Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения вербальной коммуникации детей с интеллектуальными нарушениями 8
1.1. Современное состояние изученности интеллектуальных нарушений у
детей младшего школьного возраста 8
1.2. Вербальная коммуникации у детей младшего школьного возраста с
интеллектуальными нарушениями 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями 23
2.1. Организация исследования по изучению особенностей вербальной
коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями 24
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Методические рекомендации по развитию вербальной коммуникации у
детей с интеллектуальными нарушениями 42
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения
Актуальность темы исследования. Общение является важным условием психического развития ребенка, становления его личности. Это ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Процесс общения - это взаимодействие участвующих сторон, мотивированное их потребностями, имеющее характерный способ и средства осуществления и предполагающее конечный интерес.
Младший школьный возраст сензитивен для развития коммуникативных действий детей. Именно в этом возрасте они овладевают навыком сотрудничества в процессе коммуникации, оценивают поведение окружающих, а так же получают умения вести диалог. Формирование перечисленных навыков определяет ведущую роль в формировании позитивных черт личности ребёнка, определяющих его успешную социальную адаптацию.
Учитывая исключительную значимость вербальной коммуникации в плане психического, эмоционального и социального развития индивида, особенно важным представляется изучение особенностей вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, необходимой для полноценного взаимодействия с окружающими. Именно владение вербальной коммуникацией является важнейшим условием в интеграции и социальной адаптации в группе младших школьников указанной категории.
Вопросом изучения интеллектуальных нарушений у детей младшего школьного возраста занимались такие исследователи, как: Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц, Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова, А.А. Катаева, В. Г. Петрова ,Е.А. Стребелева, и др.
Вопросы вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями раскрыты в работах таких
авторов, как К.А. Андреева, Д.И. Бойков ,В.Г. Петрова, П.В. Валиева, М.И. Хизриева, Е.Е. Дмитриева Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, С.А. Лобач и др.
Однако вопросы формирования вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями недостаточно изучены, что и определило актуальность нашего исследования.
Цель исследования - выявить особенности сформированное™ вербальной коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования - вербальная коммуникация у младших школьников.
Предмет исследования - вербальная коммуникация у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
- изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности развития вербальной коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями;
- разработать методические рекомендации по формированию вербальной коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования состоит в том, что интеллектуальные нарушения младших школьников определяют специфику вербальной коммуникации, проявляющуюся в коммуникативной активности, совместной коммуникативной деятельности и в способности использовать речевые и неречевые средства коммуникации в общении.
Методологическая основа исследования:
- положения о клинике интеллектуальных нарушений у детей младшего школьного возраста Л.С. Выготского, Г. Айзенка, В.В. Ковалева, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, Д.Н. Исаева, Т.А. Колосовой, Е.А. Стребелевой и др.;
- концепции о вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста,К.А. Андреевой, С.С. Бетановой, Д.И. Бойкова, С.В. Бойковой,П.В. Валиевой, М.И. Хизриевой, Е.Е. Дмитриевой, С.А. Лобач, А. Р. Лурия, Э.В. Якубовской и др.;
Методы исследования:
- теоретические (обзор научной литературы по проблеме исследования, позволяющий высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений);
- эмпирические (педагогический эксперимент) интерпретации теории позволяют обосновать взаимосвязь концепций лежащих в основе исследования, надежность используемых методик;
- математические и статистические, демонстрирующие репрезентативность выборки испытуемых и корректное применение методов математической статистики (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные результаты исследования особенностей вербальной коммуникации могут быть использованы логопедами, психологами, дефектологами, для разработки технологий и приемов обучения, для составления перспективных планов обучения.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании приняло участие 30 младших школьников 9-10 лет имеющие нарушения в интеллектуальной сфере.
Результаты проведенного исследования апробированы на XXII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования» (03.05.2019 г.)
Симптомы интеллектуального нарушения включают недостаточную способность решения учебных и жизненных задач, трудности в ориентировке в новой ситуации, недостаточность знаний, умений и навыков, сниженный уровень абстрактно-логического мышления, ограниченный словарный запас.
Коммуникация - это обмен информацией, эмоциями и чувствами между отдельными личностями, группами людей. Вербальная коммуникация является самым распространенным видом общения, когда информация подается в виде устного сообщения, текстового сообщения и воспринимается через слух или чтение.
Несформированность вербальной коммуникации младших школьников влияет на их социальную адаптацию, так как жизнь в обществе - это постоянный процесс общения. Младшие школьники с нарушением интеллекта ограничены в вербальных контактах, не могут свободно общаться со сверстниками и учителями. Затруднения в вербальной коммуникации связаны с несовершенством речевой базы, с несформированностью эмоционального компонента коммуникации, навыков совместной деятельности и интереса к сверстникам и окружающему.
Вербальная коммуникация является важной составляющей психического развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Она сказывается на результатах учебы, игры, труда, социальной ориентации. Вербальная коммуникация оказывает влияние на становление личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, способствует их интеграции в группу сверстников и социализации.
Согласно данным нашего эмпирического исследования, интеллектуальные нарушения младших школьников, определяют особенности сформированности вербальной коммуникации, проявляющиеся:
- в сниженной речевой активности в процессе учебной деятельности, которая препятствует инициативности в речевом поведении.
- в низком уровне сформированное™ коммуникативных действий в организации сотрудничества и в процессе создания общего продукта деятельности.
- недостаточно сформированном уровне состояния речевой коммуникации, которая проявляется, при оформлении речевых высказываний в ситуации диалога, в постоянной стимулирующей и сопроводительной помощи педагога.
Следовательно, подтвердилась выдвигаемая гипотеза исследования. Подтверждается и анализ теоретической научной литературы с результатами проведенного экспериментальной работы, где мы можем отметить преобладание учебно-игровой деятельности в развитии младших школьников. Несмотря на низкий уровень коммуникативных действий в сотрудничестве, и недостаточно развитом уровне речевых высказываний в процессе коммуникации, дети с интеллектуальными нарушениями испытывают потребность в общении и самовыражении именно в процессе игры, в отличие от детей с сохранным интеллектом, вербальные компоненты коммуникации которых полностью осуществляется и в процессе учебной деятельности.
1. Амасьянц, Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 320 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 376 с.
3. Андреева К.А. Коммуникативные способности младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / К.А. Андреева // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 715-718.- URL https://moluch.ru/archive/61/9064/
4. Антропов, Ю.А. Основы диагностики психических расстройств [Текст] / Ю.А. Антропов, А.Ю. Антропов, Н.Г. Незнанов. - М.: Гэотар- Медиа, 2014. - 384 с.
5. Бетанова, С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости [Текст] / С.С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университет. - 2012. - №3. - С. 97-107.
6. Богдан, Н.Н. Специальная психология [Текст] / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. - 220 с.
7. Бойков, Д.И. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда [Текст] / Д.И. Бойков, С.В. Бойкова. - СПб.: СОЮЗ, 2014. - 352 с.
8. Валиева, П.В. Особенности общения детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / П.В. Валиева, М.И. Хизриева // Актуальные проблемы специального образования: Материалы VI
Международной студенческой электронной научной конференции "Студенческий научный форум". - Махачкала: ФГБОУ ВПО ДГПУ, 2014. - №25. - 114 с. - С. 24.
9. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Инфра-М, 2013. - 446 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка[Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. - 512 с.
11. Давидович, Л.Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии [Текст] / Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, Ж.В. Антипова. - М.: Высшая школа, 2014. - 216 с.
12. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития [Текст] / Е.Е. Дмитриева. - М.: МГОУ, 2015. - 411 с.
13. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. -
2014. - №6. - С. 11-17.
14. Дмитриева, Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение [Текст] / Е.Е. Дмитриева - М.: АРКТИ, 2015. - 68 с.
15. Дубинина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей[Текст] / Л. Дубинина // Дошкольное воспитание. - 2015. - №10. - С. 26-36.
16. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание Метод. рекомендации [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2016. - 272 с.
17. Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст]: Дис. ... канд-та пед. наук / И.А. Емельянова. - Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 2009. - 274 с.
18. Ефремова, Ю.М. Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития [Текст] / Ю.М. Ефремова // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций "Дни науки МГПУ - 2010". - М.: МГПУ, 2010. - 190 с.
19. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. [Текст] / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 2012. - 112 с.
20. Закрепина, А.В. Социальное развитие школьников [Текст] / А.В. Закрепина // Начальная школа. - 2017. - № 11. - С.72-79.
21. Золоткова, Е.В. Воспитание и обучение младших школьников с нарушениями развития [Текст] / Е.В. Золоткова, Н.Г. Минаева, И.В. Чумакова. - Саранск, 2014. - 116 с.
22. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 573 с. С. 8.
23. Исаев, Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: Учеб. [Текст] / Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова. - СПб.: КАРО, 2012. - 176 с.
24. Катаева, А.А. Олигофренопедагогика: Учеб. [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 208 с.
25. Кашкин, В.Б. Основы теории коммуникации[Текст]. - М.: АСТ, 2012. - 434 с.
26. Коняева, Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. - М.: Владос, 2010. - 200 с.
27. Кубраченко, Н.В. Особенности коммуникативных умений и навыков детей с нарушением интеллекта [Текст] // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научнопрактических конференций "Дни науки МГПУ - 2010" / Сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. - М.: МГПУ, 2010. - 190 с.
28. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.
29. Литош, Н.Л. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии [Текст] / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 140 с.
30. Лобач, С.А. Особенности вербального общения детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / С.А. Лобач // Журнал "Вестник СФУ”. - 2015. - № 6. - С. 14.
31. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие [Текст] / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
32. Московкина А.Г., Уманская Т.М. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие [Текст] / А.Г. Московкина, Т.М. Уманская - М.: Издательство «Прометей» , 2013 - 300 с.
33. Мутовкин, Л.А. Вербальная коммуникация [Текст] / Л.А. Мутовкин. - М.: Астрель, 2014. - 298 с.
34. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс [Текст] / Т.Г. Неретина. - М.: Флинта, 2010. - 376 с.
35. Основы специальной психологии[Текст]/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
36. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации [Текст] / Г.Г. Почепцов. - Киев, 2012. - 456 с.
37. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция[Текст] / Под ред. У.В. Ульенковой. - СПб.: Питер, 2015. - 304 с.
38. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие [Текст] / Сост. Е.А. Калмыкова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2017. - 121 с.
39. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Б.П. Пузанов. - М.: Академия, 2013. - 272 с.
40. Ромашкина, Е.Н. Особенности здоровьесберегающей и образовательной деятельности учителя-дефектолога по развитию речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями[Текст] / Е.Н. Ромашкина // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №1. - Том II. - С. 267.
41. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Питер, 2016. - 405 с.
42. Специальная психология: учеб. пособие[Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2015. - 464 с.
43. Стародубов, В.И. Стратегия формирования и развития системы организации комплексной реабилитации детей-инвалидов в РФ: Монография [Текст]/ В.И. Стародубов, С.Н. Пузин, Р.А. Амасьянц. - М.: ФГУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы", 2016. - 300 с.
44. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 128 с.
45. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования [Текст] / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
46. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением интеллекта [Текст]/ Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 256 с.
47. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты [Текст] / С.Г. Шевченко. - М.: Владос, 2011. -136 с.
48. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 384 с.
49. Шипицына, Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. - М.: Огни, 2002. - 496 с.
50. Юсупова, Г.Х. Направления логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната [Текст] / Материалы Всерос. науч.- практ. конф. - Уфа: БИРО, 2018. - №11. - С. 75.
51. Янчева, С.В. Развитие речевой коммуникации у детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью[Текст]: дисс... к.п.д. / С.В. Янчева. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2010. - 227 с.
52. Abbeduto L. Development of Verbal Communication in Persons with Moderate to Mild Mental Retardation // International Review of Research in Mental Retardation. - 2018. - Vol . 12. - Р.45-48.
53. Boryak O. Theoretical basses of speech activity of mentally retarded children of primary school age // European Journal of Special Education Research. - 2016. - Vol .45. - Р.23-29.
54. Permenova D.S. The verbal component of the speech behavior of primary school-age children with mental retardation // psychological research. - 2017. - Vol. 10, No. 53. Р.7