ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования гуманистического сознания старшеклассников 11
1.1 Особенности и сущность понятий «гуманизм» и «гуманистическое
сознание» 11
1.2 Особенности формирования у учащихся старших классов
гуманистического сознания 22
1.3 Роль гуманитарных дисциплин в формировании гуманистического
сознания 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических условий формирования гуманистического сознания старшеклассников 36
2.1 Содержание и организация опытно-экспериментальной работы 36
2.2 Педагогические условия формирования гуманистического сознания у
учащихся старших классов 45
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 54
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 1 77
Приложение 2 80
Приложение 3 81
Приложение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования гуманистического сознания старшеклассников 11
1.1 Особенности и сущность понятий «гуманизм» и «гуманистическое
сознание» 11
1.2 Особенности формирования у учащихся старших классов
гуманистического сознания 22
1.3 Роль гуманитарных дисциплин в формировании гуманистического
сознания 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических условий формирования гуманистического сознания старшеклассников 36
2.1 Содержание и организация опытно-экспериментальной работы 36
2.2 Педагогические условия формирования гуманистического сознания у
учащихся старших классов 45
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 54
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 1 77
Приложение 2 80
Приложение 3 81
Приложение 4
Актуальность темы исследования. Конец XX - начало XXI века характеризуется одной из самых актуальных проблем касаемых гуманизма, гуманистического сознания, мировоззрения и гуманистического отношения. Это обусловлено значительными изменениями в социальных, культурных и политических сферах жизни нашего общества, которые привели к упадку моральных и духовных ценностей.
В результате изучения данной проблемы, было выявлено, что в последнее время усиливается негуманное отношение человека, как к обществу, так и к окружающей себя социальной и природной среде. Поэтому упадок моральных и нравственных ценностей современного общества привел к необходимости разработки и реализации педагогических решений и путей на разных уровнях, включая и государственный.
Если обратиться к анализу педагогических источников, то мы обнаруживаем, что в отечественной педагогике середины 80-х годов XX века велась интенсивная разработка моделей образования в направлении гуманизма. Это характеризуется следующим: для реализации инноваций необходимо создание новых подходов в образовании, формирование нового сознания, личностных качеств, основанных на принципах гуманизма. Данный перечень закреплен в законе «Об образовании», нормативных актах Министерства образования Российской Федерации.
Философы современности акцентируют важность гуманизации личности: в своих работах они объясняют взаимозависимость развития общества и изменений содержания духовной культуры личности человека и этического идеала. Так же в работах философов подчеркивается насколько значимо для развития непосредственно самой личности формирование его нравственной культуры (Э.А. Бирюкова, Л.П. Буева, Э.Н. Егорова, М.А. Кирьязева, Т.П. Фролов).
С середины 90-х годов XX века в научных исследованиях уделяется внимание гуманизации образования. Данный процесс рассматривается с точки зрения развития культуры личности как способа качественной оценки социального субъекта на какой-то определенной стадии его формирования (Е.В. Боголюбова, Э.В. Соколов, Н.В. Фролова), который основывается на прочной основе гуманистического мировоззрения и сознания (В.М. Коротов, Р.М. Рогова).
Педагогическая наука ищет эффективные пути формирования гуманистического сознания. Для этого используются результаты философских, психологических и социологических исследований. А также за основу берутся многовековой опыт прогрессивной зарубежной и отечественной классической педагогики (К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой, Ю.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци). Данные педагоги внесли весомый вклад в создание концепций воспитания гуманного человека. Они стремились воспитать человека уже с детского возраста в русле гуманизма в деятельности.
Известные труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого также внесли существенный вклад в решение проблемы формирования и воспитания молодого подрастающего поколения в русле гуманизма. Научные труды этих педагогов являются основой теории и практики нравственного воспитания учеников. Важным ориентиром в развитии морально-этических качеств молодого поколения, а также гуманистической культуры личности являются труды В.А. Сухомлинского, поскольку именно он связал теорию и практику гуманистического образования.
Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, И.А. Каиров, И.С. Марьенко, Т.Е. Конникова, И.Ф. Харламов в своих трудах также разработали методические и теоретические основы нравственного воспитания подрастающего поколения, поэтому и их труды имеют не менее большое значение в гуманизации личности ребенка.
Анализ научных работ за последние года по теме нашего исследования позволил выявить, что на данный момент изучены различные аспекты формирования гуманности как важнейшего качества личности, в список которых входят: сущность, методы, содержание, принципы и формы ее развития (К.В. Гавриловец, Н.И. Гуслякова, А.В. Кикнадзе, Н.М. Трофимова).
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Якобсон, Д.Б. Эльконин в своих трудах описали теорию зависимости между нравственным поведением и сознанием. Л.И. Божович, В.С. Братусь, Н.Д. Левитов, в свою очередь, в своих работах отразили важность учета возрастных особенностей в этом процессе. Оба эти момента играют большую роль для характеристики процесса гуманизации личности.
На основании результатов анализа педагогических исследований последних лет можно сделать вывод, что в педагогической науке получено множество необходимых данных для раскрытия сущности отдельных компонентов гуманистической культуры. Можно найти данные о гуманистических отношениях, убеждениях, чувствах, качествах и гуманистической ориентации. Изучены различные взаимосвязи между данными компонентами, особенности их развития на разных возрастных этапах, выявлены и обоснованы условия их развития и формирования с учетом возрастных особенностей детей.
Однако с полной уверенностью можно сказать, что проблема формирования гуманистического сознания не является решенной. Причиной этому может служить как история происхождения данного термина, так и разнообразие трактовок именно в науке педагогики, так как само понятие «сознание» не является педагогическим. И при введении в педагогику понятия «гуманистическое сознание» разные педагоги опирались на разные источники, иногда на абсолютно противоположные.
По результатам исследования теоретических и экспериментальных исследований влияния различных школьных учебных предметов на эффективность формирования гуманистического сознания было выявлено, что наиболее эффективными являются предметы гуманитарного цикла (прежде всего литература). Однако результаты исследования показывают, что образовательный потенциал гуманитарных наук недостаточно реализован в педагогической практике образовательных учреждений.
Для нынешней современной педагогической науки формирование гуманистического сознания у учащихся в общеобразовательных учреждениях является особенно актуальным в связи со следующими противоречиями:
• Снижение моральных ценностей современного общества и подрастающего поколения;
• В законе «Об образовании» Российской Федерации отражается гуманистическая направленность образования, однако для реализации данного процесса на практике не имеется достаточного теоретического и практического материала;
• Противоречие между конституционно-правовым статусом гуманизма и недостаточной реализуемостью данного феномена в образовании.
Исходя из актуальности выявляется следующая проблема исследования: важность определения педагогических условий формирования гуманистического сознания старшеклассников при обучении гуманитарным дисциплинам.
Цель исследования: выявить, изучить и теоретически обосновать условия формирования гуманистического сознания в обучении гуманитарным дисциплинам.
Объект исследования: формирование у старшеклассников гуманистического сознания.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у старшеклассников гуманистического сознания при обучении гуманитарным дисциплинам.
Гипотеза исследования: формирование гуманистического сознания у учащихся старшего школьного возраста будет осуществляться более эффективно, если:
• На основе уточненного понятия «формирование гуманистического сознания» и выявленных возможностей формирования данного феномена применены педагогические условия формирования гуманистического сознания у учащихся старших классов в процессе изучения гуманитарных предметов;
• В процессе формирования гуманистического сознания старшеклассников будут учтены их возрастные особенности;
• При изучении гуманитарных учебных предметов будут глубже рассмотрены и изучены гуманистические проблемы.
Задачи исследования:
1. изучить научно-педагогическую литературу по теме формирования гуманистического сознания;
2. выявить критерии и уровни сформированности у старшеклассников гуманистического сознания;
3. практически обосновать условия формирования гуманистического сознания в обучении гуманитарным дисциплинам. Теоретико-методологическая основа исследования:
• личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
• философско-антропологический подход (В.С. Библер, Л.М. Лузина, В.И. Слободчиков);
• культурологический подход (Е.В. Бондаревская);
• система гуманистического воспитания школьников (В.Т. Кабуш);
• концепция формирования образа жизни, достойной человека (Н.Е. Щуркова);
• концепция педагогической поддержки ребёнка (О.С. Еазман);
• концепция гуманистического воспитания на основе потребностей человека (К.В. Гавриловец);
• идея гуманизации педагогического процесса (А.П. Сманцер);
• идея становления личности на основе самовоспитания и самосовершенствования (Я.Л. Коломинский, Г.К. Селевко);
• принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946- 1989 гг.) (З.Г. Нигматов) и другие.
Методы и методики исследования. Для проведения и написания исследования по диссертационной работе использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме
исследования, который помог выявить степень изученности темы формирования гуманистического сознания; анкетирование, тестирование; обобщение опыта работы школы по проблеме формирования гуманистического сознания; педагогический анализ процесса развития гуманистического сознания старшеклассников; опытно-экспериментальная работа; методы математической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района РТ (Школа - центр компетенции в электронном образовании).
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что при написании научной работы было сформулировано определение понятия «гуманистическое сознание», теоретически выявлены и практически проверены педагогические условия формирования гуманистического сознания у учащихся старших классов при изучении гуманитарных предметов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что выявленные педагогические условия способствуют формированию гуманистического сознания учеников старших классов, а также ориентируют
на проектирование образовательного процесса по иному (гуманистическому) направлению в образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные педагогические условия и методические рекомендации, раскрывающие содержание формирования гуманистического сознания у старшеклассников, помогут студентам, обучающимся по педагогическому направлению, учителям применить их в проектировании уроков гуманитарного цикла с целью эффективного формирования гуманистического сознания у учащихся.
Достоверность результатов исследования. Данное исследование является полноценной и систематизированной работой, в основу которой легли предыдущие методические разработки, которые были нами переработаны, и подведены под реалии современного образовательного процесса. В данной работе мы также сформировали свою картину видения данной проблемы, и возможные пути её реализации, и предполагаемые итоговые результаты.
Апробация результатов исследования. Материал работы прошел апробацию в качестве научных докладов в рамках:
• VI Международной научно-образовательной конференции
«Актуальные проблемы современной педагогической науки»;
• IV Международной студенческой научно-образовательной
конференции «Студенческое научное сообщество XXI столетия». Результаты исследований также отражены в следующих статьях:
• «Литература как средство формирования гуманистического сознания старшеклассников»;
• «Роль гуманитарных предметов в формировании гуманистического сознания».
В результате изучения данной проблемы, было выявлено, что в последнее время усиливается негуманное отношение человека, как к обществу, так и к окружающей себя социальной и природной среде. Поэтому упадок моральных и нравственных ценностей современного общества привел к необходимости разработки и реализации педагогических решений и путей на разных уровнях, включая и государственный.
Если обратиться к анализу педагогических источников, то мы обнаруживаем, что в отечественной педагогике середины 80-х годов XX века велась интенсивная разработка моделей образования в направлении гуманизма. Это характеризуется следующим: для реализации инноваций необходимо создание новых подходов в образовании, формирование нового сознания, личностных качеств, основанных на принципах гуманизма. Данный перечень закреплен в законе «Об образовании», нормативных актах Министерства образования Российской Федерации.
Философы современности акцентируют важность гуманизации личности: в своих работах они объясняют взаимозависимость развития общества и изменений содержания духовной культуры личности человека и этического идеала. Так же в работах философов подчеркивается насколько значимо для развития непосредственно самой личности формирование его нравственной культуры (Э.А. Бирюкова, Л.П. Буева, Э.Н. Егорова, М.А. Кирьязева, Т.П. Фролов).
С середины 90-х годов XX века в научных исследованиях уделяется внимание гуманизации образования. Данный процесс рассматривается с точки зрения развития культуры личности как способа качественной оценки социального субъекта на какой-то определенной стадии его формирования (Е.В. Боголюбова, Э.В. Соколов, Н.В. Фролова), который основывается на прочной основе гуманистического мировоззрения и сознания (В.М. Коротов, Р.М. Рогова).
Педагогическая наука ищет эффективные пути формирования гуманистического сознания. Для этого используются результаты философских, психологических и социологических исследований. А также за основу берутся многовековой опыт прогрессивной зарубежной и отечественной классической педагогики (К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой, Ю.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци). Данные педагоги внесли весомый вклад в создание концепций воспитания гуманного человека. Они стремились воспитать человека уже с детского возраста в русле гуманизма в деятельности.
Известные труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого также внесли существенный вклад в решение проблемы формирования и воспитания молодого подрастающего поколения в русле гуманизма. Научные труды этих педагогов являются основой теории и практики нравственного воспитания учеников. Важным ориентиром в развитии морально-этических качеств молодого поколения, а также гуманистической культуры личности являются труды В.А. Сухомлинского, поскольку именно он связал теорию и практику гуманистического образования.
Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, И.А. Каиров, И.С. Марьенко, Т.Е. Конникова, И.Ф. Харламов в своих трудах также разработали методические и теоретические основы нравственного воспитания подрастающего поколения, поэтому и их труды имеют не менее большое значение в гуманизации личности ребенка.
Анализ научных работ за последние года по теме нашего исследования позволил выявить, что на данный момент изучены различные аспекты формирования гуманности как важнейшего качества личности, в список которых входят: сущность, методы, содержание, принципы и формы ее развития (К.В. Гавриловец, Н.И. Гуслякова, А.В. Кикнадзе, Н.М. Трофимова).
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Якобсон, Д.Б. Эльконин в своих трудах описали теорию зависимости между нравственным поведением и сознанием. Л.И. Божович, В.С. Братусь, Н.Д. Левитов, в свою очередь, в своих работах отразили важность учета возрастных особенностей в этом процессе. Оба эти момента играют большую роль для характеристики процесса гуманизации личности.
На основании результатов анализа педагогических исследований последних лет можно сделать вывод, что в педагогической науке получено множество необходимых данных для раскрытия сущности отдельных компонентов гуманистической культуры. Можно найти данные о гуманистических отношениях, убеждениях, чувствах, качествах и гуманистической ориентации. Изучены различные взаимосвязи между данными компонентами, особенности их развития на разных возрастных этапах, выявлены и обоснованы условия их развития и формирования с учетом возрастных особенностей детей.
Однако с полной уверенностью можно сказать, что проблема формирования гуманистического сознания не является решенной. Причиной этому может служить как история происхождения данного термина, так и разнообразие трактовок именно в науке педагогики, так как само понятие «сознание» не является педагогическим. И при введении в педагогику понятия «гуманистическое сознание» разные педагоги опирались на разные источники, иногда на абсолютно противоположные.
По результатам исследования теоретических и экспериментальных исследований влияния различных школьных учебных предметов на эффективность формирования гуманистического сознания было выявлено, что наиболее эффективными являются предметы гуманитарного цикла (прежде всего литература). Однако результаты исследования показывают, что образовательный потенциал гуманитарных наук недостаточно реализован в педагогической практике образовательных учреждений.
Для нынешней современной педагогической науки формирование гуманистического сознания у учащихся в общеобразовательных учреждениях является особенно актуальным в связи со следующими противоречиями:
• Снижение моральных ценностей современного общества и подрастающего поколения;
• В законе «Об образовании» Российской Федерации отражается гуманистическая направленность образования, однако для реализации данного процесса на практике не имеется достаточного теоретического и практического материала;
• Противоречие между конституционно-правовым статусом гуманизма и недостаточной реализуемостью данного феномена в образовании.
Исходя из актуальности выявляется следующая проблема исследования: важность определения педагогических условий формирования гуманистического сознания старшеклассников при обучении гуманитарным дисциплинам.
Цель исследования: выявить, изучить и теоретически обосновать условия формирования гуманистического сознания в обучении гуманитарным дисциплинам.
Объект исследования: формирование у старшеклассников гуманистического сознания.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у старшеклассников гуманистического сознания при обучении гуманитарным дисциплинам.
Гипотеза исследования: формирование гуманистического сознания у учащихся старшего школьного возраста будет осуществляться более эффективно, если:
• На основе уточненного понятия «формирование гуманистического сознания» и выявленных возможностей формирования данного феномена применены педагогические условия формирования гуманистического сознания у учащихся старших классов в процессе изучения гуманитарных предметов;
• В процессе формирования гуманистического сознания старшеклассников будут учтены их возрастные особенности;
• При изучении гуманитарных учебных предметов будут глубже рассмотрены и изучены гуманистические проблемы.
Задачи исследования:
1. изучить научно-педагогическую литературу по теме формирования гуманистического сознания;
2. выявить критерии и уровни сформированности у старшеклассников гуманистического сознания;
3. практически обосновать условия формирования гуманистического сознания в обучении гуманитарным дисциплинам. Теоретико-методологическая основа исследования:
• личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
• философско-антропологический подход (В.С. Библер, Л.М. Лузина, В.И. Слободчиков);
• культурологический подход (Е.В. Бондаревская);
• система гуманистического воспитания школьников (В.Т. Кабуш);
• концепция формирования образа жизни, достойной человека (Н.Е. Щуркова);
• концепция педагогической поддержки ребёнка (О.С. Еазман);
• концепция гуманистического воспитания на основе потребностей человека (К.В. Гавриловец);
• идея гуманизации педагогического процесса (А.П. Сманцер);
• идея становления личности на основе самовоспитания и самосовершенствования (Я.Л. Коломинский, Г.К. Селевко);
• принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946- 1989 гг.) (З.Г. Нигматов) и другие.
Методы и методики исследования. Для проведения и написания исследования по диссертационной работе использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме
исследования, который помог выявить степень изученности темы формирования гуманистического сознания; анкетирование, тестирование; обобщение опыта работы школы по проблеме формирования гуманистического сознания; педагогический анализ процесса развития гуманистического сознания старшеклассников; опытно-экспериментальная работа; методы математической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района РТ (Школа - центр компетенции в электронном образовании).
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что при написании научной работы было сформулировано определение понятия «гуманистическое сознание», теоретически выявлены и практически проверены педагогические условия формирования гуманистического сознания у учащихся старших классов при изучении гуманитарных предметов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что выявленные педагогические условия способствуют формированию гуманистического сознания учеников старших классов, а также ориентируют
на проектирование образовательного процесса по иному (гуманистическому) направлению в образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные педагогические условия и методические рекомендации, раскрывающие содержание формирования гуманистического сознания у старшеклассников, помогут студентам, обучающимся по педагогическому направлению, учителям применить их в проектировании уроков гуманитарного цикла с целью эффективного формирования гуманистического сознания у учащихся.
Достоверность результатов исследования. Данное исследование является полноценной и систематизированной работой, в основу которой легли предыдущие методические разработки, которые были нами переработаны, и подведены под реалии современного образовательного процесса. В данной работе мы также сформировали свою картину видения данной проблемы, и возможные пути её реализации, и предполагаемые итоговые результаты.
Апробация результатов исследования. Материал работы прошел апробацию в качестве научных докладов в рамках:
• VI Международной научно-образовательной конференции
«Актуальные проблемы современной педагогической науки»;
• IV Международной студенческой научно-образовательной
конференции «Студенческое научное сообщество XXI столетия». Результаты исследований также отражены в следующих статьях:
• «Литература как средство формирования гуманистического сознания старшеклассников»;
• «Роль гуманитарных предметов в формировании гуманистического сознания».
Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что проблема формирования гуманистического сознания учащихся старших классов является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Введение Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов предъявляют новые требования к результатам обучения школьников, важнейшим из которых является формирование гуманистического сознания.
В законе «Об образовании» Российской Федерации основным принципом, на котором базируется государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования, указывается «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [93]. Иными словами центром общечеловеческих ценностей обусловливается развитие гуманистического сознания, ценностей подрастающего поколения.
Это обусловлено тем, что в последние годы заметно снизилась духовная культура, культура общения, поведения людей разных возрастов, особенно современной молодежи. Сместились жизненные ориентиры и ценности. Поэтому цель образования - указать путь к духовному совершенству, а задача преподавателя - не только обучение учеников своему предмету, но и подкрепление их нравственного воспитания.
Исходя из актуальности проблемы формирования гуманистического сознания, нами была выбрана тема «Формирование у старшеклассников гуманистического сознания в обучении гуманитарным дисциплинам».
теоретически обосновать условия формирования гуманистического сознания в обучении гуманитарным дисциплинам.
В соответствии с целью выделили гипотезу исследования: формирование гуманистического сознания у учащихся старшего школьного возраста будет осуществляться более эффективно, если:
• на основе уточненного понятия «формирование гуманистического сознания» и выявленных возможностей формирования данного феномена разработаны педагогические условия формирования гуманистического сознания у учащихся старших классов в процессе изучения гуманитарных предметов;
• в процессе формирования гуманистического сознания
старшеклассников будут учтены их возрастные особенности;
• при изучении гуманитарных предметов будут более подробно рассмотрены и изучены гуманистические проблемы.
Для подтверждения или опровержения гипотезы решались следующие задачи: изучить научно-педагогическую литературу по теме формирования гуманистического сознания; выявить критерии и уровни сформированное™ у старшеклассников гуманистического сознания; практически обосновать условия формирования гуманистического сознания в обучении гуманитарным дисциплинам.
В процессе изучения научно-педагогической литературы нами было сформировано понятие «гуманистическое сознание». Также выявлено, что в педагогической науке и практике важнейшим методологическим принципом является принцип гуманизма. Данный принцип определяет общее направление воспитательной работы в образовательных учреждениях, во взаимоотношениях учителей и учеников, а также пронизывает все принципы воспитания.
В ходе опытно-экспериментальной работы были проведены опросы, анкетирования учащихся старших классов, учителей, а также родителей. Это позволило нам выявить педагогические условия, которые влияют на положительную динамику в формировании гуманистического сознания учеников 10-11 классов. На основе проведенных анкетирований были определены уровни сформированности гуманистического сознания старшеклассников.
Для подтверждения эффективности выявленных педагогических условий были проведены уроки гуманитарного цикла с применением данных педагогических условий.
Анкетирования, которые были проведены после формирующего эксперимента, показали положительную динамику в изменении уровней сформированности гуманистического сознания учеников. Ученики с низким уровнем перешли в число учеников с уровнем ниже среднего или даже со средним уровнем. Это доказывает эффективность использования выявленных педагогических условий.
Таким образом, в результате проведенного исследования все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Материалы диссертационного исследования могут в дальнейшем использоваться в педагогической деятельности для формирования или повышения гуманистического сознания учащихся старших классов.
В законе «Об образовании» Российской Федерации основным принципом, на котором базируется государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования, указывается «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [93]. Иными словами центром общечеловеческих ценностей обусловливается развитие гуманистического сознания, ценностей подрастающего поколения.
Это обусловлено тем, что в последние годы заметно снизилась духовная культура, культура общения, поведения людей разных возрастов, особенно современной молодежи. Сместились жизненные ориентиры и ценности. Поэтому цель образования - указать путь к духовному совершенству, а задача преподавателя - не только обучение учеников своему предмету, но и подкрепление их нравственного воспитания.
Исходя из актуальности проблемы формирования гуманистического сознания, нами была выбрана тема «Формирование у старшеклассников гуманистического сознания в обучении гуманитарным дисциплинам».
теоретически обосновать условия формирования гуманистического сознания в обучении гуманитарным дисциплинам.
В соответствии с целью выделили гипотезу исследования: формирование гуманистического сознания у учащихся старшего школьного возраста будет осуществляться более эффективно, если:
• на основе уточненного понятия «формирование гуманистического сознания» и выявленных возможностей формирования данного феномена разработаны педагогические условия формирования гуманистического сознания у учащихся старших классов в процессе изучения гуманитарных предметов;
• в процессе формирования гуманистического сознания
старшеклассников будут учтены их возрастные особенности;
• при изучении гуманитарных предметов будут более подробно рассмотрены и изучены гуманистические проблемы.
Для подтверждения или опровержения гипотезы решались следующие задачи: изучить научно-педагогическую литературу по теме формирования гуманистического сознания; выявить критерии и уровни сформированное™ у старшеклассников гуманистического сознания; практически обосновать условия формирования гуманистического сознания в обучении гуманитарным дисциплинам.
В процессе изучения научно-педагогической литературы нами было сформировано понятие «гуманистическое сознание». Также выявлено, что в педагогической науке и практике важнейшим методологическим принципом является принцип гуманизма. Данный принцип определяет общее направление воспитательной работы в образовательных учреждениях, во взаимоотношениях учителей и учеников, а также пронизывает все принципы воспитания.
В ходе опытно-экспериментальной работы были проведены опросы, анкетирования учащихся старших классов, учителей, а также родителей. Это позволило нам выявить педагогические условия, которые влияют на положительную динамику в формировании гуманистического сознания учеников 10-11 классов. На основе проведенных анкетирований были определены уровни сформированности гуманистического сознания старшеклассников.
Для подтверждения эффективности выявленных педагогических условий были проведены уроки гуманитарного цикла с применением данных педагогических условий.
Анкетирования, которые были проведены после формирующего эксперимента, показали положительную динамику в изменении уровней сформированности гуманистического сознания учеников. Ученики с низким уровнем перешли в число учеников с уровнем ниже среднего или даже со средним уровнем. Это доказывает эффективность использования выявленных педагогических условий.
Таким образом, в результате проведенного исследования все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Материалы диссертационного исследования могут в дальнейшем использоваться в педагогической деятельности для формирования или повышения гуманистического сознания учащихся старших классов.



