Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты специфики психических состояний и способностей к прогнозированию детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Психология психических состояний 7
1.2. Понятие прогностической компетентности 25
1.3. Специфика психических состояний и прогностических
способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.. 31
Глава 2. Специфика влияния психических состояний детей с ограниченными возможностями здоровья на их прогностические способности
2.1. Организация и методы исследования специфики психических
состояний и прогностической способности детей с ограниченными возможностями здоровья 43
2.2. Выявление особенностей и взаимосвязи психических состояний и
прогностической способности у детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2.1. Характеристика психических состояний детей с
ограниченными возможностями здоровья 46
2.2.2. Характеристика прогностической способности детей с
ограниченными возможностями здоровья 56
2.2.3. Взаимосвязь и влияние психических состояний детей с
ограниченными возможностями здоровья на их прогностическую способность 67
Заключение 72
Выводы 73
Список литературы 76
Актуальность исследования. Анализируя исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, их эмоциональную компетентность и эмпатию, встает вопрос о влиянии эмоций, психических состояний на сферы жизнедеятельности таких детей. Психические состояния являются внутренними детерминантами поведения личности, фоном для протекания психических процессов, основанием для образования и формирования нового психического свойства, они обусловливают взаимодействие людей в социуме, в личной жизни, во всех видах деятельности. Прогнозирование психических состояний в ситуациях жизнедеятельности дает возможность выстраивать взаимоотношения с другими людьми, оказывать влияние на деятельность, балансировать свои текущие состояния и действия. Данные исследования обретают особое значения для организации поведения в новых условиях, выстраивания моделей регуляции и саморегуляции состояний и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Построение прогноза базируется на знании об эмоциях, психических состояниях.
Развитие прогнозирования у детей школьного возраста занимает особое место. Благодаря антиципации при условиях нормативного развития школьник контролирует учебную деятельность, его психические процессы качественно изменяются, процесс общения сопровождается прогнозированием поведения и действий окружающих (Regush, 2003; Sergienko, 2006). У детей с ограниченными возможностями здоровья в силу различных условий и обстоятельств прогностические способности имеют качественные отличия.
Проблема социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в нарушении связи с окружающим социальным и предметным миром, в стереотипности и бедности социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в неумении прогнозировать результаты деятельности и поведения, что имеет отражение во всех сферах жизнедеятельности детей. Прогнозирование основываются на мыслительных процессах, умении анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и умозаключения, обосновывать и быть критичным. Некоторые нарушения психического развития детей приводят к нарушениям или к замедлению их мышления. Что, в свою очередь, определяет и специфику прогностических способностей.
В связи с выше сказанным становится очевидно значимым и актуальным изучение взаимосвязи психических состояний детей с ограниченными возможностями здоровья с их прогностическими способностями.
Цель исследования: изучить и раскрыть специфику взаимосвязи психических состояний различной модальности с прогностическими способностями у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: психические состояния детей с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования: специфика взаимосвязи психических состояний и способности к прогнозированию у детей с различными нарушениями в развитии
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать актуальность исследования взаимосвязи психических состояний лиц с нарушениями в развитии и их способностью к прогнозированию;
2. Раскрыть особенности разномодальных психических состояний (радость, гнев, спокойствие) детей и подростков, имеющих речевые и двигательные нарушения;
3. Выявить степень сформированности способностей к прогнозированию у детей и подростков, имеющих речевые и двигательные нарушения;
4. Провести сравнительный анализ групп испытуемых по возрастному критерию и в зависимости от нарушения;
5. Провести корреляционный анализ и выявить взаимосвязь характеристик психических состояний с показателями прогностической способности детей и подростков с нарушениями в развитии (в каждой нозологической и возрастной группе).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в силу специфики нарушения и возрастных особенностей лиц с нарушениями в развитии их психические состояния не всегда будут обусловливать процессы прогнозирования.
Методологические и теоретические основы исследования:
представления о системном подходе в психологии (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков), научные труды ряда ученых, чьи исследования ориентированы на изучение психических состояний человека (Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова, Л.В. Куликов), концепция А.О. Прохорова о неравновесных психических состояниях,; теоретические положения по проблеме изучения прогностической компетентности Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, И.М. Фейгенберга, А.Н. Бернштейна, Е.А. Сергиенко, А.И.
Ахметзяновой.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы, сбор эмпирического материала (беседа, тестирование, контент-анализ текстов), методы обработки и анализа статистических различий (описательная статистика, сравнение средних с использованием t - критерия Стьюдента, корреляционный анализ).
Практическая значимость исследования связана с тем, что изучение специфики психических состояний детей c нарушениями развития позволит понять причины их различных психических и соматических нарушений и разработать необходимые методы психологической коррекции. Выявленные особенности взаимосвязи психических состояний и процессов прогнозирования детей с нарушениями в развитии позволят выстраивать более успешные прогнозы поведения в новых условиях, выстраивать модели регуляции и саморегуляции состояний детей с ограниченными возможностями здоровья.
Апробация данных исследования. Исследование проводилось в рамках гранта РФФИ № 18-013-01012 «Субъективный опыт психических состояний в ситуации прогнозирования жизнедеятельности». Материалы были опубликованы в рецензируемых журналах:
Akhmetzyanova A.I, Artishcheva L.V., Significant situations of interaction of children with disabilities//Education and Self Development. - 2018. - Vol.13, Is.1. - P.55-64.
Артищева Л.В. Прошлое и будущее в субъективном опыте психических состояний детей с дефицитарным развитием // Материалы Третьей Международной научно конференции. Казанский (Приволжский) федеральный университет. 8-10 ноября 2018 г./ Отв. ред.: Б. С. Алишев, А. О. Прохоров, А. В. Чернов. - Казань: издательство Казанского университета, 2018. - С. 48-58
Артищева Л.В., Садикова Р.А. Субъективный опыт разномодальных психических состояний детей-сирот / Материалы Третьей Международной научной конференции. Казанский (Приволжский) федеральный университет. 8-10 ноября 2018 г./ Отв. ред.: Б. С. Алишев, А. О. Прохоров, А. В. Чернов. - Казань: издательство Казанского университета, 2018. - С.47-49 Ахметзянова А.И., Артищева Л.В. Значимые ситуации взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья / А.И.Ахметзянова, Л.В.Артищева // Образование и саморазвитие, 2018, №13(1).- С.55-64.
Проведенное исследование было направлено на изучение взаимосвязи между характеристиками психических состояний детей и подростков с нарушениями в развитии и их прогностическими способностями. Изучение проблемы психических состояний в психологической науке раскрывает широкий спектр понимания и анализа данной категории. Психические состояния тесно связывают с эмоциональной жизнью человека, что является очевидным, так как только в переживании мы познаем свои состояния. И не смотря на то, что некоторыми авторами психические состояния не выделяются в отдельную категорию, они все же пользуются данным понятием, когда говорят об эмоциях и чувствах.
Психические состояния человека, его эмоциональная сфера жизни определяют общий фон настроения, поведение и деятельность человека. Таким образом, можно заметить наличие различных психических состояний, которые имеют как общие, так и различающиеся признаки. В первую очередь, это зависит от выбранного автором критерия определения такой категории как психические состояния, эмоции, чувства, и т.д.
Для детей дошкольного возраста типичен широкий спектр психических состояний. Роль позитивных психических состояний бесспорна в психическом развитии ребенка. Регулярное переживание ребенком положительных состояний стимулирует познавательную активность, его жизненную активность и самостоятельность. Негативные состояния, напротив, приводят к нестабильности развития ребенка, неуверенности в себе и в своих возможностях, формированию искаженной личности.
Антиципационная состоятельность, как свойство личности, является ее устойчивой характеристикой, определяет уровень антиципационных способностей, обеспечиваюет успешность прогностической деятельности. Исследования антиципирующих навыков личности показали место антиципации в регуляции деятельности, поведения и эмоциональных состояний человека. Способность к прогнозированию определяет адаптацию личности к меняющимся условиям среды.
Становится очевидной перспективность исследования прогнозирования в системе свойств личности. Этот ракурс позволит лучше понять функции антиципационной состоятельности, ее взаимосвязи с другими индивидуально-психологическими особенностями, возможности развития прогностических способностей.
Специфичность антиципационной деятельности детей с отклонениями разного возраста, обусловлена двойственной связью, в первом случае, имеющимися особенностями в функционировании психических процессов, во втором - неспособность к построению прогноза выступает фактором проявлений того или иного нарушения.
Прогнозирование психических состояний в ситуациях жизнедеятельности дает возможность выстраивать взаимоотношения с другими людьми, оказывать влияние на деятельность, балансировать свои текущие состояния и действия. Данные исследования обретают особое значения для организации поведения в новых условиях, выстраивания моделей регуляции и саморегуляции состояний и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Построение прогноза базируется на знании об эмоциях, психических состояниях.
Проведенное исследование показало, что дети и подростки с нарушениями в развитии имеют специфику прогнозирования и протекания психических состояний, относящихся к разной модальности (положительные и отрицательные), разного уровня психической активности (высокого и среднего уровня). В результате анализа полученных эмпирических данных были сделаны следующие выводы:
1. Прогнозирование психических состояний в ситуациях жизнедеятельности дает возможность выстраивать взаимоотношения с другими людьми, оказывать влияние на деятельность, балансировать свои текущие состояния и действия;
2. Выделенные смысловые единицы в описаниях своих психических состояниях детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья относятся к различным проявлениям психического (эмоциональные процессы, процессы регуляции, экспрессия, поведенческие проявления, ценностно-смысловая сфера, чувство единения), а также к внешним факторам (события, ситуации, поступки и чувства значимых взрослых, общение);
3. Содержательность психических состояний имеет свою специфику в зависимости от возраста и от типа нарушения;
4. Выявлены характеристики, которые отсутствуют или крайне редко бывают представлены в структуре субъективного опыта. Дети с ТНР и подростки с ДЦП в описаниях своих психических состояний крайне редко отражают чувства единения с близкими людьми;
5. Психические состояния, переживаемые в прошлом, представлены в опыте детей с дефицитарным развитием более полно и содержательно, чем описания ожидаемого или предполагаемого будущего. Дети 7-10 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи репрезентируют и раскрывают психические состояния наиболее содержательно, чем подростки;
6. В структуре психических состояний радость, гнев, спокойствие выявлены смысловые единицы, отражающие регулятивные процессы в прошлом и ожидаемом будущем у детей и подростков с нарушениями в развитии. То есть механизмы регуляции состояний уже встроены в структуру опыта, что является значимым для выстраивания своего поведения, взаимодействий с другими людьми и социализации в целом;
7. Прогнозирование будущего опирается на имеющийся опыт переживаний состояний, воспроизводящее его структурные элементы. Наиболее содержателен субъективный опыт радости у детей с ТНР и ДЦП;
8. Содержание психического состояния гнев богато смысловыми единицами у детей и подростков с ДЦП. Содержание опыта наполнено в основном оценочными суждениями, выражениями эмоций, чувств, настроения, а также действиями и поступками испытуемых или значимых людей;
9. Содержание психического состояния спокойствие наиболее богато представлено у подростков с ДЦП. Они раскрывают состояние через оценочные суждения, эмоционально-чувственную сферу и рефлексивные процессы, позволяющие понимать свои переживания и их причины;
10. Дети и подростки с двигательными нарушениями имеют более высокий уровень способности к прогнозированию, чем дети и подростки с тяжелыми речевыми нарушениями;
11. Такие качества мышления, определяющие способность к прогнозированию, как аналитичность, осознанность и гибкость, значимо более выражено у подростков с речевыми нарушениями. При этом перспективность и доказательность мышления более выражены у подростков с двигательными нарушениями. Общий уровень прогнозирования более выражен у подростков с ДЦП;
12. Практически отсутствуют корреляции между психическими состояниями и прогнозированием у подростков с тяжелыми нарушениями речи. То есть процессы прогнозирования у подростков с ТНР обусловливаются другими личностными особенностями и менее связано с психическими состояниями. Психические состояния радость, гнев, спокойствие определяют специфику прогностических процессов в большей мере у подростков с двигательными нарушениями и у детей с речевыми нарушениями.
1. Ананьев, Б.Г., Степанова Е.И. Развитие психофизиологических функций взрослого человека [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова. - Л., 1972.
2. Ахметзянова, А. И., Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21. - № 3. - С. 489-504.
3. Ахметзянова, А.Н Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис. ... канд.психол.наук /А.Н. Ахметзянова. - Казань, 2001. - 19 с.
4. Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст] / Л.О. Бадалян. - М.: Просвещение, 1987. -316 с.
5. Базылевич, Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей [Текст] / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал.- 1994.- Т. 15.- № 6.- С. 90 99.
6. Барабанщиков, В.А. Динамика зрительного восприятия [Текст] / В.А. Барабанщиков. - М.: Наука, 1990. - 240 с.
7. Блейхер, В.М. Методы патопсихологического исследования [Текст] / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков // Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - С. 112 - 223.
8. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - С. 512-755.
9. Выготский, Л.С. Специальные вопросы дефектологии [Текст] /
Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
10. Габдреева, Г.Ш. Методы регуляции психического состояния [Текст] / Г.Ш. Габдреева // Психология состояний. Хрестоматия / под ред. проф.
А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С. 516-530
11. Ганзен, В.А. Место и роль психических состояний в системе психических явлений [Текст] / В.А. Ганзен // Психология состояний. Хрестоматия/ Под ред.проф. А.О.Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С.139-141
12. Ганзен, В.А. Системное описание функционирования психики в актуальном времени [Текст] / В.А. Ганзен // Вестник ЛГУ. Сер.6. Вып.1. С.62-69
13. Ганзен, В. А., Юрченко, В.Н. Системный подход к анализу, описанию и
экспериментальному исследованию психических состояний человека [Текст] / В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко // Психология состояний.
Хрестоматия / под ред. проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С. 189-201
14. Ганзен, В.А. Системно-понятийное описание психических состояний человека [Текст] / В.А. Ганзен // Под ред. В.Н. Юрченко - СПб.: Вестник ЛГУ. 1976- 146с.
15. Гончарова, О. Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и
антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: автореферат кандидата психологических наук [Текст] / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 23 с.
16. Громова, Ч.Р. Взаимосвязь антиципационных способностей детей и их родителей (в условиях нормы и невротических расстройств).: Автореф. дис. ... канд.психол.наук/ Ч.Р. Громова. - Казань, 2004.- 21 с.
17. Гульдан, В.В. Тактики поведения больных шизофренией и
психопатических личностей в вероятностной среде [Текст] /
В.В. Гульдан // Журнал невропатологии психиатрии. - 1978. - № 12. - С. 1845 - 1848.
18. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы дошкольника [Текст] / Н. Довгая, О. Перелыгина // Ребёнок в детском саду. - 2015 - № 5. - С. 23-27.
19. Ежкова, Н.С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимодействия: монография [Текст] /Н.С. Ежкова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. - 159 с.
20. Жокина, П.А. Самооценка детей с нарушениями зрения (обзор зарубежных исследований) [Текст] / П.А. Жокина // Специальное образование.-2017. - № 2
21. Изотова, Е.К. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика [Текст] / Е.К. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2008. - 235 с.
22. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е.П. Ильин
- СПб.: Питер, 2005. - 412с.
23. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2002
- 752 с.
24. Кант, И. Сочинения. [Текст] / И. Кант. - Т.3. М., 1963
25. Карелина, И.О. Проблемы эмоционального развития детей в современной зарубежной психологии [Текст] / И.О. Карелина // Вопросы психологии. - 2012. - № 3 (56) . - С. 94
26. Кузьмин, В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса [Текст] / В.П. Кузьмин. - М.: Издательство «Политиздат», 1986. - 231 с.
27. Куликов, Л.В. Сущность и функции психического состояния // Психология состояний. Хрестоматия [Текст] / Л.В. Куликов / под ред.проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С. 39-47
28. Куликов, Л.В. Психические состояния. Хрестоматия [Текст] / Л.В.
Куликов - СПб.: Питер, 2004. - 512 с.
29. Ланге, Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст] / Н.Н. Ланге. - М.: Наука, 1967. - 296 с.
30. Левитов, Н.Д. Определение психического состояния [Текст] / Н.Д. Левитов // Психология состояний. Хрестоматия / под ред.проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С. 31-34
31. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д.
Левитов. - М.: Просвещение, 2014. - 344 с.
32. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов.- М.: Педагогика, 1991. - 295 с.
33. Мамайчук, И.И. Психология детей с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 248 с.
34. Манелис, Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и
нейропсихологические механизмы [Текст] / Н.Г. Манелис// Шк. здоровья. -1999. -№ 2. - C. 6-22.
35. Масалович, Ю.М., Фотекова, Т.А. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Текст] / Ю.М. Масалович, Т.А. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011
г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 55-58.
36. Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1991.360 с.
37. Мастюкова, Е.М. Дети с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М.,
2003.
38. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 608 с.
39. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Академия, 2015. - 498 с.
40. Переслени, Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст] / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. - № 2. - 1974. - С. 115 - 122.
41. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Теоретическая психология: Учеб.пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.заведений. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. - 496с.
42. Пономаренко, Е.С. Краткий курс тифлопсихологии и тифлопедагогики: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.С. Пономаренко. - М.:
Оренбургский государственный педагогический университет (Оренбург), 2009
43. Прохоров, А.О. Модели функциональных структур психических состояний [Текст] / А.О. Прохоров // Психология состояний. Хрестоматия / под ред.проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С. 202216
44. Прохоров, А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния [Текст] / А.О. Прохоров // Психол.журнал, 1999. - т.20, №2. - С. 115-124
45. Прохоров, А.О. Образ психического состояния [Текст] / А.О. Прохоров // Психология психических состояний: сборник статей. Вып.8 / под ред. А.О. Прохорова. - Казань: Казанский ун-т, 2011. - С. 6-14
46. Прохоров, А.О. Образ психического состояния: теоретическая модель [Текст] / А.О. Прохоров // Бехтерев В.М. и современная психология: материалы докладов научно-практической конференции. К 125-летию открытия первой психологической лаборатории. Казань, казанский университет, 13-15 сентября 2010 года. Вып.4 / отв.ред. Л.М. Попов. - Казань: Отечество, 2010. - Т.1. - С. 153-158
47. Прохоров, А.О. Определение понятия «психическое состояние» [Текст] / А.О. Прохоров // Психология состояний. Хрестоматия / под ред.проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь,2004. - С. 34-39
48. Прохоров, А.О. Особенности психических состояний в обучении [Текст] / А.О. Прохоров // Психологический журнал. - 1991. - Т.12, №1. -С. 47-54
49. Прохоров, А.О. Предпосылки и история проблемы психических состояний в психологии [Текст] / А.О. Прохоров // Психология состояний. Хрестоматия / под ред.проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь,2004. - С. 13-16
50. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А.О. Прохоров. - Казань: Изд-во КГУ, 1991. - 167 с.
51. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции [Текст] / А.О. Прохоров. - Казань: Изд-во Казанского педагогического института, 1994. - 168 с.
52. Прохоров, А.О. Психология неравновесных состояний [Текст] / А.О. Прохоров. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 152с.
53. Прохоров, А.О. Психология состояний: учебное пособие [Текст] / А.О. Прохоров // под ред. А.О. Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-центр», 2011. - 624 с.
54. Прохоров, А.О. Смысловая регуляция психических состояний [Текст] / А.О. Прохоров. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 352 с.
55. Прохоров, А.О., Артищева Л.В. Особенности изменения субъективных образов неравновесных состояний во временном диапазоне «прошлое- настоящее-будущее» [Текст] / А.О. Прохоров, Л.В. Артищева // Вопросы социальной психологии. Сборник научных трудов. Вып.7 (12). - Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - С. 34-54
56. Прохоров, А.О. Образ психического состояния: феноменологические особенности [Текст] / А.О. Прохоров // Вопросы социальной психологии. Сборник научных трудов. Вып. 8 (13). - Саратов: ИЦ «Наука», 2012. - С. 39-51
57. Прохоров, А.О. Психические состояния детей дошкольного возраста. вопросы психологии [Текст] / С.В. Велиева, А.О. Прохоров - М.: Вопросы психологии 2003- 159с.
58. Прохоров, А.О. Связь черт характера и психических состояний педагогов [Текст] / А.О. Прохоров, Т.Н. Васильева // Вопросы психологии. - 2011. - №3. - С. 57-70.
59. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем [Текст] / В.Н. Садовский. - М.: Издательство «Наука», 1974. - 280 с.
60. Сафонов, В.К. Психическое состояние [Текст] / В.К. Сафонов //
Психология: учебник / под ред. А.А. Крылова. М., 2014. - С. 274-298
61. Симанов, А. Л. Развитие понятия «состояние» в философии и естествознании [Текст] / А.Л. Симанов // Психология состояний. Хрестоматия / под ред.проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь,2004. - С. 24-31
62. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их
классификация и диагностика [Текст] / Ю.Е. Сосновикова: Пособие для студентов и учителей - Горький: Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975.- 118с.
63. Сумина, Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности [Текст] / Н.Е. Сумина // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С.18-25
64. Сырникова, Н.А. К вопросу о структуре интеллекта / Н.А. Сырникова // Теоретическое наследие Л.М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л.М. Веккера / отв.ред. М.А Холодная и М.В. Осорина. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008. - С. 120-126
65. Фахрутдинова, Л.Р. Теория переживания [Текст] / Л.Р. Фахрутдинова. - Казань: Казанский ун-т, 2009. - 416 с.
66. Федорова, Т.В. Воображение-основа формирования прогнозирования [Текст] / Т.В. Федорова // Молодой ученый. - 2016. - №5.6. - С. 104-106.
67. Федорова, Т.В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения [Текст] / Т.В. Федорова // Образование и саморазвитие (научный журнал). - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - №1(17). - С. 191-197.
68. Филатов, Ф.Р. Психология для студентов вузов [Текст] / Ф.Р. Филатов. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2004. - 256 с.
69. Хомская, Е.Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты [Текст] / Е.Д. Хомская // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 50-62.
70. Чеснокова, И.И. К проблеме психических состояний личности [Текст] / И.И. Чеснокова // Психология состояний. Хрестоматия / под ред.проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С. 47-50
71. Чеснокова, И.И. Особенности регуляции психических состояний [Текст]" /" И.И. Чеснокова // Психология состояний. Хрестоматия / под ред.проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С. 513-516