Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями слуха 16
1.3. Проблема формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста в отечественной науке 21
Выводы по главе II 26
Глава II. Эмпирическое изучение коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями 28
2.2. Анализ понимания эмоциональных состояний сверстников и
взрослых дошкольниками с сенсорными нарушениями 31
2.3. Специфика нормативного поведения и деятельности у детей
дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 35
2.4. Специфика личностных особенностей дошкольников с сенсорными
нарушениями 38
2.5. Особенности прогностических способностей детей дошкольного
возраста с сенсорными нарушениями 40
2.6. Взаимосвязь показателей, характеризующих коммуникативные
навыки у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 42
Выводы по главе II 47
Глава III. Логопедическая работа по формированию коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 49
3.1. Основные принципы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями 49
3.2. Проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями на занятиях логопеда 53
Выводы по главе III 61
Заключение 63
Литература 66
Приложение 74
Актуальность исследования. Проблема формирования коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями очень актуальна. Коммуникативные навыки - это умение людей взаимодействовать с другими людьми, понимать принятую информацию, а также правильно выражать ее. Из-за постоянной необходимости общаться с людьми, эти навыки очень важны в обществе. Развитие коммуникативных навыков связано с сформированностью и становлением новых личностных особенностей в интеллектуальной сфере и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик. Под актуальностью исследования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями понимается важность развития общения, усложнение и обогащение его форм, что является основным фактором для развития психики личностного становления.
В целях эффективного развития способности к общению с ребенком, взаимодействию со взрослыми и сверстниками, отношения взрослых к ребенку как личности, их учета уровня формирования коммуникативной потребности, которой ребенок достигает на данном этапе развития. Коммуникативные навыки являются фактором психического развития дошкольника, а также влияют на общий уровень его деятельности. Ценность формирования коммуникативных навыков становится более очевидной на этапе перехода ребенка в школу, когда отсутствие базовых навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, повышает тревожность, нарушает процесс обучения в целом. Развитие коммуникативных навыков является приоритетной основой обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, предпосылкой успеха образовательной деятельности, важнейшим направлением формирования коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями.
О.Г. Болдинова [11], Н.С.Кожанова [25], Р.Е. Барабанов [6], Е.Г. Речицкая [44] отмечают, что сенсорные нарушения, имеющие различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказываются на развитии психики ребенка, и как следствие, на формировании средств общения.
У детей с нарушениями слуха и зрения отмечается низкий уровень коммуникативных навыков: снижена инициативность в общении, склонность к пассивным ролям, неумение решать конфликты, не владение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния.
Таким образом, проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями очень актуальна в настоящее время. Однако недостаточно исследований, раскрывающих особенности коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями и недостаточно программ по формированию коммуникативных навыков у детей данной категории.
Цель исследования - выявить у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями особенности коммуникативных навыков, и на их основе разработать проект по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями на логопедических занятиях.
Объект исследования - коммуникативные навыки детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
Предмет исследования - формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
Гипотеза. Мы предполагаем, что у дошкольников с сенсорными нарушениями могут возникать трудности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, связанные с недостаточным контролем своего поведения в нормативной ситуации.
Формирования коммуникативных навыков у данной категории детей в процессе логопедической работы будет эффективно при реализации следующих условий:
• использование заданий, направленных на формирование основных компонентов коммуникации: эмоций, понимание правил и норм при взаимодействии с другими людьми;
• применение групповой и индивидуальной формы работы с дошкольниками с сенсорными нарушениями: на индивидуальных занятиях происходит ознакомление и формирование навыков, а на групповых занятиях закрепление полученных навыков;
• сопровождение большинства заданий доступным наглядным материалом.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований и дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
2) Изучить источники, описывающие коммуникативную функцию прогнозирования у детей дошкольного возраста.
3) Подготовить и провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
4) Выявить особенности коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями по результатам эмпирического исследования и выявить их взаимосвязь с прогнозированием.
5) Разработать проект коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков у детей с сенсорными нарушениями.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования были определены методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирический сбор данных с помощью методик «Метод экспертной оценки коммуникативного поведения ребенка» Н.Е. Вераксы [14]; А.М. Казьмина «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» ; Л.Ф. Баяновой, Т.Р. Мустафина «Методика исследования соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации» [8]; методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка») Л. И. Переслени, В. Л. Подобеда [40]; «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго [47]; «Уровень коммуникативного развития ребенка» А.Г. Самохваловой [46].
3) количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
Методологическую базу исследования составляют научные труды, концепции, работы и теории специальной психологии и педагогики, дефектологии, современной логопедии: теория Л.С. Выготского о взаимосвязи коммуникативной сформированности личности и социальнокультурной среды, учения о влиянии нарушенного зрения на психическое развитие (О. Г. Болдинова,, Н.С. Кожанова), положения о низком коммуникативном развитии детей с нарушениями слуха (Р.Е. Барабанов, Е.Г. Речицкая), научные труды В.Д. Менделевича, Н.П. Ничипоренко, А.И. Ахметзяновой по изучению способности к прогнозированию, учения Н. Е. Веракса о нормативной ситуации, как о совокупности факторов, условий и обстоятельств.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- результаты исследования будут полезны логопедам, психологам, тифлопедагогам, сурдопедагогам, дефектологам для организованной коррекционно-развивающей деятельности, для разработки программ сопровождения дошкольников с сенсорными нарушениями, для проведения сравнительных исследований по данной проблеме;
- проект по формированию у дошкольников коммуникативных навыков может быть использован в качестве дополнения к существующей коррекционной программе, в качестве методического материала, на основе которого можно разработать узконаправленные программы или занятия по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями.
Апробация результатов исследования представлена на научнопрактических мероприятиях разного уровня: Международной научной конференции «Зимняя школа по психологии состояний» (г. Казань, 21-22 февраля, 2019 г.), III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Республика Беларусь, г. Минск, 19 апреля, 2019 г.), итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, 9 апреля, 2019 г.), III Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 16-18 мая 2019 г.).
Структура и объем исследования: выпускная квалификационная работа содержит введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 58 источника. Работа проиллюстрирована 10 приложениями. Общий объем работы составляет 73 страницы.
Данная работа посвящена изучению коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.
В главе I отражены результаты проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования. Представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха, а так же раскрыты особенности коммуникативных навыков у дошкольников.
Наличие дефектов зрительного и слухового анализаторов, влечет за собой изменения в развитии всей психической деятельности ребенка: мышление, восприятие, память, внимание, речь. И как следствие у дошкольников возникают трудности к способности коммуницировать: отмечается недостаточная инициативность в общении, дети предпочитают быть пассивными в диалоге, отстутствие способности разрешать конфликты, у дошкольников с сенсорными нарушениями отсутсвуют адекватные (речевые) способы выражения своего внутреннего состояния.
Антиципационные способности имеют три функции: коммуникативную, регулятивную и когнитивную, что является прямым фактором для коммуникативного развития дошкольников.
В главе II описаны результаты организованного эмпирического исследования по изучению коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями и нормотипичных сверстников, а так же выявление взаимосвязи способности прогнозировать и коммуникативных навыков. Качественный анализ проведен и на основании средних значений отдельно по каждой выборке, и в сравнении результатов по выборкам на основании статистически значимых различий.
Результаты исследования показали, что дошкольники с нарушениями зрения и слуха в меньшей степени соблюдают правила, которые предупреждают физические увечья, а так же опасность взаимодействия с чужими незнакомыми людьми. У дошкольников с нормотипичным развитием в большей степени по сравнению с детьми с сенсорными
Корреляционный анализ результатов показал, что у дошкольников с сенсорными нарушениями сформированность коммуникативных навыков будет зависеть от сформированной регуляции своих мыслей, поведение, предвосхищая то, о чем будет разговор. При этом стоит отметить, что регуляция особенно тесно связана с особенностями поведения и поддержанием гигиены, в т.ч. режима дня. А воспроизведение прогноза имеет тесную взаимосвязь с ощущением у ребенка себя в безопасности.
Таким образом, дети дошкольного возраста с сенсорными нарушениями имеют трудности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, затрудняются в определении и дифференцировании эмоций, а так у детей данной категории недостаточно сформированы представления о нормативных правилах поведения.
В главе III представлен проект «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями в различных ситуациях» для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с сенсорными нарушениями на занятиях логопеда, который разработан с учетом результатов эмпирического исследования. Проект разработан с учетом общепедагогических и специфических для данной категории детей с ОВЗ принципов и реализуется с использованием основных общепедагогических методов.
Задания по каждой из наиболее выпадающих компонентов коммуникации, а так же ситуации взаимодействия (эмоции, взаимодействие, нормативные правила поведение в ситуациях взаимодействия детей с родителями, сверстниками и родителями) способствуют развитию речевого взаимодействия, использовать развернутые предложения и сформировать прогностические способности в речевых ситуациях и во время взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
По окончании обучения дети дошкольного возраста с сенсорными нарушениями должны усвоить следующие коммуникативные навыки и их компоненты: легко идти на контакт с взрослыми и сверстниками, начинать диалоги с ними, задавать вопросы; научится понимать эмоции, дифференцировать их, предполагать и прогнозировать их; усвоить нормативные правила поведения, а так же следовать им.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.
1. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Андреева; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
2. Артемьева, Т.В. Методы диагностики нарушений развития детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Артемьева. - Казань: Издательство «Отечество», 2013. - 142 с.
3. Артемьева, Т.В., Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Т.В. Артемьева, А.А. Тазиева // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. - 2017. - С.30-36.
4. Ахметзянова, А. И. Когнитивные характеристики прогностической компетентности младших школьников на фоне дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / А. И. Ахметзянова // Альманах Казанского федерального университета. Материалы XI Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» 25 апреля 2017 г / Под ред. А. И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 6-12.
5. Ахметзянова, А. И. Специфика антиципации младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / А. И. Ахметзянова // Проблемы современного педагогического образования. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта). - 2017. - №56-7. - С. 268-280.
6. Барабанов, Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слух [Текст] / Р.Е. Барабанов // Педагогика: традиции и инновации Материалы IV Международной научной конференции. - 2013. - С. 140-143.
7. Бахтина, Д.В. Особенности развития произвольного внимания у старших дошкольников с нарушением зрения в дидактической игре [Текст] / Д.В. Бахтина // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2018. - С. 21
23.
8. Баянова, Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова, Т.Р.Мустафин // Филология и культура. - Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2015. - №3(41). - С. 325-332.
9. Бережкова, Е.И. Восприятие, внимание, память и мышление у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.И. Бережкова // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина / Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина . - СПб. - 2016. - №4-1. - С. 113-122.
10. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1995. - С. 132-142.
11. Болдинова, О.Г. Теоретические основания социализации дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности. [Текст] / О.Г. Болдинова //Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки.//Научно-педагогический журнал. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2012. - № 12 - С. 144-158.
12. Бубарева, В. Е. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха дошкольного возраста [Текст] / В.Е. Бубарева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - № 6. - С. 137-140.
13. Веракса, Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
14. Веракса, Н.Е. История возрастной психологии: детская
психология [Текст] / Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2008. - 304 с.
15. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
16. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 400 с.
17. Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и психологии (курс лекций) [Текст]: Учебное пособие для студентов гуманит. и педагогич. Вузов / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 301 с.
18. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л.А. Головчиц. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
19. Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. - Челябинск: «Букватор», 2006. - 113 с.
20. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т.Б, Епифанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486с
21. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
22. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. - М., 1986. - 299 с.
23. Земцова, М.И. Системный характер формирования психической деятельности дошкольников с нарушением зрения (на примере эстетического воспитания) [Текст] / М.И. Земцова // Аномалии развития и коррекционновоспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей. - М., - 1980. - С. 4-19.
24. Казьмин, А.М. Шкала эмоционального благополучия и атипичного поведения [Текст] / А.М. Казьмин, Н.А. Коновко О.Г. Сальникова Е.К. Тупицина Е.В. Федина // Журнал «Клиническая и специальная психология». -2014. - №3.- 7 с.
25. Кожанова, Н.С. Педагогические условия и средства коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения в семье [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.03 / Кожанова Наталья Сергеевна. - Екатеринбург, 2009. - 25 с.
26. Кокорева, О.И. Развитие социального взаимодействия детей с нарушением зрения в виртуальном музейном пространстве [Текст] / О.И. Кокорева, А.В. Прошкина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - №4. - С. 75-82.
27. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
28. Лабутина, Н.О. Физическое развитие и физическая
подготовленность младших школьников с нарушением зрения [Текст] / Н.О. Лабутина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. URL: http://science-education.ru/ru/artide/view?id=n363 (дата обращения:
15.11.2018) .
29. Легостаева, Ю.И. Особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / Ю.И. Легостаева, Т.Ю. Ковтун // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов
и аспирантов: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.
Аммосова. - Киров: Изд-во Международный центр научно
исследовательских проектов, 2014. - С. 425-429.
30. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
31. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / А.Г. Литвак. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2006. - 336 с.
32. Литвак, А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии [Текст]: Учеб. Пособие / А.Г. Литвак. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. - 155 с.
33. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М., 1980. - 279 с.
34. Матанцева, Т.Н. Особенности развития воображения детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Т.Н. Матанцева, М.С. Сычева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы межрегиональная научно-практическая
конференция студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 42-43.
35. Менделевич, В.Д. Антиципация при смысловом восприятии речи и актуализации речевых связей в состоянии дистресса [Текст] / В. Д. Менделевич, / А.В. Фролова, М.М. Солобутина / Неврологический вестник. - Казань: Медицина, 2011. - Т. XLIII - Вып. 4. - С. 47-53.
36. Никулина, Е.Е. Особенности развития памяти у детей с
нарушением зрения старшего дошкольного возраста (старшей группы) [Текст] / Е.Е. Никулина, Т.А. Карандаева // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Материалы II
37. Ничипоренко, Н. П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С.123-130.
38. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006, Т. 27, № 5. - С. 50-59.
39. Овчинникова, Г. В. Особенности развитии восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Г. В. Овчинникова, Н. И. Корытченкова, Т. И. Кувшинова // Вестник Кемеровского государственного университета = Bulletin of Kemerovo State University : журнал теоретических и прикладных исследований. - 2008. - N 3(35). - С. 48
51.
40. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебнометодическое пособие) [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
41. Перешитова, Е.Ю. Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Е.Ю. Перешитова, Е.Н Сабелькина // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. - 2018. - С.156-160.
42. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушением зрения [Текст]: Учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.:
РАОИКП, 1999. - 54 с.
43. Подугольникова, Т. А. Повышение остроты зрения при амблиопии с помощью перцептивного обучения [Текст] / Т.А. Подугольникова // Дефектология. - 2012. - № 4. - С. 31-37.
44. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика [Текст] / Е.Г. Речицкая Т.Г., Богданова, К.И. Туджанова. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2-е изд., 2014. - 655 с.
45. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей [Текст] / Т.В, Розанова. - М.: Педагогика, 1978. - 232 с.
46. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция [Текст] / А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2011. - 432 с.
47. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
48. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд [Текст] / Е.А. Сергиенко. — М.: Институт психологии РАН, 2006. — 464 с.
49. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - 250 с.
50. Соловьев, И. М. Психология глухонемых детей [Текст] / И. М. Соловьев. - М.: Наука, 1983. - 368 с.
51. Тарасов, Д. И. Тугоухость у детей [Текст] / Д.И. Тарасов, А. Н. Наседкин В. П., Лебедев, О. П. Токарев. - М.: Медицина, 1984. - 239 с.
52. Толмачева, К.В. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / К.В. Толмачева, Э.В. Иванова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015, №
6- 10. - С. 133-135.
53. Точеная, У.В. Психологические особенности у детей с нарушением зрения [Текст] / У.В. Точеная, И.С. Исмаилова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 мая 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С. 120-122.
54. Федоренко, Ю.В. Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Федоренко Юлия Викторовна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2010. - 200 с.
55. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
56. Целых, А.А. Развитие произвольного внимания у детей шестого года жизни с нарушением зрения [Текст] / А.А. Целых, Т.В. Слюсарская // Научный альманах. - 2017. - №3. - С. 380-383.
57. Щербакова, А.В. Причины и признаки нарушений зрения [Текст] / А.В. Щербакова // Молодой ученый. - 2017. - №41. - С. 176-178. - URL: https://moluch.ru/archive/175/45959/ (дата обращения: 15.11.2018).
58. Artemyeva, T.V. Study of understanding of contradictions of comic content by grade school students American Journal of Applied Sciences. 2014. Т. 11. № 9. С. 1671-1675.