Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях

Работа №36580

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18783
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы изучения прогностических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья 9
1.1 Понятие о прогностических процессах в отечественной и зарубежной
психологии 9
1.2 Особенности прогностических процессов у лиц с ограниченными
возможностями здоровья 16
1.3 Представления о взаимоотношениях в семьях, воспитывающих ребенка с
ограниченными возможностями здоровья 20
Выводы по I главе 29
ГЛАВА II Эмпирическое исследование специфики прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 34
2.3 Проект психокоррекционной программы (на примере младших
школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата) 51
Выводы по II главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95


Актуальность. За последние двадцать лет в России и в мире наблюдается тенденция увеличения численности детей с ограниченными возможностями здоровья (согласно статистике министерства образования, с каждым годом в России количество таких детей увеличивается на 5 %). Одной из первоочередных проблем современного общества является оказание данной категории детей помощи в социализации, где встает вопрос о необходимости повышения их социально-психологической адаптации и соответственно механизмов ее регуляции. В настоящее время можно считать доказанным тот факт, что решающим условием адаптации и механизмом ее регуляции являются прогностическая компетентность (антиципационная состоятельность) - способность действовать с предвосхищением возможного хода событий, опираясь на прошлый опыт и информацию о настоящем.
В младшем школьном возрасте вопросы прогнозирования как личностной детерминанты социализации занимают особо важное место, поскольку у ребенка в этом возрасте появляются новообразования, являющиеся основой для развития прогностической компетентности, - рефлексия, внутренний план действий (Ю.М. Масалович, Т.А. Фотекова, 2011). Многие исследования подтверждают, что дети с ограниченными возможностями здоровья в силу имеющихся у них дефектов в физическом, психическом и речевом развитии испытывают особые затруднения при прогнозировании результатов своей деятельности (А.И. Ахметзянова, 2004, Ю.М. Масалович, 2011, Н.Г. Манелис, 1999, О.Л. Гончарова, 2003 и др.).
В качестве одного из внешних детерминант социализации младшего школьника называются отношения с родителями. Семейные отношения, несмотря на появление у ребенка социальной позиции ученика, продолжают оставаться для него значимым институтом социализации. Во многом взаимоотношения родителей с ребенком теперь опосредуются школой: родители закрепляют у ребёнка формирующиеся в школе знания, умения,
навыки и привычки правильного поведения. Известно, что внутрисемейные отношения имеют своеобразие в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: ситуация хронического стресса, излишняя концентрация на ребенке, авторитарный контроль, трудности выстраивания прогноза развития ребенка, частое его неприятие со стороны родителей, незрелая родительская позиция и другие факторы, провоцирующие гиперчувствительность детей к внутрисемейной атмосфере (А.С. Спиваковская, 1981, Т.М. Кожанова, 2013).
В этом аспекте представляется актуальной исследовательская задача изучения специфики прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях.
В научной литературе достаточно много представлено научных изысканий по проблеме прогностических процессов, раскрывающих общие психологические закономерности антиципационной деятельности (П.К. Анохин, 1975, А.В. Брушлинский, 1979, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980, Р.А. Регуш, 2003 и др.). Отдельными исследовательскими школами изучаются те или иные аспекты прогнозирования, например, онтогенетические закономерности развития антиципации (Е.А. Сергиенко, 1992). Антиципация изучается в условиях психической и соматической нормы и патологии: при шизофрении (В.Д. Менделевич, 1988, Фейгенберг И.Н., 1973), органических нарушениях (Т.В. Скиданенко, 2003), остеохондрозе (О.В. Демакина, 2004,В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева, 2002), неврозах и неврозоподобных состояниях (Ч.Р. Громова, 2003; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева, 2002), эпилепсии (Т.В. Скиданенко, 2003), расстройствах личности (А.Э. Узелевская, 2002), при умственной отсталости (Ю.М. Масалович, 2011), при нарушениях речи (А.И. Ахметзянова, 2004), при расстройствах аутистического спектра (Н.Г. Манелис, 1999), задержке психического развития (Л.И. Переслени, 1993) и др.
Однако при всей обширности исследований в области прогностических процессов недостаточно теоретических и эмпирических данных, посвященных изучению особенностей прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями в системе семейных отношений.
Цель исследования: изучение специфики прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях.
Объект исследования: прогностическая компетентность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях.
Гипотеза: Характер и содержание прогностической компетентности в семейных отношениях отличается у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья от школьников с нормотипичным развитием использованием инфантильных стратегий в прогнозах ситуаций семейных взаимоотношений, инвариативностью, синкретической оценкой семейных ситуаций, бедностью речевых средств при построении прогнозов.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть состояние проблем прогностических процессов; прогностическую способность при нарушениях психофизического развития, а также современное представление об особенностях взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Изучить структурные компоненты прогностической компетентности (критерии и функции) у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и с нормотипичным развитием в сфере семейных отношений.
3. Оценить и сопоставить особенности прогностической компетентности в семейных отношениях у школьников с нормотипичным развитием и с ограниченными возможностями здоровья.
4. Определить мишени коррекции среди выявленных особенностей прогностической компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях и разработать модель психокоррекционной работы.
Теоретико-методологической основой исследования явились положения Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина об антиципационных процессах как феномене, пронизывающем все уровни психического отражения действительности; концепция о многоуровневом строении антиципации Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова; работы по изучению прогностических процессов в норме и патологии В.Д. Менделевича, И.Н. Фейгенберга, Ю.М. Масаловича, А.И. Ахметзяновой, Н.Г. Манелис, Л.И. Переслени; основные положения о структуре и функциях детско-родительских отношений Р.В. Овчаровой, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса и др.; современные представления об особенностях детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии Л.В. Кузнецовой, И.И. Мамайчука, Ю.П. Поварёнкова, Е.А. Савиной, В.М. Сорокина, В.В. Ткачёвой, Л.М. Шипициной, О.Б. Чаровой и др.
Методы исследования:
1) теоретические методы (теоретический анализ научной литературы);
2) эмпирические методы (методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», А.И. Ахметзянова, 2017);
3) обработка эмпирического материала (методы описательной статистики и математико-статистический анализ данных).
Практическая значимость работы: Результаты, полученные в ходе исследования, дополнят сведения о специфических (в том числе, о модальноспецифических) особенностях прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях.
На основании результатов исследования предложен тренинг, направленный на развитие прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в семейных отношениях. Тренинг может быть использован психологами, педагогами образовательных организаций, осуществляющих работу со школьниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Базу исследования составили данные диагностики испытуемых - 99 младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте 8-10 лет. В это число вошли 16 младших школьников с нарушениями зрения, 27 — с нарушениями слуха, 20 младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата, 36 — с тяжелыми нарушениями речи. Эти данные сравнивались с данными 140 младших школьников с нормотипичным развитием, в возрасте 8-10 лет. Полученные результаты подвергались математико-статистической обработке с помощью пакета компьютерной статистической программы SPSS 17.0 for Windows.
Апробация исследования: Результаты исследования, обобщения и выводы докладывались и обсуждались на ежегодных итоговых научных конференциях студентов КФУ (2018, 2019) (стендовые доклады), на V международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018) (публикация), на всероссийской научно-практической конференции «Открытый мир: объединяем усилия» (Пермь, 2018) (публикация), на международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» (Саранск, 2018) (публикация), на XXVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 2019) (стендовый доклад).
Основные положения исследования представлены в 4 публикациях автора - в материалах научно-практических конференций.
1. Зернова С.В. Теоретические подходы отечественных и зарубежных психологов к изучению проблемы антиципационно - прогностических процессов [Текст] / С.В. Зернова // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии: матер. V Международной науч.- практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 25 апреля 2018 г. / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 210-215.
2. Зернова С.В. Специфика прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения в семейных отношениях [Текст] / С.В. Зернова // «Открытый мир: объединяем усилия»: матер. Всерос. науч.- практ. конф., 07-08 ноября 2018 г. / под ред. О.Р. Ворошниной, Л.В. Коломийченко. - Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2018. - С. 50-55.
3. Зернова С.В. Специфика прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в семейных отношениях [Текст] / С.В. Зернова // «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология»: матер. междун. науч.-практ. конф., 4 декабря 2018 г. / отв. ред. Д. В. Жуина. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2018. - С. 389-396.
4. Зернова С.В. Особенности прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом в семейных отношениях [Текст] / С.В. Зернова // «ЛОМОНОСОВ-2019»: матер. Международного молодежного науч. форума. - М: МАКС Пресс, 2019. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. - 1600 Мб. - 11000 экз.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Список использованной литературы включает 75 наименований. Текст диссертации иллюстрирован 10-ю таблицами и 1 рисунком.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из важных индивидуально-психологических факторов («внутренней детерминантой») успешной социально-психологической адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья является прогностическая компетентность. В психологической науке, как в отечественной, так и в зарубежной, имеется единое смысловое понимание прогностических процессов, однако отмечается их понятийная неоднозначность («прогностическая компетентность», «антиципация», «когнитивная схема»). Антиципация обеспечивает формирование цели, планирует и программирует поведение, контролирует текущие коммуникативные акты, включается во все познавательные процессы. Основная необходимость в прогностических процессах - адаптация к окружающей среде: развитая прогностическая способность человека позволяет предвидеть наступающие события, тем самым решить какую-либо проблемную ситуацию задолго до ее наступления и непосредственного решения. Успешность прогнозирования зависит от протекания познавательных процессов, от качества мнестических и рече-мыслительных операций. Лицам с ограниченными возможностями характерна недостаточность развития произвольности познавательных процессов, поэтому прогнозирование результатов своей деятельности является для них особенно затруднительным.
В качестве одного из внешних факторов успешной социально- психологической адаптации младшего школьника называются отношения с родителями. Рождение ребенка с нарушениями в развитии почти всегда изменяет весь ход жизни семьи, у родителей наблюдается тяжелое стрессовое состояние, оказывающее влияние на формирование неадекватного родительского поведения (подсознательное «отвержение» ребенка, отчужденность и отгороженность во взаимоотношениях, чрезмерная гиперопека), являющимся, в свою очередь, негативным фактором в социализации ребенка с нарушениями в развитии.
Целью нашего исследования явилось изучение специфики прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях.
В ходе эмпирического изучения специфики прогностической компетентности в семейных отношениях выявлено, что способность к прогнозированию школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях недостаточно развита. Наблюдаются нарушения в некоторых показателях регулятивной, когнитивной и рече-коммуникативной функций прогностической компетентности: при построении образа будущего в ситуациях семейных отношений школьники предлагают модели поведения, не соответствующие возрасту, не отвечающие требованиям к их социально-коммуникативному развитию; ожидают неблагоприятный исход ситуаций семейных отношений; в прогнозах школьники не могут описать поведение членов семьи, их чувства и отношения, при построении прогнозов им трудно использовать сложные лексико-грамматические и синтаксические конструкции. При этом у них наблюдается «рациональное» прогнозирование исходов семейных ситуаций, построенное на основе выделения значимых отношений, характеристик семейной ситуации, в том числе с учетом социальных норм.
Таким образом, было получено эмпирическое подтверждение тому, что характер и содержание прогностической компетентности в семейных отношениях отличается у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья от школьников с нормотипичным развитием использованием инфантильных стратегий в прогнозах ситуаций семейных взаимоотношений, инвариативностью, синкретической оценкой семейных ситуаций, бедностью речевых средств при построении прогнозов.
Нами предложен проект психокоррекционной программы (тренинг), направленной на развитие прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в семейных отношениях. Специфика программы заключается в её направленности на реальное взаимодействие с семьей школьников. Развитие прогнозирования будет осуществляться с помощью моделирования реальных семейных ситуаций в искусственно-созданной социально-психологической среде: от формирования отдельных структурных компонентов прогностической компетентности к формированию прогнозов в смоделированных родителями ситуациях, опираясь на полученный опыт и информацию о наличной ситуации.
Результаты, полученные в ходе исследования, расширят и дополнят сведения о специфических (в том числе, модально-специфических) особенностях прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях. Предложенный нами тренинг может быть использован психологами, педагогами образовательных организаций, осуществляющих работу со школьниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Данное исследование не исчерпывает решение рассматриваемой проблемы. Перспективным направлением дальнейшего исследования может стать изучение взаимосвязи между прогностической компетентностью школьников с ограниченными возможностями с типами родительских установок.



1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] // Брошюрка зам. директора по воспит. работе.- М: Просвещение, 1989.- 224 с.
2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
3. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова // учебн.-метод. пособие - Казань, 2017. - 50 с.
4. Ахметзянова, А.И. Когнитивные характеристики
прогностической компетентности младших школьников на фоне дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / А.И. Ахметзянова // сб. тр. науч.- практич. конф.: Актуальные проблемы дефектологии и клинической
психологии - 2016 - С. 8-14
5. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.04. [Текст] / А.И. Ахметзянова - Казань, 2001. - 19 с.
6. Бикметов, Е.Ю. Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы [Текст] / Е. Ю. Бикметов, З. Л. Сизоненко, О.Н. Юлдашева. - Уфа: Аркаим, 2012. - 171 с.
7. Богданова, Т. Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников [Текст] / Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова // Дефектология, 1998. - № 3.
8. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование: логикопсихологический анализ [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979.230 с.
9. Будаева, М.Д. К вопросу о психологических особенностях родителей ребенка с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] / М.Д. Будаева // Известия Иркутского государственного университета. Серия:
Психология. 2013. №. URL: https://cyberlemnka.ra/artide/n/k-voprosu-o-
psihologicheskih-osobennostyah-roditeley-rebenka-s-otkloneniyami-v-razvitii (дата обращения: 29.04.2019).
10. Василевская, Е.А. Сравнительный” анализ антиципационнои деятельности и социального интеллекта у больных с шизофренией и умственной отсталостью [Текст] / Е.А. Василевская // Неврологическим вестник - 2016. - Т. 48. №1. - С. 57-62.
11. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст] / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977.- 391 с.
12. Вундт, В. Введение в психологию [Текст] / В. Вундт - СПб.: Питер, 2002. - 125 с.
13. Григорьева, Л.П. Формирование свойств зрительного восприятия у детей с ослабленным зрением [Текст] / Л.П. Григорьева // Вестник Московского государственного лингвистического университета - 2009. - №563. - С. 146- 162.
14. Дементий Л.И. Фрустрация: Понятие и диагностика [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004 - 68 с.
15. Добряков, И.В. Психология семьи и больной ребенок. [Текст] / И.В. Добряков, О.В. Защиринская // Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2007.- 400 с.
16. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. - СПб: «Питер», 2000. - 320с.
17. Калинина Р.Р. Программа развития эмоциональной сферы [Электронный ресурс] / Р.Р. Калинина // Школьный психолог - №19(91) - 2001. URL: https://psy.1sep.ru/article.php?ID=200101913 (дата обращения:
11.01.2019) .
18. Калинина, Н.В. Обучение родителей поддерживающему взаимодействию как фактор развития адаптационных ресурсов детей [Электронный ресурс] / Н.В. Калинина, А.О. Артемова // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2015. № 1-2.
Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19731 (дата
обращения: 6. 11. 2018).
19. Калинина, Н.В. Формирование конструктивного поведения младших школьников [Электронный ресурс] / Н.В. Калинина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ra/artide/n/formirovanie-konstraktivnogo- povedeniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 7.11.2018).
20. Кожанова, Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.М. Кожанова //Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 4. - С. 189-189.
21. Корельская, Н.Г. «Особенная семья - особенный ребенок»: Кн. для родителей детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Г. Корельская; Под ред. С.П. Евсеева - М. : Сов. спорт, 2003 - 227, [2] с.
22. Либина, А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной
жизненной ситуации [Электронный ресурс] / А.В. Либина - М.: Эксмо, 2008. - 400 с. URL: https://www.twirpx.com/file/599847/ (дата обращения: 10.02.2018) .
23. Ломов, Б.Ф. Память и антиципация [Текст] / Б.Ф. Ломов // Исследование памяти. - М.: Наука, 1990. - С. 45-53.
24. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
25. Лугарева Л.В. Формирование навыка социально-вероятностного прогнозирования у детей 7-11 лет [Электронный ресурс]: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Л.В. Лугарева // Иркут. гос. пед. ун-т. - Иркутск, 2005. - 21 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003009314 (дата обращения: 23.02.2018).
26. Лялина, Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л.В. Лялина // Педагогика и психология. — 2009. — №4 — С. 39-43
27. Мамайчук, И.И. Исследования личностных особенностей у детей с ДЦП. [Текст] / И.И. Мамайчук // Дефектология, 1990. - № 3. - С.28-31
28. Манелис, Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы [Текст] / Н.Г. Манелис // Шк. здоровья. - 1999. - N 2. - C. 6-22
29. Маралов, В.Г. Педагогика ненасилия в детском саду [Текст] / В.Г. Маралов // Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
30. Масалович, Ю. М., Фотекова, Т.А. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Текст] / Ю.М. Масалович, Т.А. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 55-58.
31. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - С. 226-255.
32. Мастюкова, Е.М. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова, Л.И. Переслени, М.С. Певзнер // Дефектология. 1998. №4. - С. 12-17
33. Маттеят Ф. Психотерапия детей и подростков (пер. с нем.) [Текст] / Под ред. X. Ремшмидта // М.: Мир, 2000. - С. 199-200.
34. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза
[Электронный ресурс] / В.Д. Менделевич // Психологический журнал.- 1996. - Т. 17, № 4. - С. 107 - 115. URL:
https://gorodets.ru/upload/iblock/27e/Mendelevich ant meh fragment.pdf (дата обращения: 7.02.2018).
35. Менделевич, В.Д. Прогностическая компетентность и психологические защиты пациентов с невротическими и психосоматическими расстройствами [Текст] / В.Д. Менделевич, И.Р. Абитов // Психические расстройства в общей медицине. - 2008. - №2. - С. 22-26.
36. Мишина, Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающий ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) [Текст] / Г.А. Мишина // Дефектология, 2001. - № 1.
37. Молчанова Н. В., Гриценко В.В. Тренинг просоциального поведения [Текст]: Практическое пособие / Н. В. Молчанова, В. В. Гриценко. - Смоленск: Маджента, 2013 - 88 с.
38. Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии [Текст] / У. Найссер. - М.: Прогресс, 1981, - 230 с.
39. Никольская, О. С. Аутизм: возрастные особенности и
психологическая помощь [Текст] / О. С. Никольская - М., 2003. - 232 с.
40. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. [Текст] /
0. С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг // Изд. 6-е, стер. - М.: Теревинф, 2010. - 288 с.
41. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст]: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510с.
42. Переслени, Л.И. Возможности изучения структуры
познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования [Текст] / Л.И. Переслени // Вопросы психологии - 1993. - № 4. - С. 109-115.
43. Полоухина, Е.А. Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. [Текст] / Е.А. Полоухина - СПб., 2009. - 24 с.
44. Рапацевич, Е.С. Психологические механизмы процесса
прогнозирования [Текст] / Е.С. Рапацевич // Вопросы психологии. -1989. - № 6, - С. 122-126.
45. Рау, Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей [Текст] / Ф.Ф. Рау // Дефектология. 1991. № 1. С. 81-88
46. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Электронный ресурс] / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 351 с. URL: http://www.klex.ru/dup (дата обращения: 8.02.2018).
47. Савина, Е.А. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии [Текст] / Е.А. Савина, О.Б. Чарова // Вопросы психологии. - 2002. - № 6 - С. 15-23.
48. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дис.
... док-ра психол. наук в форме научного доклада: 19. 00. 01 [Электронный ресурс] / Е.А. Сергиенко. - М., 1997. - 138 с. URL:
http://irbis.gnpbu.ru/Aref 1997/Sergienko E A 1997.pdf (дата обращения: 5.02.2018) .
49. Соложенкин, В.В. Экспериментально-психологическое исследование прогнозирования у больных неврозами [Текст] / В.В. Солженкин, Г.Г. Носков // Журнал невропатологии и психиатрии.- 1985. - №
12. - С. 1833-1837.
50. Солнцева, Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста [Текст] / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 5. — С. 64-66
51. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина // Учебник. М.: «Налоговый вестник», 2004. - 320 с.
52. Социально-перцептивного предвосхищения у детей з церебральным параличом [Электронный ресурс] // Наукова бiблiотека Украши - 2008-2016. Режим доступа: http://www.info-library.com.ua).
53. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций [Текст] // Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. - М., 1981. - С. 38-45.
54. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии [Текст]: Диагностика и консультирование. - М.: Издательство «Книголюб» - 2007. - 144 с.
55. Ткачева, В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст] / В.В. Ткачева //М.: УМК «Психология. - 2006. - С. 320.
56. Узелевская, А.Э. Взаимосвязь прогностической
(антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств: автореферат кандидатской диссертации [Текст] / А.Э. Узелевская. - Казань, 2002. - 25 с.
57. Узнадзе Д.Н. Теория установки [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - М.: Изд- во ин-та практ. психологии, 1997. - 448 с.
58. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2002. - 176 с.
59. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие [Электронный ресурс] /К. Фотель // Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4 М.: Генезис, 1999.— 160 с. Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/3/0467/index.shtml7from page=16
60. Чарова, О.Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием [Текст] / О.Б. Чарова, Е.А. Савина // Дефектология, 1999. - № 5. - С. 34-39.
61. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст]/ Л.М. Шипицина // СПб.: Дидактика Плюс. - 2002. - 496 с.
62. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология психотерапия семьи [Текст] / СПб.: Питер. - 1999. - 656 с.
63. Юлдашева, О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. [Текст] / О.Н. Юлдашева - Уфа, 2010. - 25 с.
64. Bartlett, F. The Mind at Work and play [Текст] / F. Bartlett . - Cambridge Univ., 1997. - 314 p.
65. Finn, B. Framing effects on metacognitive monitoring and control
[Электронный ресурс] / B. Finn // Memory & Cognition, 2008 - № 36, P. 813821. URL: http ://alichaudry.com/cu/psycholo gy/metcalfe/PDF s/FINN-
Framing%20Effects%20on%20Metacognitive%20Monitoring%20and%20Control %20-%20813-21.pdf (дата обращения: 23.02.2018).
66. Guckelsberger, C., Polani, D. Effects of Anticipation in Individually
Motivated Behaviour on Survival and Control in a Multi-Agent Scenario with Resource Constraints [Электронный ресурс] / C. Guckelsberger, D. Polani // Entropy, 2014 - 16, P. 3357-3378. URL: http://www.mdpi.com/1099-
4300/16/6/3357 (дата обращения: 23.02.2018).
67. Hedne, M. R., Norman, E. & Metcalfe, J Intuitive feelings of warmth
and confidence in insight and noninsight problem solving of magic tricks [Электронный ресурс] / M. R. Hedne, E. Norman, & J. Metcalfe // Frontiers in Psychology, section Cognitive Science, 2016 - Vol 7 - Ar.1314 URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.01314/full (дата
обращения: 23.02.2018).
68. Liontou, К. Anticipation in German to Greek Simultaneous
Interpreting [Электронный ресурс] / К. Liontou // A corpus-based Approach., 2012 URL: http://othes.univie.ac.at/23451/1/2012-10-17 0847531.pdf (дата
обращения: 20.02.2018).
69. Mutsaarts, M., Steenbergen, В., Bekkering, Н. Anticipatory planning deficits and task context in emiparetic cerebral palsy [Электронный ресурс] / M. Mutsaarts, В. Steenbergen, Н. Bekkering // Exp. Brain Res., 2006 - №172. - P. 151-162.
70. Patrick, V.M., Chun, H.H., Macinnis, D.J. Affective forecasting and self-control: Why anticipating pride wins over anticipating shame in a selfregulation context [Электронный ресурс] / V.M. Patrick, H.H. Chun, D.J. Macinnis // Journal of Consumer Psychology, 2009 - 19(3), - P. 537-545. URL: https://scholarship.sha.cornell.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1334&context=artic les (дата обращения: 18.02.2018).
71. Seligman, M. E. P., Railton, P., Baumeister, R. F., & Sripada, C.
Navigating Into the Future or Driven by the Past [Электронный ресурс] / M. E. P. Seligman, P. Railton, R. F. Baumeister & C. Sripada Perspectives on Psychological Science, 2013 - № 8(2), P. 119-141. URL:
https://www.scottbarrykaufman.com/wp-content/uploads/2015/11/Perspectives-on- Psychological-Science-2013-Seligman-119-41.pdf (дата обращения: 20.02.2018).
72. Sinha, P., Kjelgaard, MM., Gandhi, TK., Tsourides, K., Cardinaux,
AL., Pantazis, D., Diamond, SP., Held, RM. (2014). Autism as a disorder of prediction [Электронный ресурс] / P. Sinha, M.M. Kjelgaard, T.K. Gandhi, K. Tsourides, A.L. Cardinaux, D. Pantazis, S.P. Diamond, R.M. Held // Neuroscience News, 2014. DOI: 10.1073/pnas.1416797111
73. Toomela, A. Towards Understanding Biotic, Psychic and Semiotically-Mediated Mechanisms of Anticipation. In: Nadin M. (eds) Anticipation: Learning from the Past [Электронный ресурс] / A. Toomela // Cognitive Systems Monographs, 2016 - vol 25. URL: http://www.nadin.ws/ante- study/wp-content/uploads/2014/08/Toomela-Towards-Understanding-Biological- Psvchological-and-Cultural-Mechanisms-of-Anticipation.pdf (дата обращения:
22.02.2018) .
74. Wells, A. Metacognitive therapy for anxiety and depression [Электронный ресурс] / A. Wells. // The Guilford Press A Division of Guilford Publications, Inc. 72 Spring Street, New York, 2012. URL: http://drdavidlawrence.com/wp-content/uploads/2017/03/Metacognitive-Therapy- for-Anxiety-and-Depression.pdf (дата обращения: 27.02.2018).
75. Wilson, T.D., Gilbert, D.T. Affective forecasting [Электронный
ресурс] / T.D. Wilson, D.T. Gilbert // Advances in Experimental Social Psychology, 2003 - vol. 35, P. 345-411 URL:
http://homepages.abdn.ac.uk/c.n.macrae/pages/dept/HomePage/Level 3 Social Ps ych files/Wilson%26Gilbert(2003).pdf (дата обращения: 25.02.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ