Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Работа №36587

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
746
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития речевых и учебных навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Понятие «расстройство аутистического спектра» и его сущностные
характеристики 6
1.2. Особенности учебных и речевых навыков детей дошкольного возраста с
расстройством аутистического спектра 13
Выводы по I главе 22
Глава II. Экспериментальная работа по изучению речевых и учебных навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 23
2.1. Содержание экспериментальной работы по изучению речевых и учебных
навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 23
2.2. Проектирование процесса формирования учебных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра с применением средств сенсорной интеграции 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения


Актуальность исследования. В настоящее время дети с расстройством аутистического спектра составляют значительную категорию лиц с тяжелыми нарушениями социально-личностного развития, что требует создания специальных психолого-педагогических условий для обучения, развития и воспитания данной категории детей.
Несмотря на то, что в последнее десятилетие в нашей стране растет интерес исследователей к проблеме выявления и коррекции расстройств аутистического спектра, изучению их особенностей в речевом, учебном, сенсорном, физическом развитии, данный вопрос является недостаточно изученным и раскрытым. Об этом свидетельствует отсутствие единой системы помощи детям данной категории, которая учитывала бы их особые образовательные потребности и позволяла более успешно социализироваться детям с расстройством аутистического спектра. Это связано с тем, что дети с аутизмом представляют собой неоднородную группу, что осложняет процесс изучения их особенностей и оказания им помощи. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра является их социализация в общество, успешность которой во многом зависит от состояния речевых и учебных навыков детей. Наиболее сенситивным периодом для формирования данных умений и навыков являются периоды дошкольного и младшего школьного возраста. Исходя их этого, работу по развитию и совершенствованию речевых и учебных навыков у детей с расстройством аутистического спектра необходимо начинать в более раннем возрасте.
Кроме того, следует отметить, что ряд отечественных и зарубежных авторов (О.С. Никольская, М.Ю. Веденина, R.L Barry) отмечают, что у изучаемой категории детей наблюдаются трудности в переработке сенсорной информации, в интеграции различных ощущений. Как показывают исследования Дж. Айрес [1], М.И. Лынской [22], нарушение сенсорной
интеграции впоследствии может негативно повлиять на формирование речевых и учебных навыков, развитие которых является основной предпосылкой успешной социализации детей с аутизмом [43]. Именно поэтому метод сенсорной интеграции является одним из эффективных в коррекционной работе с данной категорией детей.
Таким образом, актуальность проблемы формирования речевых и учебных навыков у детей с аутизмом на современном этапе определяется отсутствием систематической, целенаправленной работы по развитию данных навыков у детей с аутизмом, которые в дальнейшем влияют на уровень их социальной адаптации в обществе.
Цель исследования: выявить особенности учебных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и разработать коррекционно-образовательный проект их формирования с использованием метода сенсорной интеграции.
Гипотеза исследования: особенности учебных и речевых навыков детей с расстройством аутистического спектра, выявленные в процессе исследования, позволят разработать проект формирования данных навыков у детей с аутизмом с применением средств сенсорной интеграции в процессе логопедической работы.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования
2. Выявить особенности учебных и речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра
3. Разработать проект коррекционной работы по формированию учебных и речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра с применением метода сенсорной интеграции.
Объект исследования: особенности учебных и речевых навыков детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности учебных и речевых навыков детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Методологическая база: концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский); учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев); концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже); концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы учителями-логопедами, педагогами, психологами, дефектологами, родителями детей с расстройством аутистического спектра, а также специалистам образовательных учреждений для построения эффективной работы по развитию учебных и речевых навыков дошкольников с аутизмом.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; наблюдение, беседа, эксперимент, количественный качественный анализ экспериментальных данных, обработка результатов, сравнение.
Структура и объем исследования. Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, 3 таблицы, 11 рисунков, заключение, список литературы, включающий 50 источников. Общий объем работы составляет 70 страниц.
Апробация результатов: результаты данного исследования были апробированы на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2019 год), на III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Минск, 2019 год), в журнале «Коллекция гуманитарных исследований» (Курск, 2018 год).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в нашей стране увеличивается интерес исследователей к проблеме изучения детей с расстройством аутистического спектра и оказания им помощи. Так как развитие учебных и речевых навыков имеет большое значение для дошкольников, для их социализации, формирование данных навыков является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с аутизмом. На сегодняшний день не существует единой целенаправленной системы формирования речевых и учебных навыков у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, что свидетельствует о необходимости более подробного изучения данного вопроса с целью оказания помощи данной категории детей.
Теоретический анализ научной литературы позволил выделить два основных подхода изучения аутизма: клинический и психолого-педагогический. Клинический подход к изучению расстройств аутистического спектра позволяет понять этиологию, механизм и структуру нарушения. Психолого-педагогическая классификация детей с аутизмом позволяет осуществлять дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания дошкольников с данным нарушением.
Исследователи подчеркивают наличие различных особенностей речевых и учебных навыков у детей с аутизмом в разных группах. Как правило, особенности нарушения речи проявляются в нарушении установления контакта, коммуникативной функции, ограничении понимания инструкций. Нарушения учебных навыков связаны с замедлением темпа деятельности, снижении целенаправленности, мотивационной составляющей деятельности, внимания. Анализ российской и зарубежной литературы позволил сделал вывод о влиянии нарушений сенсорной интеграции детей с аутизмом на их речевое, познавательное, эмоциональное и социальное развитие, что сказывается и на формировании речевых и учебных навыков. Для преодоления трудностей переработки сенсорной информации авторы предлагают применять метод сенсорной интеграции, который позволяет снизить чувствительность ребенка и оказать ему помощи в реорганизации чувственной информации.
В рамках экспериментальной работы нами была проведена оценка качества дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра. Данное исследование показало, что для успешного овладения речевыми и учебными навыками дети с аутизмом нуждаются в создании следующих дополнительных условий: необходимо проводить игры с песком и водой; необходимо читать детям сказки, озвучивать логические связи и понятия, которые доступны детям; стимулировать детей вслух произносить ход своих мыслей; стимулировать детей общаться друг с другом; постепенно формировать привыкание к различным сенсорным стимулам; хвалить детей за старания с целью увеличения интереса к различным видам деятельности.
Особенности учебных навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, выявленные с помощью методики Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», проявляются в том, что дети не способны принять, удержать и выполнить учебную задачу с помощью продуктивных действий, контролировать свои действия, адекватно оценить полученный результат.
Анализ результатов исследования речевых навыков, полученных с помощью методики Т.Г. Визель «Альбом нейропсихологического обследования (обследование речевой функции)», показал, что у детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются особенности в импрессивной экспрессивной и самостоятельной речи. Данные нарушения проявляются в несформированности фонематических процессов, нарушении понимания речи, нарушении звукопроизношения, слоговой структуры слов, навыков называния предметов, действий, частей тела.
Цель исследования была достигнута, а гипотеза доказана, так как выявленные особенности речевых и учебных навыков позволили разработать проект, направленный на формирование данных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра с применением средств сенсорной интеграции.
Разработанный проект осуществляется в 3 этапа, на каждом из которых решаются специфические задачи. На подготовительном этапе осуществляется установление эмоционального контакта с ребенком с помощью сенсорных стимулов, которые наиболее приятны самому ребенку. Кроме того, использование сенсорных раздражителей на данном этапе позволяет сформировать предпосылки для развития речевых и учебных навыков (развитие внимания, памяти, мышления, подражательной деятельности). На основном этапе ведется работа по формированию учебных и речевых навыков в зависимости от уровня речевого развития детей. Коррекционно-образовательный процесс предполагает формирование как импрессивной, так и экспрессивной речи. Помимо развития речевых навыков, на данном этапе уделяется внимание и формированию учебных навыков: умению выполнять учебную задачу, действовать по образцу, контролировать и оценивать свою деятельность. Основным методом коррекции на данном этапе является метод сенсорной интеграции. На заключительном этапе ведется работа по тем же направлениям, что и на основном, однако без использования метода сенсорной интеграции.
В случае успешной реализации проекта можно использовать его как один из вариантов методик по формированию учебных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Опыт реализации проекта может быть специалистами, работающими с данной категорией детей.



1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст] / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия». - 2013. - 400 с.
3. Башина, В.М. Ранний детский аутизм [Текст] / В.М. Башина. - М.: Альманах, 2004. - 54 с.
4. Бессмертная, Ю.В. Особенности развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст]: автореф. дис... канд. псих. наук / Ю.В. Бессмертная. - Екатеринбург: УГПУ, 2008. - 23 с.
5. Бобылова, М.Ю. Атипичный аутизм у детей: особенности соматоневрологического статуса и амбулаторного наблюдения врачом общепедиатрического профиля [Текст] / М.Ю. Бобылова, И.В. Винярская,
К.Ю. Быстрова, Ю.К. Нароваткина // Русский журнал детской неврологии. - 2014. - №1. - С. 41-51.
6. Варенова, Т.В. Создание коррекционно-развивающих технологий на основе метода сенсорной интеграции [Текст] / Т.В. Варенова // Сборник трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии. Т. 2. Международный межвузовский выпуск. - М: МГПУ, 2015. - С. 44-51
7. Веселова, Е.В. Сенсорная интеграция при аутизме [Текст] / Е.В. Веселова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. - 2017. - №5. - С. 211-215.
8. Визель, Т.Г. Альбом нейропсихологического обследования [Текст]: обследование речевой функции / Т.Г. Визель. - М.: Изд. В. Секачев, 2012. - 40 с.
9. Волкмар, Ф.Р. Аутизм [Текст]: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей / Ф.Р. Волкмар, Л.А. Вайзнер; пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной, И. Дергачевой и др. - Екатеринбург: Рама Паблишинг. - 2014. - 224 с.
10. Гиляровский, В.А. Психиатрия [Текст] / В.А. Гиляровский. - М., 1938. - 757 с.
11. Г ригоренко, Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов / Е.Л. Григоренко. - М.: Практика, 2018. - 280 с.
12. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 2004. - 113 с.
13. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе [Текст] практики с доказанной эффективностью / С. А Довбня [и др.]. - СПб.: Сеанс, 2018. - 202 с.
14. Детский аутизм: хрестоматия [Текст] / сост. Л.М. Шипицына. - СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 2001. - 254 с.
15. Заборина, Л.Г. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры [Текст] / Л.Г. Заборина, Ю.В. Глазкова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2016. - №11. - С. 135-141.
16. Иневаткина, Н.В. К вопросу организации психологопедагогического сопровождения дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С.Е. Иневаткина, Н.В. Лазарева // Проблемы современного педагогического образования.- 2018.- № 58-4.- С. 104-107.
17. Каган, В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье [Текст] / В.Е. Каган. - СПб.: Фолиант, 1996. - 157 с.
18. Карасев, В.А. Уровень сформированности универсальных учебных действий у детей с расстройством аутистического спектра [Текст] / В.А. Карасев, Н.Н. Малярчук // Перспективы Науки и Образования. - 2018. - №3 (33). - С. 52-56.
19. Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие [Текст] / Улла Кислинг [пер. с нем. К. А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 231 с.
20. Леонтьев, А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка / А.А. Леонтьев. - М.: Изд-во АН СССР, 1980. - 140 с.
21. Листунова, О. Г. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 471-475.
22. Лынская, М.И. Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающими алалией [Текст] / М.И. Лынская // Проблемы современного образования. - 2013. - №2. - С. 51-60.
23. Лынская, М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий [Текст] / М.И. Лынская. - М.: ЛОГОМАГ, 2015. - 95 с.
24. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом [Текст] / И.И. Мамайчук. - М.: Эко-Вектор, 2014. - 335 с.
25. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей [Текст]: пособие для учителей спец. образовательных учреждений / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М.: Просвещение. - 2009. - 160 с.
26. Неменчинская, С.М. Формирование коммуникативных навыков в процессе психологической коррекции у детей с синдромом раннего детского аутизма [Текст] / С.М. Неменчинская // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2016. - № 4. - С. 256 - 260.
27. Никольская, О.С. Аутичный ребенок, пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Лимбинг. - М.: Теревинф, 2000. - 227 с.
28. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей [Текст]: методическое пособие / Л.Г. Нуриева. - М.: Теревинф, 2017. - 130 с.
29. Осипов, В.П. Курс общего учения о душевных болезнях [Текст] / В.П. Осипов. - Берлин: РСФСР, 1923. - 723 с.
30. Протасова, И.В. Актуальные вопросы коррекции детей с расстройством аутистического спектром [Текст] // Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов V Международной научнопрактической конференции. — 2018. — С. 195-197.
31. Семянникова, А.А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы [Текст] / А.А. Семянникова // Педагогическое образование в России. - 2016. - №6. - С. 76-83.
32. Сенсорные особенности детей с расстройством аутистического спектра [Текст]: методическое пособие / Н.Г. Манелис [и др.]; под ред. А.В. Хаустова. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.- 70 с.
33. Сердюк, О.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми формами расстройств аутистического спектра в период адаптации к обучению [Текст] / О.А. Сердюк // Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми и множественными нарушениями развития: сб. науч. работ. - Тюмень: Федеральный институт развития образования. - 2017. - С. 310-315.
34. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова. - М: Просвещение, 2004. - 164 с.
35. Такмашова, В.А. Особенности развития учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / В.А. Такмашова // Вестник образования. - 2018. - №4. - С. 28-31.
36. Уварова, Т.Б. Дошкольник с расстройствами аутистического спектра в условиях детского сада комбинированного вида [Текст] //
Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научнопрактических конференций. - 2016. - №4. - С. 2389-2393.
37. Уиндер, С. На «ты» с аутизмом [Текст] / С. Уиндер. - М.: Теревинф, 2013. - 510 с
38. Ульянова, Р.К. Формирование учебных навыков у ребенка с расстройством аутистического спектра, органическим поражением центральной нервной системы и с нарушением интеллектуальной сферы [Текст] / Р.К. Ульянова, К.Н. Ульянов // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - № 1 (50). - С. 35-41.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155. - Введ. 2014-01 -01. - М.: Изд-во стандартов, 2001.
40. Филиппова, Е.А. Исследование коммуникативной активности у детей с РДА дошкольного и младшего школьного [Текст] / Н.В. Филиппова, Е.А. Петелева // Бюллетень медицинских Интернет - конференций. - 2014. - Т. 4. - Вып. 5. - С. 639 - 641.
41. Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R [Текст]: переработанное издание/ Т. Хармс, Р. М. Клиффорд, Д. Крайер. - М. : Изд-во «Национальное образование», 2017. - 136 с.
42. Хаустов, А.В. Особые образовательные потребности
обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - № 2 (51). - С. 20-28.
43. Храмцов, П.И. Сенсорная интеграция в обосновании технологий профилактики нарушений осанки у детей [Текст] / П.И. Храмцов // Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - №8. - С. 43-46.
44. Чигринец, А.Н. Понятие, признаки раннего детского аутизма и стратегии поддержки детей с ранним детским аутизмом [Текст] // А.Н. Чигринец А.Н. / Человек и культурно-образовательная среда: сб. науч.
работ. - Алтай: Алтайский государственный университет. - 2015. - С. 22482251.
45. Чулкова, Р.Н. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройством аутистического спектра [Текст] / Р.Н. Чулкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №10. - С. 11-17.
46. Эльконин, Б.Д. Действие как единица развития [Текст] / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. - 1994. - №1. - С. 23-34.
47. Cannabidiol as a suggested candidate for treatment of autism spectrum disorder(Review) [Текст] / P. Shani, G. Pavel, O. Daniel, A. Weizman // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry, 2019. -№ 89. - P. 90
96.
48. Frith, U. Autism in history: The case of Hugh Blair of Borgue [Текст] / U. Frith, R. Houston. - Oxford, England: Wiley-Black-well, 2009. - 185 р.
49. Treating Expressive Affective Prosody in Autism Spectrum Disorder [Текст] / A. Christina, D. Andria // Communication Disorders Quarterly, 2019. - № 2(1). P. 117-124.
50. Treffert, D. A. Extraordinary people: Understanding savant syndrome [Текст] / D. A. Treffert. - New York, 2006. - 63 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ