Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Работа №36487

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1021
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Договор розничной купли-продажи как основание возникновения потребительских отношений.
1.1. Понятие и виды договора розничной купли-продажи
1.2. Права и обязанности сторон договора розничной купли-продажи.
1.3. Правовые последствия ненадлежащего исполнения или неисполнения условий договора розничной купли-продажи.
ГЛАВА II. Основные положения о защите прав потребителей.
2.1. Правовое регулирование защиты прав потребителей
2.2. Способы защиты прав потребителей по договору-розничной купли-продажи.
2.3. Анализ практических проблем защиты прав потребителей по
договору розничной купли-продажи на примерах судебной практики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы исследования. Одним из приоритетных направлений в российской государственной политике является экономическое, целью которого является обслуживание всего населения для удовлетворения возникающих потребностей граждан. В связи с этим ежедневно гражданами совершаются сделки по приобретению товаров, а, значит, наиболее распространенным по числу и частоте заключений среди всех договоров является договор розничной купли-продажи. Усложнение экономических механизмов, рост производства товаров, создание условий для свободной конкуренции в предпринимательской сфере ставит потребителя и продавца (изготовителя) не в равном положении, в результате более слабой стороной является потребитель. Кроме того, российское общество характеризуется такими негативными особенностями как недостаточно развитый уровень правосознания, а также правовым нигилизмом. Потребитель изначально более уязвимая сторона по договору розничной купли-продажи, потому что как правило не обладает специальными познаниями в области экономики, права, технологий производства, техники. Все это, безусловно, влияет на отношения между покупателем и продавцом, возникающие в связи с заключением договора розничной купли-продажи. Необходимо отметить и то, что рыночная экономика еще до конца не сформировалась, а потому взаимоотношения между потребителем и продавцом еще не оформились окончательно.
Исходя из вышесказанного, потребитель особо нуждается в защите своих прав со стороны государства, поэтому российское законодательство в области защиты прав потребителей постоянно совершенствуется с целью создания действенных механизмом для реализации правовых норм в указанной области, а также для эффектной защиты прав потребителей, однако этот процесс нельзя считать завершенным. Каждый при заключении договора розничной купли-продажи рассчитывает на то, что товар ему будет предоставлен надлежащего качества, отвечающий требованиям безопасности, соответствующий заявленной информации, а порой приобретаемые товары являются пищевыми продуктами, а, значит, правовое регулирование в области защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи должно быть в достаточной степени отражено в законодательстве.
Законом «О защите прав потребителей» провозглашены основные права потребителей, а также закреплены основные правовые положения относительно системы органов, функционирующих в области защиты прав потребителей. Одной из главных задач государства в политике защиты прав потребителей является обеспечение доступности обращения граждан в соответствующие органы для защиты и восстановления своих нарушенных прав. Кроме того, государственная политика должна способствовать реализации прав граждан в указанной области и их эффективной защите, что служит основной гарантией удовлетворения потребностей и интересов населения. Всё это является необходимыми мерами государственного вмешательства в частно-правовые отношения потребителей и продавцов.
Заинтересованность государства к защите прав потребителей подтверждается тем, что в 2017 году впервые, за 25 лет развития национальной системы в указанной области, был создан официальный документ, который утвердил приоритетные стратегические направления на ближайшие десятилетия (до 2030 года). В Стратегии провозглашены основные цели государственной политики:
- обеспечение достойного уровня и качества жизни населения РФ;
- соблюдение прав граждан и обсечение доступа к безопасным товарам;
- обеспечение эффективной защиты интересов и прав потребителей всех слове населения .
Достичь поставленные цели, призван план соответствующих мероприятия, который также утвержден Правительством РФ .
Согласно структуре и динамике обращений граждан в территориальные органы Роспотребнадзора по различным вопросам, касающимся нарушения потребительских прав, в 2017 году поступило всего 134 719 обращений граждан по соблюдению требований законодательства в области защиты прав потребителей в сфере розничной торговли, однако это на 8% меньше, чем было 2016 году, и на 12% меньше показателей 2015 года.
Удельный вес обращений за нарушение требований законодательства о защите прав потребителей в 2017 год составил 44 % от общего числе обращений в территориальные органы Роспортебнадзора. Относительно розничной торговли продовольственными товарами всего поступило 30 677 обращений граждан, непродовольственными - 104042 обращения. Таким образом, 13% составляют жалобы относительно продовольственных товаров и 77 % непродовольственных.
Анализ обращений показал, что в 11 812 обращений граждан содержались сведений о причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности исследования составляют работы таких ученных и специалистов в области права по защите прав потребителей как А.А. Райлян, А.П. Сергеев, А.Е. Шерстобитов, С.П. Гришаев, Б.Н. Гонгало, Ю.А. Макаров, Н.Н. Агофонова, Ю.Я. Макаров, М.Ю. Ильечива, В.В. Павленко, Н.Г. Понамарева, Г.М. Соколова, Д.Е. Гусятникова, В.Н. Ткачёв.
Цель работы выявить оптимальные способы защиты нарушенных прав и интересов потребителей в сфере розничной купли-продажи.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
- определить сущность и основные виды договора розничной купли - продажи;
- определить круг субъектов, участвующих в отношениях возникающих из договора розничной купли-продажи, их права и обязанности;
- изучить основные способы защиты нарушенных прав потребителей и выявить их особенности;
- проанализировать судебную практику и выявить актуальные проблемы в изучаемой области.
Объектом исследования выступает действующее законодательство области защиты прав потребителей.
Предметом исследования являются права потребителей, а также правовые формы и средства защиты нарушенных прав.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы такие как теоретический анализ и синтез, а также юридические методы познания - сравнительно-правовой, метод анализа и толкования правовых актов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, с раскрытыми подпунктами, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На первом этапе нашего исследования нами было рассмотрены понятие и виды договора розничной купли-продажи, права и обязанности сторон по данному договору, а также правовые последствия ненадлежащего исполнения договора розничной купли-продажи. На данном этапе исследования нам удалось рассмотреть защиту прав потребителей с теоретической стороны, изучить основные понятия по теме исследования. Так, по договору розничной кули-продажи одной стороной является продавец, т.е. лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, а второй стороной - потребитель, т.е. лицо, приобретающее тот или ной товар для личных, несвязанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
На основе теоретического анализа договора розничной купли-продажи, а также его видов, можно заметить, четкое соотношение императивных, диспозитивных и имперодиспозитивных условий данного договора. Законодатель использовал прием правового регулирования выраженный в определенном сочетании предписаний, дозволений и запретов, предписаний. Благодаря такой юридической технике потребителю предоставлено больше прав, чем обязанностей по данному виду договора, так как основная цель законодателя уровнять существенное неравенства потребителя и продавца, а также защитить более слабую сторону, которой является потребитель. Важные стадии заключения договора розничной купли -продажи регулируются императивными нормами законодательства, например ст. 426, 428 ГК РФ, что говорит об изъятии из принципа свободы договора, который является основным принципом договорного права.
На втором этапе нашего исследования нами были изучены основные положения о защите прав потребителей, включающие в себя правовое регулирование защиты прав потребителей, основные способы защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи, предусмотренные действующим законодательством, а также на примерах судебной практики разобраны практические проблемы, связанные с защитой право потребителей. Так, защита прав потребителей по договору розничной купли - продажи является совокупностью правовых методов и средств, направленных не только на восстановление нарушенных прав потребителя, а также на компенсацию за их нарушение.
Нам удалось выявить основные особенности, присущие гражданско-правовым средствам защиты прав потребителей: рассмотренные в исследовательской работе средства, защиты предусмотрены действующим законодательством о защите прав потребителей; средства защиты применяются тогда, когда нарушаются какие-либо права потребителей; применение тех или иных средств влечет изменение прав и обязанностей, прежде всего такие изменения происходят для нарушителя, кроме того, средства защиты направлены на восстановление и компенсацию прав потребителей; зачастую, исходя из предусмотренных норм, потребитель сам вправе выбрать средство защиты, при этом, если законом предусмотрено, то одновременно потребитель может выбрать несколько средств защиты нарушенных прав; средства защиты являются в первую очередь правами потребителей. За нарушения прав потребителей наступает гражданская, административная или уголовная ответственность. Не соблюдение, нарушение действующего законодательства о защите прав потребителей приводит к негативным последствиям для виновной стороны (продавца, производителя). На конкретных примерах из судебной практики нами были продемонстрированы каким именно образом происходит защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи. Были выявлены определённые проблемы присутствующие при практическом применении норм права к защите прав потребители, в частности - уменьшение штрафных санкций к виновной стороне.
Таким образом, отношения по защите прав потребителей по договору розничной купли-продажи имеют свою специфику. Данные отношения наполнены экономическим содержанием. Анализ законодательства о защите прав потребителей показал, что правовой механизм в исследуемой области носит охранительный характер и направлен на получение потребителям качественных и безопасных товаров, это обеспечивается, прежде всего, большим спектром дополнительных прав у потребителя, которые появляются при заключении договора купли-продажи. Отношения, возникающие по договору розничной купли-продажи регулируются Граждански кодексом РФ, Законом «О защите прав потребителей», и принимаемых в соответствии с ними федеральными законами и иными правовыми актами РФ. Однако, безусловно, правовой механизм в исследуемой области нуждается в совершенствовании, а именно теоретическое изучение вопроса позволит увидеть пути решения проблем, возникающих на практике.



1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 -ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
1.2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ.
29.01.1996. N 5. Ст. 410.
1.3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ.
18.11.2002. N 46. Ст. 4532.
1.4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63 -ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.
1.5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019)
1.6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от
06.02.2019) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822.
1.7. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. от 29.07.2017)// Собрание законодательства РФ.
30.12.2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
1.8. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ.
15.01.1996. N 3. Ст. 140.
1.9. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" (ред. от 04.10.2012) // Собрание законодательства РФ. 08.10.2007. N 41. Ст. 4894.
1.10. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам" (ред. от 04.10.2012) // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3657.
1.11. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (ред. от 30.05.2018)// Собрание законодательства РФ. 26.01.1998. N 4. Ст. 482.
1.12. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (ред. от 26.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. N 28. Ст. 2899.
II. Специальная литература
2.1. Валеев Д. Х., Челышев М. Ю. Договор розничной купли-продажи: продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2010. №4.
2.2. Витрянский, В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды: учеб. Пособие. М., 2017. 390 с.
2.3. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие. М.,
2017 г. 503с.
2.4. Гладков Евгений Евгеньевич Договор розничной купли-продажи:
общие положения и способы защиты // Актуальные проблемы
современности: наука и общество. 2016. №3 (12).
2.5. Гладков Евгений Евгеньевич Договор розничной купли -продажи:
общие положения и способы защиты // Актуальные проблемы
современности: наука и общество. 2016. №3 (12).
2.6. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. М, 2017. 550 с.
2.7. Гражданское право: Учебник. Часть первая / Отв. ред. В.П. Мозолин. М., 2016. 480 с.
2.8. Дмитриев М.А. К вопросу о способах защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи/М.А.Дмитриев//Юрист.2015.№9.
2.9. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2017 году: Государственный доклад. М, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017 120 с.
2.10. Золотухина, Т.А. Постатейный комментарий к новой редакции Закона РФ «О защите прав потребителей» / под ред. Т.А. Золотухиной. М., 2017. 465 с.
2.11. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / Я. Е. Парций. М., 2016. 300 с.
2.12. Лихачев, Г.Д. Гражданское право: учеб. пособие / Г.Д. Лихачев. М., 2018. 720 с.
2.13. Марков Ю. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" М., 2018. 358 с.
2.14. Медведева Д. И. Защита прав потребителей в договорных отношениях // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. №2 (5).
2.15. Нилов И.Л. Возникновение потребительского экстремизма // Евразийская адвокатура. 2018. №5 (36).
2.16. План мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на
период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: //
http: / / static. govemment.ru
2.17. Романец, Ю. В. Система договоров в гражданском праве России: учеб. пособие / Ю.В. Романец. М.,2017. С. 99-101.
2.18. Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https: // rospotrebnadzor.ru /documents/details.php.
2.19. Талабаев Евгений Алексеевич Проблемы защиты прав
потребителей при продаже товаров // Наука. Общество. Государство. 2018. №1 (21). [Электронный ресурс]. Режим доступа: //
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zaschity-prav-potrebiteley-pri-prodazhe- tovarov
III. Материалы судебной практики
3.1. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" // Российская юстиция. N 4. 1998.
3.2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" от 28.06.2012 // Российская газета. N 156. 11.07.2012.
3.3. Решение Лефортовского районного суда гор. Москвы от 31 марта 2015 г. // Архив Лефортовског районного суда гор. Москвы, 2015 г. Дело № 2-1167/2015
3.4. Решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 06 декабря 2018 года // Архив Кизнерсного районного суда пос. Кизнер, 2018 г. Дело №2-661/2018
3.5. Решение мирового судебного участка № 1 гор. Можги от 05 июня 2018 года // Архив Мирового судебного участка № 1 гор. Можги, 2018 г. Дело № 2-406/18
3.6. Решение Мирового судебного участка № 3 гор. Можги от 12 сентября 2018 года // Архив Мирового судебного участка № 3 гор. Можги, 2018 г. Дело № 2-891/18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ