Введение 4
Глава I. Теоретические представления об особенностях развития графомоторных навыков школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.1 Детский церебральный паралич: определение, формы 7
1.2 Развитие графомоторных навыков в онтогенезе в норме и у
школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 16
1.3 Методические особенности коррекционно-развивающей деятельности по развитию графомоторных навыков школьников с нарушением двигательно-опорного аппарата 23
Выводы по главе I 27
Глава II. Эмпирическое изучение графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 29
2.1 Описание методов диагностики графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 29
2.2 Анализ результатов исследования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 35
Выводы по главе II 43
Глава III. Разработка программы по формированию графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 48
3.1 Основные принципы программы по формированию графомоторных
навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 48
3.2 Содержание программы по формированию графомоторных навыков
у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 50
3.3 Оценка эффективности программы по формированию
графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 54
Выводы по главе III 61
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение 69
Актуальность исследования. Развитие графомоторных навыков можно считать одним из центральных направлений коррекционно-образовательной деятельности с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, максимально инвалидизирующим поражением центральной нервной системы.
Сложности освоения навыков письма, в свою очередь, затрудняют процесс их эффективного внедрения в общеобразовательное пространство, что детерминирует усиление степени социально-психологической дезадаптации данной категории детей.
Исследованием особенностей формирования графомоторных навыков у школьников с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые, как Л.О. Бадалян [3] , Е.Д. Зверева [14], Т.Н. Симонова [35], и др. Авторы рассматривают в своих трудах специфические характеристики графической деятельности, детерминированные сложной структурой нарушений вследствие мозаичности поражения мозга, особой ситуации. В частности, ими выделяются патологии в процессе развития простых жестов по причине нарушений тонуса и силы мышц, двигательно-кинестетической памяти, координации, избирательности, низкий уровень развития произвольного контроля движений; недостатки пространственно-временной организации позы и движений, которые провоцируют сложности в удержании головы, рук, сидячей позы, к формированию дисметрии и дисхронометрии; замедленное развитие латерализации; нарушение мышечного аппарата глаз и несформированность зрительно-моторной координации. Описанные особенности становятся причиной того, что моторная функция рук остается дефектной у 75 - 90 % детей с детским церебральным параличом, у 30 - 45 % движения рук резко ограничены в течение всей жизни.
Проблема исследования: Актуальность данной проблемы состоит в том, что специалистами отмечается значительный рост обучающихся с несформированными графомоторными навыками. Движения обучающихся зачастую неловки, плохо координированы, замедленны или импульсивны, как отмечает Зверева Е.Д. Из за существенных отклонений в развитии мелкой моторики особую сложность для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляет форсированность навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок [14].
Это становится причиной того, что при подготовке данной группы детей к школе и непосредственно в процессе обучения грамоте необходимо уделять большое внимание коррекции графомоторных навыков руки в максимально возможной степени.
Цель исследования: изучить особенности формирования графомоторных навыков у школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: моторная сфера школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: специфика формирования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в слабом развитие пальцевой моторики; незрелости сложных произвольных форм зрительномоторной координации; недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков; поэтому дети данной категории нуждаются в коррекционно-развивающей работе по преодолению указанных нарушений.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были определены:
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности детей имеющих детский церебральный паралич, выявить их особенности развития в норме и в патологии;
2. Провести эмпирическое исследование и выявить сформированность графомоторных навыков у детей с нарушением опорнодвигательного аппарата;
3. Разработать программу, по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и выявить ее эффективность.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ специальной литературы по теме исследования;
Эмпирические методы:
• Наблюдение
• Педагогический эксперимент
• Беседа
• Методика «Домик» (по Н. Н. Г уткиной).
• Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
• Методика «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову).
• Методика «Штриховка» (по М. М. Безруких).
• Методика «Графический диктант» (по Д. Б. Эльконину).
Методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования.
Структура: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 45 источников, 14 приложений, в которые входят 20 таблиц и 12 рисунков.
Развитие графомоторных навыков можно считать одним из центральных направлений коррекционно-образовательной деятельности с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, максимально инвалидизирующим поражением центральной нервной системы.
Сложности освоения навыков письма, в свою очередь, затрудняют процесс их эффективного внедрения в общеобразовательное пространство, что детерминирует усиление степени социально-психологической дезадаптации данной категории детей.
Для проведения констатирующего эксперимента приняли участие обучающиеся 5-го класса в количестве 10 детей, в возрасте от 10 до 11 лет, посещающие Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья".
Для проведения констатирующего эксперимента мы разделили детей на две группы: контрольная группа (5 обучающихся 5 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата: из них 4 мальчика и 1 девочка) и экспериментальная группа (5 обучающихся 5 класса с нарушениями опорно - двигательного аппарата: из них 4 мальчика и 1 девочка).
Для изучения особенностей формирования графомоторных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата были использованы следующие методы и методики:
• Наблюдение
• Педагогический эксперимент
• Беседа
• Методика «Домик» (по Н. Н. Г уткиной).
• Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
• Методика «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову).
• Методика «Штриховка» (по М. М. Безруких).
Методика «Графический диктант» (по Д. Б. Эльконину).
Подводя итоги проведения констатирующего этапа экспериментального исследования, можно говорить о том, что у обучающихся из контрольной группы высокий уровень сформированности графомоторного навыка выявлен у 1 человека (20%), средний уровень у 2 человек (40%), низкий уровень у 2 человек (40%).
У обучающихся из экспериментальной группы высокий уровень сформированности графомоторного навыка выявлен у 1 человека (20%), средний уровень у 2 человек (40%), низкий уровень у 2 человек (40%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучающиеся имеют средний и низкий уровни сформированности графомоторных навыков. У них наблюдается слабость мышечных усилий ведущей руки, а также отмечалось отсутствие точности и уверенности при выполнении задания. Общей особенностью всех обучающихся является неумение работать в едином темпе под руководством учителя.
Следует так же заметить, что формирование и совершенствование графомоторного навыка требует устойчивого внимания, усидчивости, осознанности восприятия. Данная деятельность вызывает у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата утомление.
Анализ результатов диагностических методик позволяет предполагать, что графические ошибки обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата связаны как с низким уровнем развития внимания и восприятия, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки.
Полученные результаты подтверждают необходимость проведения коррекционно-логопедических занятий по формированию графомоторных навыков.
После проведения программы по формированию графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата было проведено контрольное исследование, с целью проверки эффективности разработанной программы.
При проведении обследования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата на контрольном этапе исследования были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.
после проведения логопедической помощи по традиционной программе на высоком уровне результаты остались без изменений по сравнению с констатирующим этапом исследования. На среднем уровне на констатирующем этапе в контрольной группе было 40%, на контрольном этапе исследования результаты увеличились на 20%. На низком уровне результаты уменьшились на 20%.
В экспериментальной группе после проведения логопедической помощи по разработанной программе на высоком уровне результаты увеличились на 40% по сравнению с констатирующим этапом исследования. На среднем уровне на констатирующем этапе в экспериментальной группе было 40%, на контрольном этапе исследования результаты остались без изменений. На низком уровне результаты уменьшились на 40%.
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что у детей из экспериментальной группы после проведения разработанной нами программы результаты улучшились намного больше, чем у детей из контрольной группы, с которыми проводили традиционные занятия, это говорит о положительной динамике и эффективности разработанной программы.
1. Агаркова, Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников [Текст] / Н.Г. Агаркова. - М.: Просвещение, 1987. - 129 с.
2. Аксенова Л. И. Дефектология [Текст] / Л.И. Аксенова. - М., 1997. - 242 с.
3. Бадалян Л.О., Журба Л. Т. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба. - Киев, 2003. - 327 с.
4. Булгакова М.Б. Формирование предпосылок к овладению письменной речи детьми с церебральным параличом [Текст] / М.Б. Булгакова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №1. - С. 220-230
5. Вавилова Д.О. Коррекция письма у младших школьников с детским церебральным параличом [Текст] / Д.О. Вавилова / Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. - Екатеринбург, 2018. - С.70-71
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. - 157 с. 55 13.
7. Волоскова, Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов [Текст] : учебное пособие / Н.Н. Волоскова. - М. : Московкий психолого-социальный инст - 5 с.
8. Гаврина, С.Е. Развиваем моторику [Текст] / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - Ярославль, 2007. - 45 с.
9. Детский церебральный паралич: Хрестоматия [Текст] / Сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Дидактика Плюс, 2003. - 519 с.
10. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи [Текст] / В.И. Дубровский. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 138 с.
11. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2003. - № 6. - С. 51-54.
12. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] / Л. Я. Желтовская, Е.Н. Соколова. - М. : Просвещение, 1987. - 225 с.
13. Забрамная С.Д, Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 32 с.
14. Зверева Е.Д Развитие графомоторных навыков у детей с ДЦП [Текст] / Е. Д. Зверева / Дефектология сегодня: достижения, технологии, вопросы специального и инключивного образования. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. - ЙошкарООла: ООО ИПФ «СТРИНГ», 2016. - С. 46-49
15. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т. С. Комарова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1970. - 158 с.
16. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учебное пособие / сост. Н. В. Новоторцева. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : КАРО, 2006. - 144 с.
17. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. - Киев: Вища школа. - 1987. - 269 с.
18. Кирпач А.А. Развитие и коррекция графомоторных навыков у ребенка с диагнозом ДЦП средствами изобразительной деятельности [Текст] / А.А. Кирпач / Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции / М.И. Гомбоева.- Чита: ООО "Читинская городская типография", 2013. - С. 89-91
19. Клиническая психология /под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2006. - 960 с. 56 26.
20. Комплексное сопровождение семей, имеющих ребенка-инвалида 5-7 лет с диагнозом детский церебральный паралич легкой степени. Методические рекомендации по сопровождению семьи. Вып. 2 [Текст] / Сост. С.З. Витязева, Л.В. Пискулина, М.Ю. Бистс и др. - Тюмень: АУСОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов», 2009. - 35 с.
21. Луценко С.А. Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с детским церебральным параличом (методологический аспект) [Текст] / С. А. Луценко, Е.В. Луценко // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2016. - № 28. - С. 39-44
22. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М. : Академия, 2000. - 345 с.
23. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / С. Л. Мирсий. - М.: Просвещение, 1980. - 230 с.
24. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму [Текст] / Л. Моисеева, Е. Рахманова, Н. Фунтикова. - М. : 2006 - С. 33 - 34
25. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст] / Н. Г. Морозова. - М. : Просвещение, 1987. - 280 с.
26. Мячина Е.К. Исследование графомоторных навыков у старших дошкольников с детским церебральным параличом [Текст] / Е.К. Мячина, Ю.Н. Пивоварова / Детство, открытое миру. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2017. - С.175-178
27. Овчаренко Е.С. Физическое развитие младших школьников с детским церебральным параличом [Текст]/ Е.С. Овчаренко, В.В. Фефелова,
Т.П. Колоскова // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2014. - Т.126, №3. - С. 82-84
28. Овчинникова Т.С. Коммуникация школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Т.С. Овчинникова, М.Ю. Постовик // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. - 2017. - №4. - С. 251-261
29. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Б. И. Пинский. - М. : Педагогика, 1985. - 128 с.
30. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 60-64.
31. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] / Е. Н. Российская - М. : Айрис - пресс, 2004. - 230 с.
32. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] : учеб. пособие / И. Н. Садовникова. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 282 с.
33. Саликова Ю.Г. Развитие мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом [Текст] / Ю.Г. Саликова, И. Ю. Лебеденко // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 4(10). - С. 265-267
34. Сатари В.В. Перспективы и проблемы интеграции детей с ДЦП в современное образовательное пространство[Текст] / В.В. Сатари / Проблемы интеграции и адаптации детей и подростков с ограниченными психофизическими возможностями в социальной среде. Сборник статей. Москва, 2014. - Магнитогорск: КТ "Буки-Веди", 2014. - С.88-92
35. Симонова Т.Н. Формирование графомоторных навыков у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие ДЦП [Текст] / Т.Н. Симонова, Н. Э. Андреева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - Т.1, №2 (29). - С. 132-135
36. Смолянинов А. Коррекция развития руки при ДЦП.
Нейрокинезитерапия: пособие для родителей. - Киев, 2012. - 20 с.
37. Соколова Е. В. Тренируем пальчики [Текст] / Е. В. Соколова, Н. Н. Нянковская. - Ярославль, 2008. - 120 с.
38. Соловьев, И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / И. М. Соловьев. - М. : АПН РСФСР, - 1953. - 320 с.
39. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер, и др.; Под ред. Е. А. Стребелевой. М. : 2001. - 312 с.
40. Тасбаева Г. Особенности подготовки руки детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата к школьному письму [Текст] / Г. Тасбаева, Ы. Розымова / Студенческая наука.
41. Удилова, И. В. Развитие мелкой ручной моторики у леворуких учащихся с ЗПР [Текст] // Дефектология. - 2005. - №4. - М. : 2005. - С. 88-89
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изменениями на 2017 год. - Москва : Эксмо, 2017. - 224 с.
43. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] : учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : МГЗПИ, 1991 - 188 с.
44. Шаграева, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] : учеб. пособие / О. А. Шаграева. - М. : Владос, 2001. - 368 с.
45. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция ЗПР у детей [Текст] : пособие для уч. и спец. коррекц.-развив. обуч. / С. Г. Шевченко - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 224 с.