ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ
|
Введение 4
Глава 1. Формирование информационных компетенций учащихся как педагогическая проблема 10
1.1. Компетентностный подход в современном образовании 10
1.2 Сущность и структурные компоненты информационных компетенций личности 25
1.3 Исторические источники как средство формирования информационных компетенций учащихся основной школы 31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию информационных компетенций учащихся шестых классов в процессе работы с историческими источниками 44
2.1. Общие вопросы организации педагогического эксперимента. Результаты констатирующего этапа эксперимента 44
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента. Разработка программы кружка 64
2.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа педагогического эксперимента 71
Заключение 99
Список литературы 102
Приложения 109
Глава 1. Формирование информационных компетенций учащихся как педагогическая проблема 10
1.1. Компетентностный подход в современном образовании 10
1.2 Сущность и структурные компоненты информационных компетенций личности 25
1.3 Исторические источники как средство формирования информационных компетенций учащихся основной школы 31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию информационных компетенций учащихся шестых классов в процессе работы с историческими источниками 44
2.1. Общие вопросы организации педагогического эксперимента. Результаты констатирующего этапа эксперимента 44
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента. Разработка программы кружка 64
2.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа педагогического эксперимента 71
Заключение 99
Список литературы 102
Приложения 109
Сегодня информация является стратегически важным ресурсом общества. В постиндустриальном (информационном) обществе современные глобальные тенденции запрашивают высокие требования к системе образования Российской Федерации.
В постиндустриальном обществе важным умением является самостоятельное приобретение новых знаний с помощью большого потока различной информации и умения грамотной работы с ней.
Постиндустриальная (информационная) ступень развития общества в отличии от доиндустриальной и индустриальной заинтересована, в обладании и развитии высоких информационных компетенций человека в современном мире.
Информационные компетенции и качество жизни человека между собой взаимосвязаны. В следствии чего в образовательном процессе возникают значимые изменения, целью которых является развитие информационных компетенций учащихся в образовательных учреждениях.
Информационные компетенции человека обеспечивают успешное становление личности, а также гарантируют овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации на протяжении всей жизни.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что информационные компетенции являются требованием времени и залогом успешной социализации обучающегося, который живёт в условиях постиндустриального(информационного) общества.
Степень разработанности темы и проблемы исследования. Проблему формирования информационных компетенций исследовали Н.И.Гендина [11], М.В.Рыжаков [44], В.Н.Борздун [5] и др. В специальной литературе категория «информационная компетентность», часто рассматривается во взаимосвязи с такими категориями как «информационная культура», «компьютерная грамотность». Данные понятии исследованы в работах Н.И.Гендиной, Н.И.Колковой, Г.А.Стародубовой[12] и др. Существенный вклад в разработку методологических проблем информационной культуры внесли Н.П.Ващекин [6], М.Г.Вохрышева [8], А.А.Гречихин [14], В.И.Гриценко [15], В.А.Каймина [27] и др.
В связи с этим назревает объективная потребность в разрешении противоречий между:
1. потребностью общества в специалистах в различных отраслях деятельности, обладающих информационными компетенциями, и малой степенью разработанности способов формировании информационных компетенций у учащихся в процессе работы с историческими источниками;
2. проблемой поиска путей преодоления фрагментарности, разрозненности знаний, особенно в области работы человека с информацией, представленной и в традиционной, и в электронной форме, обретением целостности и полноты представлений об эффективных способах решения информационных задач;
3. формальной организацией учебного процесса и потребностью образовательного учреждения в модели формирования информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования магистерской работы: каковы наиболее значимые
педагогические условия формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Цель исследования - выявить и экспериментально апробировать с эффективность педагогических условий в формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Объектом исследования - формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Предметом исследования являются педагогические условия эффективности формирования информационных компетенций учащихся 6 -х классов в процессе работы с историческими источниками.
Гипотеза исследования: образовательный процесс будет
способствовать формированию информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками при реализации следующих педагогических условий:
1) выявлении и обосновании возможности исторических источников как средства повышения качества знаний учащихся 6-х классов, а также развития информационных компетенций;
2) разработке и реализации программы повышения уровня сформированности информационных компетенций и качества знаний учащихся с помощью исторических источников;
3) разработке показателей, критериев и уровней сформированности информационных компетенций учащихся 6-х классов;
4) создание в образовательном учреждении информационной среды (средства ИКТ, проектор, средства доступа к глобальным информационным ресурсам, дидактические комплексы информационного обеспечения для изучения истории);
5) использование форм и методов, которые требуют разнообразной работы с информацией, размещенной на различных носителях;
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) изучить и раскрыть сущность структурных компонентов информационных компетенций с помощью анализа психологопедагогической литературы;
2) рассмотреть особенности формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов истории;
3) выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Теоретико-методологической основой исследования в различных областях: работы в обрасти философии образования (Б.С.Гершунский [13], Э.И.Гусинский [16] и другие), работы в области реализации межпредметных связей в образовании (А.В.Усова [58], Б.Д.Комисарова [31], В.Р.Ильиченко [24] и другие), в области теории учебной деятельности (А.Н.Леонтьев [37], С.Л.Рубинштейн [43], П.Я.Гальперин [10], Л.С.Выгодский [9] и другие), в области компетентностного подхода в образовании (А.В,Хуторской [62], Т.М.Ковалёв [30], И.Д.Фрумин [61]), в области методики преподавания истории (Н.В.Киприянов [29], Н.А.Рожков [42], М.Т.Студеникин [51] и другие).
Методы и методики исследования. В магистерской диссертации использовались следующие методы исследования:
1) теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2) тестирование (мониторинг Всероссийской Проверочной Работы);
3) педагогический эксперимент;
4) метод экспертной оценки;
5) метод математической обработки результатов исследования (t- критерии Стьюдента);
6) методика исследования информационных компетенций Н.В.Кульдебы;
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №48 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
1. выявлены педагогические условия, которые позитивно влияют на формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками истории;
2. разработана программа формирования информационных компетенций и повышения качества знаний учащихся в процессе работы с историческими источниками.
3. разработаны показатели, критерии, и уровни сформированности информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками.
Теоретическая значимость магистерской работы заключается в следующем:
1. уточнении сущности понятия «информационные компетенции», а также их компонентов: технологического, деятельностного, познавательного, коммуникативного, мотивационного, рефлексивного.
2. выявлении характеристики и дидактических возможностей исторических источников как средства формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов.
Практическая значимость магистерской диссертации: разработана программа по формированию информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками и технологические карты занятий по формированию информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками.
Достоверность результатов исследования обусловлена:
1. использованием методологических принципов научно
практического исследования;
2. комплексным использованием разнообразных методов, которые соответствуют задачам исследованиям;
3. использованием количественного и качественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей истории в «Средней общеобразовательной татарскорусской школе №48 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани, на родительском собрании учащихся 6-х классов «Средней общеобразовательной татарско-русской школе №48 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани, на XI Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке и образовании» (Пенза, 20 апреля 2019
г).
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Махиянова Л.Р. Формирование информационных компетенций у учащихся в процессе работы с историческими источниками Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. - С.199-202.
Структура магистерской работы состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, включающего 64 источника. Общий объем работы 152 страниц, содержание исследования изложено на 101 страницах и иллюстрировано 29 таблицами, 10 рисунками. В работе представлено 9 приложений.
В постиндустриальном обществе важным умением является самостоятельное приобретение новых знаний с помощью большого потока различной информации и умения грамотной работы с ней.
Постиндустриальная (информационная) ступень развития общества в отличии от доиндустриальной и индустриальной заинтересована, в обладании и развитии высоких информационных компетенций человека в современном мире.
Информационные компетенции и качество жизни человека между собой взаимосвязаны. В следствии чего в образовательном процессе возникают значимые изменения, целью которых является развитие информационных компетенций учащихся в образовательных учреждениях.
Информационные компетенции человека обеспечивают успешное становление личности, а также гарантируют овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации на протяжении всей жизни.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что информационные компетенции являются требованием времени и залогом успешной социализации обучающегося, который живёт в условиях постиндустриального(информационного) общества.
Степень разработанности темы и проблемы исследования. Проблему формирования информационных компетенций исследовали Н.И.Гендина [11], М.В.Рыжаков [44], В.Н.Борздун [5] и др. В специальной литературе категория «информационная компетентность», часто рассматривается во взаимосвязи с такими категориями как «информационная культура», «компьютерная грамотность». Данные понятии исследованы в работах Н.И.Гендиной, Н.И.Колковой, Г.А.Стародубовой[12] и др. Существенный вклад в разработку методологических проблем информационной культуры внесли Н.П.Ващекин [6], М.Г.Вохрышева [8], А.А.Гречихин [14], В.И.Гриценко [15], В.А.Каймина [27] и др.
В связи с этим назревает объективная потребность в разрешении противоречий между:
1. потребностью общества в специалистах в различных отраслях деятельности, обладающих информационными компетенциями, и малой степенью разработанности способов формировании информационных компетенций у учащихся в процессе работы с историческими источниками;
2. проблемой поиска путей преодоления фрагментарности, разрозненности знаний, особенно в области работы человека с информацией, представленной и в традиционной, и в электронной форме, обретением целостности и полноты представлений об эффективных способах решения информационных задач;
3. формальной организацией учебного процесса и потребностью образовательного учреждения в модели формирования информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования магистерской работы: каковы наиболее значимые
педагогические условия формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Цель исследования - выявить и экспериментально апробировать с эффективность педагогических условий в формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Объектом исследования - формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Предметом исследования являются педагогические условия эффективности формирования информационных компетенций учащихся 6 -х классов в процессе работы с историческими источниками.
Гипотеза исследования: образовательный процесс будет
способствовать формированию информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками при реализации следующих педагогических условий:
1) выявлении и обосновании возможности исторических источников как средства повышения качества знаний учащихся 6-х классов, а также развития информационных компетенций;
2) разработке и реализации программы повышения уровня сформированности информационных компетенций и качества знаний учащихся с помощью исторических источников;
3) разработке показателей, критериев и уровней сформированности информационных компетенций учащихся 6-х классов;
4) создание в образовательном учреждении информационной среды (средства ИКТ, проектор, средства доступа к глобальным информационным ресурсам, дидактические комплексы информационного обеспечения для изучения истории);
5) использование форм и методов, которые требуют разнообразной работы с информацией, размещенной на различных носителях;
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) изучить и раскрыть сущность структурных компонентов информационных компетенций с помощью анализа психологопедагогической литературы;
2) рассмотреть особенности формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов истории;
3) выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Теоретико-методологической основой исследования в различных областях: работы в обрасти философии образования (Б.С.Гершунский [13], Э.И.Гусинский [16] и другие), работы в области реализации межпредметных связей в образовании (А.В.Усова [58], Б.Д.Комисарова [31], В.Р.Ильиченко [24] и другие), в области теории учебной деятельности (А.Н.Леонтьев [37], С.Л.Рубинштейн [43], П.Я.Гальперин [10], Л.С.Выгодский [9] и другие), в области компетентностного подхода в образовании (А.В,Хуторской [62], Т.М.Ковалёв [30], И.Д.Фрумин [61]), в области методики преподавания истории (Н.В.Киприянов [29], Н.А.Рожков [42], М.Т.Студеникин [51] и другие).
Методы и методики исследования. В магистерской диссертации использовались следующие методы исследования:
1) теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2) тестирование (мониторинг Всероссийской Проверочной Работы);
3) педагогический эксперимент;
4) метод экспертной оценки;
5) метод математической обработки результатов исследования (t- критерии Стьюдента);
6) методика исследования информационных компетенций Н.В.Кульдебы;
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №48 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
1. выявлены педагогические условия, которые позитивно влияют на формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками истории;
2. разработана программа формирования информационных компетенций и повышения качества знаний учащихся в процессе работы с историческими источниками.
3. разработаны показатели, критерии, и уровни сформированности информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками.
Теоретическая значимость магистерской работы заключается в следующем:
1. уточнении сущности понятия «информационные компетенции», а также их компонентов: технологического, деятельностного, познавательного, коммуникативного, мотивационного, рефлексивного.
2. выявлении характеристики и дидактических возможностей исторических источников как средства формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов.
Практическая значимость магистерской диссертации: разработана программа по формированию информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками и технологические карты занятий по формированию информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками.
Достоверность результатов исследования обусловлена:
1. использованием методологических принципов научно
практического исследования;
2. комплексным использованием разнообразных методов, которые соответствуют задачам исследованиям;
3. использованием количественного и качественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей истории в «Средней общеобразовательной татарскорусской школе №48 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани, на родительском собрании учащихся 6-х классов «Средней общеобразовательной татарско-русской школе №48 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани, на XI Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке и образовании» (Пенза, 20 апреля 2019
г).
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Махиянова Л.Р. Формирование информационных компетенций у учащихся в процессе работы с историческими источниками Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. - С.199-202.
Структура магистерской работы состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, включающего 64 источника. Общий объем работы 152 страниц, содержание исследования изложено на 101 страницах и иллюстрировано 29 таблицами, 10 рисунками. В работе представлено 9 приложений.
В данной магистерской работе была исследована проблема значимости педагогических условий формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов образовательной организации.
При проведении анализа проблемы были чётко сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. Результаты, которые были получены в ходе педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что поставленная цель исследования достигнута.
Нам удалось подтвердить гипотезу исследования: формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками будет эффективным, если:
1) Обозначить педагогические условия, которые будут направлены на формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками;
2) Выявить и обосновать возможности исторических источников как средства повышения качества знаний учащихся 6-х классов, а также развития информационных компетенций;
3) Разработать и реализовать программу повышения уровня сформированности информационных компетенций и качества знаний учащихся с помощью исторических источников.
В магистерской диссертации решён комплекс задач, вытекающих из цели и гипотезы.
В результате теоретического исследования были выявлены компоненты информационных компетенций: предварительный поиск информации,
технологический, познавательный, коммуникативный, деятельностный, мотивационный, рефлексивный.
В магистерской диссертации также была рассмотрена структура показателей, критериев и уровней развития информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Выявление педагогических условий формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов непосредственно связано с определением, обоснованием и экспериментальной проверкой критериев сформированности информационных компетенций, которые определяют достижение успешного результата. Формирование информационных компетенций, обучающихся базируется на научных основах данного процесса, отсюда следует, что педагогическую деятельность по формированию информационных компетенций, учащихся в процессе работы с историческими источниками необходимо строить с учётом определённых показателей, критериев и уровней сформированности информационных компетенций.
В магистерской диссертации теоретически обоснованы и интегрированы педагогические условия, которые способствовали формированию информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками. Педагогический эксперимент подтвердил, что формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов будет эффективным в том случае, если комплексно реализуется предложенные педагогические условия:
1) в образовательном учреждении создана информационная среда (средства ИКТ, проектор, средства доступа к глобальным информационным ресурсам, дидактические комплексы информационного обеспечения для изучения истории);
2) используются формы и методы, которые требуют разнообразной работы с информацией, размещенной на различных носителях.
В научно-исследовательской работе экспериментально проверена эффективность педагогических условий формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками. Анализ результатов опытно-экспериментальной эксперимента показал, что реализация разработанной программы кружка «Основы информационной культуры в процессе работы с историческими источниками (традиционными и электронными)» значительно повысила уровень сформированное™ информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками. Поэтапное прохождения данной программы исключило стихийность и хаотичность деятельности учащихся деятельности учащихся при работе с информацией, историческими источниками и электронными ресурсами. Поэтому данная программа кружка «Основы информационной культуры в процессе работы с историческими источниками (традиционными и электронными)» может быть рекомендована к применению в учебном процессе образовательного учреждения.
Выполненное исследование и его результаты указываю на то, что все задачи магистерской диссертации были решены. Однако данная проблема требует дальнейшего исследования, а именно разработку методики системной диагностики сформированности информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками, углубленно изучить условия, способствующих формированию информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками
Теоретическое исследование, анализ литературы по исследуемой проблеме, опытно-экспериментальная работа, а также опыт работы в образовательном учреждении указывают на то, что необходимо глубокого изучения данной проблемы, поиска новых продуктивных путей повышения эффективности процесса формирования информационных компетенций учащихся в процессе работы с историческими источниками.
При проведении анализа проблемы были чётко сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. Результаты, которые были получены в ходе педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что поставленная цель исследования достигнута.
Нам удалось подтвердить гипотезу исследования: формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками будет эффективным, если:
1) Обозначить педагогические условия, которые будут направлены на формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками;
2) Выявить и обосновать возможности исторических источников как средства повышения качества знаний учащихся 6-х классов, а также развития информационных компетенций;
3) Разработать и реализовать программу повышения уровня сформированности информационных компетенций и качества знаний учащихся с помощью исторических источников.
В магистерской диссертации решён комплекс задач, вытекающих из цели и гипотезы.
В результате теоретического исследования были выявлены компоненты информационных компетенций: предварительный поиск информации,
технологический, познавательный, коммуникативный, деятельностный, мотивационный, рефлексивный.
В магистерской диссертации также была рассмотрена структура показателей, критериев и уровней развития информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Выявление педагогических условий формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов непосредственно связано с определением, обоснованием и экспериментальной проверкой критериев сформированности информационных компетенций, которые определяют достижение успешного результата. Формирование информационных компетенций, обучающихся базируется на научных основах данного процесса, отсюда следует, что педагогическую деятельность по формированию информационных компетенций, учащихся в процессе работы с историческими источниками необходимо строить с учётом определённых показателей, критериев и уровней сформированности информационных компетенций.
В магистерской диссертации теоретически обоснованы и интегрированы педагогические условия, которые способствовали формированию информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками. Педагогический эксперимент подтвердил, что формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов будет эффективным в том случае, если комплексно реализуется предложенные педагогические условия:
1) в образовательном учреждении создана информационная среда (средства ИКТ, проектор, средства доступа к глобальным информационным ресурсам, дидактические комплексы информационного обеспечения для изучения истории);
2) используются формы и методы, которые требуют разнообразной работы с информацией, размещенной на различных носителях.
В научно-исследовательской работе экспериментально проверена эффективность педагогических условий формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками. Анализ результатов опытно-экспериментальной эксперимента показал, что реализация разработанной программы кружка «Основы информационной культуры в процессе работы с историческими источниками (традиционными и электронными)» значительно повысила уровень сформированное™ информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками. Поэтапное прохождения данной программы исключило стихийность и хаотичность деятельности учащихся деятельности учащихся при работе с информацией, историческими источниками и электронными ресурсами. Поэтому данная программа кружка «Основы информационной культуры в процессе работы с историческими источниками (традиционными и электронными)» может быть рекомендована к применению в учебном процессе образовательного учреждения.
Выполненное исследование и его результаты указываю на то, что все задачи магистерской диссертации были решены. Однако данная проблема требует дальнейшего исследования, а именно разработку методики системной диагностики сформированности информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками, углубленно изучить условия, способствующих формированию информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками
Теоретическое исследование, анализ литературы по исследуемой проблеме, опытно-экспериментальная работа, а также опыт работы в образовательном учреждении указывают на то, что необходимо глубокого изучения данной проблемы, поиска новых продуктивных путей повышения эффективности процесса формирования информационных компетенций учащихся в процессе работы с историческими источниками.
Подобные работы
- Подготовка учащихся средних классов к выполнению испытаний комплекса ГТО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическая игра в формировании познавательного интереса к изучению истории в 6 классе
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Смысловое чтение как инструмент подготовки к ГИА по дисциплине «История» учащимися основной средней школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Формирование универсальных учебных действий посредством игровых технологий на уроках истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Развитие социального мышления старшеклассников в процессе изучения общественных наук (22.00.06 )
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



