ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты специфики психических состояний и способностей к прогнозированию детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Психология психических состояний 7
1.2. Понятие прогностической компетентности 25
1.3. Специфика психических состояний и прогностических
способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.. 31
Глава 2. Специфика влияния психических состояний детей с ограниченными возможностями здоровья на их прогностические способности
2.1. Организация и методы исследования специфики психических
состояний и прогностической способности детей с ограниченными возможностями здоровья 43
2.2. Выявление особенностей и взаимосвязи психических состояний и
прогностической способности у детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2.1. Характеристика психических состояний детей с
ограниченными возможностями здоровья 46
2.2.2. Характеристика прогностической способности детей с
ограниченными возможностями здоровья 56
2.2.3. Взаимосвязь и влияние психических состояний детей с
ограниченными возможностями здоровья на их прогностическую способность 67
Заключение 72
Выводы 73
Список литературы 76
Глава 1. Теоретические аспекты специфики психических состояний и способностей к прогнозированию детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Психология психических состояний 7
1.2. Понятие прогностической компетентности 25
1.3. Специфика психических состояний и прогностических
способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.. 31
Глава 2. Специфика влияния психических состояний детей с ограниченными возможностями здоровья на их прогностические способности
2.1. Организация и методы исследования специфики психических
состояний и прогностической способности детей с ограниченными возможностями здоровья 43
2.2. Выявление особенностей и взаимосвязи психических состояний и
прогностической способности у детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2.1. Характеристика психических состояний детей с
ограниченными возможностями здоровья 46
2.2.2. Характеристика прогностической способности детей с
ограниченными возможностями здоровья 56
2.2.3. Взаимосвязь и влияние психических состояний детей с
ограниченными возможностями здоровья на их прогностическую способность 67
Заключение 72
Выводы 73
Список литературы 76
Актуальность исследования. Анализируя исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, их эмоциональную компетентность и эмпатию, встает вопрос о влиянии эмоций, психических состояний на сферы жизнедеятельности таких детей. Психические состояния являются внутренними детерминантами поведения личности, фоном для протекания психических процессов, основанием для образования и формирования нового психического свойства, они обусловливают взаимодействие людей в социуме, в личной жизни, во всех видах деятельности. Прогнозирование психических состояний в ситуациях жизнедеятельности дает возможность выстраивать взаимоотношения с другими людьми, оказывать влияние на деятельность, балансировать свои текущие состояния и действия. Данные исследования обретают особое значения для организации поведения в новых условиях, выстраивания моделей регуляции и саморегуляции состояний и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Построение прогноза базируется на знании об эмоциях, психических состояниях.
Развитие прогнозирования у детей школьного возраста занимает особое место. Благодаря антиципации при условиях нормативного развития школьник контролирует учебную деятельность, его психические процессы качественно изменяются, процесс общения сопровождается прогнозированием поведения и действий окружающих (Regush, 2003; Sergienko, 2006). У детей с ограниченными возможностями здоровья в силу различных условий и обстоятельств прогностические способности имеют качественные отличия.
Проблема социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в нарушении связи с окружающим социальным и предметным миром, в стереотипности и бедности социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в неумении прогнозировать результаты деятельности и поведения, что имеет отражение во всех сферах жизнедеятельности детей. Прогнозирование основываются на мыслительных процессах, умении анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и умозаключения, обосновывать и быть критичным. Некоторые нарушения психического развития детей приводят к нарушениям или к замедлению их мышления. Что, в свою очередь, определяет и специфику прогностических способностей.
В связи с выше сказанным становится очевидно значимым и актуальным изучение взаимосвязи психических состояний детей с ограниченными возможностями здоровья с их прогностическими способностями.
Цель исследования: изучить и раскрыть специфику взаимосвязи психических состояний различной модальности с прогностическими способностями у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: психические состояния детей с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования: специфика взаимосвязи психических состояний и способности к прогнозированию у детей с различными нарушениями в развитии
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать актуальность исследования взаимосвязи психических состояний лиц с нарушениями в развитии и их способностью к прогнозированию;
2. Раскрыть особенности разномодальных психических состояний (радость, гнев, спокойствие) детей и подростков, имеющих речевые и двигательные нарушения;
3. Выявить степень сформированности способностей к прогнозированию у детей и подростков, имеющих речевые и двигательные нарушения;
4. Провести сравнительный анализ групп испытуемых по возрастному критерию и в зависимости от нарушения;
5. Провести корреляционный анализ и выявить взаимосвязь характеристик психических состояний с показателями прогностической способности детей и подростков с нарушениями в развитии (в каждой нозологической и возрастной группе).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в силу специфики нарушения и возрастных особенностей лиц с нарушениями в развитии их психические состояния не всегда будут обусловливать процессы прогнозирования.
Методологические и теоретические основы исследования:
представления о системном подходе в психологии (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков), научные труды ряда ученых, чьи исследования ориентированы на изучение психических состояний человека (Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова, Л.В. Куликов), концепция А.О. Прохорова о неравновесных психических состояниях,; теоретические положения по проблеме изучения прогностической компетентности Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, И.М. Фейгенберга, А.Н. Бернштейна, Е.А. Сергиенко, А.И.
Ахметзяновой.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы, сбор эмпирического материала (беседа, тестирование, контент-анализ текстов), методы обработки и анализа статистических различий (описательная статистика, сравнение средних с использованием t - критерия Стьюдента, корреляционный анализ).
Практическая значимость исследования связана с тем, что изучение специфики психических состояний детей c нарушениями развития позволит понять причины их различных психических и соматических нарушений и разработать необходимые методы психологической коррекции. Выявленные особенности взаимосвязи психических состояний и процессов прогнозирования детей с нарушениями в развитии позволят выстраивать более успешные прогнозы поведения в новых условиях, выстраивать модели регуляции и саморегуляции состояний детей с ограниченными возможностями здоровья.
Апробация данных исследования. Исследование проводилось в рамках гранта РФФИ № 18-013-01012 «Субъективный опыт психических состояний в ситуации прогнозирования жизнедеятельности». Материалы были опубликованы в рецензируемых журналах:
Akhmetzyanova A.I, Artishcheva L.V., Significant situations of interaction of children with disabilities//Education and Self Development. - 2018. - Vol.13, Is.1. - P.55-64.
Артищева Л.В. Прошлое и будущее в субъективном опыте психических состояний детей с дефицитарным развитием // Материалы Третьей Международной научно конференции. Казанский (Приволжский) федеральный университет. 8-10 ноября 2018 г./ Отв. ред.: Б. С. Алишев, А. О. Прохоров, А. В. Чернов. - Казань: издательство Казанского университета, 2018. - С. 48-58
Артищева Л.В., Садикова Р.А. Субъективный опыт разномодальных психических состояний детей-сирот / Материалы Третьей Международной научной конференции. Казанский (Приволжский) федеральный университет. 8-10 ноября 2018 г./ Отв. ред.: Б. С. Алишев, А. О. Прохоров, А. В. Чернов. - Казань: издательство Казанского университета, 2018. - С.47-49 Ахметзянова А.И., Артищева Л.В. Значимые ситуации взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья / А.И.Ахметзянова, Л.В.Артищева // Образование и саморазвитие, 2018, №13(1).- С.55-64.
Развитие прогнозирования у детей школьного возраста занимает особое место. Благодаря антиципации при условиях нормативного развития школьник контролирует учебную деятельность, его психические процессы качественно изменяются, процесс общения сопровождается прогнозированием поведения и действий окружающих (Regush, 2003; Sergienko, 2006). У детей с ограниченными возможностями здоровья в силу различных условий и обстоятельств прогностические способности имеют качественные отличия.
Проблема социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в нарушении связи с окружающим социальным и предметным миром, в стереотипности и бедности социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в неумении прогнозировать результаты деятельности и поведения, что имеет отражение во всех сферах жизнедеятельности детей. Прогнозирование основываются на мыслительных процессах, умении анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и умозаключения, обосновывать и быть критичным. Некоторые нарушения психического развития детей приводят к нарушениям или к замедлению их мышления. Что, в свою очередь, определяет и специфику прогностических способностей.
В связи с выше сказанным становится очевидно значимым и актуальным изучение взаимосвязи психических состояний детей с ограниченными возможностями здоровья с их прогностическими способностями.
Цель исследования: изучить и раскрыть специфику взаимосвязи психических состояний различной модальности с прогностическими способностями у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: психические состояния детей с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования: специфика взаимосвязи психических состояний и способности к прогнозированию у детей с различными нарушениями в развитии
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать актуальность исследования взаимосвязи психических состояний лиц с нарушениями в развитии и их способностью к прогнозированию;
2. Раскрыть особенности разномодальных психических состояний (радость, гнев, спокойствие) детей и подростков, имеющих речевые и двигательные нарушения;
3. Выявить степень сформированности способностей к прогнозированию у детей и подростков, имеющих речевые и двигательные нарушения;
4. Провести сравнительный анализ групп испытуемых по возрастному критерию и в зависимости от нарушения;
5. Провести корреляционный анализ и выявить взаимосвязь характеристик психических состояний с показателями прогностической способности детей и подростков с нарушениями в развитии (в каждой нозологической и возрастной группе).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в силу специфики нарушения и возрастных особенностей лиц с нарушениями в развитии их психические состояния не всегда будут обусловливать процессы прогнозирования.
Методологические и теоретические основы исследования:
представления о системном подходе в психологии (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков), научные труды ряда ученых, чьи исследования ориентированы на изучение психических состояний человека (Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова, Л.В. Куликов), концепция А.О. Прохорова о неравновесных психических состояниях,; теоретические положения по проблеме изучения прогностической компетентности Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, И.М. Фейгенберга, А.Н. Бернштейна, Е.А. Сергиенко, А.И.
Ахметзяновой.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы, сбор эмпирического материала (беседа, тестирование, контент-анализ текстов), методы обработки и анализа статистических различий (описательная статистика, сравнение средних с использованием t - критерия Стьюдента, корреляционный анализ).
Практическая значимость исследования связана с тем, что изучение специфики психических состояний детей c нарушениями развития позволит понять причины их различных психических и соматических нарушений и разработать необходимые методы психологической коррекции. Выявленные особенности взаимосвязи психических состояний и процессов прогнозирования детей с нарушениями в развитии позволят выстраивать более успешные прогнозы поведения в новых условиях, выстраивать модели регуляции и саморегуляции состояний детей с ограниченными возможностями здоровья.
Апробация данных исследования. Исследование проводилось в рамках гранта РФФИ № 18-013-01012 «Субъективный опыт психических состояний в ситуации прогнозирования жизнедеятельности». Материалы были опубликованы в рецензируемых журналах:
Akhmetzyanova A.I, Artishcheva L.V., Significant situations of interaction of children with disabilities//Education and Self Development. - 2018. - Vol.13, Is.1. - P.55-64.
Артищева Л.В. Прошлое и будущее в субъективном опыте психических состояний детей с дефицитарным развитием // Материалы Третьей Международной научно конференции. Казанский (Приволжский) федеральный университет. 8-10 ноября 2018 г./ Отв. ред.: Б. С. Алишев, А. О. Прохоров, А. В. Чернов. - Казань: издательство Казанского университета, 2018. - С. 48-58
Артищева Л.В., Садикова Р.А. Субъективный опыт разномодальных психических состояний детей-сирот / Материалы Третьей Международной научной конференции. Казанский (Приволжский) федеральный университет. 8-10 ноября 2018 г./ Отв. ред.: Б. С. Алишев, А. О. Прохоров, А. В. Чернов. - Казань: издательство Казанского университета, 2018. - С.47-49 Ахметзянова А.И., Артищева Л.В. Значимые ситуации взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья / А.И.Ахметзянова, Л.В.Артищева // Образование и саморазвитие, 2018, №13(1).- С.55-64.
Проведенное исследование было направлено на изучение взаимосвязи между характеристиками психических состояний детей и подростков с нарушениями в развитии и их прогностическими способностями. Изучение проблемы психических состояний в психологической науке раскрывает широкий спектр понимания и анализа данной категории. Психические состояния тесно связывают с эмоциональной жизнью человека, что является очевидным, так как только в переживании мы познаем свои состояния. И не смотря на то, что некоторыми авторами психические состояния не выделяются в отдельную категорию, они все же пользуются данным понятием, когда говорят об эмоциях и чувствах.
Психические состояния человека, его эмоциональная сфера жизни определяют общий фон настроения, поведение и деятельность человека. Таким образом, можно заметить наличие различных психических состояний, которые имеют как общие, так и различающиеся признаки. В первую очередь, это зависит от выбранного автором критерия определения такой категории как психические состояния, эмоции, чувства, и т.д.
Для детей дошкольного возраста типичен широкий спектр психических состояний. Роль позитивных психических состояний бесспорна в психическом развитии ребенка. Регулярное переживание ребенком положительных состояний стимулирует познавательную активность, его жизненную активность и самостоятельность. Негативные состояния, напротив, приводят к нестабильности развития ребенка, неуверенности в себе и в своих возможностях, формированию искаженной личности.
Антиципационная состоятельность, как свойство личности, является ее устойчивой характеристикой, определяет уровень антиципационных способностей, обеспечиваюет успешность прогностической деятельности. Исследования антиципирующих навыков личности показали место антиципации в регуляции деятельности, поведения и эмоциональных состояний человека. Способность к прогнозированию определяет адаптацию личности к меняющимся условиям среды.
Становится очевидной перспективность исследования прогнозирования в системе свойств личности. Этот ракурс позволит лучше понять функции антиципационной состоятельности, ее взаимосвязи с другими индивидуально-психологическими особенностями, возможности развития прогностических способностей.
Специфичность антиципационной деятельности детей с отклонениями разного возраста, обусловлена двойственной связью, в первом случае, имеющимися особенностями в функционировании психических процессов, во втором - неспособность к построению прогноза выступает фактором проявлений того или иного нарушения.
Прогнозирование психических состояний в ситуациях жизнедеятельности дает возможность выстраивать взаимоотношения с другими людьми, оказывать влияние на деятельность, балансировать свои текущие состояния и действия. Данные исследования обретают особое значения для организации поведения в новых условиях, выстраивания моделей регуляции и саморегуляции состояний и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Построение прогноза базируется на знании об эмоциях, психических состояниях.
Проведенное исследование показало, что дети и подростки с нарушениями в развитии имеют специфику прогнозирования и протекания психических состояний, относящихся к разной модальности (положительные и отрицательные), разного уровня психической активности (высокого и среднего уровня). В результате анализа полученных эмпирических данных были сделаны следующие выводы:
1. Прогнозирование психических состояний в ситуациях жизнедеятельности дает возможность выстраивать взаимоотношения с другими людьми, оказывать влияние на деятельность, балансировать свои текущие состояния и действия;
2. Выделенные смысловые единицы в описаниях своих психических состояниях детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья относятся к различным проявлениям психического (эмоциональные процессы, процессы регуляции, экспрессия, поведенческие проявления, ценностно-смысловая сфера, чувство единения), а также к внешним факторам (события, ситуации, поступки и чувства значимых взрослых, общение);
3. Содержательность психических состояний имеет свою специфику в зависимости от возраста и от типа нарушения;
4. Выявлены характеристики, которые отсутствуют или крайне редко бывают представлены в структуре субъективного опыта. Дети с ТНР и подростки с ДЦП в описаниях своих психических состояний крайне редко отражают чувства единения с близкими людьми;
5. Психические состояния, переживаемые в прошлом, представлены в опыте детей с дефицитарным развитием более полно и содержательно, чем описания ожидаемого или предполагаемого будущего. Дети 7-10 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи репрезентируют и раскрывают психические состояния наиболее содержательно, чем подростки;
6. В структуре психических состояний радость, гнев, спокойствие выявлены смысловые единицы, отражающие регулятивные процессы в прошлом и ожидаемом будущем у детей и подростков с нарушениями в развитии. То есть механизмы регуляции состояний уже встроены в структуру опыта, что является значимым для выстраивания своего поведения, взаимодействий с другими людьми и социализации в целом;
7. Прогнозирование будущего опирается на имеющийся опыт переживаний состояний, воспроизводящее его структурные элементы. Наиболее содержателен субъективный опыт радости у детей с ТНР и ДЦП;
8. Содержание психического состояния гнев богато смысловыми единицами у детей и подростков с ДЦП. Содержание опыта наполнено в основном оценочными суждениями, выражениями эмоций, чувств, настроения, а также действиями и поступками испытуемых или значимых людей;
9. Содержание психического состояния спокойствие наиболее богато представлено у подростков с ДЦП. Они раскрывают состояние через оценочные суждения, эмоционально-чувственную сферу и рефлексивные процессы, позволяющие понимать свои переживания и их причины;
10. Дети и подростки с двигательными нарушениями имеют более высокий уровень способности к прогнозированию, чем дети и подростки с тяжелыми речевыми нарушениями;
11. Такие качества мышления, определяющие способность к прогнозированию, как аналитичность, осознанность и гибкость, значимо более выражено у подростков с речевыми нарушениями. При этом перспективность и доказательность мышления более выражены у подростков с двигательными нарушениями. Общий уровень прогнозирования более выражен у подростков с ДЦП;
12. Практически отсутствуют корреляции между психическими состояниями и прогнозированием у подростков с тяжелыми нарушениями речи. То есть процессы прогнозирования у подростков с ТНР обусловливаются другими личностными особенностями и менее связано с психическими состояниями. Психические состояния радость, гнев, спокойствие определяют специфику прогностических процессов в большей мере у подростков с двигательными нарушениями и у детей с речевыми нарушениями.
Психические состояния человека, его эмоциональная сфера жизни определяют общий фон настроения, поведение и деятельность человека. Таким образом, можно заметить наличие различных психических состояний, которые имеют как общие, так и различающиеся признаки. В первую очередь, это зависит от выбранного автором критерия определения такой категории как психические состояния, эмоции, чувства, и т.д.
Для детей дошкольного возраста типичен широкий спектр психических состояний. Роль позитивных психических состояний бесспорна в психическом развитии ребенка. Регулярное переживание ребенком положительных состояний стимулирует познавательную активность, его жизненную активность и самостоятельность. Негативные состояния, напротив, приводят к нестабильности развития ребенка, неуверенности в себе и в своих возможностях, формированию искаженной личности.
Антиципационная состоятельность, как свойство личности, является ее устойчивой характеристикой, определяет уровень антиципационных способностей, обеспечиваюет успешность прогностической деятельности. Исследования антиципирующих навыков личности показали место антиципации в регуляции деятельности, поведения и эмоциональных состояний человека. Способность к прогнозированию определяет адаптацию личности к меняющимся условиям среды.
Становится очевидной перспективность исследования прогнозирования в системе свойств личности. Этот ракурс позволит лучше понять функции антиципационной состоятельности, ее взаимосвязи с другими индивидуально-психологическими особенностями, возможности развития прогностических способностей.
Специфичность антиципационной деятельности детей с отклонениями разного возраста, обусловлена двойственной связью, в первом случае, имеющимися особенностями в функционировании психических процессов, во втором - неспособность к построению прогноза выступает фактором проявлений того или иного нарушения.
Прогнозирование психических состояний в ситуациях жизнедеятельности дает возможность выстраивать взаимоотношения с другими людьми, оказывать влияние на деятельность, балансировать свои текущие состояния и действия. Данные исследования обретают особое значения для организации поведения в новых условиях, выстраивания моделей регуляции и саморегуляции состояний и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Построение прогноза базируется на знании об эмоциях, психических состояниях.
Проведенное исследование показало, что дети и подростки с нарушениями в развитии имеют специфику прогнозирования и протекания психических состояний, относящихся к разной модальности (положительные и отрицательные), разного уровня психической активности (высокого и среднего уровня). В результате анализа полученных эмпирических данных были сделаны следующие выводы:
1. Прогнозирование психических состояний в ситуациях жизнедеятельности дает возможность выстраивать взаимоотношения с другими людьми, оказывать влияние на деятельность, балансировать свои текущие состояния и действия;
2. Выделенные смысловые единицы в описаниях своих психических состояниях детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья относятся к различным проявлениям психического (эмоциональные процессы, процессы регуляции, экспрессия, поведенческие проявления, ценностно-смысловая сфера, чувство единения), а также к внешним факторам (события, ситуации, поступки и чувства значимых взрослых, общение);
3. Содержательность психических состояний имеет свою специфику в зависимости от возраста и от типа нарушения;
4. Выявлены характеристики, которые отсутствуют или крайне редко бывают представлены в структуре субъективного опыта. Дети с ТНР и подростки с ДЦП в описаниях своих психических состояний крайне редко отражают чувства единения с близкими людьми;
5. Психические состояния, переживаемые в прошлом, представлены в опыте детей с дефицитарным развитием более полно и содержательно, чем описания ожидаемого или предполагаемого будущего. Дети 7-10 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи репрезентируют и раскрывают психические состояния наиболее содержательно, чем подростки;
6. В структуре психических состояний радость, гнев, спокойствие выявлены смысловые единицы, отражающие регулятивные процессы в прошлом и ожидаемом будущем у детей и подростков с нарушениями в развитии. То есть механизмы регуляции состояний уже встроены в структуру опыта, что является значимым для выстраивания своего поведения, взаимодействий с другими людьми и социализации в целом;
7. Прогнозирование будущего опирается на имеющийся опыт переживаний состояний, воспроизводящее его структурные элементы. Наиболее содержателен субъективный опыт радости у детей с ТНР и ДЦП;
8. Содержание психического состояния гнев богато смысловыми единицами у детей и подростков с ДЦП. Содержание опыта наполнено в основном оценочными суждениями, выражениями эмоций, чувств, настроения, а также действиями и поступками испытуемых или значимых людей;
9. Содержание психического состояния спокойствие наиболее богато представлено у подростков с ДЦП. Они раскрывают состояние через оценочные суждения, эмоционально-чувственную сферу и рефлексивные процессы, позволяющие понимать свои переживания и их причины;
10. Дети и подростки с двигательными нарушениями имеют более высокий уровень способности к прогнозированию, чем дети и подростки с тяжелыми речевыми нарушениями;
11. Такие качества мышления, определяющие способность к прогнозированию, как аналитичность, осознанность и гибкость, значимо более выражено у подростков с речевыми нарушениями. При этом перспективность и доказательность мышления более выражены у подростков с двигательными нарушениями. Общий уровень прогнозирования более выражен у подростков с ДЦП;
12. Практически отсутствуют корреляции между психическими состояниями и прогнозированием у подростков с тяжелыми нарушениями речи. То есть процессы прогнозирования у подростков с ТНР обусловливаются другими личностными особенностями и менее связано с психическими состояниями. Психические состояния радость, гнев, спокойствие определяют специфику прогностических процессов в большей мере у подростков с двигательными нарушениями и у детей с речевыми нарушениями.



