ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения вербальной коммуникации детей с интеллектуальными нарушениями 8
1.1. Современное состояние изученности интеллектуальных нарушений у
детей младшего школьного возраста 8
1.2. Вербальная коммуникации у детей младшего школьного возраста с
интеллектуальными нарушениями 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями 23
2.1. Организация исследования по изучению особенностей вербальной
коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями 24
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Методические рекомендации по развитию вербальной коммуникации у
детей с интеллектуальными нарушениями 42
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты изучения вербальной коммуникации детей с интеллектуальными нарушениями 8
1.1. Современное состояние изученности интеллектуальных нарушений у
детей младшего школьного возраста 8
1.2. Вербальная коммуникации у детей младшего школьного возраста с
интеллектуальными нарушениями 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями 23
2.1. Организация исследования по изучению особенностей вербальной
коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями 24
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Методические рекомендации по развитию вербальной коммуникации у
детей с интеллектуальными нарушениями 42
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения
Актуальность темы исследования. Общение является важным условием психического развития ребенка, становления его личности. Это ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Процесс общения - это взаимодействие участвующих сторон, мотивированное их потребностями, имеющее характерный способ и средства осуществления и предполагающее конечный интерес.
Младший школьный возраст сензитивен для развития коммуникативных действий детей. Именно в этом возрасте они овладевают навыком сотрудничества в процессе коммуникации, оценивают поведение окружающих, а так же получают умения вести диалог. Формирование перечисленных навыков определяет ведущую роль в формировании позитивных черт личности ребёнка, определяющих его успешную социальную адаптацию.
Учитывая исключительную значимость вербальной коммуникации в плане психического, эмоционального и социального развития индивида, особенно важным представляется изучение особенностей вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, необходимой для полноценного взаимодействия с окружающими. Именно владение вербальной коммуникацией является важнейшим условием в интеграции и социальной адаптации в группе младших школьников указанной категории.
Вопросом изучения интеллектуальных нарушений у детей младшего школьного возраста занимались такие исследователи, как: Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц, Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова, А.А. Катаева, В. Г. Петрова ,Е.А. Стребелева, и др.
Вопросы вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями раскрыты в работах таких
авторов, как К.А. Андреева, Д.И. Бойков ,В.Г. Петрова, П.В. Валиева, М.И. Хизриева, Е.Е. Дмитриева Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, С.А. Лобач и др.
Однако вопросы формирования вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями недостаточно изучены, что и определило актуальность нашего исследования.
Цель исследования - выявить особенности сформированное™ вербальной коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования - вербальная коммуникация у младших школьников.
Предмет исследования - вербальная коммуникация у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
- изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности развития вербальной коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями;
- разработать методические рекомендации по формированию вербальной коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования состоит в том, что интеллектуальные нарушения младших школьников определяют специфику вербальной коммуникации, проявляющуюся в коммуникативной активности, совместной коммуникативной деятельности и в способности использовать речевые и неречевые средства коммуникации в общении.
Методологическая основа исследования:
- положения о клинике интеллектуальных нарушений у детей младшего школьного возраста Л.С. Выготского, Г. Айзенка, В.В. Ковалева, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, Д.Н. Исаева, Т.А. Колосовой, Е.А. Стребелевой и др.;
- концепции о вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста,К.А. Андреевой, С.С. Бетановой, Д.И. Бойкова, С.В. Бойковой,П.В. Валиевой, М.И. Хизриевой, Е.Е. Дмитриевой, С.А. Лобач, А. Р. Лурия, Э.В. Якубовской и др.;
Методы исследования:
- теоретические (обзор научной литературы по проблеме исследования, позволяющий высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений);
- эмпирические (педагогический эксперимент) интерпретации теории позволяют обосновать взаимосвязь концепций лежащих в основе исследования, надежность используемых методик;
- математические и статистические, демонстрирующие репрезентативность выборки испытуемых и корректное применение методов математической статистики (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные результаты исследования особенностей вербальной коммуникации могут быть использованы логопедами, психологами, дефектологами, для разработки технологий и приемов обучения, для составления перспективных планов обучения.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании приняло участие 30 младших школьников 9-10 лет имеющие нарушения в интеллектуальной сфере.
Результаты проведенного исследования апробированы на XXII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования» (03.05.2019 г.)
Младший школьный возраст сензитивен для развития коммуникативных действий детей. Именно в этом возрасте они овладевают навыком сотрудничества в процессе коммуникации, оценивают поведение окружающих, а так же получают умения вести диалог. Формирование перечисленных навыков определяет ведущую роль в формировании позитивных черт личности ребёнка, определяющих его успешную социальную адаптацию.
Учитывая исключительную значимость вербальной коммуникации в плане психического, эмоционального и социального развития индивида, особенно важным представляется изучение особенностей вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, необходимой для полноценного взаимодействия с окружающими. Именно владение вербальной коммуникацией является важнейшим условием в интеграции и социальной адаптации в группе младших школьников указанной категории.
Вопросом изучения интеллектуальных нарушений у детей младшего школьного возраста занимались такие исследователи, как: Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц, Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова, А.А. Катаева, В. Г. Петрова ,Е.А. Стребелева, и др.
Вопросы вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями раскрыты в работах таких
авторов, как К.А. Андреева, Д.И. Бойков ,В.Г. Петрова, П.В. Валиева, М.И. Хизриева, Е.Е. Дмитриева Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, С.А. Лобач и др.
Однако вопросы формирования вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями недостаточно изучены, что и определило актуальность нашего исследования.
Цель исследования - выявить особенности сформированное™ вербальной коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования - вербальная коммуникация у младших школьников.
Предмет исследования - вербальная коммуникация у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
- изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности развития вербальной коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями;
- разработать методические рекомендации по формированию вербальной коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования состоит в том, что интеллектуальные нарушения младших школьников определяют специфику вербальной коммуникации, проявляющуюся в коммуникативной активности, совместной коммуникативной деятельности и в способности использовать речевые и неречевые средства коммуникации в общении.
Методологическая основа исследования:
- положения о клинике интеллектуальных нарушений у детей младшего школьного возраста Л.С. Выготского, Г. Айзенка, В.В. Ковалева, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, Д.Н. Исаева, Т.А. Колосовой, Е.А. Стребелевой и др.;
- концепции о вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста,К.А. Андреевой, С.С. Бетановой, Д.И. Бойкова, С.В. Бойковой,П.В. Валиевой, М.И. Хизриевой, Е.Е. Дмитриевой, С.А. Лобач, А. Р. Лурия, Э.В. Якубовской и др.;
Методы исследования:
- теоретические (обзор научной литературы по проблеме исследования, позволяющий высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений);
- эмпирические (педагогический эксперимент) интерпретации теории позволяют обосновать взаимосвязь концепций лежащих в основе исследования, надежность используемых методик;
- математические и статистические, демонстрирующие репрезентативность выборки испытуемых и корректное применение методов математической статистики (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные результаты исследования особенностей вербальной коммуникации могут быть использованы логопедами, психологами, дефектологами, для разработки технологий и приемов обучения, для составления перспективных планов обучения.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании приняло участие 30 младших школьников 9-10 лет имеющие нарушения в интеллектуальной сфере.
Результаты проведенного исследования апробированы на XXII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования» (03.05.2019 г.)
Симптомы интеллектуального нарушения включают недостаточную способность решения учебных и жизненных задач, трудности в ориентировке в новой ситуации, недостаточность знаний, умений и навыков, сниженный уровень абстрактно-логического мышления, ограниченный словарный запас.
Коммуникация - это обмен информацией, эмоциями и чувствами между отдельными личностями, группами людей. Вербальная коммуникация является самым распространенным видом общения, когда информация подается в виде устного сообщения, текстового сообщения и воспринимается через слух или чтение.
Несформированность вербальной коммуникации младших школьников влияет на их социальную адаптацию, так как жизнь в обществе - это постоянный процесс общения. Младшие школьники с нарушением интеллекта ограничены в вербальных контактах, не могут свободно общаться со сверстниками и учителями. Затруднения в вербальной коммуникации связаны с несовершенством речевой базы, с несформированностью эмоционального компонента коммуникации, навыков совместной деятельности и интереса к сверстникам и окружающему.
Вербальная коммуникация является важной составляющей психического развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Она сказывается на результатах учебы, игры, труда, социальной ориентации. Вербальная коммуникация оказывает влияние на становление личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, способствует их интеграции в группу сверстников и социализации.
Согласно данным нашего эмпирического исследования, интеллектуальные нарушения младших школьников, определяют особенности сформированности вербальной коммуникации, проявляющиеся:
- в сниженной речевой активности в процессе учебной деятельности, которая препятствует инициативности в речевом поведении.
- в низком уровне сформированное™ коммуникативных действий в организации сотрудничества и в процессе создания общего продукта деятельности.
- недостаточно сформированном уровне состояния речевой коммуникации, которая проявляется, при оформлении речевых высказываний в ситуации диалога, в постоянной стимулирующей и сопроводительной помощи педагога.
Следовательно, подтвердилась выдвигаемая гипотеза исследования. Подтверждается и анализ теоретической научной литературы с результатами проведенного экспериментальной работы, где мы можем отметить преобладание учебно-игровой деятельности в развитии младших школьников. Несмотря на низкий уровень коммуникативных действий в сотрудничестве, и недостаточно развитом уровне речевых высказываний в процессе коммуникации, дети с интеллектуальными нарушениями испытывают потребность в общении и самовыражении именно в процессе игры, в отличие от детей с сохранным интеллектом, вербальные компоненты коммуникации которых полностью осуществляется и в процессе учебной деятельности.
Коммуникация - это обмен информацией, эмоциями и чувствами между отдельными личностями, группами людей. Вербальная коммуникация является самым распространенным видом общения, когда информация подается в виде устного сообщения, текстового сообщения и воспринимается через слух или чтение.
Несформированность вербальной коммуникации младших школьников влияет на их социальную адаптацию, так как жизнь в обществе - это постоянный процесс общения. Младшие школьники с нарушением интеллекта ограничены в вербальных контактах, не могут свободно общаться со сверстниками и учителями. Затруднения в вербальной коммуникации связаны с несовершенством речевой базы, с несформированностью эмоционального компонента коммуникации, навыков совместной деятельности и интереса к сверстникам и окружающему.
Вербальная коммуникация является важной составляющей психического развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Она сказывается на результатах учебы, игры, труда, социальной ориентации. Вербальная коммуникация оказывает влияние на становление личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, способствует их интеграции в группу сверстников и социализации.
Согласно данным нашего эмпирического исследования, интеллектуальные нарушения младших школьников, определяют особенности сформированности вербальной коммуникации, проявляющиеся:
- в сниженной речевой активности в процессе учебной деятельности, которая препятствует инициативности в речевом поведении.
- в низком уровне сформированное™ коммуникативных действий в организации сотрудничества и в процессе создания общего продукта деятельности.
- недостаточно сформированном уровне состояния речевой коммуникации, которая проявляется, при оформлении речевых высказываний в ситуации диалога, в постоянной стимулирующей и сопроводительной помощи педагога.
Следовательно, подтвердилась выдвигаемая гипотеза исследования. Подтверждается и анализ теоретической научной литературы с результатами проведенного экспериментальной работы, где мы можем отметить преобладание учебно-игровой деятельности в развитии младших школьников. Несмотря на низкий уровень коммуникативных действий в сотрудничестве, и недостаточно развитом уровне речевых высказываний в процессе коммуникации, дети с интеллектуальными нарушениями испытывают потребность в общении и самовыражении именно в процессе игры, в отличие от детей с сохранным интеллектом, вербальные компоненты коммуникации которых полностью осуществляется и в процессе учебной деятельности.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Особенности невербальных коммуникаций детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС) (Специальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности средств коммуникации у детей 9-10 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отсутствием общеупотребительной речи
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



