конференции «Зимняя школа по психологии состояний» (г. Казань, 21-22 февраля, 2019 г.), III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Республика Беларусь, г. Минск, 19 апреля, 2019 г.), итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, 9 апреля, 2019 г.), III Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 16-18 мая 2019 г.).
Структура и объем исследования: выпускная квалификационная работа содержит введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 58 источника. Работа проиллюстрирована 10 приложениями. Общий объем работы составляет 73 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
В главе I отражены результаты проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования. Представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха, а так же раскрыты особенности коммуникативных навыков у дошкольников.
Наличие дефектов зрительного и слухового анализаторов, влечет за собой изменения в развитии всей психической деятельности ребенка: мышление, восприятие, память, внимание, речь. И как следствие у дошкольников возникают трудности к способности коммуницировать: отмечается недостаточная инициативность в общении, дети предпочитают быть пассивными в диалоге, отстутствие способности разрешать конфликты, у дошкольников с сенсорными нарушениями отсутсвуют адекватные (речевые) способы выражения своего внутреннего состояния.
Антиципационные способности имеют три функции: коммуникативную, регулятивную и когнитивную, что является прямым фактором для коммуникативного развития дошкольников.
В главе II описаны результаты организованного эмпирического исследования по изучению коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями и нормотипичных сверстников, а так же выявление взаимосвязи способности прогнозировать и коммуникативных навыков. Качественный анализ проведен и на основании средних значений отдельно по каждой выборке, и в сравнении результатов по выборкам на основании статистически значимых различий.
Результаты исследования показали, что дошкольники с нарушениями зрения и слуха в меньшей степени соблюдают правила, которые предупреждают физические увечья, а так же опасность взаимодействия с чужими незнакомыми людьми. У дошкольников с нормотипичным развитием в большей степени по сравнению с детьми с сенсорными
Корреляционный анализ результатов показал, что у дошкольников с сенсорными нарушениями сформированность коммуникативных навыков будет зависеть от сформированной регуляции своих мыслей, поведение, предвосхищая то, о чем будет разговор. При этом стоит отметить, что регуляция особенно тесно связана с особенностями поведения и поддержанием гигиены, в т.ч. режима дня. А воспроизведение прогноза имеет тесную взаимосвязь с ощущением у ребенка себя в безопасности.
Таким образом, дети дошкольного возраста с сенсорными нарушениями имеют трудности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, затрудняются в определении и дифференцировании эмоций, а так у детей данной категории недостаточно сформированы представления о нормативных правилах поведения.
В главе III представлен проект «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями в различных ситуациях» для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями на занятиях логопеда, который разработан с учетом результатов эмпирического исследования. Проект разработан с учетом общепедагогических и специфических для данной категории детей с ОВЗ принципов и реализуется с использованием основных общепедагогических методов.
Задания по каждой из наиболее выпадающих компонентов коммуникации, а так же ситуации взаимодействия (эмоции, взаимодействие, нормативные правила поведение в ситуациях взаимодействия детей с родителями, сверстниками и родителями) способствуют развитию речевого взаимодействия, использовать развернутые предложения и сформировать прогностические способности в речевых ситуациях и во время взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
По окончании обучения дети дошкольного возраста с сенсорными нарушениями должны усвоить следующие коммуникативные навыки и их компоненты: легко идти на контакт с взрослыми и сверстниками, начинать диалоги с ними, задавать вопросы; научится понимать эмоции, дифференцировать их, предполагать и прогнозировать их; усвоить нормативные правила поведения, а так же следовать им.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.



1. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Андреева; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
2. Артемьева, Т.В. Методы диагностики нарушений развития детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Артемьева. - Казань: Издательство «Отечество», 2013. - 142 с.
3. Артемьева, Т.В., Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Т.В. Артемьева, А.А. Тазиева // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. - 2017. - С.30-36.
4. Ахметзянова, А. И. Когнитивные характеристики прогностической компетентности младших школьников на фоне дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / А. И. Ахметзянова // Альманах Казанского федерального университета. Материалы XI Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» 25 апреля 2017 г / Под ред. А. И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 6-12.
5. Ахметзянова, А. И. Специфика антиципации младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / А. И. Ахметзянова // Проблемы современного педагогического образования. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта). - 2017. - №56-7. - С. 268-280.
6. Барабанов, Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слух [Текст] / Р.Е. Барабанов // Педагогика: традиции и инновации Материалы IV Международной научной конференции. - 2013. - С. 140-143.
7. Бахтина, Д.В. Особенности развития произвольного внимания у старших дошкольников с нарушением зрения в дидактической игре [Текст] / Д.В. Бахтина // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2018. - С. 21
23.
8. Баянова, Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова, Т.Р.Мустафин // Филология и культура. - Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2015. - №3(41). - С. 325-332.
9. Бережкова, Е.И. Восприятие, внимание, память и мышление у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.И. Бережкова // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина / Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина . - СПб. - 2016. - №4-1. - С. 113-122.
10. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1995. - С. 132-142.
11. Болдинова, О.Г. Теоретические основания социализации дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности. [Текст] / О.Г. Болдинова //Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки.//Научно-педагогический журнал. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2012. - № 12 - С. 144-158.
12. Бубарева, В. Е. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха дошкольного возраста [Текст] / В.Е. Бубарева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - № 6. - С. 137-140.
13. Веракса, Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
14. Веракса, Н.Е. История возрастной психологии: детская
психология [Текст] / Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2008. - 304 с.
15. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
16. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 400 с.
17. Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и психологии (курс лекций) [Текст]: Учебное пособие для студентов гуманит. и педагогич. Вузов / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 301 с.
18. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л.А. Головчиц. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
19. Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. - Челябинск: «Букватор», 2006. - 113 с.
20. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т.Б, Епифанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486с
21. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
22. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. - М., 1986. - 299 с.
23. Земцова, М.И. Системный характер формирования психической деятельности дошкольников с нарушением зрения (на примере эстетического воспитания) [Текст] / М.И. Земцова // Аномалии развития и коррекционновоспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей. - М., - 1980. - С. 4-19.
24. Казьмин, А.М. Шкала эмоционального благополучия и атипичного поведения [Текст] / А.М. Казьмин, Н.А. Коновко О.Г. Сальникова Е.К. Тупицина Е.В. Федина // Журнал «Клиническая и специальная психология». -2014. - №3.- 7 с.
25. Кожанова, Н.С. Педагогические условия и средства коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения в семье [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.03 / Кожанова Наталья Сергеевна. - Екатеринбург, 2009. - 25 с.
26. Кокорева, О.И. Развитие социального взаимодействия детей с нарушением зрения в виртуальном музейном пространстве [Текст] / О.И. Кокорева, А.В. Прошкина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - №4. - С. 75-82.
27. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
28. Лабутина, Н.О. Физическое развитие и физическая
подготовленность младших школьников с нарушением зрения [Текст] / Н.О. Лабутина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. URL: http://science-education.ru/ru/artide/view?id=n363 (дата обращения:
15.11.2018) .
29. Легостаева, Ю.И. Особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / Ю.И. Легостаева, Т.Ю. Ковтун // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов
и аспирантов: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.
Аммосова. - Киров: Изд-во Международный центр научно
исследовательских проектов, 2014. - С. 425-429.
30. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
31. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / А.Г. Литвак. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2006. - 336 с.
32. Литвак, А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии [Текст]: Учеб. Пособие / А.Г. Литвак. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. - 155 с.
33. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М., 1980. - 279 с.
34. Матанцева, Т.Н. Особенности развития воображения детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Т.Н. Матанцева, М.С. Сычева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы межрегиональная научно-практическая
конференция студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 42-43.
35. Менделевич, В.Д. Антиципация при смысловом восприятии речи и актуализации речевых связей в состоянии дистресса [Текст] / В. Д. Менделевич, / А.В. Фролова, М.М. Солобутина / Неврологический вестник. - Казань: Медицина, 2011. - Т. XLIII - Вып. 4. - С. 47-53.
36. Никулина, Е.Е. Особенности развития памяти у детей с
нарушением зрения старшего дошкольного возраста (старшей группы) [Текст] / Е.Е. Никулина, Т.А. Карандаева // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Материалы II
37. Ничипоренко, Н. П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С.123-130.
38. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006, Т. 27, № 5. - С. 50-59.
39. Овчинникова, Г. В. Особенности развитии восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Г. В. Овчинникова, Н. И. Корытченкова, Т. И. Кувшинова // Вестник Кемеровского государственного университета = Bulletin of Kemerovo State University : журнал теоретических и прикладных исследований. - 2008. - N 3(35). - С. 48
51.
40. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебнометодическое пособие) [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
41. Перешитова, Е.Ю. Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Е.Ю. Перешитова, Е.Н Сабелькина // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. - 2018. - С.156-160.
42. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушением зрения [Текст]: Учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.:
РАОИКП, 1999. - 54 с.
43. Подугольникова, Т. А. Повышение остроты зрения при амблиопии с помощью перцептивного обучения [Текст] / Т.А. Подугольникова // Дефектология. - 2012. - № 4. - С. 31-37.
44. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика [Текст] / Е.Г. Речицкая Т.Г., Богданова, К.И. Туджанова. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2-е изд., 2014. - 655 с.
45. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей [Текст] / Т.В, Розанова. - М.: Педагогика, 1978. - 232 с.
46. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция [Текст] / А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2011. - 432 с.
47. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
48. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд [Текст] / Е.А. Сергиенко. — М.: Институт психологии РАН, 2006. — 464 с.
49. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - 250 с.
50. Соловьев, И. М. Психология глухонемых детей [Текст] / И. М. Соловьев. - М.: Наука, 1983. - 368 с.
51. Тарасов, Д. И. Тугоухость у детей [Текст] / Д.И. Тарасов, А. Н. Наседкин В. П., Лебедев, О. П. Токарев. - М.: Медицина, 1984. - 239 с.
52. Толмачева, К.В. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / К.В. Толмачева, Э.В. Иванова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015, №
6- 10. - С. 133-135.
53. Точеная, У.В. Психологические особенности у детей с нарушением зрения [Текст] / У.В. Точеная, И.С. Исмаилова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 мая 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С. 120-122.
54. Федоренко, Ю.В. Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Федоренко Юлия Викторовна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2010. - 200 с.
55. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
56. Целых, А.А. Развитие произвольного внимания у детей шестого года жизни с нарушением зрения [Текст] / А.А. Целых, Т.В. Слюсарская // Научный альманах. - 2017. - №3. - С. 380-383.
57. Щербакова, А.В. Причины и признаки нарушений зрения [Текст] / А.В. Щербакова // Молодой ученый. - 2017. - №41. - С. 176-178. - URL: https://moluch.ru/archive/175/45959/ (дата обращения: 15.11.2018).
58. Artemyeva, T.V. Study of understanding of contradictions of comic content by grade school students American Journal of Applied Sciences. 2014. Т. 11. № 9. С. 1671-1675.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ