Особенности формирования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата
|
Введение 4
Глава I. Теоретические представления об особенностях развития графомоторных навыков школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.1 Детский церебральный паралич: определение, формы 7
1.2 Развитие графомоторных навыков в онтогенезе в норме и у
школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 16
1.3 Методические особенности коррекционно-развивающей деятельности по развитию графомоторных навыков школьников с нарушением двигательно-опорного аппарата 23
Выводы по главе I 27
Глава II. Эмпирическое изучение графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 29
2.1 Описание методов диагностики графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 29
2.2 Анализ результатов исследования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 35
Выводы по главе II 43
Глава III. Разработка программы по формированию графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 48
3.1 Основные принципы программы по формированию графомоторных
навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 48
3.2 Содержание программы по формированию графомоторных навыков
у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 50
3.3 Оценка эффективности программы по формированию
графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 54
Выводы по главе III 61
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение 69
Глава I. Теоретические представления об особенностях развития графомоторных навыков школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.1 Детский церебральный паралич: определение, формы 7
1.2 Развитие графомоторных навыков в онтогенезе в норме и у
школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 16
1.3 Методические особенности коррекционно-развивающей деятельности по развитию графомоторных навыков школьников с нарушением двигательно-опорного аппарата 23
Выводы по главе I 27
Глава II. Эмпирическое изучение графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 29
2.1 Описание методов диагностики графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 29
2.2 Анализ результатов исследования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 35
Выводы по главе II 43
Глава III. Разработка программы по формированию графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 48
3.1 Основные принципы программы по формированию графомоторных
навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 48
3.2 Содержание программы по формированию графомоторных навыков
у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 50
3.3 Оценка эффективности программы по формированию
графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата 54
Выводы по главе III 61
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение 69
Актуальность исследования. Развитие графомоторных навыков можно считать одним из центральных направлений коррекционно-образовательной деятельности с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, максимально инвалидизирующим поражением центральной нервной системы.
Сложности освоения навыков письма, в свою очередь, затрудняют процесс их эффективного внедрения в общеобразовательное пространство, что детерминирует усиление степени социально-психологической дезадаптации данной категории детей.
Исследованием особенностей формирования графомоторных навыков у школьников с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые, как Л.О. Бадалян [3] , Е.Д. Зверева [14], Т.Н. Симонова [35], и др. Авторы рассматривают в своих трудах специфические характеристики графической деятельности, детерминированные сложной структурой нарушений вследствие мозаичности поражения мозга, особой ситуации. В частности, ими выделяются патологии в процессе развития простых жестов по причине нарушений тонуса и силы мышц, двигательно-кинестетической памяти, координации, избирательности, низкий уровень развития произвольного контроля движений; недостатки пространственно-временной организации позы и движений, которые провоцируют сложности в удержании головы, рук, сидячей позы, к формированию дисметрии и дисхронометрии; замедленное развитие латерализации; нарушение мышечного аппарата глаз и несформированность зрительно-моторной координации. Описанные особенности становятся причиной того, что моторная функция рук остается дефектной у 75 - 90 % детей с детским церебральным параличом, у 30 - 45 % движения рук резко ограничены в течение всей жизни.
Проблема исследования: Актуальность данной проблемы состоит в том, что специалистами отмечается значительный рост обучающихся с несформированными графомоторными навыками. Движения обучающихся зачастую неловки, плохо координированы, замедленны или импульсивны, как отмечает Зверева Е.Д. Из за существенных отклонений в развитии мелкой моторики особую сложность для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляет форсированность навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок [14].
Это становится причиной того, что при подготовке данной группы детей к школе и непосредственно в процессе обучения грамоте необходимо уделять большое внимание коррекции графомоторных навыков руки в максимально возможной степени.
Цель исследования: изучить особенности формирования графомоторных навыков у школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: моторная сфера школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: специфика формирования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в слабом развитие пальцевой моторики; незрелости сложных произвольных форм зрительномоторной координации; недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков; поэтому дети данной категории нуждаются в коррекционно-развивающей работе по преодолению указанных нарушений.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были определены:
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности детей имеющих детский церебральный паралич, выявить их особенности развития в норме и в патологии;
2. Провести эмпирическое исследование и выявить сформированность графомоторных навыков у детей с нарушением опорнодвигательного аппарата;
3. Разработать программу, по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и выявить ее эффективность.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ специальной литературы по теме исследования;
Эмпирические методы:
• Наблюдение
• Педагогический эксперимент
• Беседа
• Методика «Домик» (по Н. Н. Г уткиной).
• Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
• Методика «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову).
• Методика «Штриховка» (по М. М. Безруких).
• Методика «Графический диктант» (по Д. Б. Эльконину).
Методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования.
Структура: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 45 источников, 14 приложений, в которые входят 20 таблиц и 12 рисунков.
Сложности освоения навыков письма, в свою очередь, затрудняют процесс их эффективного внедрения в общеобразовательное пространство, что детерминирует усиление степени социально-психологической дезадаптации данной категории детей.
Исследованием особенностей формирования графомоторных навыков у школьников с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые, как Л.О. Бадалян [3] , Е.Д. Зверева [14], Т.Н. Симонова [35], и др. Авторы рассматривают в своих трудах специфические характеристики графической деятельности, детерминированные сложной структурой нарушений вследствие мозаичности поражения мозга, особой ситуации. В частности, ими выделяются патологии в процессе развития простых жестов по причине нарушений тонуса и силы мышц, двигательно-кинестетической памяти, координации, избирательности, низкий уровень развития произвольного контроля движений; недостатки пространственно-временной организации позы и движений, которые провоцируют сложности в удержании головы, рук, сидячей позы, к формированию дисметрии и дисхронометрии; замедленное развитие латерализации; нарушение мышечного аппарата глаз и несформированность зрительно-моторной координации. Описанные особенности становятся причиной того, что моторная функция рук остается дефектной у 75 - 90 % детей с детским церебральным параличом, у 30 - 45 % движения рук резко ограничены в течение всей жизни.
Проблема исследования: Актуальность данной проблемы состоит в том, что специалистами отмечается значительный рост обучающихся с несформированными графомоторными навыками. Движения обучающихся зачастую неловки, плохо координированы, замедленны или импульсивны, как отмечает Зверева Е.Д. Из за существенных отклонений в развитии мелкой моторики особую сложность для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляет форсированность навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок [14].
Это становится причиной того, что при подготовке данной группы детей к школе и непосредственно в процессе обучения грамоте необходимо уделять большое внимание коррекции графомоторных навыков руки в максимально возможной степени.
Цель исследования: изучить особенности формирования графомоторных навыков у школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: моторная сфера школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: специфика формирования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в слабом развитие пальцевой моторики; незрелости сложных произвольных форм зрительномоторной координации; недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков; поэтому дети данной категории нуждаются в коррекционно-развивающей работе по преодолению указанных нарушений.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были определены:
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности детей имеющих детский церебральный паралич, выявить их особенности развития в норме и в патологии;
2. Провести эмпирическое исследование и выявить сформированность графомоторных навыков у детей с нарушением опорнодвигательного аппарата;
3. Разработать программу, по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и выявить ее эффективность.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ специальной литературы по теме исследования;
Эмпирические методы:
• Наблюдение
• Педагогический эксперимент
• Беседа
• Методика «Домик» (по Н. Н. Г уткиной).
• Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
• Методика «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову).
• Методика «Штриховка» (по М. М. Безруких).
• Методика «Графический диктант» (по Д. Б. Эльконину).
Методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования.
Структура: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 45 источников, 14 приложений, в которые входят 20 таблиц и 12 рисунков.
Развитие графомоторных навыков можно считать одним из центральных направлений коррекционно-образовательной деятельности с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, максимально инвалидизирующим поражением центральной нервной системы.
Сложности освоения навыков письма, в свою очередь, затрудняют процесс их эффективного внедрения в общеобразовательное пространство, что детерминирует усиление степени социально-психологической дезадаптации данной категории детей.
Для проведения констатирующего эксперимента приняли участие обучающиеся 5-го класса в количестве 10 детей, в возрасте от 10 до 11 лет, посещающие Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья".
Для проведения констатирующего эксперимента мы разделили детей на две группы: контрольная группа (5 обучающихся 5 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата: из них 4 мальчика и 1 девочка) и экспериментальная группа (5 обучающихся 5 класса с нарушениями опорно - двигательного аппарата: из них 4 мальчика и 1 девочка).
Для изучения особенностей формирования графомоторных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата были использованы следующие методы и методики:
• Наблюдение
• Педагогический эксперимент
• Беседа
• Методика «Домик» (по Н. Н. Г уткиной).
• Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
• Методика «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову).
• Методика «Штриховка» (по М. М. Безруких).
Методика «Графический диктант» (по Д. Б. Эльконину).
Подводя итоги проведения констатирующего этапа экспериментального исследования, можно говорить о том, что у обучающихся из контрольной группы высокий уровень сформированности графомоторного навыка выявлен у 1 человека (20%), средний уровень у 2 человек (40%), низкий уровень у 2 человек (40%).
У обучающихся из экспериментальной группы высокий уровень сформированности графомоторного навыка выявлен у 1 человека (20%), средний уровень у 2 человек (40%), низкий уровень у 2 человек (40%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучающиеся имеют средний и низкий уровни сформированности графомоторных навыков. У них наблюдается слабость мышечных усилий ведущей руки, а также отмечалось отсутствие точности и уверенности при выполнении задания. Общей особенностью всех обучающихся является неумение работать в едином темпе под руководством учителя.
Следует так же заметить, что формирование и совершенствование графомоторного навыка требует устойчивого внимания, усидчивости, осознанности восприятия. Данная деятельность вызывает у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата утомление.
Анализ результатов диагностических методик позволяет предполагать, что графические ошибки обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата связаны как с низким уровнем развития внимания и восприятия, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки.
Полученные результаты подтверждают необходимость проведения коррекционно-логопедических занятий по формированию графомоторных навыков.
После проведения программы по формированию графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата было проведено контрольное исследование, с целью проверки эффективности разработанной программы.
При проведении обследования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата на контрольном этапе исследования были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.
после проведения логопедической помощи по традиционной программе на высоком уровне результаты остались без изменений по сравнению с констатирующим этапом исследования. На среднем уровне на констатирующем этапе в контрольной группе было 40%, на контрольном этапе исследования результаты увеличились на 20%. На низком уровне результаты уменьшились на 20%.
В экспериментальной группе после проведения логопедической помощи по разработанной программе на высоком уровне результаты увеличились на 40% по сравнению с констатирующим этапом исследования. На среднем уровне на констатирующем этапе в экспериментальной группе было 40%, на контрольном этапе исследования результаты остались без изменений. На низком уровне результаты уменьшились на 40%.
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что у детей из экспериментальной группы после проведения разработанной нами программы результаты улучшились намного больше, чем у детей из контрольной группы, с которыми проводили традиционные занятия, это говорит о положительной динамике и эффективности разработанной программы.
Сложности освоения навыков письма, в свою очередь, затрудняют процесс их эффективного внедрения в общеобразовательное пространство, что детерминирует усиление степени социально-психологической дезадаптации данной категории детей.
Для проведения констатирующего эксперимента приняли участие обучающиеся 5-го класса в количестве 10 детей, в возрасте от 10 до 11 лет, посещающие Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья".
Для проведения констатирующего эксперимента мы разделили детей на две группы: контрольная группа (5 обучающихся 5 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата: из них 4 мальчика и 1 девочка) и экспериментальная группа (5 обучающихся 5 класса с нарушениями опорно - двигательного аппарата: из них 4 мальчика и 1 девочка).
Для изучения особенностей формирования графомоторных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата были использованы следующие методы и методики:
• Наблюдение
• Педагогический эксперимент
• Беседа
• Методика «Домик» (по Н. Н. Г уткиной).
• Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
• Методика «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову).
• Методика «Штриховка» (по М. М. Безруких).
Методика «Графический диктант» (по Д. Б. Эльконину).
Подводя итоги проведения констатирующего этапа экспериментального исследования, можно говорить о том, что у обучающихся из контрольной группы высокий уровень сформированности графомоторного навыка выявлен у 1 человека (20%), средний уровень у 2 человек (40%), низкий уровень у 2 человек (40%).
У обучающихся из экспериментальной группы высокий уровень сформированности графомоторного навыка выявлен у 1 человека (20%), средний уровень у 2 человек (40%), низкий уровень у 2 человек (40%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучающиеся имеют средний и низкий уровни сформированности графомоторных навыков. У них наблюдается слабость мышечных усилий ведущей руки, а также отмечалось отсутствие точности и уверенности при выполнении задания. Общей особенностью всех обучающихся является неумение работать в едином темпе под руководством учителя.
Следует так же заметить, что формирование и совершенствование графомоторного навыка требует устойчивого внимания, усидчивости, осознанности восприятия. Данная деятельность вызывает у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата утомление.
Анализ результатов диагностических методик позволяет предполагать, что графические ошибки обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата связаны как с низким уровнем развития внимания и восприятия, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки.
Полученные результаты подтверждают необходимость проведения коррекционно-логопедических занятий по формированию графомоторных навыков.
После проведения программы по формированию графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата было проведено контрольное исследование, с целью проверки эффективности разработанной программы.
При проведении обследования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата на контрольном этапе исследования были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.
после проведения логопедической помощи по традиционной программе на высоком уровне результаты остались без изменений по сравнению с констатирующим этапом исследования. На среднем уровне на констатирующем этапе в контрольной группе было 40%, на контрольном этапе исследования результаты увеличились на 20%. На низком уровне результаты уменьшились на 20%.
В экспериментальной группе после проведения логопедической помощи по разработанной программе на высоком уровне результаты увеличились на 40% по сравнению с констатирующим этапом исследования. На среднем уровне на констатирующем этапе в экспериментальной группе было 40%, на контрольном этапе исследования результаты остались без изменений. На низком уровне результаты уменьшились на 40%.
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что у детей из экспериментальной группы после проведения разработанной нами программы результаты улучшились намного больше, чем у детей из контрольной группы, с которыми проводили традиционные занятия, это говорит о положительной динамике и эффективности разработанной программы.



