Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования предметных образовательных результатов учащихся восьмых классов на
уроках биологии 11
1.1. Содержательная характеристика понятия «предметные образовательные
результаты» в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Особенности формирования предметных образовательных результатов у
подростков 19
1.3. Формы, методы и приемы формирования предметных образовательных
результатов у подростков на уроках биологии 27
Выводы по I главе 37
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию предметных образовательных результатов учащихся восьмых классов на уроках
биологии 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента 45
2.3. Контрольный этап педагогического эксперимента 51
2.4. Статистический анализ экспериментальных данных 57
Выводы по II главе 61
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 72
Актуальность проблемы исследования.
В настоящее время в России происходят государственно-политические преобразования, и они оказывают влияние на образовательный процесс. Федеральный государственный стандарт предполагает выполнение
требований по достижению учащимися к моменту окончания основной школы определенных метапредметных, предметных и личностных результатов. Предметные результаты по биологии - это система биологических знаний, которая включает факты, гипотезы, теории, понятия, представления, биологические законы, закономерности, причинно
следственные связи [57].
В настоящее время для достижения предметных результатов большую часть времени на уроке в соответствии с ФГОС используется современные образовательные технологии для повышения интереса учащихся к предмету биологии, что отражается на качестве успеваемости [25].
Проведенный анализ психолого-педагогических и методических работ по проблеме исследования, а так же изучение опыта учителей биологии по вопросам реализации предметных связей с помощью образовательных технологий на уроках биологии, позволили сделать вывод что проблема достижения предметных связей с помощью различных технологий имеет длительную историю, в настоящее время особенно актуальна в свете требований, предъявляемых обществом в современной школе [33].
Концепция модернизации российского образования обосновывают необходимость формирования у школьников предметных навыков и умений, позволяющих решать задачи интеграции в общество, осознанного выбора жизненного пути, преодоления жизненных трудностей. В связи с этим организация процессов учения ставит своей задачей изменение методики преподавания, которая состоит во введении и апробации таких форм работ, которые основаны на собственной ответственности самих учеников, изменении их предметных образовательных результатов для формирования ключевых компетентностей и профильного самоопределения, на смещении односторонней активности учителя к самостоятельному учению [22].
Немаловажно формировать учеников мотивацию учения, заложить тягу к знаниям именно на начальной ступени обучения, поскольку мотив является основным источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования учащегося.
В учебно-образовательном процессе необходимо уделять особое внимание задаче формирования устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности учащихся, побуждающей и стимулирующей их к систематической учебной работе, овладению новыми знаниями, потому что именно она занимает центральное место среди основных задач, стоящих перед учителем [1].
Изучение психолого-педагогической литературы, а также педагогической практики позволили нам сформулировать следующее противоречие: между потребностью проведения психолого-педагогической работы по формированию предметных образовательных результатов учащихся восьмых классов на уроках биологии для обеспечения эффективности процесса обучения с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования предметных образовательных результатов.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования предметных образовательных результатов учащихся восьмых классов на уроках биологии.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование предметных образовательных результатов учащихся восьмых классов на уроках биологии.
Объект исследования: процесс формирования предметных
образовательных результатов учащихся восьмых классах по биологии.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования предметных образовательных результатов учащихся восьмого класса по предмету «Биология».
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность формирования предметных образовательных результатов учащихся восьмых классов может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «предметные образовательные результаты»;
- учитывать возрастные особенности формирования предметных
образовательных результатов учащихся восьмых классов на уроках
биологии;
- организовать усиливающие мотивацию условия учащихся восьмых классов к овладению предметными знаниями для формирования учащихся педагогических результатов.
В соответствии с выдвинутыми гипотезой, проблемой, целями, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить особенности формирования предметных
образовательных результатов учащихся восьмых классов на уроках
биологии;
2. раскрыть формы, методы и приемы формирования предметных образовательных результатов на уроке биологии;
3. разработать уроки с применением современных технологий для формирования предметных образовательных результатов учащихся восьмых классов на уроках биологии.
Методологические основы исследования составляют:
- положения системного подходов к обучению (J1. Берталанфи, В. П. Беспалько, И. Б. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.), личностно-деятельностного (Н. А. Алексеев, Л.И. Божович, А. Н. Захлебный, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, Л. М. Фридман, И. С. Якиманская и др.), компетентностного (В. И. Байденко, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской) [53];
- положения общей теории культуры (В. С. Библер, Б. С. Гершунский, М. С. Каган, Э.С. Маркарян, А. П. Марков, А. Швейцер и др.) [3];
- положения теории моделирования педагогических систем (Н. Д. Андреева, Н. М. Александрова, И. Ю. Алексашина, С. В. Алексеев, Н. М. Верзилин, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Н. В. Бордовская, В. В. Краевский, В. В. Николина, И. Н. Пономарева, А. В. Смирнов, В. П. Соломин и др.) [16];
- идеи концепции устойчивого развития общества и природы (Г. А. Воробейков, И. И. Баринова, А. Гор, Т. С. Комиссарова, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, А. Д, Урсул и др.) [57];
- идеи и принципы этики и философии всеединства (Н. А. Бердяев, Н. Н. Моисеев, B.C. Соловьёв, Н. В. Тимофеев-Ресовский, А. Л. Чижевский, А. Швейцер и др.) [2].
Теоретические основы исследования составляют:
- философские, психолого-педагогические теории и положения по проблемам: содержания и структуры общего среднего образования (Ю. К. Бабанский, В. И. Богословский, И. Ф. Исаев, Н. Е. Кузнецова, И. Л. Лернер, И. А. Мищенко, И. Н. Пономарева, В. А. Ситаров, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, П. И. Пидкасистый, др.); методологии педагогических исследований (Г. А. Бордовский, Б. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, В. И. Загвязинский, др.) [50]; субъектности (К. А. Альбуханова- Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. С. Якиманская) [43]; содержания биологического образования как социокультурного феномена (С. В. Алексеев, Н. А. Андреева, Н. М. Верзилин, И. Д. Зверев, В. В. Пасечник, И. Н. Пономарева, В. А. Смирнов, В. П. Соломин, Н. А. Рыков, Д. И. Трайтак, 3. И. Тюмасева,
др.) [20];
- дидактические концепции и теории: парадигмальная концепция обучения, кибернетическая концепция обучения, концепция профильного и предпрофильного обучения, концепция управления по результатам [4].
Методы исследования:
- теоретические: изучение, сравнение, синтез и анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем и учащимися, диагностические тестирования с использованием таких методик как:
1. Методика изучения мотивации обучения обучающихся 511 класса (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина).
2. Методика «Мое отношение к уроку биологии».
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Татарская гимназия № 11» города Казань. В эксперименте приняло участие 55 учащихся. Из них 27 учащихся контрольного класса и 28 - экспериментального.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия учащихся 8 класса с целью формирования предметных образовательных результатов на уроках биологии.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, были определены теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования. Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы, методы и программа формирования предметных образовательных результатов учащихся восьмых классов на уроках биологии.
Теоретическая значимость исследования. На основе личностнодеятельностного, компетентностного подходов к обучению разработана модель реализации концепции развития предметных результатов в курсе биологии основной школы, с позиций которой цели биологического образования направлены на личностную и предметную динамику развития учащихся.
В контексте компетентностного и профильного подходов к обучению переосмыслен и обогащен деятельностный потенциал содержания школьного курса биологии путем воссоздания адекватных сфер обучающей реальности в типах предметной деятельности: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная (оценочная), коммуникативная [19].
Разработана система диагностики результатов развития предметнобиологических умений и мотивов предметной деятельности учащихся, определены интегративные критерии оценки валидности экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования: разработана и внедрена в массовую образовательную практику на региональном уровне методика развития предметной деятельности учащихся в курсе биологии основной школы; созданы учебные и методические пособия к ее оснащению; разработаны и реализованы спецкурсы, обучающие тренинги в системе повышения квалификации учителей, их профессиональной подготовки к введению предпрофильного и профильного обучения, а также в системе профессиональной подготовки учителей естественнонаучного цикла; реализован опыт обучения школьников и студентов в учреждениях муниципальных и межмуниципальных образовательных центров.
Апробация результатов исследования проводилась непосредственно через проведение уроков по биологии.
Достоверность полученных данных обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий формирования предметных образовательных результатов учащихся восьмых классов на уроках биологии, в обучении, апробацией результатов исследования, вариативным психологопедагогическим экспериментом.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Результаты проведенного нами исследования позволили выявить эффективность применения современных технологий, таких как групповая, игровая и технология проблемного обучения на уроках биологии, как способа формирования предметных образовательных результатов у подростков и развитие учебной мотивации.
Федеральный государственный стандарт предполагает выполнение требований по достижению учащимися к моменту окончания основной школы определенных метапредметных, предметных и личностных результатов. Предметные результаты по биологии - это система биологических знаний, которая включает факты, гипотезы, теории, понятия, представления, биологические законы, закономерности, причинноследственные связи.
В соответствии ФГОС нового поколения лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Деятельностный метод обучения — это подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Использование в своих уроках современных технологий, таких как групповая, игровая и технология проблемного обучения, можно применять системно-деятельностный подход и формировать самостоятельность, активность, творческое мышление учащихся.
После применения данных технологий было выявлено, что у учащихся значительно повысилась заинтересованность в обучении, они стали более самостоятельны в поисках пути решения биологических задач, появилась мотивация к познанию и изучению биологии, а также улучшилось эмоциональное отношение к предмету.
Использование этой технологии требует большого количества времени для ее детальной разработки и внедрении на уроках.
В частности на уроках биологии есть возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий учащихся.
1. Абраменко А. А. Анализ роли биологического эксперимента в средней школе. - М., 2001. - 64 с.
2. Алимова Л.И. Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению // Научный поиск. 2014. №2.8. С. 65-66.
3. Андреева Н. Д., Азизова И. Ю., Малиновская Н. В. Новые подходы к обучению биологии в общеобразовательной школе в условиях ФГОС: учеб. пособие. - СПб.: Свое издательство, 2015. - 297 с.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010. - 159с.
5. Баксанский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и
реализация // Наука и школа. 2000. № 1. С. 19-25.
6. Бинас А. В., Маш Р. Д., Никишов А. И. Биологический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1990.
7. Блонский, П. П. Память и мышление / П.П. Блонский // Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.: Педагогика, 2013.-С. 128-142.-Т.2.
8. Божович, Л. И. Психологический анализ значения оценки как мотива учебной деятельности школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина. - М.: Известия, 2007. - Вып. 36. - С. 105-131.
9. Болотов В., Ковалева Г. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - М., 2010. - №5. - С.3-
10. Борисова И.В. Проблемный методологический подход в основном и дополнительном биологическом образовании школьников // Психо-дидактика высшего и среднего образования: материалы девятой международной научно-практической конференции. Барнаул: АГПУ, 2012. С. 41-44.
11. Вопилова Т.Н. Методика формирования предметных результатов обучения биологии в сфере физической деятельности на основе деятельностного подхода // Инновации в естественно-научном образовании: VIII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск: КГПУ, 2015. С. 171-173.
12. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей образовательных учреждений // Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2013. - 160с.
13. Ганненко Н.Н. Личностно ориентированный подход в обучении
биологии как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 31 августа 2015 г. Ч. 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - С. 34 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ucom.ru/doc/conf.2015.08.04.pdf (дата обращения: 15.05.2019).
14. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование: Серия стандарты второго поколения // Под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011. - 111с.
15. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011. - 223с.
16. Ермакова Т.Л. Учить мыслить // Проблемы педагогики. 2015. № 1 (2). С. 31-33.
17. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учеб.-метод. пособ. СПб.: КАРО, 2011. 160 с.
18. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции,
возможности: учебно-методическое пособие. - СПБ.: КАРО, 2008. - 160с.
19. Журин А.А. Рабочая программа по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение: пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2012. 160с.
20. Зайцева В. Е., Коханович Д. В., Чудинова Е. В. Диагностика биологической грамотности школьников // Биология. — 2017. — № 9. — Изд. дом «1 сентября».
21. Зайцева В. Е., Минкин Д. И., Чудинова Е. В. Работаем по новому ФГОС // Биология. — 2013. — № 7. — Изд. дом «1 сентября».
22. Зайцева В. Е., Чудинова Е. В. и др. Новая биология. Учебные модули: Модуль 1 (вводный). Модуль 2 часть 1 «Животные». Модуль 1 часть 2 «Растения». Модуль 3 «Размножение и индивидуальное развитие». Модуль
4. «Движение и управление». Модуль 5. «Эволюция и экология». - М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2015-2017.
23. Ичеткина Т.А., Попова В.Ц., Смирнова С.В. Под общей редакцией Смирновой С.В. Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС: Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников // Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Логос, 2011. - 168с. методические рекомендации. - Сыктывкар, 2012. - 29с.
24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2014. - 152 с.
25. Калинова, Г. С. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии / А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина и др. - М.: Просвещение, 2004. - 192 с.
26. Карабанова О.А. Программа развития универсальных учебных действий как развивающий потенциал стандартов общего образования второго поколения // Образовательная политика. - М., 2009. - №9. - С. 9-11.
27. Ковалева Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе // Серия стандарты второго поколения. В 3-х частях. - М.: Просвещение, 2011. - 224с.
28. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты
начального общего образования // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011. - 120с.
29. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н Биология. Человек. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. -М.: Дрофа, 2013. С 33-39.
30. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий // Пособие для преподавателей. - СПб.: Каро, 2009. - 367с.
31. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность
работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы - М., 2011.
32. Корсунская Н. М. Общая методика преподавания биологии / Верзилин, Н. М. -М.: Просвещение, 2014. - 383 с.
33. Кривошапова, Р. Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе / Р. Ф. Кривошапова, О. Ф. Силютина. - М.: Педагогика, 1980. - №
11. - С. 60-65.
34. Кривошапова, Р. Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе [Текст] / Р. Ф. Кривошапова, О. Ф. Силютина.- М.: Педагогика, 2011. - № 11. - С. 60-65.
35. Кузнецова, Н. Е. Педагогические технологии в предметном обучении / Н. Е. Кузнецова. - СПб.: Образование, 2000. - 245 с.
36. Левченко А. Л. Совершенствование процесса обучения биологии в условиях реформирования школьного образования. / Биологическое и химическое образование: проблемы и перспективы развития: сборник статей/ [отв. ред. В. П. Разаханова]. СПб. - Махачкала, 2013. С. 119-123.
37. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. С. 170-186.
38. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы и средства обучения // Образовательные технологии: сб. материалов. Баласс, 2008. Вып. 8. С. 5-55.
39. Менчинская, Н. А. Психологические проблемы активности личности в обучении / Н. А. Менчинская // Материалы к научнопрактической конференции ученых-педагогов соцстран. - М.: 2014.-11 с.
40. Михайленко О.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии через технологию «Обучение в сотрудничестве» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/8f2/mikhaylenko o v formirovanie univers alnykh uchebnykh deystviy _na_urokakh_biologii_cherez_tekhnologiyu.pdf (дата обращения: 15.05.2015).
41. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии: учеб. пособие для вузов. - М.: Колосс, 2007. - 303 с.
42. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.-268с.
43. Романов Ю. В., Романова О. В. Формирование опыта творческой деятельности в теории и практике // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2016. - № 53 (11). - С. 39-46.
44. Романова О. В. Инструментарий мониторинга результатов учебной деятельности учащихся по биологии // Актуальные проблемы естествознания и естественнонаучного образования: материалы V Междунар. науч-практ. конф. - Омск, 2017. - С. 107-111.
45. Садовская И.Л. Концепция методов обучения: теоретический аспект// Актуальные проблемы методики преподавания биологии и экологии в школе и ВУЗе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 8-10 ноября 2007 г. М.: МАНПО, 2007. С. 69-75.
46. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
47. Селезнев, Н. В. Роль педагогической оценки / Н. В. Селезнев // Советская педагогика. - М.: Педагогика, 2010. - № 10. - С. 5255.
48. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. В помощь начинающему исследователю. - М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
49. Смирнова Н.З. Познавательные задачи по биологии: Учебное пособие / Н.З. Смирнова, О.В. Бережная. - Красноярск, 2013-214с.
50. Смирнова Н.З. Теория и практика экологического образования в условиях современных школ / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2004. 280 с.
51. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: метод. пособ. / отв. ред. К.Э. Касаткина. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. 237 с.
52. Степанова С.А., Исакова Г.Р. Экологическое образование для
устойчивого развития: теория, педагогические инновации и
действительность // Материалы и доклады XXI Международной научнопрактической конференции (Москва, 25-26 июня 2015 г.). М.: Изд-во МНЭПУ, 2015. 918 c.
53. Тесленко В.И. Проблемы развития познавательной деятельности человека при конструировании естественнонаучных знаний о природе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 144-150
54. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. - М.: Мнемозина, 2002. -304 с.
55. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
56. Федоров В.А. Образование в интересах устойчивого развития // Тезисы докладов и презентаций XV Международной конференции, Москва, 2728 июня 2009 г., 386 с.
57. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект // Под ред. Козлова С.А., Кондакова А.М. - М.: Просвещение, 2011. - 48с.
58. Чудинова Е. В., Зайцева В. Е. и др. Деятельностный подход к биологическому образованию школьников. Как понять организм? О построении первой части курса «Новая биология» для основной школы. - М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2017. — 60 с.
59. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина - М.: Просвещение, 2012-160 с.
60. Якиманская, И. С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психо лого-педагогического исследования / И. С. Якиманская // Психологические критерии качества знаний школьников. - М.: 2005. - С. 5-20
61. Baines, J. Learning to live on planet Earth. The environmental approach to education // Jbid. 1998. Vol. 5, N1. P. 6-12.
62. Bruce V., Green P. Visual perception: physiology, psychology and ecology. - Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1993. 431 p.
63. Buss, A. R. A dialectical psychology. - New York: Irvington, 1979. -
253 p.
64. Delor, J. L. Education un treson est cache dedans. - Paris unesco, 1996.
65. Garner, W. R. Processing of information and structure. - Potomac: Erlbaum, 1974.
66. Glassman, W. Approaches to psychology [Text]. - Buckingham; Philadelphia: Open University Press, 1995.