Введение 4
Глава 1. Формирование информационных компетенций учащихся как педагогическая проблема 10
1.1. Компетентностный подход в современном образовании 10
1.2 Сущность и структурные компоненты информационных компетенций личности 25
1.3 Исторические источники как средство формирования информационных компетенций учащихся основной школы 31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию информационных компетенций учащихся шестых классов в процессе работы с историческими источниками 44
2.1. Общие вопросы организации педагогического эксперимента. Результаты констатирующего этапа эксперимента 44
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента. Разработка программы кружка 64
2.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа педагогического эксперимента 71
Заключение 99
Список литературы 102
Приложения 109
Сегодня информация является стратегически важным ресурсом общества. В постиндустриальном (информационном) обществе современные глобальные тенденции запрашивают высокие требования к системе образования Российской Федерации.
В постиндустриальном обществе важным умением является самостоятельное приобретение новых знаний с помощью большого потока различной информации и умения грамотной работы с ней.
Постиндустриальная (информационная) ступень развития общества в отличии от доиндустриальной и индустриальной заинтересована, в обладании и развитии высоких информационных компетенций человека в современном мире.
Информационные компетенции и качество жизни человека между собой взаимосвязаны. В следствии чего в образовательном процессе возникают значимые изменения, целью которых является развитие информационных компетенций учащихся в образовательных учреждениях.
Информационные компетенции человека обеспечивают успешное становление личности, а также гарантируют овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации на протяжении всей жизни.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что информационные компетенции являются требованием времени и залогом успешной социализации обучающегося, который живёт в условиях постиндустриального(информационного) общества.
Степень разработанности темы и проблемы исследования. Проблему формирования информационных компетенций исследовали Н.И.Гендина [11], М.В.Рыжаков [44], В.Н.Борздун [5] и др. В специальной литературе категория «информационная компетентность», часто рассматривается во взаимосвязи с такими категориями как «информационная культура», «компьютерная грамотность». Данные понятии исследованы в работах Н.И.Гендиной, Н.И.Колковой, Г.А.Стародубовой[12] и др. Существенный вклад в разработку методологических проблем информационной культуры внесли Н.П.Ващекин [6], М.Г.Вохрышева [8], А.А.Гречихин [14], В.И.Гриценко [15], В.А.Каймина [27] и др.
В связи с этим назревает объективная потребность в разрешении противоречий между:
1. потребностью общества в специалистах в различных отраслях деятельности, обладающих информационными компетенциями, и малой степенью разработанности способов формировании информационных компетенций у учащихся в процессе работы с историческими источниками;
2. проблемой поиска путей преодоления фрагментарности, разрозненности знаний, особенно в области работы человека с информацией, представленной и в традиционной, и в электронной форме, обретением целостности и полноты представлений об эффективных способах решения информационных задач;
3. формальной организацией учебного процесса и потребностью образовательного учреждения в модели формирования информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования магистерской работы: каковы наиболее значимые
педагогические условия формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Цель исследования - выявить и экспериментально апробировать с эффективность педагогических условий в формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Объектом исследования - формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Предметом исследования являются педагогические условия эффективности формирования информационных компетенций учащихся 6 -х классов в процессе работы с историческими источниками.
Гипотеза исследования: образовательный процесс будет
способствовать формированию информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками при реализации следующих педагогических условий:
1) выявлении и обосновании возможности исторических источников как средства повышения качества знаний учащихся 6-х классов, а также развития информационных компетенций;
2) разработке и реализации программы повышения уровня сформированности информационных компетенций и качества знаний учащихся с помощью исторических источников;
3) разработке показателей, критериев и уровней сформированности информационных компетенций учащихся 6-х классов;
4) создание в образовательном учреждении информационной среды (средства ИКТ, проектор, средства доступа к глобальным информационным ресурсам, дидактические комплексы информационного обеспечения для изучения истории);
5) использование форм и методов, которые требуют разнообразной работы с информацией, размещенной на различных носителях;
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) изучить и раскрыть сущность структурных компонентов информационных компетенций с помощью анализа психологопедагогической литературы;
2) рассмотреть особенности формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов истории;
3) выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Теоретико-методологической основой исследования в различных областях: работы в обрасти философии образования (Б.С.Гершунский [13], Э.И.Гусинский [16] и другие), работы в области реализации межпредметных связей в образовании (А.В.Усова [58], Б.Д.Комисарова [31], В.Р.Ильиченко [24] и другие), в области теории учебной деятельности (А.Н.Леонтьев [37], С.Л.Рубинштейн [43], П.Я.Гальперин [10], Л.С.Выгодский [9] и другие), в области компетентностного подхода в образовании (А.В,Хуторской [62], Т.М.Ковалёв [30], И.Д.Фрумин [61]), в области методики преподавания истории (Н.В.Киприянов [29], Н.А.Рожков [42], М.Т.Студеникин [51] и другие).
Методы и методики исследования. В магистерской диссертации использовались следующие методы исследования:
1) теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2) тестирование (мониторинг Всероссийской Проверочной Работы);
3) педагогический эксперимент;
4) метод экспертной оценки;
5) метод математической обработки результатов исследования (t- критерии Стьюдента);
6) методика исследования информационных компетенций Н.В.Кульдебы;
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №48 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
1. выявлены педагогические условия, которые позитивно влияют на формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками истории;
2. разработана программа формирования информационных компетенций и повышения качества знаний учащихся в процессе работы с историческими источниками.
3. разработаны показатели, критерии, и уровни сформированности информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками.
Теоретическая значимость магистерской работы заключается в следующем:
1. уточнении сущности понятия «информационные компетенции», а также их компонентов: технологического, деятельностного, познавательного, коммуникативного, мотивационного, рефлексивного.
2. выявлении характеристики и дидактических возможностей исторических источников как средства формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов.
Практическая значимость магистерской диссертации: разработана программа по формированию информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками и технологические карты занятий по формированию информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками.
Достоверность результатов исследования обусловлена:
1. использованием методологических принципов научно
практического исследования;
2. комплексным использованием разнообразных методов, которые соответствуют задачам исследованиям;
3. использованием количественного и качественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей истории в «Средней общеобразовательной татарскорусской школе №48 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани, на родительском собрании учащихся 6-х классов «Средней общеобразовательной татарско-русской школе №48 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани, на XI Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке и образовании» (Пенза, 20 апреля 2019
г).
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Махиянова Л.Р. Формирование информационных компетенций у учащихся в процессе работы с историческими источниками Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. - С.199-202.
Структура магистерской работы состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, включающего 64 источника. Общий объем работы 152 страниц, содержание исследования изложено на 101 страницах и иллюстрировано 29 таблицами, 10 рисунками. В работе представлено 9 приложений.
В данной магистерской работе была исследована проблема значимости педагогических условий формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов образовательной организации.
При проведении анализа проблемы были чётко сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. Результаты, которые были получены в ходе педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что поставленная цель исследования достигнута.
Нам удалось подтвердить гипотезу исследования: формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками будет эффективным, если:
1) Обозначить педагогические условия, которые будут направлены на формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками;
2) Выявить и обосновать возможности исторических источников как средства повышения качества знаний учащихся 6-х классов, а также развития информационных компетенций;
3) Разработать и реализовать программу повышения уровня сформированности информационных компетенций и качества знаний учащихся с помощью исторических источников.
В магистерской диссертации решён комплекс задач, вытекающих из цели и гипотезы.
В результате теоретического исследования были выявлены компоненты информационных компетенций: предварительный поиск информации,
технологический, познавательный, коммуникативный, деятельностный, мотивационный, рефлексивный.
В магистерской диссертации также была рассмотрена структура показателей, критериев и уровней развития информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками.
Выявление педагогических условий формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов непосредственно связано с определением, обоснованием и экспериментальной проверкой критериев сформированности информационных компетенций, которые определяют достижение успешного результата. Формирование информационных компетенций, обучающихся базируется на научных основах данного процесса, отсюда следует, что педагогическую деятельность по формированию информационных компетенций, учащихся в процессе работы с историческими источниками необходимо строить с учётом определённых показателей, критериев и уровней сформированности информационных компетенций.
В магистерской диссертации теоретически обоснованы и интегрированы педагогические условия, которые способствовали формированию информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками. Педагогический эксперимент подтвердил, что формирование информационных компетенций учащихся 6-х классов будет эффективным в том случае, если комплексно реализуется предложенные педагогические условия:
1) в образовательном учреждении создана информационная среда (средства ИКТ, проектор, средства доступа к глобальным информационным ресурсам, дидактические комплексы информационного обеспечения для изучения истории);
2) используются формы и методы, которые требуют разнообразной работы с информацией, размещенной на различных носителях.
В научно-исследовательской работе экспериментально проверена эффективность педагогических условий формирования информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками. Анализ результатов опытно-экспериментальной эксперимента показал, что реализация разработанной программы кружка «Основы информационной культуры в процессе работы с историческими источниками (традиционными и электронными)» значительно повысила уровень сформированное™ информационных компетенций учащихся 6-х классов в процессе работы с историческими источниками. Поэтапное прохождения данной программы исключило стихийность и хаотичность деятельности учащихся деятельности учащихся при работе с информацией, историческими источниками и электронными ресурсами. Поэтому данная программа кружка «Основы информационной культуры в процессе работы с историческими источниками (традиционными и электронными)» может быть рекомендована к применению в учебном процессе образовательного учреждения.
Выполненное исследование и его результаты указываю на то, что все задачи магистерской диссертации были решены. Однако данная проблема требует дальнейшего исследования, а именно разработку методики системной диагностики сформированности информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками, углубленно изучить условия, способствующих формированию информационных компетенций в процессе работы с историческими источниками
Теоретическое исследование, анализ литературы по исследуемой проблеме, опытно-экспериментальная работа, а также опыт работы в образовательном учреждении указывают на то, что необходимо глубокого изучения данной проблемы, поиска новых продуктивных путей повышения эффективности процесса формирования информационных компетенций учащихся в процессе работы с историческими источниками.
1. Алексашкина Л.Н. Методологические основы школьного курса истории: дисс. докт. пед. наук: 13.00.02 / Л.Н.Алексашкина. - М., 2000. - 330 с.
2. Алмазова И.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: дис. на соиск. ученой степени доктора педагогических наук. - СПб., 2003. - 446 с.
3. Андреевская Н.В., Бернадский В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. - М.: Изд-во Академии пед. Наук РСФСР, 1947. - 248 с.
4. Богоявленский Б.Д., Митрофанов К.Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии Преподавание истории в школе. - 1995 г. - № 3. - С. 29-41.
5. Борздун В.Н. Информационная культура как условие повышения качества образования // Методист. — 2003. - No3. — С. 25-27.
6. Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность: философскометодологические проблемы. - М.: Мысль, 1984. — С.94-117.
7. Восточная литература [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/common/about.phtml?Id=658 (Дата обращения
8.06.2018)
8. Вохрышева М.Г. Библиография в системе культуры. - Самара.: Гос. ин-т искусства и культуры, 1993. — 126 с.
9. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования Выгодский Л.С. — М.: АПН РСФСР, 1956. — 252 с.
10. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Исследования мышления в советской психологии: Сб.статей. — М.: Наука, 1968. — 67 с.
11. Гендина Н.И. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей. — Кемерово.: Кемеровская Гос. Академия культуры и искусств, 1999. — 181 с.
12. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Скигтор И.Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие. — Кемерово.: Кемеровская Гос. Академия культуры и искусств, 1999. — 143 с.
13. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие. — М.: Наука, 2003. —768 с.
14. Гречихин А.А., Здоров И.Г. Информационные издания: Основные особенности и требования. — М.: Книга, 1979. — 160 с
15. Гриценко В.И., Паньшин Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. - Киев.: Наук.думка, 1988. — 272 с.
16. Гусинский Э.И., Турчанинов Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие для вузов. — М.: Логос, 2003. — 224 с.
17. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. — М.: Просвещение, 1966. — 439 с.
18. Делор Ж. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. — М.: Юнеско, 1996. — 31 с.
19. Древняя Русь [Электронный ресурс]. URL: http://www.drevnvava.ru/ (Дата обращения 19.07.2018)
20. Еремкина О.В., Федорова Н.Б. Мори, Д.В., Борисова М.А. Компетентностный подход в обучении : учебно-методическое пособие. - Рязань.: Издательство Гос. Ун-т им. С.А.Есенина. - 2010 г. - 49 с.
21. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. — 42 с.
22.Зимняя И.А. Статья «Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
24. Ильченко В.Р. Формирование у учащихся средней школы естественно - научного миропонимания в процессе обучения: дис. ... докт. пед. наук. — Полтава.: Полтавский гос. пед. ин-т., 1989. — 374с.
25. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе (Сравнительный анализ отечественного и мирового образовательного процесса). — Ростов-н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. — С. 15-21.
26. История органа Храма [Электронный ресурс]. URL: http://templiers.info/ (Дата обращения 15.08.2018)
27. Каймин В. А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Советская педагогика. — 1990. — No4. — С.70-71.
28. Кизик О.А. Подходы к структуризации информационной компетентности выпускника профессионального лицея [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.50g.com/offline/2003/923.htm (дата обращения 28.05.2018)
29. Киприянова Н.В., Попова Е.В.. Работа с историческими источниками и методы исторического исследования: метод. указания для студентов гуманитарного факультета. - Владимир.: Владим. гос. ун-т. Ред. -издат. Комплекс ВлГУ, 2005. — 16 с.
30. Ковалёва Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности — что
общего и в чем различие Педагогика развития: ключевые
компетентности и их становление: Материалы 9-й научно
практической конференции, - Красноярск.: 2003. — С.78.
31. Комиссаров Б.Д. Методические рекомендации по межпредметным связям курса общей биологии для педагогических училищ. — М.: МП РСФСР, 1982. — 39 с.
32. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. - М., Изд-во ВШЭ, 2002. - С.263 - 282.
33. Коровкин Ф.П. Методика обучения истории в средней школе: пособ. для учителей. В 2 ч. — М.: Просвещение, 1978. - Ч.1. - 288 с.
34. Крысин Л.П. 1000 новых иностранных слов / под ред. Л. П. Крысина. - М.: АСТ- Пресс книга, 2009. — 319 с.
35. Кульдеба Н.В. Развитие информационных компетенций учащихся в проектной деятельности с компьютерной презентацией: дисс, на соиск. ученой степени кандидата педагогических наук. — Казань, 2005. —142 с.
36. Лазукова Н.Н. «Альтернативные ситуации» на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 1933. — № 2. - С. 34-38.
37. Леонтьев А.Н, Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат,
1997. — 304 с.
38. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. — М.: Просвещение, 1982. — 181 с.
39. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
40. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. — 2002. — № 1. С .3 - 21.
41. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М.: Когито-Центр, 2002. — 655 с.
42. Рожков Н.А. К вопросу о преподавании истории в средней школе // Образование. — 1901. — Кн. 5/6. — С. 33-45.
43. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования /С.Л.Рубинштейн. — М.: АН СССР, 1958. — С. 14.
44. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг образования. — 1999. — №4. — С.20-23
45. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. — М.: Изд-во МИПКРО, 2000. — С.32.
46. Средневековая жизнь [Электронный ресурс]. URL: http://www.thedarkages.ru/ (Дата обращения 14.08.2018)
47. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования/ Рос. акад. Образования. — М.: Просвещение, 2006. С.11.
48. Стасюлевич М.М. История Средних веков в её писателях и исследованиях новейших учёных. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999. — 1376 с.
49. Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт и новый век: пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 2006. — 143 с.
50. Студеникин М.Т. Лабораторный метод обучения истории: из опыта дореволюционной школы [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/4190406/ (Дата обращения: 18.04.18).
51. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. — М.: Владос, 2000. — 240 с.
52. Талызина Н. Ф., Печенюк Н.Т., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. — Саратов.: изд. Саратовского университета,
1987. — 173 с.
53. Тоже город [Электронный ресурс]. URL:
http://tgorod.ru/index.php?topgroupid (Дата обращения 25.06.2018)
54. Толковый словарь современного русского языка / под ред. Д.Н.Ушаков - М.: АДЕЛАНТ, 2014. -800 с.
55. Толстой Л.Н. О народном образовании // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т.8. Педагогические статьи 1860-1863. — М.: «Художественная литература», 1936. — С.4-25.
56. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. URL: http://samzan.ru/102271 (дата обращения: 14.05.2018)
57. Троцкий Ю.Л. Дети пишут историю // Преподавание истории в школе.
— 1999. - №1. - С.28-42.
58. Усова А.В., Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе: Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1972. — 368 с.
59. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы / 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 284 с.
60. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об образовании в Российской Федерации".
61. Фрумин И.Д. Основное содержание курса «Введение в современные
социальные проблемы»: деятельностные позиции //Современные
подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара; Под ред. А.В. Великановой. — Самара, 2001. — С. 51-52.
62. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. -№2. — С.3-10.
63. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование.
— 2003. — №2. — С.58-64.
64. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных
компетенций [Электронный ресурс]. URL:
http://www.eidos.ru/joumal/2005/1212.htm (дата обращения: 14.05.2018).
65. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposi- um Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // a Secondary Education for Europe Strsburg, 1997 / Еремкина.