Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Американская массовая культура как инструмент «холодной войны» второй половины ХХ века (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №36601

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
739
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Внешнеполитическая стратегия США в «холодной войне» 15
1.1 «Холодная война» как система межгосударственных отношений 15
1.2 Идеологические истоки и эволюция публичной дипломатии США в годы «холодной войны» 26
Глава 2. Массовая культура как инструмент внешней политики США в «холодной войне» 37
2.1 Понятие и сущность массовой культуры 37
2.2 Особенности и роль массовой культуры США в эпоху острой фазы «холодной войны» (1947-1970) и стратегического паритета СССР (1970-1990) 56
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 85
Приложение 1 100
Приложение 2 101


В работах западных исследователей также много внимания уделяется вопросу информационного, в том числе и культурного, сопровождения внешней политики США. Даже фундаментальные работы о внешней политике США таких исследователей, как Дж. Миршаймер (John Mearsheimer) или А. Стейн (Arthur Stein) , включают анализ обозначенной проблемы. Значительное внимание учеными уделяется пропаганде США в странах Восточной Европы в период «холодной войны» , причем одной из основных сфер изучения для зарубежных исследователей остается тема взаимодействия и противодействия США с Советским Союзом. В рамках обозначенной темы достаточно хорошо изучен вопрос влияния на советских граждан американской массовой культуры. В качестве примеров здесь можно привести труды американских историков У. Хиксона (William Hixon) и Р. Вагнлейтнера (Richard Wagnleitner) . Указанные исследователи анализируют не только механизм взаимного влияния двух типов культур друг на друга, но и результаты этого влияния, наглядно отражающиеся в культурной жизни каждой из этих стран.
Очень жесткая обвинительная линия по отношению к Советскому Союзу представлена в работе Д. Маккензи и М. Каррена «История Советского Союза» , где авторы большой послевоенной проблемой И.В. Сталина называют «заразу вольнодумства», способную проникнуть в СССР вместе с возвращающимися из Западной Европы солдатами-победителями. С аналогичной проблемой сталкивался и русский царизм после окончания в 1815 г. Отечественной войны с Французской Империей. В целях предотвращения этой угрозы и оправдания своей репрессивной внутренней политики И. Сталин развернул масштабную кампанию против капиталистического мира, логичным продолжением которой стал разрыв связей с буржуазной Европой на международной арене. Далее Д. Маккензи и М. Каррен вменяют И. Сталину в вину деятельность по созданию восточно-европейского блока социалистических стран-сателлитов и поддержку коммунистических режимов Китая, северного Вьетнама и Северной Кореи, что заставило Запад перевооружиться и свести на нет все перспективы прогресса. Столкновение советской экспансии на восток и яростных попыток США к ее сдерживанию, в конце концов, привело, по словам авторов, к «холодной войне».
Схожая позиция прослеживается и в книге Х. Шварца «Красный Феникс. Россия после Второй мировой войны» , где в числе основных причин «холодной войны» указаны попытки СССР во второй половине 1940-х гг. возобновить глобальную коммунистическую войну против капитализма и захватить другие государства при участии местных коммунистических движений. В качестве доказательства Х. Шварц приводит февральскую речь И.В. Сталина в 1946 г., в которой тот сообщает о старте послевоенной гонки вооружений в рамках программы ускоренного экономического развития СССР, разработанной для обеспечения полной безопасности страны.
Максимально полный обзор вопросов мотивации внешнеполитических шагов СССР содержится в фундаментальном исследовании А. Улама «Советская внешняя политика 1917-1973 гг. Экспансия и сосуществование» . Как отмечает автор, через два года после завершения Второй мировой войны все достижения ялтинской и потсдамской конференций, представлявшиеся необходимым и важнейшим шагом к обеспечению мира, были уничтожены. Ученые, пытавшиеся установить причины столь резкого поворота событий, по словам А. Улама, возлагали основную ответственность либо на Запад за его нерешительные действия, либо на Советский Союз за его стремление установить свое господство над миром. Естественно, имеющиеся в распоряжении источники не могут подтвердить или опровергнуть ни того, ни другого утверждения, при этом, как пишет А. Улам, все причины конфликта кроются в самой природе двух противоположных друг другу государственных систем, господствовавших тогда в мире. Речь здесь идет о том, что после завершения Второй мировой войны СССР закрепил за собой статус единственной великой державой в Европе. Ни одно другое государство (Великобритания и, тем более, Франция) было не в состоянии составить ему реальную конкуренции. Советский Союз, в самом деле, стал одной из двух сверхдержав, внутренние проблемы которой из-за железного занавеса были не видны, и он выглядел в глазах западного мира настоящим колоссом. Следствием сложившегося положения вещей стала решимость советских лидеров использовать все его возможные преимущества независимо от каких-либо идеологических соображений. Американцам же, по мнению А. Улама, была непонятна позиция СССР по решению международных проблем путем торга между крупнейшими игроками, пренебрегая интересами малых государств и стран, которые не принимали решающего участия в победе над странами гитлеровской коалиции. В свою очередь, американский подход, в основе которого лежали «идеализм и законность с упором на права малых государств» казался советскому руководству подозрительным. При этом автор приводит в книге слова госсекретарь Д.Ф. Бирнса, заявившего, что стремление США построить мощную систему коллективной безопасности разбилось о желание СССР во что бы то ни стало разделить мир на две сферы влияния.
Целый ряд трудов западных исследователей переведен на русский язык, причем как по проблеме формирования и развития массовой культуры вообще, так и по вопросам ее роли в «холодной войне». К примеру, М. Хоркхаймер и Т. Адорно в книге «Диалектика Просвещения: Философские фрагменты» раскрывают содержание понятия «культурная индустрия» . В работе Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» речь идет о губительности масс-культуры в связи с ее стремлением уничтожать любую индивидуальность . Дж. Най в своей книге «Как добиться успеха в мировой политике» среди прочего рассматривает особенности использования американской поп-культуры во внешнеполитических целях США .
Объект исследования – массовая культура как инструмент политического влияния на внешнеполитической арене.
Предмет исследования – американская массовая культура как инструмент «холодной войны».
Цель работы заключается в выявление особенностей американской массовой культуры как инструмента «холодной войны» второй половины ХХ в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 осветить понятие и сущность американской массовой культуры;
 обозначить идеологические истоки и эволюция публичной дипломатии США в годы «холодной войны»;
 раскрыть сущность «холодной войны» как системы межгосударственных отношений;
 выделить особенности и роль массовой культуры в реализации «мягкой силы» США в эпоху «холодной войны».
Хронологические рамки исследования охватывают 1947-1990 годы, то есть все время становления и развития системы информационного сопровождения внешней политики США в ходе «холодной войны» от ее начала в 1947 году до окончания в 1990 году. В 1947 году сложился новый миропорядок, в рамках которого США стали претендовать на роль мирового гегемона и использовать для легитимации своего статуса соответствующее информационное сопровождение внешней политики. Время с 1947 года по 1990 год можно охарактеризовать как эпоху военно¬-политического и идеологического противостояния США и СССР, известное как «холодная война», сопровождающееся периодами обострения конфронтации и определенного сглаживания отношений. При этом именно тогда были созданы механизмы информационного сопровождения «холодной войны», главным из которых явился «образ врага», закрепившийся за СССР.
Территориальные рамки охватывают территорию Соединенных Штатов Америки, а также территории тех государств, на которые распространялось влияние США в период «холодной войны».
Методология исследования. Настоящее исследование осуществлялось в рамках системного подхода, который позволил рассмотреть информационное сопровождение внешней политики США в «холодной войне» с активным использованием продуктов масскульта как пример достаточно устойчивой системы. Историко-системный метод является основным для данной работы, поскольку именно он создает условия для всестороннего анализа целого ряда взаимосвязанных международно-политических, внутригосударственных и транснациональных процессов. Метод индукции в данном исследовании способствовал изучению частных фактов и выведению на их основе общих свойств и характеристик внешней политики США времен «холодной войны». Сравнительно-исторический метод позволил сопоставить содержание и формы реализации массовой культуры как части информационного сопровождения внешней политики США на разных этапах «холодной войны».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Идеологическим обоснованием «холодной войны» как глобального геополитического, военного, экономического, идеологического и даже психологического противостояния США и СССР стала доктрина президента США Г.Э. Трумена, выдвинутая им в 1947 г., согласно которой конфликт западной демократии с коммунизмом непримирим. Своими задачами США здесь видели борьбу с коммунизмом во всем мире с целью как минимум не допустить расширения советской сферы влияния и дальнейшего распространения коммунистической идеологии, а при благоприятном стечении обстоятельств – «отбрасывания» СССР к прежним границам.
Опасаясь распространения коммунистической идеологии и массовой ее поддержки, США начали активно противодействовать СССР. Американская элита поставила перед собой задачу выстроить систему, дающую возможность мировой гегемонии для США и соответствующую интересам американского государства.
Для достижения указанной цели американской администрацией были привлечены различные внешнеполитические ведомства, университеты, экспертное сообщество, неправительственные организации. Образовательные, культурные и информационные программы стали основным инструментом продвижения концепции внешней политики США и внедрения ее в общественное сознание, а также формирования благоприятного образа Соединенных Штатов Америки в мире.
Важным элементом «мягкой силы» на внешнеполитической арене стала американская массовая культура в рамках публичной дипломатии, причем в советской научной школе данное понятие трактовалось исключительно негативно. В целом же в исторической перспективе оценки массовой культуры менялись от однозначного ее неприятия до признания того, что она может вовсе не подразумевать под собой потерю индивидуальной идентичности участников процесса коммуникации. На современном этапе дискутирования о природе массовой культуры превалирует идея о том, что с переходом в постиндустриальную стадию развития общества неизбежно происходит процесс усреднения культуры, что, в свою очередь, делает ценности элиты доступными массам, и массовая культура, таким образом, становится гибридом «высокой» и «низкой» культур.
Среди основных характеристик массовой культуры можно выделить:
 усредненность с ориентацией на «человека массы», не обладающего яркими индивидуальными особенностями;
 упрощенность (тривиализация) культурной информации с тиражированием и распространением среди потребителей массовой культуры схожих или одинаковых представлений, образов, эталонов, технологий, то есть стандартизация культурных текстов в форме шаблонов и клише;
 дегуманизация культуры;
 активное мифотворчество, мифологизация культуры;
 эстетизация страшного, отталкивающего, патологического;
 развитие модных тенденций в массовой культуре, стимулирующих рост потребления.
Что касается публичной дипломатии, то первые попытки ее концептуализации сконцентрировались на вопросе целей. К примеру, Г. Малоун дает типичное для своего времени определение: «Публичная дипломатия – это прямая коммуникация с народами зарубежных стран с целью повлиять на их мышление и, в конечном счете, повлиять на их правительства». В итоге возникает двухступенчатая модель влияния: сначала на иностранное общественное мнение, которое затем влияет на свое правительство.
В отечественной науке можно выделить два разных подхода к пониманию публичной дипломатии. Представители первого подхода понимают публичную дипломатию как более активное и умелое использование современных средств PR и механизмов, наработанных неправительственными организациями (НПО) для продвижения и популяризации целей государственной политики. Другие считают, что задача НПО, занимающихся публичной дипломатией, не обслуживание государства, а осуществление непосредственных связей с гражданским обществом других стран с целью углубления взаимопонимания между народами.
После завершения Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки стремились создать гомогенную социальную среду, которая обеспечила бы их лидерство на международной арене, а также спроецировать свои ценности на все ее уровни от глобального до личностного. Система информационного сопровождения внешней политики США носила комплексный характер и имела влияние на важнейшие сферы человеческой деятельности: образование, культуру, спорт, экономику, финансы, внешнюю политику во всем ее многообразии. При этом американское общественное мнение довольно долго сопротивлялось идее активного пропагандирования ценностей и институтов собственного государства за рубежом в мирное время, поскольку видело в этом один из способов влияния на мнение и поведение населения зарубежных стран. Даже в годы Второй мировой войны, когда президент Ф. Рузвельт распорядился об учреждении Управления военной информации (OWI), в чьи задачи входило предоставлять правдивые данные о ходе военных действий собственному народу и народам, воюющим с гитлеровской Германией, нашлись многочисленные оппоненты как в самом американском обществе, так и среди его представителей в Конгрессе. Резкое изменение отношения к проблеме пропаганды за пределами Америки произошло после того, как в январе 1948 г. сенаторы-республиканцы А. Смит, конгрессмен от Нью-Джерси, и К. Мундт, депутат от Северной Дакоты вернулись из двухмесячного зарубежного турне, целью которого было оценить масштаб пропагандистских усилий коммунистов в Европе. В отчете о поездке сенаторы отмечали, что Советы «ведут кампанию очернения США и вводят в заблуждение» общественность европейских стран по этому поводу.
В целом же «холодная война» как идеологический конфликт между Западом и Востоком – либеральными демократиями и советским коммунизмом – в полной мере может рассматриваться как «культурная война», а культурная дипломатия стала частью американской стратегии ведения «холодной войны». К примеру, Чрезвычайный Фонд президента Эйзенхауэра по вопросам международных отношений выделял, начиная с 1954 г., 5 млн долларов ежегодно для организации 60 музыкальных туров за границей, включая мюзикл Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Другие программы поддерживали организацию международных выставок с типичными для американской культуры экспонатами. В качестве инструмента дипломатии с 1954 по 1968 гг., влияющего на отношения сверхдержав в эру «холодной войны», выступал джаз. Тем не менее, основными инструментами неофициальной внешней культурной политики США, идеологическим орудием, неким символом современной Америки и средством формирования имиджа этого государства на мировой арене стали Голливудский кинематограф и американское телевидение.
Несмотря на то, что Голливуд и в России, и во многих других странах, в том числе западных, часто подвергается критике за опору на массовый спрос, коммерциализированность и бездуховность, именно продукция «фабрики грез», отражающая американское видение самых разных аспектов жизни и несущая в себе мощный заряд американских ценностей, до сих пор пользуется огромным спросом по всему миру, формируя у зрителей определенное представление о США. Начиная со времен «холодной войны», американским кинематографистам удалось невероятно опоэтизировать свою страну и создать ей настолько привлекательный имидж, что значительная часть населения нашей планеты попросту влюбилась в эту картинку.
Вместе с тем, на протяжении всего периода «холодной войны» американские кинематографисты не раз обращались и непосредственно к советской тематике. Антисоветизм и антикоммунизм западного экрана играл важную роль в «холодной войне», однако не стоит забывать о том, что во все времена политика Запада во многом была антироссийской, и эту тенденцию можно проследить и во многих западных художественных произведениях – как до возникновения СССР, так и после его распада.



1. Бжезинский, З. Большой провал: Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке / З. Бжезинский / Transl. by Larissa Gershtein. – New York: Liberty, 1989. – 246 с.
2. Бжезинский, З. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы / З. Бжезинский / Пер. с англ. О.Ю. Уральская. – М.: АСТ, 2013. – 703 с.
3. Бжезинский, З. Идеология и власть в советской политике / З. Бжезинский / Пер. с англ. – М.: Издательство иностранной литературы, 1963. – 127 с.
4. Бжезинский, З. Политические системы: США и СССР: сходство и различия, конвергенция или эволюция. Вып. 1 / З. Бжезинский, С. Хантингтон / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1964. – 214 с.
5. Бжезинский З., Хантингтон С. Политические системы: США и СССР: сходство и различия, конвергенция или эволюция. Вып. 2 / З. Бжезинский, С. Хантингтон / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1965. – 272 с.
6. Ильинский, И.М. Цели США в отношении России. NSC 20/1, 18 августа 1948 г. [Электронный ресурс] / И.М. Ильинский // Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950. – Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/glprot-p3.php (дата обращения: 09.04.2018).
7. Киссинджер, Г. Дипломатия / Г. Киссинджер. – М.: Ладомир, 1997. – 848 с.
8. Ломакин, Я. Заместителю министра иностранных дел СССР т. Вышинскому А.Я. от Генконсула СССР в Нью-Йорке Я. Ломакина [Электронный ресурс] / Я. Ломакин // Исторический архив. – Режим доступа: http://www.rosspen.su/ru (дата обращения: 09.04.2018).
9. Campaign of the Truth [Электронный ресурс] // Department of State Bulletin. – May 1, 1950. – P. 660-672. – Режим доступа: https://archive.org/details/departmentofstatb89unit (дата обращения: 09.04.2018).
10. Directive of the council of National Security of the United States NO. /20-4 [Электронный ресурс] // The Library of Congress. – Режим доступа: http://thomas.loc.gov (дата обращения: 09.04.2018).
11. Dismantling of the Former USSR. Public Law 484, 102nd Congress. U.S. Code. Title 20. Chapter 68 [Электронный ресурс] // The Library of Congress. – 1992. – October 23. – Режим доступа: http://thomas.loc.gov (дата обращения: 09.04.2018).
12. US International Information Policy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fas.org/irp/offdocs/nsdd/23-2213t.gif (дата обращения: 09.04.2018).

Литература

13. Аблеев, C.Р. Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов: [Электронный ресурс] / С.Р. Аблеев // Культурно- просветительский центр «Адамант». – Ломоносов, 2008. – Режим доступа: http://www.lomonosov.org/friend-esses/fourfriendesses15054.html. – (Дата обращения: 09.04.2018).
14. Аджиева, Ф.А. Противостояние двух политических систем – «Холодная война» / Ф.А. Аджиева // Материалы X Международной научно-практической конференции «Вектор развития современной науки». – М.: Олимп, 2016. – С. 77-80.
15. Акопян, К.З. Перспективы развития культуры в эпоху глобализации / К.З. Акопян // Культурное разнообразие, развитие и глобализация: по результатам дискуссий круглого стола. – Москва: РИК, 2013. – С. 36 – 40.
16. Арнольдов, А. И. Культурная политика: от идеи к практике / А.И. Арнольдов // Наука о культуре: итоги и перспективы: науч.-информ. сборник. – Москва: РГБ; Информкультура. – 2002. – № 2. – С. 3 –11.
17. Астафьева, О. Н. Коммуникативные стратегии культурной политики: «креативное» управление как маркер модернизации / О.Н. Астафьева // Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации. Коллективная монография в 2 частях под общ. ред. Астафьевой О. Н. – Санкт-Петербург: ЭЙДОС. – 2014. – С. 14 – 34.
18. Астафьева, О.Н. Социокультурная политика: возможности и ограничения / О.Н. Астафьева // Наука о культуре: итоги и перспективы: науч.-информ. сборник. – Москва: РГБ; Информкультура. – 2002. – Вып.4. – С. 40 – 46.
19. Ашин, Г.К. Доктрина массового общества / Г.К. Ашин. – М.: Политиздат, 1971. – 191 с.
20. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю А.С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2012. – 367 с.
21. Барт, Р. Миф сегодня / Р. Барт // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова; пер с фр. – Москва: Прогресс; Универс, 1994. – С. 72 – 131.
22. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. – 314 с.
23. Баталов, Э.Я. Мировой порядок и мировое развитие: анализ современных американских концепций / Э.Я. Баталов. – М.: РОССПЭН, 2005. – 376 с.
24. Батюк, В. Первые заморозки. Советско-американские отношения в 1945-1950 гг. / В. Батюк, Д. Евстафьев. – М., 1995. – 253 с.
25. Беглов, С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики / С.И. Беглов. – М.: Высшая школа, 1980. – 315 с.
26. Безнадельных, Д.М. Распад Советского Союза и имидж России в США (1991–1993 гг.) / Д.М. Безнадельных // Дневник Алтайской школы политических исследований № 33. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Имидж страны как фактор «мягкой силы» в международных отношениях): сборник научных статей / под ред. Ю.Г. Чернышова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2017. – С. 39-43.
27. Безыменский, Л.А. Кто развязал «холодную войну» / Л.А. Безыменский, В.М. Фалин // Страницы истории советского общества. Международные отношения вопросы: события и люди. – М., 1989. – С. 350.
28. Бел, М. Семиотика и искусствознание / М. Бел, Н. Брайсен // Вопросы искусствознания. – 1996. – IX (2/96). – С. 521–529.
29. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе [Электронный ресурс] / В. Беньямин; пер с нем. – М.: Медиум, 1996. – Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/proizvedenie_iskusstva_v_epohu_ego_tehnichesk oj_vosproizvodimosti_18738 (дата обращения: 09.04.2018).
30. Берестовская, Д.С. Культурология / Д.С. Берестовская. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2015. – 392 с.
31. Бетмакаев, А.М. Феномен «культурной холодной войны» в зарубежной историографии международных отношений / А.М. Бетмакаев // Современная Россия и мир: альтернативы развития (Россия и Западная Европа: влияние образов стран на двусторонние отношения): материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Ю.Г. Чернышова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. – С. 61-65.
32. Биричевская, О.Ю. Ценностно-смысловой анализ массового сознания: [Электронный ресурс] / О.Ю. Биричевская // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovoy-analiz-massovogosoznaniya (дата обращения: 09.04.2018).
33. Богатуров, А.Д. Экспертиза международно-политического анализа / А.Д. Богатуров // Сравнительная политика. – 2016. – № 3 – С. 5-16.
34. Богатырева, Т.Г. От культурного многообразия к культурному плюрализму / Т.Г. Богатырева // Культурное разнообразие, развитие и глобализация: по результатам дискуссий круглого стола (Москва, 21 мая 2003). – М.: РИК, 2003. – С. 58 – 63.
35. Богатырева, Т.Г. Синергетика глобальных социокультурных процессов и культурная политика: [Электронный ресурс] / Т.Г. Богатырева // Глобализация: синергетический подход: сборник. – М.: РАГС, 2002. – Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/D46Bogatireva.htm (дата обращения: 09.04.2018).
36. Бонцевич, Н.Н. Институционализация публичной дипломатии в США в правление администрации Г. Трумэна / Н.Н. Бонцевич // Известия Саратовского университета. Серия «История. Международные отношения». – 2017. – Т. 17. – Вып. 3. – С. 364-369.
37. Бубнова, И.А. Массовая культура и ее роль в формировании образа мира современной русской молодежи / И.А. Бубнова // Вопросы психолингвистики. – 2015. – № 1 (13). – С. 64-71.
38. Буряковская, В.А. Коммуникативные характеристики массовой культуры в медийном дискурсе (на материале русского и английского языков): дисс. канд. филол. н. / В.А. Буряковская. – Волгоград, 2014. – 326 с.
39. Быкова, Э.В. Культура народная, элитарная и массовая: методическая разработка по курсу «Культурология» [Электронный ресурс] / Э.В. Быкова. – Режим доступа: http://archive.ec/O3gd (дата обращения: 09.04.2018).
40. Валюженич, А.В. Информационное агентство США. Его роль во внешней политике и место во внешнеполитическом механизме: автореферат дис. канд. ист. наук. / А.В. Валюженич. – М., 1969. – 194 с.
41. Валюженич, А.В. Внешнеполитическая пропаганда США. Историко-политический очерк / А.В. Валюженич. – М.: Международные отношения, 1973. – 216 с.
42. Гирц, К. Влияние концепции культуры на концепцию человека / К. Гирц; пер. с англ. // Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. – Т. 1. – Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. – С. 115-141.
43. Гонцов, А.С. Массовая культура – прогресс или регресс в жизни современного общества? / А.С. Гонцов // Культура народов Причерноморья. – 2014. – № 277. – С. 107-110.
44. Гуревич, П.С. Культурология: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич.– М.: Гардарики, 2015. – 280 с.
45. Дементьев, В.В. Варьирование коммуникативных концептов / В.В. Дементьев // Человек в коммуникации: концепт, жанр, дискурс: сборник науч. тр. – Волгоград: Парадигма, 2006. – С. 5-24.
46. Джеймисон, Ф. Постмодернизм и общество потребления / Ф. Джеймисон // Логос. – 2000. – № 4. – С. 63-77.
47. Дубин, В. Слово – письмо – литература: очерки по социологии современной культуры / В. Дубин. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 416 с.
48. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: учебник для студентов вузов / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 591 с.
49. Журавлева, В.И. Визуализация дискурса идентичности: русский «Другой» в американской политической карикатуристке: от века XIX к веку XXI /Американцы в поисках идентичности / В.И. Журавлева. – М.: РГГУ, 2013. – С. 364-397.
50. Замошкин, Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика / Ю.А. Замошкин. – М.: Наука, 1991. – 306 с.
51. Зарецкая, А.Н. Картина мира телесериала через призму когнитивной лингвистики: [Электронный ресурс] / А.Н. Зарецкая. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-i-yazykovaya-kartiny-mira-vlingvisticheskoy-semantike (дата обращения: 09.04.2018).
52. Зеленцова, Е. В. Творческие индустрии: теории и практики / Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. – Москва: Классика ХXI, 2009. – 240 с.
53. Ильин, А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры): монография / А.Н. Ильин. – Омск: Амфора, 2010. – 376 с.
54. Ионесов, В.И. Феноменология наследия: императивы традиций и инноваций в меняющейся культуре / В.И. Ионесов // Культурогенез и культурное наследие / Науч. ред. и сост. А. В. Бондарев. –СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. – С. 545-561.
55. Кармин, А.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб: Питер, 2016. – 464 с.
56. Карцева, Е.Н. Массовая культура в США и проблема личности: монография / Е.Н. Карцева. – М.: Наука, 1974. – 192 с.
57. К вопросу о теории публичной дипломатии: аналитическая справка [Электронный ресурс]. – М.: Россотрудничество, Управление информационного обеспечения, 2010. – Режим доступа: http://rs.gov.ru/sites/rsgov.ru/files/Spravka_o_publichnoy_diplomatii.pdf (дата обращения: 09.04.2018).
58. Кондаков, И.В. Между экраном и книгой: к осмыслению интертекстуальности современной культуры / И.В. Кондаков // Мир культуры и культурология: Альманах научно-образоват. культуролог. общества России. – Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – Вып. V. – С. 295 – 305.
59. Косолапов, Н.А. Администрация президента Рейгана. Стратегия и политика / Н.А. Косолапов. – М., 1982. – 140 с.
60. Костина, А.В. Культура: между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса / А.В. Костина, А.Я. Флиер. – М.: Согласие, 2011. – 678 с.
61. Костина, А.В. Экспресс «Культура» проследует со всеми остановками / А.В. Костина // Культура культуры. – 2014. – № 4. – Режим доступа: http://cult-cult.ru/culture-express-train-passes-all-the-stations/ (дата обращения: 09.04.2018).
62. Крысенко, Д.С. Эволюция политики США относительно СССР в период администрации Р. Рейгана (19811989 гг.): автореф. дисс. канд. ист. н. / Д.С. Крысенко. – Д., 2017. – 35 с.
63. Кубышкин, А.И. У. Дж. Фулбрайт и американское интеллектуальное сообщество / А.И. Кубышкин // Вестник программы Фулбрайта в России. – 2005. – Вып. 7. – С. 5-6.
64. Кубышкин, А.И. Публичная дипломатия СШ А / А.И. Кубышкин, Н.А. Цветкова. – М.: Аспект-пресс, 2013. – 270 с.
65. Кузнецов, Д.В. Вьетнамский синдром в общественном мнении США / Д.В. Кузнецов // Общественные науки и современность. – 2012. – № 2. – С. 126¬ 135.
66. Кузнецова, Т.Ф. Культурная картина мира: теоретические проблемы / Т. Ф. Кузнецова. – Москва: ГИТР, 2012. – 250 с.
67. Кукаркин, А.В. Буржуазная массовая культура / А.В. Кукаркин. – М.: Издательство политической литературы, 1985. – 399 с.
68. Культурология: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Каган. – М.: Академия, 2015. – 566 с.
69. Лебедева, В.Г. Судьбы массовой культуры. Вторая половина ХІХ – первая треть ХХ в. / В.Г. Лебедева. – СПб: СПбГУ, 2007. – 356 с.
70. Лотман, Ю.М. Текст в тексте / Ю.М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб: Академический проект, 2002. – 544 с.
71. Лукин, А.В. Публичная дипломатия / А.В. Лукин // Международная жизнь. – 2013. – № 3. – С. 69-87.
72. Луков, Вл. А. Телевидение: конструирование культуры происходящего: [Электронный ресурс] / Вл. А. Луков, М.В. Луков, А.В. Луков. // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2012. – №3. – Режим доступа: http://www.zpujournal.ru/e-zpu/2008/1/Lukovs_TV/ (дата обращения: 09.043.2018).
73. Луков, М.В. Телевидение: конструирование культуры повседневности: конструирование культуры повседневности: дисс. канд. филос. наук / М.В. Луков. – М., 2006. – 167 с.
74. Маклюен, М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Маклюен. – М.: Жуковский; «КАНОН–пресс-Ц»; «Кучково поле», 2013. – 464 с.
75. Малыгина, И.В. Массовая культура и казус самоопределения, или Новые идентичности в древних одеждах / И.В. Малыгина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 6(50). – С. 21-25.
76. Марков, Б.В. Культура повседневности / Б.В. Марков. – СПб: Питер, 2014. – 352 с.
77. Матвеев, В.М. Роль университетов в дипломатической деятельности империализма США (60¬ е гг.): автореф. дис. ... канд. ист. н. / В.М. Матвеев. – М., 1971. – 27 с.
78. Мельников, Ю.М. Внешнеполитические доктрины США / Ю.М. Мельников. – М.: Наука, 1970. – 496 с.
79. Миронова, М.В. Психология и социология чтения: учебное пособие для студентов 3 курса спец. 021500 «Издательское дело и редактирование» [Электронный ресурс] / М.В. Миронова. – Режим доступа: http://studentam.net/content/view/240/24 (дата обращения: 09.04.2018).
80. Мирошников, С.Н. Становление механизма информационно¬ психологической войны и культурной дипломатии в США в 1946-1956 гг. / С.Н. Мирошников // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5 (38). – С. 186-194.
81. Мосолова, Л. М. Мировое культурное наследие в контексте глобализации / Л.М. Мосолова // Культурогенез и культурное наследие / Науч. ред. и сост. А. В. Бондарев. СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2014. – С. 562-575.
82. Hай, Дж. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. Пер. с англ. / Дж. Най. – Новосибирск/Москва, 2016. – 221 с.
83. Николаев, Д. Информация в системе международных отношений: организация и финансирование информационных органов внешнеполитического механизма США / Д. Николаев. – М.: Международные отношения, 1978. – 172 с.
84. Новикова, О.Н. Проблемы экспансии идей «либеральной демократии» в мировом сообществе / О.Н. Новикова. – М.: Наука, 1986. – 247 с.
85. Норманская, А.В. К вопросу об индустриализации массовой литературы / А.В. Норманская // Культура народов Причерноморья – 2014. – № 270. – С. 167-170.
86. Норманская, А.В. Культурное производство: массовая культура и массовая литература / А.В. Норманская // Культура народов Причерноморья. – 2013. – № 252. – С. 176-179
87. Норманская, А.В. Специфика формирования ценностей массовой культуры (на примере массовой литературы и телевизионного сериала) / А.В. Норманская // Культура народов Причерноморья – 2014. – № 276. – С. 59-62.
88. Норманская, А.В. Ценностные аспекты текстов современной массовой культуры (на материале массовой литературы и телевизионных сериалов): дисс. канд. культ. / А.В. Норманская. – Симферополь, 2017. – 188 с.
89. Орнатская, Л.А. Массовая культура и дух эпохи [Электронный ресурс] / Л.А. Орнатская // Российская массовая культура конца ХХ века: материалы круглого стола СПб. филос. о-ва. – 2011. – Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/sorokina_v/masscult_26.html (дата обращения: 09.04.2018).
90. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс: монография [Электронный ресурс] / Х. Ортега-и-Гассет. – Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 09.04.2018).
91. Петров, Л.В. Массовая коммуникация и культура: автореф. дис. … д-ра философских наук: 17.00.08 / Петров Л.В. – Ленинград, 1991. – 37 с.
92. Почепцов, Г.Г. Информационные войны. Модели коммуникации в массовой культуре: [Электронный ресурс] / Г.Г. Почепцов // Электронная библиотека Центра экстремальной журналистики. – 2008. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru (дата обращения: 09.04.2018).
93. Приходько, Е.А. Массовая культура как «дух» современности / Е.А. Приходько // Молодой ученый. – 2015. – Т.2. – № 6. – С. 199-201.
94. Пронькина, А.В. Массовая культура как культурологическая категория / А.В. Пронькина // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2015. – № 34. – С. 64 – 76.
95. Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / Под ред. М. М. Лебедевой. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 272 с.
96. Разлогов, К.Э. Глобальная массовая культура и культурное разнообразие / К.Э. Разлогов // Обсерватория культуры. – 2014. – № 1. – С. 29-31.
97. Румянцев, В.П. К вопросу об американском фронтире: Дж. Ф. Кеннеди и программа «Новый фронтир» (теоретический и внешнеполитический аспекты) / В.П. Румянцев // Вестник Томского государственного университета. – История. – № 1 (21). – 2013. – C. 142-153.
98. Саморуков, И.И. К проблеме разграничения «массовой» и «высокой» литературы. Знаки канона в российской массовой литературе / И.И. Саморуков // Вестник СамГУ. – 2016. – №1 (41). – С. 101-109.
99. Сапогов, К.А. Холодная война. Борьба СССР и США / К.А. Сапогов // Студент: наука, профессия, жизнь: материалы 4 всероссийской студенческой конференции с международным участием. В 3-х частях. – Часть 2. – Омск, 2017. – С. 174-181.
100. Сергеева, И.Л. Роль социальных сетей в формировании cоциокультурных пространств на примере интернет-сервиса «Твиттер»: дисс. кан. культ. / И.Л. Сергеева. – М., 2017. – 155 с.
101. Сергеев, И.В. Теоретические основы информационно – психологического воздействия как основополагающего способа ведения информационно-психологической войны / И.В. Сергеев // Научно-аналитический журнал. – 2015. – № 1(59). – С. 56-58.
102. Склемина, Н. Методы и институты реализации публичной дипломатии США. Документальный аспект [Электронный ресурс] / Н. Склемина. – Режим доступа: http://mgs.org.ru/2014/09/методы-и-институты-реализации-публич/ (дата обращения: 09.04.2018).
103. Смирнов, Н.А. Роль публичной дипломатии в современных политических процессах: дисс. канд. полит. н. / Н.А. Смирнов. – М., 2017. – 167 с.
104. Соколов, Е. Г. Аналитика масскульта / Е.Г. Соколов. – СПб: СП филос. общ-во, 2013. – 280 с.
105. Солонарь, О. Как велась холодная война на культурном фронте [Электронный ресурс] / О. Солонарь // Deutsche Welle. – 2018. – Режим доступа: http://www.dw.com/ru/как-велась-холодная-война-на-культурном-фронте/a-41784268 (дата обращения: 09.04.2018).
106. Суржик, Д.В. У истоков американской пропаганды / Д.В. Суржик // Observer. – 2012. – №8. – С. 84-91.
107. Теленьга, М.П. Эволюция системы информационного сопровождения внешней политики США (1946-1999 гг.): дис.. канд. ист. н. / М.П. Теленьга. – Краснодар, 2017. – 209 с.
108. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: монография / С.Г. Тер-Минасова. – М.: Слово, 2000. – 624 с.
109. Топография популярной культуры: Сборник статей / Ред.-сост. А. Розенхольм, И. Савкина. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 408 с.
110. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры: учебне пособие: [Электронный ресурс] / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – 2009. – Режим доступа: http://www.fb2club.ru/lan/marketing-v-sfere-kultury/ (дата обращения: 09.04.2018).
111. Федоров, А.В. Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей / А.В. Федоров. – М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2017. – 389 c.
112. Филимонов, Г. Неофициальная внешняя культурная политика как компонент «мягкой силы» США // США-Канада: экономика, политика, культура. – 2012. – № 4. – С.69-82.
113. Фиске, Дж. Постмодернизм и телевидение / Дж. Фиске // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. – Москва, 2002. – С. 174-179.
114. Флиер, А.Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии: [Электронный ресурс] / А.Я. Флиер // Информационный 179 гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2012. – №3 (май- июнь). – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/ezpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ (дата обращения: 09.04.2018).
115. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для высш. шк. / А.Я. Флиер – Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 492 с.
116. Фролова, М.А. Массовая культура – как культура экрана (американское кино) / М.А. Фролова, Е.В. Савенкова, Е.А. Иваненко // Mikstura verborum: онтология, эстетика, культура: сборник ст. / Под общ. ред. С.А. Лишаева. – Самара, 2014. – С. 31-45.
117. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно; пер. с нем. М. Кузнецова. – М.: Медиум, 2015. – 240 с.
118. Хорошкевич, Н.Г. Неоднозначность массовой культуры / Н.Г. Хорошкевич // Социологические исследования. – 2011. – № 11. – C. 111-117.
119. Шамугия, И.Ш. Понятие «публичная дипломатия» в теории международных отношений / И.Ш. Шамугия // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2017. – С. 136-142.
120. Шапинская, Е.Н. Телевидение в современной культуре и обществе: технология и культурная форма / Е.Н. Шапинская // Массовая культура. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 230-255.
121. Шведков, Ю.А. США: внешнеполитический механизм / Ю.А. Шведков. – М.: Наука, 1972. – 370 с.
122. Шельдешова, Ю.В. Ведение информационной войны советским правительством в период «холодной войны» / Ю.В. Шельдешова // Filo Ariadne. – 2016. – №3. – С. 178-184.
123. Шоркин, А.Д. Информационные технологии как фактор культурных деструкций / А.Д. Шоркин // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. – 2014. – Т. 27. № 3 (66). – С. 269-294.
124. Штейнберг, А. Творец за дирижерским пультом. Леонард Бернстайн / А. Штейнберг, Е. Мищенко. – М.: Литрес, 2015. – 26 с.
125. Штоль, В.В. Холодная война как элемент системы противостояния Запада и России / В.В. Штоль // Обозреватель. – 2016. – №10 (321). – С. 5-29.
126. Эко, У. Открытое произведение. Форма и неопределенность: [Электронный ресурс] / У. Эко. – 2006. – Режим доступа: yanko.lib.ru/books/cultur/eco-otkrutoe_proizvedenie-8l.pd (дата обращения: 09.04.2018).
127. Энциклопедия книжного дела / Под ред. Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. – Москва: Юристъ, 1998. – 536 с.
128. Якушенко, О.В. Выставка «Архитектура США» в Советском Союзе периода холодной войны: опыт коммуникативного анализа / О.В. Якушенко // Quaestio Rossica. – 2015. – № 3. – С. 141-157.
129. Bucznska-Garewicz, H. The Flying University in Poland, 1978-1980 / H. Bucznska-Garewicz [Электронный ресурс] // Harvard Educational Review. – Vol. 55. – No 1, 1995. – P. 20-33. – Режим доступа: https://royallib.com (дата обращения: 09.04.2018).
130. Department of State and Related Agencies Appropriations Public Laws, 1961-2014 [Электронный ресурс] // The Library of Congress. – Режим доступа: http://thomas.loc.gov (дата обращения: 09.04.2018).
131. Hixson, W. Parting the Curtain: Propaganda, Culture, and the Cold War, 1945-1961 [Электронный ресурс] / W. Hixson. – N.Y.: St. Martin’s, 1997. – 567 p. – Режим доступа: https://royallib.com (дата обращения: 09.04.2018).
132. Mackenzie, D. A History of the Soviet Union [Электронный ресурс] / D. Mackenzie, M. Curran. – Belmont, 1977. – 689 p. – Режим доступа: https://royallib.com (дата обращения: 09.04.2018).
133. Mearsheimer, J. Tragedy of Great Power Politics [Электронный ресурс] / J. Mearsheimer. – New York.: W. W. Norton & Company. – 2014. – 592 p. – Режим доступа: https://royallib.com (дата обращения: 09.04.2018).
134. Pittway, M. The Education of Dissent: The Reception of Voice of Free Hungary, 1951–1956 [Электронный ресурс] / M. Pittway // Across the Blocs: Cold War Cultural and Social History. Ed. by R. Mitter, P. Major London. – Portland: Frank Cass, 2004. – P. 97-116. – Режим доступа: https://royallib.com (дата обращения: 09.04.2018).
135. Rubenstein, L. The Great Spy Films [Электронный ресурс] / L. Rubenstein. – Secaucus, N.J.: The Citadel Press, 1979. – 223 p. – Режим доступа: https://royallib.com (дата обращения: 09.04.2018).
136. Schwartz, H. The Red Phoenix. Russia since World War II [Электронный ресурс] / H. Schwartz. – N. Y., 1961. – 232 p. – Режим доступа: https://royallib.com (дата обращения: 09.04.2018).
137. Security Information. General Propaganda Guidance [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/ CIARDP80R01731R003200010027-1.pdf (дата обращения: 09.04.2018).
138. Stein, A. Why Nations Cooperate: Circumstance and Choice In International Relations [Электронный ресурс] / A. Stein. – New York: Cornell University Press. – 1993. – 232 p. – Режим доступа: https://royallib.com (дата обращения: 09.04.2018).
139. Strada, M.J. and Troper, H.R. Friend or Foe?: Russian in American Film and Foreign Policy [Электронный ресурс] / M.J. Strada, H.R..Troper. – Lanham, Md., & London: The Scarecrow Press, 1997. – 255 p. – Режим доступа: https://royallib.com (дата обращения: 09.04.2018).
140. Ulam, A. Expansion and Coexistence. The History of Soviet Foreign Policy 1917-73 [Электронный ресурс] / A. Ulam. – N. Y., 1973. – 797 p. – Режим доступа: https://royallib.com (дата обращения: 09.04.2018).
141. Wagnleitner, R. Parting the Curtain: Propaganda, Culture, and the Cold War, 1945-1961 [Электронный ресурс] / R. Wagnleitner. – N.Y.: St. Martin’s, 1997. – 298 p. – Режим доступа: https://royallib.com (дата обращения: 09.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ